Здравствуйте, друзья! В этой статье мы расскажем, как тебе (ученику на семейной форме обучения) и вашим родителям организовать и пройти обязательные аттестации в 2025 году. Разберемся в изменениях законодательства, видах аттестаций (промежуточная, зачётная и итоговая), где их можно сдавать (в обычных школах, экстернатах или онлайн-школах) и как это сделать дистанционно.
Вы узнаете, с какой школой нужно заключить договор, какие документы подготовить, в какой форме и как часто надо проверять знания, а также какие права и обязанности возникают у родителей, учеников и учителей. Настрой у статьи ободряющий и практичный – мы покажем, что аттестация на семейном обучении это выполнимая задача, если всё правильно организовать.
Семейное обучение – это форма получения образования, при которой ребенок учится вне школы (дома) по желанию семьи и без каких-либо особых оснований. Право на семейную форму обучения гарантируется Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Родители несут полную ответственность за обучение ребенка в этом случае и должны обеспечить ему условия для освоения программы и прохождения аттестаций.1 В Семейном кодексе РФ (ст. 63) также указано, что родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
По состоянию на 2025 год действуют обновленные требования к семейному обучению:
Обязательная промежуточная аттестация не реже одного раза в год. Ранее регулярность аттестаций во многом определялась договоренностью со школой и решением родителей, но с 2024 года закон уточнил, что как минимум раз в год ученику на семейном обучении необходимо пройти оценку знаний.
Это изменение закреплено поправками в Закон об образовании (ст. 58) и призвано исключить ситуации, когда ребенок остается без контроля успеваемости весь год. Теперь по итогам каждого учебного года семейник должен либо «закрыть» аттестации за свой класс, либо пройти их экстерном за несколько классов сразу (если ускоренно обучается).
Цифровизация процесса. Результаты аттестаций могут фиксироваться в Федеральной государственной информационной системе «Моя школа», что упрощает взаимодействие между семьями и школами. Кроме того, с 2024 года запускаются новые электронные инструменты (о них подробнее в части 4), позволяющие отследить учебный прогресс онлайн и представить результаты аттестаций в электронном виде.
Разрешение дистанционных форм. Министерство просвещения РФ в 2023–2024 гг. издало приказы, которые расширяют перечень допустимых форм промежуточной аттестации. Теперь наряду с очными экзаменами в школах можно официально проходить аттестацию удаленно – например, в формате онлайн-тестирования или видеоконференции, с соблюдением процедур идентификации и прокторинга. Такие результаты признаются легитимными и заносятся в документы об образовании.
Важно понимать, что регионы могут вводить дополнительные положения по организации семейного обучения. Например, в некоторых субъектах РФ родителям выплачивается компенсация затрат на семейное обучение ребенка. Согласно данным на 2025 год, такие выплаты действуют в Московской, Тульской, Свердловской областях и ряде других регионов.1
Размер и условия получения компенсации различаются – как правило, это фиксированная сумма в год или квартал, выплачиваемая при условии успешного прохождения аттестаций и подтвержденных расходов на обучение. Чтобы узнать точнее, положены ли вам выплаты, нужно обратиться в местный департамент образования.1 Кроме того, региональными актами могут устанавливаться сроки подачи уведомления о переходе на семейное обучение и порядок прикрепления к школам на территории региона.
Помимо ФЗ №273-ФЗ, стоит обратить внимание на приказы Минпросвещения РФ, регулирующие аттестацию. Например, Приказ Минпросвещения России № 232 от 04.04.2023 устанавливает порядок ликвидации академической задолженности (неудовлетворительных результатов аттестации) и подтверждает право ученика на две пересдачи.
Также ст. 58 Закона об образовании (в ред. 2024 г.) прямо запрещает взимать плату за прохождение промежуточной аттестации в школе – то есть аттестоваться в государственной школе должно быть бесплатно.2
Ст. 59 Закона об образовании описывает итоговую аттестацию (ОГЭ/ЕГЭ) и распространяет ее на всех обучающихся, включая семейников.
Ст. 44 и ст. 63 того же закона закрепляют права родителей выбирать форму обучения и обязанности обеспечить получение ребенком общего образования. На уровне регионов существуют собственные положения о семейном обучении, но они не могут противоречить федеральному закону, а лишь конкретизируют его реализацию (например, как организуется прикрепление к школам, какие документы подаются и т.п.).
Итог: к 2025 году семейная форма обучения законодательно поддержана и окружена более четкими правилами. С одной стороны, у семьи широкие права в выборе способа обучения, с другой – введены механизмы контроля (обязательные аттестации, учет в информационных системах), чтобы качество образования не страдало.
Чтобы ученик на семейном обучении успешно прошел аттестацию, необходимо выполнить несколько шагов. Ниже перечислены ключевые этапы, которые предстоят тебе и твоим родителям в процессе организации аттестаций.
Прежде всего, родителям нужно прикрепить ребёнка-«экстерна» к какой-либо школе или образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию по соответствующим программам. Это прикрепление может быть постоянным (на весь учебный год) либо временным – только на период сдачи аттестации. В любом случае, без школы аттестоваться нельзя, так как только аккредитованное учреждение имеет право проводить аттестацию и выдавать официальные документы.
Что нужно сделать: выбрать школу (необязательно по месту жительства – можно любую, даже в другом городе, которая согласна принять семейника), написать заявление о зачислении на семейное обучение для прохождения аттестаций, и заключить со школой договор.
К заявлению обычно прилагаются копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка, паспорт родителя, предыдущий аттестат или табель (если ребенок уже учился в школе раньше), а также справка о переходе на семейное обучение (при наличии).
Школа издает приказ о зачислении ученика на экстернат (семейную) форму. Убедитесь, что у выбранной школы есть лицензия и аккредитация на дистанционное обучение (если планируется сдавать онлайн).
Некоторые школы официально указывают, что работают с семейниками – их списки можно найти на порталах региональных министерств образования или на сайте «Электронное образование» вашего региона.
После прикрепления необходимо согласовать со школой все детали проведения промежуточных аттестаций: когда и в каком формате ребенок будет сдавать предметы. Школа обычно предоставляет график аттестаций – например, в конце каждого полугодия или учебного года, или по мере освоения программы. Родители имеют право обсудить этот график, чтобы он был удобен ребенку. Формат может быть очным (приходить в школу и сдавать лично) или дистанционным (если школа предусматривает такую возможность).
Все эти условия фиксируются либо в уставе и локальных актах школы, либо индивидуально в договоре с семьёй. Для обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) школа должна предоставить адаптированные условия: специальные задания, больше времени, возможность присутствия тьютора и т.д. (Например, приказ Минпросвещения №458 от 2024 года регламентирует, что задания могут быть скорректированы под возможности ребенка-инвалида).
Совет для родителей: обсудите заранее, в каком виде будет проходить проверка по каждому предмету – тест, устный опрос, проект, сочинение и т.п., а также нужно ли приезжать лично или можно подключиться онлайн.
Промежуточная аттестация – это проверка знаний по программе класса, которую ученик осваивает дома. Её цель – допустить ребенка к следующему году обучения и к итоговым экзаменам. Как правило, промежуточные аттестации проводятся 1 раз в год (в конце года за пройденный класс). Однако по договоренности их могут проводить чаще (например, каждый семестр) или реже (совмещая материалы за два класса сразу, если ребенок учится ускоренно). Формат сдачи зависит от возраста и предмета.
Например: в 1–4 классах часто устраивают тестирование по основным предметам (математика, русский, окружающий мир), а результаты выставляют в формате «зачет/незачет» без традиционных оценок. Начиная с 5 класса, обычно оценивают по 5-балльной шкале контрольными работами или устными ответами по каждому предмету.
Обратите внимание: ученик на семейном обучении обязан проходить аттестацию по всем предметам учебного плана своего класса. Нельзя пропустить какой-то предмет – даже по «второстепенным» дисциплинам (музыка, ИЗО, технология и др.) нужно отчитаться. Впрочем, некоторые предметы можно зачесть без экзамена: например, если ребенок профессионально занимается спортом, вместо сдачи физкультуры родители могут предоставить справку из спортивной секции, и школа поставит аттестацию автоматически. Такие моменты стоит согласовать заранее и прописать в договоре со школой.
В 9–11 классах роль промежуточной аттестации частично выполняют итоговые государственные экзамены. В 9 классе это ОГЭ, в 11 классе – ЕГЭ. Тем не менее, перед допуском к ОГЭ/ЕГЭ семейник тоже должен не иметь академических задолженностей по годовым оценкам. Обычно в 9 и 11 классах школа требует хотя бы раз аттестоваться по тем предметам, которые не входят в ОГЭ/ЕГЭ, чтобы выставить годовые оценки. Основное внимание, конечно, уделяется тем предметам, которые ученик будет сдавать на госэкзаменах.
В 9 классе это русский язык, математика и 2 предмета по выбору (например, обществознание и история или биология и химия).
В 11 классе – русский язык, профильная или базовая математика, а также от 2 до 4 предметов по выбору (в зависимости от планов поступления). Эти экзамены (ОГЭ/ЕГЭ) проводятся централизованно по общероссийскому расписанию. Мы еще вернемся к деталям итоговой аттестации в части 9.
После прохождения аттестации школа оформляет документы. Ребенку выдадут справку о прохождении промежуточной аттестации с результатами – там будет указано, за какой период он аттестован (например, за 5 класс полностью), по каким предметам и какие оценки или зачеты получил. Если аттестация пройдена успешно, ученик допускается к следующему классу или к итоговым экзаменам.
Если же результат неудовлетворительный по какому-либо предмету, возникает академическая задолженность (простой пример – «двойка» за годовую контрольную по математике означает, что предмет не зачтен). По закону ученику дают право на две пересдачи по каждому предмету с долгом.3 Пересдать можно в те сроки, которые назначит школа (обычно через некоторое время для подготовки, часто в течение лета или в начале следующего учебного года).
Пересдача проходит так: первый раз экзамен принимает учитель предметник, а если снова неуспешно – создается комиссия из нескольких педагогов.3 Если и комиссия поставила неудовлетворительно, то считается, что ученик не ликвидировал задолженность. В таком случае школа обязана предложить варианты: оставить на второй год, перевести на очное или заочное обучение. Для семейной формы это фактически означает возврат в обычную школу.
Согласно закону, если семья не справилась с обучением (ребенок не сдал аттестации даже после попыток пересдать), то ребенок переходит на обучение в образовательную организацию – иначе говоря, теряет право заниматься дома и вынужден продолжить учебу очно (начать заново год в школе).3 Этот момент – один из рисков семейной формы, о котором важно знать родителям (см. часть 12 и 13). К счастью, при должной поддержке и подготовке до такого обычно не доходит.1
Если кратко суммировать, то алгоритм такой: вы прикрепляетесь к школе → согласуете план → сдаете промежуточные зачёты → в случае успеха двигаетесь дальше, в случае неудачи пересдаете или возвращаетесь в школу. Ничего страшного в аттестации нет – если ты (ученик) регулярно занимался по программе, то сдача пройдет благополучно.
А школа со своей стороны обязана создать все условия: предоставить задания, экстерну – возможность воспользоваться библиотекой, учебниками, консультациями учителей при подготовке. Дальше мы подробно рассмотрим отдельные нюансы каждого из этих этапов.
Частота проведения промежуточной аттестации на семейном обучении может различаться в зависимости от правил школы прикрепления. По закону минимально достаточно проходить аттестацию раз в год, чтобы подтвердить освоение программы класса. Однако школы имеют право установить и более частый контроль знаний – например, раз в полугодие или четверть. Все условия для обучающихся на семейной форме фиксируются в локальных актах школы (Положение о промежуточной аттестации) и непосредственно в договоре с родителями.
Варианты периодичности аттестаций, которые встречаются на практике:
1 раз в год (итоговая аттестация за год). Самый распространенный вариант: ребенок осваивает всю программу класса дома, а в конце учебного года (обычно в апреле-мае) сдаёт экзамены по всем предметам сразу. Это удобно тем, что не нужно часто отвлекаться на проверки, но нагрузка концентрируется в один период. Подходит мотивированным и организованным ученикам.
2 раза в год (по полугодиям) или 4 раза в год (по четвертям). В этом случае материал делится на части, и проверки проходят чаще (например, в конце каждой четверти). Плюс в том, что материал «порционно» и ребенку легче подготовиться к каждой аттестации. Минус – нужно регулярно проходить процесс экзаменов, что может утомлять. Обычно четвертные аттестации практикуются в начальной школе, чтобы маленькому ученику не пришлось сдавать всё разом за год.
Гибкий график по темам/модулям. Иногда школа разрешает семейнику приходить на аттестацию сразу после того, как изучена определенная тема или раздел. Например, можно сдавать по мере готовности: закончили раздел «Дроби» по математике – пришли написали проверочную, закрыли этот материал. Такой подход требует очень тесного взаимодействия с учителем, но может быть эффективным, если ребенок учится рывками или неравномерно по предметам.
За несколько классов одним блоком. Закон не запрещает проходить промежуточную аттестацию сразу за 2 класса в один год.1 Например, ученик может за год освоить программу 5-го и 6-го класса и в конце года сдать аттестации за оба класса. Многие онлайн-школы предлагают ускоренные программы экстерната «2 в 1».
Конечно, для этого нужна высокая успеваемость и способность к интенсивному обучению. График таких аттестаций составляется индивидуально. Если ребенок успешно сдает программу двух классов, его переведут сразу на два года вперед. Таким образом можно окончить школу раньше на год или два.
В любом случае, точное количество промежуточных аттестаций и их график оговариваются со школой заранее.1 Рекомендуем родителям обсудить этот вопрос при прикреплении: сколько сессий контроля знаний будет и в какие месяцы. Все договоренности должны быть прописаны в договоре или официальном письме.
Если школа формально пишет «раз в год», а вам хочется чаще для подстраховки – можно самостоятельно договориться с учителями о дополнительных проверочных работах (например, пройти пробные тестирования на платформе школы). Тут важно найти баланс: слишком редкие аттестации чреваты тем, что объем сдачи будет очень большим, а слишком частые – могут лишить семейное обучение гибкости.
Помни (ученику): если тебе проще показывать знания постепенно, попроси родителей договориться о более частых зачетах. Если же ты уверен, что освоишь годовую программу и сдашь все разом – можно ограничиться одной итоговой аттестацией в год. Главное – не затягивать: в каждом классе должны быть закрыты все предметы, иначе возникнет академическая задолженность.
Кстати, на нашем сайте можно подобрать онлайн-школу, в которой удобно проходить аттестации – см. часть 11. Мы собрали отзывы родителей и условия разных школ, чтобы помочь вам выбрать оптимальный вариант.
Современные технологии облегчают жизнь и ученикам на семейной форме, и их родителям, и педагогам.
В 2025 году появились и развиваются несколько новых инструментов, которые помогут успешно пройти аттестацию:
На федеральной платформе «Таланты России» запущен функционал электронного портфолио ученика. Туда можно вносить сведения о пройденных онлайн-курсах, олимпиадах, проектах, творческих работах ребенка. Для семейников это особенно полезно: такое портфолио может частично продемонстрировать прогресс ребенка вместо традиционного школьного дневника.
Некоторые школы учитывают достижения из портфолио при аттестации (например, за победу в олимпиаде могут сразу поставить зачет по профильному предмету). В будущем учет внеклассных достижений может позитивно сказаться при поступлении – данные «Таланты России» учитываются вузами при приеме абитуриентов.
Раньше аттестацию удаленно провести было сложно из-за проблем с контролем (как проверить, что ученик не списывает дома?). Сейчас появились технологические решения – системы прокторинга с искусственным интеллектом. Пример – платформа «Экзамус», которую начинают использовать некоторые онлайн-школы.
Ученик выполняет тест дома за компьютером, а программа через веб-камеру следит за его действиями: фиксирует, что в комнате нет посторонних, что глаза не бегают по шпаргалкам, и т.д. Такие AI-наблюдатели позволяют официально провести дистанционную аттестацию близко по строгости к очной. Для ученика это плюс – меньше стресса, можно сдавать из комфортной обстановки, но придется соблюдать правила (не отводить взгляд от экрана, не выключать микрофон и пр.). Пока что прокторинг применяется в основном для тестов и экзаменов в старших классах.
Одна из сложностей на семейном обучении – практические работы по физике, химии, биологии. Не у всех дома есть лабораторное оборудование, да и проверять такие навыки дистанционно трудно. В 2025 году получила развитие платформа «Российская электронная школа» (РЭШ) с виртуальными лабораториями. Это онлайн-симуляторы, где можно выполнить лабораторную работу «в компьютере».
Например, смешивать реагенты в виртуальной пробирке и наблюдать реакцию. Ряд школ принимают результаты занятий в виртуальной лаборатории в качестве зачета по практической части. Учителям тоже становится проще – не нужно лично присутствие ребенка, достаточно, чтобы он прислал отчет или скриншоты из виртуального эксперимента. Конечно, это не полностью заменит реальный опыт, но как выход для семейников – очень хорошее подспорье.
Помимо вышеназванного, существует множество вспомогательных сервисов: электронные дневники для семейников, чаты с учителями, расписания вебинаров. Например, платформы вроде Skysmart, Учи.ру, ЯКласс предлагают интерактивные тренажеры для подготовки к аттестации.
А проект «Сферум» (совместная инициатива VK и Минпросвещения) предоставляет защищенную среду для видеоконференций – через него некоторые школы проводят удаленные устные зачеты или защиты проектов. Все эти инструменты делают семейное обучение более структурированным и подконтрольным: родители могут отслеживать успеваемость онлайн, а дети – получать обратную связь не выходя из дома.
Нововведения 2025 года направлены на то, чтобы сблизить семейное и школьное обучение. Государство постепенно создает инфраструктуру, позволяющую домашним ученикам пользоваться теми же ресурсами, что и обычным школьникам. В результате семейникам легче подтвердить свои знания, а учителям легче их оценивать.
Одним из распространенных вопросов: «Аттестация на семейном – это нужно сдавать все предметы или только основные?» Отвечаем: сдавать нужно все предметы, которые предусмотрены учебным планом для соответствующего класса. То есть семейник проходит проверку по тому же перечню дисциплин, что и его сверстники в школе.
Часто акцент делают на ключевых предметах: русский язык, математика, литература, история, физика, иностранный язык и т.д. Но и про такие уроки, как физкультура, технология, ИЗО, музыка, тоже нельзя забывать. Школа обязана провести аттестацию по каждому из них (просто формат может отличаться).
Например, по физкультуре это может быть сдача нормативов или предоставление медицинской справки об освобождении/занятиях спортом, по ИЗО – предъявление творческих работ, по технологии – проект или поделка, по музыке – исполнение произведения или тест по теории.
Важно: условия сдачи каждого предмета зависят от конкретной школы и должны быть указаны в договоре. В начале обучения на семейной форме вам вместе со школой нужно составить индивидуальный учебный план или как минимум ознакомиться с ее рабочим учебным планом, чтобы знать, какие предметы подлежат аттестации.
Например, где-то в 10-11 классе профильные предметы могут изучаться углубленно – соответственно, и спрашивать их будут глубже. Либо в некоторых школах есть дополнительные курсы (региональный компонент, факультативы) – обычно семейников они не касаются, но лучше уточнить.
Есть возможность освободиться от некоторых предметов при наличии достижений вне школы. Мы упоминали это выше: если ребенок посещает, скажем, художественную школу, то по согласованию можно засчитать это за курс ИЗО (обычно для этого пишется заявление и прикладывается справка о прохождении программы в учреждении допобразования). То же касается спорта, музыки, иногда даже труда (технологии) – если дома ребенок осваивает эти навыки практически, школа может пойти навстречу. Однако окончательное решение за администрацией школы.
На практике большинство семейников все-таки сдают основные предметы, а по второстепенным либо получают автоматом «зачет» за участие во внешних секциях, либо школа проводит упрощенную форму контроля. Например, по музыке могут попросить снять видео, как ребенок играет на инструменте, по ОБЖ – пройти онлайн-тест и т.п.
Совет родителям: обсудите эти моменты заранее. Возможно, что-то можно заменить справкой, чтобы не перегружать ни ребенка, ни педагогов лишними экзаменами.
Отдельно отметим: Всероссийские проверочные работы (ВПР) не являются обязательными для семейников (подробнее в части 8). Эти работы – не предмет как таковой, а мониторинг знаний, и вне школы их можно не писать. Хотя некоторые школы просят результаты ВПР для статистики.
И последнее: ученик может договориться сдавать два родственных предмета в один день. Например, история и обществознание – в один приезд: сначала написать тест по истории, затем сразу по обществу. Это делается для удобства, чтобы не ездить лишний раз. Но, конечно, это возможно, только если ребенок готов к такому объему за один день. Школы часто идут навстречу и составляют расписание аттестаций компактно, особенно если семья из другого города приезжает – могут спланировать сдачу всех предметов в течение, скажем, одной недели «сессии». Вы тоже можете попросить об этом, если нужно.
Вывод: предметы сдаем все, что положено по программе, но можно оптимизировать процесс – что-то зачесть внешними достижениями, какие-то экзамены объединить. Главное – показать, что программу класса ребенок усвоил по полной, иначе ему не выдадут аттестацию за этот класс.
Стоимость – немаловажный аспект. Здесь все зависит от того, к какому учебному заведению прикреплен ребенок.
Возможны такие ситуации:
В этом случае аттестация для семьи бесплатна, так как образование в государственной школе финансируется из бюджета. Закон прямо указывает, что школа не имеет права брать плату за проведение промежуточной аттестации.2
Поэтому если вы прикрепили ребенка к обычной государственной школе (№ such-то или гимназия и т.п.), то никаких официальных платежей за сдачу зачётов быть не должно. Ребенок бесплатно пишет контрольные, учителя их проверяют в рамках своей работы. То же самое касается и итоговых экзаменов ОГЭ/ЕГЭ – они для всех бесплатны.
Исключение: иногда семьи несут косвенные расходы – например, нужно самостоятельно купить сборники тестов, какие-то учебные материалы, оплатить проезд до школы и проживание (если из другого города). Но сам экзамен – бесплатный.
Многие частные онлайн-школы предлагают услугу аттестации экстернов за определенную плату. Формально вы платите не за сам «экзамен», а за организационно-методическое сопровождение: за то, что школа предоставит задания дистанционно, проверит, выдаст документы. Цены могут быть разными – где-то фиксированная сумма за год за весь пакет аттестаций (например, 20-30 тысяч рублей в год), где-то плата за каждый предмет отдельно. В частной школе это не запрещено, так как вы фактически заключаете договор об образовательных услугах.
Однако! Есть лайфхак: даже если ваш ребенок учится на платных курсах или в частной онлайн-школе, вы все равно можете аттестоваться бесплатно во внешней государственной школе. Закон позволяет прикрепиться для сдачи только на период экзаменов к бесплатной школе. Многие семьи так и делают: учатся где хотят, а сдают экстерном в государственной школе, чтобы не платить за сам факт аттестации.
Некоторые муниципальные школы берут семейников на аттестацию на условиях благотворительного пожертвования или платных услуг через центр дополнительного образования. Официально это не совсем законно (так как аттестация должна быть бесплатно), но на практике встречается. Например, школа говорит: «Мы вас прикрепим, но заключим договор через наш центр развития, и это стоит столько-то».
У родителей есть право отказаться и напомнить про норму закона. Чаще всего можно найти другую школу, которая примет бесплатно. В крайнем случае, заплатить за спокойствие тоже вариант, но нужно понимать, за что вы платите. Желательно, чтобы деньги шли официально через счет школы с оформлением квитанции за какую-то образовательную услугу (например, консультационное сопровождение), а не «в конверте».
Хорошая новость: в некоторых регионах вам даже заплатят за семейное обучение! Как упоминалось, существуют программы компенсаций. Это скорее не «оплата за аттестацию», а возмещение родителю части расходов на обучение ребенка дома. Тем не менее, фактически эти деньги могут покрыть какие-то ваши траты, в том числе и на услуги частных школ, если вы ими пользуетесь. Например, Московская область до конца 2024 года выплачивала порядка 50 тысяч рублей в год на одного ребенка на СО, с 2025 суммы изменяются (в разных регионах по-разному).14
Чтобы получить такие выплаты, обычно после успешной аттестации нужно подать заявление в органы соцзащиты или образования с приложением справки о прохождении аттестации. Таким образом, государство стимулирует родителей заниматься образованием детей – вы экономите бюджету расходы на школу, а вам дают часть средств. Обязательно выясните этот вопрос в вашем регионе – возможно, семейное обучение принесет не расходы, а даже небольшой бонус для семейного бюджета.
Вывод для родителей: аттестация сама по себе не должна стоить денег, если вы сотрудничаете с обычной школой. Все налоги вы уже заплатили – и школа обязана учесть вашего ребенка бесплатно.2 Платные варианты – это скорей вопрос удобства и сервиса. Многие семьи успешно проходят все проверки, не потратив ни рубля (кроме, может, канцтоваров и интернета).
Планируйте бюджет с учетом скрытых расходов: иногда требуется репетитор для подготовки или поездка в другой город на экзамены – это да, ложится на семью. Но есть и возможности сэкономить или получить компенсацию. В любом случае, финансовый вопрос не должен вас пугать: получить аттестат экстерном реально бесплатно.
Форма аттестации – то есть как именно проверяются знания – может быть разной. На семейном обучении формы проверки устанавливает школа. Это прописывается в договоре или положении об аттестации. Родители и ученик должны быть заранее информированы, в какой форме по каждому предмету предстоит аттестоваться.
Перечислим основные формы, которые используются:
Устный экзамен. Ребенок отвечает на вопросы учителя устно, как на школьном устном опросе или экзамене. Может тянуть билеты или просто отвечать по пройденным темам. Обычно устная форма применяется по гуманитарным предметам (история, литература, обществознание) или там, где важно проверить речь (иностранный язык – устный диалог, пересказ). Учитель ставит оценку на основе полноты и правильности ответов. Устный формат чаще выбирают для учащихся средних и старших классов.
Письменная контрольная работа. Классический вариант: ребенок получает задание – например, контрольную работу по математике, диктант по русскому, изложение или тест – и выполняет его письменно на листе. Затем сдаёт работу на проверку. Это наиболее распространенная форма для большинства предметов: математика (решение задач), русский (диктант или тест по грамматике), физика/химия (письменные задачи), биология/география (тесты, письменные ответы).
В последнее время письменные работы могут проводить и на компьютере – в виде электронного теста, но суть та же: ученик самостоятельно пишет ответы, без непосредственного общения с учителем во время выполнения.
Практические нормативы. По физкультуре обычно аттестация – это сдача нормативов: бег на определенную дистанцию, прыжки, подтягивания, упражнения. По трудовому обучению (технологии) – изготовление какого-то изделия, выполнение практического задания (например, сшить фартук, сделать проект чертежа). По информатике – практическая работа за компьютером (набор программы, выполнение задач на ПК). То есть здесь проверяются практические навыки. Формат может быть очный (приходите в спортзал или мастерскую школы) или, если возможно, в виде видеоотчёта.
Проекты, портфолио. Иногда для аттестации просят заранее подготовить творческую работу: реферат, исследовательский проект, презентацию, альбом рисунков (по ИЗО), музыкальное выступление. Ребенок предоставляет эту работу или защищает проект перед комиссией. Такой формат обычно используется как альтернатива экзамену по тем предметам, где важна проектная деятельность или если школа придерживается современных методов обучения. Для семейника это шанс проявить творчество. Например, по литературе можно подготовить исследование по произведению вместо теста.
Комбинированные формы. Не редкость, когда аттестация включает несколько частей. Например, по иностранному языку: сначала аудирование (слушает текст и отвечает на вопросы письменно), потом устный разговор с учителем. Или по химии: сначала тест теоретический, потом решение задач, а потом еще устный разбор ошибок. Школа вправе комбинировать форматы, чтобы всесторонне оценить знания. Это должно быть отражено в плане аттестации, чтобы не стало сюрпризом.
Во всех случаях оценивает и принимает решение комиссия школы (или учитель по поручению директора). Если у родителей есть сомнения в объективности формы – это можно обсудить. Например, вы считаете, что вашему ребенку с дислексией лучше отвечать устно, чем писать – попросите устную форму. Или наоборот, стеснительный подросток лучше напишет тест, чем будет отвечать у доски – договоритесь о письменной форме. Как правило, школы идут навстречу разумным просьбам, ведь цель – проверить знания, а не поймать на слабостях.
Также возможна дистанционная форма проведения: то есть те же устные или письменные экзамены, но через интернет (об этом подробнее в части 10). Например, ученик подключается по видеосвязи и устно отвечает комиссии, или выполняет тест на образовательной платформе под присмотром веб-камеры. Формально это тоже варианты устного/письменного экзамена, просто с технической поддержкой.
В договоре часто перечисляются возможные формы контроля: контрольные, зачеты, экзамены, тестирование, собеседование, защита проекта и т.д. Родителям нужно внимательно это прочитать и понять, что конкретно потребуется от ребенка. Ученику важно готовиться именно к той форме, которая будет на экзамене. Если это устный ответ – тренируйся формулировать вслух. Если тест – порешай побольше тестовых заданий.
Совет: на семейном обучении можно договориться сдавать смежные предметы в один день, но в разных формах, чтобы не было перегрузки. Например, утром прийти и написать контрольную по математике, а после обеда защитить проект по информатике – тогда разные навыки задействованы и не так устанешь. Школы допускают такую оптимизацию.
Резюмируя: формы аттестации могут быть любыми (устно, письменно, практически, проектно) – важно, чтобы они позволяли оценить результаты освоения программы. Узнайте их заранее и готовьтесь в соответствии с форматом.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это контрольные работы, которые пишут школьники всей страны в определенных классах (обычно 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й и 10-й классы) по ряду предметов для мониторинга качества образования. Возникает вопрос: обязан ли ребенок на семейном обучении участвовать в ВПР?
Официально – нет, не обязан. ВПР не относятся ни к промежуточной, ни к итоговой аттестации, это отдельный мониторинговый инструмент, результаты которого ни на что (формально) не влияют. Поскольку ученик на СО не числится в классе ежедневно, его участие в ВПР не прослеживается системой автоматически. Школа прикрепления может вообще не включать его в сдачу ВПР, и это не нарушает никаких правил.
Однако на практике некоторые школы просят семейников написать ВПР вместе с основными учениками. Почему? Иногда для отчетности – чтобы включить их результаты в общую статистику школы. Иногда – чтобы самим понимать уровень знаний ребенка перед аттестацией.
Например: школа говорит: в апреле все 5-классники пишут ВПР по истории, приходи и ты пиши. Если вы (родители) не хотите, можете отказаться – заставить не имеют права. Но если вы лояльны, можно и написать: лишняя тренировка перед аттестацией.
Если школа ставит условие, что без ВПР не допустят до аттестации, – это неправомерно. ВПР – не часть аттестации. Тем не менее, в индивидуальных соглашениях может быть пункт, что семейник участвует в ВПР. Обсудите этот момент заранее.
Возможно компромиссное решение: ребенок пишет ВПР, а результат засчитывают как его промежуточную аттестацию по предмету. Например, вместо отдельного экзамена по географии засчитали оценку с ВПР. В таком случае это даже удобно.
В любом случае, итоговые госэкзамены (ОГЭ/ЕГЭ) семейник сдавать обязан, а вот ВПР – по желанию/решению школы. Многие семьи предпочитают их игнорировать, чтобы лишний раз не стрессовать ребенка. Другие, наоборот, пишут все ВПР – для опыта. Выберите то, что лучше для вашего случая.
Коротко: ВПР на семейном – не обязательны. Но уточните позицию вашей школы: если там строго хотят ваш ребенок писал, вы вправе отказаться или согласиться, особой роли это не сыграет. Главное – успешно сдать промежуточные и итоговые аттестации, а ВПР – второстепенно.
В этой части опишем более детально, как именно происходит процесс сдачи аттестации – начиная от подготовки и заканчивая получением аттестата. По сути, мы уже разобрали многое ранее, здесь структурируем по видам аттестаций: промежуточная, ОГЭ и ЕГЭ.
Школа, к которой прикреплен ученик-экстерн, обязана организовать аттестацию. Это означает: заранее уведомить семью о датах и требованиях, подготовить задания, предоставить помещение (если очно) или доступ к платформе (если онлайн), выделить педагогов для приема экзамена, а потом оформить результаты документально. Семейник имеет право на равных с обычными детьми пользоваться ресурсами школы: прийти на консультации к учителям, взять учебники в библиотеке, получить образцы типовых заданий. Не стесняйтесь этим пользоваться – вы прикреплены, значит, «входит в комплект».
Родители и школьный администратор (завуч или ответственный за экстернов) согласуют, за какой период будет проходить аттестация. Например, «за 7 класс полностью» или «экстерном за 7-8 классы сразу». Это фиксируется. Также оговариваются формы (см. часть 7) по каждому предмету и график (даты/время). Все эти условия обычно прописываются письменно – в договоре или приказе по школе. Если что-то на словах – попросите подтвердить письменно по электронной почте хотя бы.
В назначенные дни ученик прибывает в школу (или выходит на связь онлайн) и последовательно сдает экзамены по всем нужным предметам. Часто сдачу распределяют на несколько дней: например, первый день – русский и литература, второй – математика, информатика, физика, третий – история, обществознание, география, и т.д. Иногда могут успеть в один день уложить несколько экзаменов, но вряд ли все сразу.
Формат – согласно договору: либо письменные контрольные, либо устные ответы, либо смешанные. Если аттестация проводится дистанционно, то школьник подключается из дома и выполняет задания под удаленным наблюдением (через специальную систему или просто через Zoom с камерой). После каждого экзамена работа сдается на проверку.
Учителя проверяют работы и выставляют оценки или зачеты. В небольших школах часто проверка происходит быстро – возможно, уже в тот же день вам скажут результаты. В других случаях – в течение нескольких дней.
Школа оформляет справку или выписку об результатах. Там перечисляются предметы и оценки (или «зачет»/«незачет»). Если все предметы «зачтены» (нет незачетов или двоек), то на основании этого ребенка переводят в следующий класс. Если есть академическая задолженность (не сдал что-то), в справке это тоже отмечается. Далее школа вместе с родителями планирует пересдачу (обычно отдельным документом – график ликвидации задолженности).
Когда промежуточная аттестация пройдена, семья получает на руки документ (справку). Этот документ очень важен: он подтверждает официально, что ребенок за такой-то класс программу освоил. Справка понадобится, например, для прикрепления к новой школе или при переводе обратно в очную форму, а также для допуска к ОГЭ/ЕГЭ. Храните все справки об аттестациях! Желательно делать копии. В конце 9 или 11 класса на основе всех таких справок и итоговых экзаменов школе будет проще выдать аттестат.
Если промежуточная аттестация совмещалась с ВПР или какими-то другими формами, школа может выдать просто табель успеваемости или выписку из протокола педсовета – тоже действительно. Главное, чтобы у вас было подтверждение закрытия предметов за каждый год.
Итоговая государственная аттестация в 9 классе – это основные государственные экзамены (ОГЭ). Тут правила едины для всех школьников России, в том числе и семейников.
Как это происходит:
В начале учебного года (обычно до 1 марта, а по факту в декабре-январе) родители должны подать заявление на сдачу ОГЭ, указав выбранные предметы. Если ребенок прикреплен к школе, обычно школа сама собирает такие заявления у всех девятиклассников, в том числе экстернов. Указываются 2 предмета по выбору. После этого ребенка регистрируют на экзамены через региональную информационную систему.
Экзамены проходят в установленные Минпросвещения даты – обычно в мае-июне (основная волна). Экстерн сдаёт их вместе с обычными девятиклассниками той школы, к которой прикреплен, либо в составе общего потока района (зависит от региона). Экзамены проходят очно и лично: нужно явиться на пункт проведения экзамена с паспортом. Никаких дистанционных ОГЭ пока нет – только очно, под наблюдением, по стандартным кимам (контрольно-измерительным материалам).
Предметы ОГЭ: русский язык (письменный экзамен + устное собеседование обычно), математика (письменно), и 2 на выбор (письменно тест/задачи, или устно, например, иностранный язык имеет устную часть). Условия идентичны для всех: продолжительность, структура заданий – все по единому стандарту.
Для допуска к ОГЭ необходимо иметь зачеты по всем предметам 9 класса (то есть пройти промежуточные аттестации). Экстерн не будет допущен, если у него где-то незакрыто. Поэтому важно к маю все задолженности ликвидировать.
Результаты ОГЭ выставляются как оценки (по пятибалльной шкале) и являются итоговыми оценками за курс основной школы. На их основании выдаётся аттестат за 9 класс. Экстерну аттестат выдаёт та школа, где он прикреплен и сдавал экзамены (или через которую сдавал, если был прикреплен временно к экзаменам).
Если ученик на семейном обучении не сдал ОГЭ (например, получил неудовлетворительный результат по какому-то предмету), ему предоставляется право пересдать в резервные сроки (в конце июня или в сентябре). Но если и пересдачи не помогут, то аттестат за 9 класс он не получит, и по закону его не переведут в 10 класс. Ему придется либо остаться на повторный 9 класс, либо уйти в колледж после 9 класса без аттестата (что проблематично). В общем, ОГЭ – ответственный момент.
Подготовка к ОГЭ для семейника ничем не отличается от обычного: нужно прорешать типовые задания, возможно, пройти пробные экзамены. Родители могут нанять репетиторов или отправить ребенка на спецкурсы подготовки. Хорошая новость: многие онлайн-школы (например, Фоксфорд, ИнтернетУрок и др.) предлагают курсы подготовки к ОГЭ, в том числе для экстернов.
Помни, что ОГЭ – обязательный итог: без него не получить аттестат за 9 класс.1 Но при успешной сдаче ты получишь документ об основном общем образовании, и нигде не будет написано, что ты был на семейном (в аттестате этого не указывают).
В 11 классе итоговая аттестация – это Единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Для семейников действуют те же правила, что и для всех выпускников:
Регистрация на ЕГЭ происходит обычно до 1 февраля (заявление с перечнем предметов). Обязательные предметы сейчас: русский язык, математика (профильная либо базовая, хотя базовую могут отменить к 2025, но профильная нужна для вуза). Остальные – по выбору, сколько нужно для поступления (2 минимум, можно больше). Семейник подает заявление через школу прикрепления или напрямую в центр регистрации (но проще через школу).
Прохождение ЕГЭ: также по расписанию (конец мая – июнь основная волна). Экзамены проходят на базах ППЭ (пунктах проведения экзамена), возможно это будет не сама школа, а централизованный пункт в городе. Но неважно – вам сообщат где. Экстерн сидит в аудитории вместе с другими выпускниками, пишет экзаменационную работу. Все по общим правилам: металлодетекторы, наблюдатели, КИМы, бланки, запись устной части (если иностранный язык), и т.д. Здесь уже никто не делает скидок на семейную форму – абсолютно одинаковые условия для всех.
После сдачи всех выбранных предметов, результаты приходят в школу. Если все сдано успешно (русский и математика – не ниже минимального порога, остальные тоже), то школой выдаётся аттестат о среднем общем образовании. Экстерн получает аттестат государственного образца, без каких-либо отметок, что обучение было семейным.
Он равноправен с аттестатами очников. Более того, если у выпускника отличные оценки, ему положена медаль «За особые успехи», и семейники также могут ее получить (при выполнении условий: все 11 классов на пятерки и высокие баллы ЕГЭ).
Экстерном ЕГЭ за несколько лет сразу сдавать нельзя – только за 11 класс после освоения полной программы средней школы. Некоторые семейники, правда, заканчивают 11 класс экстерном раньше (например, в 15-16 лет) и сдают ЕГЭ досрочно, но это потому что они досрочно прошли программу. Закон позволяет освоить среднее образование экстерном ускоренно и хоть в 9-10 классе сдать ЕГЭ, получить аттестат раньше на год-два. Но такое возможно с разрешения школы и отдела образования, и при великолепной подготовке ребенка. В большинстве случаев все доходят до 11 класса.
Подготовка к ЕГЭ – отдельная большая тема. Конечно, на семейном обучении придется уделить ей максимум внимания, ведь от баллов ЕГЭ зависит поступление. Родители могут обеспечить курсы, репетиторов, олимпиадную подготовку. Хорошо, что у семейников обычно больше времени на это, ведь нет ежедневных уроков по расписанию – можно эффективно готовиться к экзаменам.
Итог: ЕГЭ – финишная черта, после которой ваш домашний ученик становится полноправным обладателем школьного аттестата и может на равных поступать в вуз. Никаких особенностей для семейников при ЕГЭ нет, кроме, возможно, чуть большей ответственности на родителях в части регистрации и контроля подготовки.
Да, онлайн-аттестация на семейном обучении возможна. Но ее доступность зависит от технической оснащенности и правил конкретной образовательной организации. Рассмотрим, когда и как можно сдать аттестацию дистанционно.
В обычных государственных школах – в большинстве случаев аттестация проходит очно. Школы консервативны: предпочитают, чтобы ребенок физически пришел и при учителях выполнил работу. Далеко не у каждой школы есть ресурсы и регламенты для дистанционных экзаменов.
Тем не менее, после опыта пандемии COVID-19 некоторые школы стали практиковать дистанционные зачеты по видеосвязи, особенно если семья живет в другом городе. Это скорее исключение, чем правило. Если вам принципиально важно сдавать из дома, лучше сразу искать школу, которая официально заявляет о возможности дистанционной аттестации.
В частных онлайн-школах – ситуация обратная: почти все настроено под дистанционку. Существует ряд крупных онлайн-школ, ориентированных на семейное обучение, где весь процесс – от обучения до экзаменов – происходит удаленно. Например, домашняя школа «Фоксфорд», «ИнтернетУрок», «Школа Открытие», IBLS, и др.
Такие школы имеют партнерские аккредитованные организации, через которые проводят аттестацию экстернов. Ученик там сдает зачеты онлайн: на специальной платформе проходит тесты, отправляет сканы работ или подключается к учителю по видеосвязи для устного ответа. Присутствие в здании школы не требуется – всё через интернет. После этого результаты учитываются так же, как если бы он сдал очно, и ученик допускается к ОГЭ/ЕГЭ.
Еще один формат – экстернат через платформы аттестации. Появились сервисы, специализирующиеся именно на аттестации экстернов. Например, проект «Школа Аттестация Онлайн (casegames)», ЦПСО (Центр поддержки семейного образования) и т.д. Они выступают посредниками: предоставляют тесты онлайн, а прикрепленная партнерская школа потом выдаёт справку. Такие сервисы платные, но удобные – можно выбрать время, пройти всё на сайте, не выходя из дома. По сути, это разновидность частного пути.
Насколько результаты онлайн-аттестации легитимны? – Если школа аккредитована и официально принимает у вас экзамен (пусть и онлайн), то результаты абсолютно законны. Вам выдадут ту же справку, печать, подписи, что и при очной сдаче. То есть ребенок будет допущен до ОГЭ/ЕГЭ наравне с остальными. В аттестате потом тоже не пишут, что «сдано онлайн». Поэтому можно смело пользоваться дистанционными возможностями.
На платформе «Учись Онлайн.ру» представлены многие из них. Например, домашняя школа «ИнтернетУрок» – одна из известных, где более 17 тысяч учеников обучаются онлайн и сдают аттестации дистанционно; у этой школы есть лицензия, и аттестат выдает партнер – частная очная школа.
Также «Фоксфорд» – крупная онлайн-школа, у них отлажен процесс: ежегодно дистанционно аттестуются тысячи семейников, аттестат государственного образца гарантирован. Школа «Синергия», ИнтернетУрок, Феникс и др. – вариантов много. Обычно схема такая: вы платите за год обучения, вас прикрепляют к партнерской лицензированной школе, и раз в год/семестр ребенок сдаёт все контроли онлайн через их систему.
Например, в Фоксфорде доступны тарифы с зачислением, предполагающие, что ежегодная аттестация проходит дистанционно, а по окончании 11 класса выпускник получает аттестат от партнерской школы (входит в холдинг «Нетология» – у них есть лицензия).
Можно ли сдавать ОГЭ/ЕГЭ онлайн? – Нет, государственные экзамены пока только очно. Даже в 2020 году в разгар пандемии ЕГЭ проводили очно с мерами защиты. Так что итоговую аттестацию 9 и 11 класса придется сдавать в пункте проведения. Возможно, в будущем что-то поменяется, но в 2025 году ЕГЭ онлайн не предусмотрен. Максимум, что если будет крайний случай (болезнь или удаленное проживание), могут организовать в консульстве за границей, но не дома.
Подведем итог: промежуточные аттестации реально сдавать онлайн, нужно лишь выбрать подходящую школу или сервис. Многие семьи сейчас вообще не водят ребенка в обычную школу: прикрепляются к онлайн-программе, весь год учатся дома за компом, там же сдают зачеты – и этого достаточно для перевода в следующий класс. Все законно, все официально. Если вам удобнее дистанционка – семейное обучение предоставляет такую возможность, только заранее убедитесь, что у выбранной организации есть опыт в дистанционных аттестациях.
На «Учись Онлайн Ру» вы можете найти список онлайн-школ с возможностью дистанционной аттестации и сравнить условия.
Выбор школы для прохождения аттестации – важнейший шаг для семьи. От него зависит и удобство процедуры, и ее стоимость, и даже успех ребенка (насколько школа поддерживающая). К счастью, у семьи есть право прикрепить ребенка к любому учебному заведению с государственной аккредитацией, независимо от места жительства. Нет требования аттестовываться именно в своей районной школе (хотя многие выбирают этот путь). Можно выбрать другую школу в своем городе или даже в другом регионе, если там лучше условия для семейников.
На что обратить внимание при выборе школы для аттестаций:
Лояльность к семейному обучению. Идеально, если школа регулярно работает с экстернами, понимает специфику. Признаки: наличие на сайте информации про семейную форму, отзывы других родителей-семейников, отдельный ответственный за семейников, отлаженный порядок сдачи.
В такой школе вы не столкнетесь с непониманием или предвзятостью – вас там ждут как нормальное явление. В противном случае, если школа впервые видит семейника, могут быть лишние сложности (не знают, какие бумаги оформить, как оценивать и пр.). Лучше всего спросить на форумах или в сообществах семейников в вашем городе – наверняка есть «дружественные» школы.
Формат аттестации. Как мы обсуждали, очно или дистанционно, сколько раз в год, в какой форме – у разных школ отличается. Подберите, что подходит вам. Если хотите онлайн – сразу ищите онлайн-школу. Если хотите бесплатно – вероятно, это будет очная государственная школа. Если ребенок, например, часто болеет и не может приезжать – можно выбрать школу в другом регионе, но которая разрешит все онлайн (такие тоже есть).
Необязательно ограничиваться своим районом. Можно даже прикрепиться к школе в Москве, живя в другом городе, или наоборот. Современные средства связи позволяют аттестоваться удаленно, если школа согласна.
Постоянное или временное прикрепление. Есть два пути:
– Постоянное прикрепление: вас зачисляют приказом в школу на семейное обучение на весь учебный год. Ребенок числится как внешний ученик этой школы, и все аттестации проходит там.
– Временное (разовое) прикрепление: ребенок официально весь год нигде не числится (кроме как в базе как семейник по месту жительства), и только перед аттестацией вы заключаете договор со школой на сдачу экзаменов. Многие школы практикуют такой разовый прием экстернов (например, на май месяц).
Что лучше? Постоянное прикрепление дает больше прав – можно ходить на кружки, консультации, пользоваться библиотекой.1 Временное – больше свободы, меньше обязанностей перед школой, но и меньше поддержки. Если вы уверены в своих силах, можете прикрепляться только на время экзаменов. Это удобно для семей, которые много путешествуют: можно каждый год новую школу выбирать под обстоятельства.
Частная или государственная. Как мы выяснили, частные дадут сервис, но попросят деньги. Государственные – бесплатно, но придется подстраиваться под их расписание и порядки. Возможен вариант прикрепиться к центру дистанционного обучения при государственной школе (такие сейчас открываются в крупных регионах) – сочетание плюсов: бесплатно и дистанционно, если повезет найти. Например, есть государственные Центры образования, принимающие экстернов удаленно (в Москве, Санкт-Петербурге). Изучите предложения.
Отзывы и результаты. Посмотрите, есть ли отзывы семейников о школе: не было ли проблем с выдачей документов, нормально ли принимают, не «заваливают» ли нарочно. К сожалению, встречаются истории, когда школа взялась, а потом начала осложнять (то учителя предвзято оценили, то директора сменились и т.д.).
Лучше выбирать надежные варианты. Опять же, наш агрегатор «Учись Онлайн Ру» собрал рейтинг дистанционных школ – там можно почитать отзывы, многие из них про аттестацию. Например, родители хвалят школу «ИнтернетУрок» за удобство и лояльность, отмечают «Фоксфорд» за понятную систему экзаменов, и т.д.
Подсказка: вы имеете право в любое время сменить школу прикрепления. Если вас что-то не устраивает, можно забрать документы (получить академическую справку о ранее сданных классах) и прийти в другую школу. Бывает, что семья прикрепилась, а через пару месяцев понимает – не нравится подход, и меняет школу на более подходящую. Закон этого не запрещает. Можно даже одновременно быть прикрепленным в двух местах (не совсем законно, но иногда делают: например, одна школа для одних предметов, другая – для других). Однако лучше так не мудрить, а найти одну подходящую школу.
В итоге, где проходить аттестацию – решаете вы сами, ориентируясь на условия. Это могут быть: своя родная школа (если отношения хорошие и готовы поддержать), специальная школа-экстернат (если есть в вашем регионе), онлайн-школа (если нужна дистанционность), частная школа (если готовы заплатить за комфорт), или даже экстернат при колледже (иногда при СПО тоже можно сдавать за 9 класс). Свобода выбора – одно из преимуществ семейной формы. Взвесьте все и выберите оптимум.
На нашем сайте в разделе «Школьное образование» вы найдете списки школ для семейной формы по каждому классу – это облегчит поиск.
Не будем обходить стороной неприятный сценарий: если аттестация провалена. Это стресс для ребенка и родителей, но нужно знать порядок действий, чтобы справиться с ситуацией.
Во-первых, выяснить причину неудачи. Бывает уважительная причина, почему ребенок не явился или не смог сдать (болезнь, ЧП в семье). Если причина уважительная и документально подтвержденная, то школа перенесет аттестацию на другие даты без всяких санкций. Например, ученик лежал с температурой – предоставили медсправку, и ему назначат сдачу позже, индивидуально. Или технический сбой помешал при онлайн-экзамене – тоже переназначат. В таких случаях речь не о «не сдал», а просто о переносе, тут все нормально. Главное – сразу сообщить школе о проблеме.
Если ребенок старался, но показал плохой результат (не набрал нужных баллов, сделал много ошибок), то обычно ему ставят неудовлетворительно по предмету. Формально – академическая задолженность. Дальше действует процедура ликвидации задолженности, о которой мы говорили: даются две попытки пересдать в течение года.3
Родителям не стоит паниковать: это не конец, а шанс подтянуть знания и попробовать снова. Надо сразу обсудить со школой, когда лучше пересдавать. Обычно дают примерно месяц на подготовку (или больше). Часто практикуют так: если завалил в мае, то первый ретест – в сентябре, а второй – в декабре, например. Ребенка при этом могут условно перевести в следующий класс, но с пометкой о долге, который нужно закрыть.3
В подготовке к пересдаче основная нагрузка ложится на родителей и самого ученика. Школа может дать консультации (бесплатно, по закону школа должна содействовать ликвидации задолженности, хотя учиться за него не будет).2 Возможно, стоит нанять репетитора на этот период или пройти интенсивный курс по проблемному предмету.
Важно не откладывать – свежи воспоминания об ошибках, нужно их разобрать и заполнить пробелы.
На пересдаче школьник сначала сдаёт учителю. Если сдал – ура, долг закрыт, идем дальше. Если вторая попытка тоже провалилась, собирается комиссия (3-я попытка, уже комиссия решает).3 Если уж и комиссия ставит неуд, значит, знания так и не соответствуют требованиям.
Что тогда? По закону родители имеют право выбрать один из вариантов:3
Оставить ребенка на повторное обучение в том же классе (простыми словами – оставить на второй год). Ребенок заново проходит программу класса, уже скорее всего на очной форме или заочной, и через год опять пытается сдать. Школа не может сама оставить семейника на второй год без согласия родителей.3 То есть решение – за семьей. Если видите, что иначе никак, можно согласиться оставить на год, ничего страшного – лучше усвоит материал.
Перевести на индивидуальный учебный план (ИУП). Некоторые школы предлагают вместо второго года перейти на обучение по особому плану: скажем, ребенок остается числиться в следующем классе, но по проблемному предмету ходит на занятия к учителю младше или занимается отдельно. Это сложный путь организационно, не все школы на такое готовы, но шанс есть.3 По сути, это тоже форма ликвидации долга, только параллельно с учебой дальше.
Перевести на очно-заочную форму или адаптивную программу. Если причиной неуспеваемости стали объективные трудности (например, особенность здоровья, требующая адаптированной программы), можно сменить форму на более щадящую. Бывает, что детям, не справившимся дома, рекомендуют очно-заочную форму – это когда часть предметов учат в школе, часть дома. Или пройти обучение по адаптированной программе (нужна рекомендация ПМПК – психологической комиссии).2 Этот вариант редкий и специфический.
Для семейной формы конкретно закон говорит: если семейник исчерпал попытки пересдать и так и не сдал, он должен прекратить семейное обучение и продолжить образование в школе очно с того класса, который не осилил.2 3
То есть, например, был на СО в 7 классе, не сдал аттестацию за 7 класс даже после пересдач – идет в обычную школу и повторно проходит 7 класс очно. Родителям придется смириться, что эксперимент с СО не вышел, и вернуть ребенка за парту. Это жестко, но направлено на благо ребенка: лучше он под присмотром учителей нагонит материал.
Как снизить негативные последствия? Если ситуация дошла до такого, главное – поддержать ребенка. Ни в коем случае не ругать и не драматизировать излишне. Перевод обратно в школу – не конец света, возможно, это и к лучшему. Можно выбрать хорошую школу, где ему помогут наверстать. Также можно попробовать обжаловать результаты: если родители считают, что экзамен приняли необъективно, они вправе подать апелляцию в департамент образования и даже добиваться пересдачи в другой школе.1 Такие случаи редки, но бывают.
На семейном обучении риск не сдать выше, чем у обычных школьников, потому что контроль слабее. Поэтому родительская обязанность – не допустить запуска ситуации. Нужно постоянно мониторить успеваемость своего ученика, проводить пробные тесты, честно оценивать его знания. Если видите пробелы – принимайте меры заранее, не дожидаясь провала. Тогда и не придется применять описанные меры.
Но если уж случилось – теперь вы знаете, что делать: не сдал – готовимся – пересдача (2 шанса) – не вышло – выбираем дальнейший путь (второй год или школа).3 В любом случае, все решаемо. Многие через это проходили и потом успешно продолжали обучение.
Примечание: как отмечают опытные педагоги, дети на СО проваливают аттестации не чаще, чем обычные ученики контрольные. При должной мотивации все будет хорошо!
При прохождении аттестации семья может столкнуться не только с академическими трудностями, но и с организационными или психологическими.
Рассмотрим несколько типичных проблем и предложим пути их решения:
К сожалению, иногда оформление всех документов, согласований и отчетов отнимает много сил. Некоторые школы требуют от родителей заполнять массу заявлений, предоставлять отчеты о выполненной программе, часто приезжать на собрания. Это превращает семейное обучение в бюрократический квест.
Решение: воспользоваться услугами сервисов-посредников. Сейчас существуют компании, которые берут на себя взаимодействие со школой. Например, «Домашняя школа InternetUrok» или Центр поддержки семейного образования – вы заключаете договор с ними, а они уже сами договариваются со школой, готовят все бумаги, напоминают вам о сроках. Вы только учите ребенка и приводите на экзамен. Да, это платно, но экономит нервы. Другой путь – выбрать школу с минимальной бюрократией (по отзывам).
Мы уже касались этого: предметы, требующие оборудования (химия, физика, биология), или практические навыки (труд, ОБЖ), могут стать проблемой. Дома сложно обеспечить полноценный эксперимент, а школа требует.
Решение: использовать виртуальные ресурсы и внешние площадки. Как упоминалось, есть виртуальные лаборатории РЭШ – покажите школе, что ребенок выполнил там лабораторные работы, многие засчитывают. По технологии – можно договориться, что он посещал кружок/секцию и предоставить оттуда отчет. По ОБЖ – возможно пройти тест на портале МЧС. Проявляйте изобретательность и предлагайте школе альтернативы. Обычно учителя идут навстречу, если видят, что ребенок действительно освоил навык, пусть и в другой форме.
Некоторые подростки, находясь на домашнем обучении, теряют стимул учиться, скучают без одноклассников. В результате страдает успеваемость, и аттестация под угрозой.
Решение: интегрироваться в социальные активности вне школы. Сейчас много возможностей для детей, обучающихся дистанционно, общаться и работать вместе над проектами. Например, федеральный проект «Код будущего» – кружки программирования, где дети встречаются очно или онлайн для совместных задач.
Спортивные секции, театральные студии, волонтерские движения – все это даст вашему ребенку среду общения и конкуренции, что повысит мотивацию учиться. Также можно устроить его на частичные занятия в школу (на некоторые уроки как вольный слушатель, такое практикуется). Главное – не изолировать полностью. Тогда и к аттестации готовиться будет веселее в компании друзей.
Семейники иногда не привычны к формальным экзаменам, и первый опыт аттестации вызывает сильный стресс: паника, страх комиссии, боязнь не оправдать ожидания родителей.
Решение: тренироваться в формате экзамена. Дома проигрывайте ситуацию: сядь, возьми билет, ответь маме как учителю. Или напиши контрольную на время, поставьте будильник. Можно даже попросить знакомого педагога провести «фиктивный экзамен». После нескольких таких репетиций реальная аттестация будет не так пугать. И, конечно, родителям важно поддерживать, а не давить. Объясните, что аттестация – это просто проверка, а не приговор.
Иногда семьи жалуются: непонятно что именно будет на аттестации, по каким учебникам учиться, какие темы приоритетны – и из-за этого можно не угадать с подготовкой.
Решение: наладить контакт с педагогами. Еще при заключении договора попросите у школы программы или перечень требований по предметам. Если дали мало информации – не стесняйтесь выйти напрямую на учителей. Многие дадут список тем или скажут: «Учитесь по такому-то учебнику, задания будут оттуда».
Используйте электронную почту, мессенджеры, официальные запросы. Лучше прояснить заранее, чем потом столкнуться с неожиданными вопросами. Также полезно посмотреть прошлогодние варианты аттестаций (иногда их выкладывают на сайтах школ или форумы).
В целом, почти любая проблема решаема, если вы активно взаимодействуете со школой и другими семьями. Сообщество семейников довольно сплоченное: есть группы в соцсетях, чаты, где можно спросить совет (например, «Семейное обучение – помощь» и т.п.). Там подскажут лайфхаки или поделятся опытом сдачи в конкретной школе.
Помните, что вы не первые и не последние проходите через семейную аттестацию. Уже накоплен богатый опыт, и на любую сложность найдется готовое решение или подсказка. Вашей семье нужно лишь проявлять инициативу, и тогда аттестации будут проходить максимально гладко.
На завершение – немного статистики и общих тенденций, чтобы понимать, насколько распространено семейное обучение и аттестация, и что ждет впереди.
Рост числа семейников. К 2025 году порядка 7% российских школьников обучаются в семье, по оценкам экспертов (для сравнения: в 2022 году было около 3,5%). Это значительный рост, то есть количество экстернов удвоилось за несколько лет. Официальная статистика Минпросвещения чуть ниже (учитываются только те, кто сдал аттестации), но тренд очевиден: все больше семей выбирают СО.5
Популярные причины перехода на СО: По опросам родителей, основные мотивы такие:
Неудовлетворенность качеством школьной программы (около 45% опрошенных указывают, что считают свою образовательную программу лучше).
Необходимость гибкого графика из-за спорта, музыки, путешествий (30% – дети-спортсмены, артисты и т.п.);
Идеологические или религиозные соображения (около 15%);
А также особые образовательные потребности ребенка, буллинг в школе, здоровье – суммарно оставшиеся проценты.
Эти причины влияют на требования семей к аттестации: кто-то хочет ускориться, кто-то – наоборот щадящего режима.
Развитие инфраструктуры: Появляется все больше платформ и школ для дистанционного обучения. Если в 2015 году их были единицы, то в 2025 – десятки. Конкуренция между онлайн-школами растет, качество услуг повышается, а цены становятся более доступными.
Государство тоже не отстает: в некоторых регионах открывают специальные центры дистанционного образования (например, в Москве МЭШ Экстернат). Это значит, что семейникам будет легче найти, где аттестоваться – выбор шире, чем раньше.
Законодательные изменения: кроме уже состоявшихся поправок, обсуждаются новые. В частности, разговоры идут о создании единого онлайн-реестра семейников и единого расписания аттестаций по всей стране – чтобы унифицировать подход. Но пока это в проектах.
Также возможно введение обязательного уведомления органов опеки о переходе на СО (чтобы контролировать ситуацию в семье) – но эта инициатива спорная. Однозначно наблюдается тенденция к тому, чтобы сделать семейное обучение более структурированным, но оставить его законным и доступным.
Успехи семейников: Статистика показывает, что дети на семейном обучении не уступают сверстникам. Среди семейников много победителей олимпиад, высокобалльников ЕГЭ. Например, по данным нескольких онлайн-школ, их выпускники в среднем показывают результаты ЕГЭ не ниже среднероссийских, а часто и выше. Это развеивает миф о «сниженном качестве» домашнего образования.
Тренд на персонализацию образования: Семейная форма вписывается в общий тренд на более индивидуальное образование. Государство внедряет индивидуальные учебные планы и для обычных школ, а семейникам тем более карты в руки. Возможно, в будущем границы между очным и семейным обучением станут размыты: ребенок сможет часть времени учиться в школе, часть дома – уже сейчас такие проекты обсуждаются.
Итак, семейное обучение в 2025 году – это уже не маргинальное явление, а вполне значимая часть системы образования. Количество семейников растет, сервисы улучшаются, законы подстраиваются. Аттестация, соответственно, становится все более обыденной процедурой: если 10 лет назад директор школы мог в шоке спрашивать «а что это такое – семейное обучение?», то сейчас многие школы сами рекламируют услуги экстерната.
Для вас это значит, что с каждым годом проходить аттестацию на СО будет все проще и удобнее. Информации полно, помощь есть, варианты на выбор – было бы желание учиться. Поэтому, дерзайте – семейная форма дает свободу, а мы дали вам знания, как эту свободу грамотно оформить в виде официального аттестата!
С 2024 года уточнены правила семейного обучения – промежуточная аттестация стала обязательной минимум раз в год, результаты фиксируются в госреестрах, разрешены дистанционные формы. Родители несут ответственность по закону (ФЗ-273, ст. 58) за обучение и должны обеспечивать сдачу аттестаций. В ряде регионов введены компенсации семьям на СО.1 В целом правовая база в 2025 г. благоприятна для семейников.
Необходимо прикрепиться к аккредитованной школе (через заявление и договор) – это может быть бесплатная госшкола или частная онлайн-школа. Затем согласовать индивидуальный график и форму сдачи (очный или онлайн, даты, формат).1 Ребенок проходит промежуточную аттестацию по всем предметам (раз в год или чаще) – например, тесты, контрольные, устные зачеты.
В 9 и 11 классах итоговая аттестация проводится в форме ОГЭ/ЕГЭ в общие сроки.1 При успешной сдаче ученик получает справку или табель и переходит дальше, при неудовлетворительных результатах – дается 2 пересдачи, после чего при провале семейная форма прекращается (ребенок возвращается в школу).3
Закон разрешает сдавать раз в год, но школа может требовать чаще. График указывается в положении школы и договоре. Возможны варианты: раз в четверть, раз в полгода или только годовая аттестация.1 Также допускается ускоренное освоение – сдача программ двух классов за год (экстернат). Родители и школа совместно определяют удобный график. Важно не реже раза в год закрывать предметы, иначе возникнет академический долг.
Появились цифровые помощники для семейников. Это электронное портфолио достижений («Таланты России») – куда можно вносить курсы, олимпиады ребенка. Онлайн-прокторинг позволяет сдавать экзамены удаленно под присмотром AI (например, система «Экзамус»). Виртуальные лаборатории (РЭШ) помогают с практическими заданиями. Также развиваются платформы общения учеников, электронные дневники и т.д. – они делают аттестацию удаленно более реальной и приемлемой.
Семейник сдаёт все предметы учебного плана за свой класс – и основные (математику, русский, пр.), и дополнительные (музыка, ИЗО и т.д.). Формат может быть упрощенным для второстепенных предметов (например, зачет по факту посещения секции).
По согласованию некоторые предметы можно заменить справкой о внешних занятиях. ВПР (Всероссийские проверочные работы) сдавать не обязательно, только если школа просит – это не часть аттестации. В итоге аттестация охватывает всю программу, но есть возможность совместить предметы (например, сдать два родственных в один день).
В муниципальной школе аттестация бесплатна по закону – ни за промежуточные, ни за итоговые экзамены платить не нужно.2 Частные онлайн-школы берут плату за организацию обучения и аттестации. Родители могут выбирать: либо прикрепиться бесплатно к государственной школе, либо платить за комфорт в частной.
В некоторых регионах действует компенсация – государство выплачивает семье деньги за обучение на дому.1 Таким образом, можно даже покрыть расходы на платную школу. Главное, что сам аттестат государственного образца можно получить без денег, если пользоваться правом на бесплатное образование.
Форму проверки знаний определяет школа и прописывает в договоре. Возможные формы: устный экзамен (ответы по билетам), письменная работа (контрольная, тест, сочинение), практические задания (лабораторные, нормативы по физкультуре), проекты/портфолио (реферат, творческая работа) или их комбинации.
Семейники могут договариваться об удобной форме (например, устно вместо письменно, если ребенку так лучше). Также многие школы позволяют дистанционную форму – через видеосвязь или онлайн-тесты. Все условия (количество попыток, время, критерии) обычно оговариваются заранее. Важно подготовиться именно к той форме, которая будет на экзамене.
Всероссийские проверочные работы не являются обязательными для семейников. Школа может предложить их написать, но по закону отсутствие ВПР не мешает аттестации. Если школа настаивает, родители вправе отказаться. Однако иногда результаты ВПР могут засчитать как промежуточную аттестацию, что удобно. Решение принимается индивидуально. Итоговые же экзамены ОГЭ/ЕГЭ сдавать обязательно, без них не получить аттестат.1
Промежуточная аттестация обычно проходит в школьные аудитории (либо онлайн) по расписанию: ребенок выполняет задания по предметам, учителя оценивают, школа выдаёт справку о результатах. ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) – проходят на общих основаниях: ученик заранее регистрируется, приходит в пункты экзамена вместе с обычными школьниками, сдает письменные экзамены по обязательным и выбранным предметам.
После успешной сдачи школа оформляет аттестат (за 9 класс или 11 класс) – форма обучения в аттестате не указывается. Если что-то не сдано, даются резервные попытки (сентябрьские пересдачи для ОГЭ, следующая годовая волна ЕГЭ и т.п.). Аттестат без сдачи ГИА не выдадут.
Промежуточные аттестации можно сдавать дистанционно – это практикуют частные онлайн-школы (Фоксфорд, ИнтернетУрок и др.) и некоторые госшколы с дистанционными программами. Формат: тесты на платформе, видеоконференции для устных ответов, проекты отправляются в электронном виде.
Результаты онлайн-зачетов имеют такую же силу, что и очных. ЕГЭ и ОГЭ онлайн сдавать нельзя – только очно в пунктах экзамена. При выборе школы для семейного обучения ориентируйтесь, предлагает ли она дистанционную сдачу: многие онлайн-школы полностью освобождают от поездок, все делается через интернет.
Семья вправе выбрать любую аккредитованную школу в РФ для прикрепления экстерна. Критерии выбора: лояльность к семейникам, возможность дистанционно/очно, частота аттестаций, стоимость (бесплатная госшкола или платная частная), отзывы других родителей. Необязательно прикрепляться по месту жительства – можно к школе в другом городе, если там удобнее условия.
Можно прикрепиться на весь год или только на период экзаменов. Главное – школа должна иметь право выдавать аттестат и принимать экстернов. Популярны специализированные дистанционные школы и центры экстернатов, но и обычные школы тоже часто принимают семейников.
При неудаче дается две попытки пересдать в течение года.3 Нужно максимально подготовиться и ликвидировать задолженность. На время пересдачи ребенка могут условно перевести в следующий класс. Если после двух пересдач предмет не сдан, по закону ученик прекращает семейное обучение и переходит на очную форму – фактически остается на второй год в школе.3
Родители могут выбрать вместо этого повторное обучение в том же классе или перевод на адаптированный план, но в любом случае семья обязана сменить формат, раз уж сами не справились.3 Главное – не паниковать: анализируем ошибки, подтягиваем знания, пробуем снова. Большинство семейников успешно сдают со 2-й попытки, крайние меры требуются редко.
Частые затруднения – бюрократия (решается через посредников или выбор «простых» школ), сложности с практическими заданиями (помогают виртуальные лаборатории, справки из секций), недостаток социализации у ребенка (решение – кружки, группы по интересам, совместные проекты), стресс от экзаменов (решение – репетиции, психологическая поддержка).
Также важно наладить общение с учителями школы прикрепления, чтобы точно знать требования и формат – это снимет половину проблем. Сообщество семейников растет, и сейчас легко найти советы и поддержку, так что семья не одна со своими трудностями.
Семейное обучение в России набирает популярность – около 7% детей на СО в 2025 году. Увеличивается количество онлайн-школ и сервисов, законодательство постепенно адаптируется (возможно, дальше будет еще больше цифровых решений). Семейники показывают хорошие результаты экзаменов, опровергая стереотипы.
Тренд на индивидуализацию образования играет на руку развитию семейной формы. Ожидается дальнейший рост числа семейников и улучшение инфраструктуры аттестации (в том числе создание единой системы учета, методических рекомендаций и т.п.). То есть проходить аттестацию вне школы будет все проще и привычнее с каждым годом.
Успехов в обучении и аттестациях! Помни, что семейная форма – это гибкость и свобода, а грамотная аттестация – ключ к официальному признанию твоих достижений. Вы справитесь!
Обратите внимание на все наши статьи, посвящённые дистанционному обучению:
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Как вы считаете, как часто должна проходить аттестация на семейном обучении?
Комментарии
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет