Кто такой PR-менеджер, что делает и где работает

Юлия Пенкина Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Здравствуйте! В статье мы поговорим о PR-специалистах. Узнаем, чем они занимаются, что входит в их обязанности, за что несут ответственность, а также расскажем о плюсах и минусах профессии пиарщика.

Кто такой PR-менеджер и чем он занимается

PR-менеджер (public relations) – это специалист по связям с общественностью. Его цель – сформировать и поддерживать положительный имидж и репутацию компании. Пиар-менеджера часто путают с маркетологом, но у них разные задачи:

  • Маркетолог – занимается непосредственно продвижением товаров и услуг онлайн и офлайн, пытается повысить продажи.
  • PR – создает позитивный образ фирмы или бренда и добивается доверия потребителей.

Расскажем подробнее, что именно делает пиарщик:

  • Формирует стратегию PR-продвижения, анализирует целевую аудиторию и выбирает каналы коммуникации с ней.
  • Сотрудничает со СМИ, блогерами, инфлюенсерами, разрабатывает для них задания на рекламу.
  • Считает бюджет и составляет медиаплан.
  • Ищет инфоповоды и создает контент: пресс-релизы, статьи для журналов, публикации на тематических интернет-площадках.
  • Изучает общественное мнение, работает с негативом в интернете и печатных изданиях.
  • Оценивает эффективность рекламных интеграций.

Что входит в обязанности

Пиарщик занимается всеми вопросами, которые связаны с репутацией бизнеса или бренда: от разработки PR-стратегии до ежедневного мониторинга упоминаний компании в интернете и СМИ. Для выполнения своих обязанностей у него должны быть определенные знания и навыки.

Кратко перечислим, что нужно знать и уметь PR-менеджеру:

  • Теоретические вопросы public relations – как проанализировать текущую ситуацию, составить план, выбрать каналы коммуникации, сформировать нужный образ и пр.
  • Копирайтинг для написания рекламных или информационных текстов, пресс-релизов.
  • Общие представления об SMM, понимание, как использовать соцсети для PR, приложения для поиска и оценки блогеров и лидеров мнений.
  • Основы медиапланирования.
  • Принципы работы со СМИ.
  • SERM – репутационный маркетинг.
  • Антикризисный PR.
  • Сервисы веб-аналитики – Яндекс.Метрика, Google Analytics, WordStat, Popsters и др.
  • Современный софт – электронные таблицы, графические редакторы, программы для командной работы.

Мы собрали на нашем сайте лучшие курсы по PR-менеджменту от ведущих онлайн-школ. Воспользуйтесь специальными фильтрами, чтобы сравнить несколько обучающих программ по цене, срокам обучения и другим параметрам. Сделать правильный выбор вам также помогут реальные отзывы выпускников онлайн-школ.

Подборка курсов Все онлайн-курсы по PR-менеджменту в 2021 году
Посмотреть подборку

За что несет ответственность пиарщик

Главная задача PR-менеджера – создать такой образ компании, который сформирует доверие у потребителей, что в итоге скажется на росте продаж и увеличении целевой аудитории. У пиарщика нет конкретной цели по повышению прибыли, но его деятельность влияет на финансы фирмы.

К примеру, позитивный инфоповод или сотрудничество с уважаемым блогером может повысить спрос на товары/услуги организации. С другой стороны, негативные отзывы снижают лояльность к продукту и, как следствие, доходы.

PR-специалист несет ответственность за всю информацию, которую он предоставляет общественности. Прежде всего, она должна быть достоверной, а также положительной, социально одобряемой и привлекающей внимание ЦА.

Еще одна его задача – быстро отреагировать на негатив и снизить последствия, если в интернет и СМИ попадают отрицательные упоминания о компании, например, дать комментарий или опровержение.

Какой бывает пиар

PR может иметь как положительную, так и отрицательную основу. Расскажем про основные разновидности public relations:

  • Белый – общественность узнает только факты о компании и ее реальные преимущества.
  • Черный – основывается на лжи, негативной информации, компромате и используется для устранения конкурентов.
  • Серый – целевая аудитория узнает достоверные сведения, но без ссылки на конкретный источник.
  • Вирусный – работает по принципу "сарафанного радио", когда активные обсуждения бренда в среде пользователей популяризируют его. Обычно используется в соцсетях, например, в форме мема или видеоролика.
  • Желтый – основан на скандальных подробностях, шок-контенте, провокациях и сенсациях.
  • Зеленый – применяется компаниями, которые пропагандируют защиту окружающего мира и экологичные товары.
  • Коричневый – акцент делается на военную тематику, а продукт или услуга приобретают брутальный, мужественный образ.
  • Розовый – продвижение с помощью выдуманной вдохновляющей истории.
  • Золотой – внимание потенциальных покупателей привлекается низкой стоимостью товара или финансовой выгодой.
  • Антикризисный (судебный) – является ответом на скандал, негатив или инцидент, который отрицательно сказывается на репутации компании.

Место работы

Самые популярные направления, в которых работают PR-менеджеры:

  • Маркетинговые агентства.
  • Федеральный ритейл.
  • Крупный бизнес в сфере промышленности, машиностроения и пр.
  • Банки и финансовые организации.
  • Издательские дома и СМИ.
  • Телевидение и радио.
  • Государственные пресс-службы.
  • Шоу-бизнес.
  • Сфера услуг – сети ресторанов, гостиниц, салонов красоты, медицинских клиник и т. д.
  • Персональный PR – продвижение артистов, музыкантов, бизнес-экспертов, коучей и др.

Плюсы и минусы профессии

Мы всесторонне изучили работу пиарщика и собрали все преимущества и недостатки профессии:

Плюсы Минусы
Можно стать PR-специалистом, не имея профильного высшего образования, к примеру, на онлайн-курсах Высокая эмоциональная нагрузка, стрессовая работа, связанная с конфликтами и форс-мажорами
Высокий спрос на рынке труда, особенно на специалистов с опытом и портфолио Большая ответственность, необходимость работать в формате многозадачности
Много полезных деловых связей, знакомство со знаменитостями Частые переработки, когда приходится заниматься делами компании в выходные
Интересная, креативная, престижная профессия, в которой можно реализовать творческий потенциал Нужны знания из разных областей: маркетинг, реклама, SMM и пр.
Возможность карьерного роста и высокого заработка Требуется много усилий при работе с негативом

Мифы о PR-менеджерах

Перечислим и прокомментируем самые распространенные мифы о PR-специалистах:

Миф 1. Пиарщик регулярно посещает вечеринки и фуршеты.

Некоторые PR-менеджеры действительно часто присутствуют на светских мероприятиях, но исключительно с рабочими целями. Большинство представителей профессии работают в офисе или удаленно.

Миф 2. Стать пиарщиком можно без образования.

Стать хорошим пиарщиком без базовых знаний в сфере public relations не получится – нужно знать основы рекламы, маркетинга, копирайтинга, SMM. Но не обязательно учиться в вузе, чтобы быть PR-менеджером – можно пройти онлайн-курсы.

Миф. 3. Пиарщики много зарабатывают.

Как и в других отраслях, заработок зависит от навыков, опыта и успешных проектов в портфолио. Чтобы получать достойную зарплату в начале карьеры, нужна либо минимальная практика (подойдут даже учебные кейсы), либо документ, подтверждающий квалификацию.

Оцените статью
Ваша оценка 0 / 5
Мероприятия по теме
Все мероприятия
Занятие: Комьюнити-менеджер: как создать и поддерживать лояльное сообщество
26октябрьокт
19:00 (моск. время)
Бесплатно
Занятие: Контент-маркетинг и креативные PR-инструменты: разбираем лучшие практики от смыслов к цифрам
09ноябрьноя
19:00 (моск. время)
Бесплатно
Юлия Пенкина Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Расскажите, кем вы сейчас работаете и хотели бы стать PR-менеджером?

Комментарии

Комментариев пока нет. :(

Написать комментарий

Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет