Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье мы подготовили для вас подробный FAQ по разработке на Kotlin. Вы узнаете, что из себя представляет язык программирования Kotlin, чем он отличается от Java, и почему он стал таким популярным в разработке Android-приложений. Мы рассмотрим, где применяется Kotlin помимо мобильной разработки – на сервере, в вебе, кроссплатформенной среде и даже в Data Science.
Поговорим о том, какие навыки нужны начинающему Kotlin-программисту, как начать обучение с нуля, какие онлайн-курсы доступны (и как выбрать подходящий курс), а также какие бесплатные ресурсы помогут вам в освоении языка. Отдельно затронем вопрос карьеры: насколько востребованы Kotlin-разработчики, сколько они зарабатывают, какие перспективы и плюсы/минусы есть у этой профессии.
Если вы задумались о карьерном пути в Kotlin-разработке – читайте далее, мы ответим на самые распространенные вопросы!
Kotlin – это современный высокоуровневый язык программирования общего назначения, разработанный компанией JetBrains из Санкт-Петербурга1. Изначально Kotlin создавался как более лаконичная и безопасная альтернатива Java, и он полностью совместим с существующим Java-кодом и экосистемой JVM1. Проще говоря, код на Kotlin компилируется в байт-код, выполняемый на виртуальной машине Java (JVM), что позволяет использовать совместно библиотеки и фреймворки Java.
Кроме того, Kotlin поддерживает компиляцию в JavaScript и в нативный код (через LLVM) для различных платформ, предоставляя возможности кроссплатформенной разработки1.
Основные особенности Kotlin: статическая типизация (как у Java), автоматическая сборка мусора (garbage collection) и Null Safety – встроенная защита от NullPointerException (ошибки, возникающей при обращении к null), которая значительно снижает вероятность типичных ошибок в коде1. Синтаксис Kotlin гораздо более компактный, чем в Java: вам не нужно писать много шаблонного кода, программы получаются короче и понятнее1. Например, в Kotlin есть вывод типов, именованные аргументы, ленивые свойства, расширяемые функции и многие другие улучшения, упрощающие жизнь разработчику. Также Kotlin сочетает лучшие черты объектно-ориентированного и функционального программирования – вы можете писать код в императивном стиле, но при этом использовать лямбда-функции, функции высшего порядка, неизменяемые коллекции и прочие элементы функционального подхода1.
Развитием языка активно занимается JetBrains, регулярно выходят новые версии Kotlin, исправляются ошибки и добавляются функции. Сообщество разработчиков тоже быстро растет по всему миру1.
Вывод: Kotlin – гибкий и мощный язык, изначально популярный благодаря Android-разработке, но на сегодняшний день применяемый во множестве сфер. Он славится лаконичностью, безопасностью и высокой производительностью, поэтому заслуженно получил признание разработчиков1>.
Kotlin часто сравнивают с Java, так как он появился как ответ на некоторые «болезни» Java. Главное отличие – более лаконичный и безопасный синтаксис Kotlin. Программы на Kotlin требуют писать меньше кода, чем эквивалентные на Java, за счёт убранной шаблонности (например, не нужны точка с запятой в конце строк, уменьшено дублирование кода при работе с сущностями вроде POJO и пр.)1.
В Kotlin встроена Null Safety – система, не позволяющая случайно получить NullPointerException в результате обращения к null-переменной: компилятор Kotlin проверяет возможные null на этапе компиляции, тогда как в Java подобные ошибки всплывают уже во время выполнения программы1. Также в Kotlin отсутствуют checked exceptions (проверяемые исключения), поэтому код не перегружается избыточными блоками try/catch.
Кроме того, Kotlin поддерживает многие современные возможности «из коробки», которые в Java появлялись постепенно или требуют дополнительных библиотек. Например, корутины – механизм для простого написания асинхронного (многопоточного) кода. В Java для этой цели приходится использовать Thread и ExecutorService или реактивные библиотеки, а в Kotlin есть собственный лёгкий механизм кооперативной многозадачности.
По статистике Google, приложения на Kotlin падают на ~20% реже за счёт грамотного использования корутин1. Также в Kotlin изначально есть такие приятные функции, как расширяемые функции (extension functions), data-классы (классы с автоматическим генератором методов equals/hashCode/toString и др.), DSL-возможности (встроенный синтаксис для создания доменно-ориентированных языков) и многое другое.
Java vs Kotlin в Android: в контексте Android-разработки Kotlin теперь фактически заменил Java. Google объявила Kotlin приоритетным языком для Android, поэтому все новые библиотеки и инструменты (например, Jetpack Compose для UI) изначально проектируются с расчётом на Kotlin1. При этом Kotlin полностью совместим с Java – вы можете вызывать Java-код из Kotlin и наоборот, что упрощает постепенный переход проектов с Java на Kotlin.
Производительность: Kotlin компилируется в тот же байт-код, что и Java, поэтому по скорости работы готового приложения отличий практически нет. Однако во время компиляции Kotlin-программа может работать чуть медленнее, чем Java-компиляция, из-за более сложных преобразований. На практике разница незначительна.
В итоге Kotlin можно рассматривать как современный «ультимативный Java»: он берет всё лучшее из Java (надежность, зрелую экосистему) и добавляет синтаксический сахар и безопасность. Для проектов на Android выбор однозначен в пользу Kotlin – в 2025 году практически 95% топ-1000 приложений Google Play содержат код на Kotlin1, а более 60% профессиональных Android-разработчиков используют Kotlin в работе1.
Нет, знание Java не является обязательным требованием для изучения Kotlin – вы вполне можете начать программировать сразу на Kotlin, даже если никогда не писали на Java. Kotlin позиционируется как язык, доступный для программистов с любым опытом, в том числе для новичков2. Его синтаксис интуитивно понятен, и многие основы (переменные, условия, циклы и пр.) аналогичны другим популярным языкам. Более того, Kotlin хорошо подходит в качестве первого языка программирования1. Благодаря лаконичности и дружелюбности к разработчику, новичку проще читать и писать код на Kotlin, чем разбираться с некоторыми устаревшими конструкциями Java.
Конечно, если у вас уже есть опыт в Java или C-подобных языках, то осваивать Kotlin будет еще легче – многие концепции (классы, объекты, типы данных, коллекции и т.д.) покажутся знакомыми1. Однако это не обязательное условие. Сейчас существуют курсы, которые обучают Android-разработке с нуля на Kotlin – то есть ученик сразу изучает Kotlin без предварительного изучения Java.
Например, годовые программы от школ GeekBrains, Нетология, Skillbox и др. учат мобильной разработке, покрывая одновременно Java и Kotlin для полноты картины1. Тем не менее, повторимся: вы можете сразу учить Kotlin. Если впоследствии потребуется понимать чужой Java-код (а в крупных Android-проектах часто смесь Java и Kotlin), вы сможете выучить основы Java параллельно. Но для старта достаточно Kotlin – «низкий порог входа – язык можно освоить с нуля»2.
Kotlin считается одним из наиболее дружелюбных к новичкам языков. Во-первых, как уже отмечалось, у него понятный синтаксис и много вещей «делается за вас» – например, не нужно вручную управлять памятью, следить за null ссылками (компилятор помогает), писать шаблонный код типа геттеров/сеттеров и т.п. Во-вторых, Kotlin имеет отличную документацию и множество обучающих материалов для новичков (включая официальные туториалы от Google по Android). Если вы совсем новичок в программировании, Kotlin – вполне реальный выбор для первого языка1. Многие отмечают, что основы Kotlin интуитивны, и после нескольких простых упражнений (например, вывод «Hello, World!», написание функций сложения, работы со списками) появляются базовые навыки кодинга.
Конечно, не стоит думать, что учить Kotlin – совсем уж легко. Это достаточно мощный язык, и чтобы уверенно на нем программировать, придётся освоить базовые концепции программирования: типы данных, условия, циклы, функции, принципы ООП (классы, наследование) и т.д. Кроме того, если ваша цель – разработка приложений (например, мобильных под Android), то помимо самого языка нужно изучить платформу Android и связанные технологии. Но это касается любого языка: чтобы стать разработчиком, недостаточно знать только синтаксис.
По сравнению с некоторыми языками (например, C++), порог вхождения в Kotlin ниже – не нужно разбираться с указателями или ручным управлением памятью. Сравнивая с Python, Kotlin чуть сложнее синтаксически (например, статическая типизация – надо понимать типы переменных), но зато сразу приучает к строгой структуре программ, что полезно в будущем.
Новички иногда испытывают трудности с некоторыми фишками Kotlin, например: лямбда-выражения, корутины для асинхронности, работа с Generics (обобщениями) – но эти темы, как правило, изучаются уже на продвинутом этапе. На начальном уровне можно писать код и без их глубокого знания. Подытоживая: Kotlin подходит для новичков, и многие начинают изучать программирование именно с него1. Ключ к успеху – практика и постепенное погружение: начните с простых задач и повышайте сложность шаг за шагом.
Kotlin заслужил статус основного языка для разработки под Android благодаря решению Google и естественным преимуществам языка. В 2017 году Google официально объявила о поддержке Kotlin в Android – начиная с Android Studio 3.0 Kotlin включен в инструментарий «из коробки»1.
А в 2019 году Google и вовсе назвала Kotlin приоритетным языком для Android-разработки. Это означало, что новым разработкам рекомендуется использовать Kotlin, и Google инвестирует в его экосистему. Фактически, случился переломный момент: за несколько лет Kotlin практически вытеснил Java из мира Android. Сейчас подавляющее большинство вакансий мобильных разработчиков требуют знания Kotlin, а Java упоминается лишь как дополнительный навык1.
Причины популярности Kotlin в Android:
В результате этих факторов Kotlin стремительно стал де-факто стандартом. Практически все новые Android-проекты сейчас ведутся на Kotlin или с его участием<1. Даже многие существующие приложения переписываются (или частично переписываются) на Kotlin для повышения эффективности разработки. Поэтому если ваша цель – мобильная разработка, Kotlin – лучший выбор на сегодняшний день.
Да, Kotlin всё чаще используется в серверной (backend) разработке. Хотя первоначально Kotlin получил известность как язык для Android, его возможности не ограничены мобильной сферой. Благодаря полной совместимости с Java, Kotlin подходит для любого проекта на JVM, в том числе для создания серверных приложений. Вы можете писать на Kotlin в популярных Java-фреймворках – например, Spring Boot, Hibernate, Vert.x, Quarkus и т.д.1 Код на Kotlin будет короче и зачастую более выразительный, чем эквивалент на Java, что упрощает разработку веб-сервисов1.
Более того, у Kotlin есть свои «родные» инструменты для бэкенда. Компания JetBrains (создатель языка) разработала фреймворк Ktor – лёгкий веб-фреймворк, специально оптимизированный под Kotlin. С помощью Ktor можно быстро создавать REST API, веб-приложения, веб-сокеты и прочие серверные компоненты, используя преимущества языка (например, DSL для маршрутов, встроенные корутины для обработки большого числа запросов асинхронно)1. Ktor славится минимальным шаблонным кодом и высокой производительностью, он прекрасно подходит для микросервисной архитектуры.
Поскольку Kotlin имеет встроенную поддержку корутин, это даёт бонус при разработке высоконагруженных серверных систем. Корутины позволяют обслуживать тысячи одновременных соединений, не создавая тысячи потоков, а используя кооперативную многозадачность. В результате серверные приложения на Kotlin могут быть очень эффективными по ресурсоиспользованию1. Многие компании, ценящие скорость разработки и надежность, переводят свои backend-сервисы с Java на Kotlin и отмечают выигрыш: код становится короче, а новые функции внедряются быстрее<1.
Пример использования: можно создать веб-приложение на Kotlin на базе Spring Boot – для этого в коде контроллеров, сервисов и репозиториев вместо Java-классов пишете Kotlin-классы, и всё будет работать. Spring с версии 5.0 имеет официальную поддержку Kotlin. Или, если предпочитаете более «легковесный» подход, можно написать сервер на Ktor (разработчики Ktor регулярно публикуют примеры и документацию, фреймворк развивается).
Вывод: Kotlin отлично подходит для backend-разработки. Он позволяет использовать весь накопленный багаж Java-технологий, но при этом писать код современно и кратко. Освоив Kotlin, вы сможете создавать не только мобильные приложения, но и полноценные серверные системы – API, веб-сервисы, микросервисы, обработку данных и пр. Это расширяет ваши карьерные возможности как разработчика.
В традиционном веб-фронтенде по-прежнему доминируют JavaScript и TypeScript, но Kotlin тоже нашел применение и в этой области. С помощью технологии Kotlin/JS вы можете компилировать код на Kotlin в JavaScript и выполнять его в браузере1. Проще говоря, пишете логику приложения на Kotlin – получаете на выходе JavaScript, который уже запускается как обычный скрипт на странице.
Зачем это нужно? Во-первых, это позволяет использовать один язык (Kotlin) и на сервере, и на клиенте, реализуя общую бизнес-логику единообразно. Например, модели данных и валидаторы могут быть написаны на Kotlin и переиспользованы между бекендом и фронтендом. Во-вторых, Kotlin предлагает строгую типизацию и богатый язык, чего иногда не хватает JavaScript-разработчикам (TypeScript отчасти решает это, но Kotlin/JS – альтернатива с преимуществами Kotlin-синтаксиса).
Экосистема Kotlin/JS пока не так обширна, как у JavaScript, но уже есть фреймворки и библиотеки. Например, существуют обёртки Kotlin для React – проекты, позволяющие писать React-компоненты на Kotlin. Есть фреймворк KVision, который упрощает создание SPA-приложений на Kotlin/JS, предоставляя DSL для верстки интерфейса. Также JetBrains продвигает технологию Compose Multiplatform – это кроссплатформенный UI-фреймворк, где можно использовать Kotlin для описания интерфейса, и он будет рендериться как в Android, так и на desktop и веб1.
Для новичка веб-направление на Kotlin может быть не самым простым путем, поскольку придется разбираться еще и с JavaScript-окружением и тонкостями компиляции. Тем не менее, попробовать Kotlin в браузере очень легко – есть официальный онлайн-песочница Kotlin Playground, где можно писать Kotlin-код и сразу видеть результат в браузере1. Можно даже подключать JavaScript-библиотеки и вызывать их из Kotlin-кода. Это хороший способ познакомиться с возможностями Kotlin/JS.
В целом, пока Kotlin не претендует на вытеснение JavaScript на фронтенде, но он предоставляет альтернативу. Если вы уже знаете Kotlin и хотите применить навыки в веб-разработке, это возможно. Можно вести фронтенд-логику на Kotlin, а верстку и UI-стили всё равно определять с помощью HTML/CSS (их никто не отменял). Такая связка может повысить унифицированность вашего стека – единый язык на всех уровнях приложения.
Да, существует технология Kotlin Multiplatform (KMP), которая позволяет использовать Kotlin для кроссплатформенной разработки – то есть создавать приложения сразу под несколько платформ, включая iOS. Идея KMP в том, что вы пишете общий код бизнес-логики на Kotlin, а затем он компилируется в нативные бинарники под целевые платформы (например, в JVM-байткод для Android, в LLVM bitcode для iOS, в JavaScript для веб и т.д.)1. При этом платформо-специфичные части (вроде UI, доступ к камере, файловой системе и т.п.) вы реализуете отдельно для каждой платформы – в Kotlin Multiplatform для этого используются механизмы expect/actual, позволяющие объявлять интерфейс функционала в общем коде и его реализацию на каждой платформе1.
Kotlin Multiplatform Mobile (KMM) – так называется подход, когда Kotlin используется для одновременной разработки под Android и iOS. Многие компании уже внедряют KMM. Например, известно, что Netflix, Cash App и другие успешно используют Kotlin Multiplatform в своих продуктах1. В 2023 году Google официально рекомендовала KMP как один из способов совместной разработки приложений под Android и iOS<1. Это большое достижение для экосистемы Kotlin: фактически Kotlin признан инструментом, способным объединить мобильную разработку двух платформ.
Для начинающих кроссплатформенная разработка на Kotlin может быть сложна: нужно знать основы обеих платформ (и Android, и iOS) и разбираться в архитектуре разделения кода. Обычно новички сначала учат чисто Android на Kotlin. Но перспектива очень привлекательна – зная Kotlin, в будущем вы можете расширить свою компетенцию до мультиплатформенного разработчика и делать приложения под iOS, не переходя на Swift (язык для iOS). Уже сейчас доступен набор инструментов KMM, плагин для Android Studio и много примеров, как разделять код между Android и iOS.
Если обобщить: Kotlin Multiplatform – это про код-шеринг. Вы не пишете приложение целиком один раз для всех платформ (как, например, на Flutter или React Native), но вы избегаете дублирования ключевой логики. Общий код (например, модель данных, бизнес-правила, сетевые запросы) пишется на Kotlin один раз, а интерфейс и конкретные интеграции – отдельно на Android (Kotlin/Java) и на iOS (Swift/Objective-C) с вызовом общего кода. Это даёт гибкость (нативный интерфейс на каждой платформе) и экономию ресурсов на разработку (нет необходимости реализовывать одно и то же дважды). KMP – активно развивающаяся технология, и, осваивая Kotlin сегодня, завтра вы сможете шагнуть в мультиплатформенную разработку, когда почувствуете готовность.
Основными языками для Data Science исторически являются Python и R, однако Kotlin понемногу проникает и в эту сферу. Kotlin – универсальный язык, и его преимущества (строгая типизация, безопасность, производительность JVM) могут быть полезны при работе с данными, особенно в контексте Data Engineering (инженерия данных) и бэкенд-аналитики. J
etBrains даже развивает специальный стек инструментов для анализа данных на Kotlin1:
Кроме того, Kotlin можно применять для написания скриптов и утилит для ETL (extract-transform-load) процессов. Например, если вы хотите автоматизировать обработку данных, Kotlin позволит писать скрипты, которые запускаются без компиляции (Kotlin имеет режим скриптового исполнения). В таких сценариях Kotlin может быть более надежной альтернативой Python, так как ошибки типов и null-ы отлавливаются на этапе компиляции. А благодаря интероперабельности с Java, можно прямо из Kotlin использовать мощные библиотеки для big data – такие, как Apache Hadoop, Spark, Kafka и др., которые в основном написаны на Java/Scala1.
Честно говоря, в машинном обучении Kotlin пока проигрывает Python – экосистема ML-библиотек (TensorFlow, PyTorch и т.д.) заточена под Python, и Kotlin здесь в зачаточном состоянии. Но для общих задач обработки данных, работы с базами, pipeline-ов – Kotlin вполне применим. К тому же, если основная система компании на JVM, то использовать Kotlin для анализа данных может быть целесообразно, чтобы легко интегрироваться с остальным кодом.
В итоге Kotlin в Data Science – это пока нишевая тема, но она развивается1. Если вы больше интересуетесь анализом данных и AI, возможно, лучше посмотреть в сторону Python. Но знать, что Kotlin тоже может обрабатывать CSV, вызывать Jupyter и строить графики, – полезно. Тем более, что навыки программирования, которые вы получите, изучая Kotlin, легко переносятся на другие языки и сферы.
Начинающий Kotlin-разработчик должен освоить комплекс навыков – не только синтаксис самого языка, но и общие основы программирования, а также инструменты, применимые в выбранной области (мобильной или серверной).
Перечислим основные пункты, которые понадобятся новичку для успешного старта:
Раз данные нужно передавать, то необходимо изучить основы работы с сетью и протоколом HTTP/REST. Новичку следует знать, что такое HTTP-запросы (методы GET, POST и др.), коды ответа (200, 404, 500,...), как выглядит формат JSON-ответа от API. В Android, как правило, используют библиотеку Retrofit вместе с OkHttp для сетевых запросов, плюс корутины/Flow для их выполнения асинхронно1. А в серверной разработке Kotlin, наоборот, придется уметь создавать свой REST API (например, с помощью Ktor или Spring WebFlux). В любом случае, понимание клиент-серверного взаимодействия – must have: как отправить запрос на сервер, как обработать ответ, как реализовать простую аутентификацию. Для практики не лишним будет инструмент типа Postman для тестирования API.
Также ценится умение писать тесты. Постарайтесь освоить основы unit-тестирования на Kotlin (например, с JUnit или KotlinTest/MockK), а для Android – UI-тестирование (AndroidJUnitRunner/Espresso). Это не только улучшит качество ваших программ, но и покажет работодателю вашу ответственность. Не забывайте и про soft skills: умение разбираться в чужом коде, работать в команде, пользоваться трекером задач (Jira, Trello и т.д.). Начинающий разработчик, который умеет гуглить решения проблем, задавать вопросы и быстро учиться – всегда в цене.
Как видите, список большой. Но не пугайтесь – всему этому вы научитесь постепенно. Хорошие курсы как раз строятся так, чтобы охватить все эти темы последовательно, с практикой. Со временем вы сформируете прочный стек навыков, необходимых Kotlin-разработчику.
Для того чтобы начать программировать на Kotlin, потребуется настроить среду разработки.
Базовый набор инструментов следующий:
Установка всего этого обычно сводится к скачиванию IntelliJ IDEA или Android Studio с официального сайта и запуску мастера установки. Android Studio при первом запуске сама попросит установить нужные SDK (Android SDK, эмулятор, образ устройства). После этого вы создаете новый проект – и можете писать код. Для проверки, что всё работает, часто первым делом пишут маленькую программу: выводят «Hello, Kotlin!» в консоль или запускают пустое мобильное приложение на эмуляторе.
Суммируя: для старта вам нужен только один пакет – IntelliJ IDEA (для обычных Kotlin-приложений) или Android Studio (для Android). Они содержат всё необходимое, включая JDK и Kotlin. Это значительно упрощает настройку окружения для новичка.
Онлайн-курсов по Kotlin-разработке сейчас очень много – от кратких вводных до полноценного обучения профессии с нуля до трудоустройства. На платформе «Учись Онлайн Ру» собраны практически все лучшие курсы по разработке на Kotlin от проверенных онлайн-школ (GeekBrains, Нетология, Skillbox, OTUS, Stepik, Coursera и др.)1.
Чтобы выбрать подходящий курс, давайте рассмотрим, какие варианты бывают и на что обращать внимание:
Форматы курсов:
Критерии выбора курса:
Выбор курса – дело индивидуальное. Если вы сомневаетесь, можно начать с чего-то бесплатного (пару вводных модулей), чтобы понять ваш ли это вообще путь, а затем инвестировать в платный курс. Также никто не мешает комбинировать: пройти основы бесплатно, потом взять платный модуль по Android или наоборот. Используйте возможности агрегаторов: на «Учись Онлайн Ру» вы можете сравнить программы по длительности, цене, почитать отзывы выпускников, посмотреть рейтинги школ1. Так вы получите объективную картину и подберете оптимальный вариант под свои цели.
Для самостоятельного изучения Kotlin существует множество бесплатных ресурсов – от официальной документации до интерактивных курсов и YouTube-каналов. Вот несколько рекомендуемых вариантов:
Все перечисленные ресурсы дополняют друг друга. Например, можно параллельно проходить проект на JetBrains Academy, читать документацию Kotlinlang при возникновении вопросов и смотреть YouTube-ролики по сложным темам. Такой микс – отличный способ быстро прогрессировать. Главное – практика: читайте меньше, кодьте больше 🙂.
Попробуйте себя в небольших проектах и задавайте вопросы сообществу, если что-то непонятно. Мир Kotlin достаточно дружелюбен к новичкам!
Путь от новичка до профессионального Kotlin-разработчика включает несколько этапов. В обобщенном виде он выглядит так: изучение основ → отработка ключевых навыков → выбор специализации → создание проектов (опыт) → подготовка к трудоустройству. Рассмотрим эту траекторию шаг за шагом:
Шаг 1: Изучение основ программирования и Kotlin. На начальном этапе цель – заложить фундамент. Вы учите синтаксис Kotlin: переменные, типы, операторы, условия, циклы, функции, базовые коллекции. Если никогда не программировали, возможно, имеет смысл сначала освоить базовый алгоритмический стиль (можно даже на псевдокоде или другом простом языке, но можно и сразу на Kotlin). Важно понять логику: как компьютер выполняет последовательность инструкций, как работают ветвления и циклы. Отличной идеей будет написать классическую программу «Hello, World!» на Kotlin, затем решить несколько простых задач: посчитать сумму массива чисел, найти максимум, отсортировать список. Это можно делать в Kotlin Playground или IDE. Задача – добиться, чтобы вы чувствовали себя уверенно с базовым синтаксисом и могли сами написать/отладить небольшую программу (10-20 строк). Далее – переходите к объектно-ориентированным особенностям Kotlin.
Шаг 2: Овладение ключевыми концепциями Kotlin и ООП. Теперь, когда совсем базовые вещи позади, углубляемся. Изучите, как в Kotlin работать с классами и объектами: научитесь создавать классы, писать свойства (val/var внутри класса), методы; разберитесь с наследованием (ключевое слово open/override в Kotlin, так как классы final по умолчанию). Освойте коллекции (List, MutableList, Set, Map) и функции стандартной библиотеки (map, filter, forEach и т.д.) – они очень удобны для обработки списков. Важный момент – Null Safety: поймите разницу между типом String и String?, научитесь использовать оператор ? (safe call) и !! (assert not null), оператор ?: (Elvis) и т.д. Это защитит вас от многих ошибок. Также познакомьтесь с такими особенностями Kotlin, как data-классы, enum-классы, object-синглтоны, классы-компаньоны – они делают код более идиоматичным.
Параллельно повторите основы ООП. Попробуйте реализовать мини-задачу: допустим, создать классы Учитель и Студент, где студент наследуется от человека, у него есть метод учиться, у учителя – метод преподавать. Это поможет понять наследование и полиморфизм на практике. Не забудьте про интерфейсы – в Kotlin они могут содержать реализацию по умолчанию (в Java это появилось только в новых версиях).
На этом же этапе можно выполнить упражнения типа Kotlin Koans, о которых мы упоминали – они отлично демонстрируют фишки Kotlin. Также стоит сделать первый полноценный проект: например, консольное приложение «Телефонная книга» или «Библиотека», где вы сможете применить ООП (создать несколько классов, взаимодействующих друг с другом), работу с коллекциями, чтение/запись данных.
Шаг 3: Выбор специализации – Android, Backend или Multiplatform. После того как основные языковые навыки получены, пора решить, куда двигаться дальше.
Kotlin-разработчик может специализироваться на:
Выберите то, что ближе. Если вас привлекает создание мобильных приложений, сосредоточьтесь на Android. Установите Android Studio, пройдите курс или туториал по разработке Android-приложения. Начните с простого проекта: например, сделайте приложение «Список задач» (ToDo-list) с парой экранов, где можно добавлять/удалять записи – классика для новичков1. Это научит вас работать с Activity/Fragment, кнопками, списками и навигацией между окнами. Затем можно постепенно усложнять: добавьте сохранение задач (в память или в БД), красивый дизайн, уведомления.
Если выбрали backend, начните с основ веб-фреймворков. Например, попробуйте сделать минимальный REST-сервис на Ktor или Spring Boot: пусть это будет приложение «Библиотека» с операциями CRUD (Create Read Update Delete) для книг1. Вы изучите, как Kotlin работает на сервере, как обрабатывать HTTP-запросы, как подключать базы данных.
Кроссплатформу (KMM) советуем оставить на потом, когда будете уверенно чувствовать себя либо в мобильной, либо в серверной разработке. Но иметь в виду её стоит – знание и Android, и серверной части дает возможность вырасти до Fullstack или multiplatform-разработчика, что очень ценится на рынке1.
Шаг 4: Практика через проекты и задачи. Практика – ключ к успеху. Какие бы курсы или книги вы ни прошли, только самостоятельное создание проектов доведет ваши навыки до рабочего уровня. Поэтому обязательно придумывайте и реализуйте собственные проекты.
Начать можно с чего-то простого: консольные утилиты, калькулятор, игра в угадывание числа, парсер файлов – любые задачки, которые можно реализовать за пару вечеров. Затем переходите к более серьезным проектам:
В этих проектах старайтесь применять изученные технологии: в мобильном проекте внедрите корутины для фоновых задач, используйте архитектуру MVVM, попробуйте Jetpack-библиотеки (LiveData/Flow, Navigation, WorkManager и т.д.)1. В серверном – поработайте с несколькими библиотеками: подключите, скажем, Exposed или JPA для работы с БД, используйте Ktor features или Spring components, организуйте логирование.
Очень полезно выложить свои проекты на GitHub. Это и портфолио, и доп. мотивация писать хороший код (вдруг его кто-то посмотрит)1. К тому же, вы покажете, что умеете использовать Git. Не стремитесь сразу сделать идеально – главное, чтобы проект работал и вы понимали каждую строчку своего кода.
Параллельно с проектами, если позволяет время, решайте алгоритмические задачки (Codewars, LeetCode) на Kotlin. Это улучшит ваш навык решения нетривиальных задач и подготовит к собеседованиям, где часто дают небольшие задачки.
Шаг 5: Углубление знаний и расширение стека. Когда у вас уже есть первый рабочий прототип приложения (или несколько пет-проектов), остановитесь и проанализируйте: что дается сложно, где пробелы? Возможно, вы чувствуете неуверенность в многопоточности или, скажем, не до конца разобрались с архитектурными паттернами. Самое время подтянуть эти слабые места1. Читайте более продвинутые статьи, документацию, посмотрите курсы на сложные темы (например, тестирование, CI/CD, оптимизация).
Android-разработчику стоит, например, познакомиться ближе с Java (прочитать туториал, чтобы понимать чужой код), взглянуть на iOS разработки основы (чтобы иметь представление, как работает другая платформа – это полезно для общей картины). Серверному разработчику – изучить, например, Docker/Kubernetes (куда сейчас без них в бэкенде), или попробовать другой JVM-язык (Scala, например, просто для кругозора)1.
Полезно пройти дополнительные курсы: отдельный курс по паттернам проектирования, по чистому коду, по алгоритмам и структурам данных – все это сделает вас сильнее как разработчика. И продолжайте усложнять свои проекты: добавьте авторизацию пользователей, интегрируйте сторонние API (например, авторизация через Google, или работу с картами Google Maps), сделайте в мобильном приложении push-уведомления, а в серверном – реализуйте, допустим, работу с очередями или WebSocket. Каждый новый функционал – это +1 к вашим навыкам1.
Шаг 6: Подготовка к трудоустройству. Итак, вы чувствуете, что накопили достаточно знаний и умений, чтобы претендовать на первую работу. Пора готовиться к выходу на рынок:
Когда вы получите первый job offer – поздравляем, вы стали профессиональным Kotlin-разработчиком! Далее начнется новая глава – рост в профессии, но об этом чуть позже.
Важно: по опыту, на овладение начальным уровнем уходит примерно от полугода до года активного обучения. У кого-то быстрее, у кого-то медленнее – темпы индивидуальны. Главное – систематичность и интерес. Если вы сохраняете мотивацию и увлеченность, то пройдете этот путь успешно, пусть и с трудностями по дороге.
Сроки освоения Kotlin и выхода на работу варьируются в зависимости от интенсивности обучения, вашего начального уровня и выбранной программы. В среднем, по отзывам и статистике курсов, на то, чтобы пройти путь от полного новичка до первого трудоустройства на позиции Junior, уходит около 6-12 месяцев активного обучения.
Рассмотрим несколько сценариев:
Стоит учесть, что обучение не заканчивается получением работы. В IT-сфере вообще учиться придется постоянно. Цифры «6 месяцев» или «год» – это про достижение минимально достаточного уровня для входа в профессию. Далее уже работая, вы продолжите учиться у коллег, на реальных задачах, читать документацию, посещать курсы. Спустя 1-2 года работы вы станете Middle, еще через пару лет – Senior (если активно развиваетесь)1. Таким образом, развитие – непрерывный процесс.
Если ваша цель – максимально быстро выйти на работу, то совет такой: составьте четкий план и придерживайтесь его. Интенсивные курсы в этом плане помогают, потому что у них программа расписана по неделям. Если учитесь сами, разбейте материал на этапы (например, 1 месяц – основа Kotlin, 2 месяц – ООП + структуры данных, 3 месяц – Android basics, 4 месяц – проект №1, 5 месяц – продвинутые темы + проект №2, 6 месяц – подготовка резюме и интервью). Такой самодельный «учебный план» не даст вам слишком отклониться.
Помните, что лучше не гнаться исключительно за сроками. Важнее качество знаний. Но и затягивать тоже плохо – старайтесь не терять мотивацию. Практика показывает, что освоить Junior-уровень вполне реально за ~6-9 месяцев, если посвятить этому время и силы. В любом случае, уже через пару месяцев от начала вы сможете писать свои простенькие приложения – почувствуете прогресс, а это лучшая мотивация учиться дальше.
Да, Kotlin-разработчики очень востребованы – как в России, так и за рубежом1. Спрос на специалистов резко вырос с тех пор, как Google сделала Kotlin основным языком для Android (с 2017–2019 годов), и сейчас держится стабильно высоким1.
Вот несколько фактов и тенденций:
Вывод: профессия Kotlin-разработчика сейчас востребована и перспективна. Количество Android-устройств в мире уже превысило 3 миллиарда и растет – бизнесу нужны всё новые мобильные приложения, а значит Android/Kotlin-специалисты без работы не останутся. Плюс сам язык расширяет применение (мультиплатформа, сервер) – что тоже увеличивает варианты трудоустройства.
Так что, вложившись в обучение Kotlin сейчас, вы выбираете направление с высоким спросом, который, по прогнозам, будет только расти в ближайшие годы.
Зарплаты Kotlin-разработчиков относятся к одним из самых высоких в IT, особенно у опытных специалистов. Конечно, размер вознаграждения зависит от уровня квалификации, региона и компании, но приведем ориентиры на 2025 год (в рублях для России, а также по миру):
Подытожим: для новичка ориентиры – 70-100 тыс. ₽ в Москве, 50-80 тыс. ₽ в регионах. Для миддла – 150-200+ тыс. ₽. Для сеньора – 300 тыс. ₽ и больше. Стоит отметить, что в вакансиях сейчас все чаще указывают вилки: например, для Junior могут писать 80–120 тыс., для Middle 150–250 тыс., Senior – от 250 тыс. и выше1.
Также важно понимать, что в описании вакансий кроме денег смотрят на навыки: для джуна обычно требуют знание Kotlin (базовые возможности), понимание основ Android или веб (в зависимости от позиции), базовое знание Java часто упоминается как желательное.1 2 Уровень английского также влияет при работе на зарубеж. Но финансово карьера Kotlin-разработчика очень привлекательна: рост зарплат с опытом значительный, а возможности работать на международные компании открывают доступ к еще более высоким доходам.
Как и у любой профессии, у Kotlin-разработчика есть свои преимущества и сложности. Рассмотрим основные плюсы и минусы этой карьеры:
Плюсы:
Минусы:
В целом, минусы во многом типичны для любой разработки: сидячая нагрузка, необходимость учиться, много времени за экраном, ответственность за качество. А плюсы показывают, что карьера Kotlin-разработчика может быть очень выгодной и интересной: высокие зарплаты, востребованность, возможность удалёнки, современный стек технологий.
Для многих плюсы существенно перевешивают минусы – особенно для тех, кто любит программирование как процесс творчества и решения задач. Если вы готовы к постоянному развитию и терпеливы к возможным рутинным моментам, то профессия Kotlin-программиста может принести вам большое удовлетворение и успех.
Формально – нет, высшее образование не является обязательным для работы Kotlin-разработчиком (как, впрочем, и большинством других IT-специальностей). Индустрия ценит практические навыки и опыт выше наличия диплома. Многие успешные Android/Kotlin-разработчики не имеют профильного вузовского образования – кто-то самоучка, кто-то после курсов.
Вакансии на Junior-разработчика обычно не требуют диплома, или упоминают его чисто формально. Например, профессия мобильного разработчика не требует высшего образования, что отражает быстроту развития сферы: вузы часто не успевают за трендами. Главное – умение программировать, знание Kotlin/Java, наличие проектов.
Тем не менее, высшее образование может быть полезно:
Но в сфере мобильной разработки практика показывает: можно спокойно войти в профессию без универа. Ключевое – самообразование или курсы. Даже на форумах разработчиков часто слышен совет: «в эту сферу легко попасть, не нужно высшее образование, любой может научиться». Это, конечно, упрощение, но доля правды есть.
Если у вас уже есть высшее образование (пусть и не айтишное) – отлично, лишним не будет. Если нет – не беда, компенсируйте это крутым портфолио и сертификатами/курсами. Кстати, некоторые курсы дают диплом о профпереподготовке (например, Нетология) – это формально тоже документ об образовании, хоть и не государственный вуз, но доп. бумага.
Итак, вывод: чтобы стать Kotlin-разработчиком, необязательно оканчивать университет. Многие работодатели вообще не спросят про диплом, а сразу дадут тестовое задание. Важнее показать навыки. Профильное образование – это скорее плюс к вашему общему развитию, но отсутствие его не закрывает двери. Главное – ваши знания Kotlin/Java, умение писать код и учиться новому. В IT «важнее портфолио, чем корочки», и мобильная разработка подтверждает эту тенденцию.
Да, английский язык очень желателен для Kotlin-разработчика, как и для любого IT-специалиста.
Вот почему:
При этом, на стартовом этапе (изучение основ, первые небольшие проекты) можно обойтись минимальным английским – понятиями из программирования, умением гуглить ошибки. Но по мере роста карьеры нужно повышать уровень. Хорошая новость: погружаясь в программирование, вы естественно подтянете английский. Постоянно читая англоязычные материалы, словарный запас технических терминов накапливается. Многие учат язык параллельно с кодингом.
Если оценивать формально: часто в вакансиях Junior Android developer пишут требование «English: Pre-intermediate or Intermediate». То есть понимать документацию, базово изъясняться – желательно. На уровне Middle уже нередко нужен Upper Intermediate, потому что могут быть иностранные коллеги.
В любом случае, знание английского – это ваш конкурентное преимущество. Разработчик, владеющий английским, имеет доступ ко всей базе знаний мирового IT. Как сказано на одном портале: «Для этой работы нужно освоить основы программирования на Kotlin и хорошо знать технический английский». Необязательно быть филологом, но понимание тех. текстов и написание кода с английскими комментариями обязательно.
Совет: начинайте читать документацию и книги в оригинале, смотрите конференции KotlinConf на английском – поначалу с субтитрами, потом привыкнете. Практикуйтесь писать свои вопросы на Stack Overflow по-английски. Постепенно придет уверенность. А свободный английский откроет вам двери в международное сообщество разработчиков и более высокооплачиваемые позиции.
Безусловно, самостоятельно выучить Kotlin возможно – огромное количество разработчиков так и делают. Kotlin – открытый язык с массой бесплатных материалов, и если у вас хватает мотивации и самодисциплины, вы вполне можете стать Kotlin-программистом без формального обучения.
Как выглядит самообучение на практике?
Обычно комбинация:
В пункте 13 мы перечисляли множество бесплатных ресурсов – ими и следует пользоваться. Например, вы можете пройти официальный Kotlin tutorial на kotlinlang.org, затем решить задачи Kotlin Koans, затем написать пару пет-проектов. После этого перейти к изучению Android через официальные Android Codelabs или курс Android Basics in Kotlin (он тоже доступен бесплатно на сайте Google). В процессе – гуглить все трудности, спрашивать у сообщества.
Самостоятельное обучение имеет плюс: гибкость и бесплатность. Вы двигаетесь в своем темпе, можете глубже копнуть интересующую тему, не платите денег. Многие отличные разработчики – самоучки, потому что в программировании главное практика и любознательность.
Однако есть и сложности:
Поэтому иногда люди после некоторого самостоятельного прогресса все же идут на курсы, чтобы «структурировать» знания и заполнить пробелы. Но многие и без курсов доходят до трудоустройства – особенно сейчас, когда онлайн-сообщество столь развито.
Можно привести цитату с Хабр Q&A: «Думаю, в эту сферу легко попасть, не нужно высшее образование, да еще и платят хорошо. Любой может работать удаленно, нужен только компьютер ...». Это слегка утрировано, но доля истины есть: вход в программирование действительно относительно демократичен. Вы можете учиться, сидя дома за компьютером, имея доступ к интернету – и этого достаточно, чтобы стать разработчиком.
Практические рекомендации для самоучки:
В итоге, самостоятельное обучение – путь вполне реалистичный. Для многих новичков оптимально: начать самостоятельно (благо порог входа низкий), а когда упретесь в сложности или захотите ускорить прогресс – подключить платный курс или ментора. Но и полностью self-made developer – не редкость. В IT в конце концов важен ваш скилл, а не то, как вы его получили.
Получение практического опыта – одна из самых важных задач для новичка. Часто бывает замкнутый круг: чтобы взять на работу, нужен опыт, а где ж его взять, если не берут на работу? Решение – создавать опыт самостоятельно через учебные и пет-проекты, стажировки, открытые проекты.
Вот несколько путей набраться практики:
Помните, цель – максимально заполнить пробел «нет опыта» в вашем профиле. Каждый написанный вами проект – это уже опыт. Пусть он не коммерческий, но опыт разработки есть: вы сталкивались с багами, искали как сделать фичу, улучшали код. Работодатель это оценит, особенно если вы можете рассказать, чему научились на своих проектах.
Когда у вас набралось несколько работ, оформите портфолио: GitHub, может быть, сделайте небольшое демо-резюме (например, сайт с описанием проектов). И не стесняйтесь демонстрировать свой код.
Важный момент: практика должна быть разнообразной. Хорошо, если вы попробовали и сети, и базу данных, и UI, и многопоточность. Тогда вы приходите на собеседование уже не «чистым листом», а человеком, который «в бою» сталкивался с основными задачами разработки.
Как говорится, «опыт – сын ошибок трудных». Не бойтесь ошибаться в своих тренировочных проектах – на то они и учебные. Чем больше кода напишете, тем лучше разберетесь, как все работает. И это самый надежный способ перейти из разряда новичков в разряд уверенных джуниоров.
Поиск первой работы – это тоже своеобразный навык. Вот план действий, который поможет джуниору Kotlin-разработчику увеличить шансы трудоустройства:
Главное – проактивность. Не ждите, что работа сама вас найдет. Ходите на мероприятия (митапы, конференции онлайн – там иногда бывает «ярмарка вакансий»), общайтесь в профильных чатах. Возможно, пообщавшись с опытными разработчиками, вы получите инсайты или даже реферал.
Еще совет: на собеседовании не бойтесь признавать, что чего-то не знаете, но сразу показывайте, как бы подошли к задаче. Например: «С таким фреймворком пока не работал, но готов быстро изучить, у меня был похожий опыт с другим инструментом…». Работодатели ценят честность и стремление учиться.
Итак, путь первой работы иногда тернист, но при настойчивости и грамотной подготовке вы его пройдете. Трудоустройство джуниора – это часто игра чисел: чем больше попыток, тем выше шанс успеха. Каждое интервью – опыт, каждое тестовое – практика. В конце концов, вы получите то самое предложение, которое станет стартом вашей карьеры Kotlin-разработчика.
Kotlin завоевал популярность в индустрии, и на нём сейчас пишутся приложения и сервисы во множестве известных компаний. Вот несколько ярких примеров использования Kotlin:
В целом, почти все новые Android-приложения начиная с 2019 года создаются на Kotlin по умолчанию. Если вы видите какое-то популярное приложение в Google Play – очень большая вероятность, что в его кодовой базе есть Kotlin. А на сервере Kotlin пока менее массов, но тоже представлены примеры: некоторые микросервисы в Slack, в Cash App (Square) – пишутся на Kotlin.
Для разработчика это значит, что, владея Kotlin, вы можете участвовать в создании самых разных продуктов – от банковского приложения до соцсети или высоконагруженного сервиса. Иметь в резюме, что вы работали с Kotlin, сейчас практически маст-хэв для мобильщиков, и все больше ценится для бекендщиков.
Да, работа удаленно для Kotlin-разработчика вполне доступна, и более того – весьма распространена. Рассмотрим оба варианта:
Удаленная работа в штате компании: Многие IT-компании после 2020 года перешли на удаленный или гибридный формат. Для мобильных и бекенд-разработчиков удаленка технически легко организуема – нужен только ноутбук и интернет. Согласно статистике вакансий, около 900 из 2750 Kotlin-вакансий в России предполагали удаленную работу1. Компании поняли, что могут нанимать Android-разработчиков из любых регионов. Так что, вы можете жить, например, в Новосибирске и работать на московскую фирму, получая столичный оклад – это реальность сегодня.
Многие международные фирмы также нанимают удаленных Kotlin-разработчиков из разных стран. Для этого часто нужно знание английского и оформление через аутсорс или как индивидуальный подряд. Тем не менее, примеры есть: разработчики из СНГ работают удаленно на европейские стартапы, американские компании, получая валютную зарплату. Площадки типа remoteok, LinkedIn очень часто публикуют позиции «Remote Android Developer».
Плюсы удаленки: свобода локации, экономия времени на дорогу, можно комбинировать с путешествиями. Минусы: нужно самоорганизовываться, недостаток живого общения, иногда часовые пояса неудобны.
Фриланс: Kotlin-разработчик может также успешно работать на фрилансе. На биржах (Upwork, Freelancer, на российских Freelance.ru, FL.ru и т.п.) хватает заказов, связанных с Android: разработать мобильное приложение «под ключ», сделать доработки, провести аудит кода, написать модуль. Есть заказы и по Kotlin-бэкенду, но реже – мобильные более заметны на фрилансе.
Новичку на фрилансе стартовать сложнее: конкуренция с индийскими и другими разработчиками по всему миру. Сначала берутся небольшие заказы за скромную плату1, чтобы заработать репутацию. Постепенно, выполнив несколько проектов и получив хорошие отзывы, можно претендовать на более дорогие работы. Опытные фрилансеры-разработчики, как отмечалось, могут выйти на доходы 200-300 тыс. ₽ в месяц, набирая несколько проектов или один долгосрочный контракт.
Фриланс дает максимальную свободу – вы сами выбираете проекты, график, работаете на себя. Но и риски: нет гарантированного оклада, поиском заказов и общением с клиентами нужно заниматься самостоятельно. Не каждому это подходит, нужна коммерческая смекалка и умение продавать свои услуги.
Где искать удаленную/фриланс работу? Для фуллтайм удаленки – стандартные джоб-сайты (HH с фильтром «удаленно», профильные каналы, LinkedIn). Для фриланса – Upwork (крупнейшая международная биржа), на ней немало проектов по Android. Российские биржи тоже можно мониторить, там конкуренция ниже, но и бюджеты обычно меньше.
Стоит упомянуть и формат аутсорс/аутстафф компаний: существуют фирмы, которые нанимают разработчиков и сдают их как удаленных специалистов другим компаниям. У таких компаний часто все сотрудники распределены. Можно устроиться в такую фирму и вам будут подыскивать проекты – не совсем фриланс, но вы будете менять проекты периодически, работая удаленно.
Итог: Kotlin-разработчик – профессия, прекрасно совместимая с удаленной работой. Если вам важна гибкость или вы не хотите переезжать, вполне реально строить карьеру, сидя дома или в любом городе. А фриланс – вариант для тех, кто хочет быть сам себе начальником. Многие начинают в штате для опыта, а потом уходят на фриланс, или наоборот – поднабрав проектов, идут в штат. Возможностей масса, и выбор формата зависит только от ваших предпочтений. Главное, что скилл разработки на Kotlin востребован и в офисе, и удаленно, и на фрилансе – было бы желание работать.
Надеемся, этот FAQ помог вам разобраться с основными вопросами о разработке на Kotlin. Мы рассмотрели, что представляет собой Kotlin, где он применяется, как его учить и какие перспективы ждут Kotlin-программиста. Для начинающих главное – не бояться большого объема информации. Шаг за шагом, осваивая теорию и практикуясь, вы сможете стать уверенным разработчиком. Kotlin – динамично развивающийся язык, и прямо сейчас отличное время, чтобы влиться в его сообщество и построить карьеру в одной из самых востребованных и интересных областей IT. Удачи вам в обучении и покорении новых вершин!
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет