Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье поговорим о геймдевелоперах. Разберемся, чем они занимаются, что входит в их обязанности, востребованы ли game developers и куда можно трудоустроиться по профессии.
Если ты увлекаешься видеоиграми и мечтаешь создавать свои собственные виртуальные миры, эта статья для тебя. Разработчик игр – одна из самых интересных и креативных профессий в IT-индустрии. Мы подробно разберём, чем занимается специалист в сфере геймдева, какие у него обязанности, какие роли существуют в командах по разработке игр, какие технологии используются и где можно работать. Если вы родитель юного геймера, то узнаете, что разработка игр – это серьёзная профессия с перспективами, а не просто «игры в компьютер».
Разработчик игр – это IT-специалист, который создает видеоигры и все связанные с ними программные компоненты. Проще говоря, разработчик игр – это программист, специализирующийся на создании игр для различных платформ. Такой специалист может трудиться как самостоятельно, так и в составе команды. В случае инди-разработки один человек берёт на себя сразу несколько ролей и выполняет все задачи по созданию игры; в крупных студиях же над одним проектом трудится целое предприятие, где обязанности чётко разделены между программистами, дизайнерами, художниками, тестировщиками и другими специалистами.1
Разработчики игр отвечают за полный цикл создания игры: от зарождения идеи и разработки концепции до программирования механик, тестирования продукта и выпуска его на рынок. Фактически, такой специалист участвует во всех этапах: придумывании сюжета и игрового процесса, настройке графики и звука, написании кода игрового движка, отладке ошибок и финальном релизе игры для игроков.2 Недаром говорят, что «разработчик игр — творческая профессия, даже, не побоимся этого слова, призвание».3 Чтобы игра получилась успешной, геймдев-специалисту мало быть хорошим технарём — важно любить игровую индустрию и разбираться в её тенденциях.
Роль разработчика игр в индустрии очень важна. Этот человек фактически оживляет идеи гейм-дизайнеров: с помощью кода он заставляет персонажей и объекты двигаться, реагировать на действия игрока, создает красивые визуальные эффекты и обеспечивает работу игрового процесса. По сути, разработчик игр объединяет воедино работу всех членов команды, превращая набор арт-объектов, сценариев и звуков в интерактивный продукт – игру. В крупных проектах над играми трудятся десятки и даже сотни людей, но главным техническим исполнителем является именно программист (или команда программистов), пишущий код и интегрирующий все элементы.4
Важно понимать, что термин «разработчик игр» иногда употребляется в узком смысле – как синоним геймдев-программиста. Действительно, во многих источниках разработчиками игр называют прежде всего тех, кто пишет код и технически реализует игровой проект.5 Однако на практике создание игр – процесс комплексный, и в нём участвуют специалисты разных профилей.
Поэтому под разработчиком игр можно понимать любого сотрудника студии, участвующего в разработке (будь то программист, дизайнер или художник). В контексте этой статьи мы будем рассматривать профессию максимально широко: поговорим и о программировании игр, и о других ролях в геймдеве, чтобы составить полную картину.
Разработчики видеоигр востребованы не только в игровых студиях, но и за их пределами. Геймдев-навыки применяются в индустрии развлечений (например, интерактивные проекты для кинотеатров, музеев, тематических парков). Кроме того, игровые технологии используются для создания обучающих приложений и профессиональных симуляторов – например, тренажёров для пилотов или врачей.2 Таким образом, будучи разработчиком игр, можно внести вклад не только в выпуск развлечений, но и в образование, науку, медицину и другие сферы.
Подытоживая: разработчик игр – это человек, умеющий превращать творческие задумки в работающие игровые приложения. Он сочетает в себе навыки программиста и творческое мышление, разбирается в игровых механиках и современных технологиях. Это профессия для фанатов индустрии, готовых не только играть, но и создавать что-то своё на стыке искусства и высоких технологий.
Обязанности разработчика игр могут различаться в зависимости от специализации и конкретной роли на проекте. В маленькой инди-команде один человек может одновременно придумывать геймплей, писать код и рисовать графику. В крупной студии задачи распределены: гейм-дизайнеры придумывают персонажей и сюжет, аниматоры создают визуальные эффекты, UI-дизайнеры разрабатывают интерфейс, а программисты графики отвечают за оптимизацию кода.2
Несмотря на специализацию, есть ряд ключевых задач, которые стоят перед любым разработчиком игр во время работы над проектом:
Программирование игровых механик. Базовая обязанность геймдев-программиста – писать код, реализующий игровые правила и логику. Разработчик с нуля пишет сценарии поведения персонажей, физику объектов, систему очков, инвентарь, искусственный интеллект врагов и т.д. Благодаря этому коду игровой мир «оживает» и начинает реагировать на действия пользователя.
Проектирование архитектуры приложения. Разработчик планирует, как игра будет устроена внутри: какие модули нужны, как они будут взаимодействовать. Он выстраивает архитектуру игры – подобно тому, как архитектор проектирует здание. Это включает выбор движка или фреймворка, продумывание структуры кода, данных и ресурсов. Хорошая архитектура позволяет игре легко расширяться новыми функциями и работать без сбоев.5
Создание и подключение игровых ресурсов. В процессе разработки приходится интегрировать в проект разнообразные ресурсы: изображения, модели, анимации, уровни, музыку, звук. Задача разработчика – импортировать эти ассеты в игру и заставить их правильно отображаться и взаимодействовать. Например, программист связывает нажатия кнопок с воспроизведением звуков, привязывает анимации к действиям персонажей.
Отладка и исправление ошибок. Постоянное тестирование и улучшение игры – важная часть работы.2 Разработчик проводит отладку: ищет баги (ошибки) в программном коде и исправляет их. Он проверяет, чтобы персонажи не проваливались сквозь пол, квесты корректно засчитывались, а приложение не вылетало с ошибкой. Без такого багфикса ни одна игра не может считаться готовой.
Оптимизация производительности. Ещё одна обязанность – сделать так, чтобы игра работала плавно и быстро. Разработчик оптимизирует код и ресурсы: снижает нагрузку на процессор и видеокарту, улучшает частоту кадров. Например, программист графики может переписать алгоритм рендеринга, чтобы игра не «тормозила».2 Оптимизация особенно важна для мобильных игр и VR-проектов, где ограничения по производительности высоки.
Взаимодействие с командой. Разработчик игр тесно сотрудничает с другими специалистами: гейм-дизайнерами, художниками, аниматорами, тестировщиками. Он принимает от дизайнеров задания на реализацию тех или иных функций, даёт фидбек художникам по поводу удобства интеграции их графики, обсуждает с тестировщиками найденные баги. Совместная работа команды – залог того, что все элементы игры сойдутся в единое целое.2
Ведение технической документации. В крупных проектах геймдев-программист ведёт документацию к своему коду: описывает архитектурные решения, составление технических заданий, комментарии в коде. Это нужно, чтобы другие члены команды понимали устройство проекта. Документация помогает и самому разработчику – при поддержке игры или добавлении новых модулей.
Поддержка и обновление игры. После релиза разработчик игр часто продолжает работу над проектом: выпускает патчи (обновления с исправлениями ошибок), добавляет новый контент (например, дополнительные уровни или персонажей), улучшает баланс. Современные игры обычно сопровождаются обновлениями, и программист участвует в этом процессе, реагируя на отзывы игроков и данные телеметрии.
Конечно, конкретный набор задач зависит от должности и этапа проекта. Например, гейм-дизайнер больше занимается творческой частью – придумывает уровни, прорабатывает сюжет, балансирует игровой процесс. Художник отвечает за отрисовку персонажей, окружения, интерфейса.
Аниматор делает так, чтобы герои и окружающий мир двигались реалистично. Однако в конечном счёте все эти элементы должны быть реализованы в коде, поэтому программист сотрудничает со всеми, чтобы внедрить каждый элемент игры. Как отмечает один профильный ресурс, специалисту по разработке игр приходится выполнять задачи от разработки игры с нуля до доработки существующих проектов и работы с командами.5
Чтобы справляться с перечисленными обязанностями, разработчику игр необходим широким набор навыков. Он должен знать языки программирования (C++, C#, Java, Python и др.) для написания игрового кода, владеть игровыми движками (Unity, Unreal Engine и др.), понимать основы компьютерной графики и анимации, разбираться в алгоритмах и математике (для реализации физики и логики).2
Также важны soft skills: умение работать в команде, креативность, навыки решения проблем и способность быстро обучаться новому.2 Хороший разработчик игр сочетает техническую одарённость с творческим подходом и коммуникабельностью.
Создание современной игры – командная работа. В процесс вовлечены специалисты самых разных профессий, каждый из которых отвечает за свой фронт работ. Кроме того, в любой команде есть градация по опыту – от начинающих разработчиков до ведущих. В этом разделе разберём, какие роли существуют в игровой разработке и чем они занимаются, а также какие бывают уровни квалификации (Junior, Middle, Senior) у программистов и других специалистов.
Junior, Middle и Senior – это условные категории специалистов, отражающие их опыт, навыки и степень самостоятельности. Чёткого универсального разграничения не существует – требования могут различаться в разных компаниях – но общие черты уровней такие:
Новичок в профессии, начинающий свой путь. Обычно это выпускник вуза или курсов, либо самоучка, сделавший несколько учебных проектов. Джуниор знает основы одного-двух языков программирования, умеет писать простой понятный код и знаком с базовыми инструментами вроде систем контроля версий. Работает junior под руководством более опытных коллег: получает от них задачи и советы по улучшению своего кода.6
Основная цель на этом этапе – учиться и набираться опыта. Типичные задачи джуниора: исправление мелких багов, небольшие правки в уже написанном коде, реализация отдельных несложных функций или элементов интерфейса.6 Проще говоря, Junior помогает команде в пределах своих базовых навыков, постепенно осваивая всё более сложные аспекты разработки.
Уже опытный сотрудник, обычно с опытом работы от 2 до 5 лет. Мидл способен самостоятельно решать большинство стандартных задач, писать качественный код и даже участвовать в проектировании системы. У него уверенные знания в одном или нескольких языках и фреймворках, он понимает принципы построения архитектуры программ, умеет работать с базами данных, писать тесты и отлаживать приложение.6
Middle-разработчик довольно самостоятельный: может сам планировать свою работу и реализовывать крупные модули, лишь изредка прибегая к консультациям с старшими коллегами. Нередко мидлы наставляют джуниоров, проводя ревью их кода. Типичные задачи Middle-специалиста – разработка отдельных модулей или сервисов игры, интеграция игры с внешними сервисами (например, с сервером или платёжной системой), оптимизация частей проекта по производительности.6
Ветеран в разработке, стаж обычно 5 лет и более. Сеньор обладает экспертными знаниями в своей области и способен с нуля спроектировать и реализовать сложное программное обеспечение. Он глубоко понимает используемый стек технологий, знает тонкости движка, языков, алгоритмов. Также senior-разработчик, как правило, владеет смежными областями: разбирается в базах данных, сетевых протоколах, безопасности, может при необходимости залатать пробелы в проекте на любом участке.6
В команде Senior часто выступает техническим лидером: принимает ключевые архитектурные решения, распределяет задачи между другими, следит за качеством их выполнения. В его задачи входит менторство – обучение коллег, проведение код-ревью, помощь при сложных проблемах. Проекты уровня AAA обычно не обходятся без сеньор-разработчиков, которые отвечают за самые ответственные участки кода. Таким образом, Senior – это не только выдающийся кодер, но и лидер, направляющий команду технически.6
Помимо этих трёх уровней, в крупных компаниях существуют позиции Lead Developer / Team Lead – ведущий разработчик, руководящий группой, Principal Engineer / Architect – эксперт, определяющий техническую стратегию проекта. Эти роли обычно занимают очень опытные сотрудники, прошедшие путь до Senior.
В маленьких студиях, напротив, градация может быть упрощённой – например, только Junior и Senior. Важно помнить, что разделение на уровни во многом условно и зависит от конкретной компании и её требований. Но в целом такая иерархия помогает распределять задачи по сложности и понимать, какого опыта ждать от того или иного специалиста.
Стоит отметить, что уровень влияет и на зарплату: начинающий джуниор-программист в России может получать порядка 30–60 тысяч ₽ в месяц, тогда как опытный сеньор способен зарабатывать 150–300 тысяч ₽ и выше.3 Подробнее о зарплатах мы поговорим в заключительной части статьи.
Мы выяснили, чем отличаются уровни программистов. Теперь рассмотрим, кто кроме программистов участвует в создании игр, и за что отвечают эти люди. Типичная геймдев-команда включает специалистов разных направлений.4
Вот основные роли в разработке игр:
Гейм-дизайнер (game designer). Это автор концепции игры. Геймдизайнер придумывает сюжет, игровой мир, правила и механику. Он решает, какой будет цель игры, какие испытания встретят игроки, как будет развиваться сюжетная линия, как сбалансированы персонажи и уровни. По сути, гейм-дизайнер пишет «сценарий» игры и определяет опыт, который получит игрок. Также геймдизайнер часто проектирует уровни (локации), размещает на них препятствия и врагов. Его задача – сделать игру увлекательной, логичной и интересной. Без хорошего гейм-дизайна даже самая продвинутая графика и код не спасут игру.
Программист (game developer). Главный технический исполнитель проекта. Именно программисты пишут код игры: реализуют все задумки гейм-дизайнера, внедряют графику и звук, создают взаимодействие с пользователем. Существуют разные специализации программистов в геймдеве.
Например, геймплей-программист концентрируется на логике игры и механиках, графический программист – на рендеринге и визуальных эффектах, сетевой программист – на многопользовательской части и серверной логике, AI-программист – на искусственном интеллекте NPC. Но во многих студиях (особенно небольших) программист занимается всем понемногу. Именно благодаря работе программистов статичные идеи превращаются в динамично работающую игру, поэтому их роль ключевая.4
Художник (2D/3D artist). Художники отвечают за визуальную часть игры. 2D-художники рисуют концепт-арты персонажей и окружения, создают текстуры, иконки, интерфейсные элементы. 3D-художники моделируют трёхмерных персонажей, объекты, создают модели зданий, ландшафтов и пр. Некоторые художники специализируются узко – например, художник по текстурам, художник по окружению, художник-концептер. Арт-отдел вносит художественный стиль и красоту в игру. Без художников игровой мир был бы пустым и некрасочным.
Аниматор. Это специалист, который «оживляет» созданные художниками модели. Аниматор задаёт движения персонажам: ходьбу, бег, мимику, атаки, любые действия. Он же анимирует объекты окружения – например, раскачивание деревьев на ветру, работу механизмов. Анимация делает игровой мир динамичным и правдоподобным. В больших студиях есть разделение: 3D-аниматоры работают с моделями персонажей, а технические аниматоры / риггеры занимаются скелетами и настройкой персонажей для анимации (так называемый риггинг). Именно благодаря работе аниматоров движения в игре выглядят плавно и реалистично.
Звуковой дизайнер (sound designer) и композитор. Звуковое оформление – неотъемлемая часть погружения в игру. Звуковой дизайнер создает и подбирает звуковые эффекты: шаги, выстрелы, шум ветра, рык монстров и т.д. Он обрабатывает звуки, чтобы те подходили по атмосфере. Композитор (или отдельный звукорежиссёр) пишет музыкальное сопровождение – саундтрек игры, фоновые мелодии для уровней, боевые темы. Звуковики тесно работают с программистами, чтобы звуки правильно воспроизводились в нужный момент игры. Хороший звук делает игру по-настоящему атмосферной.
Сценарист и нарративный дизайнер. Не во всех играх есть сложный сюжет, но в сюжетных проектах привлекаются специалисты по истории. Сценарист пишет диалоги, описания, сюжетные сцены. Нарративный дизайнер продумывает подачу истории через геймплей: расположение записок, развитие сюжета через события игры, детали лора (предыстории мира). Эти люди создают литературное наполнение игры. Например, в RPG играх именно сценаристы придумывают характеры персонажей, повороты сюжета, игровые реплики. Их работа делает мир игры живым и интересным с точки зрения истории.
Тестировщик (QA-инженер). Качество игры во многом зависит от людей, которые ищут недостатки до выхода проекта. Тестировщики играют в разрабатываемую игру множество часов, проверяя всевозможные сценарии: пытаются «сломать» механику, пройти уровень нестандартным путём, находят баги и несоответствия. Они записывают ошибки в баг-трекер и передают команде, прежде всего программистам, на исправление.
QA (Quality Assurance) специалист также проверяет удобство интерфейса, баланс, производительность. Невозможно выпустить сложную игру без багов, не имея хорошей команды тестирования. Часто начинающие разработчики начинают карьеру именно с позиции тестировщика, чтобы войти в индустрию и изнутри изучить процесс создания игр.
Продюсер и проджект-менеджер. Это люди, отвечающие за организацию процесса разработки. Продюсер контролирует общую концепцию проекта, следит за соответствием игры поставленным целям, управляет бюджетом, взаимодействует с издателем. Проектный менеджер (Project Manager) планирует задачи, выстраивает график работ, контролирует дедлайны, координирует общение внутри команды.
По сути, продюсеры и менеджеры – это управленцы, которые обеспечивают, чтобы творческая команда не вышла за рамки бюджета и времени, а проект двигался к завершению. В небольших студиях роль продюсера может выполнять руководитель студии или ведущий геймдизайнер.
Другое. В больших игровых компаниях встречаются и более узкие роли. Например, VFX- дизайнер – специалист по визуальным эффектам (взрывы, спецэффекты магии), технический художник – связующее звено между программистами и художниками, занимающийся настройкой движка под нужды графики, UX-дизайнер – эксперт по удобству пользовательского опыта, системный администратор/DevOps – поддерживает инфраструктуру сборки и тестирования игры, серверов.
Также в команде могут быть маркетологи и комьюнити-менеджеры, которые начинают работу ещё до релиза игры, продвигая её и общаясь с сообществом фанатов. Состав команды сильно зависит от бюджета и масштаба проекта – где-то один человек совмещает несколько ролей, а где-то над каждым узким направлением работает отдельный специалист.4
Совокупность всех этих людей и их совместной работы и есть процесс разработки игры. Если бюджет минимален, иногда разработчик игр в одиночку выполняет функции всей команды, берясь за всё, что по силам.4 Так делают независимые инди-разработчики. Но на крупных проектах AAA задействованы десятки разных позиций.
Важно отметить: хотя все роли различаются, успешная игра рождается только при слаженном сотрудничестве. Программисту нужно понимать язык гейм-дизайнера, художнику – учитывать ограничения движка, тестировщику – разбираться в замысле дизайнеров, и так далее. Геймдев-команда – как оркестр, где каждый играет свою партию.
И разработчик-программист в этом оркестре часто выступает дирижёром технической части, объединяя результаты труда остальных. Недаром говорят, что главный в разработке игр – gamedev-программист: именно он оживляет персонажей, создаёт визуальные эффекты, интегрирует звук и управляет всем событийным рядом.4 Но без вдохновенного труда всех остальных даже гениальный программист не сделал бы отличную игру.
Современный разработчик игр имеет в своём распоряжении богатый набор технологий и инструментов, облегчающих создание игр. В отличие от 80-х годов, когда игры писались с нуля на ассемблере, сейчас существуют мощные игровые движки, фреймворки, библиотеки, позволяющие быстрее реализовывать задумки. Рассмотрим основные технологии, которые должен знать геймдев-специалист, и инструменты, с которыми ему предстоит работать.
Игровые движки. В индустрии доминирует несколько универсальных игровых движков – готовых программных платформ, на базе которых можно создавать игры. Движок берет на себя множество задач: отрисовку графики, физику, работу со звуком, обработку ввода, и предоставляет разработчику удобный интерфейс и инструментарий для создания игрового мира.
Вот три наиболее популярных движка:
Один из самых распространённых игровых движков в мире на сегодняшний день.7 Разработан компанией Unity Technologies в 2005 году.8 Unity – кроссплатформенная среда разработки игр, которая позволяет создавать приложения для более чем 25 различных платформ: ПК, игровых консолей, мобильных устройств, веб-браузеров и др.9 Движок Unity ценят за относительную простоту и визуальный редактор – интерфейс, в котором можно размещать объекты на сцене, настраивать их свойства и сразу видеть результат.
Ключевые преимущества Unity – межплатформенность и модульная архитектура компонентов.9 На Unity создано огромное количество игр самых разных жанров и масштабов – от мобильных казуальных до крупных инди-проектов. Сильная сторона Unity – 2D- и мобильные игры, хотя движок поддерживает и полноценную 3D-графику. Код для Unity-проектов пишется на языке C#. Благодаря невысокому порогу входа Unity широко используется начинающими разработчиками, инди-студиями и обучающими платформами. При этом его выбирают и крупные компании – движок универсален и подходит под разные задачи.9
Мощнейший игровой движок, разрабатываемый компанией Epic Games. Unreal Engine (часто сокращают до UE) впервые появился в конце 90-х и с тех пор эволюционировал до версии UE5. Он изначально создавался под 3D-игры с высокой детализацией графики, ориентированные на ПК и консоли. Сегодня Unreal Engine – один из двух самых популярных движков в мире наряду с Unity.10
Его основное отличие – фотореалистичная графика и высокая производительность. Unreal славится продвинутым движком рендеринга, позволяющим создавать игры уровня AAA с великолепной картинкой. Многие знаменитые игры (серии Gears of War, BioShock, Mass Effect, Fortnite) сделаны на разных версиях Unreal. Движок распространяется бесплатно: каждый может его скачать, платной является лишь модель отчислений (Epic Games получает процент с дохода успешной игры).11
Unreal Engine написан на C++, и разработчики могут писать код на C++ либо использовать визуальный скриптовый язык Blueprints. UE традиционно считается более сложным в освоении, чем Unity, но предоставляет огромные возможности. Если простыми словами, Unreal Engine – выбор для тех, кто нацелен на реализацию больших 3D-проектов с графикой высшего качества. Не случайно его используют в АAA-разработке, а также для создания фотореалистичных архитектурных визуализаций, VR-симуляторов и даже киноэффектов.12
Относительно новый игрок среди движков, стремительно набирающий популярность. Godot Engine – открытый (open-source) кроссплатформенный 2D и 3D игровой движок, распространяющийся по лицензии MIT.13 Это значит, что он полностью бесплатен для использования, не требует никаких роялти, и его исходный код открыт для сообщества. Godot развивается сообществом энтузиастов с 2014 года.
Его философия – быть максимально интегрированной и самодостаточной средой для разработки игр. В Godot есть свой удобный редактор, собственный скриптовый язык GDScript (по синтаксису напоминающий Python), при этом поддерживаются и другие языки (C#, C++ модулы, визуальный сценарий).13 Движок Godot особенно популярен среди инди-разработчиков благодаря простоте, малому «весу» (дистрибутив движка – порядка 50 МБ) и сильному сообществу.
На Godot хорошо получаются 2D-игры (например, платформеры, головоломки) – его 2D-движок считается одним из лучших. 3D-возможности Godot тоже развиваются, хотя пока уступают Unity/Unreal по части фотореализма. Главное – Godot дает независимость: разработчик полностью контролирует проект, нет привязки к коммерческим продуктам. Это отличный выбор для обучения и небольших проектов, и с каждой версией (ныне актуальна 4.x) Godot становится всё мощнее.
Помимо этих трёх, существуют и другие игровые движки. Например, CryEngine – движок от Crytek, известный по серии Crysis (прославился передовыми графическими технологиями в 2000-х). GameMaker – движок, ориентированный на 2D-игры, удобен для начинающих (на нём сделаны инди-хиты вроде Undertale). Source – движок компании Valve (игры Half-Life, Portal, Dota 2), RPG Maker – специальный движок для создания RPG и новелл без глубоких знаний программирования.
Также крупные компании нередко используют внутренние движки: например, CD Projekt RED применяет REDengine для Witcher и Cyberpunk (хотя недавно тоже перешли на Unreal), Capcom имеет свой RE Engine и т.д. Однако подавляющее большинство вакансий для разработчиков игр требуют знания именно Unity или Unreal Engine как основных инструментов.
Как уже упоминалось, знание языков – базовый навык геймдев-программиста. Чаще всего используются C++ и C#. C++ – исторически главный язык для игр, особенно в АAA-проектах и движках (тот же Unreal Engine целиком на C++). Он дает максимальную производительность. C# стал популярен благодаря Unity (в Unity все скрипты пишутся на C#).4
Также в игровых проектах применяются Java (иногда для Android-части или серверов), Python (для скриптов, инструментов, а в случаях вроде Blender Game Engine), JavaScript – особенно в браузерных играх.4 Если говорить о веб-технологиях: браузерные игры сегодня создаются с помощью HTML5 и JavaScript или TypeScript, часто с использованием библиотек (Phaser, Three.js) – это заменила устаревшую технологию Flash.
В мобильных играх, кроме кроссплатформенных C# и C++, могут быть задействованы Swift (для iOS) и Kotlin/Java (для Android), особенно если проект пишется не на движке, а нативно под платформу.4 То есть, разработчику игр нередко требуется полиглот-программирование – знание нескольких языков и технологий параллельно.
Помимо движка и языка, есть множество утилит, которыми пользуется геймдев-специалист:
IDE и редакторы кода. Для написания скриптов и программной логики используются среды разработки (Visual Studio, Rider, VS Code, Unreal Engine Blueprint Editor и др.) – то есть привычные инструменты программиста.
Системы контроля версий (Git, Perforce). В команде несколько разработчиков одновременно работают над проектом – чтобы сливать код и ресурсы воедино, применяются системы версионирования. Git – наиболее популярный инструмент в индустрии. К счастью, движки типа Godot специально оптимизированы для совместной работы с системами версий (хранят сцену как текст, а не двоичный файл, что упрощает слияние).13
3D- и 2D-графические редакторы. Разработчик игр хотя бы на базовом уровне владеет инструментами создания графики – по крайней мере, чтобы взаимодействовать с арт-отделом. На практике программисты часто открывают модели в Blender, 3ds Max или Maya, чтобы настроить префабы, коллизии, экспортировать в нужном формате. Для 2D-графики используются Photoshop, GIMP, Krita и т.п. – например, программист может сам нарисовать простые текстуры или спрайты, если нет отдельного художника.
Сторонние SDK и библиотеки. В проектах могут применяться дополнительные библиотеки: например, Steamworks SDK для интеграции игры в Steam, SDK консолей (Nintendo, PlayStation, Xbox) для работы с их сервисами, AR/VR SDK (ARKit, ARCore, OpenVR) для дополненной и виртуальной реальности. Разработчик игр разбирается в подключении и использовании этих библиотек под нужды проекта.
Отладочные и профилировочные инструменты. Для поиска «узких мест» и багов программисты используют профайлеры (встроенные в движки или внешние) – они показывают, какая часть кода тормозит, сколько памяти потребляет игра и т.д. Логи, ассерты, автоматические тесты – всё это тоже относится к арсеналу разработчика.
Инструменты для командной работы. Доски задач (Jira, Trello), чаты и мессенджеры (Slack, Discord), системы управления проектами – всё, что помогает команде координировать усилия, тоже повседневно применяется в игровой разработке.
Таким образом, разработчик игр сегодня – по-настоящему разносторонний инженер. Он должен и код написать, и в движке сцену собрать, и с артом разобраться, и производительность отладить. К счастью, современные инструменты значительно облегчают жизнь: можно не изобретать велосипед, а использовать готовые движки и фреймворки, позволяющие сосредоточиться на творчестве. Новичку в геймдеве стоит в первую очередь освоить один из популярных движков (Unity или Unreal) и подтянуть знания языков (как минимум C++ и C#) – эти навыки фигурируют почти во всех вакансиях на должность Game Developer.2
Игровая индустрия очень разнообразна. Проекты отличаются по масштабу, жанрам, целевым платформам. Соответственно, и работа разработчика игр может сосредоточиться на разных сферах применения его навыков. Рассмотрим ключевые направления геймдева: инди и AAA, мобильные игры, VR/AR и браузерные игры. Эти категории не взаимоисключающие (например, бывает мобильная инди-игра), но позволят понять основные форматы проектов и специфику работы над ними.
Инди – это независимые игры, создаваемые небольшими студиями или отдельными энтузиастами без поддержки крупных издателей. Инди-разработчики существуют за счёт собственных ресурсов и обычно сами издают свои проекты цифровым путём.1 Характерные черты инди-игр: небольшой бюджет, небольшая команда (а порой и одиночка-разработчик), упор на оригинальность и творческую самобытность.
Часто инди – это смелые эксперименты, нишевые жанры, авторские истории, на которые большие компании не всегда готовы тратить деньги. Разработчику в инди-секторе приходится быть универсалом: как мы говорили, один человек может одновременно программировать, делать дизайн и т.д. Зато свобода творчества колоссальная – инди-команды не связаны строгими рамками издателя. В последние годы благодаря доступности технологий и цифровой дистрибуции (Steam, мобильные сторы) инди-сфера процветает.
Появляются настоящие хиты, сделанные горсткой людей, – достаточно вспомнить Minecraft (начинался как проект одного программиста), Undertale, Stardew Valley, Hollow Knight и многие другие. Работать над инди-игрой – значит, быть готовым ко всему: кодить разноплановые вещи, быстро учиться новым инструментам, много коммуницировать внутри микроколлектива. Финансово инди-проекты более рискованны (успех не гарантирован), но для начинающих разработчиков участие в инди – бесценный опыт, а иногда и шанс громко заявить о себе.
Термин AAA (Triple-A, «трипл-эй») обозначает игры самого высокого класса, создающиеся с большими бюджетами для массовой аудитории. Это аналог голливудских блокбастеров в мире игр. AAA-игры делают крупные студии при финансовой поддержке издателей. Бюджеты таких проектов могут достигать десятков и даже сотен миллионов долларов, включая огромные расходы на разработку и маркетинг.14
Разработка AAA – длительный (часто 3-5 лет) и очень сложный процесс, связанный с высокими рисками: чтобы окупить вложения, игра должна продаться огромными тиражами.14 Для разработчика игр участие в AAA-проекте означает работу в большой команде (сотни человек), узкую специализацию (каждый отвечает за свой участок кода или контента) и строгую структуру процессов. Программисты в крупных студиях зачастую делятся по направлениям (геймплей, графика, сетевой код и т.п.) и глубоко погружаются в технологические тонкости.
Зато у них есть доступ к передовым технологиям, собственным движкам, инструментам, которых нет в открытом доступе. Примеры AAA-игр: последние части Assassin’s Creed, The Witcher 3, Red Dead Redemption 2, Call of Duty и т.д. К слову, сейчас нередко употребляют термин АААА (4A) – для обозначения особо крупных игр с ещё большими бюджетами или AA (Double-A) – средний сегмент между инди и AAA.
Но в целом для разработчика разница в том, что AAA – это «фабрика» высококлассного контента, тогда как инди – «кустарное производство» творческих идей. Многие геймдев-специалисты мечтают попасть в AAA-студию ради опыта и высокого заработка, другие наоборот уходят из корпораций в инди за свободой творчества. Каждый путь имеет свои плюсы.
Отдельно нужно выделить сферу мобильного геймдева – разработку игр для смартфонов и планшетов (iOS, Android). Мобильные игры сегодня – крупнейший сегмент игровой индустрии по доле рынка: на них приходится примерно 50% всего рынка видеоигр. Для сравнения: консольные игры дают около 28%, а игры для ПК – ~21%. Такая популярность мобильного сегмента объясняется массовостью смартфонов и развитием технологий (смартфоны стали мощными, повсеместен быстрый интернет, появились AR-игры вроде Pokémon Go).15
Разработчик мобильных игр чаще всего работает с движками Unity или Unreal, которые позволяют экспортировать проект на мобильные ОС. Однако специфика мобильных игр накладывает свои требования.
Во-первых, нужно тщательно оптимизировать приложение, чтобы оно шло на множестве устройств с разными характеристиками – ограничение по памяти, слабый GPU, небольшое энергопотребление.
Во-вторых, управление заточено под сенсорный экран, нет клавиатуры/мыши – программист настраивает тач-интерфейс, жесты, акселерометр.
В-третьих, мобильные игры часто распространяются по модели free-to-play с внутриигровыми покупками, поэтому разработчики интегрируют аналитику, push-уведомления, механики монетизации.
В-четвёртых, обновления на мобильных выходят очень часто, разработка идёт итеративно с небольшими спринтами. То есть мобильный геймдев ближе к веб-разработке по темпам. Технологически мобильные проекты могут быть очень сложными (например, MMO на смартфонах) и требовать серьёзных знаний. Но есть и много гипер-казуальных игр, которые делает маленькая команда за пару месяцев. В мобильном геймдеве много вакансий и сравнительно низкий порог входа – поэтому начинающим разработчикам часто советуют попробовать силы в мобильных играх.
VR (Virtual Reality) – виртуальная реальность, игры для VR-гарнитур (очки Oculus Rift, HTC Vive, PlayStation VR и др.). AR (Augmented Reality) – дополненная реальность, игры и приложения, накладывающие виртуальные объекты на изображение реального мира (через камеру смартфона или AR-очков). Для разработчика эти направления открывают новые горизонты.
Создание VR-игры во многом похоже на обычную 3D-разработку, но есть нюансы: нужно обеспечить высокую частоту кадров (минимум 90 FPS), чтобы избежать у пользователей головокружения, продумать особое управление (контроллеры движения, отслеживание жестов), реализовать стереоскопический рендеринг. Работа с VR требует хороших навыков оптимизации и знания специализированных SDK. Зато VR дает потрясающий опыт погружения – разработчик фактически строит целый виртуальный мир вокруг игрока.
AR-разработка чаще происходит на мобильных устройствах: игра использует камеру, GPS, гироскоп. Например, знаменитая AR-игра Pokémon Go заставляла разработчиков разбираться и с геолокацией, и с рендерингом 3D-моделей покемонов на изображении камеры. Сейчас AR внедряется и вне игр – в навигаторы, приложения для интерьера и пр. Разработчики игр, освоившие AR, могут найти себя и в этих задачах. Сфера VR/AR пока относительно нишевая (объём рынка VR-игр пока намного меньше, чем ПК/консольных), но она быстро растёт.
Ожидается, что к 2025 году объём рынка VR превысит $22 млрд, и значительная его часть – развлекательные и обучающие приложения.16 Геймдев-специалисты уже сейчас востребованы в проектах виртуальной и дополненной реальности: они делают VR-игры, а также промышленные симуляторы, тренажёры, интерактивные аттракционы.2 Если тебе интересны новые технологии, VR/AR – отличное поле для самореализации.
Ещё одно направление – игры, которые работают прямо в веб-браузере, без установки клиентского приложения. Раньше браузерные игры ассоциировались с Flash-игрушками, сегодня их место заняли HTML5/WebGL проекты. Браузерные игры бывают простыми (логические, аркады на пару минут) или довольно сложными (онлайн-стратегии, симуляторы, даже шутеры с 3D-графикой в браузере). Главный плюс для пользователя – мгновенный запуск, нужна лишь ссылка. Для разработчика браузерные игры интересны тем, что здесь пересекаются веб-технологии и геймдев.
Чаще всего такие игры пишутся на JavaScript/TypeScript (с использованием HTML5 Canvas или WebGL для графики). Нередко применяются специальные движки/фреймворки: например, Phaser, Pixi.js, три.js для 3D, или даже Unity WebGL экспорт (Unity позволяет собрать игру под WebGL). В браузерных проектах разработчик должен учитывать ограничения веб-платформы: игра работает в песочнице браузера, может тормозить на слабых ПК, зависит от интернет-соединения если это онлайн.
Также монетизация обычно через рекламу или микро-платежи, встроенные в веб-страницу. Зато браузерные игры легко распространять – достаточно выложить на сайте или в соцсетях. Многие казуальные игры (шахматы, пазлы, фермы) успешно существуют как браузерные. В ВК или Facebook раньше были популярны социальные игры прямо в браузере.
Технически интересно, что для серверной части таких игр часто используют скриптовые языки вроде PHP, а для клиентской – JS, поэтому геймдев-программисту в веб-направлении не повредит знание веб-разработки.4 В современных браузерах доступен и WebAssembly, что позволяет запускать в браузере код на C++ и других языках – это повышает производительность веб-игр. В общем, браузерный геймдев – это про доступность и кроссплатформенность. Если хочется охватить максимально широкую аудиторию с минимальным барьером входа, браузерная игра – хороший вариант.
Конечно, перечисленные сферы пересекаются. Например, «браузерная игра» может быть одновременно мобильной (если запускать в мобильном браузере) или инди-проект может нацеливаться сразу на ПК, консоли и мобильные платформы. Но в плане организации работы над проектом есть разница.
Крупный AAA-проект для консолей – это многолетняя работа сотни специалистов с большими инвестициями, а гиперказуальная мобильная игра – творение 3 человек за пару месяцев. Разработчик игр может найти себя в любом из этих сегментов. Кому-то ближе душевные инди, кому-то – амбициозные AAA, кто-то любит мобильные тренды, а кто-то разрабатывает VR-симуляторы для компаний. Объединяет всё одно: фундаментальные навыки программирования и любви к играм пригодятся везде.
Разработчики игр нужны в самых разных организациях. Если обобщить, можно выделить типы компаний, где можно работать геймдев-специалистом, а также различные форматы занятости – от офиса до фриланса. Понимание этих вариантов поможет представить, как может выглядеть твоя будущая карьера.
Это, конечно, первое, что приходит на ум. Существуют крупные мультинациональные компании, выпускающие известные игры (Ubisoft, Electronic Arts, Blizzard, Sony, Nintendo и т.д.), а также множество небольших независимых студий по всему миру. В игровых студиях разработчики трудятся непосредственно над созданием игр – от концепта до релиза.
Одни студии специализируются на определённых жанрах или платформах, другие пробуют разное. Большинство вакансий для разработчиков игр – именно от таких студий. Работа может быть над новым проектом «с нуля» или, напротив, над поддержкой уже вышедшей игры (например, разработчик создаёт патчи, дополняет контент для онлайн-игры).
В России и странах СНГ тоже есть и большие, и маленькие игровые студии, хоть индустрия и менее масштабна, чем в США или Японии. Примеры отечественных компаний: Wargaming (создатели World of Tanks), 1C-SoftClub, Gaijin Entertainment (War Thunder), Pixonic, MY.GAMES и другие. В больших студиях часто довольно формализован процесс, а в маленьких – более семейная атмосфера, но зато ответственности больше на каждом.
Крупные издатели игр (такие как Activision, Electronic Arts и прочие) помимо отделов продакшена имеют и собственные внутренние команды разработки или дочерние студии. Например, Electronic Arts владеет студиями BioWare, DICE, Maxis и др. Разработчик может числиться в штате издателя, работая над играми, которые тот финансирует.
Кроме того, игровые подразделения есть у гигантов ИТ и медиа – например, разработчики игр требуются в социальных сетях (Facebook имеет HTML5-игры, VK также развивает игровой раздел), на порталах вроде Mail.ru (ныне VK Play) и т.д. Некоторые телеканалы, киностудии запускают интерактивные проекты, связанные со своими франшизами – там тоже нужны геймдев-специалисты. Впрочем, граница между издателем и разработчиком размыта: часто компания выполняет обе роли (например, Nintendo сама разрабатывает значительную часть своих игр).
Интересный сегмент – фирмы, которые не выпускают собственные игры, но помогают другим в разработке. Это могут быть аутсорс-студии, которые берут на контракт, к примеру, создание 3D-моделей, анимаций или даже ведут разработку отдельных модулей игры для заказчика. Многие зарубежные АAA-проекты частично делаются руками сторонних команд (outsourcing) – особенно рутиновая работа. Например, одна студия может отдать на сторону производство части арт-ассетов или портирование игры на другую платформу.
В таких аутсорс-компаниях тоже работают программисты, художники, тестировщики. Преимущество для разработчика – возможность поучаствовать сразу в нескольких проектах разных заказчиков, набраться опыта. В России существуют аутсорс-компании, выполняющие заказы Запада (правда, сейчас это осложнилось из-за политических причин). Также сюда можно отнести аутстаффинг – когда специалиста «арендуют» во внешний проект. Некоторые программисты сотрудничают с иностранными студиями через такие схемы.
Забавно, но навыки игровой разработки могут понадобиться и там, где напрямую игры не создаются. Например, образовательные компании нанимают гейм-разработчиков для создания обучающих игр и приложений. Маркетинговые агентства могут делать рекламные мини-игры для брендов.
Музеи и выставки создают интерактивные VR/AR-инсталляции – их тоже делают специалисты с опытом в геймдеве. Даже банки и финтех иногда геймифицируют свои приложения (привлекая разработчиков игр для консультирования). Таким образом, разработчик игр способен работать не только над играми, но и над любым интерактивным контентом, где требуется вовлечение пользователя. Индустрия развлечений все активнее использует игровые приемы – отсюда спрос на геймдев-талант и в смежных областях.2
Отдельно упомянем, что некоторые разработчики игр работают в вузах, колледжах, учебных центрах – в роли преподавателей курсов геймдева или исследователей. Крупные университеты сейчас открывают программы по игровому дизайну и разработке, и туда нужны практики. Также существуют научные проекты, связанные с игровой индустрией (например, исследования ИИ в играх, симуляции для нейробиологии и т.п.), где требуются умения разработчиков.
Конечно, это немного другой путь – скорее для тех, кто решит через годы практики передавать опыт студентам. Тем не менее, такие позиции есть (вспомним, что многие известные геймдизайнеры в старости идут читать лекции в университетах). Даже на профильных курсах онлайн (типа «Разработчик игр») часто преподают действующие разработчики, совмещая с основной работой.
Во многом благодаря цифровому характеру работы, разработчики игр имеют гибкие возможности трудоустройства.
Рассмотрим популярные форматы работы:
Офисная работа. Классический вариант – штатный сотрудник студии, работающий в офисе (полный рабочий день, 5/2). В офисе проще налаживать командное взаимодействие: можно лично обсуждать идеи с дизайнерами, вместе тестировать игру на большой плазме, быстрее решать проблемы. Для молодых специалистов офис полезен возможностью живого обучения у коллег. Многие известные игровые студии до сих пор придерживаются офисного режима работы. Однако геймдев-индустрия достаточно свободолюбивая, и даже до пандемии удалённая работа здесь была не редкостью.
Удалённая работа. Работа из дома или любого места – сейчас это стало нормой во многих IT-компаниях. Геймдев не исключение. Разработчики игр могут трудиться удалённо как в отечественных компаниях, так и на заграничные. По данным 2024 года, график многих геймдев-специалистов гибкий и удалённый, особенно если они задействованы в международных проектах.2
Важно только иметь хороший интернет и мощный компьютер. Современные инструменты (Git, мессенджеры, системы управления проектами) позволяют успешно координировать распределённые команды. Некоторые студии даже не имеют физического офиса – все сотрудники из разных городов и стран. Для разработчика это означает возможность устроиться в компанию из другого региона или даже континента.
Например, наш специалист из России может работать на европейскую или американскую студию, получая зарплату в валюте.2 Единственное – на удалёнке нужно уметь самоорганизоваться и коммуникацию выстраивать онлайн. Многим творческим людям такой стиль работы по душе.
Фриланс. Многие разработчики игр выбирают путь свободного специалиста (freelancer). Это значит, что они не привязаны к одному работодателю, а выполняют проекты или задачи на заказ для разных клиентов. На фрилансе можно найти заказы на разработку прототипа игры, написание скриптов, создание уровней, портирование на другую платформу и т.д. Крупные площадки и сообщества (Upwork, Freelance.ru, профильные Discord-серверы) полны объявлений о таких услугах.
Фриланс даёт большую свободу – можно брать столько работы, сколько хочется, самому планировать время. Некоторые совмещают фриланс-подработку с основной работой. Однако полностью уйти на фриланс – это и ответственность: нужно постоянно искать новых клиентов, быть готовым к риску простоев или невыплат. Тем не менее, в геймдеве есть успешные фрилансеры, которые ценятся за узкую экспертизу.
Например, талантливый программист-шестидюймовик может специализироваться на оптимизации Unity-игр и брать в разработку «узкие места» в чужих проектах. Или Unity-разработчик делает на заказ простые мобильные игры «под ключ» для маркетинговых кампаний. По отзывам, многие разработчики игр ценят фриланс за большую свободу.2
Аутсорс и аутстафф. Об этих вариантах упоминалось выше. Аутсорсинговая работа предполагает, что вас нанимает компания, которая далее распределяет задачи от внешних заказчиков. Например, вы устроились в аутсорс-студию, и в этом месяце вас бросили на проект по доработке MMO для западного издателя, а через полгода – на разработку VR-тренажера для медицинской компании. Вы как бы работаете на постоянного работодателя, но проекты меняются и приходят извне.
Аутстаффинг – немного другое: когда вас, штатного сотрудника компании, «одалживают» в чужую команду на время. Это распространено, когда требуется закрыть нехватку кадров на проекте. По сути, для разработчика ощущается почти как фриланс, но оплата идёт через компанию-посредника. Обе модели – способ попасть в проекты крупных компаний, не устраиваясь к ним напрямую. Например, в России некоторые разработчики через аутсорсинговые фирмы работали над частями известных западных игр и получали ценнейший опыт.
Собственные проекты и стартапы. Наконец, нельзя не упомянуть вариант работать на себя – запускать собственную инди-студию или проект. Многие разработчики, поработав «на дядю», решаются сделать свою игру мечты. Формально это тоже формат работы: вы становитесь предпринимателем, сами планируете свой график, возможно, нанимаете людей под проект.
Риски тут высоки – своя игра может и не выстрелить. Но и история знает случаи, когда маленький стартап вырастал в крупную студию после успеха инди-хита. Например, студия Supercell (создатели Clash of Clans) начиналась с небольшой команды, а сегодня это гигант мобильного рынка. Если у тебя есть предпринимательская жилка и идея игры, ты можешь попробовать такой путь. В эпоху цифровых магазинов нет барьеров, чтобы выпустить игру самому. Однако будь готов совмещать роли не только разработчика, но и продюсера, и менеджера, и маркетолога.
Какой формат ни выбери, профессия разработчика игр предоставляет гибкость. Можно работать в офисе в Москве или Питере, а можно жить в небольшом городе и трудиться удалённо на столичную или зарубежную компанию (удалёнка позволяет устроиться в московскую фирму и работать из любого удобного места).2 Можно состоять в штате, а можно быть независимым контрактором. Всё зависит от твоих предпочтений и житейских обстоятельств. Важно понимать, что для успешной карьеры решающую роль играют навыки и портфолио, а не формат работы. Поэтому начинай с развития компетенций – а варианты трудоустройства обязательно найдутся.
Игровая индустрия продолжает активно развиваться, и спрос на квалифицированных специалистов-геймдевелоперов остаётся высоким. В этом разделе дадим краткий обзор востребованности профессии и приведём данные о зарплатах разработчиков игр – как в России, так и за рубежом.
В последние десятилетия видеоигры из нишевого увлечения превратились в одну из ведущих отраслей развлечений. Количество игроков во всем мире растёт год от года, вместе с ним растут и объёмы рынка игр.2 По оценкам аналитиков, в 2024 году число игроков превысило 3,4 миллиарда, а глобальная выручка игровой индустрии приблизилась к $188 млрд.17 Это означает, что индустрия нуждается во всё большем числе разработчиков, чтобы удовлетворять спрос на новые игры.18
Конкретные данные подтверждают позитивный тренд. Например, в первой половине 2024 года количество вакансий для разработчиков игр увеличилось на 23%.2 Рост рынка сопровождается выходом новых компаний на эту арену, открытием игровых подразделений в крупных IT-фирмах, появлением множества инди-студий. В итоге, хороший геймдев-специалист сегодня вряд ли останется без работы. Спектр предложений – от мобильных разработчиков до VR-инженеров – широк.
Что поддерживает высокий спрос на разработчиков игр? Несколько факторов:
Экспансия игровых платформ. Сейчас игры создаются не только для компьютеров, но и для консолей, мобильных устройств, виртуальной реальности и даже смарт-часов. Каждая платформа – это отдельный сегмент, требующий команды разработчиков. Чем больше устройств и технологий (VR/AR, облачный гейминг и т.д.) – тем больше специалистов разных профилей нужно индустрии.2
Рост числа жанров и ниш. Игры перестали быть однотипными. От гиперказуальных мобильных до серьёзных AAA, от образовательных до медицинских симуляторов – проекты требуют самых разных умений. Например, сейчас ценятся специалисты по игровому ИИ, по онлайн-сервисам (серверная часть игр-сервисов), аналитике игроков. Появляются новые роли (например, дизайнер монетизации free-to-play). Всю эту работу тоже выполняют разработчики (в широком смысле).
Социально-культурное значение игр. Видеоигры стали важной частью современной культуры, их обсуждают на уровне кино и литературы.2 Государства вкладываются в развитие игровой индустрии (например, в России принимаются меры поддержки разработчиков ПО, включающие и геймдев). Появляются образовательные программы, университеты готовят геймдизайнеров и программистов под запрос рынка. Все это говорит о формировании устойчивой экосистемы, где профессия разработчика игр имеет долгосрочные перспективы.
Технологические инновации. Новые технологии стимулируют создание новых игровых продуктов. Развитие нейросетей, облачных вычислений, 5G-интернета, блокчейна – все это находит отражение в играх (AI-генерируемый контент, стриминг игр, NFT-игры и т.п.). Каждая инновация требует специалистов, разбирающихся и в технологиях, и в играх. Поэтому востребованность геймдев-разработчиков, готовых осваивать новое, только растёт.2
Несмотря на некоторые потрясения (например, в 2022-2023 ряде игровых компаний пришлось сокращать штаты из-за перенасыщения рынка или санкционных ограничений в РФ), в целом карьера разработчика игр выглядит многообещающе. Если ты хороший специалист, готовый постоянно учиться, у тебя будет выбор проектов и работодателей. Кроме того, опыт в геймдеве ценится и за пределами индустрии – умение создавать интерактивный контент пригодится и в других сферах IT.
В России интерес к профессии тоже высок. Многие молодые ребята, увлечённые играми, хотят не только играть, но и делать игры. Уже школьники пробуют себя в Unity, проходят онлайн-курсы, пишут простые игры. Для них существуют специализирующиеся вузы и факультеты (программы по разработке игр предлагают ВШЭ, СПбГУ ИТМО, МГТУ и др.).
Государство заявляет о поддержке отечественного геймдева. Конечно, индустрия в РФ столкнулась с трудностями – уход некоторых зарубежных издателей, ограничение на выпуск игр на глобальных платформах. Но наши специалисты активно работают на международный рынок и в независимых проектах. Так что профессию ждет развитие, особенно если удастся наладить экспорт российских игр или хотя бы интеграцию в азиатские рынки.
Теперь поговорим о деньгах. Сколько зарабатывает разработчик игр? Вопрос непростой, потому что цифры зависят от множества факторов: квалификация (Junior/Middle/Senior), регион работы, конкретная должность (геймдизайнер, программист, художник), компания (инди-студия или международный гигант) и т.д. Тем не менее, приведем некоторые ориентиры.
По данным, опубликованным в издании «Коммерсантъ», средняя зарплата разработчика игр в России – около 275 тысяч ₽ в месяц.2 Эта цифра может выглядеть очень высокой – скорее всего, речь идет о средней по крупным городам и опытным специалистам, либо о медиане среди тех, кто работает на международные проекты (с выплатой в валюте).
Обычная ситуация такова:
Начинающий геймдевелопер (Junior) в России может рассчитывать на зарплату порядка 50–80 тыс. ₽ в месяц в крупном городе. В регионах стартовые вилки ниже – встречаются вакансии и от 30–40 тыс. ₽ для совсем без опыта.3 Но надо учитывать, что часто джуниоры быстро растут или получают бонусы, и через год-два доход у них повышается.
Специалист среднего уровня (Middle) обычно зарабатывает в диапазоне 100–150 тыс. ₽ в месяц (в регионах ближе к 80–120, в Москве может быть 150–180).
Сеньор-разработчик или ведущий программист в топовой студии способен получать 200–300 тыс. ₽ и выше.3 В Москве опытным геймдев-специалистам предлагают самые высокие зарплаты – нередки вакансии с вилкой до 300–350 тыс. для сеньоров, а некоторые ведущие позиции (тимлиды, технические директора) могут доходить до 500–700 тыс. ₽ в месяц.2 Такие предложения чаще всего связаны с работой на иностранные компании (удаленно) или в представительствах глобальных фирм в РФ.
Для более точного понимания можно привести данные профориентационного ресурса «ПрофГид»: на май 2025 года зарплатный диапазон разработчиков игр в России составляет примерно 50 000 — 210 000 ₽ в месяц, а в Москве 60 000 — 260 000 ₽.4 Это подтверждает разброс от новичков к опытным.
Также важно упомянуть разницу по ролям. Как правило, программисты и технические специалисты зарабатывают больше, чем дизайнеры или художники того же уровня в геймдеве (исключение – топовые арт-директора и ведущие геймдизайнеры). Например, молодой программист может получать больше, чем молодой художник в той же студии. Но все зависит от ценности конкретного сотрудника.
В регионах России зарплаты ниже, но многие работают удалённо на столицу или заграницу, получая столичные выплаты, оставаясь жить там, где ниже расходы.2 Это стало особенно популярно с развитием удалёнки: если компания готова взять удалённо, она часто платит по единой сетке вне зависимости от города, что выгодно региональным специалистам.
Отдельно отметим, что выплаты могут быть в валюте. Множество российских разработчиков сейчас трудится на иностранные игровые компании или на совместные проекты. Им часто платят в долларах или евро (на зарубежные счета или криптою через фриланс-биржи).
Поэтому их реальные доходы могут значительно превышать среднероссийские. К примеру, опытный Unity-разработчик из РФ, сотрудничающий с европейской фирмой, может получать $3000–5000 в месяц – что по текущему курсу гораздо выше средней по отрасли внутри страны.
В целом, в России профессия разработчика игр постепенно становится одной из более высокооплачиваемых в IT-секторе, особенно для тех, кто набрался опыта. Конечно, пока средние зарплаты геймдевелоперов уступают зарплатам, скажем, enterprise-Java-программистов в банках или разработчиков в крупных западных IT корпорациях. Но разрыв сокращается, ведь за таланты идёт конкуренция глобально.
За пределами России, в ведущих центрах игровой индустрии, оплата труда разработчиков заметно выше (что компенсируется и более высоким уровнем жизни, налогами и прочими факторами).
Приведем несколько цифр для представления:
США – крупнейший рынок геймдева. По данным опросов, средний годовой доход Game Developer в США составляет порядка $110–115 тысяч (это около $9–10k в месяц до вычета налогов). Например, сайт BuiltIn сообщает, что средняя зарплата гейм-разработчика в США – около $115 999 в год. При этом диапазон широк: начинающие получают ~$65k, а опытные senior/lead могут зарабатывать $150k и более.19 Специалисты топ-уровня или менеджеры в игровых компаниях (Tech Lead, Technical Director) нередко имеют совокупный доход (включая бонусы) $180–200k в год и выше.
Европа. В Европе цифры различаются по странам. В Германии, например, средняя годовая зарплата программиста видеоигр составляет около €90 000 (брутто).20 В Берлине конкретно средняя оценка – порядка €50k в год для разработчика (это средне по всем уровням, включая джуниоров).21 Опытные могут получать €100k+. В Великобритании Game Developer в Лондоне может получать ~£50–70k в год, в других городах меньше.
В Франции уровень чуть ниже: средняя по стране ~€45–55k, но в Ubisoft Montreal (Канада) или Париже сеньоры получают €80k+. В Польше из-за развития геймдева (CD Projekt и др.) зарплаты выросли: опытному программисту могут платить 15–20k PLN в месяц (≈€3000-4000). В целом, Западная Европа и Северная Америка – самые жирные рынки по оплате.
Азия. В Японии и Южной Корее оплата геймдевелоперов тоже достойная, но часто ниже западной из-за местного уровня жизни. В Японии гейм-программист может получать ¥5–8 млн в год (это $40–60k). В Китае ситуация разная: большие компании типа Tencent платят топовым спецам сопоставимо с Западом (скажем, $80–120k/год), но в среднем по стране уровень ниже.
Удалённая занятость на иностранные фирмы. Для нас интересен аспект: если российский разработчик устроится работать удалённо на зарубежную компанию, он скорее всего будет получать зарплату ближе к местной. Многие так и делают. Для примера, немало российских ребят работают на игровые компании США/Европы и зарабатывают по $4000–6000 в месяц и более. Для отечественного рынка это большие суммы. Конечно, нужны высокий скилл и знание английского.
Важно учесть, что за рубежом зарплаты часто указываются до налогов (которые могут быть 20–30%), и расходы на жизнь выше. Но всё равно уровень жизни геймдевелопера на Западе очень комфортный. На фоне этого российские компании иногда проигрывают конкуренцию за кадры – поэтому некоторые из них тоже предлагают оплату в валюте или привязывают рублёвую зарплату к курсу, чтобы удержать сотрудников.
Для полноты картины упомянем, что и внутри игровой индустрии за рубежом есть определённая проблема зарплат: долгое время геймдев-программисты получали меньше, чем их коллеги, например, в сфере корпоративного софта или финтеха. Связано это с тем, что конкуренция за места высокая – многие готовы работать за идею, «ради искусства», а компании этим пользовались.
Но сейчас ситуация меняется: сеньоры в геймдеве ценятся на вес золота, и им готовы платить сопоставимо с остальным IT. Согласно свежим данным, средняя зарплата геймдевелопера в США (~$115k) уже близка к средней зарплате разработчика ПО вообще. А в некоторых дорогих городах (Сан-Франциско, Сиэтл) игровые компании вынуждены предлагать зарплаты $130k+, иначе специалисты уйдут в Google или Facebook.
Подведём итог: профессия разработчика игр может приносить очень хороший доход, особенно на верхних ступенях карьеры. В России уже на уровне миддла можно получать выше средней зарплаты по стране, а с опытом – выйти на доходы в несколько раз больше средних. За рубежом квалифицированный гейм-программист и подавно обеспечен – его заработок сопоставим с инженерами других отраслей, а иногда и превосходит (особенно с учётом бонусов от успешных проектов).
Конечно, деньги не должны быть единственным мотиватором в творческой сфере. Но для родителей, которые могут беспокоиться «а будет ли мой сын/дочь нормально зарабатывать, занимаясь играми», ответ однозначный: да, разработчики игр востребованы и хорошо оплачиваются, при условии, что специалист действительно обладает нужными навыками и постоянно развивается.
Как видишь, путь в геймдеве – это сочетание творчества, технологий и постоянного обучения. Профессия разработчика игр требует страсти к играм, усидчивости в коде, умения работать в команде и готовности к вызовам. Зато и отдача великолепна: ты становишься создателем миров, которые радуют (а порой и миллионы) людей. Если тебе интересно программирование и игры – дерзай, изучай, пробуй делать свои проекты. Ну а если вы, уважаемые родители, читаете это – поддержите стремление ребёнка, ведь игровая индустрия уже давно стала серьёзным делом, где талантливые ребята строят успешные карьеры.
В заключение – короткое резюме по каждому разделу статьи, чтобы освежить основные мысли.
Разработчик игр – это программист, специализирующийся на создании компьютерных, мобильных и консольных видеоигр. Он может работать один (инди-разработка) либо в команде, где обязанности разделены между разными специалистами.1 Разработчик отвечает за все этапы технической реализации игры: от воплощения задумки до выпуска продукта.2
В индустрии геймдев-специалисты востребованы не только в игровых студиях, но и в смежных сферах (развлечения, образование, симуляторы).2 Профессия сочетает творческое начало (необходимость придумывать и создавать увлекательный игровой опыт) и технические навыки (программирование, работа с графикой, звуком).
Задачи геймдев-разработчика разнообразны:
Программирование игровых механик и логики (написание кода персонажей, правил, интерфейса).
Проектирование архитектуры игры (структуры кода и модулей).
Интеграция ресурсов (графики, моделей, звуков) в проект.
Постоянное тестирование и отладка, исправление багов.
Оптимизация производительности игры под целевые устройства.
Взаимодействие с командой (дизайнерами, художниками, тестировщиками) для согласования всех элементов проекта.2
В итоге разработчик обеспечивает, чтобы идея геймдизайнера превратилась в работающую игру. Для этого нужны твёрдые hard skills (языки программирования – C++, C#, Python и др., владение игровыми движками – Unity, Unreal, понимание 3D-графики, математики, алгоритмов) и развитые soft skills (креативность, коммуникабельность, умение решать проблемы).2 Обязанности могут отличаться в деталях в зависимости от роли (например, у геймдизайнера или у сетевого программиста свои нюансы), но перечисленные пункты охватывают базовый круг задач разработчика игр.
Роли в разработке игр включают различных специалистов:
Гейм-дизайнер: придумывает концепцию, сюжет, правила игры.
Программист: пишет код, реализует механику, соединяет воедино все элементы игры.
Художник: создает визуальное оформление – от персонажей до окружения.
Аниматор: «оживляет» графику, делает движения персонажей и эффекты.
Звуковой дизайнер/композитор: отвечает за звуковое оформление и музыку.
Тестировщик (QA): проверяет игру, находит ошибки, контролирует качество.
Продюсер/менеджер: планирует и координирует процесс разработки, отвечает за сроки и бюджет.
В крупных командах список ролей еще шире (есть узкие позиции: VFX-специалисты, нарративные дизайнеры, UI/UX дизайнеры и т.д.).4 Каждая роль важна и отвечает за свой аспект игры, а вместе они формируют команду.
Уровни разработчиков делятся на:
Junior – начинающий специалист, выполняет простые задачи под руководством наставника, учится и набирается опыта.6
Middle – уверенный профессионал с опытом 2–5 лет, самостоятельно решает стандартные задачи, может курировать младших, реализует существенные части проекта.6
Senior – старший разработчик с большим опытом (5+ лет), обладает экспертными знаниями, проектирует сложные системы, принимает ключевые технические решения, наставляет команду.6
Таким образом, Junior, Middle и Senior отличаются степенью самостоятельности и глубиной навыков. В геймдеве часто Senior-разработчики выполняют роль технических лидеров. Уровень специалиста влияет на зону ответственности и, конечно, на зарплату (сеньоры зарабатывают в разы больше джуниоров).3
Главные инструменты геймдевелопера – игровые движки. Наиболее популярные:
Unity – кроссплатформенный движок с визуальным редактором, позволяет создавать игры для 25+ платформ (PC, мобильные, консоли, веб).9 Прост в освоении, широко используется инди-разработчиками и мобильными студиями. Сильные стороны: гибкость, модульность, большие сообщества. Скрипты на C#.
Unreal Engine – мощный движок от Epic Games, ориентирован на высококачественную 3D-графику и большие проекты. Один из двух самых популярных движков мирового геймдева.10 Предоставляет превосходный графический движок, используется в AAA-играх. Код пишется на C++ (или через визуальные скрипты Blueprints). Unreal бесплатен, но с роялти от доходов игры.11
Godot – бесплатный опенсорс-движок, активно развиваемый сообществом. Поддерживает 2D и 3D, отличается малым размером и удобством, идеален для инди-проектов. Использует собственный язык GDScript (похож на Python), также поддерживает C# и др. Godot – выбор тех, кто хочет полную независимость и простоту инструмента.13
Кроме них, существуют другие движки: CryEngine, Source, GameMaker, RPG Maker и пр. Но Unity и Unreal на сегодня лидируют в вакансиях и проектах.
Языки программирования: чаще всего C++ (в высокопроизводительных играх, движках) и C# (в Unity).4 Также применяются Java, JavaScript (особенно для браузерных игр), Python, Objective-C/Swift, Kotlin и другие – в зависимости от платформы и задач.4
Дополнительные инструменты: системы контроля версий (Git) для совместной работы, 3D-редакторы (Blender, 3ds Max, Maya) – чтобы работать с моделями и анимацией, графические редакторы для 2D, профилировщики и дебаггеры для оптимизации, различные SDK (например, AR/VR SDK, сервисы Steam, консольные SDK).2
Разработчик игр нередко использует движок как основной рабочий интерфейс, но также активно пишет код в IDE (Visual Studio, Rider и др.). Благодаря современным технологиям, создание игр стало эффективнее: многое можно делать с помощью готовых инструментов, не погружаясь в низкоуровневый код. Тем не менее, хороший геймдев-специалист понимает, как работают эти инструменты «под капотом», и умеет при необходимости расширять или настраивать их под нужды проекта.
Инди-игры – независимые проекты маленьких студий или отдельных разработчиков. Отличаются креативностью и небольшим бюджетом. Разработчик в инди-команде часто совмещает несколько ролей, получает разнообразный опыт. Инди-сегмент сейчас на подъёме, множество успешных игр создаётся энтузиастами без поддержки издателей (примеров масса: от Minecraft до Undertale).
AAA-проекты – высокобюджетные блокбастер-игры для массовой аудитории.14 Делают крупные компании, команды разработки могут насчитывать сотни человек. Разработчик в AAA обычно узко специализируется (например, программист графического рендеринга или сетевой инженер) и глубоко прорабатывает свою часть. AAA-игры требуют огромных вложений времени и ресурсов, но и производственный уровень у них высочайший.
Мобильные игры – игры для смартфонов/планшетов (iOS, Android). Сейчас это крупнейшая доля рынка игр ~50%.15 Мобильный геймдев часто ведётся на движках (Unity, Unreal) с экспортом под мобильные ОС. Для разработчика мобильные проекты означают работу над оптимизацией под слабые устройства, создание удобного сенсорного интерфейса, внедрение монетизации (реклама, покупки) и частые обновления. Огромный плюс – аудитория мобильных игр исчисляется миллиардами, и проекты могут быстро становиться популярными. Мобильные разработчики очень востребованы.
VR/AR – игры и приложения виртуальной и дополненной реальности. VR-игры погружают пользователя в виртуальный мир через специальные очки, AR накладывает игровые элементы на реальный мир (как Pokémon Go). Разработка VR требует поддерживать высокую производительность (чтобы не было дискомфорта), использовать новые виды ввода (контроллеры движений, трекинг головы).
AR-игры часто делаются для мобильных (с применением ARKit/ARCore). Сейчас VR/AR – растущий сегмент, где появляются свои успешные проекты, и геймдев-специалисты могут применять навыки для создания инновационных опытов. Кроме развлечений, VR/AR-разработчики участвуют в создании тренажёров, архитектурных визуализаций, интерактивных аттракционов.2
Браузерные игры – игры, работающие в веб-браузере. Раньше это были Flash-игры, теперь HTML5/JavaScript и WebGL. Такие проекты запускаются без установки, что снижает барьер для игроков. Разработчик браузерных игр использует веб-технологии: JavaScript/TypeScript для логики, Canvas или WebGL для графики. Часто применяются веб-фреймворки (Phaser, Pixi и др.).
Браузерные игры обычно проще графически, но могут быть очень популярны (например, соцсети в 2010-х были наводнены браузерными фермами и головоломками). Сегодня браузерный геймдев – ниша для казуальных или массово доступных игр, а также учебных проектов. Программистам он интересен тем, что сочетает навыки фронтенда и игр.
Типы работодателей:
Специализированные игровые студии – основное место работы геймдевелоперов. Это могут быть большие международные компании или небольшие локальные студии. Разработчики здесь создают игры – свои или по заказу издателей.
Издатели и медиа-компании – крупные издатели имеют собственные студии разработки. Также игровые подразделения встречаются в IT-гигантах, соцсетях и развлекательных компаниях (делают маркетинговые игры, проекты по своим брендам).
Аутсорсинговые фирмы – компании, которые выполняют часть работы над играми на контрактной основе (могут делать графику, код, тестирование для других студий). Разработчик игр может быть нанят такой фирмой и участвовать в разных проектах внешних заказчиков.4
Компании вне игроиндустрии – банки, образовательные стартапы, рекламные агентства, которые создают игровые приложения или геймификацию. Там навыки геймдевелопера применяются для неигровых целей (обучающие игры, интерактивные симуляции и пр.).
Учреждения образования и науки – часть опытных разработчиков работают преподавателями на курсах, в вузах, ведут исследования (например, в области ИИ в играх).
Форматы занятости:
Штатная работа (офис) – классический вариант, когда разработчик каждый день работает в офисе студии. Плюсы: живое общение, обмен опытом, чёткий распорядок. Минусы: привязка к месту, требование проживания в городе компании.
Удалённая работа – сотрудник работает из дома или любого места. В геймдеве удалёнка стала очень распространена.2 Важно поддерживать коммуникацию онлайн. Открывает возможность работать на любую компанию мира, не переезжая. Многие студии предлагают гибридный или полностью удалённый формат.
Фриланс – разработчик игр берёт разовые проекты или задачи от разных заказчиков. Даёт свободу в выборе задач и графике, но требует самодисциплины и поиска клиентов.2 Подходит для мелких проектов или узких услуг (например, написание скрипта, прототипирование идеи).
Аутсорс/аутстафф – специалист числится в компании, которая «сдаёт» его на проект другой организации. Можно работать над крупными играми по контракту, не являясь прямым сотрудником студии-разработчика. В России некоторые разработчики через аутсорсинг работают на зарубежные проекты.
Собственная студия/проект – вариант для предпринимателей. Разработчик сам организует команду (или работает в одиночку) и делает свою игру. Рискованно, но в случае успеха приносит не только прибыль, но и имя в индустрии.
В целом, профессия предоставляет гибкость: можно работать в офисе большого города или удалённо на иностранную компанию, быть штатным сотрудником или свободным фрилансером. Многие разработчики пробуют разные форматы на разных этапах карьеры. Главное – при всех вариантах важны навыки и репутация. Хорошего специалиста возьмут в любом режиме сотрудничества.
Спрос на разработчиков игр стабильно высокий и растёт. Игровая индустрия ежегодно увеличивается по числу игроков и объемам продаж. В 2024 году число вакансий в геймдеве в мире выросло, например, в первой половине 2024 в России размещено на 23% больше вакансий для разработчиков игр, чем годом ранее.2
Причины: расширение платформ (ПК, консоли, мобильные, VR требуют всё больше работников), рост количества игр и жанров, проникновение игровых технологий в новые сферы.2 Профессия имеет хорошие перспективы – игры прочно вошли в массовую культуру и бизнес, потребность в новых кадрах будет сохраняться. Для начинающих сейчас созданы возможности обучения (курсы, вузы), а опытные специалисты ценятся на вес золота.
Зарплаты в России: средние оценки сильно зависят от уровня и региона. В целом, молодой специалист может получать порядка 50–80 тыс. ₽ в месяц, опытный – 150–250 тыс. ₽ и выше. По данным hh.ru на 2025 год, диапазон зарплат разработчика игр в России примерно от 50 тыс. до 210 тыс. ₽ в месяц, в Москве – от 60 тыс. до 260 тыс. ₽.4 «Коммерсантъ» также отмечает среднюю около 275 тыс. ₽ по отрасли, а потолок в Москве для ведущих спецов – до 700 тыс. ₽.2
То есть в столице опытные геймдевелоперы могут зарабатывать десятки тысяч ₽, иногда получая предложения с оплатой в иностранной валюте (долларах), если работают на международные проекты. В регионах цифры скромнее, но удалённая работа позволяет получать столичные и зарубежные зарплаты, живя в любом городе.2 Также надо помнить, что программисты обычно получают больше, чем, например, художники или тестировщики в тех же компаниях.
Зарплаты за рубежом: значительно выше российских. В США средняя годовая зарплата геймдев-программиста около $110–115 тыс. (что ~$9k в месяц до налогов).19 В Европе уровень различается: в Германии средний разработчик получает ~€90k в год, в Великобритании ~£50k, во Франции ~€50k, в Польше ~€30–40k.20
В азиатских лидерах (Япония, Корея, Китай) зарплаты чуть ниже американских, но тоже привлекательные для местного уровня. Таким образом, квалифицированный игровой разработчик на Западе зарабатывает порядка $80–120k в год, а топовые специалисты – ещё больше.19 Например, Senior/Lead Developer в крупной студии США может получать и $150k+ (с учётом бонусов).
Для российских разработчиков открыта возможность работать на иностранные компании удалённо с оплатой в $. Многие этим пользуются, особенно те, кто обладает хорошим английским и редкими навыками. Таким образом, талантливый геймдевелопер из РФ может получать доход, сопоставимый с западными коллегами, даже не переезжая.
В целом, профессия разработчика игр окупает себя финансово. Хотя в молодости многие идут в геймдев по любви к играм, без мыслей о деньгах, со временем они понимают, что могут обеспечить себе высокий уровень жизни этим ремеслом. Если вы переживали, что «игры денег не приносят», это уже не так – индустрия видеоигр глобально зарабатывает больше, чем кино и музыка, и специалисты получают достойную долю этих заработков. Главное – постоянно развивать навыки и быть готовым к конкуренции, ведь желающих работать в игровой сфере много по всему миру.
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Хотели бы вы стать разработчиком игр?
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет