Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье мы расскажем, как легко и эффективно учить русский язык в школе или подтянуть отстающие темы. Разберемся, какие правила можно запомнить за лето, месяц или неделю, что лучше — заниматься самостоятельно или с репетитором и как быстро разобраться с орфографией или пунктуацией.
Русский язык – один из основных школьных предметов, и получить по нему оценку «5» (отлично) желает каждый ученик. Чтобы успешно выучить русский язык, недостаточно просто делать домашние задания — важно регулярно практиковаться, разбираться в правилах и работать над ошибками.
В этой статье мы расскажем, как улучшить свои знания русского языка на каждом этапе школьного обучения: от начальной школы до подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Ты узнаешь полезные советы, а твои родители — как поддержать тебя в учебе.
Начальная школа закладывает базу знаний по русскому языку. В 1–4 классах ученики учатся читать, грамотно писать и понимать тексты. Здесь очень важно заинтересовать себя предметом и выработать правильные учебные привычки. Ниже приведены рекомендации, которые помогут тебе уже с первых классов учиться на отлично.
В младших классах особое внимание уделяется орфографии (правописанию слов) и начальным правилам пунктуации.
Чтобы научиться писать без ошибок, постарайся выполнять следующие шаги:
Запоминай правописание слов: В русском языке есть слова с непроверяемыми написаниями (так называемые «словарные слова»). Заведи тетрадь для трудных слов и регулярно пополняй её — пиши слово и рядом его правильное написание, придумывай с ним предложение. Например, слова «семья», «машина», «здравствуйте» лучше выучить сразу как пишутся.
Учись правилам постепенно: Начни с простых правил (например, сочетания жи-ши, ча-ща, чю-щу), затем переходи к более сложным. Понимай почему слово пишется так, а не иначе. Если знаешь правило, сможешь применить его на практике. Например, выучив правило о правописании безударных гласных в корне, старайся сразу применять его, подбирая проверочные слова.
Тренируй пунктуацию с первых шагов: В 1–2 классе ты узнаешь, что в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. Старайся правильно интонационно читать предложения и сразу расставлять знаки в письменных упражнениях. Позже, в 3–4 классе, появятся запятая, двоеточие, тире – не бойся этих знаков, учи их поэтапно. Например, сначала разберись, как оформлять обращение или перечисление запятой.
Помни, что аккуратность при письме тоже важна: пиши разборчиво, чтобы видеть каждую букву и знак. Если допускаешь ошибку, обязательно разбери, почему она произошла, и попробуй больше её не повторять.
Грамматика русского языка в начальной школе включает основы морфологии и синтаксиса: ты узнаешь части речи, членов предложения, простое построение предложений.
Вот как можно успешно освоить грамматику и параллельно развивать речь:
Изучай части речи по порядку: В 1–4 классах постепенно знакомятся с именами существительными, прилагательными, глаголами и т.д. Постарайся понять роль каждой части речи. Например, существительное называет предмет, прилагательное описывает признак. Играя, пытайся придумывать свои примеры: возьми любое слово и определи, какая это часть речи, придумай с ним предложение.
Делай разборы предложений: К 3–4 классу ты научишься разбирать предложение по членам (главные и второстепенные). Практикуйся на простых предложениях: подчеркни основу (подлежащее и сказуемое), отметь, кто что делает. Такой разбор развивает понимание структуры речи и поможет дальше, когда правила усложнятся.
Расширяй словарный запас: Чтение в младших классах играет огромную роль. Читай сказки, рассказы, детские энциклопедии – чем больше ты читаешь, тем больше новых слов узнаёшь и тем грамотнее пишешь. Не просто читай, но и обсуждай прочитанное (с родителями или учителем) – это развивает устную речь. Попробуй завести читательский дневник и записывать туда новые или понравившиеся слова из книг.
Развитие речи – это не только новые слова, но и умение связанно выражать мысли. Старайся пересказывать небольшие тексты своими словами, описывать картинки, составлять небольшие истории. Такие упражнения помогут тебе в будущем легко писать сочинения.
В начальной школе вас начинают проверять с помощью диктантов, изложений и даже небольших сочинений по картинке или плану.
Как к ним готовиться?
Диктанты: Чтобы успешно писать диктанты на «5», нужно тренироваться. Попроси родителей или старших прочитать тебе небольшой текст для самодиктанта – заранее подготовь текст, потренируйся его писать, а затем пиши под диктовку без подготовки. После проверки обязательно проработай ошибки: каждую ошибочную букву или знак препинания объясни правилом и перепиши правильно слово несколько раз. Полезно также слушать аудиодиктанты: включаешь запись диктанта, пишешь текст, потом сверяешь с оригиналом.
Изложения: Изложение – это пересказ текста своими словами письменно. Начни с развития устного пересказа: прочитай рассказ и попробуй пересказать вслух, сохраняя суть. Затем учись составлять план услышанного текста: раздели его на части, выдели главное. Когда пишешь изложение, следуй своему плану и не пытайся запомнить исходный текст слово в слово – важно передать смысл своими фразами, но грамотно. Практикуй изложение дома: попроси родителей прочитать параграф из книги, а ты законспектируй и перескажи его письменно.
Первые сочинения: В 3–4 классе могут давать творческие работы – написать несколько предложений по картинке или тему «Как я провел лето». Не пугайся слова «сочинение». По сути, это та же связная речь. Перед тем как писать, обдумай содержание: что хочешь рассказать, в каком порядке.
Сделай короткий план: начало, основная мысль, концовка. Затем пиши свободно, от себя. После написания обязательно проверь текст: нет ли ошибок, хватает ли запятых, понятно ли изложил мысль. Помни, что в сочинении важно показать и грамотность, и умение выразить свои мысли.
Регулярная самостоятельная практика – залог успеха в русском языке.
Вот несколько идей, как тренироваться дополнительно:
Веди дневник или тетрадь для упражнений: Можно завести отдельную тетрадку, куда ты будешь пару раз в неделю записывать маленькие рассказы, описания прошедшего дня или интересных событий. Затем проверяй себя: ищи ошибки, сверяйся со справочниками. Так ты привыкнешь формулировать мысли письменно и улучшишь орфографию.
Решай дополнительные упражнения: Не ограничивайся только упражнениями из учебника. Можно попросить учителя или родителей дать тебе дополнительные задания по тем темам, которые даются тебе труднее. Например, если путаешься в проверке безударных гласных, прорешай еще несколько упражнений на эту тему из сборников или рабочих тетрадей.
Используй справочники и таблицы: В начальной школе есть упрощённые справочники по русскому языку с правилами в схемах и картинках. Такие материалы помогут тебе быстро вспомнить правило. Размести перед глазами (над столом) красивые таблицы с правилами – например, таблицу правописания гласных после шипящих или список словарных слов своего класса и пробегай их взглядом каждый день.
Играй в обучающие игры: Обучение можно превратить в игру. Составляй с одноклассниками словарный диктант-викторину: кто больше слов правильно напишет на время. Или используй магнитные буквы, чтобы складывать слова и разбирать их по составу прямо на холодильнике. Весёлые игры позволят незаметно для себя выучить много нового.
Главное – практиковаться понемногу, но часто. Лучше каждый день уделять русскому языку 15–20 минут дополнительно, чем пытаться выучить всё перед самой проверочной работой.
Сейчас есть множество онлайн-ресурсов, которые помогут тебе подтянуть русский язык.
Вот некоторые из них:
Интерактивные тренажёры по русскому языку: Сайты с играми и заданиями для младших школьников. Например, на образовательной платформе Учи.ру есть задания по русскому языку для 1–4 классов в игровом формате.
Онлайн-курсы для младших классов: Если хочется позаниматься дополнительно с профессиональным учителем, можно записаться на специальные курсы. Например, курс Фоксфорда «От «А» до «Я»: учимся писать правильно» для первоклассников помогает в увлекательной форме разобраться с алфавитом и основными правилами письма.
А для учеников 3–4 классов доступен курс «Пишем грамотно», который развивает навыки диктанта, изложения и сочинения и улучшает все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо).
Эти и подобные программы ты можешь найти на платформе Учись Онлайн Ру – там собраны лучшие курсы разных онлайн-школ. Например, курс «Пишем грамотно» для 3–4 класса доступен по ссылке: «Пишем грамотно» для 3–4 класса. Есть и вариант этого курса для 1–2 класса: «Пишем грамотно» для 1–2 класса.
Детские справочные приложения: Существуют приложения для телефона/планшета, которые помогут выучить правила. Например, приложения с подборками правил русского языка в стихах или с карточками словарных слов. Они сделают обучение мобильным и нескучным.
Онлайн-ресурсы хороши тем, что позволяют учиться в удобном темпе. Но не забывай сочетать их с работой по школьному учебнику и тетрадям – это тоже необходимо для отличных оценок.
Ниже приведены ссылки на курсы для учеников младшей школы по классам:
Уважаемые родители! Ваша поддержка крайне важна для успешного освоения ребёнком русского языка в начальной школе.
Вот несколько рекомендаций, как помочь младшему школьнику:
Читайте с ребёнком ежедневно: Совместное чтение книг вслух и обсуждение прочитанного развивает грамотность и расширяет словарный запас. Попросите ребёнка пересказать рассказ или придумать окончание сказки – так вы стимулируете его интерес к слову.
Практикуйте письмо дома: Диктуйте ребёнку небольшие тексты (3–5 предложений) и разбирайте вместе допущенные ошибки, объясняя правила. Делайте это в доброжелательной форме, превращая диктант в игру: например, «исправь письмо от сказочного героя» – нарочно «ошибитесь» в письме от лица персонажа и попросите ребёнка найти и исправить ошибки.
Создайте домашний уголок русского языка: Повесьте на стену алфавит, таблицы с правилами, яркие плакаты со стихотворениями о частях речи. Визуальная опора поможет ребенку быстрее запоминать материал.
Следите за режимом и нагрузкой: В начальной школе важно не перегружать ученика. Дополнительные занятия русским должны быть короткими и регулярными. Помогите ребёнку составить расписание, где будет время и на школьные задания, и на отдых. Если видите, что какая-то тема даётся тяжело, предложите сделать перерыв и вернуться к ней позже или в игровой форме.
Хвалите за успехи: Обратите внимание на прогресс ребёнка – похвала за правильно написанное слово или удачно пересказанный текст повысит мотивацию. Поддерживайте интерес: показывайте, как знания русского пригодятся в жизни (например, чтобы написать письмо Деду Морозу без ошибок или понять вывески и объявления вокруг).
Помните, что в младшем возрасте главное – сформировать у ребенка позитивное отношение к изучению языка. Ваша поддержка и участие сделают процесс обучения легче и приятнее.
В 5–9 классах программа по русскому языку значительно усложняется. Появляются новые правила, исключения, больше объемов письменных работ. Многие учащиеся в этот период испытывают трудности: кто-то теряет баллы на сложных орфограммах, у кого-то возникают ошибки в запятых, а впереди в 9 классе – первый важный экзамен ОГЭ. Ниже мы рассмотрим, как ученику средней школы подтянуть знания и уверенно получать отличные оценки.
К средней школе ты уже знаешь базовые правила, теперь наступает время их углубленного изучения.
В программе 5–7 классов появляется много новых орфографических тем:
Правописание корней с чередованием: например, гар/гор, зар/зор, раст/рощ/рос. Эти правила сложнее, тут важно выучить каждое конкретное чередование и запомнить исключения (например, росток, на вырост – исключения в правиле о корне рост/ращ/рос).
Правописание приставок и суффиксов: Ты столкнешься с правилами типа приставки раз-/рас-, роз-/рос- (разбирать – розыгрыш) или написание суффиксов причастий -нн-/-н-. Заведи себе набор правил – можно на отдельных карточках – и периодически их повторяй. Например, сегодня повтори правило про удвоенные нн, завтра – про суффиксы -чик-/-щик-.
Особенности написания гласных после шипящих и Ц: В 5–6 классе разбирают, почему пишется «чаще» через е, но «хорошо» через о после шипящих. Эти случаи просто нужно выучить или использовать подсказки-рифмовки (запомнить фразу для правил, например: «Шипящие и Ц – пиши через И в окончаниях» для имен существительных женского рода типа «ночи», «песни», но есть исключение «кирпичу»).
Важно не пропускать темы, которые дают в школе, и отрабатывать каждую на практике. Если какое-то правило осталось непонятым, обратись за помощью к учителю или посмотри разбор темы в интернете (например, видеоуроки). Орфография русского языка богата нюансами, и средняя школа – лучшее время, чтобы их освоить. Тогда к выпускным экзаменам у тебя уже будет прочный багаж знаний.
В 5–9 классах ты переходишь от простых предложений к сложным, а значит, и пунктуация становится сложнее. Появляются правила постановки запятых, двоеточий, тире в различных конструкциях. Как действовать, чтобы не потеряться в этих запятых?
Пойми структуру сложного предложения: Сначала научись находить грамматические основы в сложном предложении. Если основ две и более, значит, предложение сложное, и между частями чаще всего нужна запятая или другой знак. Например: «Наступила осень, и листья пожелтели.» – тут две основы (наступила, листья пожелтели), между ними ставим запятую перед союзом и.
Учись на простых правилах пунктуации: В 5–6 классах вводятся запятые в простом предложении (например, при однородных членах, обращениях) – эти правила относительно несложные, отработай их, чтобы далее они были как автоматизм. Затем переходи к запятым в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях (7–8 класс). Выписывай себе примеры: однородные члены – всегда с запятой (кроме двух, соединенных союзом и), а вот перед как запятая ставится не всегда – эти тонкости надо выучить и постоянно повторять.
Решай больше практических заданий: Пунктуация требует набитой руки. После того как выучил правило, реши несколько дополнительных упражнений на постановку знаков. Можно использовать сборники «3000 заданий по русскому» или онлайн-тесты. Хороший способ тренировки – разбор предложений из книг: когда читаешь художественную литературу, обращай внимание на запятые, думай, по какому правилу они стоят. Например, увидел в тексте двоеточие – подумай, не поясняет ли вторая часть первую, отсюда и знак.
Постепенно ты заметишь, что начинаешь чувствовать пунктуацию: будешь интуитивно ставить знаки там, где нужно сделать паузу или интонационно разделить мысль. Но эту интуицию обязательно подкрепляй знанием правил, чтобы на экзаменах и тестах опираться на чёткие знания.
В среднем звене продолжается изучение грамматики, но на более серьёзном уровне. Нужно не только знать части речи, но и их грамматические признаки, виды разборов и т.п.
Вот на что обратить внимание:
Морфологические разборы: В 5–7 классах вы учитесь подробно характеризовать части речи. Например, разбирая существительное, ученик должен указать род, число, падеж, склонение. Практикуй такие разборы часто. Можно сделать карточки с словами и пытаться самостоятельно расписать их признаки, а потом сверяться с учебником или ответами в пособии. Морфологический разбор помогает систематизировать знания о частях речи и их правилах (скажем, зная склонение существительного, легче правильно написать окончание).
Синтаксический разбор: Это разбор всего предложения (структура, главные и второстепенные члены, тип предложения). Начни с простых предложений – доведи до автоматизма поиск подлежащего и сказуемого. К 8–9 классу научись определять тип придаточного в сложном предложении: изъяснительное, временное, условное и т.д.
Кажется трудно, но если ты понимаешь смысл придаточной части («для чего? почему? когда?» относительно главной) – ты сможешь назвать её вид. Построение схем сложных предложений тоже отличное упражнение: оно наглядно показывает, где стоят союзы и какие части связаны.
Лексика и фразеология: В средней школе есть разделы, посвященные лексическому значению слов, синонимам, антонимам, фразеологизмам. Это не прямая грамматика, но важно для твоей речи. Обогащай свою речь: учи новые слова, узнавай их оттенки значения, чтобы потом в сочинениях показывать богатый словарный запас. Например, узнаешь новый фразеологизм – попробуй употребить его в разговоре или письменной работе, так он запомнится.
Хорошо владея грамматикой, ты не только будешь грамотно писать, но и легче справишься с заданиями на разборы и анализ предложений, которые часто встречаются в контрольных работах и олимпиадах.
В средней школе особенно важно развить навык самостоятельной работы над своими ошибками. Учитель проверяет твою тетрадь, указывает, где неправильно, но дальше – дело за тобой.
Вот как можно эффективно работать над ошибками:
Веди «дневник ошибок»: Заведи отдельный блокнот, куда выписывай свои ошибки из диктантов, проверочных, сочинений. Раздели их по категориям: орфографические (слова, где ошибся), пунктуационные (где пропустил или лишний знак) и грамматические (например, неправильное употребление формы слова).
Напротив каждой ошибки напиши правильный вариант и правило, которое нужно было применить. Регулярно просматривай этот список – так ты будешь помнить свои слабые места. Перед новым диктантом полезно пробежаться глазами по своим прошлым ошибкам, чтобы не совершить их снова.
Повторяй трудные правила самостоятельно: Если чувствуешь, что какое-то правило даётся сложно (например, пунктуация при причастном обороте или правописание не с причастиями), удели ему дополнительное время. Прочитай объяснение в другом учебнике или посмотри видеоурок по этой теме. Иногда изменение источника информации помогает понять лучше. После этого сделай несколько упражнений сам для закрепления.
Самопроверка – твой друг: При выполнении домашних заданий по русскому не сдавайсь сразу после написания. Найди все места, где ты не уверен, и проверь себя по правилам или словарю. Например, написал сочинение – перечитай и попробуй обнаружить ошибки сам: возможно, где-то интуитивно чувствуешь, что нужна запятая. Проверь по правилу, поставь, если нужно. Школьные упражнения тоже можно проверять: сравнивать с параграфом в учебнике, где было похожее примерное задание.
Стремление разобраться самому делает тебя сильнее как ученика. В старших классах и в вузе такая самостоятельность очень пригодится. Но и сейчас, в 7–8 классе, ты станешь более уверенным и грамотным, если научишься учиться сам.
В эпоху интернета подтянуть русский язык стало легче – множество ресурсов готовы прийти на помощь:
Образовательные сайты с тестами: Например, портал «Решу ОГЭ» содержит банк заданий по всем темам русского языка с 5 по 9 класс. Ты можешь выбирать тему (например, «Буквы О/Ё после шипящих») и выполнять десятки тестовых заданий с мгновенной проверкой. Это отличный способ тренировки перед контрольной или экзаменом.
Видеоразборы и онлайн-уроки: На YouTube и образовательных платформах (Фоксфорд, ИнтернетУрок и др.) есть короткие ролики, где учителя объясняют конкретные правила или разбирают типичные ошибки. Если какой-то материал не понятен на уроке, попробуй найти альтернативное объяснение в интернете – возможно, другой учитель пояснит более доступно именно для тебя.
Онлайн-курсы и репетиторы: В средней школе можно начать целенаправленную подготовку к экзаменам. Существуют спецкурсы для 8–9 классов, где за год повторяется весь материал школы и отрабатываются экзаменационные задания. Например, в онлайн-школе Фоксфорд есть курс «Русский язык для 9 класса», включающий и программу школы, и подготовку к написанию изложений и сочинений на лингвистическую тему.
Такой курс поможет систематизировать знания перед ОГЭ. (См. школьный курс русского для 9 класса на Учись Онлайн Ру). Помимо курсов в записи, есть и онлайн-репетиторы: например, на платформах вроде Тетрика или Skysmart можно заниматься один-на-один с преподавателем, разобрать конкретно твои ошибки и пробелы. Индивидуальные занятия хороши, если нужны целенаправленные разъяснения и мотивация со стороны наставника.
Справочные ресурсы: Держи под рукой электронные версии орфографических и толковых словарей. Сайт «Грамота.ру» – отличное место, где можно проверить написание слова или задать вопрос о правиле в консультации. Не стесняйся пользоваться словарями и справочниками – грамотные люди всегда уточняют, если не уверены.
Через интернет можно и олимпиадные задачи по русскому языку найти, если тебе хочется сверх программы потренироваться. Например, сайт «Филологические игры» или разделы на образовательных порталах с задачами повышенной сложности. Выбирай ресурсы под свои цели: будь то подтянуть хвосты или, наоборот, пойти вперед программы.
Ниже приведены ссылки на курсы для учеников средней школы по классам:
Подростки не всегда организованны, поэтому поддержка родителей на этапе средней школы тоже очень нужна.
Несколько рекомендаций для вас, уважаемые родители:
Помогите выработать режим подготовки: В 5–9 классе увеличивается объем предметов и домашних работ. Вместе с ребенком составьте расписание, куда включите время на русский язык. Например, выделите 3–4 дня в неделю по часу для повторения правил, чтения или дополнительных упражнений. Следите, чтобы эти занятия были именно регулярными, а не авральными перед контрольной.
Интересуйтесь успехами и трудностями: Спрашивайте у школьника, какие темы по русскому ему нравятся, а какие вызывают сложности. Если ребенок делится, что «не понимаю, как там с этими причастиями», вместе подумайте, как решить проблему: возможно, стоит посмотреть доп. материалы или нанять репетитора. Покажите, что вы на его стороне и готовы помочь, а не только требовать оценок.
Предоставьте ресурсы: Сейчас масса возможностей для изучения – убедитесь, что у ребенка есть необходимые пособия или доступ к интернет-ресурсам. Купите хороший сборник правил или подготовьтесь к ОГЭ/ЕГЭ (для 8–9 классов уже можно). Подпишите на образовательный YouTube-канал, если ребенок лучше воспринимает видеоформат. Инвестировать в образование сейчас – значит обеспечить успех в будущем.
Контролируйте, но не чрезмерно: Важно найти баланс – интересоваться уроками русского, проверять выполненные домашние задания, но при этом приучать к самостоятельности. В 7–9 классе ученик должен уже сам нести ответственность за свои успехи. Можно вместе разбирать ошибки контрольной, но пусть сначала он сам попробует найти, где и почему ошибся. Выступайте скорее как консультант: направляйте, подсказывайте источники информации, а не решайте за него.
Поощряйте чтение и грамотное окружение: Мотивация к изучению русского языка сильно повышается, если ребенок видит практическую пользу. Поощряйте интерес к книгам (даже в электронном формате), обсуждайте фильмы и их сюжеты – это развивает речь. Можно вместе играть в игры со словами, разгадывать кроссворды, смотреть «Что? Где? Когда?» или другие интеллектуальные шоу – любые активности, где ценится эрудиция и слово. Создайте атмосферу, где быть грамотным – это круто.
Поддерживая подростка, помните: в этом возрасте важны доверие и уважение. Хвалите за самостоятельность – даже если результат не идеален, сам факт, что ребенок старается сам разобраться в правилах или дополнительно занимается, заслуживает похвалы. Ваша вера в него придаст уверенности перед грядущими экзаменами.
Старшие классы – финальный этап школьного обучения. В 10–11 классах ученики не только изучают последние темы школьной программы, но и активно готовятся к выпускным экзаменам: ОГЭ (обычно сдают в 9 классе) и особенно ЕГЭ в 11 классе. Русский язык – обязательный экзамен, и чтобы сдать его на высокие баллы, нужно серьезно подойти к подготовке. Здесь мы рассмотрим стратегии успешной учебы в старших классах и советы по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ.
В 10–11 классе крайне важно систематизировать всё, что ты выучил по русскому языку ранее.
Экзамены проверяют материал за всю школу, поэтому начни с глобального повторения:
Пройди заново основные правила – составь список тем (орфография: правописание корней, суффиксов, окончаний; пунктуация: запятая между частями сложного предложения, знаки при прямой речи и т.д.).
Каждый день или неделю посвящай определенной теме: повтори теорию, выпиши ключевые моменты, сделай пару упражнений. Например, выдели неделю на повторение правописания «не» со всеми частями речи: в понедельник – с глаголами, во вторник – с прилагательными и наречиями, и т.д. Такой планомерный подход поможет освежить знания постепенно, без перегрузки.
Используй опорные конспекты и таблицы: В старших классах у тебя наверняка есть тетради или пособия, где правила сведены в таблицы, схемы, алгоритмы. Активно обращайся к ним при повторении. Можно даже подготовить себе «шпаргалки» – конечно, не для использования на экзамене, а для учебы. Например, сделай небольшие карточки с правилами, которые забываешь, и пролистывай их в транспорте или перед сном.
Определи свои слабые места: Проанализируй свои прошлые работы (диктанты, тесты, пробные ОГЭ/ЕГЭ). На что чаще всего были ошибки? Может, это одна-две конкретные темы (скажем, не получается правильно расставить знаки при цитатах или путаешь деепричастный оборот)?
Сфокусируйся на этих болевых точках – найди дополнительные упражнения именно по ним, попроси учителя дать тебе индивидуальные задания. Например, если хромает пунктуация при причастном обороте, выпиши 10 предложений с ним и расставь знаки, потом сравни с правильным вариантом.
10–11 класс – время структурировать хаос знаний. Наведи порядок в своей голове: разложи русский язык «по полочкам». Это даст уверенность: подходя к заданию на экзамене, ты сразу будешь понимать, к какому разделу относится вопрос и какое правило использовать.
Если ты в 9 классе (или уже в 10-м, но впереди пересдача ОГЭ), вот на чем стоит сосредоточиться при подготовке к Основному государственному экзамену:
Изучи формат экзамена: ОГЭ по русскому состоит из двух частей – письменной работы (где есть тестовые задания и творческое задание) и устного собеседования (небольшой устный экзамен, обычно проводимый отдельно). Узнай структуру: сколько заданий, какие типы (например, задания по орфографии, по пунктуации, по смысловому анализу текста). Когда ты четко представляешь формат, готовиться проще – понимаешь, чего от тебя хотят.
Отработай тестовые задания (часть 1): На ОГЭ есть задания с кратким ответом: выбрать вариант, вставить пропущенную букву, указать номер предложения с определенной ошибкой и т.д. Эти задания охватывают всю школьную программу. Практикуй их ежедневно. Решай варианты ОГЭ прошлых лет или из сборников ФИПИ. При решении обязательно анализируй ошибки: если неправильно ответил, разберись почему. Например, не сумел найти орфографическую ошибку в слове – повтори правило, которое там нарушалось.
Тренируй написание изложения и сочинения (часть 2): Письменная часть ОГЭ обычно включает изложение (подробный пересказ прослушанного текста) и сочинение-рассуждение на тему текста либо на лингвистическую тему (по выбору ученика). Чтобы хорошо писать изложение, тренируй навыки конспектирования: слушая текст, делай пометки, дели текст на смысловые части. Потом, при письме, воспроизводи текст своими словами, сохраняя основную информацию и логику.
Что касается сочинения – научись писать рассуждение: тезис, аргументы, вывод. В 9 классе часто предлагают тему, связанную с прочитанным текстом (например, раскрыть смысл какого-то высказывания из него). Попрактикуйся формулировать основную мысль текста и своё отношение к ней. Также можешь выбрать направление лингвистического сочинения (о языке) – например, объяснить значение пословицы о слове. Здесь важно иметь богатый запас примеров из литературы и жизни, чтобы аргументировать свою точку зрения.
Устное собеседование: Это этап допуска к ОГЭ, где тебя просят устно пересказать небольшой текст, прочитать вслух, ответить на вопросы экзаменатора и подискутировать на заданную тему. Многие недооценивают подготовку к устной части, но зря – без её успешной сдачи тебя не допустят к основному экзамену. Практикуй речь: читай тексты вслух ежедневно по 2–3 минуты, следи за интонацией.
Затем попробуй кратко пересказать то, что прочитал. Попроси родителей или друзей устраивать тебе мини-собеседование: они пусть задают вопросы по тексту или про твоё мнение, а ты отвечай полными развернутыми ответами. Цель – говорить уверенно, логично и без критических грамматических ошибок. И не забудь про временные рамки: на реальном собеседовании все этапы ограничены по времени, учись уложиться.
Ресурсы для подготовки к ОГЭ: кроме школьных уроков, обрати внимание на специализированные курсы. Многие онлайн-школы проводят годовые программы подготовки к ОГЭ. Например, Фоксфорд предлагает курс подготовки для 9 класса с нуля, где за 7 месяцев повторяются все правила орфографии, пунктуации, отрабатываются тесты и пишутся пробные сочинения и изложения в формате ОГЭ.
Такой курс поможет держать себя в тонусе и ничего не упустить (см. курс подготовки к ОГЭ для 9 класса). Также есть курсы, рассчитанные на 8 класс (начать подготовку заранее) или экспресс-курсы ближе к экзамену. Выбирай формат под себя. И конечно, варианта 3–4 пробных ОГЭ (их можно бесплатно скачать на сайте ФИПИ) необходимо выполнить до экзамена, чтобы чувствовать себя уверенно.
Ниже приведены ссылки на курсы для старших классов:
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому – один из самых важных, ведь его результат требуется при поступлении в вузы на любые специальности. ЕГЭ включает в себя большое тестовое задание (27 заданий) и большое сочинение (рассуждение по прочитанному тексту, около 250–300 слов).
Как эффективно готовиться в 10–11 классе к ЕГЭ:
Плотно повтори теорию к 10 классу: В идеале, войдя в 11 класс, у тебя уже должна быть повторена вся база правил. Тогда основной упор в 11-м ты сделаешь на практику и отработку конкретно формата ЕГЭ. Поэтому используй 10 класс максимально: повторяй темы по плану, ходи на дополнительные занятия, решай тренировочные тесты.
Некоторые начинают заниматься с репетитором уже с 10 класса – это неплохой вариант, чтобы распланировать учебу. Если возможности нет, дисциплинируй себя сам или в компании одноклассников: составьте вместе график повторения, устраивайте мини-квесты (кто за неделю решит больше тестов, например).
Решай тренировочные тесты ЕГЭ регулярно: Практика – ключ к успеху. Существует много сборников заданий ЕГЭ (Цыбулько и др.), онлайн-тренажеров. Заведи привычку, начиная с осени 11 класса, решать хотя бы по 5–10 тестовых заданий каждый день. Один день – задачи по орфографии, второй – по пунктуации, третий – по смысловому анализу текста.
А раз в одну-две недели выделяй время на полноценный пробный тест (весь вариант из 27 заданий) плюс написание сочинения. Выполняй их в условиях, приближенных к экзамену: засеки 3,5 часа, устрой тишину, отключи подсказки. Потом проверяй по ключам и анализируй ошибки.
Работай над сочинением (задание 27): Сочинение на ЕГЭ – это 25% общего балла, здесь важно показать умение рассуждать и грамотно излагать мысли. Чтобы хорошо писать, читай высокобалльные примеры сочинений (их можно найти на форумах или в методических материалах).
Проработай структуру: вступление с формулировкой проблемы, комментарий с двумя примерами из текста, позиция автора, свое мнение, вывод. Научись укладываться примерно в 300 слов и проверять себя: у экзаменаторов есть чек-лист, по которому они снимают баллы (за логические ошибки, речевые повторы, отклонение от проблемы и т.д.).
Тренируйся писать сочинение хотя бы раз в неделю на разные типы проблем: нравственные, социальные, связанные со взаимоотношениями людей, и отдельно – на языковые проблемы (иногда в тексте может быть проблема самого языка или слова). Обязательно давай свои сочинения на проверку – учителю, репетитору, или хотя бы сравнивай с разбором. Нужно понимать, где ты недобираешь баллы, и исправлять это.
Используй пробники и разбор ошибок: Многие школы проводят в середине года пробные ЕГЭ. Отнесись к ним серьезно – это репетиция. После пробника возьми свою работу и вместе с учителем или самостоятельно разбери каждое задание, где был неверный ответ. Если это тест – выясни, почему твой ответ неверен и какой правильный. Если сочинение – внимательно прочитай комментарии проверяющих, узнай, за что снизили баллы. Каждая ошибка – урок на будущее. Лучше ошибаться на пробном, чем на самом экзамене.
Замечание: Начиная подготовку к ЕГЭ, важно сохранять баланс. Не посвящай ВСЁ своё время только русскому – есть и другие предметы. Составь расписание подготовки, включи туда русский язык 2–3 раза в неделю с усилением частоты ближе к весне. И делай перерывы, чтобы не перегореть.
Помимо глобальной подготовки, есть мелочи, которые помогут тебе быть успешным учеником русского языка в 10–11 классах:
Будь в курсе изменений: ЕГЭ и ОГЭ иногда меняются. Следи за новостями ФИПИ – вдруг добавили новое задание или поменяли критерии сочинения. Знание формата на 100% устранит неожиданные сюрпризы.
Пиши больше, чем требуют: Не ограничивай свое письмо только школьными сочинениями. Если учитель задаёт одно сочинение в месяц, а тебе этого мало – пиши дополнительно для себя и проси проверить. Можно участвовать в конкурсах сочинений или эссе, это разовьет стиль и письменную речь.
Развивай речь для устной части: Даже на ЕГЭ, хоть там и нет устного ответа, пригодится хорошая речь – хотя бы чтобы формулировать мысли в сочинении. Обсуждай с друзьями книги, фильмы, актуальные темы. Тренируйся объяснять сложные вещи простыми словами – это навык связной речи, полезный и для устного, и для письма.
Не забывай про литературу: Русский язык тесно связан с литературой. Чтение классических произведений обогащает твою письменную и устную речь, прививает чутье к правильной форме слова. Кроме того, примеры из литературы часто используются в сочинениях ЕГЭ. Чем больше прочтешь, тем легче будет подобрать аргумент. Постарайся за 10–11 класс прочитать основные произведения из списка для сочинения (обычно школы дают такой список, включающий отечественных и зарубежных авторов).
Отдыхай перед экзаменом: Накануне ОГЭ или ЕГЭ не пытайся охватить необъятное. Если ты планомерно готовился, то накануне лучше хорошенько выспаться, немного пройтись на свежем воздухе и повторить только самые сложные для тебя моменты (да и то, без фанатизма). Свежая голова на экзамене – залог того, что не допустишь глупых ошибок по невнимательности.
Когда дело доходит до подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, онлайн-помощники могут значительно облегчить жизнь:
Онлайн-тесты и банки заданий: Уже упомянутые ресурсы типа «Решу ЕГЭ» и «Решу ОГЭ» – must have для каждого выпускника. Там можно генерировать бесконечное число вариантов, прорешивать конкретные темы, видеть разборы. Используй их вместо бесцельного сидения в соцсетях: открыл приложение – решил пару задач.
Марафоны и интенсивы в соцсетях: В последние годы популярны марафоны подготовки от разных онлайн-школ, например, VK-группы «Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов» или YouTube-каналы известных преподавателей. Они часто выкладывают разборы сложных случаев, делятся лайфхаками (как запомнить исключения, как правильно распределить время на экзамене). Подпишись на такие группы – лента будет напоминать о русском языке даже в соцсетях.
Курсы и школы с преподавателем: Если чувствуешь, że сам не вывозишь, рассмотрись записаться на онлайн-курс. Платформы на Учись Онлайн Ру предлагают множество вариантов: от полного годового курса до экспресс-подготовки за 2–3 месяца. К примеру, авторский курс ЕГЭ от опытного преподавателя Фоксфорда Елены Шкляевой подходит для 11-классников, желающих получить высокий балл. На этом курсе ученики повторяют все разделы (орфографию, синтаксис, работу с текстом), регулярно решают пробные тесты, а их сочинения проверяют эксперты с подробной обратной связью.
Посмотреть программу можно здесь: курс подготовки к ЕГЭ для 11 класса. Также востребованы интенсивы ближе к экзамену – например, весенний курс от TutorOnline или «Экспресс-подготовка к ЕГЭ» за 3 месяца, где упор делается на решении типовых тестов и проверке знаний.
Разбор реальных кимов: После пробных экзаменов или прошлогодних ЕГЭ в интернете появляются реальные задания и их решения. Полезно изучать такие разборы – они показывают, на что делать акцент. Например, разбор сочинения реального стобалльника ЕГЭ 2024 года поможет понять, как правильно писать свою работу.
Не забывай и про официальные источники: на сайте ФИПИ ежегодно публикуются демоверсии КИМов ЕГЭ и ОГЭ, спецификации и кодификаторы (перечень тем). Эти документы задают канву подготовки – сверяйся с ними, все ли темы ты охватил.
Последние школьные годы – стрессовый период и для детей, и для родителей. Ваша роль, уважаемые родители, во многом сводится к организации условий и моральной поддержке.
Что вы можете сделать:
Обеспечьте оптимальные условия для учебы: У старшеклассника должно быть удобное место для занятий, тишина в нужные часы. По возможности, оградите ребенка от лишних обязанностей на период подготовки (уменьшите количество домашних дел, если их слишком много). Важно также следить за здоровьем: полноценный сон, рациональное питание, перерывы в учебе. Уставший и измотанный ученик не покажет высокий результат.
Планируйте вместе, контролируйте тактично: Помогите составить план подготовки к экзаменам на месяцы, недели, дни. Большой проект легче реализовать, разбив на части. Например, определите, что к январю ваш 11-классник заканчивает повторение всей орфографии, к марту – всей пунктуации, и параллельно каждую неделю пишет по сочинению.
Периодически интересуйтесь выполнением плана. Но старайтесь избегать тотального контроля, дайте ребенку чувство ответственности. Можно договориться о мини-отчетах: раз в неделю он рассказывает вам, что сделано, где сложности. Это дисциплинирует, но не выглядит давлением.
Мотивируйте, а не пугайте: Стресс от мыслей про экзамены у подростков и так велик. Задача родителей – уменьшить тревожность, а не увеличить её. Поэтому нежелательно постоянно спрашивать: «Ну ты выучил? А если не сдашь?». Наоборот, вселяйте уверенность: «Я вижу, как ты стараешься, у тебя обязательно всё получится».
Подбадривайте, напоминая о целях: поступление в желанный вуз, интересная студенческая жизнь впереди. Если планируется награда за успешно сданные экзамены (например, долгожданная поездка или вещь), мягко напоминайте и об этом как о позитивном стимуле.
Помогите при необходимости с поиском ресурсов: Может быть, ребенку нужен репетитор по русскому или курсы – займитесь поиском подходящего варианта, узнайте отзывы, финансово обеспечьте эту часть. Или ему трудно организовать себя – предложите вместе составить расписание, возможно, наймите коуч-наставника, сейчас есть и такие услуги. Следите, чтобы у него были все нужные учебники, сборники тестов свежего года, черновики, интернет для онлайн-занятий.
Сохраняйте спокойствие в период экзаменов: Когда наступает пора ОГЭ/ЕГЭ, не транслируйте собственное волнение на ребенка. Даже если вам страшно за результат, держите лицо и говорите: «Ты хорошо подготовлен, я в тебя верю». В день экзамена создайте дома доброжелательную атмосферу, избегайте конфликтов. После экзамена выслушайте, поддержите, независимо от того, как он, по его мнению, прошел. Дайте понять, что любите и цените своего ребенка вне зависимости от полученных баллов.
В 10–11 классе ваш сын или дочь уже почти взрослый человек. Очень важно демонстрировать уважение к его/её самостоятельности. Помогайте советом, но не навязывайте; интересуйтесь делами, но не допросами, а дружеской беседой. Ваше спокойствие и уверенность передаются подростку и позволяют ему более хладнокровно подойти к экзаменам.
Изучение русского языка в школе – длительный путь, на котором встречаются и простые, и очень сложные темы. Но, следуя приведенным рекомендациям, любой ученик сможет значительно улучшить свои знания и успеваемость. Главное на этом пути – систематичность и интерес. Учись понемногу каждый день, используй разнообразные методы (чтение, письменно упражнения, онлайн-тренажёры), не бойся спрашивать учителя или родителей, если что-то не получается.
И помни: русский язык – это не только учебный предмет, но и инструмент, который понадобится тебе всю жизнь. Освоив его на «5», ты почувствуешь себя уверенно и в других сферах, ведь грамотная речь и письмо — залог успеха в учебе, карьере и общении. Успехов в учебе и на экзаменах!
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Как вы думаете, если запустить русский язык с начальной школы, потом будет проще выучить предмет?
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет