Где научиться разработке игр

Автор публикации: Юлия Соболева
Юлия Соболева Главный редактор «Учись Онлайн Ру»
Где научиться разработке игр - Блог

Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье расскажем, как обучиться game-разработке. Разберемся, стоит ли заниматься самостоятельно, где найти онлайн-курсы для новичков, получить первый опыт в геймдеве и с чего начать инди-разработчку.

Где научиться разработке игр и стать геймдевелопером с нуля

Введение

Привет! Хочешь создавать собственные игры и войти в геймдев с нуля? В этой статье ты узнаешь, что представляет собой профессия разработчика игр, какие направления в геймдеве бывают, с какого игрового движка лучше начать, где можно обучаться (самостоятельно или на курсах) и как выстроить свой путь к профессии геймдевелопера. Мы рассмотрим востребованные роли – от программирования до гейм-дизайна и 3D-графики – и дадим советы начинающим. Также обсудим, как подходить к обучению в разном возрасте: школьникам, студентам и взрослым без опыта в IT.

Статья структурирована по разделам с примерами, ссылками на полезные ресурсы и цитатами экспертов. Готов погрузиться в мир создания игр? Поехали!

Подборка курсов Все онлайн-курсы по разработке игр в 2025 году
Посмотреть подборку

Часть 1. Профессия геймдевелопер: что это и кому подходит

1.1. Кто такой разработчик игр и чем он занимается

Разработчик игр (game developer) – это специалист, который создает компьютерные игры. Под этим широким термином часто подразумевается именно программист, пишущий код игры. Однако в целом разработка игр – командный процесс, включающий множество ролей. В крупных студиях над игрой трудятся десятки специалистов разных профилей.

Геймдев – это не только программирование. В индустрию входят и гейм-дизайнеры, придумывающие правила и концепцию игры, и художники (2D и 3D), создающие визуальный мир, и инженеры-программисты, отвечающие за логику и работу движка, и звукорежиссеры, обеспечивающие музыку и эффекты, и тестировщики, отлавливающие баги.1 Процесс создания игры охватывает все – от сюжета и графики до кода и аудио. Таким образом, геймдевелопер – это собирательное понятие для всех, кто участвует в разработке игр, хотя часто под ним понимают именно программиста игр.

Game developer в небольшом проекте может быть «человеком-оркестром», делая понемногу всё. Но обычно это узкая специализация. Например, программист сосредоточен на коде, а художники – на графике. Тем не менее, ключевая задача любого разработчика – превратить идею игры в работающий продукт. Программисты пишут исходный код, создают игровые механики, реализуют работу движка.1

Гейм-дизайнеры проектируют процесс, уровни, правила игры. Художники рисуют и моделируют персонажей, объекты, анимируют их. Звукорежиссеры делают так, чтобы игра «зазвучала» – от фоновой музыки до эффектов лазерных выстрелов.2 Тестировщики (QA-инженеры) проверяют, что всё работает как задумано, и находят ошибки.1

Таким образом, создание игры – это командная работа разных специалистов. Но начинать путь в геймдев обычно рекомендуют с освоения базовых навыков программирования, ведь понимание кода и принципов работы игр пригодится всем направлениям. Далее мы подробнее разберем каждое из ключевых направлений геймдева.

1.2. Для кого подходит карьера в геймдеве

Профессия разработчика игр подойдет тебе, если ты действительно увлечен видеоиграми. Звучит банально, но любовь к играм очень важна – без интереса к самому продукту трудно создавать классные игры. Только искренний геймер сможет вложить душу в проект так, чтобы он понравился другим игрокам. Игры – это сочетание творчества и технологий, поэтому требуется и фантазия, и технический склад ума.

Если в школе тебе нравились точные науки – математика, физика, информатика – это большой плюс. Игровая механика строится на алгоритмах и физических моделях. Программирование игр требует логики и смекалки: часто возникают нестандартные задачи, для которых нет готовых решений. Например, реализовать уникальную механику или исправить баг, с которым раньше никто не сталкивался – тут пригодится умение думать нестандартно.

Важно и умение работать в команде. Создание современной игры – процесс коллективный и динамичный. Представь команду, где программисты, художники, гейм-дизайнеры, тестировщики работают вместе. Нужно уметь взаимодействовать, принимать критику и быть готовым переделывать свою часть работы ради общего результата. Например, если геймдизайнер внезапно поменяет концепцию уровня, программисту возможно придется переписать код почти с нуля. Поэтому в геймдеве ценятся soft skills: коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность за сроки.

Наконец, геймдев требует настойчивости и самоорганизации. Освоить любую роль в разработке игр с нуля непросто – придется много учиться и практиковаться. Важно не опускать руки, если что-то не получается. Успешные разработчики отмечают, что путь новичка состоит из множества проб и ошибок, и способность извлекать уроки из неудач – ключевое качество.

Хорошая новость: войти в геймдев реально практически в любом возрасте и с любым бэкграундом. Здесь важнее навыки и портфолио, чем диплом. Как отмечает главный редактор «Учись Онлайн Ру», не имеет значения, работал ли ты до этого официантом или кассиром – при желании можно легко войти в профессию game developer.

Главное – целеустремленность, усердие и готовность учиться. В целом, любой сможет стать разработчиком игр при достаточной мотивации. Если узнаешь себя в этом описании – смело начинай! А мы расскажем, с чего начать.

Что нужно, чтобы стать геймдевелопером? Помимо личных качеств, конечно, нужны и технические знания. В общих чертах, чтобы разрабатывать игры, необходимо освоить хотя бы один язык программирования (для большинства современных игр это C# или C++), разбираться с игровыми движками, понимать основы геймдизайна и иметь представление о графике или звуке (в зависимости от специализации). Но обо всем по порядку – ниже разберем основные направления работы в геймдеве и соответствующие навыки.

Часть 2. Основные направления в геймдеве: роли и навыки

Как мы выяснили, разработка игр – это не одна профессия, а целый спектр ролей. Условно их можно разделить на несколько направлений: программирование, гейм-дизайн, графика (2D/3D), звук и тестирование. Рассмотрим каждое направление подробнее – чем занимаются специалисты, какие навыки нужны и где можно научиться этому направлению. Попробуй примерить эти роли на себя: что тебе ближе – писать код, придумывать миры или рисовать персонажей? Выбор специализации – первый шаг, чтобы выстроить эффективное обучение и карьеру.

2.1. Программирование игр

Программист в игровой разработке – это тот, кто пишет код, превращая задумки дизайнеров в работающую игру. Игровые программисты отвечают за всю техническую часть: от создания основных механик (например, движение персонажа, правила боя) до низкоуровневых систем в движке (физика, графика, сетевой код). По сути, без программиста игра не «оживет», ведь именно код связывает воедино все компоненты.

В больших студиях существуют разные специализации игровых программистов:2

  1. Gameplay-программист – реализует игровые механики, логику поведения персонажей, правила игры.

  2. Графический программист – работает над рендерингом, освещением, шейдерами и оптимизацией графики.

  3. Программист движка – развивает или настраивает сам игровой движок: физику (поведение объектов, столкновения), работу с ресурсами, инструментарий для других разработчиков.

  4. AI-программист – создает искусственный интеллект для NPC (неигровых персонажей), врагов, поведения толпы и т.п.

  5. Сетевой программист – отвечает за мультиплеер, сетевой код и взаимодействие клиента с сервером (например, для онлайн-игр).

В маленьких командах один человек может совмещать несколько задач из списка выше.2 Но в любом случае игровому программисту нужны крепкие знания алгоритмов и одного или нескольких языков программирования. Какие языки учить? Многие игровые студии используют C++ – особенно при работе с Unreal Engine и собственными движками, так как этот язык обеспечивает высокую производительность.

Также повсеместно используется C#, особенно с движком Unity. Для веб-игр пригодятся JavaScript или TypeScript (например, если делаешь браузерную игру). В мобильных играх – знания платформенных языков (Swift/Objective-C для iOS или Kotlin/Java для Android) могут быть плюсом, хотя чаще и там движки вроде Unity. Не лишним будет понимание баз данных и SQL, если планируется серверная логика.2

Кроме языков, программисту игр важно освоить сам игровой движок (например, Unity, Unreal – о них подробно в следующей части) и иметь базовые знания математики (геометрия, тригонометрия, основы физики) – они пригодятся при вычислении движения, коллизий, реалистичного поведения объектов. И конечно, навыки отладки и тестирования кода: умение искать и исправлять баги – ежедневная часть работы.

Где учиться программированию игр? Как и в любом программировании, есть путь самоучки – по книгам, видео и открытым туториалам. Многие начинают с простых языков (например, Python) ради понимания базового синтаксиса, а затем переходят к C# или C++. Специально для геймдев-программирования существует множество ресурсов: например, официальная платформа Unity Learn предлагает бесплатные курсы по C# и Unity для новичков.3

Есть и академические программы – некоторые университеты (в России и за рубежом) преподают разработку игр, но чаще в рамках курсов по информатике. Онлайн-школы (Skillbox, GeekBrains и др.) тоже имеют комплексные курсы «Разработчик игр на Unity/Unreal» – обычно длительностью 9-12 месяцев, с нуля до уровня junior. Мы подробно обсудим варианты обучения в разделе 4. А пока перейдем к творческой роли – гейм-дизайну.

2.2. Гейм-дизайн

Гейм-дизайнер – архитектор и автор игры. Это человек, который придумывает концепцию и правила игры, прорабатывает игровой процесс (gameplay) и отвечает за то, чтобы играть было интересно. Гейм-дизайнер формулирует, о чем игра, какие цели стоят перед игроком, какие механики используются, как устроены уровни, баланс, сюжет, система наград и т.д..1 Проще говоря, гейм-дизайн – это создание всего опыта игрока: от мелочей интерфейса до глобального сценария.

Задачи гейм-дизайнера очень разносторонние. Он может писать сюжет и диалоги, продумывать характеристики персонажей, рисовать схематичные уровни (например, на бумаге или в редакторе уровней), придумывать врагов и препятствия, разрабатывать экономику игры (как начисляются очки, внутриигровая валюта, цены предметов). Также гейм-дизайнер документирует все эти идеи в дизайн-документе – подробном плане, по которому команда будет строить игру.

В крупных командах гейм-дизайн делится на узкие роли: есть левел-дизайнеры (специалисты по созданию уровней и локаций), нарративные дизайнеры или сценаристы (пишут историю, диалоги), баланс-дизайнеры (настраивают баланс сложности, экономику), системные дизайнеры (разрабатывают общие системы правил), UI/UX-дизайнеры (отвечают за интерфейс и удобство).4 Но нередко в небольших студиях один гейм-дизайнер совмещает многие из этих функций.

Какие навыки нужны гейм-дизайнеру? Прежде всего творческое мышление и любовь к играм – нужно уметь генерировать идеи и понимать, что сделает игру увлекательной. В то же время необходим и аналитический склад ума: гейм-дизайн – это не только фантазия, но и расчеты, тестирование гипотез, исправление недостатков. Полезны знания психологии (как игроки воспринимают те или иные решения), основные принципы проектирования игр (например, классические жанры, теорию игровых механик). Гейм-дизайнеру пригодятся навыки коммуникации – он работает в тесной связке с программистами и художниками, объясняет им свое видение.

Технически гейм-дизайнеру не помешает базовое понимание движков и даже азы скриптования. Например, многие гейм-дизайнеры используют визуальное программирование (Blueprints в Unreal Engine или Bolt в Unity) чтобы самим создать прототип механики без помощи программиста.3 Однако глубокого кодинга от гейм-дизайнера обычно не требуют – важнее умение документировать и прототипировать. Полезным инструментом является редактор уровней (например, встроенный в движок Unity/Unreal), а также офисные программы для схем, таблиц (баланс чаще считают в Excel).

Как стать гейм-дизайнером? Учиться этой профессии можно самостоятельно – изучая статьи, книги (например, классическую литературу по геймдизайну, блоги ведущих дизайнеров). В интернете много ресурсов: от GDC Vault (выступления игровых дизайнеров) до курсов на Coursera. Кстати, Epic Games недавно запустила совместно с Coursera официальный курс для геймдизайнеров с сертификацией.5

Он включает модули по основам гейм-дизайна, уровням, интерфейсам и даже работу с Unreal Engine и Blueprints – отличный вариант для тех, кто хочет получить структурированные знания.5 Кроме того, российские онлайн-школы (Skillbox, Нетология и др.) предлагают курсы «Геймдизайнер с нуля» продолжительностью 6-12 месяцев, где вас научат основам профессии и помогут собрать первое портфолио (например, документ концепции игры, прототип на простом движке).

Важно тренироваться на практике – пробовать придумывать игры. Начни с простого: придумай настольную игру или модификацию известной игры, набросай дизайн. Участвуй в Game Jam – это хакатоны разработчиков игр, где за 1-3 дня команда делает мини-игру по заданной теме. Для будущего геймдизайнера участие в джемах – бесценный опыт: научишься быстро воплощать идеи и работать в команде.

2.3. 3D-графика и анимация

Художники и 3D-арт – еще одно ключевое направление в геймдеве. Эти люди отвечают за визуальную часть игры: как выглядят персонажи, окружение, интерфейс, эффекты. Если ты любишь рисовать, моделировать в 3D или мечтаешь создавать впечатляющие игровые миры – направление графики для тебя.

В геймдеве есть различные специализации художников:2

  1. 2D-художники – рисуют концепт-арты, фоновые изображения, интерфейс, спрайты для 2D-игр. Они задают стиль и атмосферу проекта, рисуют промо-иллюстрации.

  2. 3D-моделлеры – создают трехмерные модели персонажей, объектов, зданий. Моделлер разрабатывает форму (модель, «сетку» полигонов) и часто накладывает базовые текстуры.

  3. Текстурщики – специализация, дополняющая 3D-моделлинг: художник по текстурам раскрашивает модели, добавляет поверхности (ткань, металл, кожу и т.п.), делает их реалистичными.

  4. Аниматоры – отвечают за анимацию, «оживляют» модели. Аниматор двигает скелеты персонажей, создает анимации ходьбы, бег, мимику, а также анимирует окружающие объекты и кат-сцены.

  5. VFX-artist (художник по эффектам) – делает зрелищные эффекты: взрывы, вспышки, дым, магические заклинания. Он комбинирует частицы, спецэффекты в движке, чтобы игра выглядела эффектно.

  6. Технический художник – мост между программистами и художниками. Этот специалист разбирается и в графике, и в технических ограничениях движка. Он настраивает шейдеры, оптимизирует сцены, следит, чтобы графика была красивой, но не перегружала систему.2

  7. UI/UX-дизайнер – занимается дизайном интерфейса (меню, кнопки, иконки) и удобством его использования. Хотя UI/UX – это отдельная сфера, в геймдеве она тесно связана с художественной частью.

Кроме того, есть Concept artists (концепт-художники), которые на этапе идеи рисуют эскизы персонажей, локаций – эти арты задают направление для всей команды художников. В эпоху нейросетей появилась даже новая роль – нейро-художник: специалист, который генерирует изображения через нейросети по текстовым описаниям, а потом дорабатывает их вручную.2 Но это пока экзотика, классические художники по-прежнему на вес золота.

Что нужно знать будущему художнику/3D-артисту? Прежде всего академические основы рисунка и композиции: цвета, светотень, перспектива, анатомия – чтобы изображать правдоподобно и эстетично. Если интересует 3D, надо освоить пакеты 3D-моделирования: популярны Blender (бесплатный и очень мощный), 3ds Max, Maya, ZBrush для высокодетализированной скульптурной лепки моделей.2

Для текстур и материалов используются Substance Painter/Designer, Adobe Photoshop, различные плагины. 2D-художникам необходим уверенный навык работы в графических редакторах – Photoshop, Krita, Illustrator и пр.2 Аниматоры могут работать в тех же 3D-пакетах или прямо в игровом движке, а также в специальных программах для анимации (например, Spine для 2D-анимации).

Конечно, важен и художественный вкус – чувство стиля, умение следовать единой визуальной концепции. И внимание к деталям: именно мелкие штрихи делают игровую графику живой.

Где учиться геймдев-графике? Путь художника обычно начинается с классического художественного образования – художественные школы, колледжи или самообучение по книгам и курсам рисования. Затем – освоение цифровых инструментов. Существует масса онлайн-курсов по CG (компьютерной графике) и 3D-моделированию.

Например, платформа Coursera предлагает специализации по 3D-анимации, а на YouTube и сайтах вроде 3D Coat и Blender Guru полно бесплатных уроков. В России есть школы, специализирующиеся на геймдев-графике: курсы в Scream School, XYZ School, Skillbox (направления «3D-художник», «Концепт-артист» и т.д.). Многие из них длятся 6-12 месяцев и учат с нуля, часто кураторы – действующие художники из индустрии.

Важно создать портфолио: начинающему художнику стоит сделать несколько работ в выбранной специализации (например, несколько 3D-моделей персонажей) и выложить их на платформах вроде ArtStation. Это ваше главное доказательство навыков при поиске работы. Начинать можно с участия в моддинг-сообществах (рисовать моды для известных игр) или делать арт для инди-проектов за идею – так вы получите первые опубликованные работы.

Отметим, что стартовые зарплаты художников в геймдеве могут быть ниже, чем у программистов, но с ростом опыта хорошие 3D-артисты ценятся высоко (в России опытные художники в геймдеве зарабатывают от 150-200 тысяч рублей в месяц).2 Однако идти в эту профессию стоит в первую очередь из любви к рисованию и играм, а не из-за денег.

2.4. Звуковое оформление и музыкальный продакшн

Звук – неотъемлемая часть любой игры. Атмосферная музыка, реалистичные шумы шагов, выстрелов, рев монстров – всем этим занимаются саунд-дизайнеры. Если ты музыкант в душе или любишь экспериментировать со звуками, тебе может подойти роль звукового дизайнера в геймдеве.

Задача саунд-дизайнера – сделать игру максимально живой на слух. Он подбирает и создает все звуковые эффекты: от щелчка при нажатии кнопки меню до фонового гула ветра на уровне. Также саунд-дизайнер отвечает за фоновую музыку или работает вместе с композитором, чтобы та соответствовала настроению игры.

Иногда нужно озвучивать персонажей (или работать с актерами озвучки), продумывать звук шагов по разным поверхностям, рык фантастических существ и пр. Много интересных креативных задач: например, придумать звук для магического заклинания или инопланетного устройства – таких звуков не существует в природе, их приходится сочинять с нуля, смешивая и преобразуя другие звуки.2

Частично звуки берутся из библиотек: существуют объемные базы звуков (шаги, выстрелы, природа), которые можно купить или скачать. Но для уникального проекта часто нужны уникальные звуковые эффекты – саунд-дизайнер может записывать их сам в поле или студии (например, шелест одежды записывают, двигая кусок ткани перед микрофоном и т.п.).2

В больших играх с бюджетом композиторы могут даже записывать саундтрек с симфоническим оркестром! Затем все звуки обрабатываются и сводятся воедино с помощью специальных программ – так называемых аудиодвижков или DAW (digital audio workstation). Популярные инструменты – FMOD, Wwise для интеграции звука в игры, а также привычные аудиоредакторы (Cubase, Reaper, Pro Tools) для редактирования звуков и музыки.2

Навыки, нужные звукорежиссеру: конечно, музыкальный слух и чувство ритма. Нужно знать теорию музыки – гармонию, основные понятия о мелодии, тембре. Плюс технические навыки: умение работать со звуковым оборудованием (микрофоны, рекордеры), софт для записи и редактирования аудио.2 Креативность тоже важна – часто приходится искать нестандартные решения, придумывать новые звуки из подручных средств. И, разумеется, терпение: звук – тонкая материя, саунд-дизайнер может десятки раз перебирать варианты пока добьется идеального звучания.

Как учиться звуковому дизайну? Многие приходят из музыкальной сферы – например, имеют опыт игры на инструменте или звукорежиссуры в кино. Но начать можно и с нуля. Полезно получить базовые знания музыки (музыкальная школа или онлайн-курсы по саунд-дизайну). В сети есть курсы, посвященные именно Game Audio – например, на Udemy, SkillShare.

Специализированные школы (типа Moscow Music School) иногда делают программы по саунд-дизайну в играх. Но можно и самостоятельно: потребуется компьютер, несколько простых программ для работы со звуком (тот же Reaper – доступный и популярный DAW) и бесплатные библиотеки звуков для тренировок. Учись записывать и синтезировать звуки, пробуй озвучивать видео или сцены из игр.

Стоит изучить и основы интеграции звука: как подключить свои эффекты в игровом движке. Unity и Unreal имеют аудиомодули, а FMOD и Wwise – это независимые аудиодвижки, которые легко встраиваются в игры. Они бесплатны для некоммерческого использования, так что можно экспериментировать.

Перспективы у звукорежиссера в геймдеве хорошие: с развитием VR и сложных проектов спрос на качественный звук растет. Хотя порог входа может быть высок – часто звуком в маленькой студии занимается кто-то из команды дополнительно. Но в крупных компаниях есть позиции junior sound designer. Зарплаты варьируются: начинающий звукооформитель может получать около 40-60 тыс. руб., опытные – от 100 тыс. и выше (все как в музыке, зависит от таланта и проектов).2

2.5. Тестирование и обеспечение качества (QA)

Ни одна игра не выходит к игрокам без тщательного тестирования. Работа тестировщика (QA-инженера) в геймдеве – проверять игру на ошибки, несоответствия и добиваться стабильной работы продукта. Если ты любишь искать изъяны, внимателен к деталям и получаешь удовольствие от процесса «ломания» игр – роль тестировщика может стать твоим входом в индустрию.

Игровой тестировщик играет в игру на разных этапах разработки с особой целью – найти баги и проблемы. Он проходит уровни десятки раз, пробует нестандартные действия, чтобы выявить, где что-то идет не так (например, персонаж проваливается сквозь текстуры при определенном шаге, или игра вылетает при открытии карты). Все найденные баги тестировщик описывает в отчете, заводит задачи для разработчиков на исправление.1

Кроме поиска ошибок, QA проверяет соответствие игры дизайн-документу: игра должна работать так, как задумано и приносить удовольствие игроку.1 Это включает тестирование геймплея, баланса, локализации (корректность перевода, шрифты), производительности (FPS, отсутствие лагов) и т.д.

Тестирование требуется на протяжении всего цикла разработки, но особенно активно – ближе к релизу, в период beta-тестирования.1 Работа тестировщика может быть рутинной (многократное повторение одних и тех же действий), зато с каждой найденной ошибкой игра становится лучше.

Кстати, существуют как мануальные тестировщики (они играют руками, как обычный пользователь), так и автоматизаторы – QA-инженеры, которые пишут скрипты для автоматического тестирования отдельных модулей. В геймдеве автотесты тоже применяются (например, скрипт может прогонять бота по карте и ловить вылеты), но большая часть – именно ручное тестирование, так как игровой опыт сложно проверить программой.

Навыки для тестировщика: внимание к деталям, усидчивость, системное мышление. Нужно уметь грамотно описывать проблему, чтобы разработчики смогли ее воспроизвести и исправить. Полезно базовое понимание того, как устроены игры изнутри, и владение английским (многие баг-трекеры и документация на англ. языке). Из инструментов – умение пользоваться системами баг-трекинга (Jira, Trello и пр.) и тест-документацией (test cases, чек-листы).

Как стать тестировщиком игр? Это, пожалуй, самая доступная стартовая позиция в геймдеве – многие начинают карьеру именно с QA. Часто не требуют глубоких технических знаний на входе – многому научат внутри компании. Тем не менее, пройти курсы по тестированию будет плюсом: существуют как общие курсы «QA-инженер», так и специфические для игр.

Например, некоторые онлайн-школы (GeekBrains, Нетология) ведут программы по ручному и автоматизированному тестированию ПО. Специализированных курсов по Game QA немного, но общие принципы тестирования одинаковы. После базового обучения нужно попрактиковаться: можно, например, участвовать в открытых бета-тестах игр как волонтер – многие студии привлекают внешних игроков потестить игру перед выпуском. Относясь к этому серьезно, можно набить руку и даже получить рекомендации.

Тестировщики востребованы всегда – игр выходит множество, и качество прямо влияет на отзывы игроков. Кстати, работа QA – отличный способ войти в геймдев без опыта: часто компании берут джуниоров-тестеров, а через пару лет некоторые из них переходят на другие роли (например, в геймдизайн или программирование, подтянув навыки). Так что, если твоя цель в итоге другая роль, тестирование – реалистичный путь начала карьеры.

Напомним, что каждый из описанных путей – программирование, дизайн, арт, звук, тестирование – ценен и важен в индустрии. Постарайся определиться, что тебе больше по душе. Как советуют опытные разработчики, на первом этапе важно выбрать специализацию, чтобы учиться целенаправленно и не распыляться. Конечно, базовые вещи (как работают игры, какой цикл разработки) стоит понимать всем, но прокачиваться лучше фокусно. Когда решение принято, следующий шаг – подобрать подходящие инструменты и технологии для старта. В геймдеве это прежде всего игровые движки. Перейдем к выбору движка и обсуждению, с какого из них новичку лучше начать.

Часть 3. Игровые движки: сравнение популярных вариантов и выбор для новичка

Игровой движок – это основа, на которой создается игра. Проще говоря, движок предоставляет готовый функционал для графики, физики, звука, и позволяет разработчикам не писать все с нуля, а использовать этот «конструктор» для сборки игры.1 Сегодня существует несколько популярных движков, и начинающему часто сложно решить, за какой браться. Рассмотрим три самых известных: Unity, Unreal Engine и Godot, а также упомянем другие альтернативы. Мы сравним их по сложности, возможностям и сфере применения – чтобы ты смог выбрать оптимальный для старта.

3.1. Unity или Unreal Engine – что выбрать в начале пути?

Два титана мира движков – Unity и Unreal Engine – используются в большинстве современных игр. Оба бесплатны для освоения, оба мощные и поддерживают и 2D, и 3D, кроссплатформенность. Но между ними есть существенные различия, о которых важно знать новичку.

Язык программирования и сложность

Unity использует язык C# для скриптинга игр, тогда как Unreal Engine основан на C++ (хотя в Unreal есть и визуальное скриптование Blueprints). Для абсолютного новичка C# считается более простым и дружелюбным языком, чем C++.6 C# имеет автоматическое управление памятью, более простой синтаксис, и в целом прощает многие ошибки. C++ – язык мощный, но сложный: нужно самому управлять памятью, легко допустить критические ошибки.

В Unreal, правда, используется «упрощенный» C++ с множеством готовых шаблонов и макросов, что делает разработку легче, чем сырой C++. Тем не менее, освоение Unreal Engine на уровне кода обычно требует больше времени. Поэтому Unity часто рекомендуют начинать новичкам – благодаря C# и более простой архитектуре проектов.7

Визуальное программирование

Если ты не силен в коде, Unreal Engine предлагает систему Blueprints – визуальное программирование, где логика строится из блок-схем. Unity также имеет аналог (ранее Bolt, теперь Unity Visual Scripting), но Blueprints Unreal Engine признаны более мощными. Гейм-дизайнеры нередко пользуются Blueprints, чтобы прототипировать без написания кода. Однако, чтобы полноценно работать программистом, учить язык всё равно придется – визуальные скрипты не покроют всех задач.3

Графика и масштаб проектов

Исторически Unreal Engine славится фотореалистичной графикой и используется в AAA-проектах (блокбастер-играх с большими бюджетами). Unreal из коробки дает продвинутый рендеринг, реалистичную физику, эффектные визуальные эффекты. Unity тоже умеет делать красивую графику, но долгое время он был выбором инди-разработчиков и мобильных проектов.

Сейчас граница размывается: Unity 2021+ подтянул графику (URP/HDRP рендеры), а Unreal Engine 5 упростил работу и стал привлекательным даже для отдельных инди-разработчиков. В целом, если твоя цель – мобильные игры, 2D-проекты или простые 3D – Unity может быть предпочтительнее: он легче по требуемым ресурсам и быстрее в освоении для таких задач.8 Если мечтаешь работать над большими 3D-играми с топ-графикой (шутеры, RPG на ПК/консоли) – Unreal Engine даёт преимущество в виде готовых решений высокого уровня.

Сообщество и ресурсы

Unity имеет огромнейшее сообщество разработчиков по всему миру. Для него написаны тонны уроков, ответов на форумах, имеется Asset Store – магазин ассетов, где можно найти и купить готовые модели, скрипты, звуки для своих проектов. Это особенно полезно новичкам: можно взять шаблон и модифицировать под себя. У Unreal Engine сообщество тоже большое, но несколько уже – все-таки он долгое время доминировал в крупном сегменте, а не среди хобби-разработчиков.

Тем не менее, Unreal активно догоняет: число обучающих материалов растет, Epic Games вкладывается в обучение (например, открывает курсы, как упомянутый совместно с Coursera).5 Если возникнет проблема, 99% решений для Unity можно найти на форумах или StackOverflow – кто-то уже сталкивался и решил.3 По Unreal информации тоже много, но иногда может потребоваться задать вопрос самому.

Лицензирование и доход

С точки зрения бизнес-модели, оба движка бесплатны для обучения и небольших проектов. Unity Personal не требует платы, пока доход от твоих проектов не превысит $100k в год. Unreal Engine вообще бесплатен в использовании, Epic берет роялти 5% лишь если игра заработала больше $1 млн. Для старта это неважно, но в перспективе: Unreal может быть выгоднее для инди (нет платежей до солидного дохода), Unity же предлагает платные планы подписки для студий с ростом дохода (Plus/Pro). Однако повторимся: для новичка стоимость движка – 0 рублей, смело скачивай любой.

Вердикт для новичка: Если у тебя нет предпочтений, рекомендуем начать с Unity. Причины – более простой вход (C# против C++), много обучающих материалов и широчайшее применение: на Unity делают мобильные игры, инди-хиты, AR/VR приложения, 2D проекты. Освоив Unity, тебе будет легче потом при желании переключиться на Unreal (понимая общие концепции). Unity дружелюбен к новичкам – уже через пару месяцев обучения можно собрать простую игру.

Однако, если тебе однозначно больше нравится Unreal (скажем, ты фанат игр на UE и желаешь сразу учить его) – можешь пробовать и его. Благодаря Blueprints порог входа в Unreal тоже снижается. К тому же спрос на Unreal-разработчиков растет – Epic Games прогнозирует рост спроса на 138% в ближайшие 10 лет.5 Так что в перспективе знание Unreal – ценный навык. В идеале, конечно, знать оба движка, но всё сразу не осилить. Начни с одного. Unity выбирают многие новички, и это проверенный путь. Unreal Engine – путь более крутой кривой обучения, но с потенциально впечатляющими результатами.

3.2. Другие игровые движки: Godot, GameMaker, Defold и др.

Помимо Unity и Unreal, существует множество других движков и фреймворков для разработки игр. В зависимости от твоих целей, они тоже могут быть отличным выбором, особенно для первых шагов или специфических задач. Рассмотрим кратко несколько альтернатив:

  1. Godot Engine – бесплатный открытый движок, который набирает популярность, особенно среди инди-разработчиков. Godot известен своей дружелюбностью к новичкам.9 Он использует собственный скриптовый язык GDScript, синтаксисом похожий на Python, – простой и читаемый, отлично подходящий для начинающих.9 Godot компактный (весит около 50 Мб), запускается даже на слабых машинах и идеально подходит для 2D-игр.

3D-возможности у него тоже есть, хотя пока немного уступают по качеству Unity/Unreal. Большой плюс – полностью бесплатен без каких-либо ограничений и открытый исходный код. Комьюнити Godot заметно меньше, чем у Unity, поэтому меньше ассетов и ответов на форумах, но сообщество быстро растет.10 Если ты ценишь открытый софт и хочешь максимально простой вход – попробуй Godot. Для 2D платформеров или пазлов это отличный выбор.

  1. GameMaker Studio – коммерческий движок, ориентированный на 2D-игры. В GameMaker создано множество известных инди-игр (например, Undertale, Hotline Miami). Его фишка – очень простой скриптовый язык GML и возможность вообще обходиться без кода, используя drag-and-drop для базовых вещей. GameMaker идеально подходит для начинающих, кто хочет сделать 2D игру (платформер, аркаду) быстро и без глубокого программирования. Он платный, но есть бесплатная версия с ограничениями. Обратная сторона – ограниченная гибкость: для 3D не годится, да и вообще для серьезных проектов крупнее инди его почти не применяют.

  2. Defold – еще один бесплатный легковесный движок, ориентирован на 2D и простые 3D игры. Приятен тем, что бесплатен для коммерческого использования. Использует язык Lua для скриптов. Интересен инди-разработчикам благодаря низкому порогу входа. Однако, как отмечают специалисты, у таких облегченных движков бывают ограничения по функционалу – доступ к более продвинутым фичам может быть платным или отсутствовать. Тем не менее, для учебных проектов Defold вполне подходит.

  3. Конструкторы без кода. Существуют инструменты, позволяющие делать игры вообще без программирования. Например, Construct 3 – движок для 2D, где все строится визуально (подходит для простых игр и хорошо используется для обучения школьников). Scratch – визуальная среда от MIT, популярная для обучения детей, где можно делать примитивные игры, двигая блоки кода.

Roblox Studio – платформа, где можно создавать свои игры внутри Roblox с помощью упрощенного Lua. Эти инструменты стоят особняком: полноценным разработчиком на них не станешь, но для самых первых шагов (особенно в раннем возрасте) они могут разжечь интерес. Подробнее о них поговорим в секции для школьников.

  1. Собственный движок. У некоторых возникает вопрос: а можно ли написать игру без готового движка, сделав всё самому с нуля? Теоретически да – особенно если интересуешься низкоуровневым программированием. Для простых 2D-игр есть библиотеки (например, Pygame для Python, SFML для C++ и др.), с которыми можно самому собрать простейший «движок».

Но учти: это трудоемко. Большинство коммерческих игр сегодня опираются на готовые движки, чтобы не тратить время на изобретение велосипеда. Поэтому мы советуем начинать с Unity/Unreal/Godot – так быстрее добьешься результата. Свой движок писать стоит разве что в учебных целях или если у тебя очень специфическая задача, не решаемая существующими движками.

Рекомендация: определись с движком под свои цели. Хочешь как можно проще и быстрее увидеть результат, любишь 2D или у тебя слабый ПК? – бери Godot или конструкторы вроде Construct. Готов учить классический инструмент, мечтаешь о карьере в студии? – скорее всего, Unity лучший старт. Нацелен на топ-графику и крупные проекты? – возможно, стоит сразу окунуться в Unreal Engine.

Замечу, что многие начинают с Unity, а потом, набравшись опыта, осваивают Unreal – это вполне нормальный путь. В конце концов, движок – это инструмент. Куда важнее базовые принципы разработки игр, которые не привязаны к движку. Если ты поймешь, как строятся игровые механики, как работает игровой цикл, как организован проект – сменить инструмент будет делом техники.

Кстати, никто не мешает попробовать сразу несколько движков. Например, сделай простейшую игру «Шарик лабиринт» на Unity, потом то же самое на Godot – и почувствуй разницу. Практика покажет, что тебе удобнее. Но не распыляйся слишком: выбери основной движок и сфокусируйся на нем, чтобы добиться прогресса.

Часть 4. Где и как учиться геймдеву: способы обучения и платформы

Мы обсудили, какие навыки нужны и на каком движке начать. Теперь главный вопрос: где этому всему учиться? К счастью, в наше время вариантов масса – от самостоятельного обучения по бесплатным материалам до платных онлайн-курсов с проектной работой. Рассмотрим основные пути: самообразование, университеты и онлайн-школы. Поговорим о плюсах и минусах каждого, а также приведем примеры платформ и курсов (Unity Learn, Coursera, Skillbox, Udemy, GeekBrains и др.). В конце раздела обсудим, сколько времени в среднем занимает обучение до профессионального уровня.

4.1. Самообразование: учимся бесплатно и самостоятельно

Самостоятельное обучение – путь, на котором многие начинают. Интернет полон бесплатных ресурсов: видео на YouTube («как сделать игру на Unity с нуля»), статьи, форумы, документация движков. Можно найти книги по программированию игр, учебники, взять готовый открытый проект и разбирать его. Плюс такого подхода очевиден – бесплатно и гибко по времени. Ты сам выбираешь, что изучать и в каком темпе.

Однако, самообразование требует высокой мотивации и дисциплины. Легко сбиться с пути или застрять на сложной теме без поддержки. Кроме того, нужно фильтровать информацию: сфера геймдева развивается быстро, и не вся информация в интернете актуальна. Новичку сложно отделить устаревшие туториалы от свежих. Есть риск учиться по плохим или старым материалам и получить искаженные знания. Также минус – отсутствие обратной связи: если что-то не работает, некому подсказать, в чем ошибка. Можно застрять на банальной проблеме и потерять недели.

Как повысить эффективность самообучения? Вот несколько советов:

  1. Следуй структуре. Постарайся составить себе учебный план. Например: сначала пройти официальные базовые уроки по выбранному движку, затем сделать маленький проект по туториалу, потом изучить продвинутые темы. Бесконечный разнобой видео без системы может дать мало результата.

  2. Пользуйся официальными ресурсами. У Unity и Unreal есть свои учебные материалы. Unity Learn – отличная платформа с бесплатными курсами и туториалами для разных уровней.3 Начни там с базовых курсов по интерфейсу Unity и основам C#.3 У Unreal Engine есть официальная документация и примеры проектов, а также бесплатные уроки на сайте Unreal Online Learning.

  3. Практика с первого дня. Теория без практики быстро забывается. Каждое новое понятие (скрипт, компонент, физика) сразу пробуй применить. Можно следовать принципу: «сделал – понял». Например, изучая скрипты, напиши скрипт движения персонажа и запусти в движке.

  4. Сообщество – твой друг. Не бойся задавать вопросы на форумах (Unity Forum, Unreal AnswerHub, русскоязычные сообщества). Найди единомышленников – сейчас много чатов и каналов для начинающих геймдевелоперов. Там можно попросить совета, если застрял. Например, русскоязычный форум Unity или Telegram-чат разработчиков Unity – места, где новичку часто помогают.3

  5. Делай маленькие проекты. Вместо мегамечты сразу сделать MMORPG начни с простого: клон «Тетриса», простенький платформер, шутер на один уровень. Полностью заверши мини-игру и выложи ее (на itch.io, Google Play или просто друзьям). Так ты пройдешь весь цикл разработки от начала до конца, что очень ценно.3 Не бойся брать готовые ассеты – цель научиться, а не нарисовать все самому.

Самообучение отлично подходит тем, у кого ограничен бюджет, и тем, кто умеет учиться самостоятельно. Многие успешные геймдевелоперы – самоучки. Но будь готов, что путь может быть дольше и извилистее, чем с наставником. Если же чувствуешь, что нужна более четкая программа и поддержка – рассмотрим другие варианты.

4.2. Обучение в вузе: стоит ли идти на разработчика игр?

Академический путь – получить высшее образование по игровой разработке или смежной сфере. В российских вузах прямой специализации «Game Developer» почти нет (ситуация постепенно меняется: появляются кафедры геймдизайна, как, например, в СПбГУТ или программы в ВШЭ). Чаще приходится поступать на общие направления вроде «Программирование», «Информационные системы» или «Дизайн цифровых продуктов», а уже потом специализироваться на играх через курсовые, стажировки или магистратуру.

Плюсы вуза: системная база знаний (особенно для программиста – алгоритмы, структуры данных, математика, которые очень пригодятся при разработке сложных игр). Диплом может быть полезен при трудоустройстве в крупные компании за рубежом (хотя в геймдеве это не настолько критично, как в некоторых других отраслях). Студенческие годы дают время на эксперименты, участие в хакатонах, можно найти команду единомышленников прямо на факультете.

Минусы: долго и не узконаправленно. Бакалавриат – это 4 года, много общеобразовательных предметов, которые напрямую к созданию игр не относятся. К моменту выпуска без практики в реальных проектах диплом сам по себе не гарантирует навыков, необходимых работодателю. Нередки случаи, когда после 5 лет учебы выпускник только начинает осваивать современные инструменты, потому что в вузе учили теорию и устаревшие технологии.

Поэтому диплом как таковой не является обязательным. Многие игровые студии спокойно берут людей без высшего образования, если те хорошо проявляют себя на тестовом задании и имеют портфолио. На vc.ru отмечали, что в геймдев можно войти и без диплома – наличие «корочки» не дает большого преимущества при найме.v

Конечно, получить фундаментальное образование никогда не плохо. Если ты школьник и у тебя есть возможность и интерес – поступай на специальность, связанную с компьютерными технологиями. Это даст широту кругозора: вдруг после первого курса тебе ближе окажется не геймдев, а другая сфера IT. Университет развивает навыки самостоятельного обучения – это тоже ценно. К тому же, есть смежные области: например, можно выучиться на инженера-программиста (Computer Science), а в свободное время делать свои игры – так сделали многие успешные разработчики.

Отдельно отметим магистратуры и курсы повышения квалификации. Для тех, кто уже получил базу (например, программистов), существуют программы по игровому дизайну, продюсированию игр и т.п. Например, в ВШЭ есть магистратура «Программирование игр и компьютерная графика». Такие программы часто ориентированы на студентов, уже владеющих основами программирования или дизайна, и углубляются именно в специфику геймдева.

Вывод: высшее образование – не единственный путь в геймдев. Оно точно не гарантирует трудоустройство в индустрии, но и не помешает. Если есть возможность учиться – сочетай вуз с практикой. Если же тебе уже 25-30 лет, и ты думаешь «а не пойти ли получить второе высшее ради геймдева» – вероятно, лучше направь это время на практические курсы или проекты. В портфолио и резюме опыт создания игры ценится выше, чем диплом, если за дипломом не стоит практических навыков.

4.3. Онлайн-курсы и школы: структурированное обучение с нуля

В последние годы огромную популярность получили онлайн-курсы по разработке игр. Это платные (иногда бесплатные) программы, которые ведут образовательные компании или платформы. Их плюс – чёткая программа, практические проекты и менторы, которые помогут разобраться с трудностями. Это компромисс между вузом и самоучкой: быстрее, чем вуз, и с поддержкой, в отличие от полного самообразования.

Онлайн-курсы бывают разных форматов:

  1. Массовые платформы (MOOC): Coursera, edX, Udacity. Здесь можно найти курсы от зарубежных университетов или компаний. Например, на Coursera есть специализация Game Design and Development with Unity (от Michigan State University) – серия курсов, где учат основам Unity и дизайна.12

Также Epic Games запустила курс по геймдизайну на Coursera (8 модулей, после прохождения сертификат от Epic Games).5 Плюс Coursera – высокое качество контента, возможность получения сертификата и даже финансовая помощь (можно учиться бесплатно, если не нужна официальная сертификация). Минус – часто на английском (хотя есть русские субтитры или локализация у некоторых популярных курсов) и меньше индивидуальной поддержки (форум вместо личного ментора).

  1. Коммерческие онлайн-школы: Skillbox, GeekBrains, Нетология, SkillFactory, XYZ и др. В рунете много таких школ, и у большинства есть программы по геймдеву: «Разработчик игр на Unity с нуля до джуна», «Геймдизайнер», «Художник 3D-моделей для игр» и т.п. Обычно обучение длится от 6 месяцев до 1.5 лет, в формате prerecorded лекций + домашних заданий + работы с наставником.

Цены варьируются: в среднем профессия «разработчик игр» стоит порядка 100–150 тыс. рублей (некоторые школы в рассрочку дают, бывают скидки) – например, курс «Unity-разработчик» от GeekBrains стоит около 160 тыс. руб со скидкой. Преимущества – программа с нуля: не нужно самому искать, что учить, вас проведут от основ к продвинутым темам.

Практические проекты: к концу курса обычно есть 3-5 готовых мини-игр в портфолио. Часто школы помогают с трудоустройством: учат составлять резюме, проводятся карьерные вебинары, есть стажировки. Некоторые крупные игроки (GeekBrains, Яндекс.Практикум) сотрудничают с компаниями – лучшие выпускники получают приглашения на стажировку. Недостатки – высокая стоимость и не всегда качество оправдывает цену. Нужно тщательно выбирать школу: почитать отзывы, посмотреть программу. Хороший признак, если в преподавателях указаны реальные сотрудники игровой индустрии, а не просто преподаватели без опыта разработки игр.

  1. Marketplaces вроде Udemy: площадки, где можно купить видео-курс у независимого автора. На Udemy полно курсов типа «Создаём игру на Unity 2D за 10 часов» – стоят они недорого (10-20$ часто по скидкам). Это скорее набор видеоуроков без проверки заданий. Можно использовать как дополнение: к примеру, пройти недорогой курс по конкретной теме (шейдеры в Unity, основы Unreal Blueprint). Но рассчитывать, что после одного такого курса станешь профи, не стоит – слишком мало практики и нет обратной связи.

  2. Специализированные школы/курсы: например, Scream School (знаменитая московская школа компьютерной графики) – у них есть очные и онлайн программы по геймдизайну, арт-курсы. Или курсы при студиях: некоторые крупные игровые компании время от времени делают обучающие интенсивы и стажировки. Следить можно на профильных сайтах (Gamasutra, dev.by, и российские ресурсы).

При выборе онлайн-курса ориентируйся на: программу (какие темы, какие проекты), состав преподавателей, отзывы выпускников, соотношение цены и длительности. Обращение к родителям: если вы рассматриваете платный курс для своего ребенка-подростка, выбирайте программы с акцентом на практику и созданием итогового проекта. И обязательно уточните, какой требуется уровень подготовки: некоторые «с нуля» курсы всё же предполагают базовое знание, например, математики или уверенное владение ПК.

Примеры платформ и их особенности:

  1. Unity Learn – уже упоминали, это официальный портал Unity. Там много бесплатных уроков, есть Unity Pathways – пошаговые дорожки обучения для новичков. Платформа хороша тем, что контент актуальный и от создателей движка. Но это самообразование (без наставника). Unity Learn также дает возможность получить Unity сертификации (за отдельную плату, сдачей экзамена) – это может быть полезно для резюме, но не обязательно.

  2. Coursera – хороша для тех, кто знает английский или предпочитает академический стиль. Например, курс «C# Programming for Unity» научит основам C# специально под Unity.13 А новая серия от Epic Games на Coursera – для геймдизайнеров, как мы говорили, по окончании выдадут сертификат Professional Certificate от Epic.5 Coursera часто по подписке (месячная оплата), можно пройти несколько курсов за один месяц если успевать.

  3. Skillbox / GeekBrains / Нетология – в целом похожий формат. Например, курс от Skillbox «Разработчик игр на Unreal Engine» длится 12 месяцев, обещает обучение с нуля до уровня Middle, стоимость порядка 180–200 тыс. рублей.14 Такие курсы большие по объему, студентам дают видеолекции, задания, есть проверка куратором, дипломный проект – свою игру. Плюс могут предоставить доступ к сообществу студентов, чату, карьерной поддержке. Если финансы позволяют и нужна структура – это неплохой вариант. Но помните, что даже после курса придётся продолжать учиться и совершенствоваться – курсы дают базу, дальше всё зависит от практики.

  4. GeekBrains – помимо курсов для взрослых, у них есть и курсы для школьников (например, «Разработка игр на Unity для школьников 11-17 лет»).15 Они адаптированы для юной аудитории, идут медленнее, в игровой форме. Если вы родитель подростка, обратите внимание на такие предложения: ребёнку может быть интереснее учиться в компании сверстников, чем самостоятельно.

  5. Udemy – удобно когда нужен узкий навык. Например, «Unreal Engine 5 c нуля – полный гайд» – разово купил, прошел в своем темпе. Но качество курсов на Udemy бывает разным, смотрите рейтинг и отзывы.

  6. Хакатоны и соревнования: это не совсем обучение, но тоже способ прокачаться. Есть онлайн-хакатоны по геймдеву, конкурсы типа Ludum Dare (международный джем). Участие в них бесплатно, а опыт – бесценен, плюс можно получить фидбек от сообщества.

Важное преимущество многих онлайн-курсов – работа над проектом и портфолио. Обычно по итогам обучения у тебя будет несколько игр или прототипов, которыми не стыдно поделиться в резюме. А это то, что хотят увидеть работодатели – подтверждение практических умений. Хорошие школы даже устраивают стажировки: например, студентов отправляют на несколько месяцев в партнерскую компанию доделывать настоящий проект. Это прямой путь к первой записи в трудовой книжке.

Минус онлайн-курсов – немаленькая цена и требование времени. Придется параллельно с работой/учебой выделять 10+ часов в неделю. Но если ты настроен серьезно и можешь инвестировать средства – курсы существенно ускорят твое погружение в геймдев.

4.4. Сколько времени нужно, чтобы стать разработчиком игр?

Многие новички спрашивают: как быстро я смогу работать геймдевелопером? Тут все индивидуально – зависит от начального уровня и интенсивности обучения. Но есть некоторые ориентиры.

По опыту онлайн-школ, базовый курс для новичка длится ~6 месяцев, за это время можно освоить основы выбранного направления и сделать пару простых игр. Например, программа для начинающих Unity-разработчиков рассчитана на ~5–6 месяцев активного обучения. Этого хватает, чтобы изучить синтаксис C#, разобраться в интерфейсе Unity и даже создать 1–2 простенькие игры (на ПК и, скажем, на Android).

Более глубокое обучение (с серьезной теорией и практикой) займет от 10 месяцев до года. За ~12 месяцев можно разработать несколько проектов под разные платформы, подтянуть компьютерную графику, продвинутый геймдизайн. Многие курсы длительностью 12+ месяцев на выходе готовят специалиста уровня уверенного junior. Например, на Skillbox профессия «Game Designer» или «Unity-разработчик» обычно ~12 месяцев, на GeekBrains – 10 месяцев. После этого выпускник имеет примерно 3-5 проектов в портфолио и готов откликаться на вакансии начального уровня.

Если учиться самостоятельно без ускоренных программ, срок сильно варьируется. Кто-то за 3 месяца упорной самостоятельной работы уже делает свою первую игру и находит стажировку. Другие годами изучают понемногу, но не доводят до реального уровня. Последовательность и практика – ключевые факторы. Можно условно сказать: при нагрузке ~15 часов в неделю целенаправленного обучения и практики, за 6-8 месяцев вполне реально пройти путь от полного нуля до создания своей первой более-менее приличной игры и уверенного знания инструментария.

Но стать прямо профессионалом – это только начало. Даже получив работу, продолжай учиться. Технологии меняются, движки обновляются, выходят новые версии (например, Unity 2023 или Unreal 5.2 – всегда есть что освоить). Хороший разработчик игр учится всю карьеру. Так что настройся на постоянное развитие. Как говорят, чтобы быть востребованным, нужно хотя бы раз в год проходить дополнительные курсы или изучать новую технологию.

Важно отметить: не торопись гнаться за вакансиями, не сделав проектов. Работодатели ценят реальные навыки. Лучше потрать лишние пару месяцев на доведение портфолио до блеска, чем пытаться через месяц обучения отправлять резюме – можно разочароваться от отказов. Согласно советам экспертов, сначала освоить базу, затем пополнить резюме 2-3 демками игр, и только потом активно искать работу.3

Конечно, у каждого свой темп. Главное – начать. А время, вложенное в обучение, окупится: игровой рынок растет, и грамотные разработчики нужны всегда. Переходим к заключительной важной теме – как обучаться в зависимости от возраста. Ведь школьнику, студенту и взрослому человеку подходят немного разные подходы.

Часть 5. Как войти в геймдев в разном возрасте: школьникам, студентам, взрослым

Путь в разработку игр может начинаться в любом возрасте. Кто-то делает первые игры еще в школе, а кто-то меняет карьеру и приходит в геймдев в 30-40 лет. Здесь мы разделим рекомендации для основных групп: школьники, студенты и взрослые без опыта в IT. Поговорим об особенностях обучения для каждой группы, чтобы вы (или ваш ребенок) более эффективно двигались к цели.

5.1. Школьники: первый шаг в геймдев для детей и подростков

(Обращение к родителям на вы) Если ваш ребенок увлекается видеоиграми и проявляет интерес не только к игре, но и к тому, «как это сделано» – возможно, имеет смысл направить его энергию в русло создания игр. Школьникам доступно много обучающих программ по программированию и геймдизайну, адаптированных под юный возраст.

Особенности обучения детей: важно сохранить элемент игры и интереса. В 10-14 лет усидчивость еще развивается, и сухая теория может отбить охоту. Поэтому курсы для детей обычно делают в игровой форме. Например, обучающие платформы вроде Code.org или Алгоритмика предлагают детям создавать простые игры на визуальных языках (Scratch, Blockly). Это увлекательно: ребенок соединяет блоки и видит, как персонаж двигается – сразу результат.

С чего начать в школьном возрасте? Рекомендуются следующие шаги:

  1. Визуальное программирование. Для младших школьников (лет 8-12) отлично подходит Scratch – среда от MIT, где программирование происходит блоками. Ребенок может собрать простую игру: кликер, лабиринт, даже простой платформер. Scratch развивает логическое мышление и основы алгоритмов. Аналоги – Kodu Game Lab (от Microsoft) или Roblox Studio (там тоже есть упрощенный режим создания игр).

  2. Специальные детские курсы. Сейчас много школ, которые ведут онлайн-занятия для детей по созданию игр. Например, курсы «Создание игр в Roblox для детей 10-13 лет», «Юный геймдизайнер» и т.д. Они обычно недешевые, но дают структуру и общение с преподавателем. Посмотрите на предложения Coddy, Pixel, ЮниорКод – эти школы учат создавать игры на Minecraft, Roblox, Unity для подростков.15 Цены варьируются, например, курс «Minecraft Junior» (программирование команд в Minecraft) стоит ~36 тыс. руб. за 3 месяца.16

  3. Простые языки программирования. В 13-17 лет уже можно переходить от блоков к настоящему коду. Хороший вариант – изучить Python как первый язык: он сравнительно прост и много детских книг по нему типа «Пиши игры на Python». Существуют игровые библиотеки (Pygame), позволяющие школьнику написать свою простую игру (пусть даже консольную) и понять логику программирования.

  4. Курсы по Unity/Unreal для школьников. Некоторые школы предлагают адаптированные курсы Unity для детей ~12-17 лет. Там обучение идет медленнее, с упором на базовые понятия. Например, GeekBrains для детей имеет 8-месячный курс «Разработка игр на Unity для школьников» – за 8 месяцев подросток освоит основы C# и сделает несколько простых 2D и 3D игр.15

  5. Проекты и конкурсы. Поощряйте ребенка участвовать в конкурсах юных программистов. Есть олимпиады по программированию игр, например, на базе Roblox или Scratch проводятся соревнования. Также хорошая идея – детские Game Jam. Иногда компании проводят игровые хакатоны для подростков. Это и весело, и мотивирует довести проект до конца в сжатые сроки.

Важно поддерживать мотивацию. Хвалите ребенка за маленькие успехи: получился первый скрипт – уже победа! Позвольте ему показывать свои творения. Возможно, первые игры будут примитивными, но это нормальный этап. Главное – интерес.

Следите, чтобы обучение не превратилось в рутину. Лучше 2 часа увлеченной практики в выходной, чем 5 часов заставлять зубрить код. И обязательно сохраните баланс с обычными играми: не нужно полностью запрещать играть – через игры ребенок черпает вдохновение и понимание, какие игры ему нравятся.

Помните, что в школьном возрасте геймдев – это скорее хобби и развитие навыков, чем прямая профессия. Но навыки программирования, проектного мышления очень пригодятся в будущем, даже если ребенок передумает и выберет другую сферу. А если не передумает – к окончанию школы у него уже будет приличный багаж.

Немного о перспективах: в России существуют вузы, куда можно поступить после 11 класса, чтобы учиться именно гейм-дизайну или разработке игр. Например, БВШД (Британская высшая школа дизайна) запускала бакалавриат «Game Design». В Вышке (НИУ ВШЭ) есть образовательная программа для школьников «Компьютерные игры: разработка и продвижение» – своего рода кружок. Так что, начиная в школе, к 17-18 годам можно понять, хочется ли связывать с этим жизнь, и целенаправленно поступать на смежные специальности.

Далее возвращаемся к обращению на «ты» для молодых взрослых читателей.

5.2. Студенты: как сочетать университет и обучение геймдеву

Если ты учишься в колледже или вузе (не по игровой специальности), но хочешь параллельно освоить геймдев – у тебя прекрасная возможность использовать студенческое время. Обычно в студенчестве чуть больше свободного времени и гибкости, чем когда начнется полноценная работа, семья и т.д.

Вот несколько советов для студентов:

  1. Используй ресурсы своего вуза. Даже если твоя специальность не связана напрямую с играми, наверняка есть кружки или проекты по программированию, 3D-моделированию. Узнай, есть ли у вас клуб разработчиков игр. Во многих технических университетах ребята собираются в команды и делают игровые прототипы для конкурсов. Присоединяйся к таким активностям – это опыт и новые знакомые.

  2. Интегрируй геймдев в учебу. Например, если учишься на программиста, возьми тему курсовой, связанной с играми (написать простую игру или модуль для нее). Если на художника – сделай дипломный проект по концепт-артам для игры. Так убьешь двух зайцев: и учёбу закроешь, и портфолио для геймдева подготовишь.

  3. Стажировки и волонтерство. Студентам проще попасть на стажировку – компании охотнее берут молодежь на практику. Следи за вакансиями стажер геймдизайнера/программиста/художника на сайтах типа hh.ru. Даже если стажировка не оплачиваемая, она может дать реальный опыт. А иногда стажеров потом переводят на работу. Также можно предложить помощь инди-командам: найти на форумах проект, куда нужен, например, программист-новичок для несложных задач. Согласятся не платить, но ты взамен получишь строчку в портфолио.

  4. Онлайн-курсы со скидкой. Многие образовательные платформы дают студентам скидки. Coursera, кстати, может быть бесплатной через программу Coursera for Campus (если вуз подключен) или через финансовую помощь. Узнай про студенческие лицензии: Unity и Unreal сами по себе бесплатны, но, например, некоторые софт для художников (Autodesk Maya, 3ds Max) имеют бесплатные студенческие версии – можно освоить не вкладывая деньги.

  5. Время и тайм-менеджмент. Учиться в вузе и параллельно самостоятельно осваивать геймдев – задача требующая самодисциплины. Распиши свой график, найди «окна» для занятий. Например, по 2 часа вечером 3 раза в неделю заниматься курсом по Unity, а выходные посвятить проекту. Старайся, чтобы увлечение не шло в ущерб учебе (если уже решили доучиться) – лучше чуть замедлить темп геймдев-обучения, чем провалить сессию.

  6. Диплом не обязателен, но… Как мы уже упоминали, диплом – не строгий критерий в геймдеве. Однако, раз уж ты уже студент, рационально получить его, если осталось не так долго. Тем более, можно попробовать выиграть время: многие начинают работать в индустрии на 3-4 курсе, и к выпуску имеют и диплом, и стаж работы. Это идеальный вариант.

Но если вдруг увидишь, что универ мешает развитию (бывает, когда нагрузка огромная и нет связи с практикой) – возможен и рискованный шаг бросить и сконцентрироваться на геймдеве. Хорошо взвесь, нужен ли он: иногда диплом пригодится как «подушка безопасности» (вдруг потом решишь пойти в смежную IT-область, где диплом ценится?).

Для студентов младших курсов основной акцент стоит сделать на обучении и создании проектов. Для выпускников – уже ближе к поиску работы: за год до окончания начинай активно рассылать резюме, посещать карьерные мероприятия (митапы, конференции). Подготовь портфолио, даже если оно небольшое – 2-3 законченные учебные игры лучше, чем ничего.

Молодых специалистов берут в геймдев, хоть и конкуренция есть. Например, на одно место junior-геймдизайнера может быть немало желающих, но у тебя преимущество молодости и свежей головы 🙂. Помогает участие в сообществе: стань активным на профильных сайтах (tproger, DTF, vc.ru – комментируй, знакомься). Networking иногда решает: знакомый позовет на вакансию, минуя общее сито.

И не бойся начинать снизу. Возможно, твоей первой работой будет не «главный разработчик игр», а помощник тестировщика или джун-программист на скучной задаче. Это нормально. Поработав внутри студии, даже на стартовой позиции, ты увидишь индустрию изнутри и сможешь расти быстрее. Главное – попасть, войти в геймдев. А дальше – дело техники и твоей работоспособности.

5.3. Взрослые без опыта в IT: смена профессии и вхождение в геймдев с нуля

Отдельно обратимся к тем, кто уже работает в другой сфере (может быть, даже совсем не связанной с IT) и задумался изменить жизнь, став разработчиком игр. Это смелый шаг, но вполне реальный. Многие люди переходят в IT и геймдев в возрасте 30+, осваивают новую профессию и успешно работают.

Однако предстоит сочетать обучение с уже взрослой жизнью – работой, семьей. Вот что можно посоветовать взрослым начинающим:

  1. Определите мотивацию и цели. Честно ответьте себе, почему хотите в геймдев. Любите ли вы видеоигры настолько, чтобы сделать это делом жизни? Готовы ли несколько лет потратить на обучение с нуля? Переход будет непростым, важно иметь сильную мотивацию. Например: «Я 10 лет проработал бухгалтером, но всегда мечтал делать игры, готов учиться вечерами, чтобы через год-два получить работу джуниором». Если мотивация не четкая, есть риск бросить на полпути.

  2. Выберите посильный темп обучения. У взрослого человека обычно меньше свободного времени. Потому образовательные программы длительностью 4 часа в день вам могут не подойти. Присмотритесь к форматам с гибким графиком: курсы выходного дня, онлайн-программы в записи, чтобы учиться по вечерам. Планируйте честно: например, 1.5 часа в будний день + 4 часа в выходной – реалистичный график для человека с работой.

  3. Рассмотрите курсы для смены профессии. Многие онлайн-школы таргетируют именно вашу аудиторию. Например, SkillFactory, Яндекс.Практикум – у них подходящие темпы и акцент на том, чтобы дать результат с нуля. Вы можете выбрать не сверхдорогой, но эффективный курс длительностью ~12 месяцев. Да, это инвестиция, но подумайте: затраты окупятся, когда вы выйдете на новую работу.

Средняя зарплата программиста игр в РФ, например, ~70-100 тыс. на старте, а с опытом растет. Геймдизайнеры около 60-80 тыс. старт, художники 50-70 тыс. старт (оценочно). В целом, разработчики игр зарабатывают меньше, чем некоторые другие айтишники (скажем, Enterprise-разработчики), но все равно выше средней по многим отраслям. Так что качественный курс за 100-150 тыс. руб может окупиться за год работы.

  1. Самостоятельно или с наставником? Взрослые более дисциплинированны, но у них и усталости больше. Если можешь – занимайся сам, благо сейчас много учебников «Геймдев для чайников». Но имей в виду: без сообщества и поддержки сложнее. Может помочь найти «buddy» – друга или группу в той же ситуации. Вместе учиться веселее. Есть тематические чаты «Начал учить Unity в 30 лет» – поиск по соцсетям может помочь их обнаружить.

  2. Не бросайте текущую работу преждевременно. Резкий карьерный поворот – стресс и финансовые риски. Лучше двигаться постепенно: учитесь по вечерам, возможно, переходите на полставки, если позволяет ситуация, но не прыгайте в никуда. Идеально: выйдете на уровень, когда сможете начать фриланс-подработку или небольшие проекты за деньги, параллельно основной работе. Например, на биржах фриланса иногда ищут простые игры на заказ – возьмете несложный проект, проверите свои силы и заработаете чуть-чуть.

  3. Возраст – не порок. В игровой индустрии ценятся навыки, а не молодость. Да, много молодых разработчиков, но и люди за 30-40 успешно входят. Возможно, вам даже будет плюс опыт из предыдущей профессии. Например, бывший архитектор став геймдизайнером может лучше проектировать уровни (умение мыслить пространственно).

Бывший менеджер – классный продюсер или проджект-менеджер в игровой студии. Подумайте, может, вам ближе не код, а управление? Игровым командам нужны продюсеры, продакт-менеджеры, которые понимают и игры, и бизнес. Если у вас управленческий бэкграунд, можно метить туда, дополнив знаниями геймдева.

  1. Будьте готовы к джун-позиции. Смена карьеры почти наверняка означает начало с младшей должности. Психологически это бывает нелегко: возможно, вы были опытным специалистом в старой сфере, а тут снова «стажер». Но ничего страшного – воспринимайте это как ученичество. В течение года-другого наверстаете. Многие работодатели лояльно относятся к «junior 35 лет» – это нормально. В резюме прямо укажите прошлый опыт и новые навыки. На собеседованиях поясняйте, почему решили сменить профессию – в геймдеве ценят страсть, и если вы горите играми, это будет плюсом.

В целом, взрослому нужно сочетать настойчивость с гибкостью. Возможно, не всё пойдет по плану с первой попытки – не бросайте. Учите английский параллельно, если с ним беда: международный рынок игр огромен, знание языка откроет больше дверей. Не стесняйтесь своего нубства – все через это проходят. Ищите наставников: на тематических форумах люди иногда берутся менторить новичков, им это тоже в удовольствие.

Помните, что конечная цель – устроиться в профессию. Поэтому концентрируйтесь на практических умениях и портфолио. Когда почувствуете уверенность, начните откликаться на вакансии. Можно сначала на удаленные/фриланс проекты, чтобы пополнить резюме реальной работой.

И самое главное – вовлекайтесь в комьюнити. Выходцы из других сфер часто чувствуют себя чужими в молодежной тусовке, но геймдев-сообщество весьма открытое. Посещайте локальные мероприятия (DevGAMM, конференции разработчиков – там полно людей разных возрастов). Нетворкинг может дать возможность, о которой вы не узнаете просто сидя дома.

Советы напоследок для всех возрастов: Будьте готовы учиться непрерывно. Играйте в разные игры, анализируйте их. Создайте резюме и портфолио онлайн (GitHub для кода, ArtStation для арта, itch.io для выложенных игр, LinkedIn для контактов). Учите английский язык – это окно в мировое сообщество разработчиков и доступ к лучшим материалам. Упорство и любовь к делу – ваше главное оружие. Геймдев – отрасль по страсти: здесь успешны те, кто реально болеет играми.

Да, конкуренция есть, но и рынок огромен – всегда требуются новые специалисты. Старайся быть востребованным: следи за трендами (AR/VR, мультиплатформенность, новые жанры). Каждый дополнительный навык (например, знание Unity и Unreal, умение работать с Git, понимание Agile процессов) повышает твою ценность на рынке. И не забывай презентовать себя – умей рассказать о своих проектах, навыках, даже если они небольшие. Это поможет пройти собеседования и влиться в команду.

Теперь, когда мы прошли через все аспекты – от выбора специализации до методов обучения – подведем краткие итоги по каждому разделу.

Заключение

Разработка игр – увлекательный и многогранный путь. Начать можно с нуля, главное – сделать первый шаг: выбрать роль, освоить нужные инструменты и настойчиво идти к цели. Индустрия игр постоянно растет, появляются новые технологии и жанры – значит, всегда нужны новые таланты. Возможно, однажды твое имя появится в титрах популярной игры!

Удачи тебе в обучении и пусть путь в геймдев будет увлекательным и успешным. Создавай игры мечты и учись онлайн – ведь возможностей сейчас более чем достаточно. Не откладывай – как говорят, «лучший момент начать был вчера, следующий лучший – сегодня». Игровая индустрия ждет твоих крутых проектов!

Краткое резюме по разделам

Часть 1. Профессия геймдевелопер: что это и кому подходит

В этой части мы разобрали, кто такие геймдевелоперы и какие качества нужны. Геймдевелопер – собирательный образ всех, кто участвует в создании игр (программисты, дизайнеры, художники и др.). Профессия подходит тем, кто любит игры, склонен к математике и творчеству, умеет работать в команде и готов постоянно учиться. Мы подчеркнули, что войти в геймдев можно в любом возрасте при достаточной мотивации – важны настойчивость и увлеченность делом. Если ты играешь с детства, любишь придумывать или кодить – уже хороший знак. Главное, будь готов к упорной работе и постоянному развитию навыков.

Часть 2. Основные направления в геймдеве: роли и навыки

Мы рассмотрели ключевые специализации. Программисты пишут код игр, отвечают за механики, физику, AI – им нужны знание языков (C# или C++), алгоритмов и игровых движков. Гейм-дизайнеры придумывают правила и содержание игры, формируют игровой опыт – им важны креативность, системное мышление и понимание психологии игрока.

Художники и аниматоры создают визуальный мир – они владеют 2D/3D инструментами, композицией, анимируют модели. Звуковики делают музыку и эффекты – им нужны слух, знание аудиоредакторов и креативный подход к звуку.2 Тестировщики проверяют качество, ищут баги – им требуется внимательность и понимание, как должна работать игра.1 Мы отметили, что каждый должен выбрать специализацию по душе, чтобы сфокусировать обучение. Все роли важны, и начав с одной, со временем можно осваивать соседние.

Часть 3. Игровые движки: сравнение и выбор для новичка

В этой части мы сравнили популярные движки. Unity и Unreal Engine – главные выборы. Unity использует C# (проще для новичков), широко применяется в мобильных и инди-проектах. Unreal – на C++ (сложнее), но имеет Blueprints для визуального программирования и сильный графический потенциал, чаще используется в AAA-играх.6 Рекомендуется начинать с Unity из-за более низкого порога входа, но Unreal тоже перспективен – спрос на UE-разработчиков растет.5 7

Godot – отличная альтернатива с открытым кодом, очень дружелюбен к новичкам (Python-подобный язык GDScript), идеально для 2D.9 Мы упомянули также простые конструкторы (GameMaker, Construct, Scratch) для самых начинающих. Выбор движка зависит от цели: для простых игр и обучения – Godot или Unity, для топ-графики – Unreal.

Главное – начать, а поменять инструмент можно позже. Все эти движки бесплатны для обучения, комьюнити и ресурсы есть у каждого (у Unity – огромный Asset Store, у Unreal – сообщество и официальные курсы).3 Новичку важно не застрять на выборе: любой из топ-3 даст необходимые знания о том, как создаются игры на практике.

Часть 4. Способы обучения: самоучка, вуз или онлайн-курсы

Мы обсудили три пути обучения. Самообразование – бесплатно и гибко, но требует дисциплины и умения фильтровать информацию. Советы для самоучек: использовать официальные ресурсы (например, Unity Learn), практиковаться на маленьких проектах и искать поддержку на форумах.3 Высшее образование – дает фундамент и диплом, но занимает годы и мало специфики по играм. Диплом не обязателен для входа в геймдев, однако CS-образование может пригодиться программистам (алгоритмы, математика).11

Онлайн-курсы – быстрый иStructured путь с наставниками. Платформы вроде Coursera предлагают курсы от университетов (например, специализации по Unity), а российские школы (Skillbox, GeekBrains) – программы с нуля до junior с проектами за ~6-12 месяцев.12 Их плюсы: четкая программа, портфолио, часто помощь с трудоустройством. Минус – цена.

Также отметили, что обучение не мгновенно: в среднем 5-6 месяцев нужно на базовые навыки, ~1 год на уверенный уровень junior. Учиться лучше непрерывно и комбинировать методы (например, взять курс и параллельно самому пробовать больше, читать доп. литературу). Общий вывод – выбери тот способ, который тебя мотивирует и подходит под твою ситуацию. Неважно, в вузе или на курсах – важен результат в виде знаний и умений, подтвержденных практикой.

Часть 5. Вхождение в геймдев по возрастам

Мы разделили рекомендации по возрастным группам. Школьникам важно учиться играя: начать с визуальных сред (Scratch, Minecraft, Roblox) и простых курсов для детей.16 Родителям совет: поддерживать интерес, не давить, дать ребенку курсы или кружки, где он сделает свои первые игры. Это заложит основу и поможет определиться с будущей профессией.

Студентам – сочетать вуз и практику: вступать в кружки, делать проекты для портфолио, стажироваться. У студентов есть шанс плавно войти в индустрию к выпуску. Используйте ресурсы универа и онлайн-курсы со скидками, участвуйте в хакатонах.

Взрослым без опыта – планомерно сменить профессию: учиться по вечерам, возможно инвестировать в интенсивные курсы «смены карьеры», использовать прошлый опыт как преимущество (например, менеджерские навыки для продюсирования игр). Важно набраться терпения и быть готовым стартовать с джун-позиции, даже если вам 30+ – в этом нет ничего плохого. Ключевой совет для всех – строить портфолио, учить английский, общаться с сообществом и не прекращать учиться. Геймдев приветствует тех, кто действительно горит играми и совершенствует свои навыки.

Источники:

  1. Разработка компьютерных игр. Википедия.
  2. Выбираем профессию в геймдеве: придумывать, рисовать или кодить. Skillfactory.
  3. Как попасть в геймдев? 5 советов новичкам. Tproger.
  4. Кто создает компьютерные игры. Scream School.
  5. Epic Games совместно с Coursera запустили курс для геймдизайнеров. Хабр.
  6. Unity vs Unreal: Как выбрать движок для игры? FoxmindEd.
  7. Ещё одна статья Unity vs Unreal Engine. Хабр.
  8. Unity против Unreal. Какой движок выбрать начинающему разработчику. iXBT.games.
  9. Godot против Unity: Основные функции для разработчиков игр. Meshy.
  10. Godot Engine vs Unity: Which is Best in 2025. Rocket Brush.
  11. Нужен ли диплом, чтобы войти в Gamedev? vc.ru.
  12. Проектирование и разработка игр с помощью Unity. Coursera.
  13. Программирование на C# для разработки игр Unity. Coursera.
  14. Курс «Unreal Engine»: обучение разработке игр на Unreal Engine с нуля онлайн. Skillbox.
  15. Разработка игр на Unity. GeekSchool.
  16. ТОП-21 курсов по геймдизайну для детей в 2025 году. KursHub.

*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*

Оцените статью
Ваша оценка 0 / 5
Автор публикации: Юлия Соболева
Юлия Соболева Главный редактор «Учись Онлайн Ру»

Расскажите, как хотели бы работать в геймдеве - стать инди-разработчиком или создавать игры в команде?

Комментарии

Комментариев пока нет. :(

Написать комментарий

Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет