Кто такой продуктовый аналитик, что делает и где работает?

Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Здравствуйте, друзья! В статье мы поговорим об аналитиках продуктов. Узнаем, чем они занимаются, что входит в обязанности, с какими инструментами работают, а также расскажем о востребованности, перспективах, плюсах и минусах профессии product analyst.

Часть 1. Кто такой продуктовый аналитик и чем занимается?

Продуктовый аналитик – это специалист, который изучает поведение пользователей, анализирует статистические данные и помогает бизнесу принимать правильные решения. В качестве продукта может выступать программное обеспечение, сайт, веб-сервис, мобильное приложение, игра и т. д.

Специалист занимается сбором информации и последующей интерпретацией результатов, чтобы выяснить:

  1. Какие категории посетителей становятся клиентами;
  2. Какие факторы приводят к целевому действию (заказ, покупка, подписка и пр.), а какие – к отказу;
  3. Как часто и каким образом потребители взаимодействуют с продуктом и т. д.

Профессия востребована в бизнесе, поскольку product-аналитик помогает достичь важных целей:

  • Формировать ценность продукта для целевой аудитории;
  • Увеличивать количество покупателей, и, как следствие, продажи и прибыль;
  • Обходить конкурентов;
  • Находить точки роста и слабые места.

Рекомендуем также прочитать нашу статью «Как научиться продуктовой аналитике с нуля и стать product analyst».

Часть 2. Что входит в обязанности продуктового аналитика?

В обязанности product-аналитика входит сбор информации из разных источников и их последующий анализ. На основе данных он делает выводы, например, о предпочтениях интернет-пользователей или проблемных местах продукта.

К задачам продуктовой аналитики также относятся:

  1. Исследование пользовательского опыта, разработка Customer Journey Map.
  2. Изучение конкретных действий на сайте: клики, переходы, добавление товара в корзину и пр.
  3. Формулирование гипотез, их проверка с помощью A/B-тестирования, выявление закономерностей.
  4. Выстраивание системы метрик в зависимости от потребностей бизнеса.
  5. Поиск факторов и причин отказа пользователей от продукта.
  6. Внедрение онлайн-сервисов для автоматизации рутинных задач.
  7. Подготовка отчетов, графиков и дашбордов.
  8. Разработка плана по устранению существующих проблем совместно с другими специалистами, например, с программистом и интернет-маркетологом.
Подборка курсов Все онлайн-курсы по продуктовой аналитике в 2025 году
Посмотреть подборку

Часть 3. С какими инструментами работает продуктовый аналитик?

Продукт-аналитик должен знать хотя бы один из языков программирования: Python, Java или R. С его помощью можно решить множество задач - обработать большие объемы данных, автоматизировать процесс анализа информации, построить модели прогнозирования, провести кластеризацию клиентов и т. д.

А также аналитику нужно уметь использовать SQL для работы с базами данных: для создания отчетов, соединения таблиц и фильтрации значений по заданным параметрам.

Перечислим основные инструменты, с которыми работает product-аналитик:

  1. Яндекс.Метрика и Google Analytics для определения источников трафика, конверсии, количества посетителей и просмотров.
  2. Google Tag Manager или Segment для сбора данных.
  3. Сервисы для мобильной аналитики – AppMetrica, Adjust, Amplitude и др.
  4. Mixpanel – инструмент для изучения поведения пользователей.
  5. Tableau или Power BI для визуализации данных.
  6. Электронные таблицы Excel или Google Sheets.

Мы собрали на нашем сайте лучшие курсы по продуктовой аналитике от ведущих онлайн-школ с реальными отзывами учеников. Воспользуйтесь удобными фильтрами, чтобы сравнить несколько обучающих программ и выбрать оптимальный вариант по стоимости, формату обучения, наличию трудоустройства и другим параметрам.

Часть 4. Востребованность продуктовых аналитиков

Продуктовый аналитик – перспективная и востребованная профессия, поскольку специалист помогает развивать продукт, опираясь на точные данные, а также находит точки роста, чтобы масштабировать бизнес. Направление является новым, но уже сейчас product-аналитики требуются в разных отраслях, прежде всего, в IT-сфере, финансовом секторе и интернет-маркетинге.

Например, на HeadHunter почти 250 вакансий для аналитиков продукта. Большинство работодателей ищут специалистов с опытом от 1 до 3 лет в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Казани, Перми и Нижнем Новгороде.

Часть 5. Перспективы в карьере

В продуктовой аналитике выделяют 3 ступени профессиональной компетенции:

  1. Junior product analyst – решает простые задачи: делает запросы с помощью SQL, сортирует и анализирует данные в электронных таблицах.
  2. Middle – свободно владеет инструментами product-аналитики: пишет скрипты на Python, готовит дашборды, самостоятельно формулирует гипотезы и проводит A/B-тесты.
  3. Senior – помимо перечисленных выше компетенций имеет навыки управления, руководит джуниорами и мидлами, сотрудничает со смежными отделами (коммерческим или финансовым департаментом и продакт-менеджерами).

В профессии есть несколько карьерных перспектив:

  • Вертикальный рост с должности младшего продуктового аналитика до руководителя/директора подразделения.
  • Открытие собственного бизнеса в сфере product-аналитики или работа в качестве независимого эксперта.
  • Изучение смежных, более технологичных направлений, например, Big Data.

О доходах специалиста читайте в нашей статье «Сколько зарабатывает продуктовый аналитик в месяц».

Часть 6. Плюсы и минусы профессии

6.1. Достоинства

  1. Получить профильное образование можно на онлайн-курсах
  2. Можно устроиться в офис на полный день или работать удаленно по гибкому графику
  3. Востребованность на рынке труда, особенно в IT и финансах
  4. Высокий заработок даже у начинающих специалистов
  5. Есть перспективы роста в карьере в этой или смежной отрасли, например, в Data Science.

6.2. Недостатки:

  1. Высокий порог вхождения, поэтому не получится освоить профессию самостоятельно
  2. Вероятны переработки, сильная нагрузка из-за долгой работы за компьютером
  3. Нужны знания из разных отраслей: маркетинг, статистика, программирование и др.
  4. Большая личная ответственность, возможны завышенные ожидания у руководства
  5. Требуется постоянное повышение квалификации, дополнительное обучение

Часть 7. Перечень наших постов на тему аналитики

Обрати внимание на все наши статьи, посвящённые профессии аналитика:

  1. Кто такой аналитик, чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать;
  2. Кто такой бизнес-аналитик, что делает и где работает;
  3. Сколько зарабатывает бизнес-аналитик в России и за границей в месяц;
  4. Как научиться бизнес-аналитике с нуля и стать business analyst;
  5. Какие книги рекомендуются для бизнес-аналитика;
  6. Сколько зарабатывает продуктовый аналитик в месяц;
  7. Кто такой web-аналитик, что делает и где работает;
  8. Сколько зарабатывает web-аналитик в месяц;
  9. Как научиться web-аналитике с нуля и что для этого нужно;
  10. Кто такой маркетолог-аналитик, чем занимается, сколько зарабатывает + как им стать;
  11. Кто такой Data Scientist, что делает и где работает;
  12. Сколько зарабатывает Data Scientist в России и рубежом за месяц;
  13. Как обучиться Data Science и стать Дата Сайентистом с нуля;
  14. Кто такой дата-инженер, что делает и где работает;
  15. Сколько зарабатывает инженер данных в России и за границей в месяц;
  16. Как научиться Data Engineering с нуля и стать инженером данных;
  17. Кто такой аналитик Big Data, что делает и сколько зарабатывает;
  18. Как стать аналитиком Big Data с нуля и что нужно знать;
  19. Как научиться аналитике данных на Питон и сколько на этом зарабатывают
  20. Кто такой аналитик на R: обязанности, зарплата и как им стать
  21. Кто такой SQL-аналитик, чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать
Оцените статью
Ваша оценка 0 / 5
Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Расскажите, кем вы сейчас работаете и хотели бы стать продуктовым аналитиком?

Комментарии

Комментариев пока нет. :(

Написать комментарий

Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет