Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье мы собрали для вас статистику зарплат сценаристов. Разберемся, от чего зависят доходы, сколько платят в Москве, Санкт-Петербурге и Америке, в каких российских городах самые большие зарплаты и какие деньги можно получать на удаленке.
Здравствуйте! В этой статье мы подробно разберём, сколько может зарабатывать сценарист в различных направлениях и регионах, от российских городов до зарубежных стран. Мы поговорим о том, кто такой сценарист и какие бывают специализации, приведём актуальные данные 2025 года о доходах сценаристов в Москве, Санкт-Петербурге, других регионах России, а также в США, Канаде, Европе и Азии. Кроме того, рассмотрим примеры вакансий (на сайтах вроде hh.ru, Upwork, Freelancer и др.) и проектов для сценаристов, и выясним, какие факторы влияют на уровень дохода.
Если ты планируешь карьеру сценариста, тебе важно узнать, какие перспективы заработка тебя ожидают. А если вы — родитель будущего сценариста, то наверняка хотите понимать, насколько эта профессия способна обеспечить стабильный доход. Давайте разберём всё по порядку.
Сценарист – это специалист, который придумывает историю и оформляет её в виде сценария для различных видов медиа и развлечений. Проще говоря, сценарист пишет, что и как будут говорить и делать персонажи фильма, сериала, игры или ролика. Он разрабатывает сюжет, прописывает сцены и диалоги, продумывает персонажей и структурирует повествование произведения. Кроме того, в обязанностях сценариста часто и организационные задачи: согласование идеи с продюсерами или заказчиками, участие в презентациях проекта, правки сценария по замечаниям режиссёра или редактора и т. д.1.
Однако сценаристы могут работать в разных областях индустрии – не только в большом кино. Вот основные направления, где требуется сценарная работа:
Классическое амплуа сценариста. Нужно придумать цельную историю на 1,5–2 часа экранного времени: разработать множество персонажей, проработать их арки, конфликт, написать диалоги и сцены. Создание сценария для фильма – длительный и трудоёмкий процесс, требующий глубокой проработки материала и часто множества переписываний.
Для полнометражного кино обычно сценарист работает в связке с режиссёром и продюсером, подгоняя сценарий под бюджет и видение проекта. Сценарии к фильмам зачастую приносят наибольшие единоразовые гонорары, особенно если фильм коммерческий или высокобюджетный. Например, за сценарий коммерческого полнометражного фильма в России топовый сценарист может получить 8–15 миллионов ₽, тогда как начинающий – около 1,5–2,5 млн2.
Сценаристы сериалов пишут сценарии эпизодов (серий) для телесериалов, веб-сериалов или скетч-шоу. В сериалах обычно работает команда сценаристов под руководством шоураннера или главного автора. Требуется уметь вписываться в существующую вселенную сериала, поддерживать стиль и развитие персонажей из серии в серию. Объёмы работы тут немалые: один сезон может содержать от 8 до 24 серий, и сценаристы зачастую пишут в сжатые сроки.
На премиальных стриминговых платформах в 2023 году гонорар автора за одну серию часового хронометража может составлять от 500 000 до 1 500 000 ₽, а за получасовую серию – от 350 000 до 600 000 ₽. Разброс большой, он зависит от опыта сценариста и статуса проекта. Начинающие авторы сериалов в России обычно получают ~150 тыс. ₽ за серию 30 минут и ~300 тыс. ₽ за часовую серию, а топовые – от 2 миллионов ₽ за серию (такова ситуация на рынке 2023–2025 гг.)2.
На телевидении также есть развлекательные шоу, скетчкомы, ток-шоу – там тоже есть сценаристы, хотя их работа скорее близка к редакторам/копирайтерам (придумывают шутки, конкурсы, реплики ведущих). Гонорары на ТВ-шоу обычно ниже, чем в сериалах: например, за непраймовое телешоу сценаристам платят порядка 200–300 тыс. ₽ за часовую серию, а за прайм-тайм шоу – на 300 тыс. больше (т.е. ~500–800 тыс. ₽ за эпизод)2.
Отдельное направление, где сценаристов часто называют копирайтерами или креаторами. Здесь требуется писать короткие сценарии рекламных роликов, вирусных видео, промо-роликов для брендов. Объём текста небольшой (15–60 секунд хронометража), зато важно уместить ёмкое сообщение и креативную идею. Сценарии рекламы часто создаются быстрее и проще, чем кино и сериалы3.
В рекламной сфере от сценариста требуются навыки продаж и маркетинга, умение работать с заказчиком. Заработки в рекламе могут сильно варьироваться: штатный сценарист/копирайтер в крупном бренде или агентстве может получать стабильную зарплату (например, ~60–90 тыс. ₽ в месяц в России4), фрилансер за разовый сценарий ролика может получить от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч ₽, в зависимости от масштаба кампании.
В международных рекламных агентствах опытные копирайтеры зарабатывают сопоставимо с айтишниками. Однако порог входа низкий, и начинающие нередко работают за небольшой гонорар, набираясь опыта.
Стремительно развивающееся поле для сценаристов. Многие крупные YouTube-каналы, особенно образовательные, развлекательные, скетч-шоу или истории, нанимают сценаристов для подготовки сценария выпусков. Сценарист YouTube-проекта анализирует тему, целевую аудиторию, пишет текст для ведущего или закадрового диктора, продумывает шутки, факты, структуру ролика.
Например, вакансия сценариста для YouTube-канала о кино в Санкт-Петербурге предлагает от 10 000 ₽ в месяц (частичная занятость) с оплатой ~190 ₽ за минуту готового видео. Опыт не всегда требуется, но важны грамотность, креативность, чувство формата.
Другой работодатель в СПб платит сценаристу YouTube-канала до 105 000 ₽ (полная занятость) без требования опыта, но с высокими запросами к литературному таланту и умению работать в команде.
Создавать сценарии для интернет-роликов и рекламы в целом проще и быстрее, чем для кино или игр3, поэтому оплата за минуту контента ниже. Тем не менее успешные сценаристы для онлайн-платформ могут вести несколько проектов одновременно и суммарно зарабатывать неплохо.
Ещё одна обширная область. Здесь сценарист часто называется игровым сценаристом или нарративным дизайнером. Он придумывает сюжетную линию игры, историю мира, прописывает диалоги персонажей, квесты, возможно – нелинейные развилки (в интерактивных играх). В крупных игровых студиях сценарист работает в команде вместе с гейм-дизайнерами, художниками и программистами, чтобы интегрировать историю в геймплей.
Создавать историю для игры не менее сложно, чем для кино: нужно учесть логику игрового мира и влияние действий игрока6. Зато сами тексты (диалоги, описания) могут быть меньшего объёма, чем сценарий фильма, и создаются итеративно по мере разработки уровней. По зарплатам: начинающий игровой сценарист в Москве получает около 50–80 тыс. ₽ в месяц, со временем опытный – до 150 тыс. ₽ и выше7.
В регионах РФ игровые сценаристы стартуют с 30–40 тыс. (чаще 40–70 тыс. ₽) в месяц, а более опытные – до ~100 тыс. ₽. В международных игровых компаниях оплата может быть ещё выше. Например, средняя зарплата narrative designer в Северной Америке – около $100 000 в год, в Европе – ~80 000 € в год6. При работе над топовыми играми возможны и бонусы от продаж. В России диапазон оклада игрового сценариста примерно 30 000 – 130 000 ₽ в месяц в 2024 году, в зависимости от уровня компании и проекта8. Плюс, у игровых сценаристов часто есть возможность работать удалённо, что привлекает многих7.
Помимо вышеперечисленных, существует также сценарная работа для театральных постановок (тут уже ближе к профессии драматурга), написание сценариев для мероприятий (праздничные шоу, церемонии, корпоративы) и даже для индустрии квестов и аттракционов. К примеру, сценарист в event-агентстве может готовить сценарий проведения праздника или церемонии, расписывая тайминг, реплики ведущего, конкурсы – по сути, сочинять сценарный план мероприятия.
Вакансии в этой сфере встречаются: например, в Санкт-Петербурге помощнику сценариста по праздникам предлагают 70–100 тыс. ₽9. Хотя такая работа больше организационная, креативная составляющая тоже важна. Оплата сценариев мероприятий, как правило, проектная: за сценарий большого корпоративного вечера с участием звёзд могут заплатить сотни тысяч ₽, а за небольшой частный праздник – несколько десятков тысяч. Тем не менее, многие сценаристы совмещают подобные подработки с основной деятельностью в кино или на ТВ.
Как видите, профессия сценариста многогранна. Создать классную историю можно в разных форматах – от 15-секундной рекламы до 100-серийного сериала. От направления зависит и стиль работы сценариста, и потенциальный заработок. Например, разработка сценария полнометражного фильма или сложной игры требует больше времени и усилий, чем написание сценария для короткого видео на YouTube3.
Соответственно и гонорары за большой проект выше. Зато ролики и реклама делаются быстрее и дешевле, поэтому молодым сценаристам легче туда попасть для стартового опыта3. Далее мы подробно рассмотрим вопрос денег: сколько платят сценаристам в России и за рубежом в 2025 году, и от чего эти цифры зависят.
Начнём с российской индустрии и посмотрим, какие зарплаты и гонорары получают сценаристы в нашей стране. Нужно понимать, что единая ставка у сценаристов отсутствует – всё зависит от характера работы.
В целом можно выделить три фактора, влияющих на доход сценариста в РФ:
География (регион работы): в Москве концентрация медиа-индустрии максимальная, там и гонорары выше. В Санкт-Петербурге – тоже неплохие возможности, но несколько скромнее. В других регионах — вакансий меньше и ставки зачастую ниже.
Уровень профессионализма: начинающий сценарист (junior) обычно получает заметно меньше, чем опытный (middle) или именитый мастер (senior). С каждым успешным проектом и годом опыта ценность сценариста растёт.
Тип занятости: штатный сотрудник (в телеканале, студии, компании) имеет фиксированный оклад, тогда как фрилансер или приглашённый автор получает разовые гонорары за проект или серию. Есть и промежуточный формат – сценарист в продакшене (в компании, производящей контент, на постоянной основе, но проектная оплата). Формат работы сильно влияет на регулярность и размер дохода.
Рассмотрим подробнее доходы с учётом этих аспектов.
Москва – главный центр кино- и телепроизводства в России. Здесь сосредоточены киностудии, телеканалы, крупные онлайн-платформы, рекламные агентства – и именно сюда стремятся переехать многие сценаристы ради карьеры. Неудивительно, что самые высокие зарплаты сценаристов по стране – московские.
По данным сайта HeadHunter (hh.ru) на 2025 год, разброс зарплат сценаристов в Москве очень большой – от 20 000 до 170 000 ₽ в месяц. Нижняя граница – это, конечно, не уровень среднего сценариста, а, скорее, предложение для стажёров или ассистентов.
Например, вакансия «редактора-сценариста (стажировка)» в Москве предлагает до 20 тыс. ₽ в месяц при отсутствии требований к опыту.
В обязанности такого стажёра входит помощь съёмочной группе, написание несложных сценариев для выпусков проекта, подготовка титров и т.д. – фактически ученическая позиция. А вот чтобы претендовать на верхнюю планку (110–170 тыс. ₽ в Москве), нужен уже солидный опыт.
Например, должность «сценарист мастер-классов» с зарплатой от 110 до 170 тыс. ₽ требует от кандидата минимум 3 лет опыта, знаний психологии, навыков написания именно образовательных сценариев и даже свободного английского языка.
То есть это специалист, способный писать сценарии для обучающих видеокурсов высокого уровня, понимающий принципы подачи информации и взаимодействия с аудиторией. Такие требования и ставка отражают уровень middle-to-senior сценариста.
В кино- и телеиндустрии Москвы заработки сценаристов чаще выражаются не ежемесячным окладом, а гонорарами за сценарии. Например, московские сценаристы сериалов (на федеральных каналах или онлайн-платформах) могут получать ~100–250 тыс. ₽ за сценарий серии 30-минутного формата и 150–350 тыс. ₽ за часовую серию. По мере роста опыта эти гонорары увеличиваются: верхняя планка для очень востребованных авторов – около 1 млн ₽ за одну серию, но таких супер-звёзд в стране буквально несколько3.
Если говорить про кино, то сценарий полнометражного фильма в Москве ценится в несколько миллионов ₽, а точная сумма зависит от репутации сценариста и бюджета фильма3. Крупные продюсеры готовы платить хорошие деньги за сильный сценарий: топовые авторы получают 8–15 млн ₽ за сценарий коммерческого фильма, а начинающему могут предложить ~1,5–2,5 млн ₽2. Конечно, такие сделки не происходят каждый день – одному автору далеко не каждый год удаётся продать сценарий фильма. Многие московские сценаристы живут за счёт телевизионных сериалов и шоу, либо совмещают несколько проектов.
Важно учесть, что жизнь в столице дорогая, и конкуренция среди сценаристов в Москве очень высокая. Первое время молодым авторам часто приходится брать низкооплачиваемые задания или вообще работать «за идею». Как отмечает сценарист Алексей Караулов, первые пару лет сценаристы зарабатывают мало, потому что это время уходит на набивание руки и обзаведение связями3.
Многие совмещают сценарную подработку с другой работой (желательно тоже творческой или связанной со словом). Со второго-третьего года карьеры, если удалось закрепиться, гонорары обычно начинают расти3. Москва даёт шанс прыгнуть на высокий уровень дохода, но путь к этому может быть тернистым.
Что касается штатных позиций – они тоже есть. На телеканалах, в крупных продакшн-студиях или медиа-компаниях могут быть должности сценаристов с фиксированным окладом. По данным некоторых студий, штатный сценарист в Москве получает оклад порядка 50–120 тыс. ₽ в месяц, плюс бонусы за каждый написанный сценарий серии (примерно 100–300 тыс. ₽ гонораром за серию).
То есть комбинированная модель: стабильная зарплата и доплаты за конечный продукт. За сценарий фильма при таком формате штатному автору также могут единовременно доплачивать солидную сумму – вплоть до 3 млн ₽. Такие условия чаще бывают на больших студиях, где сценарист трудится над сериалом постоянно в команде.
В целом, московский сценарист уровня middle зарабатывает в диапазоне 80–100 тыс. ₽ в месяц (медианная вилка по вакансиях в Москве ~87–100 тыс.1). А потенциал роста – вплоть до сотен тысяч за проект. Согласно статистике отзывов о зарплатах, средняя зарплата сценариста в Москве около 80 тыс. ₽ в месяц. Это подтверждается и опросами: часто встречающиеся вилки в вакансиях – 40–120 тысяч10. Но помните, эти цифры отражают скорее зарплаты штатных/регулярных позиций. Фриланс-авторы могут получить и больше, и меньше – в зависимости от удачи. В следующем подразделе сравним с Петербургом.
Санкт-Петербург – второй по значению город для индустрии кино и медиа в России. Здесь есть своя киностудия «Ленфильм», снимаются сериалы и фильмы, работает немало продакшен-студий рекламы и анимации, также много онлайн-проектов. Но масштаб отрасли всё же уступает московскому, что отражается на зарплатах.
По вакансиям на 2025 год видно, что сценаристы в СПб зарабатывают от ~10 до 105 тыс. ₽ в месяц. Нижняя граница в 10 тыс. ₽ – это, скорее, частичная занятость или подработка. Например, вакансия сценариста для YouTube-канала (кинематографической тематики) предлагает от 10 тыс. ₽/мес при частичной занятости, что эквивалентно оплате 190 ₽ за каждую минуту готового видео. Для такой работы желателен хотя бы год опыта и понимание, как составлять сценарии роликов под заданную тему. Оплата выглядит скромной (за 5-минутный ролик ~950 ₽), но для начинающего сценариста это возможность набить руку и иметь гибкий график.
С другой стороны, есть и достаточно высокие предложения. В той же Петербургской выборке вакансия сценариста для крупного YouTube-проекта готова платить до 105 тыс. ₽ в месяц, причём даже без требования опыта. Правда, от кандидата ожидают литературного таланта, креативности и умения работать в команде – то есть ищут одарённого новичка или самоучку. Вероятно, речь о полном рабочем дне в студии, генерирующей контент для интернета.
Средние цифры в Санкт-Петербурге ниже московских. По данным опросов, средняя зарплата сценариста в СПб составляет ~43 тыс. ₽10, что почти вдвое меньше московской. Но эта цифра усредняет и стажёров, и опытных. В Питере меньше дорогостоящих сериалов, зато много вакансий в смежных областях – например, на стыке рекламы, образования и медиа.
Для иллюстрации: в СПб есть вакансии сценаристов в сфере онлайн-образования. Так, сценарист (он же смысловой контент-специалист) в онлайн-школу по созданию образовательного видеоконтента может получать до 150–200 тыс. ₽ в месяц (удалённо).
Пример: вакансия «Сценарист | смысловик в онлайн-школу» предлагает от 200k ₽ на руки (1-3 года опыта, работа возможна дистанционно)9. Это очень высокий уровень для СПб, сравнимый с топ-московскими окладами. Вероятно, такие предложения – редкость и касаются узкой экспертизы (например, умение писать сценарии для курсов, сочетая навыки методиста и сценариста).
Для киносценаристов в Петербурге гонорары за проекты часто меньше, чем в Москве, по простой причине – крупные кинокомпании базируются в столице. Однако Петербург славится творческой средой: здесь проводятся сценарные мастерские, кинофестивали, есть возможности для артхаусных проектов. Начинающим питерским сценаристам нередко приходится работать на энтузиазме или за символические деньги на независимых короткометражках, пока не появится прорыв.
Но если попасть в питерскую сериальную тему (например, писать сценарии для сериалов, которые снимают на киностудии или для местных онлайн-платформ), можно рассчитывать на сопоставимые с московскими гонорары за серию. Разница может быть в том, что таких проектов меньше.
В регионах вокруг СПб (Северо-Запад) тоже бывают вакансии, но они единичны. Например, в Калининграде, Казани или Екатеринбурге иногда ищут сценаристов для местных телепередач или образовательных проектов. Обычно там зарплатные вилки где-то 30–60 тыс. ₽ для сценариста с опытом, а для новичков – 20–30 тыс. ₽. Но чаще способ региональному сценаристу заработать – это либо переехать в столицу/СПб, либо работать удалённо на федеральные проекты.
За пределами двух столиц возможностей для сценаристов меньше, но они есть. В крупных миллионниках – таких как Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород – существуют региональные телеканалы, продакшены, театры, иногда снимается локальное кино. Вакансии «сценарист» там встречаются, хотя часто под этим подразумевается смежная роль (редактор, копирайтер, ведущий мероприятий и т.п.).
Уровень доходов сценаристов в регионах, как правило, ниже. По информации карьерных порталов, начинающие сценаристы в регионах получают порядка 30–40 тыс. ₽ в месяц, а в Москве/СПб – на ~10 тыс. выше (40–50 тыс.)11. Это цифры для игровых сценаристов, но в целом тренд тот же.
Более опытные специалисты в региональных компаниях могут иметь оклад до 70–100 тыс. ₽, но это скорее потолок. Например, согласно одному обзору по игровой индустрии, в регионах РФ опытный сценарист игры может получать до 100 тысяч, тогда как в Москве – до 150 тысяч7. Сценаристы не-игровых направлений (ТВ, реклама) в провинции обычно укладываются в похожие рамки.
Интересно, что иногда в небольших городах появляются очень выгодные предложения – как результат прихода крупной компании. К примеру, база данных DreamJob зафиксировала, что в Барнауле некий сценарист получал 105 тыс. ₽ (вероятно, речь о сотруднике Альфа-банка, занимавшемся сценариями обучающих видео или рекламных роликов)10. Но это скорее исключение: просто крупная фирма открыла офис не в столице и платила столичные деньги. Большинству же провинциальных сценаристов такая зарплата недоступна.
Часто сценаристы из регионов работают удалённо на Москву или СПб. В эпоху интернета это стало реально: написав хороший сценарий, можно продать его столичной студии, не переезжая. Или получить дистанционную работу – скажем, писать сценарии для YouTube-канала компании, находясь в другом городе. Тогда доход будет сопоставим с московским рынком, а затраты на жизнь – по месту жительства (меньше). Например, вышеупомянутая вакансия сценариста в онлайн-школу за 200 тыс. ₽/мес допускает удалёнку9 – теоретически человек из любого города может её занять, имея нужные навыки.
В небольших городах (с населением 100-500 тыс.) перспективы именно сценарной карьеры ограничены. Там, скорее, можно писать сценарии как хобби или подрабатывать в смежных профессиях (журналистика, реклама, контент). Многие известные сценаристы родом из провинции, но пробились через конкурсы и переехали. Поэтому, если вы из региона и мечтаете писать для кино – будьте готовы работать удалённо или задуматься о переезде в будущем ради более высоких заработков.
Подводя итог: в регионах России средняя зарплата сценариста (по данным агрегаторов вакансий) составляет порядка 37–53 тыс. ₽10. Эта сумма кажется небольшой, но она усредняет всех – включая тех, кто пишет сценарии школьных праздников за символическую плату, и тех, кто на удалёнке получает московские гонорары.
Реальность такова, что большие деньги (сотни тысяч за сценарий) сосредоточены в федеральных центрах, а в регионах сценарная работа часто воспринимается как творчество «за идею» или скромная прибавка к основному заработку. Однако талантливый автор из любого города может выйти на всероссийский уровень, если создаст по-настоящему сильный сценарий.
Разберём, как отличаются доходы в зависимости от уровня квалификации сценариста. Условно всех сценаристов можно разделить на три уровня профессионального опыта:
Это либо недавний выпускник профильных курсов/вузов, либо самоучка с минимальным опытом. Как правило, у джуниора нет серьёзных работ в портфолио, максимум – студенческие короткометражки или сценарии «в стол». Такой сценарист часто готов работать практически бесплатно, лишь бы войти в индустрию. Не шутка: начинающие сценаристы-фрилансеры зачастую получают за свою работу только опыт и строчку в титрах, то есть первое время трудятся бесплатно ради пополнения портфолио.
Это реальность: многие соглашаются писать для веб-сериалов или YouTube-каналов «за еду», чтобы потом было что показать потенциальному работодателю. Если же платят, то небольшие суммы. Например, автор с небольшим опытом может получить 30–60 тыс. ₽ за сценарий серии дневного сериала (так называемого «мыльного» дневного формата). Причём на написание одной серии у новичка уходит целый месяц. Получается, в пересчёте на месячный доход это те же ~30-60 тыс. ₽.
За продажу сценария полнометражного фильма начинающий специалист в России может рассчитывать на 200–300 тысяч ₽ единовременно – но получить сам факт продажи очень непросто. Часто новичку сначала надо выиграть питчинг или конкурс, чтобы продюсеры обратили внимание. Итог: junior-сценарист в РФ первые год-два зарабатывает мало (иногда – меньше прожиточного минимума). Многие имеют основную работу (журналист, редактор, SMM-щик и т.п.), а сценарии пишут по вечерам «в стол» в надежде на будущий выстрел.
Это уже автор с несколькими реализованными проектами. У него может быть пара выпущенных серий сериала, короткометражный фильм, участие в сценарной группе шоу и т.д. Такой сценарист набил руку, работает быстрее и увереннее.
Сценаристы-фрилансеры среднего уровня пишут, например, сценарии для сериалов по примерно тем же расценкам, что и начинающие, но за счёт опыта успевают выдать больше серий в единицу времени. То есть, если новичок писал одну серию в месяц за 50 тыс., то мидл может написать две серии за тот же месяц и заработать 100 тыс. ₽. Кроме того, стоимость сценария фильма для мидла обычно вдвое выше, чем у новичка. То есть уже 400–600 тыс. ₽ за полный метр вместо 200–300 тыс.
Уровень middle – это рабочая лошадка индустрии. По открытым данным, медианная зарплата сценариста в России как раз попадает в вилку среднего уровня – около 74–80 тыс. ₽ в месяц.1 10 Это может быть достигнуто как за счёт одного штатного места (например, 80k оклад в продакшене), так и суммарно фриланс-проектами. Мидл-сценаристы востребованы в сегменте рекламы, YouTube, геймде – там, где нужны люди, умеющие быстро писать под задачу.
Также они могут участвовать как соавторы в сериалах. Зачастую сценаристы среднего звена работают сразу над несколькими проектами параллельно, чтобы обеспечить себе желаемый уровень дохода. По опросам, многие сценаристы-фрилансеры среднего уровня в сумме выйдут на ~100–150 тыс. ₽ в месяц, выполняя несколько задач. Однако стабильность все ещё не гарантирована: какой-то месяц может быть пустой, а в другой – несколько заказов.
Это маститый сценарист с именем, имеющий солидную фильмографию или список успешных проектов. Таких людей в стране не очень много, особенно если говорить про кино. Сеньоры, как правило, работают либо в штате ключевыми авторами, либо на условиях крупных контрактов. Профессионалы-фрилансеры часто ведут весь сценарий сериала или фильма как главные авторы.
По данным отраслевых инсайдов, стоимость серии, написанной профи, начинается от 80 тыс. ₽ и доходит до 300 тыс. ₽, в отдельных случаях – до 1 млн за серию (если это топовый автор на премиум-проекте). Сценарий полнометражного фильма у таких мастеров стоит от 1 до 3 млн ₽, а у самых известных – до 5 млн ₽ за фильм. Например, в 2023 году сообщалось, что топовые российские авторы сериалов получают от 2 млн ₽ за часовую серию на стриминге2.
А топовый сценарист коммерческого кино – 8–15 млн ₽ за сценарий фильма2. Это единицы людей, работающих над крупнейшими проектами. Также некоторые сеньоры выступают как шоураннеры или главные сценарные редакторы – их доход может включать продюсерскую часть. Если senior-сценарист работает в штате телекомпании, то его оклад может быть порядка 120–150 тыс. ₽ + бонусы. Но чаще всего такие люди предпочитают фриланс, потому что проекты крупные и платят больше.
Надо учитывать, что сеньоры зарабатывают неровно – может быть год без релизов, а потом продажа сценария, которая покрывает несколько лет работы. По оценкам журнала «Искусство кино», в России есть сценаристы, чей суммарный годовой доход превышает 5–10 млн ₽, но это скорее исключение, связанное с параллельной продюсерской деятельностью.
Конечно, границы между уровнями размыты. Есть те, кто 10 лет в профессии, но не поднялись выше среднего гонорара, либо наоборот, молодой гений, сразу продавший сценарий за большие деньги. Но в целом картина такая: чем опытнее и известнее сценарист, тем дороже стоит его труд. Кстати, некоторые сценаристы становятся одновременно режиссёрами – снимают свои сценарии сами.
В таком случае их доход складывается из двух ролей. Многие успешные режиссёры кино сами пишут сценарии к своим фильмам, получая и авторский гонорар, и режиссёрский (например, Звягинцев, Учитель, а из Голливуда – Тарантино и др.). Однако это уже выход за рамки чисто сценарной работы.
Последний важный аспект – тип занятости сценариста, от которого напрямую зависят и доходы, и их регулярность.
Это специалист, официально работающий в компании (телеканале, студии, агентстве) и получающий стабильную зарплату. Плюсы: гарантированный доход каждый месяц, соцпакет, возможно, обучение и карьерный рост внутри организации. Минусы: зарплаты обычно ограничены окладом (то есть, вы не получаете миллионы за сценарий, а получаете фиксированную сумму, даже если написали хит). Как мы уже отмечали, штатные сценаристы на тв/киностудиях в России получают около 50–120 тыс. ₽ в месяц.
Некоторые компании доплачивают им бонусы за каждый созданный сценарий (100–300 тыс. ₽ за серию, до 3 млн за фильм), но это больше похоже на разовые премии. Штатная позиция часто предполагает много рутинной работы: правки по требованию начальства, быстрое реагирование на задачи.
Примеры: сценарист в отделе промо телеканала, редактор-сценарист новостей или ток-шоу, сценарист в агентстве событий и т.п. Такая работа может быть хорошим стартом карьеры – человек набирается опыта и получает связи, пусть и не за огромные деньги. Кстати, иногда штатные сценаристы успевают подрабатывать на стороне (если не запрещено контрактом): например, пишут свой сценарий фильма по вечерам.
Это независимый автор, который работает проектно с разными заказчиками. Фрилансеру не платят фиксированную зарплату – он заключает договор или устную договорённость на конкретный сценарий или услугу.
Очевидный плюс: потенциально более высокий заработок за успешный проект, свобода выбирать работу. Минусы: отсутствие гарантированных выплат, нужно постоянно искать заказы, общаться с клиентами, риски неоплаты или срыва проекта. Многие творческие люди выбирают фриланс, несмотря на нестабильность. Рассмотрим на цифрах из практики:
Начинающий фрилансер, как говорилось, может первое время получать символические деньги или вовсе только благодарности. Но уже набрав немного опыта, он способен за месяц написать несколько сценариев для веб-сериалов или рекламных роликов, суммарно зарабатывая 60–80 тыс. ₽ (например, 2 ролика по 30k каждый).
Фрилансер среднего уровня может параллельно вести, допустим, сериал (получая 50 тыс. за серию раз в месяц) и писать сценарии для YouTube-канала (ещё 50 тыс. в месяц), складывая эти доходы. Или выполнять разовые заказы: один месяц продал сценарий короткометражки за 100k, другой месяц – пусто, третий – консультация за 20k и т.д. В среднем выходит, как мы оценивали, 100+ тыс. ₽ в месяц по итогу года, но с большой дисперсией.
Фрилансер-профессионал (сеньор) работает обычно по крупным контрактам. Например, заключает договор на написание сценария мини-сериала из 8 серий за общий гонорар 1,5 млн ₽, над которым трудится полгода. Это ~250k в месяц в среднем, но придёт эта сумма кусками (аванc, потом по готовности). Или, скажем, продаёт кино-сценарий за 5 млн, но на разработку ушло 2 года. Успешные фрилансеры нередко работают в соавторстве (writers’ room) над сериалами – делят работу и деньги. Так или иначе, уровень дохода у них верхний – сотни тысяч, а иногда миллионы ₽ за проект.
Важно понимать, что фрилансер сам себе менеджер: нужно и клиентуру искать, и договориться, и сроки соблюдать. Если вы интроверт, которому сложно продавать себя, возможно, штатная работа на начальном этапе подойдёт лучше.
Здесь имеется в виду, что сценарист закреплён за конкретной студией или продюсерским центром, но может работать от проекта к проекту. Это не совсем штат (хотя может быть трудовой договор), скорее постоянное сотрудничество. Например, студия, производящая контент, нанимает группу сценаристов на контракт на время разработки сериала. Они числятся в компании, получают фиксированную плату (может быть ежемесячно или поэтапно), и после проекта сотрудничество может продлиться или завершиться. Такой формат распространён в западной индустрии (writers’ room при шоу), а у нас появляется на крупных онлайн-сериалах.
Доходы в продакшене обычно сопоставимы со штатными или чуть выше, но стабильность только на период проекта. Зато сценаристу не нужно самому искать заказ – ему его даёт продюсер студии. Например, группа сценаристов сериала на 16 серий могла заключить контракт по ~200 тыс. ₽ каждому за весь цикл (цифра условная), и за полгода работы они получили гарантированно свои деньги, а потом перешли на другой проект. В продакшен-компаниях на постоянку ведущим сценаристам могут платить некий ежемесячный ретейнер (скажем, 100 тыс.), чтобы они были на связи для новых идей.
В реальности многие сценаристы комбинируют форматы работы. Частый кейс: человек официально числится редактором на телеканале (получает зарплату), а параллельно пишет сценарии небольшого сериала как фрилансер на стороне. Или, например, сценарист-фрилансер периодически берётся за продюсирование своих проектов (получает долю от прибыли, а не только гонорар). Каждый находит свою схему.
В итоге, что выгоднее – штат или фриланс – зависит от ситуации. В финансовом плане потолок выше у фрилансеров: именно они сорвали банк, продав хитовый сценарий за миллионы. Но и провалиться можно, оставшись без заказов. Штатники имеют меньше рисков, но и больших денег не видят, пока не выйдут в свободное плавание. Многие сценаристы стремятся к тому, чтобы набраться опыта на зарплате, а затем уйти на вольные хлеба с наработанными связями.
Теперь давайте посмотрим, сколько зарабатывают сценаристы в других странах. Естественно, во всем мире цифры сильно разнятся – в голливудской индустрии одни порядки сумм, а, скажем, в Болливуде или европейском артхаусе – другие.
Мы рассмотрим ситуацию в основных регионах: США, Канада, Европа и Азия, с примерами по конкретным странам. Также обратим внимание на расценки по типам проектов: сколько платят за сериалы, фильмы и др., опираясь на данные сайтов вроде LinkedIn, Glassdoor, Indeed, а также данные профессиональных гильдий.
Важно учитывать, что за рубежом на зарплаты сценаристов влияют такие факторы, как:
Членство в гильдиях (профсоюзах). В США, Канаде, Великобритании есть Союзы сценаристов, которые устанавливают минимальные ставки. Например, Writers Guild of America (WGA) – их минимальные гонорары гарантируют, что сценарист получит не меньше определённой суммы за сценарий фильма или серию, если проект относится к зоне гильдии.
Бюджет проекта. Везде, где есть киноиндустрия, сценаристу платят больше на проектах с большим бюджетом. В малобюджетном инди-фильме гонорар может быть символическим, а в блокбастере – исчисляться сотнями тысяч долларов.
Рынок и язык. Англоязычный рынок (Голливуд, Британское ТВ) – крупнейший и самый денежный. В неанглоязычных странах (например, Франция, Германия, Китай, Индия) доходы сценаристов сопоставимы с уровнем местной индустрии – иногда очень высокие, но чаще умеренные.
Уровень сценариста. Как и у нас, новичок за рубежом и именитый сценарист – это небо и земля по доходам.
Давайте пройдёмся по регионам.
Соединённые Штаты – родина Голливуда и самая большая фабрика грёз. Здесь же самые большие деньги в сценарном ремесле, но и конкуренция соответствующая. Обычно американские сценаристы не получают фиксированную «зарплату» (кроме тех, кто работает штатно на телевидении), а оперируют понятиями «fee» (гонорар) и «residuals» (роялти). Однако в статистике можно выразить доход и в виде ежегодного.
По данным Toronto Film School, в среднем сценарист в США зарабатывает от $60 000 до $100 000 в год. Это средняя вилка, включающая всех – и малоизвестных, и частично занятых, и стабильных средних авторов. Сценаристы, которые «на вершине игры», могут получать миллионы долларов в год38. Например, топовые голливудские сценаристы (которые пишут сценарии блокбастеров, франшиз) действительно имеют семизначные доходы.
Минимальные ставки регулируются WGA. Например, согласно Writers Guild (данные на 2023 год), минимальная оплата за оригинальный сценарий полнометражного фильма – порядка $77 тыс., за адаптированный – $69 тыс. (это плата за сценарий в кино от крупных студий)12. За сценарий 30-минутного эпизода сети не-прайм(кабель/стриминг) – минимум $5–6 тыс., за часовой эпизод – $11–12 тыс. (в зависимости от типа программы)13. Однако на практике успешные авторы получают намного выше этих минимумов.
Приведём конкретный ориентир по американским сериалам. Согласно данным, собранным нашей командой, в 2025 году:
Новички в США (только вошедшие в Writers' Room сериала или продавшие первый сценарий) получают от $4 тысяч в неделю работы над эпизодом. Если это переводить на эпизодический гонорар: за написание одного эпизода сериала новичку могут платить около $4k. Также, за сценарий к полнометражному фильму начинающий автор берёт $60–70 тысяч (это сопоставимо с WGA минимумами).
Специалисты среднего уровня (с некоторым опытом и успехами) зарабатывают в телевидении $5–10 тысяч за серию. А если пишут кино – то $500 тысяч до $1 млн за сценарий полнометражки. Полмиллиона долларов за сценарий фильма – звучит астрономически, но для Голливуда это реальная практика для сценаристов, которые уже сделали себе имя (особенно в жанре экшн, комиксы и т.д.). Например, продажа спек-сценария (написанного в инициативу самим автором) может принести $300–600k.
Профессионалы и топовые сценаристы Голливуда – их доходы самые высокие. Они могут получить до $15 тысяч за эпизод сериала (например, шоураннеры или именитые авторы эпизодов хитовых шоу) и от $2 до $5 миллионов за сценарий фильма. Такие гонорары – удел лучших из лучших, кто работает над крупнейшими студийными проектами (марвеловские блокбастеры, топ-франшизы и т.п.). К примеру, известно, что сценарист Джо Эстерхаз в 90-е продавал сценарии по $2–4 млн. Сейчас это редкость, но $1–2 млн за сценарий крупного фильма – вполне бывает.
Следует добавить, что американские сценаристы получают и royalties (роялти) – выплаты от сборов и показов, если они являются членами гильдии. Также телесценаристы получают оплату за «rewrite» и «polish» (правки) и дополнительные бонусы, если они выступают как продюсеры сериала. Всё это сильно увеличивает общий доход. Поэтому когда слышим «сценарист такого-то сериала зарабатывает $200k за сезон», туда входят и его продюсерские функции, и т.д.
Интересно, что в мае–сентябре 2023 года прошла масштабная забастовка сценаристов WGA в США, где одним из требований было повышение базовых ставок и отчислений от стриминговых показов. Это подчёркивает, что даже в Голливуде рядовые авторы нередко недополучают денег и борются за улучшение условий.
Для штатных позиций: на телевидении США есть аналог штатной работы – сценаристы шоу, скетчей на ТВ, soap operas и т.п. Они могут получать зарплату в диапазоне $3–6 тысяч в неделю (для сравнения: writers’ assistant $1500/неделя, staff writer $4000/неделя). Если же пересчитать, то выходит те же $60–100k в год, что мы указали выше как среднее. Но как только сценарист переходит на уровень выше (например, становится story editor или co-producer в сериале), его доход может вырасти до $150–300k в год.
Резюме по США: По данным Glassdoor и подобных ресурсов, средняя годовая зарплата «script writer» в США ~$70 тыс., но разброс огромен. Шанс заработать миллион за сценарий – реальный для топ-5% авторов. Новичкам же везёт, если они получают $50–60k в год, работая на нескольких проектах. Но потенциал роста в США для сценариста – выше, чем где-либо: индустрия огромна и готова платить за контент. Недаром многие наши соотечественники мечтают если не уехать, то хотя бы продать сценарий в Голливуд 🙂.
Канада имеет свой кино- и теле рынок, довольно тесно связанный с США, но всё же более скромный по объёмам. Здесь действует Writers Guild of Canada (WGC), устанавливающая минимальные ставки для сценаристов телевидения и кино в Канаде. Многие американские сериалы снимаются в Канаде, и часть канадских сценаристов работает на них, получая американские ставки. Но если говорить о чисто канадских продуктах, то бюджеты меньше.
По данным PayScale, средняя зарплата сценариста в Канаде – около C$50 500 в год. Это канадских долларов, что эквивалентно примерно $37–40k USD. Медиана ~50k CAD, с типичным диапазоном от 39k до 64k CAD в год14. Данные Glassdoor дают похожие оценки: медианное значение порядка $45 тысяч CAD в год15. Есть также информация от SalaryExpert: например, в Торонто средняя зарплата сценариста ~$96k CAD (видимо, этот ресурс учитывает более опытных кадров)16. Разброс большой – очевидно, имеются ввиду и начинающие контент-райтеры (которые ближе к 40k), и успешные киносценаристы (которые и за 100k переваливают).
В Канаде тоже есть разделение: телевидение (особенно англоязычное, CBC и другие каналы) – основной работодатель сценаристов, и кино – меньше по рынку, но всё-таки присутствует (особенно франкоязычное кино Квебека и англо-канадские фильмы). Канадские сериалы, как правило, платят сценаристам меньше, чем американские, но сравнимо с европейскими: возможно, порядка $3–5k за эпизод для рядового автора.
Если сценарист канадский пробивается на американский рынок – его доходы уже по американским меркам. Кстати, некоторые канадцы становятся шоураннерами успешных сериалов (например, сценаристы «Очень странных дел» – канадцы-близнецы Дафферы, хотя они работают в США). В таких случаях они зарабатывают миллионы, но это уже американская история.
Пример: сайт Economic Research Institute указывает, что средняя оплата сценариста в Канаде – $93 640 в год (в канадских долларах)17. Возможно, сюда включены именно те, кто состоит в WGC и работает на крупных проектах.
Для большинства же писателей, которые, скажем, занимаются скриптами для обучающих видео или небольших телепередач, цифры будут скромнее. По Indeed, content writer (аналог копирайтера) получает ~50k CAD. Сценарист – чуть более узкая профессия, потому 50k CAD можно принять как ориентир «среднего сценариста» в Канаде.
Важный момент: стоимость жизни в Канаде высока, особенно в городах вроде Торонто и Ванкувера, где сосредоточены киностудии. Так что $50k там – это не заоблачный доход, а довольно обычный средний класс.
Вывод по Канаде: сценарист в Канаде в среднем зарабатывает ~3–4 млн ₽ в год (в переводе на рубли), то есть ~250–300 тыс. ₽ в месяц брутто. Но чтобы добиться высоких заработков, канадским авторам часто приходится сотрудничать с американским рынком или работать на совместные проекты, поскольку чисто местные бюджеты не сравнятся с Голливудом.
Европа – это множество стран, в каждой своя кино- и телеиндустрия, свои языки и расценки. Рассмотрим основные регионы:
Великобритания. Лондон – второй после Голливуда центр производства англоязычного контента. Здесь работают BBC, Netflix UK, Channel4 и множество студий, отсюда вышли сценаристы мирового уровня (Ричард Кёртис, Стивен Моффат и др.). Уровень оплаты в Британии высокий по европейским меркам, но чуть ниже, чем в США. Writers’ Guild of Great Britain (WGGB) устанавливает рекомендованные минимумы.
Например, минимальный гонорар за сценарий полного метра зависит от бюджета фильма:
Бюджет < £750k: сценаристу положено минимум ~£18 90018.
Бюджет £750k–2M: минимум ~£25 65018.
Бюджет > £2M: минимум ~£42 12018.
То есть если вы написали сценарий для британского фильма с бюджетом 3 млн фунтов, по гильдейным нормам должны получить не меньше £42k. На практике, успешные авторы могут договориться и на £100k+ за сценарий, особенно если это международный копродакшн или франшиза.
Телевидение в Британии тоже имеет свои ставки: за часовой эпизод драматического сериала BBC сценарист получит около £10–13k (в зависимости от категории – оригинальный, адаптация и т.п., ставки 2023 года выросли на 10%). Например, серия 60 мин оригинальной драмы – ~£12 900 после недавнего повышения19. За длинные сериалы (мыльные оперы) ставка ниже – может быть пару тысяч фунтов за эпизод, но там постоянная работа.
В среднем, согласно PayScale, сценарист в UK зарабатывает ~£33 000 в год. Медиана ~£33k, диапазон чаще £23–45k20. Glassdoor оценивает медианную зарплату Script Writer в ~£25,700/год21, что видимо учитывает и менее оплачиваемые позиции.
Стоит учесть, что многие британские сценаристы – фрилансеры, работающие от проекта к проекту. Поэтому такой средний годовой доход может складываться из, например, продажи одного сценария за £30k, а дальше тишина полгода. Те, кто пишут для ТВ постоянно, могут получать больше ежегодно.
Другие страны Европы: Во Франции, Германии, Италии, Испании есть свои кинорынки. Там обычно нет таких огромных гонораров, как в Голливуде, но топовые авторы тоже ценятся. Средний сценарист в Западной Европе, по некоторым оценкам, получает порядка €50 000–€80 000 в год (для полноты: цифра €80k в год была приведена для сценаристов интерактивных игр в Европе6, но это, вероятно, ближе к верхней планке). Если перевести: €80k – это около 7 млн ₽ в год, или ~580k ₽ в месяц. Это похоже на зарплату штатного сценариста в большой европейской телекомпании. Но не каждый к этому уровню дотягивается.
Для ориентиров можно сказать:
В Германии сценаристы телевизионных сериалов могут получать ~€20k-€30k за сценарий эпизода для прайм-тайм (информация неофициальная). За кино – €30k-€60k гонорар обычен для среднего фильма.
В Франции гонорары за сценарий кино колеблются €15k-€50k. Многие сценаристы там работают в соавторстве с режиссёрами и часто недополучают, французская гильдия тоже борется за повышение ставок.
Испания, Италия – близки к французским реалиям, может чуть меньше. Например, испанские сериалы (которые набирают популярность с Netflix) начали платить авторам больше, но все равно это не миллионы. Возможно, €5-10k за эпизод.
В Восточной Европе (Польша, Россия, Турция) свои цифры – у нас мы видим, что они ниже западноевропейских. Польский или турецкий сценарист может получать эквивалент €1-2k за эпизод сериала (в Турции популярные сценаристы сериалов очень востребованы, но оплачиваются не так высоко по мировым меркам).
Есть ещё такой момент: талантливые европейские авторы могут писать на английском и работать на международные сериалы (например, для Netflix). Тогда их гонорар ближе к британско-американскому. Например, германский сценарист Янтаж Дауге, работавший над сериалом «Dark» для Netflix, скорее всего получил вознаграждение сравнимое с коллегами в США.
Подытожим: в Европе зарплаты сценаристов очень разные от страны к стране. В богатых странах (UK, Германия, Франция) средний сценарист зарабатывает десятки тысяч евро в год (что сопоставимо со 100–200 тыс. ₽ в месяц и выше). В менее развитых кинорынках – может быть ближе к нашим реалиям. Но, как правило, уровень жизни там также разный, поэтому для местных сценаристов их заработки соответствуют среднему классу.
Азиатские страны имеют несколько крупных центров киноиндустрии: Индия (Болливуд), Южная Корея, Китай, Япония, а также локальные рынки (Турция, Иран и др.). Рассмотрим два ярких примера – Индия и Южная Корея, а также кратко упомянем другие.
Индийская киноиндустрия выпускает сотни фильмов в год на хинди и других языках. Исторически сценаристы в Болливуде были недооплачены по сравнению с актёрами и режиссёрами – ситуация, схожая с российской, где львиную долю бюджета забирают звёзды. Однако в последние годы положение сценаристов улучшается, идёт речь о справедливой оплате. Тем не менее, разрыв между новичками и мастерами гигантский.
По данным из индийской прессы:
Новички часто получают смешные деньги. Бывает, что за полный сценарий им платят ₹2–3 лакха, то есть 200–300 тысяч индийских рупий. В пересчёте это ~$2,500–3,600 (всего). Это, конечно, очень мало – по сути, эксплуатируют мечту молодых писателей. Такая ситуация описана: продюсеры говорят «ты новый, тебе столько не заплатим» и могут «выкручивать руки», сбивая гонорар до ₹5 лакхов вместо желаемых 1222. ₹5 лакхов = 500k INR ~ $6k.
Среднего уровня сценаристы (с одним-двумя успешными фильмами) могут запрашивать ₹25–30 лакхов за сценарий, и до ₹50–60 лакхов22, если предыдущий фильм был хит. 1 лакх = 100k INR, значит ₹50–60L = 5–6 млн INR, ~$60–72k. Для индийского рынка это уже очень хорошие деньги (средний класс там зарабатывает куда меньше). Обычно такие суммы получают авторы, написавшие сценарий успешного фильма годом ранее.
Известные сценаристы (ветераны) берут от ₹75 лакхов и до ₹2 крор22. 75 лакхов = 7.5 млн INR ($90k), 2 крор = 20 млн INR ($240k). Это плата за сценарий коммерческого болливудского фильма от именитого автора. Причём была новость, что один из самых высокооплачиваемых индийских сценаристов получает ₹5 крор (50 млн INR, ~$600k) за сценарий – то есть на уровне гонораров хороших актёров второго эшелона23. Продюсеры, как упоминалось, даже заявляли, что готовы платить 5 крор за сценарий, если он действительно того стоит24.
Телевидение и сериалы в Индии: там тоже свои расклады. Писать сценарии для ежедневных сериалов (soap operas) может быть даже более стабильным заработком: по некоторым отзывам, сценарист ТВ-сериала в Индии может получать ₹30–45k в месяц (что порядка $400–600), работая постоянно25. Не густо, но эти сериалы идут годами. Впрочем, сейчас с появлением стримингов и «web series» ситуация меняется – авторам веб-сериалов на хинди начали платить больше, ближе к киношным ставкам, чтобы привлечь талантов.
В Индии есть Screenwriters Association (SWA), пытающаяся установить минимальный гонорар (предлагали около ₹12 лакхов как минимум, ~$15k)22. Но пока это рекомендации, не все следуют.
Корейские сериалы (дорамы) завоевали мировую славу, и топовые корейские сценаристы стали звёздами. Например, Ким Ын Сук, автор хитов «Тайны дворца», «Потомки солнца», «The Glory», известна тем, что получает более ₩100 млн за эпизод. 100 млн корейских вон – это около $80 тыс. за серию. В 2019 сообщалось, что она вышла на уровень 70–80 млн KRW/эпизод ($56–65k), а к 2023 перевалила за 100 млн ($81k)26. Это, конечно, топ уровня – Ким Ын Сук считается самым высокооплачиваемым сценаристом К-драм. Другие именитые авторы, возможно, получают сопоставимо (скажем, 50–80k USD за серию).
Средние корейские сценаристы зарабатывают куда меньше. Согласно SalaryExpert/Quora, средняя зарплата сценариста в Южной Корее ~₩61 млн в год27 (что ~$50k). Многие работают на штучной основе: например, сценарист в команде шоу может получать фиксированную сумму за проект. Интересно, что в Корее сценаристы традиционно получают оплату по серии (манускрипт фи). Поэтому если сериал 16 серий, и ставка скажем $5k за эпизод, то за весь сериал ~$80k выходит.
Корейская индустрия также очень иерархична: главный сценарист (он же драматург сериала) может получать основную плату, а ассистенты – значительно меньше, просто зарплату в студии. Тем не менее, рост К-драм привёл к росту платежей авторам – их стали ценить почти как режиссёров.
Китайский рынок огромен. Там снимается много сериалов (в том числе для стриминга), пишутся сценарии для фильмов, часто по заказу государства либо продюсеров. Прозрачной информации мало. Известно, что топовые китайские сценаристы могут получать сотни тысяч долларов за проект, особенно если проект пропагандистски важный. Но цензура и контроль влияют на профессию – сценаристы в Китае часто работают в жестких рамках. Можно предположить, что средний гонорар за сценарий фильма в Китае – эквивалент $30–50k, а за серию сериала – несколько тысяч долларов. Но, повторюсь, официальных данных почти нет, многое непублично.
Там сценаристы известны в узких кругах. За аниме-сериалы, например, платят весьма скромно (японская анимация вообще мало платит творцам). За фильмы – тоже умеренно. Японская киноиндустрия не славится большими гонорарами сценаристам; скорее, режиссёры-афтры сами пишут сценарии. Если сценарист работает на ТВ (дорамы, шоу) – у него оклад или контракт. Наверное, рядовой японский сценарист может зарабатывать эквивалент $40-50k в год, но топы – побольше.
Другие страны Азии:
Турция – интересна тем, что их сериалы продаются по всему миру. Турецкие сценаристы сериалов трудятся помногу (серии по 120 минут!). Известно, что часто это коллективный труд. О доходах: были данные, что сценарист популярной турецкой драмы получает около $3–5k за эпизод. Но эпизод у них хронометражем как фильм, так что не так уж много.
Юго-Восточная Азия (Таиланд, Индонезия, Филиппины) – там свои теленовеллы, но доходы сценаристов невелики по мировым меркам, в рамках местной экономики.
Иран – большой кинематограф, но там больше авторское кино, гонорары не астрономические.
В общем, Азия демонстрирует огромный разброс: от миллионов долларов для лучших Болливуда и K-драм до нескольких тысяч в год для начинающих авторов в развивающихся странах. Общая тенденция: рынки растут, и сценаристы начинают цениться. Например, в Индии активно обсуждается введение минимальных ставок, в Корее уже платят ведущим авторам как звёздам, в Китае госфонды стимулируют сценарное мастерство. Для российских сценаристов Азия интересна тем, что там тоже можно пробовать силы (например, участвовать в международных сценарных лабораториях), но конкурировать в языковой среде не просто.
Чтобы сделать вышесказанное более осязаемым, давайте посмотрим на конкретные примеры вакансий и проектов, где требуются сценаристы, и какие условия они предлагают.
Такие примеры можно найти на разных платформах:
Как уже упоминалось, на HeadHunter регулярно появляются вакансии для сценаристов разных профилей. Например:
Стажёр-сценарист в продакшн (Москва) – оклад ~20 тыс. ₽, без опыта.
Сценарист YouTube & Reels (удалённо) – ~60 тыс. ₽/мес на руки, можно без опыта.28 29
Сценарист в онлайн-школу (СПб, удалённо) – от 200 тыс. ₽/мес, 1–3 года опыта9.
Сценарист-режиссёр (Пермь) – 50–80 тыс. ₽/мес, треб. опыт 1–3 года30.
Сценарист | смысловик в онлайн-школу – до 150 тыс. ₽ удалённо9.
Автор документальных фильмов / Сценарист (Москва) – вакансия без указания зарплаты, но предполагается проектная оплата1.
Сценарист чат-ботов (Москва, банк) – около 60 тыс. ₽/мес9.
Эти примеры показывают, как отличаются требования: где-то нужен опыт и узкие навыки (например, в образовании), где-то берут новичков на небольшие деньги. Сайты вроде HH позволяют оценить вилки зарплат, и, как мы видели, медианные значения ~70–80 тыс. ₽ по стране для сценариста10. Отдельно можно упомянуть ресурс ГородРабот.ру, который агрегирует вакансии: по их данным, средняя зарплата сценариста в СПб ~46 тыс. ₽ (на 2025 год)31, что коррелирует с данными из DreamJob (43k). В Москве, соответственно, выше.
На международных фриланс-биржах сценаристы тоже находят работу, особенно если владеют английским.
Там можно встретить профильные заказы: написание сценария короткометражки, скрипта для YouTube, редактирование сценария и т.д. По статистике Upwork, ставки фриланс-сценаристов в среднем $30–$56 в час32. Многие устанавливают почасовую оплату (например, $40/час – медиана для writer33).
Есть и проектные работы: скажем, «Написать сценарий рекламного ролика 5 мин» – клиент может предложить фиксированную цену, а фрилансеры делают ставки. Средний уровень ставок: для несложных работ многие из развивающихся стран предлагают $15–20/час, а топ-специалисты из США – $50+. Upwork сам пишет: «On average, you can expect to pay $30–$56/hour for a screenwriter on Upwork.»32.
Пример: на Upwork опубликован проект по написанию сценария пилотной серии – поступило 71 предложение, средняя ставка $102334. Значит, кто-то предложил $500, кто-то $1500, и в среднем около $1k за работу. Другой проект, более крупный (видимо, полный сценарий сериала) – средняя ставка $3461 при 22 предложениях35. Это говорит о том, что серьёзные заказы тоже есть, и ценники на них могут доходить до нескольких тысяч долларов.
Аналогично, там куча проектов. По категории Screenwriting можно увидеть мелкие задания (написать короткий скетч – средний бид $133 при 23 заявках) и крупные (например, помощь с полнометражным сценарием – средний бид $35 459! при 18 заявках34 – вероятно, речь о каком-то масштабном проекте).
Большинство проектов, конечно, мелкие: судя по ленте, часто средние ставки находятся в диапазоне $300–$100034 за задачу, что может быть написанием сценария короткого видео, трейлера, диалогов и т.п. Freelancer имеет различие: заказчики там иногда ожидают цену ниже (конкуренция за счёт исполнителей из стран с дешёвой рабочей силой). Но опытные сценаристы западные тоже там встречаются, беря премиум-заказы.
Этот сервис предполагает фиксированные «гиги» – услуги за установленную цену. Сценаристы на Fiverr предлагают, к примеру: «Напишу короткометражный фильм – $100», «Придумаю сценарий рекламного видео – $50» и т.п. Начальные цены могут быть низкими (много новичков ставят по $10–$30 за малые задачи, чтобы собрать рейтинг). Но есть и Pro-продавцы с высокими ценами. Например, можно встретить предложения: «Напишу полнометражный сценарий за $2000», «Консультация по сценарию – $100 в час» и прочее.
В среднем, качественный сценарий 10-минутного видео на Fiverr стоит порядка $50–$100. Многие компании, кстати, там находят дешёвых сценаристов для рекламных роликов. В целом, на Fiverr сценарист может заработать, если хорошо себя зарекомендует, но из-за демпинга это не самый прибыльный канал. Это скорее способ получить опыт и отзывы для начинающего (например, индийские и пакистанские авторы часто предлагают низкие цены, завоёвывая рынок).
Стоит заметить: фриланс-платформы – отличное место, чтобы понять глобальный спрос. Там ищут сценаристов для самых разных целей: от сценария видеоигры и комикса до речи для свадебной церемонии. Конкурируя на этих платформах, наш сценарист, владеющий языком, может получать оплату в валюте, что при переводе в рубли очень привлекательно. Но и требования – работать на английском, понимать чужую культуру, писать «не в стол, а как услугу».
Иногда бывают и оплачиваемые: например, «Требуется сценарист (удалённо) для локализации сценария», «Stage32, LLC нанимает Scriptwriter (TV/Film), удалённо»37. Но в целом Stage32 славится тем, что там скорее ищут энтузиастов. В реддите даже есть тема «Stage32 – scam?», где обсуждают, что многие возможности там платные для самих сценаристов (питчинги за деньги и т.д.)5. Тем не менее, Stage32 полезен для поиска проектов: познакомившись с режиссёром или продюсером на форуме, можно получить предложение поработать вместе. Оплата будет зависеть от договорённости.
Например, продюсер пишет: «Ищу сценариста с опытом для совместной доработки заявки на сериал, оплата по договорённости». Или: «Кинокомпания рассматривает заявки сценариев полного метра, гонорар обсуждается, контракт». Бывает, ищут сценариста на конкретный заказ (например, сценарий анимационного ролика, бюджет – 100 тыс. ₽). Такие комьюнити – хороший источник, но новичку без связей пробиться сложно: как сказано, «открытые вакансии в киноиндустрии – редкость»3, обычно там ищут сценаристов с опытом и именем. Но подписаться на эти каналы стоит всем интересующимся.
Краудсорсинг и конкурсы: Сценаристы также могут участвовать в конкурсах и питчингах, где призом бывает контракт или деньги. Например, ежегодный конкурс пилотов сериалов от онлайн-кинотеатра (Okko, Start и др.) – победителю могут заплатить за сценарий и запустить в производство.
Или международный конкурс сценариев (тот же Nicholl Fellowship, где приз $35k) – выиграв, сценарист получает не только деньги, но и предложение агента в США. Такие конкурсы – тоже «проекты», только надо сначала победить. Это своего рода лотерея, но успешные примеры есть: многие голливудские сценаристы начинали с победы в Nicholl или Austin Film Festival, получали после этого заказы.
В целом, рынок вакансий для сценаристов достаточно закрыт, особенно если речь о крупных проектах. Многие проекты формируются по принципу «свой к своему»: продюсер зовёт знакомого сценариста, тот приводит коллег и т.д.
Поэтому прямых объявлений мало, и их разбирают быстро. Как отмечалось: «найти работу сценаристу непросто, и связи тут не всегда помогут – главное качество сценария»3. Тем не менее, для настойчивых и талантливых всегда есть дороги – было бы желание браться даже за мелкие задания и выкладываться по полной.
Например, можно начать с бирж фриланса, набить себе рейтинг и портфолио короткими проектами. Параллельно вступить в творческие сообщества, участвовать в конкурсах. Затем через какое-то время у вас в резюме будут несколько реализованных работ и отзывы – и уже можно претендовать на вакансии посолиднее. Таким путём многие идут.
Примеры курсов и школ (раз уж наша платформа – агрегатор онлайн-курсов, упомянем): если чувствуете, что не хватает знаний для выполнения вакансий, можно пройти специальные курсы по сценарному мастерству. У нас на сайте, например, есть подборка «Все онлайн-курсы по написанию сценариев и режиссуре в 2025 году». Там представлены программы от ведущих школ – от основ сценарного мастерства до углублённых курсов по сериалам, играм и т.д. Обучение поможет вам соответствовать требованиям вакансий и заказов, которые мы описали выше.
Мы рассмотрели цифры и примеры, теперь давайте подумаем: почему одни сценаристы зарабатывают больше других, и как самому повысить свой доход в этой профессии? Выделим основные факторы:
Формально для сценариста не требуется диплом – в эту профессию приходят люди с разным образованием (филологи, журналисты, айтишники, актёры и т.д.). Однако специальное обучение сильно помогает прокачать навыки и ускорить карьеру. Профильное образование – это либо ВУЗ (в России культовые места: ВГИК, Высшие курсы сценаристов и режиссёров, МШК и др.), либо курсы/онлайн-школы по сценарному мастерству.
Хорошее обучение даёт:
Понимание драматургии, структуры сценария, формата – то, что отличает профессионала от дилетанта.
Практику написания сценариев с разбором ошибок – в боевых условиях.
Связи и контакты: сокурсники, педагоги, кураторы – будущие коллеги в индустрии.
Диплом или сертификат, который, может, и не обязателен, но служит плюсом в резюме.
Поэтому начать карьеру сценариста лучше с учёбы. Можно пойти на офлайн-курс (большинство из них платные, но часто есть рассрочки и скидки). Либо воспользоваться онлайн-курсами: на «Учись Онлайн Ру» собрано много программ – от вводных бесплатных интенсивов до долгих курсов с дипломной работой. Например, мини-курс от Skillbox «Как зарабатывать на хороших сценариях»7 – отправная точка для новичка. Или полноценный курс сценаристики, где в конце у вас будет готовый сценарий короткого метра. Когда у вас есть образование и готовый сценарий – вы уже не совсем новичок, можно идти к продюсерам.
Конечно, бумажки – не гарантия успеха. Но работодатели обращают внимание на образование. Родителям, которые читают эту статью: если ваш ребенок горит мечтой стать сценаристом, имеет смысл отдать его на профильное обучение – хотя бы курсы по сценарному мастерству. Так вы поможете ему быстрее начать зарабатывать в профессии.
В творческих профессиях репутация и стоимость труда строятся на конкретных проектах. Наличие портфолио для сценариста жизненно важно. Портфолио – это:
Написанные сценарии (даже если не экранизированы, хотя бы сценарий короткометражки или пилот сериала, который можно показать).
Реализованные проекты: снятые короткометражные фильмы, эпизоды сериалов, ролики по вашим сценариям.
Участие в фестивалях, конкурсах, награды.
Чем солиднее портфолио, тем выше к вам доверие и готовность платить. Например, если у сценариста есть фильм-лауреат кинофестиваля, его гонорар сразу многократно возрастает, ведь продюсер видит – это автор, способный создать качественный продукт. Или если вы указываете в резюме: «сценарист 50 эпизодов популярного ютуб-шоу», для следующего работодателя это знак, что вы опытный боец.
Как быть новичку без портфолио? Его надо создавать любыми способами. Пусть даже самостоятельно снять по своему сценарию короткометражку (сейчас это можно на телефон, монтаж сделать на компьютере) – уже будет что показать. Можно поучаствовать волонтёром в студенческих фильмах, написать сценарий для начинающих режиссёров бесплатно. Помните, на первом этапе не деньги важны, а строчки в портфолио и титрах. Тут как с художниками – сначала формируешь имя и стиль.
Опытные сценаристы советуют: если долго нет заказов, пишите в стол, но доводите сценарии до финала. Пусть лежит три завершённых сценария – комедия, драма, триллер. Когда шанс придёт (встретите продюсера, попадёте на питчинг), у вас будет чем козырнуть. А если возможности нет – создавайте её сами: организуйте читку своего сценария с актёрами, выложите запись онлайн, это тоже привлечёт внимание.
Этот пункт вытекает из портфолио, но стоит отдельно. Конкурсы сценариев – отличный трамплин. Вы выигрываете – получаете либо деньги, либо контракт, либо хотя бы упоминание в прессе. Всё это делает вас «видимым» для индустрии.
Вот несколько значимых мероприятий:
В России: питчинг проектов на кинофестивале «Кинотавр», «Святая Анна» (для дебютантов), конкурс пилотных сценариев от Киностудии Горького, ежегодный конкурс сценариев Минкульта и т.п. Выиграть сложно (конкурс огромный), но даже участие в шорт-листе – уже плюс. Иногда продюсеры мониторят такие конкурсы в поисках идей.
Международные: Nicholl Fellowship (США, проводит киноакадемия) – самый престижный конкурс сценариев на английском. Приз – $35k и менторство. Многие лауреаты потом продают свои сценарии студиям. Есть и другие: Page Awards, Austin Film Festival Script Competition, Sundance Lab – все они могут вывести сценариста на мировой уровень.
Фестивали короткометражек: если вы сами или друг-режиссёр снял короткий метр по вашему сценарию и попал на фестиваль – это ваш успех тоже. После пары фестивальных показов можно смело просить за следующий сценарий больший гонорар, ведь вы «award-winning screenwriter».
Таким образом, признание в профессиональной среде значительно влияет на вашу ценность. Это как в науке: есть публикации – получаешь гранты; так и тут – есть награды и участия – получаешь заказы.
К слову, даже участие в международных программах типа сценарных лабораторий (например, TorinoFilmLab, Serial Eyes в Берлине) – крутой бонус. Там тоже отбор, но если прошли – потом работодателю можно сказать: «стажировался в Европе, делал проект в такой-то лаборатории». Это сразу поднимает статус и позволяет просить больший гонорар.
Не секрет, что в творческих профессиях нетворкинг очень важен. Многие сценаристы признаются: первый шанс им дал знакомый режиссёр или продюсер, который прочитал их сценарий по дружбе. Поэтому:
Посещайте индустриальные события: фестивали, кинорынки, мастер-классы. Знакомьтесь, рассказывайте о себе. Никто не знает, что вы гений, пока вы сидите дома 🙂
Онлайн-активность: можно завести блог или страницу, где рассказывать о своих сценарных находках, выкладывать отрывки. Быть на виду – значит, о вас вспомнят, когда нужен автор.
Агент или менеджер: на Западе почти все успешные сценаристы имеют агента, который ищет им работу и выбивает лучшие условия. В России институт агентов только формируется, но есть уже литературные агенты и менеджеры. Если вы чувствуете, что сами не справляетесь с переговорами, можно попробовать найти представителя. Конечно, агент возьмёт процент (обычно 10-15%), но и заказы вам обеспечит более денежные.
Однако важно подчеркнуть: связи помогут только если у вас реально хороший материал. Просто «по блату» вас могут один раз позвать, а дальше всё решит качество сценария. Продюсеры очень прагматичны: они могут дружить с вами, но поручат сценарий тому, кто точно напишет классно и в срок. Так что первоочерёдно – прокачивать мастерство, а уж затем ходить и дружить.
Мы живём во времена глобализации контента. Если сценарист ограничен только родным языком, он работает только на внутренний рынок. А если владеет иностранными языками – для него открываются международные возможности.
Несколько примеров:
Перевод и адаптация сценариев. Зная язык, сценарист может выступать адаптером – переводить сценарии фильмов/сериалов на локальный язык. Или писать локализованные версии шоу (например, адаптировать зарубежный формат под российскую аудиторию). За такую работу часто платят хорошо, потому что нужен редкий навык – и писать умеешь, и переводишь. Например, канал Fox искал сценариста-адаптера для озвучки зарубежных сериалов – оплата там выше, чем у обычного редактора.
Работа на иностранные компании. Почему бы нет? Многие игровые студии нанимают narrative designers удалённо со всего мира. Если у вас отличный английский и портфолио, вы можете получить контракт с европейской или американской компанией и получать в долларах. У нас есть примеры, когда российские сценаристы уезжали в Голливуд и писали там для сериалов (правда, часто анонимно, в команде). Сейчас удалённо это стало проще: можно быть соавтором на проекте Netflix, живя дома.
Продажа сценария за рубеж. Сложно, но возможно. Например, наш писатель-сатирик Евгений Шестаков в 2020-е сумел продать пару сценариев в Голливуд (через агента), хотя раньше писал только для КВН и Камеди-клаб. У него хороший английский, и он ориентируется на мировую аудиторию. Такая сделка – сразу огромный скачок в доходе.
Совместные производства. Если вы владеете, скажем, китайским, и напишете сценарий, который понравится китайскому продюсеру – вас могут позвать в коавторы. Международные копродукции сейчас тренд, и сценаристы, которые могут мостик навести между культурами, на вес золота.
Даже если не брать такой высокий полёт, знание языков расширяет рынок фриланса. Вы можете брать заказы на сценарии рекламных видео от иностранцев, редактировать английские тексты (оплачивается чаще в валюте, что выгодно). Да и учиться проще: сможете читать книги и лекции ведущих мировых сценаристов, быть в курсе зарубежных тенденций – а значит, писать более конкурентные работы.
Отдельно отметим такой нюанс: некоторые сценаристы выбирают узкую нишу (например, только комедия, или только science fiction) и становятся в ней мастерами, и тогда их гонорары растут именно в этой нише. Другие, наоборот, берутся за всё подряд – и благодаря своей универсальности имеют много заказов. Что лучше в плане дохода?
Узкая специализация (например, сценарист исторических фильмов) может привести к очень высоким доходам, если на эту специализацию есть спрос. Вы станете первым кандидатом на все большие проекты по теме. Но если спрос упадёт – вы остались без работы.
Разноплановость позволяет всегда быть при деле, хоть реклама, хоть мультфильм. Такой сценарист – как солдат: и тут, и там побывал. У него, возможно, не будет миллионных контрактов, зато постоянный поток средних.
В итоге, на длинной дистанции самый богатый – это тот, кто сумел и приобрести редкий навык, и адаптироваться под изменения рынка. Например, сейчас на подъёме сериалы для онлайн-платформ – сценарист, освоивший шоураннерские навыки (разработка сериала под binge-watching), будет нарасхват. Появятся новые форматы – интерактивные фильмы, VR-опыт – значит, надо будет учиться писать для них. Кто первым научится – тот и заработает больше.
Наконец, нельзя не сказать о таких вещах, как дисциплина, умение работать в команде, адекватность. Это не прямой фактор дохода, но косвенно влияет сильно. Индустрия тесная: если сценарист срывает дедлайны, конфликтует или неадекватно реагирует на правки, его просто перестанут звать, как бы гениален он ни был. А значит, доход упадёт.
И наоборот, сценарист, который славится ответственностью и лёгкостью в общении, получит больше предложений, чем тот, кто «пьёт и пропадает на месяц». Поэтому, чтобы зарабатывать много, мало быть талантливым – нужно ещё и профессионально себя вести. Тогда продюсеры готовы работать с вами на постоянной основе, повышать ставки, рекомендовать коллегам.
Подведём итог этого раздела: на доход сценариста влияет сочетание его мастерства, трудолюбия, умения себя представить и капелька удачи. Образно говоря, нужно постоянно писать (тренировать «мышцы»), не бояться показывать свои тексты миру, учиться новому и общаться с людьми. Тогда шаг за шагом ваши гонорары будут расти. Как рассказывала одна начинающая сценаристка: она сначала работала фотографом, потом вспомнила мечту о кино, пошла учиться на курсы, сняла короткометражки, и вот недавно получила свой первый гонорар за сценарий3. Всё получилось через системный подход.
Если ты – ученик, делающий первые шаги, – пробуй писать, читай книги по сценарному мастерству, учись, участвуй в конкурсах для молодёжи. Если вы – родитель и видите талант у ребёнка, поддержите его образованием и возможностями проявить себя (например, отправьте на летний кино лагерь, помогите снять любительский фильм). Вложенные силы окупятся: возможно, через несколько лет именно ваш сын или дочь будет получать миллионы за сценарии к новым хитовым сериалам!
Теперь, когда мы рассмотрели все аспекты – кто такие сценаристы, сколько и где они получают, как устроен рынок – у вас сложилась полная картина. Для удобства ниже приведём краткое резюме по каждому разделу.
Спасибо за внимание и удачи всем, кто решил связать свою жизнь с этой интереснейшей и творческой профессией!
Сценарист – автор сюжетов и диалогов для фильмов, сериалов, игр, рекламы и др. Он придумывает историю и оформляет её в виде сценария1. Сценаристы работают в кино (полнометражки с миллионными гонорарами топ-авторов), на ТВ (сериалы – от ~150 тыс. ₽ за серию для новичков2), в рекламе (короткие ролики, быстрее и дешевле кино), для YouTube (сценарии роликов, порой с оплатой поминутно ~190 ₽/минута) и в геймдеве (сюжеты игр, зарплаты 30–130 тыс. ₽ в РФ). Направление влияет на сложность работы и размер гонораров: историю для фильма или игры писать дольше и труднее, чем сценарий 5-минутного YouTube-ролика3.
Заработки зависят от региона, опыта и типа занятости. Москва – лидирует по оплатам: штатные позиции ~80 тыс. ₽/мес (медиана)1, гонорары за серию сериала 100–300 тыс. ₽, за фильм – несколько миллионов3. В вакансиях Москвы фигурируют вилки от 20k (стажёр) до 170k ₽ (опытный сценарист со знанием англ.). Санкт-Петербург – немного ниже: вакансии 10k–105k ₽/мес, средняя ~43k10. В регионах РФ возможности ограничены: начинающие ~30–40k, опытные до ~70–100k ₽7, часто требуется работать удалённо на столичные проекты.
Junior-сценаристы нередко начинают бесплатно ради портфолио или за 30–60k ₽ за серию дневного сериала. Middle-уровень может получать 100–150k в месяц, ведя несколько проектов. Senior-авторы (топовые) в РФ – редкие случаи с гонорарами до 1 млн ₽ за серию и миллионами за фильм2. Штатная работа даёт стабильные 50–120k ₽/мес + бонусы за сценарии, фриланс – потенциал высоких разовых выплат, но без гарантий.
В США средний сценарист зарабатывает $60–100k в год38 (~5–8 млн ₽), топовые – до нескольких миллионов. Новичку Голливуд платит ~$4k за недельную работу над эпизодом сериала, а именитому – $15k за эпизод и $2–5 млн за сценарий фильма. В Канаде средняя зарплата ~C$50k (≈3 млн ₽) в год14; сценаристы ТВ/кино могут получать 40–90k CAD.
Европа: Великобритания – £25–33k средняя (2–3 млн ₽)20, минимум ~£25–42k за сценарий фильма (в зависимости от бюджета)18; за эпизод сериала ~£10–13k19. В Западной Европе сценарист ~€50–80k/год может получать6, но сильно зависит от страны.
Азия: В Индии разброс огромный – новички лишь ₹2–3 лакха (₽200–300 тыс.) за сценарий, средние авторы ₹25–60 лакхов (₽3–7 млн), топы Болливуда ₹75 лакхов–₹2 крор за фильм (₽9–24 млн)22. Южная Корея – рядовой сценарист ₩61 млн ($50k) в год27, а звёзды типа Ким Ын Сук получают ₩100 млн ($80k) за серию драм26. В целом, англоязычный рынок платит больше всего, Европа и развитая Азия – чуть меньше, но достойно, развивающиеся рынки – сильно по-разному.
На hh.ru и прочих сайтах есть вакансии сценаристов: в Москве от стажировочных 20k ₽ до онлайн-школ на 200k ₽ удалённо9. В СПб примеры – сценарист YouTube 10k ₽ (частично), сценарист в продакшен до 105k ₽. Международные фриланс-площадки дают заказов на любой вкус: на Upwork средняя ставка сценариста $30–56/час32, проекты собирают десятки предложений (написать пилот сериала – ~$1000 средний бюджет). Freelancer.com показывает мелкие задания (сотни $) и крупные (до десятков тысяч $)34.
Fiverr – много дешёвых предложений ($20–$100 за короткий сценарий). Есть и специализированные сообщества: на Stage32 и в тематических Telegram-каналах часто ищут сценаристов для фильмов и сериалов (нередко с требованием опыта)3. Начинающим приходится брать небольшие проекты, конкурсы, самиздат – чтобы создать портфолио.
Примеры проектов: сценарист-режиссёр в Перми 50–80k ₽/мес30, сценарист для Reels 100k ₽10, Upwork-проект – сценарий фильма, 71 заявка, $1023 средний бид34. Рынок вакансий довольно закрыт, поэтому важны конкурсы и связи. Важно мониторить все каналы и быть готовым взяться за работу – хорошие заказы разбирают быстро, и большинство больших проектов набирают авторов по личным рекомендациям.
Ключевые факторы – образование, портфолио, репутация и навыки. Специальное обучение (вузы, курсы) повышает уровень сценариста и доверие к нему (диплом ВГИК или Skillbox-курс – плюс при найме). Наличие удачных работ и наград резко увеличивает стоимость сценариста: за лауреатом фестиваля или победителем конкурса охотнее придут продюсеры с крупным бюджетом. В первые годы важно создать портфолио, даже работая бесплатно, чтобы затем просить достойный гонорар.
Нетворкинг тоже влияет: личные связи могут принести предложения работы, хотя удержаться поможет только качество сценариев. Знание иностранных языков расширяет возможности: сценарист, пишущий на английском, может выйти на международный рынок с доходами в валюте. Участие в международных программах и проектах тоже ценится (опыт за рубежом = аргумент платить больше). Кроме того, надо развивать навыки в новых форматах (например, писать для VR, interactive) – тогда вы станете редким специалистом и сможете диктовать цену.
Личные качества – пункт, о котором часто забывают: надежность, умение работать с правками, коммуникабельность – всё это влияет на вашу востребованность и, как следствие, на доход. В сумме: чем профессиональнее сценарист (по навыкам и по отношению к делу), тем выше его заработки на длинном горизонте. Главное – постоянно учиться, писать и проявлять себя, тогда финансовый успех в сценарном деле обязательно придёт!3
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Вы бы хотели написать сценарий для американского фильма?
Комментарии
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет