Кто такой сценарист

Автор публикации: Юлия Соболева
Юлия Соболева Главный редактор «Учись Онлайн Ру»
Кто такой сценарист - Блог

Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье поговорим о сценаристах. Узнаем, чем они занимаются, что входит в их обязанности, востребованы ли специалисты, а также расскажем о плюсах и минусах профессии.

Кто такой сценарист, что делает и где работает?

Введение

Сценарист – это специалист, который придумывает и пишет сценарии для фильмов, сериалов, телевизионных программ, игр, рекламных роликов и других медиапроектов. Именно сценарий описывает всё, что зритель увидит и услышит на экране: сюжет, персонажей, диалоги, действия, места событий и даже текст диктора за кадром1. Сценарист является ключевой фигурой в процессе создания аудиовизуального произведения – от него во многом зависит качество истории и интерес аудитории2.

Профессиональный сценарист может как сочинить оригинальный сюжет «с нуля», придумывая героев, их реплики и судьбы, так и адаптировать уже существующее произведение (книгу, пьесу, комикс) для экранизации. В ходе работы он развивает и совершенствует историю, убирает или добавляет сцены, учитывает замечания других членов команды – продюсера, режиссёра и редакторов3.

Часто сценарист трудится не в одиночку, а в составе сценарной группы: в так называемой «сценарной комнате» несколько авторов совместно пишут один проект1. Ниже подробно рассмотрим, кто такой сценарист, что он делает на разных этапах работы, какими навыками должен обладать, какие бывают специализации сценаристов, где они работают, в каких форматах заняты и насколько эта профессия востребована и оплачиваема в России и за рубежом.

Подборка курсов Все онлайн-курсы по написанию сценариев и режиссуре в 2025 году
Посмотреть подборку

Часть 1. Определение профессии сценариста

1.1. Кто такой сценарист?

Сценарист – это автор, создающий сценарную основу будущего фильма, сериала, игры, рекламного ролика или другого медиа. Проще говоря, он пишет подробное описание истории, по которой затем режиссёры, актёры и вся съёмочная команда воплощают зрелище на экране. В сценарии обычно прописано всё: от действий и реплик персонажей до описания локаций, эмоциональных тонов сцен и порядка эпизодов1. Хороший сценарий – это фундамент успешного проекта, будь то художественный фильм, телешоу или видеоигра.

Важно понимать, что сценарий сам по себе – не конечный продукт для зрителя, а часть большого процесса создания контента. В отличие от писателя романов или драматурга, сценарист изначально работает над текстом, предназначенным для экранизации. Его творение оживает только в сотрудничестве с режиссёром, актёрами, операторами и другими специалистами.

Поэтому сценаристу приходится учитывать множество факторов и ограничений. Например, он может придумать масштабную батальную сцену, но если продюсер сообщает о скромном бюджете, автору придётся адаптировать идею под реальные возможности1. Сценарий – командное творчество, и успех сценариста зависит не только от его таланта, но и от работы всей съёмочной группы.

1.2. Роль сценариста в индустрии

Сценарист участвует в проекте с самого начала – с зарождения идеи – и нередко остаётся до финальных правок сценария. Он может работать по заданию продюсера, который формулирует общую идею или тему, либо предлагать собственные истории к производству1.

В первом случае сценарист развивает предоставленную идею, пишет несколько версий сценария и дорабатывает их, пока продюсер не утвердит финальный вариант1.

Во втором случае автор создает сценарий по своей задумке и затем пытается «продать» его – представить продюсерам или студиям, заинтересовать их проектом. Оба пути требуют от сценариста не только творческих способностей, но и умения презентовать и обосновывать свои решения.

Профессия сценариста многогранна. С одной стороны, она требует богатого воображения, литературного таланта и чувства драматургии. С другой – необходимо владеть организационными навыками: уметь работать в условиях дедлайнов, планировать свою работу, вносить изменения по требованию заказчика2.

Нередко сценарист привлекается и к сопутствующим процессам: обсуждает с режиссёром подбор актёров (кастинг) под придуманные роли, может присутствовать при съёмках ключевых сцен или консультировать монтажёров на этапе пост-продакшна2. То есть хороший сценарист разбирается не только в написании текста, но и в смежных аспектах кинопроизводства – это помогает создавать реализуемые истории.

Таким образом, сценарист – это автор и конструктор истории, который превращает идею в связный сценарий. Он балансирует между творчеством и практикой: сочиняет увлекательный сюжет, учитывая требования продюсеров, бюджета и аудитории2. Без сценариста невозможен ни один фильм или сериал – он задаёт тот самый «скелет» повествования, на который затем «наслаиваются» визуальные эффекты, актёрская игра и режиссура.

Часть 2. Обязанности сценариста на разных этапах работы

Работа сценариста включает несколько этапов – от первых набросков идеи до финальной доводки сценария перед съемками.

Рассмотрим основные обязанности и задачи сценариста шаг за шагом:

  1. Генерация идеи и исследование (ресёрч). Сценарист начинает с поиска и проработки замысла будущей истории. На этом этапе он изучает материалы по теме – проводит своеобразный исследовательский этап (ресёрч). Например, если планируется исторический детектив, сценарист читает книги и статьи о выбранной эпохе, смотрит фильмы-аналогы, консультируется с экспертами1. Глубокое погружение в тему помогает сделать сюжет достоверным и увлекательным.

  2. Разработка концепции, логлайна и синопсиса. Определившись с идеей, автор формулирует логлайн – короткое описание сюжета в одном-двух предложениях, передающее суть истории. Затем создаётся синопсис – расширенное изложение сюжета на одну-две страницы, где описаны ключевые события, герои и конфликты будущего сценария1. Эти материалы обычно требуются продюсерам для предварительной оценки проекта.

  3. Придумывание персонажей. Параллельно сценарист разрабатывает героев истории. Он продумывает биографию и черты характера каждого значимого персонажа: внешность, речь, привычки, сильные и слабые стороны, цели и мотивацию. Важный аспект – понять, как герой будет меняться по ходу сюжета и какие «ставки» для него заложены (чего он хочет добиться и что рискует потерять)1. Живые и правдоподобные персонажи – залог того, что зритель поверит в историю и сопереживает ей.

  4. Сюжетное построение. Далее сценарист выстраивает сюжет – что происходит в начале истории, как она развивается и чем завершается. Здесь важно создать логичную последовательность событий, сохранить причинно-следственные связи и нужный темп повествования. Даже если фильм или эпизод сериала кажутся свободными по форме, у них всё равно должна быть структура: завязка, развитие, кульминация, развязка1. На этом этапе автор набрасывает план сценария или поэпизодный план (для сериала) – своего рода скелет истории1.

  5. Написание сценарного пакета документов. В индустрии принято перед запуском проекта готовить сценарный пакет – набор материалов, необходимых для принятия решения о съемках. В такой пакет могут входить: заявка (краткое описание проекта), подробный синопсис, описание персонажей, поэпизодный план сериала либо подробное описание ключевых сцен фильма, а также пробные страницы сценария1. Сценарист участвует в подготовке всех этих документов.

  6. Написание полного сценария и редактирование. Получив одобрение концепции, автор пишет полный сценарий – развёрнутый текст, часто в формате, принятом в индустрии (с указанием сцен, диалогов, действий). После создания первого черновика начинается длительный процесс правок и переписывания.

Сценарий обсуждается с режиссёром, продюсером, редакторами; в него вносятся изменения согласно их комментариям1. Сценарист может переписывать отдельные сцены много раз, добиваясь нужного результата. Правки продолжаются до тех пор, пока все ответственные лица не утвердят окончательный вариант сценария.

После того, как сценарий готов и утверждён, работа сценариста может не заканчиваться. Во время препродакшна (подготовки к съемкам) автор иногда привлекается к участию в кастинге актёров, обсуждении декораций и локаций, чтобы убедиться, что замысел сценария правильно интерпретирован командой2.

На съёмочной площадке сценарист обычно присутствует по необходимости – например, если нужно срочно переписать диалог прямо во время съемок или объяснить актёрам мотивацию персонажей в сложной сцене. В некоторых случаях сценарист участвует и в пост-продакшне: просматривает черновой монтаж фильма, чтобы дать совет по структуре, или пишет дополнительный закадровый текст для улучшения понимания сюжета.

Следует отметить, что набор обязанностей может различаться в зависимости от конкретного проекта. К примеру, на телевидении и в сериалах сценаристы часто работают коллективно – группа авторов делит между собой эпизоды или сюжетные линии.

В кино же нередка ситуация, когда один сценарист (или дуэт авторов) создает полный сценарий фильма самостоятельно.

В геймдеве сценарист (также называемый нарративным дизайнером) тесно сотрудничает с командой разработчиков, вписывая историю в интерактивную логику игры. Но в целом, на каком бы этапе ни работал сценарист, его главная задача – сделать историю цельной, интересной и готовой к воплощению на экране.

Часть 3. Навыки, которыми должен обладать сценарист

Профессия сценариста предъявляет высокие требования к личным качествам и умениям. Нужно сочетать творческое мышление с аналитическими способностями и коммуникативными навыками. Основные навыки сценариста можно разделить на «мягкие» (soft skills) – связанные с мышлением и общением – и «твёрдые» (hard skills) – связанные с профессиональными знаниями.

Ключевые soft skills сценариста:

  1. Умение работать с информацией. Сценаристу приходится изучать и анализировать большой объём самых разных сведений. Необходимо быстро вникать в новые темы, проводить ресёрч, отбирать из массива данных то, что пригодится для истории1. Без этой усидчивости и любознательности трудно написать достоверный сценарий, особенно в жанрах, требующих фактической точности (историческое кино, научная фантастика, биографические фильмы и пр.).

  2. Наблюдательность и понимание психологии. Хороший сценарист тонко подмечает детали окружающей жизни и человеческого поведения. Это помогает ему создавать интересных и реалистичных персонажей, чьи действия и диалоги убедительны1. Базовые знания психологии, умение ставить себя на место разных людей позволяют придумывать героев с глубокой мотивацией и продуманными характерами.

  3. Командная работа и стрессоустойчивость. В кино и на телевидении сценарий проходит через множество правок и обсуждений. Сценарист должен уметь спокойно относиться к критике, гибко реагировать на замечания продюсера или режиссёра, быть готовым переписывать сцены столько раз, сколько потребуется1. Также важно уметь эффективно работать в команде – прислушиваться к коллегам, но при этом сохранять творческое видение проекта.

  4. Навыки коммуникации и аргументации. Сценаристу нередко приходится защищать свои идеи – на питчингах (презентациях проекта), на редакторских советах, в диалоге с продюсером. Нужно уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения1, убеждать, что те или иные решения оправданы сюжетно и эмоционально. Это навык дипломатии: важно уметь объяснить замысел, не вступая в конфликт и не теряя качества истории.

Главный hard skill сценариста – знание драматургии. Профессиональный сценарист в совершенстве владеет основами сценарного мастерства: знает как выстроить структуру истории, как работают классические драматические приёмы (завязка-конфликт-кульминация-развязка), владеет навыками написания диалогов и создания ярких сцен1.

Также необходимы знания индустриальных стандартов – например, умение оформлять сценарий по принятому формату (расположение реплик, описание действий, технические ремарки и т.д.). Разумеется, сценарист должен в совершенстве владеть словом – грамотно писать, чувствовать стилистику речи персонажей, обладать богатым словарным запасом.

Отдельно стоит упомянуть такую «навык-качество», как эрудиция и кругозор. Сценарист, по сути, учится всю жизнь, потому что каждая новая история может требовать погружения в незнакомую среду – от истории Древнего Рима до современной нейробиологии.

Алексей Караулов, сценарист и преподаватель сценарного мастерства, образно заметил: «Сценарист – это человек, который жертвует личными связями и контактами в пользу большей эрудиции, готовности принимать в себя огромное количество информации. Будьте готовы жертвовать личной жизнью в пользу абстрактной жизни своих персонажей»1.

Другими словами, успешный автор должен быть готов много читать, смотреть, слушать, исследовать – порой в ущерб развлечениям и свободному времени – чтобы постоянно черпать новые идеи и обогащать свой опыт. Кроме того, сценаристу важна гибкость мышления: умение посмотреть на проблему с разных сторон, переосмыслить устоявшие взгляды, если этого требует сюжет. Все эти навыки и качества в совокупности помогают сценаристу создавать разнообразные, глубокие и цепляющие истории.

Часть 4. Ключевые специализации сценаристов

Сфера применения сценарных навыков намного шире, чем может показаться на первый взгляд. Когда мы слышим слово «сценарист», в голову сразу приходит кино. Действительно, киноиндустрия – традиционное поле деятельности сценаристов. Однако сегодня сценарии нужны и в других медиа: на телевидении, в сегменте онлайн-видео, в игровой индустрии, рекламе, подкастах, образовательных проектах и т.д.

Во всех этих сферах цель сценария одна – заинтересовать и удержать внимание аудитории, вызвать у людей эмоции и отклик. Но подходы к работе отличаются: например, придумать историю для большого кинофильма или сложной игры гораздо сложнее и длительнее, чем написать сценарий короткого YouTube-ролика или рекламного клипа1. Рассмотрим основные специализации сценаристов и узнаем, чем именно они занимаются.

4.1. Сценарист кино

Сценарист кино (киносценарист) пишет сценарии полнометражных и короткометражных фильмов. Это, пожалуй, самая известная и престижная специализация – многие мечтают создавать истории для большого экрана. Сценарий фильма может быть оригинальным произведением, придуманным самим автором, либо адаптацией уже существующего сюжета (литературного произведения, театральной пьесы, комикса и т.д.)3. В индустрии распространены оба варианта: например, сценарист может переработать популярный роман в киносценарий или, наоборот, придумать совершенно новую историю, ранее нигде не публиковавшуюся.

Работа киноконсценариста обычно включает разработку концепции фильма, написание поэтапно: от заявки и синопсиса – к детальному сценарию (об этих этапах мы уже говорили). После утверждения сценария киностудией автор нередко продолжает вносить изменения по ходу подготовки к съемкам.

Например, если режиссёр или актер видят необходимость скорректировать сцену, сценарист вносит правки, чтобы сохранив цельность истории. В остальном сценарист кино сосредоточен именно на тексте, а не на производственных процессах – в отличие от режиссёра, он обычно не руководит съёмками, а передаёт своё творение в руки съёмочной группы.

Киносценаристы могут работать на заказ (когда продюсер или киностудия даёт задание разработать сценарий на определённую тему) либо инициативно (написать сценарий самостоятельно и предложить его рынку). Многие начинающие авторы грезят о том, чтобы однажды их оригинальный сценарий был экранизирован крупной студией3.

Однако на практике путь к этому непрост: конкуренция в киноиндустрии высока, и продюсеры обычно предпочитают работать с проверенными сценаристами или покупать права на бестселлеры для адаптации. Поэтому новичкам часто советуют не ограничиваться мечтой о «большом кино», а пробовать силы и в других областях.

Тем не менее, профессия киноконсценариста остаётся одной из самых творчески привлекательных. Здесь автор может воплотить масштабную историю с глубокими идеями, создать новых культовых персонажей. Гонорары за сценарии фильмов, как правило, самые высокие в отрасли (об этом – в разделе о зарплатах).

Но и времени на работу уходит много: часто сценарист тратит многие месяцы или даже годы, чтобы довести киносценарий до совершенства и найти для него продюсера. Эта специализация требует огромной самоотдачи и терпения, но потенциал принесённого удовлетворения – очень велик, ведь удачный фильм переживает поколения.

4.2. Сценарист телевидения

Сценарист телевидения занимается написанием сценариев для телевизионных проектов. Здесь имеется в виду, прежде всего, телевизионные шоу и программы, а не сериалы (про сериалы – в следующем разделе). Телевидение включает огромное разнообразие форматов: вечерние ток-шоу, юмористические скетч-программы, викторины, реалити-шоу, утренние информационно-развлекательные передачи, документальные фильмы и многое другое. Каждому из этих форматов нужны сценарии – хотя бы в виде плана или структуры выпуска.

Особенность работы сценариста на ТВ – необходимость учитывать жёсткий хронометраж и формат передачи. Телевизионные сценарии, как правило, очень структурированы и повторяющийся из выпуска в выпуск. Например, сценарист еженедельного ток-шоу знает, что у него есть 5 минут на вступительную монологию ведущего, затем 10 минут на интервью с гостем, потом интерактивная игра с залом и т.д., и он должен заполнить этот каркас качественным материалом.

Главная задача сценариста телевидения – удержать внимание зрителя в рамках каждого конкретного выпуска. Для этого сценарий должен предусматривать интригу, эмоциональные «крючки» и динамику – особенно в развлекательных шоу. Нередко ради зрелищности авторы придумывают конфликтные или комедийные ситуации между участниками программы, чтобы вызвать у публики интерес3. Знание психологии аудитории здесь очень пригодится: сценарист ТВ пытается предугадать реакцию зрителей и дать им тот контент, который вызовет отклик (смех, сопереживание, азарт).

Пример: сценарист реалити-шоу может разрабатывать легенды и задания для участников, продумывать, в какой момент и как преподнести неожиданный поворот, чтобы повысить градус драматизма. Сценарист новостной или документальной программы пишет тексты под сюжетные видеоматериалы, формулирует подводки и вопросы для ведущих, а также раскадровки для режиссёра монтажа.

Сценарист развлекательного скетч-шоу сочиняет смешные сценки, репризы для актёров, шутки для ведущего. Во всех случаях телесценарист должен быть в курсе актуальной повестки и настроений публики – телепроекты часто откликаются на события дня, тренды и мемы. Гибкость и скорость – важные качества для сценариста телевидения, ведь порой на написание выпуска шоу есть считанные дни или часы.

Работают сценаристы телевидения, как правило, в штате телеканалов или продакшн-компаний, которые производят контент для ТВ. Часть авторов сотрудничают с каналом на постоянной основе, разрабатывая программы сезонами, другие привлекаются как внешние авторы под конкретные проекты.

Телевизионный сценарист обычно получает регулярную оплату (оклад или гонорар за выпуск) и работает в тесной связке с редакторами передачи и продюсерами канала. В этой специализации меньше творческой свободы, чем в кино: нужно соблюдать рамки формата и бренда шоу. Зато стабильность выше, и начинающим проще получить первый опыт, попав в команду какого-либо телепроекта.

4.3. Сценарист сериалов

Сценарист сериалов (телесериалов и веб-сериалов) создает сценарии многосерийных художественных проектов. Сериалы сейчас переживают расцвет – их снимают как для телеканалов, так и для стриминговых онлайн-платформ. В отличие от кино, сериал рассказывает историю, разбитую на эпизоды, часто – на несколько сезонов. Работа над сериалом ближе к марафону, чем к спринту: авторам нужно удерживать зрительский интерес не час-полтора, а многие часы экранного времени, эпизод за эпизодом.

Сценарист сериала обычно специализируется на определённом жанре (драма, комедия, детектив, мелодрама и т.д.) и форме (например, «вертикальные» сериалы с законченным сюжетом в каждой серии или «горизонтальные» с одной историей на весь сезон). При написании сериала важно проработать длинную арку развития сюжета и персонажей.

Множественность серий даёт возможность глубже раскрывать характеры героев и постепенно вводить новые сюжетные линии по мере развития истории3. Сценарист планирует, как будет эволюционировать главный конфликт от пилотной серии до финала сезона, на каких эпизодах сделать акцент, где завершить сезон клиффхэнгером (захватывающей недосказанностью), чтобы удержать зрителя до следующего сезона.

Обычно над сериалом работает коллектив сценаристов. Часто организуется сценарная комната (writers’ room), где 3-10 авторов совместно придумывают содержание сезона: обсуждают повороты сюжета, «разводят» линии персонажей по сериям, мозгуют над диалогами. Затем между сценаристами распределяются конкретные эпизоды для подробного написания.

Совместный труд ускоряет процесс и позволяет генерировать больше идей, хотя требует от каждого сценариста умения подстраиваться под единый стиль сериала. В России такой формат тоже приживается – все чаще сериалы создаются группами, а не одним автором1.

Сценарист сериалов должен быть готов к непрерывному циклу правок. Если в кино после утверждения сценария текст обычно фиксируется, то в сериале параллельно идет написание, съемка и монтаж разных серий. Иногда приходят изменения «сверху» – например, канал решает сократить сезон, и авторам приходится перепридумывать финал в сжатые сроки. Или актёр выбыл и нужно переписать сцены на другого героя.

Гибкость – ключевое качество сериального сценариста. Также важно умение работать на перспективу: вводить заделы, которые «выстрелят» через несколько эпизодов, и при этом оставаться в разумных рамках бюджета и хронометража. Например, может понадобиться вырезать из сценария уже готовую сцену, если её слишком дорого снимать, или сократить диалоги, чтобы уложиться в сетку вещания3.

Тем не менее, сериал – благодарный жанр для сценариста. Есть возможность длительное время развивать мир и героев, пробовать разные сюжетные ходы и видеть отклик аудитории от серии к серии. Лучшие сериальные сценаристы становятся в индустрии очень востребованными.

В США существует даже должность шоураннер – главный сценарист и одновременно продюсер сериала, отвечающий за творческое направление проекта. В России институт шоураннеров только формируется, но фактически ведущие сценаристы крупных сериалов тоже часто участвуют в продюсировании и курировании работы остальных авторов.

4.4. Сценарист видеоигр

Сценарист видеоигр – относительно новая, но стремительно развивающаяся специализация. В игровой индустрии таких специалистов могут называть нарративными дизайнерами или game writer. Их задача – создать сюжетную линию игры, проработать игровой мир, персонажей, диалоги, а иногда и текстовое наполнение (описания, документы, записки внутри игры и т.д.).

Особенность сценария для игры в том, что он не линеен. В большинстве современных игр есть интерактивность: игрок своими действиями влияет на ход сюжета. Поэтому сценарист разрабатывает несколько вариантов развития событий, которые зависят от выборов игрока или его успехов в игре1.

Фактически нужно написать не одну историю, а разветвлённое дерево историй: например, предусмотреть альтернативные диалоги с персонажем в зависимости от репутации игрока, несколько финалов (плохой, хороший, секретный), ответвления квестов и т.д. Это значительно усложняет работу по сравнению с линейным фильмом – требуется особое мышление, учитывающее различные сценарии прохождения.

Кроме того, сценарий игры тесно связан с геймплеем. Сценарист работает в паре с геймдизайнером, чтобы история и игровой процесс гармонично дополняли друг друга. Например, если в шутере предусмотрена определённая последовательность уровней, сценарист вписывает в неё драматургическую арку – эскалацию конфликта, новые цели для игрока, неожиданные повороты после каждого «босса». В квестовой игре сценарист придумывает препятствия и загадки, которые персонаж преодолевает по сюжету, совместно с дизайнером продумывает, какие действия игрока будут открывать новые сюжетные линии.

Плюсы работы сценариста игр – практически безграничные возможности фантазии. Игровой мир не ограничен бюджетом на спецэффекты или хронометражем, как кино: можно придумывать сколь угодно сложные вселенные с массой героев, локаций и событий.

Конечно, ограничения тоже есть (временные и технические), но в целом игра позволяет реализовать множество ходов и поворотов, невозможных сразу показать на экране фильма3. Сценарист игры всегда может предложить разработчикам нового персонажа или сюжетное ответвление – если это сделает геймплей интереснее3.

С другой стороны, сценаристу игр важно учитывать интерактивность: игрок – соавтор истории, и нужно дать ему свободу действий, не превращая игру в фильм. Поэтому тексты в игре часто фрагментарны: диалоги, реплики NPC (неигровых персонажей), описания миссий. Сценарист пишет их лаконично, но ёмко, чтобы несколькими фразами создать атмосферу и характеры. Также такая работа требует терпения – игровой сюжет создаётся и реализуется долго, поэтапно, в тесной связке с программированием и дизайном.

Сегодня сценаристы особенно востребованы в жанрах сюжетных игр: RPG, адвенчуры, интерактивные драмы. Многие приходят в эту область из литературы или кинодраматургии, но адаптируются под новую форму. Для примера: средняя годовая зарплата сценариста (нарративного дизайнера) в игровой индустрии Европы составляет около $50 тысяч – например, в Германии. В Японии сценарист игр в среднем получает ~$44 тыс. в год4, что показывает: игровые сценаристы уже ценятся по всему миру, и профессия набирает обороты.

4.5. Сценарист рекламы

Сценарист рекламы создает сценарии коротких видеороликов рекламного или презентационного характера. Речь идёт как о классических телевизионных рекламных роликах (длительностью 15–60 секунд), так и о промо-роликах для интернета, соцсетей, видеопрезентациях брендов и т.п. Задача сценариста в рекламе – придумать мини-историю, которая за минуту или меньше сумеет ярко представить продукт или идею и запомниться зрителю.

Формат рекламы крайне ограничен по времени, поэтому здесь важна концентрация смысла. Нередко рекламный сценарий строится вокруг одной сильной идеи или образа. Например, нужно показать, как новый стиральный порошок решает проблему – сценарист придумывает комичную сценку, где герой мучается с пятном, а чудо-порошок его выручает. Или, скажем, бренд выпускает мотивирующий ролик – сценарист формирует эмоциональный посыл в нескольких фразах за кадром и цепкой визуальной метафоре.

Особенности работы: сценарист рекламы обычно тесно сотрудничает с маркетологами и креативным директором рекламного агентства. Ему надо учитывать бренд-бук и целевую аудиторию: тон и стиль сценария должны соответствовать образу компании и понравиться потенциальным клиентам. Например, реклама банков – более строгая, реклама сладостей – шуточная или семейная, и т.д. Сценарист может не писать диалоги как таковые (в роликах часто минимум текста), но описывает последовательность кадров, действия, слоганы, реплики диктора.

Темпы в рекламе очень высокие. На разработку идеи и сценария иногда есть всего несколько дней, так как кампании запускаются быстро. Производство рекламы дешевле и быстрее, чем кино, поэтому за год сценарист рекламы может сделать десятки работ, тогда как киноконсценарист – лишь одну-две.

Это влияет и на доходы: гонорары рекламных сценаристов скромнее, но за счёт частоты заказов заработок выходит стабильнее1. К примеру, пока кинодраматург пишет один полнометражный сценарий, автор рекламных видео выполнит много мелких проектов и может заработать сумму сопоставимую или даже больше небольшими частями.

В эпоху соцсетей сценаристы рекламы часто работают и с блогерами, инфлюенсерами, разрабатывая сценарии интеграций – когда реклама подается в формате развлекательного ролика на YouTube или в Instagram. Здесь сценаристу важно чувствовать современные тренды, мемы, язык интернет-аудитории. Например, написать сценарий рекламного скетча, который выглядит как обычное вирусное видео, но ненавязчиво продвигает продукт. Многие блогеры сами неплохо справляются с этим, но при крупных кампаниях бренды привлекают профессиональных авторов.

Подытожим: сценарист рекламы – это немножко копирайтер, немножко драматург, умеющий в очень сжатой форме рассказать историю с рекламным посылом. Его работа востребована в рекламных агентствах, продакшн-студиях, на телевидении (для промо-роликов каналов) и на фрилансе. Это хорошая ниша для начинающих сценаристов: порог входа ниже, проектов много, а умение выражать идеи емко и креативно всегда ценится.

4.6. Сценарист подкастов

Сценарист подкастов – новая роль, возникшая вместе с популярностью подкастов и аудиошоу. Подкасты бывают разные: разговорные (беседа ведущих на тему), интервью, нарративные (рассказ истории, как радиоспектакль или документальное аудио). В каждом случае нужен сценарный план, чтобы выпуск получился интересным и структурированным – этим и занимается сценарист.

Чем конкретно он занимается? Например, в разговорном или интервью-подкасте сценарист придумывает тему выпуска, готовит список вопросов и тезисов для обсуждения. Он исследует информацию по теме, чтобы ведущие звучали компетентно, подбирает факты, цитаты, возможно – шутки или примеры, которые можно вставить в разговор5.

Также сценарист следит за актуальной повесткой и трендами, чтобы включить свежие новости или популярные сюжетные ходы в выпуск (особенно важно для подкастов, выходящих на YouTube – там конкурентный контент)5. По сути, он же выполняет функцию редактора: отбирает материал, решает, о чём стоит говорить, а что лучше опустить, чтобы сохранить динамику беседы.

В нарративных подкастах (например, аудиосериалы или документальные истории) сценарист работает почти как в кино – пишет полноценный сценарий эпизода. Он продумывает драматургию серии, пишет закадровый текст рассказчика, реплики персонажей (если это постановочный подкаст с актерами озвучания). Здесь очень важно слово: у слушателя нет картинки, и всё должно быть понятно и захватывающе только через звук. Сценарист тщательно выбирает формулировки, описывает звуковые эффекты и музыку, чтобы режиссёр подкаста воплотил его замысел.

Также сценарист может курировать монтаж подкаста: прослушивать черновую запись и отмечать, что вырезать, где переставить фрагмент – по аналогии с редактором текста. Особенно это касается интервью, где из большого разговора нужно сделать связный эпизод. Например, сценарист может посоветовать в финальной версии поменять порядок тем или сократить лишние отвлечения, чтобы удержать внимание слушателей.

Вакансии сценаристов подкастов пока не столь распространены, но появляются. Обычно это проектная работа – под конкретный подкаст или сезон. Требования включают умение интересно излагать мысли, проводить исследование тем и быть «на ты» с аудио-форматом5. Нередко сценарист подкаста – это еще и сам ведущий или продюсер шоу, просто выполняющий несколько ролей одновременно (в небольших проектах). Но в крупных студийных подкаст-проектах (например, документальные расследования, образовательные сериалы) выделяют отдельного сценариста.

Приведём пример обязанностей по реальной вакансии: сценаристу подкастов поручалось составлять сценарный план с вопросами для ведущего, отслеживать тренды и «вшивать» их в сценарий, проводить ресёрч по темам, придумывать провокационные вопросы для гостей и взаимодействовать с редакцией подкаста5. Как видим, работа очень схожа с функциями редактора и автора одновременно.

Итак, сценарист подкаста – это специалист, помогающий сделать аудио-контент захватывающим и логичным. Он работает «в тени», оставаясь за кадром (точнее, за микрофоном), но от его текста зависит, заинтересует ли аудиошоу слушателей. С развитием рынка подкастов потребность в таких сценаристах будет только расти.

4.7. Сценарист онлайн-курсов и инфопродуктов

С появлением огромного количества онлайн-курсов, образовательных программ и инфобизнес-проектов возникла потребность в особых сценаристах, которых иногда называют методистами-копирайтерами. Их задача – упаковать образовательный контент в увлекательную, понятную форму, то есть написать сценарий обучения.

Что включает сценарий онлайн-курса? Прежде всего, сценарист совместно с экспертом курса формулирует цели обучения: что должны знать или уметь ученики после прохождения курса. Исходя из этого выстраивается сюжет обучения. Далее анализируется целевая аудитория – уровень подготовки студентов, их возраст, мотивация6. Например, сценарий курса для подростков по программированию будет совсем не таким, как для взрослых специалистов, – важно подобрать подходящий язык, примеры, сложность материала.

Затем сценарист помогает собрать и структурировать информацию по теме курса. Он изучает материалы от экспертов, проводит дополнительные исследования, чтобы контент был точным и актуальным. После этого разрабатывается логика курса – по каким модулям разбить программу, в каком порядке давать темы, как каждая тема связана с предыдущей6. Это своего рода драматургия обучения: нужно начать с вводной части, затем усложнять, но так, чтобы ученик не потерял нить повествования.

Когда план курса готов, сценарист пишет конкретные сценарии уроков или модулей. Обычно каждый видеоурок или глава курса имеет свой небольшой сценарий: прописывается, что говорит преподаватель (или диктор в озвучке), какие визуальные материалы показываются на экране, где задать вопрос слушателю, где вставить пример или историю для иллюстрации.

По сути, сценарий урока напоминает сценарий телепередачи: есть текст ведущего, есть указания для монтажёра (например, «на экране появляется диаграмма», «вставить анимацию процесса»). В некоторых случаях вписываются даже диалоги для обучающих скетч-сценок, если курс подаётся в художественной форме.

Важный навык сценариста инфопродуктов – излагать сложные вещи простым языком. Нужно уметь поставить себя на место ученика (который пока не знает того, что знает автор курса) и последовательно, доступно объяснить материал.

Кроме того, сценарий должен быть интересным, интерактивным: включать вопросы, задания, истории из жизни, чтобы удерживать внимание. Не случайно элементы сторителлинга все чаще используют в обучении – например, подача курса как захватывающего сериала с героями и сюжетом, где каждый модуль – «новая серия» с развитием событий.

Сценаристы онлайн-обучения работают в EdTech-компаниях, образовательных платформах, продюсерских центрах инфобизнеса. Часто они сотрудничают с авторами курсов (экспертами предмета): эксперт дает знания, сценарист превращает их в готовый продукт. Сложность в том, что нужно найти баланс между пользой и развлечением: электронный курс должен быть и содержательным, и увлекательным6. Хороший сценарист поможет избежать сухого академизма, но и не скатиться в излишнюю развлекаловку без пользы.

С развитием рынка онлайн-образования спрос на таких специалистов растёт. Многие преподаватели понимают, что просто знания недостаточно – нужно ещё интересно их преподнести. Здесь и приходит на помощь сценарист, владеющий принципами методики и драматургии. Фактически, он делает обучение более эффективным, ведь хорошо спроектированный курс лучше удерживает внимание, а значит, больше знаний остается у учеников. Если ты любишь учиться сам и умеешь объяснять сложные вещи простым языком – эта специализация сценарной работы может тебе подойти.

Часть 5. Где работают сценаристы

Сценаристы требуются во всех сегментах медиаиндустрии, и формат занятости может быть разным – от штата крупной компании до фриланса. Рассмотрим, где именно могут работать сценаристы и какие компании их нанимают.

Поиск работы сценаристом нередко зависит от специализации. Так, на сайтах вакансий чаще всего встречаются предложения для сценаристов в геймдеве, для YouTube-проектов и рекламы – эти отрасли открыто набирают авторов контента. В то же время прямые вакансии в кино и телевизионных сериалах появляются редко, поскольку в кинематографе и на ТВ сценаристов чаще привлекают по личным каналам и через профессиональные сообщества1. Многие успешные авторы начинали с того, что рассылали свои работы продюсерам или участвовали в питчингах, а не откликались на стандартные объявления о найме.

Перечислим основные места, где задействованы сценаристы:

5.1. Киностудии и продакшн-компании

Классическое место работы киноконсценариста – это студии, выпускающие фильмы. В России крупные продакшн-компании (например, «Мосфильм», «СТВ», «Водород» и др.) постоянно нуждаются в историях для своих проектов. Чаще всего сценаристы не числятся здесь в штате, а привлекаются под каждый фильм на контрактной основе.

Однако некоторые киностудии имеют свои сценарные отделы или креативных продюсеров, которые занимаются развитием проектов – там могут работать сценаристы, помогающие дорабатывать сценарии, писать заявки, искать литературные основы. Также существуют сценарные агентства, сотрудничающие со студиями и поставляющие им сценарии. В любом случае, кино – сфера, где сценарист обычно сотрудничает сразу с несколькими компаниями в разные периоды, а не «работает» на одну фирму постоянно.

5.2. Телевизионные каналы и медиахолдинги

Большие телеканалы (Первый, Россия, СТС и т.д.) и производящие для них телестудии (Yellow, Black and White; Art Pictures и пр.) нанимают сценаристов для своих сериалов, шоу и программ. На телевидении возможна штатная позиция сценариста – например, в редакции ежедневного шоу или сериалов, которые выпускает сам канал. В таких случаях сценарист получает постоянный оклад и работает на поток производства контента.

Но нередко телеканалы привлекают сторонние студии, которые делают «под ключ» сериал или программу – тогда сценаристы являются штатными сотрудниками этих студий. Телевизионный рынок весьма обширен, и в каждом крупном городе есть студии, создающие контент для региональных или нишевых каналов, где тоже требуются сценаристы.

5.3. Стриминговые платформы

С развитием онлайн-кинотеатров и стримингов (Netflix, Amazon, HBO, а в России – «Кинопоиск», ivi, Okko и др.) появились новые возможности для сценаристов. Платформы производят собственные сериалы, фильмы и шоу, зачастую очень прогрессивные по формату. Как правило, стриминговые сервисы не нанимают сценариста напрямую в штат, а работают через продюсерские компании.

Тем не менее, сценарист может сотрудничать с платформой на эксклюзивной основе, если зарекомендует себя (например, быть шоураннером сериала для Netflix). Кроме того, платформы иногда проводят открытые конкурсы сценариев и питчинги, куда авторы могут подать свои проекты. В общем, стриминги – перспективное направление: контента они выпускают много, и талантливый сценарист может найти там работу, даже живя удалённо от крупных столиц.

5.4. Игровые студии

В индустрии видеоигр сценаристы обычно входят в состав команды разработчиков. Крупные игровые студии (Ubisoft, CD Projekt RED, Blizzard, а в России – Mail.ru Games, Gaijin и др.) имеют отделы нарративного дизайна. Сценарист игры может работать полноценно в офисе студии (что часто требуется, так как взаимодействие с программистами и художниками постоянное), либо быть подключённым удалённо на фрилансе к какому-то проекту.

Например, иногда привлекают известного писателя или сценариста для написания сюжета конкретной игры, не оформляя его в штат. Тем не менее, геймдев предоставляет много именно штатных вакансий для сценаристов – в России на сайтах работы регулярно появляются такие позиции1. С ростом мирового рынка игр это направление трудоустройства сценаристов будет только расширяться.

5.5. Рекламные и digital-агентства

Ещё одно крупное поле работы – реклама. Креативные рекламные агентства берут на работу сценаристов для придумывания роликов и кампаний. Должность может называться copywriter / scriptwriter, креативный концептор и т.п. Такие специалисты создают идеи для рекламы, пишут скрипты видеороликов, вирусных видео, иногда – контент для социальных сетей брендов.

Обычно это офисная работа в агентстве, часто в городе-миллионнике, где сосредоточены рекламные компании. Также сценаристы задействованы в видеопродакшн-студиях, которые снимают рекламу, образовательные видео, контент для мероприятий – там они пишут сценарии видеороликов по заказу клиентов. Для творческого человека, ориентированного на краткие формы, рекламный сектор – хороший источник постоянной работы.

5.6. Проекты на стыке сфер

Все новые форматы (подкасты, VR/AR-контент, шоу в YouTube) тоже требуют сценариев. Здесь сценаристы чаще работают на фрилансе или по контракту. Например, популярные YouTube-блогеры нередко привлекают внештатных сценаристов, чтобы те помогали с идеями для роликов и структурой выпуска7. Подкаст-студии могут нанимать автора под конкретный сериал-подкаст. Появляются вакансии сценаристов для образовательных проектов, о которых мы упоминали. В целом, мир медиа фрагментируется, и сценаристы находят себе применение даже там, где ещё недавно о них не слышали.

Фриланс и удалённая работа широко распространены среди сценаристов (подробнее – в следующем разделе о формате занятости). Многие опытные авторы предпочитают работать самостоятельно, без привязки к одной компании, выполняя проекты для разных заказчиков. По оценкам самих сценаристов, значительная часть из них официально нигде не числятся, а трудятся как самозанятые или ИП, переходя от заказа к заказу8.

Например, сегодня вы написали сценарий для рекламного ролика, завтра – для ютуб-шоу, через месяц вам заказали серию веб-сериала. Такой стиль работы требует высокой самоорганизации, но зато дает свободу выбора проектов и места жительства.

Подведём итог: сценаристы работают всюду, где нужен качественный сюжет и текст для медиапродукта. Это и большие организации (телеканалы, киностудии, игровые корпорации), и небольшие студии, и индивидуальные продюсеры.

Если ты планируешь карьеру сценариста, готовься к тому, что поиск работы – это активный процесс: возможно, придется самостоятельно предлагать свои услуги студиям, участвовать в конкурсах сценариев, постоянно заявлять о себе. Но хорошая новость: востребованность сценаристов растёт по мере увеличения количества контента. Новые сериалы, игры, шоу запускаются каждый день – и за каждым из них стоит чья-то письменная история.

Часть 6. Форматы занятости: проектная работа, штат, удалёнка

Устроиться сценаристом можно по-разному. Некоторые работают в штате компаний, другие – только по проектам, третьи комбинируют варианты. Рассмотрим форматы занятости сценаристов, их особенности, плюсы и минусы.

6.1. Проектная работа (контракт, фриланс)

Исторически большая часть сценаристов занята именно по проектному принципу. Это значит, что автора привлекают для написания конкретного сценария (или сезона сериала, или пакета роликов) на договорной основе. После сдачи работы сотрудничество может завершиться, и сценарист ищет новый проект. Такой формат обеспечивает творческую свободу и разнообразие задач, но он нестабилен: бывают периоды, когда заказов несколько одновременно, а бывают месяцы простоя8.

По сути, большинство сценаристов живут «от заказа до заказа», не имея гарантированного месячного оклада8. Для оформления отношений обычно используется или гражданско-правовой контракт, или сценарист регистрируется как ИП (индивидуальный предприниматель) и заключает договоры с клиентами на оказание услуг. В российской киноиндустрии это норма.

Проектный сценарист сам планирует своё время, может параллельно вести несколько проектов разных клиентов. Но такой режим подходит не всем: нужна дисциплина и готовность к финансовым рискам. Новичкам часто вначале приходится работать фактически бесплатно, за идею и опыт, чтобы собрать портфолио, а уже потом получать оплачиваемые проекты.

6.2. Штатная позиция (работа по найму)

Некоторые компании берут сценаристов в постоянный штат – с ежемесячной зарплатой, трудовым договором и прочими атрибутами. Это распространено на телевидении (редакции шоу, сценарные отделы каналов), в продакшн-студиях, на игровых фирмах, в рекламных агентствах. Штатный сценарист обычно имеет определённый план работ: например, писать 4 сценария скетчей в неделю или диалоги для игрового квеста ежедневно.

Плюс такого формата – стабильность дохода и социальные гарантии. Минус – меньше творческой свободы, вы работаете на одного работодателя и обязаны подчиняться его творческим задачам. К тому же в России штатные позиции сценаристов относительно редки, это скорее исключение из правил8. Например, на некоторых телеканалах есть должности штатных сценаристов, но в целом индустрия предпочитает проектный найм. Если повезёт устроиться в штат, заработок будет состоять из оклада и возможных бонусов за готовые сценарии.

По данным исследований, штатные сценаристы в России получают фиксировано около 50–120 тыс. ₽ в месяц, плюс гонорар за каждую написанную серию (100–300 тыс. ₽) и дополнительные премии за сценарий фильма (до 3 млн ₽) при успехе проекта. Такой вариант близок к смешанной модели оплаты. Главное – в штате у сценариста обычно меньше проблем с поиском работы: ему не нужно беспокоиться, где взять следующий заказ, он сосредоточен на своих текущих проектах компании.

6.3. Удалённая работа

В последние годы появилась возможность работать сценаристом удалённо, благодаря интернету и цифровым технологиям. Многие сценаристы-фрилансеры фактически так и работают: отправляют сценарии заказчику по почте, созваниваются по видеоконференциям для обсуждений и не привязаны к конкретному офису. Кроме того, даже находясь в штате, сценарист часто может трудиться из дома – ведь для написания текста достаточно компьютера. Например, некоторые игровые студии позволяют нарративным дизайнерам работать дистанционно, если те находятся в другом городе.

Профессия сценариста в значительной мере ремесло одиночки, которое не требует постоянного присутствия на одном месте. Как отмечают эксперты, если сценаристу не нужно быть на съёмочной площадке, он может работать из любой точки мира. Большую часть сценарной работы автор выполняет в уединении за компьютером, поэтому география роли не играет3.

Даже сотрудничая с иностранными продакшнами, российский сценарист может жить у себя дома и общаться через Zoom. Удалёнка открывает возможности работы на разные регионы: так, некоторые наши авторы пишут сценарии для зарубежных игр или мультфильмов, не эмигрируя. Конечно, важно знание языка, культурного контекста и часовые пояса – но технических барьеров почти нет.

Каждый сценарист сам выбирает удобный формат, а чаще – сочетает их. Например, можно быть штатным сценаристом телеканала днём, а вечерами подрабатывать на фрилансе написанием короткометражек. Или, выполнив крупный контракт, уйти на несколько месяцев в свободное «плавание». Индустрия творчества гибкая, здесь ценно не где и как ты работаешь, а что в итоге создаёшь. Многие известные сценаристы начинали с фриланса, потом переходили в штат ради стабильности, а спустя время снова возвращались к свободному графику ради интересных проектов.

В наши дни, с развитием онлайн-коммуникаций, границы между форматами размыты. Можно жить в небольшом городе и писать сценарий для столичного продакшна, общаясь через интернет. Или участвовать в проекте сразу в нескольких ролях – например, быть и сценаристом, и режиссёром (так делают некоторые независимые авторы, снимающие своё кино). Главное – найти подходящий баланс между безопасностью дохода и творческой свободой, исходя из личных приоритетов.

Часть 7. Востребованность профессии и зарплаты сценаристов

Профессия сценариста нередко окружена ореолом романтики, но на практике путь сценариста связан с упорным трудом и конкуренцией. Попробуем оценить востребованность сценаристов сегодня и взглянуть на уровень зарплат в этой сфере – как в России, так и в других странах.

7.1. Насколько востребованы сценаристы?

Современный медиарынок переживает бум контента: появляются новые сериалы, фильмы для платформ, поток видеороликов, игр, подкастов. Каждому из этих продуктов нужен сценарий, а значит – есть спрос на людей, умеющих их писать. Однако нельзя сказать, что сценаристов не хватает.

Конкуренция среди сценаристов высока, особенно в популярных областях вроде кинодраматургии. Многие стремятся заняться этим творчеством, поэтому начинающему автору пробиться непросто. Кроме того, индустрия относительно узкая, и часто предпочитают работать с проверенными именами или по рекомендациям.

В российской кино- и телеиндустрии ситуация такова, что штатных мест мало, и значительная часть авторов нигде официально не числятся, «крутятся» самостоятельно. Стабильного потока заказов никто не гарантирует – один год у сценариста может быть очень плодотворным, а другой – почти безработным8.

В интервью это подтвердил сценарист одного федерального канала: «Большинство сценаристов либо нигде не числятся, либо открывают свои ИП. Никакого гарантированного заработка не существует. Все живут от заказа к заказу… На некоторых каналах существуют штатные сценаристы, но это скорее исключение»8.

Поэтому востребованность профессии имеет свою специфику: хорошие сценаристы востребованы всегда, а для посредственных работы может не найтись. Как отметили в Московской школе кино, квалифицированные специалисты без дела не останутся – особенно те, кто умеет работать в разных жанрах и медиа. Универсальность – большой плюс: если ты можешь и короткий ролик для блога написать, и полнометражку, и пьесу для театра, то у тебя больше шансов на постоянные заказы3.

В целом, можно сказать, что рынок диктует такой принцип: востребованы не профессия, а конкретные люди в профессии. То есть просто наличие диплома «сценариста» ничего не гарантирует. Нужно постоянно подтверждать востребованность качеством своей работы, умением предлагать интересные идеи, профессионализмом и коммуникабельностью. Тем не менее, количественно проектов стало больше, чем, скажем, 20 лет назад (появились новые платформы и жанры), а значит шансы найти себя в сценарном деле выросли для тех, кто готов много работать и учиться.

7.2. Зарплаты и гонорары сценаристов

Доход сценариста может сильно варьироваться в зависимости от опыта, успехов, специализации и региона работы. Это не профессия с фиксированным окладом – зачастую это гонорарная деятельность, где за каждую работу платят отдельно. Рассмотрим средние цифры, чтобы понимать порядок.

Россия (включая крупные города)

В России разброс гонораров сценаристов очень большой. Новичкам часто платят немного или вовсе ничего. По данным продюсерских студий, начинающие сценаристы-фрилансеры сначала работают скорее «за имя в титрах», то есть бесплатно или за символическую плату, чтобы только получить опыт и портфолио.

Получив первые результаты и связи, они могут рассчитывать примерно на 30–60 тыс. ₽ за сценарий серии дневного телесериала (то есть недорогого сериала, идущего днём). На написание одной серии уходит около месяца, то есть по сути это очень скромный доход на старте. Продажа сценария полнометражного фильма начинающим может принести около 200–300 тыс. ₽ единоразово, но таких предложений мало, нужно ещё суметь довести дело до сделки.

Сценаристы среднего уровня (с некоторым опытом, реализованными проектами) зарабатывают больше. Если они продолжают работать на сериалах, ставки за серию остаются примерно такими же, как у новичков, но благодаря навыкам автор способен писать быстрее и брать несколько серий в месяц. Поэтому доход растёт за счёт объёма. Гонорар за сценарий фильма у более опытных может быть вдвое выше новичков – порядка 400–600 тыс. ₽.

Профессионалы и «топы» сценарного цеха, чьи имена на слуху, получают совсем другие деньги. Они могут работать как в соавторстве над большими проектами, так и полностью вести сценарную часть сериала или фильма. Гонорар за одну серию популярного сериала у такого мастера начинается от 80 тыс. и может доходить до 300 тыс. ₽.

А сценарий полнометражного фильма у них стоит от 1 до 3 млн ₽. Кроме того, существуют единицы супер-успешных сценаристов, у которых серия сериала может оцениваться в до 1 млн ₽, а фильм – до 5 млн ₽. Понятно, что это редкие случаи, вершина профессии в коммерческом плане.

Штатные сценаристы (например, на ТВ) в России получают фиксированную зарплату, обычно относительно невысокую – по данным портала трудовых вакансий, от 50 до 120 тыс. ₽ в месяц. Однако им часто доплачивают за конкретные результаты: так, штатный сценарист сериала может получать оклад + премию за каждую написанную серию (100–300 тыс. ₽) и бонусы за сценарий фильма (до 3 млн ₽, если проект большой). В итоге топовые штатные авторы могут выйти на те же миллионы, что и фрилансеры, хотя базовый оклад у них скромнее.

Если усреднить по больнице, то согласно статистике сайтов работы, средняя зарплата сценариста по России около 35–40 тыс. ₽ в месяц. Эта цифра отражает то, что многие сценаристы – люди с нерегулярным доходом, частичной занятостью или из регионов, где расценки ниже, чем в Москве. В столице и Петербурге заработки существенно выше средних, там сосредоточена индустрия.

США

Американские сценаристы – особенно члены Гильдии сценаристов (WGA) – славятся высокими гонорарами. Согласно данным Гильдии, средняя зарплата кинематографического сценариста в США около $110 тыс. в год, а минимумы за продажу сценария могут стартовать от ~$70 тыс. и доходить до $130+ тыс. (в зависимости от бюджета фильма)9. Однако это очень усредненные данные.

Более показательно разбить по уровням:

  1. Начинающий сценарист в США (в телесериале) может получить около $4 тысяч в неделю за работу над одним эпизодом. Если же новичку удастся продать киностудии сценарий полнометражного фильма, гонорар стартует примерно от $60–70 тысяч.

  2. Сценарист среднего уровня (с некоторым опытом или парой успешных проектов) зарабатывает уже $5–10 тыс. за эпизод сериала, а за сценарий фильма – от $500 тыс. до $1 млн. Суммы впечатляющие, но и требования высоки – как правило, речь о сценаристах популярных шоу или жанрового кино с хорошими кассовыми сборами.

  3. Топовые голливудские сценаристы – это элита, их доходы соответствуют масштабам индустрии. Они могут получать порядка $15 тыс. за один эпизод престижного сериала и $2–5 миллионов за сценарий фильма-блокбастера. Такие гонорары доступны «лучшим из лучших», чьи имена сами по себе бренд и гарант кассового успеха. Конечно, подобные суммы – редкость, но и средний успешный сценарист Голливуда вполне может жить на шестизначные доходы.

Стоит отметить, что в США существует система роялти и отчислений: сценарист, состоящий в гильдии, получает не только upfront-гонорары, но и проценты от показов, продажи дисков, стриминга (residuals). Поэтому за долгие годы работа над сериалом может принести автору дополнительные сотни тысяч долларов пассивного дохода.

Европа

В Европе рынки национальные, и заработки сценаристов скромнее американских, но тоже вполне комфортные. Например, в Великобритании средний доход сценариста оценивается около £50–70 тыс. в год (по данным опросов) – это касается тех, кто регулярно пишет для телевидения или кино. В некоторых странах Евросоюза цифры меньше: например, в Германии сценарист видеоигр получает около $50 тыс. в год, во Франции – примерно $46 тыс.4

Оплата труда драматургов телевидения и кино в Европе сильно зависит от бюджета проектов. В французском или итальянском ТВ за серию могут платить несколько тысяч евро (не десятки тысяч, как в США), но при этом государственные субсидии и стабильность отрасли делают профессию достаточно надёжной. В Европе также практикуются гонорары + отчисления: например, сценарист популярного британского сериала будет получать выплату за каждый повтор показа по телевидению.

Азия

Азиатские кино- и телеиндустрии очень объёмны (вспомним Болливуд, китайский кинорынок, корейские сериалы), но по доступным данным средние доходы сценаристов там ниже западных. Например, в Японии сценарист видеоигр зарабатывает около $44 тыс. в год4, в Китае – около $36 тыс.4, в Южной Корее – около $39 тыс.4 (это данные по игровой индустрии, но они дают ориентир). В индийском кинематографе сценаристы долгое время были недооценены, хотя сейчас их гонорары растут – топовые авторы популярных болливудских фильмов могут получать десятки тысяч долларов за сценарий, что по местным меркам очень много.

Но в целом в Азии отношение к сценаристам более утилитарное: часто сценарий считают вторичным по сравнению с актёрами и режиссёрами, отсюда и оплата ниже. Тем не менее, с глобализацией контента ситуация меняется – например, южнокорейские сериалы, завоевавшие весь мир, повысили статус сценаристов в Корее, и их заработки там тоже выросли.

Удалённая работа за границу

Интересный путь для российских сценаристов – писать на зарубежные рынки. Здесь доходы могут быть значительно выше. Например, некоторые сценаристы, свободно владеющие английским, работают на заказ над сценариями мобильных игр для западных компаний, получая оплату в долларах (гонорар за сюжет игры может составлять несколько тысяч долларов). Или сотрудничество в написании сценариев для международных образовательных проектов тоже может оплачиваться по западным ставкам.

Подытоживая: зарплаты сценаристов крайне разбросаны. В этой профессии вполне реально зарабатывать и 30 тысяч ₽ в месяц, и 300 тысяч, и 3 миллиона – всё зависит от того, в каком проекте вы участвуете и какого уровня мастерства достигли. Новичкам не стоит рассчитывать на большие деньги сразу – первые пару лет они «набивают руку» и заводят связи, зарабатывая мало1.

Лишь со второго-третьего года гонорары обычно начинают расти. Многие на первых порах совмещают сценарную деятельность с основной работой, чтобы иметь доход1. Но при упорстве и удаче перспективы весьма привлекательные: хороший сценарист, занятый на востребованных проектах, может обеспечить себе доход выше среднего по индустрии и даже накопить капитал.

Главное, что нужно помнить – сценаристика это не про быстрые деньги, а про постепенное строительство репутации. А деньги приходят как следствие. Если твои истории цепляют зрителей, если твои сценарии помогают проектам становиться успешными – продюсеры сами захотят тебе платить, чтобы снова получить такой результат. И это верно в любой стране. Поэтому, если ты мечтаешь о карьере сценариста, ориентируйся в первую очередь на совершенствование своих навыков и поиск интересных историй – тогда и материальная сторона со временем приложится.

Заключение

Профессия сценариста – сложная, требующая разносторонних умений и большой самоотдачи. Сценарист – это творец истории и одновременно командный игрок, подстраивающий своё творчество под рамки проекта. Он может работать в разных отраслях – кино, сериалы, игры, реклама, подкасты, обучение – и везде применять основной навык: рассказывать увлекательные истории.

Работа сценариста не всегда заметна широкой публике, но именно с неё начинается любой фильм или шоу. Востребованность сценаристов растёт, однако и конкуренция высока – чтобы добиться успеха, нужно постоянно учиться, работать над собой и быть готовым к вызовам индустрии. При этом сценарист – одна из самых интересных профессий для тех, кто любит придумывать миры и делиться ими со зрителями. Это творческий путь с рисками, но и с большой отдачей, когда твоя история оживает на экране и находит отклик в сердцах людей.

Краткое резюме по разделам

Часть 1. Определение профессии сценариста

Сценарист – это автор, пишущий сценарии для фильмов, сериалов, игр, рекламы, подкастов и других проектов. Он разрабатывает сюжет, персонажей, диалоги и всё действие, которое увидит зритель. В отличие от писателя книги, сценарист работает в команде с продюсером и режиссёром, подстраиваясь под бюджет и формат – его текст предназначен для воплощения на экране, а не для самостоятельного чтения1.

Основная роль сценариста – превратить идею в цельный сценарий, учитывая требования индустрии и интересы аудитории2. Он может сочинять оригинальные истории или адаптировать существующие произведения для экранизации3. Таким образом, сценарист – это творец истории и ключевой участник производства любого медиапроекта.

Часть 2. Обязанности сценариста на разных этапах работы

Работа сценариста разбита на этапы. Сначала он генерирует идею и проводит исследования (ресёрч), чтобы собрать материалы по теме. Затем формулирует концепцию: пишет логлайн (краткую суть истории) и синопсис (развёрнутое изложение сюжета). Следующий шаг – создание персонажей и продумывание сюжета с завязкой, развитием и финалом1.

После этого сценарист пишет полный сценарий или сценарный пакет документов и многократно дорабатывает его, внося правки по замечаниям продюсера и режиссёра1. На финальных стадиях сценарист может участвовать в сопутствующих задачах: обсуждать кастинг актёров, помогать на съёмках с правками диалогов, консультировать при монтаже2. Каждая стадия требует от сценариста то креативности, то аналитичности – он постепенно строит историю от идеи до готового текста.

Часть 3. Навыки сценариста

Сценарист должен обладать целым рядом навыков. Среди soft skills (гибких навыков) особенно важны: способность работать с большим объёмом информации (быстро изучать новые темы), наблюдательность и знание психологии (для создания правдоподобных персонажей), умение работать в команде и спокойно относиться к критике (готовность переписывать сценарий многократно), а также навыки коммуникации – умение аргументировать свои идеи и убеждать коллег1.

Главный же профессиональный навык – это знание основ драматургии: понимание структуры истории, умение написать увлекательный диалог, выстроить конфликт. Кроме того, успешным сценаристам присуща широкая эрудиция и гибкость мышления – они готовы постоянно учиться, погружаться в новые области знаний ради своих историй. Не зря Алексей Караулов отметил, что сценарист часто «жертвует личной жизнью в пользу жизни своих персонажей»1, постоянно расширяя кругозор. Все эти навыки вместе позволяют сценаристу придумывать разнообразные, глубокие и интересные сценарии.

Часть 4. Специализации сценаристов

Сценаристы работают в разных жанрах и медиа. Основные специализации:

  1. Киносценарист – пишет сценарии полнометражных и короткометражных фильмов. Может работать по заказу студии или предлагать собственные идеи. Киносценарии требуют оригинальных историй или качественной адаптации литературы3. Новички мечтают о кино, но пробиться сложно, конкуренция высока.

  2. Сценарист телевидения – создает сценарии для телепередач и шоу (ток-шоу, реалити, скетч-программ, документальных проектов). Такие сценарии строго структурированы и нацелены на удержание внимания зрителей: содержат интригу, юмор, конфликтные ситуации3. Телесценаристы часто работают в штате телеканалов или студий, подчиняясь формату программы.

  3. Сценарист сериалов – занимается сюжетами многосерийных фильмов (телесериалов, веб-сериалов). Он разрабатывает длинную историю, разбивая её на эпизоды, продумывает арки персонажей на сезон вперёд3. Обычно трудится в команде сценаристов (сценарная комната) под руководством шоураннера1. Требуется умение писать в едином стиле и вносить правки по ходу производства.

  4. Сценарист видеоигр – придумывает сюжет и диалоги для компьютерных игр. Его работа интерактивна: нужно предусмотреть несколько вариантов развития событий в зависимости от действий игрока1. Такой сценарист тесно сотрудничает с геймдизайнерами, чтобы вписать историю в игровой процесс. В игровых сценариях возможно множество ветвлений и концовок, что требует особого мышления.

  5. Сценарист рекламы – сочиняет сценарии коротких рекламных роликов. Он должен за 15–60 секунд рассказать мини-историю о продукте или бренде. Важно уметь выразить идею предельно ёмко и креативно. Работа в рекламе динамичная: сроки сжатые, а формат жёстко ограничен. Гонорары за один ролик меньше, чем в кино, но проектов обычно много1.

  6. Сценарист подкастов – готовит сценарные планы для аудиопередач и подкаст-шоу. В разговорных подкастах он пишет структуру беседы, вопросы для ведущих, в нарративных – полный текст эпизода. Требуется навык удерживать внимание только словом, без визуальных средств. Часто сценарист подкаста также проводит исследование темы, следит за трендами и помогает монтажу, решая что вырезать5.

  7. Сценарист онлайн-курсов (инфопродуктов) – разрабатывает сценарии для образовательных видео и курсов. Он определяет цели обучения, структуру подачи материала, пишет тексты для лекций, продумывает примеры и интерактивные элементы6. Главная задача – сделать обучение понятным и интересным. Такой сценарист сочетает навыки методиста и рассказчика.

Каждая специализация имеет свою специфику, но все они опираются на единые принципы сторителлинга. Многие сценаристы в течение карьеры пробуют себя в разных сферах, что расширяет их возможности трудоустройства.

Часть 5. Где работают сценаристы

Сценаристы находят работу в различных организациях индустрии:

  • Киностудии и продакшн-компании: здесь создаются фильмы, и сценаристы привлекаются под проекты. Обычно сотрудничество проектное, по контракту. В штате киностудий сценаристов мало, их нанимают под конкретный сценарий.

  • Телевизионные каналы и студии: большие телехолдинги держат штат сценаристов для своих сериалов, скетч-шоу, развлекательных программ. Также существуют независимые студии, производящие контент для ТВ – там сценаристы могут быть штатными или работать по договору.

  • Онлайн-платформы (стриминги): Netflix, «Кинопоиск», Amazon и другие заказывают сериалы и фильмы. Чаще взаимодействуют со сценаристами через продюсеров и агентства. Возможны разовые контракты или участие в сценарной комнате сериала для платформы.

  • Игровые студии: компании-разработчики игр (как в России, так и за рубежом) нанимают нарративных дизайнеров – фактически игровых сценаристов – обычно в штат. Работа может требовать присутствия в офисе (для тесной работы с командой), но есть и удалённые позиции.

  • Рекламные агентства и продакшны: в креативных агентствах сценаристы (копирайтеры) придумывают концепции и пишут сценарии рекламных видеороликов, вирусного видео для брендов, контента для соцсетей. Как правило, это штатная работа в офисе агентства, часто в крупных городах.

  • Независимые проекты и фриланс: многие сценаристы работают самостоятельно, без привязки к одной компании. Они берутся за разнообразные заказы – от сценария корпоративного видео до сценарной заявки для продюсера. Такой фриланс распространён, особенно среди начинающих и тех, кто ценит свободу. Например, сценарист может одновременно сотрудничать с YouTube-блогером, писать короткометражку для фестиваля и сценарии скетчей на заказ. По сути, сценарист-фрилансер сам себе продюсер и ищет возможности приложить свой талант.

  • Другие места: сценаристы также работают в смежных областях – на радио (для радиопостановок), в театре (драматурги, хотя это немного другой профиль), в ивент-индустрии (сценарии мероприятий, праздников). Иногда сценаристы переходят в смежные роли – редакторов, продюсеров, креативных директоров, где тоже востребован их навык придумывать истории.

В России основные центры, где работают сценаристы – Москва и Санкт-Петербург, здесь сосредоточена кино- и телеиндустрия. В регионах тоже есть студии (особенно телестудии и рекламные агенции), но проектов меньше и бюджеты скромнее. Многие региональные авторы при успехе переезжают в столицу или работают дистанционно на столичные проекты. В мире сценаристы концентрируются в индустриальных столицах: Голливуд (Лос-Анджелес), Нью-Йорк, Лондон, Мумбаи, Сеул и т.д., но с развитием онлайн-работы география стала более гибкой.

Часть 6. Форматы занятости сценаристов

Сценаристы могут работать как:

  • Проектники (контрактники): то есть получать деньги за каждый отдельный сценарий или проект. Большинство сценаристов-фрилансеров так и заняты – их нанимают на сценарий фильма, эпизод сериала, рекламный ролик и пр. После выполнения договора связь с заказчиком может прерваться до нового проекта. Такой формат даёт творческую свободу, но не гарантирует постоянного заработка – возможны периоды без заказов8. Проектные сценаристы обычно оформляются как самозанятые или ИП и работают по гонорарным договорам.

  • Штатные сотрудники: некоторые сценаристы работают по трудовому договору в компаниях. Это чаще на телевидении (редакция шоу, канал), в крупных продакшн-студиях или игровых фирмах. Штатный сценарист имеет фиксированный оклад и стабильность, но меньше выбирает темы – пишет то, что поручит руководство. В России штатных позиций мало, больше в геймдеве и на ТВ, а в кино это редкость8. Однако если устроиться штатно, можно рассчитывать на оклад (скажем, 50–100 тыс. ₽/мес) + бонусы за созданные сценарии.

  • Удалённая работа: благодаря интернету сценарист может работать из любого места. Многие совмещают: в штате, но удалённо, или на фрилансе – само собой удалённо. Сама природа сценарной работы позволяет не присутствовать физически – важен текст и переговоры, которые идут онлайн. Если нет необходимости быть на съемочной площадке, сценарист спокойно трудится дома или в кофейне.

Большую часть сценариев авторы пишут в одиночестве, поэтому место не так важно3. В современных реалиях сценаристы из России могут сотрудничать с зарубежными заказчиками, не выезжая из страны. Это открывает новые рынки труда, хотя требует знания языков.

На практике сценаристы часто комбинируют форматы. Например, могут иметь частичную ставку на канале (писать юмористические скетчи), а параллельно на фрилансе готовить сценарий фильма. Или после нескольких лет штатной работы уйти «на вольные хлеба». Гибкость – часть профессии. Многие ценят именно возможность самостоятельно распоряжаться временем и проектами. Но новичкам зачастую полезно сначала попасть в штат или команду – там они заводят связи и получают опыт, а уже потом уходят в свободное плавание.

Часть 7. Востребованность и уровень зарплат

Востребованность: Сценаристы как творческие специалисты востребованы всегда, ведь без них не получится ни кино, ни сериал, ни игра. Однако и конкурс на место высокий – особенно в престижных проектах. В России поле профессиональных сценаристов относительно узкое, многие знают друг друга. Новичку важно проявить себя, написать качественный сценарий, победить в конкурсе или заручиться поддержкой ментора, чтобы его заметили.

Общий тренд – с ростом количества контент-платформ (стримингов, онлайн-кинотеатров, игровых сервисов) требуется больше историй, а значит шансы найти работу для талантливого сценариста увеличиваются. Но стабильности мало: нет гарантированных ставок, приходится постоянно искать новые проекты8.

Лучшие авторы нарасхват, а средним приходится бороться за заказ. Поэтому востребованность профессии напрямую связана с именем и репутацией конкретного сценариста. Тем, кто умеет работать качественно и в срок, со временем обеспечивают себя контрактами.

Зарплаты: Заработки сценаристов очень разнообразны:

  1. В России начинающие часто работают почти бесплатно (для портфолио). Затем могут получать порядка 30–60 тыс. ₽ за сценарий серии дневного сериала или 200–300 тыс. ₽ за полный фильм на старте карьеры. Успешные сценаристы среднего уровня зарабатывают уже больше: за месяц могут написать несколько серий и суммарно получить 100–200 тыс. ₽. Топовые мастера получают 80–300 тыс. ₽ за одну серию популярного сериала и до нескольких миллионов ₽ за фильм.

По данным 2025 года, отдельные звёзды профессии берут до 1 млн ₽ за серию и до 5 млн за сценарий фильма. Штатные сценаристы на ТВ получают оклад 50–120 тыс. ₽/мес + гонорары за сценарии. В регионах цифры ниже, в Москве – выше. В целом средняя зарплата по стране скромна (~37 тыс. ₽), но это усреднение по всем, включая тех, кто занят не полностью.

  1. В США доходы гораздо выше. Минимальные ставки Гильдии сценаристов за киносценарий – десятки тысяч долларов. Новичок может получить ~$4 тыс. в неделю работы над эпизодом сериала, или ~$70 тыс. за сценарий фильма при продаже студии. Опытные телевизионные сценаристы зарабатывают $5–10 тыс. за эпизод, а гонорары за голливудский фильм нередко превышают $500 тыс. – $1 млн.

Самые успешные (лауреаты премий, шоураннеры хитов) получают миллионы: до $15 тыс. за серию и $2–5 млн за сценарий блокбастера. Средний годовой доход члена WGA – около $100 тыс., но половина сценаристов имеет нерегулярные доходы.

  1. Европа предлагает сценаристам умеренные заработки. В Западной Европе гонорар за серию сериала может составлять несколько тысяч евро. Например, в Германии и Франции игровой сценарист получает в среднем ~$45–50 тыс. в год4. В Великобритании успешный сериалист может заработать и £100 тыс. за сезон работы, но таких вакансий мало. В Европе сильны профсоюзы, и сценаристам платят роялти за показы, что добавляет доход со временем.

  2. Азия: В Индии, Китае, Японии, Корее цифры сильно разнятся. В игровом секторе Японии ~ $44 тыс. в год4, Китай ~$36 тыс.4. Сценаристы китайских сериалов или индийского кино обычно получают меньше коллег на Западе, но если проект международно успешен, доходы растут. Азийские рынки сейчас активно развиваются и начинают ценить труд сценаристов больше, чем ранее.

В заключение, профессия сценариста не сулит лёгких денег, зато предоставляет широкие возможности для реализации творческого потенциала. Сценаристы востребованы в разных отраслях, могут выбирать формат работы, сотрудничать с людьми искусства и технологии. Финансово лучшие из них достигают очень высоких доходов, но за этим всегда стоят годы упорного труда и множество написанных страниц. Для начинающего важно не столько гнаться за заработком, сколько набрать опыт, связи и сделать имя – тогда и материальные плоды не заставят себя ждать.

Источники

  1. Кто такой сценарист и чем он занимается. Skillbox.ru.
  2. Должностные обязанности сценариста. Jobers.ru.
  3. Сценарист в кино и сериалах: профессия и обязанности. Moscow Film School.
  4. Сколько зарабатывает сценарист игр (Game Writer). IT Vacancies.
  5. Вакансия сценариста. HH.ru.
  6. Как написать сценарий обучающего онлайн-курса. Mirapolis.ru.
  7. Профессия сценарист: где учиться и работать. Postupi.online.
  8. Сценарист в России: реалии профессии. Knife.media.
  9. Советы и ответы для сценаристов. Scenaristes.com.

*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*

Оцените статью
Ваша оценка 0 / 5
Автор публикации: Юлия Соболева
Юлия Соболева Главный редактор «Учись Онлайн Ру»

Вы бы хотели стать сценаристом?

Комментарии

Комментариев пока нет. :(

Написать комментарий

Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет