Как выучить русский язык в школе на 5 или подтянуть знания

Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье мы расскажем, как легко и эффективно учить русский язык в школе или подтянуть отстающие темы. Разберемся, какие правила можно запомнить за лето, месяц или неделю, что лучше — заниматься самостоятельно или с репетитором и как быстро разобраться с орфографией или пунктуацией.

Как выучить русский язык в школе на «5» или подтянуть знания?

Введение

Русский язык – один из основных школьных предметов, и получить по нему оценку «5» (отлично) желает каждый ученик. Чтобы успешно выучить русский язык, недостаточно просто делать домашние задания — важно регулярно практиковаться, разбираться в правилах и работать над ошибками.

В этой статье мы расскажем, как улучшить свои знания русского языка на каждом этапе школьного обучения: от начальной школы до подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Ты узнаешь полезные советы, а твои родители — как поддержать тебя в учебе.

Подборка курсов Онлайн-курсы по русскому языку и литературе для детей 1 класса в 2025 году
Посмотреть подборку

Часть 1. Как выучить русский язык в начальной школе (1–4 класс)

Начальная школа закладывает базу знаний по русскому языку. В 1–4 классах ученики учатся читать, грамотно писать и понимать тексты. Здесь очень важно заинтересовать себя предметом и выработать правильные учебные привычки. Ниже приведены рекомендации, которые помогут тебе уже с первых классов учиться на отлично.

1.1. Орфография и пунктуация: учимся писать без ошибок

В младших классах особое внимание уделяется орфографии (правописанию слов) и начальным правилам пунктуации.

Чтобы научиться писать без ошибок, постарайся выполнять следующие шаги:

  1. Запоминай правописание слов: В русском языке есть слова с непроверяемыми написаниями (так называемые «словарные слова»). Заведи тетрадь для трудных слов и регулярно пополняй её — пиши слово и рядом его правильное написание, придумывай с ним предложение. Например, слова «семья», «машина», «здравствуйте» лучше выучить сразу как пишутся.

  2. Учись правилам постепенно: Начни с простых правил (например, сочетания жи-ши, ча-ща, чю-щу), затем переходи к более сложным. Понимай почему слово пишется так, а не иначе. Если знаешь правило, сможешь применить его на практике. Например, выучив правило о правописании безударных гласных в корне, старайся сразу применять его, подбирая проверочные слова.

  3. Тренируй пунктуацию с первых шагов: В 1–2 классе ты узнаешь, что в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. Старайся правильно интонационно читать предложения и сразу расставлять знаки в письменных упражнениях. Позже, в 3–4 классе, появятся запятая, двоеточие, тире – не бойся этих знаков, учи их поэтапно. Например, сначала разберись, как оформлять обращение или перечисление запятой.

Помни, что аккуратность при письме тоже важна: пиши разборчиво, чтобы видеть каждую букву и знак. Если допускаешь ошибку, обязательно разбери, почему она произошла, и попробуй больше её не повторять.

1.2. Грамматика и развитие речи с ранних лет

Грамматика русского языка в начальной школе включает основы морфологии и синтаксиса: ты узнаешь части речи, членов предложения, простое построение предложений.

Вот как можно успешно освоить грамматику и параллельно развивать речь:

  1. Изучай части речи по порядку: В 1–4 классах постепенно знакомятся с именами существительными, прилагательными, глаголами и т.д. Постарайся понять роль каждой части речи. Например, существительное называет предмет, прилагательное описывает признак. Играя, пытайся придумывать свои примеры: возьми любое слово и определи, какая это часть речи, придумай с ним предложение.

  2. Делай разборы предложений: К 3–4 классу ты научишься разбирать предложение по членам (главные и второстепенные). Практикуйся на простых предложениях: подчеркни основу (подлежащее и сказуемое), отметь, кто что делает. Такой разбор развивает понимание структуры речи и поможет дальше, когда правила усложнятся.

  3. Расширяй словарный запас: Чтение в младших классах играет огромную роль. Читай сказки, рассказы, детские энциклопедии – чем больше ты читаешь, тем больше новых слов узнаёшь и тем грамотнее пишешь. Не просто читай, но и обсуждай прочитанное (с родителями или учителем) – это развивает устную речь. Попробуй завести читательский дневник и записывать туда новые или понравившиеся слова из книг.

Развитие речи – это не только новые слова, но и умение связанно выражать мысли. Старайся пересказывать небольшие тексты своими словами, описывать картинки, составлять небольшие истории. Такие упражнения помогут тебе в будущем легко писать сочинения.

1.3. Подготовка к диктантам, изложению и первым сочинениям

В начальной школе вас начинают проверять с помощью диктантов, изложений и даже небольших сочинений по картинке или плану.

Как к ним готовиться?

  1. Диктанты: Чтобы успешно писать диктанты на «5», нужно тренироваться. Попроси родителей или старших прочитать тебе небольшой текст для самодиктанта – заранее подготовь текст, потренируйся его писать, а затем пиши под диктовку без подготовки. После проверки обязательно проработай ошибки: каждую ошибочную букву или знак препинания объясни правилом и перепиши правильно слово несколько раз. Полезно также слушать аудиодиктанты: включаешь запись диктанта, пишешь текст, потом сверяешь с оригиналом.

  2. Изложения: Изложение – это пересказ текста своими словами письменно. Начни с развития устного пересказа: прочитай рассказ и попробуй пересказать вслух, сохраняя суть. Затем учись составлять план услышанного текста: раздели его на части, выдели главное. Когда пишешь изложение, следуй своему плану и не пытайся запомнить исходный текст слово в слово – важно передать смысл своими фразами, но грамотно. Практикуй изложение дома: попроси родителей прочитать параграф из книги, а ты законспектируй и перескажи его письменно.

  3. Первые сочинения: В 3–4 классе могут давать творческие работы – написать несколько предложений по картинке или тему «Как я провел лето». Не пугайся слова «сочинение». По сути, это та же связная речь. Перед тем как писать, обдумай содержание: что хочешь рассказать, в каком порядке.

Сделай короткий план: начало, основная мысль, концовка. Затем пиши свободно, от себя. После написания обязательно проверь текст: нет ли ошибок, хватает ли запятых, понятно ли изложил мысль. Помни, что в сочинении важно показать и грамотность, и умение выразить свои мысли.

1.4. Самостоятельная практика и справочные материалы

Регулярная самостоятельная практика – залог успеха в русском языке.

Вот несколько идей, как тренироваться дополнительно:

  1. Веди дневник или тетрадь для упражнений: Можно завести отдельную тетрадку, куда ты будешь пару раз в неделю записывать маленькие рассказы, описания прошедшего дня или интересных событий. Затем проверяй себя: ищи ошибки, сверяйся со справочниками. Так ты привыкнешь формулировать мысли письменно и улучшишь орфографию.

  2. Решай дополнительные упражнения: Не ограничивайся только упражнениями из учебника. Можно попросить учителя или родителей дать тебе дополнительные задания по тем темам, которые даются тебе труднее. Например, если путаешься в проверке безударных гласных, прорешай еще несколько упражнений на эту тему из сборников или рабочих тетрадей.

  3. Используй справочники и таблицы: В начальной школе есть упрощённые справочники по русскому языку с правилами в схемах и картинках. Такие материалы помогут тебе быстро вспомнить правило. Размести перед глазами (над столом) красивые таблицы с правилами – например, таблицу правописания гласных после шипящих или список словарных слов своего класса и пробегай их взглядом каждый день.

  4. Играй в обучающие игры: Обучение можно превратить в игру. Составляй с одноклассниками словарный диктант-викторину: кто больше слов правильно напишет на время. Или используй магнитные буквы, чтобы складывать слова и разбирать их по составу прямо на холодильнике. Весёлые игры позволят незаметно для себя выучить много нового.

Главное – практиковаться понемногу, но часто. Лучше каждый день уделять русскому языку 15–20 минут дополнительно, чем пытаться выучить всё перед самой проверочной работой.

1.5. Полезные онлайн-ресурсы для начальной школы

Сейчас есть множество онлайн-ресурсов, которые помогут тебе подтянуть русский язык.

Вот некоторые из них:

  • Интерактивные тренажёры по русскому языку: Сайты с играми и заданиями для младших школьников. Например, на образовательной платформе Учи.ру есть задания по русскому языку для 1–4 классов в игровом формате.

  • Онлайн-курсы для младших классов: Если хочется позаниматься дополнительно с профессиональным учителем, можно записаться на специальные курсы. Например, курс Фоксфорда «От «А» до «Я»: учимся писать правильно» для первоклассников помогает в увлекательной форме разобраться с алфавитом и основными правилами письма.

А для учеников 3–4 классов доступен курс «Пишем грамотно», который развивает навыки диктанта, изложения и сочинения и улучшает все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо).

Эти и подобные программы ты можешь найти на платформе Учись Онлайн Ру – там собраны лучшие курсы разных онлайн-школ. Например, курс «Пишем грамотно» для 3–4 класса доступен по ссылке: «Пишем грамотно» для 3–4 класса. Есть и вариант этого курса для 1–2 класса: «Пишем грамотно» для 1–2 класса.

  • Детские справочные приложения: Существуют приложения для телефона/планшета, которые помогут выучить правила. Например, приложения с подборками правил русского языка в стихах или с карточками словарных слов. Они сделают обучение мобильным и нескучным.

Онлайн-ресурсы хороши тем, что позволяют учиться в удобном темпе. Но не забывай сочетать их с работой по школьному учебнику и тетрадям – это тоже необходимо для отличных оценок.

1.6. Советы для родителей младших школьников

Уважаемые родители! Ваша поддержка крайне важна для успешного освоения ребёнком русского языка в начальной школе.

Вот несколько рекомендаций, как помочь младшему школьнику:

  1. Читайте с ребёнком ежедневно: Совместное чтение книг вслух и обсуждение прочитанного развивает грамотность и расширяет словарный запас. Попросите ребёнка пересказать рассказ или придумать окончание сказки – так вы стимулируете его интерес к слову.

  2. Практикуйте письмо дома: Диктуйте ребёнку небольшие тексты (3–5 предложений) и разбирайте вместе допущенные ошибки, объясняя правила. Делайте это в доброжелательной форме, превращая диктант в игру: например, «исправь письмо от сказочного героя» – нарочно «ошибитесь» в письме от лица персонажа и попросите ребёнка найти и исправить ошибки.

  3. Создайте домашний уголок русского языка: Повесьте на стену алфавит, таблицы с правилами, яркие плакаты со стихотворениями о частях речи. Визуальная опора поможет ребенку быстрее запоминать материал.

  4. Следите за режимом и нагрузкой: В начальной школе важно не перегружать ученика. Дополнительные занятия русским должны быть короткими и регулярными. Помогите ребёнку составить расписание, где будет время и на школьные задания, и на отдых. Если видите, что какая-то тема даётся тяжело, предложите сделать перерыв и вернуться к ней позже или в игровой форме.

  5. Хвалите за успехи: Обратите внимание на прогресс ребёнка – похвала за правильно написанное слово или удачно пересказанный текст повысит мотивацию. Поддерживайте интерес: показывайте, как знания русского пригодятся в жизни (например, чтобы написать письмо Деду Морозу без ошибок или понять вывески и объявления вокруг).

Помните, что в младшем возрасте главное – сформировать у ребенка позитивное отношение к изучению языка. Ваша поддержка и участие сделают процесс обучения легче и приятнее.

Часть 2. Как подтянуть знания по русскому языку в средней школе (5–9 класс)

В 5–9 классах программа по русскому языку значительно усложняется. Появляются новые правила, исключения, больше объемов письменных работ. Многие учащиеся в этот период испытывают трудности: кто-то теряет баллы на сложных орфограммах, у кого-то возникают ошибки в запятых, а впереди в 9 классе – первый важный экзамен ОГЭ. Ниже мы рассмотрим, как ученику средней школы подтянуть знания и уверенно получать отличные оценки.

2.1. Углубление орфографии: сложные случаи и исключения

К средней школе ты уже знаешь базовые правила, теперь наступает время их углубленного изучения.

В программе 5–7 классов появляется много новых орфографических тем:

  • Правописание корней с чередованием: например, гар/гор, зар/зор, раст/рощ/рос. Эти правила сложнее, тут важно выучить каждое конкретное чередование и запомнить исключения (например, росток, на вырост – исключения в правиле о корне рост/ращ/рос).

  • Правописание приставок и суффиксов: Ты столкнешься с правилами типа приставки раз-/рас-, роз-/рос- (разбирать – розыгрыш) или написание суффиксов причастий -нн-/-н-. Заведи себе набор правил – можно на отдельных карточках – и периодически их повторяй. Например, сегодня повтори правило про удвоенные нн, завтра – про суффиксы -чик-/-щик-.

  • Особенности написания гласных после шипящих и Ц: В 5–6 классе разбирают, почему пишется «чаще» через е, но «хорошо» через о после шипящих. Эти случаи просто нужно выучить или использовать подсказки-рифмовки (запомнить фразу для правил, например: «Шипящие и Ц – пиши через И в окончаниях» для имен существительных женского рода типа «ночи», «песни», но есть исключение «кирпичу»).

Важно не пропускать темы, которые дают в школе, и отрабатывать каждую на практике. Если какое-то правило осталось непонятым, обратись за помощью к учителю или посмотри разбор темы в интернете (например, видеоуроки). Орфография русского языка богата нюансами, и средняя школа – лучшее время, чтобы их освоить. Тогда к выпускным экзаменам у тебя уже будет прочный багаж знаний.

2.2. Пунктуация: сложные предложения и знаки препинания

В 5–9 классах ты переходишь от простых предложений к сложным, а значит, и пунктуация становится сложнее. Появляются правила постановки запятых, двоеточий, тире в различных конструкциях. Как действовать, чтобы не потеряться в этих запятых?

  • Пойми структуру сложного предложения: Сначала научись находить грамматические основы в сложном предложении. Если основ две и более, значит, предложение сложное, и между частями чаще всего нужна запятая или другой знак. Например: «Наступила осень, и листья пожелтели.» – тут две основы (наступила, листья пожелтели), между ними ставим запятую перед союзом и.

  • Учись на простых правилах пунктуации: В 5–6 классах вводятся запятые в простом предложении (например, при однородных членах, обращениях) – эти правила относительно несложные, отработай их, чтобы далее они были как автоматизм. Затем переходи к запятым в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях (7–8 класс). Выписывай себе примеры: однородные члены – всегда с запятой (кроме двух, соединенных союзом и), а вот перед как запятая ставится не всегда – эти тонкости надо выучить и постоянно повторять.

  • Решай больше практических заданий: Пунктуация требует набитой руки. После того как выучил правило, реши несколько дополнительных упражнений на постановку знаков. Можно использовать сборники «3000 заданий по русскому» или онлайн-тесты. Хороший способ тренировки – разбор предложений из книг: когда читаешь художественную литературу, обращай внимание на запятые, думай, по какому правилу они стоят. Например, увидел в тексте двоеточие – подумай, не поясняет ли вторая часть первую, отсюда и знак.

Постепенно ты заметишь, что начинаешь чувствовать пунктуацию: будешь интуитивно ставить знаки там, где нужно сделать паузу или интонационно разделить мысль. Но эту интуицию обязательно подкрепляй знанием правил, чтобы на экзаменах и тестах опираться на чёткие знания.

2.3. Грамматика и разборы: от частей речи к типам подчинения

В среднем звене продолжается изучение грамматики, но на более серьёзном уровне. Нужно не только знать части речи, но и их грамматические признаки, виды разборов и т.п.

Вот на что обратить внимание:

  • Морфологические разборы: В 5–7 классах вы учитесь подробно характеризовать части речи. Например, разбирая существительное, ученик должен указать род, число, падеж, склонение. Практикуй такие разборы часто. Можно сделать карточки с словами и пытаться самостоятельно расписать их признаки, а потом сверяться с учебником или ответами в пособии. Морфологический разбор помогает систематизировать знания о частях речи и их правилах (скажем, зная склонение существительного, легче правильно написать окончание).

  • Синтаксический разбор: Это разбор всего предложения (структура, главные и второстепенные члены, тип предложения). Начни с простых предложений – доведи до автоматизма поиск подлежащего и сказуемого. К 8–9 классу научись определять тип придаточного в сложном предложении: изъяснительное, временное, условное и т.д.

Кажется трудно, но если ты понимаешь смысл придаточной части («для чего? почему? когда?» относительно главной) – ты сможешь назвать её вид. Построение схем сложных предложений тоже отличное упражнение: оно наглядно показывает, где стоят союзы и какие части связаны.

  • Лексика и фразеология: В средней школе есть разделы, посвященные лексическому значению слов, синонимам, антонимам, фразеологизмам. Это не прямая грамматика, но важно для твоей речи. Обогащай свою речь: учи новые слова, узнавай их оттенки значения, чтобы потом в сочинениях показывать богатый словарный запас. Например, узнаешь новый фразеологизм – попробуй употребить его в разговоре или письменной работе, так он запомнится.

Хорошо владея грамматикой, ты не только будешь грамотно писать, но и легче справишься с заданиями на разборы и анализ предложений, которые часто встречаются в контрольных работах и олимпиадах.

2.4. Работа над ошибками и самостоятельное обучение

В средней школе особенно важно развить навык самостоятельной работы над своими ошибками. Учитель проверяет твою тетрадь, указывает, где неправильно, но дальше – дело за тобой.

Вот как можно эффективно работать над ошибками:

  1. Веди «дневник ошибок»: Заведи отдельный блокнот, куда выписывай свои ошибки из диктантов, проверочных, сочинений. Раздели их по категориям: орфографические (слова, где ошибся), пунктуационные (где пропустил или лишний знак) и грамматические (например, неправильное употребление формы слова).

Напротив каждой ошибки напиши правильный вариант и правило, которое нужно было применить. Регулярно просматривай этот список – так ты будешь помнить свои слабые места. Перед новым диктантом полезно пробежаться глазами по своим прошлым ошибкам, чтобы не совершить их снова.

  1. Повторяй трудные правила самостоятельно: Если чувствуешь, что какое-то правило даётся сложно (например, пунктуация при причастном обороте или правописание не с причастиями), удели ему дополнительное время. Прочитай объяснение в другом учебнике или посмотри видеоурок по этой теме. Иногда изменение источника информации помогает понять лучше. После этого сделай несколько упражнений сам для закрепления.

  2. Самопроверка – твой друг: При выполнении домашних заданий по русскому не сдавайсь сразу после написания. Найди все места, где ты не уверен, и проверь себя по правилам или словарю. Например, написал сочинение – перечитай и попробуй обнаружить ошибки сам: возможно, где-то интуитивно чувствуешь, что нужна запятая. Проверь по правилу, поставь, если нужно. Школьные упражнения тоже можно проверять: сравнивать с параграфом в учебнике, где было похожее примерное задание.

Стремление разобраться самому делает тебя сильнее как ученика. В старших классах и в вузе такая самостоятельность очень пригодится. Но и сейчас, в 7–8 классе, ты станешь более уверенным и грамотным, если научишься учиться сам.

2.5. Полезные онлайн-ресурсы для учеников 5–9 классов

В эпоху интернета подтянуть русский язык стало легче – множество ресурсов готовы прийти на помощь:

  1. Образовательные сайты с тестами: Например, портал «Решу ОГЭ» содержит банк заданий по всем темам русского языка с 5 по 9 класс. Ты можешь выбирать тему (например, «Буквы О/Ё после шипящих») и выполнять десятки тестовых заданий с мгновенной проверкой. Это отличный способ тренировки перед контрольной или экзаменом.

  2. Видеоразборы и онлайн-уроки: На YouTube и образовательных платформах (Фоксфорд, ИнтернетУрок и др.) есть короткие ролики, где учителя объясняют конкретные правила или разбирают типичные ошибки. Если какой-то материал не понятен на уроке, попробуй найти альтернативное объяснение в интернете – возможно, другой учитель пояснит более доступно именно для тебя.

  3. Онлайн-курсы и репетиторы: В средней школе можно начать целенаправленную подготовку к экзаменам. Существуют спецкурсы для 8–9 классов, где за год повторяется весь материал школы и отрабатываются экзаменационные задания. Например, в онлайн-школе Фоксфорд есть курс «Русский язык для 9 класса», включающий и программу школы, и подготовку к написанию изложений и сочинений на лингвистическую тему.

Такой курс поможет систематизировать знания перед ОГЭ. (См. школьный курс русского для 9 класса на Учись Онлайн Ру). Помимо курсов в записи, есть и онлайн-репетиторы: например, на платформах вроде Тетрика или Skysmart можно заниматься один-на-один с преподавателем, разобрать конкретно твои ошибки и пробелы. Индивидуальные занятия хороши, если нужны целенаправленные разъяснения и мотивация со стороны наставника.

  1. Справочные ресурсы: Держи под рукой электронные версии орфографических и толковых словарей. Сайт «Грамота.ру» – отличное место, где можно проверить написание слова или задать вопрос о правиле в консультации. Не стесняйся пользоваться словарями и справочниками – грамотные люди всегда уточняют, если не уверены.

Через интернет можно и олимпиадные задачи по русскому языку найти, если тебе хочется сверх программы потренироваться. Например, сайт «Филологические игры» или разделы на образовательных порталах с задачами повышенной сложности. Выбирай ресурсы под свои цели: будь то подтянуть хвосты или, наоборот, пойти вперед программы.

2.6. Советы для родителей учащихся 5–9 классов

Подростки не всегда организованны, поэтому поддержка родителей на этапе средней школы тоже очень нужна.

Несколько рекомендаций для вас, уважаемые родители:

  1. Помогите выработать режим подготовки: В 5–9 классе увеличивается объем предметов и домашних работ. Вместе с ребенком составьте расписание, куда включите время на русский язык. Например, выделите 3–4 дня в неделю по часу для повторения правил, чтения или дополнительных упражнений. Следите, чтобы эти занятия были именно регулярными, а не авральными перед контрольной.

  2. Интересуйтесь успехами и трудностями: Спрашивайте у школьника, какие темы по русскому ему нравятся, а какие вызывают сложности. Если ребенок делится, что «не понимаю, как там с этими причастиями», вместе подумайте, как решить проблему: возможно, стоит посмотреть доп. материалы или нанять репетитора. Покажите, что вы на его стороне и готовы помочь, а не только требовать оценок.

  3. Предоставьте ресурсы: Сейчас масса возможностей для изучения – убедитесь, что у ребенка есть необходимые пособия или доступ к интернет-ресурсам. Купите хороший сборник правил или подготовьтесь к ОГЭ/ЕГЭ (для 8–9 классов уже можно). Подпишите на образовательный YouTube-канал, если ребенок лучше воспринимает видеоформат. Инвестировать в образование сейчас – значит обеспечить успех в будущем.

  4. Контролируйте, но не чрезмерно: Важно найти баланс – интересоваться уроками русского, проверять выполненные домашние задания, но при этом приучать к самостоятельности. В 7–9 классе ученик должен уже сам нести ответственность за свои успехи. Можно вместе разбирать ошибки контрольной, но пусть сначала он сам попробует найти, где и почему ошибся. Выступайте скорее как консультант: направляйте, подсказывайте источники информации, а не решайте за него.

  5. Поощряйте чтение и грамотное окружение: Мотивация к изучению русского языка сильно повышается, если ребенок видит практическую пользу. Поощряйте интерес к книгам (даже в электронном формате), обсуждайте фильмы и их сюжеты – это развивает речь. Можно вместе играть в игры со словами, разгадывать кроссворды, смотреть «Что? Где? Когда?» или другие интеллектуальные шоу – любые активности, где ценится эрудиция и слово. Создайте атмосферу, где быть грамотным – это круто.

Поддерживая подростка, помните: в этом возрасте важны доверие и уважение. Хвалите за самостоятельность – даже если результат не идеален, сам факт, что ребенок старается сам разобраться в правилах или дополнительно занимается, заслуживает похвалы. Ваша вера в него придаст уверенности перед грядущими экзаменами.

Часть 3. Как готовиться к ОГЭ/ЕГЭ и успешно учиться в старших классах (10–11 класс)

Старшие классы – финальный этап школьного обучения. В 10–11 классах ученики не только изучают последние темы школьной программы, но и активно готовятся к выпускным экзаменам: ОГЭ (обычно сдают в 9 классе) и особенно ЕГЭ в 11 классе. Русский язык – обязательный экзамен, и чтобы сдать его на высокие баллы, нужно серьезно подойти к подготовке. Здесь мы рассмотрим стратегии успешной учебы в старших классах и советы по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ.

3.1. Систематизация знаний и повторение пройденного

В 10–11 классе крайне важно систематизировать всё, что ты выучил по русскому языку ранее.

Экзамены проверяют материал за всю школу, поэтому начни с глобального повторения:

  1. Пройди заново основные правила – составь список тем (орфография: правописание корней, суффиксов, окончаний; пунктуация: запятая между частями сложного предложения, знаки при прямой речи и т.д.).

Каждый день или неделю посвящай определенной теме: повтори теорию, выпиши ключевые моменты, сделай пару упражнений. Например, выдели неделю на повторение правописания «не» со всеми частями речи: в понедельник – с глаголами, во вторник – с прилагательными и наречиями, и т.д. Такой планомерный подход поможет освежить знания постепенно, без перегрузки.

  1. Используй опорные конспекты и таблицы: В старших классах у тебя наверняка есть тетради или пособия, где правила сведены в таблицы, схемы, алгоритмы. Активно обращайся к ним при повторении. Можно даже подготовить себе «шпаргалки» – конечно, не для использования на экзамене, а для учебы. Например, сделай небольшие карточки с правилами, которые забываешь, и пролистывай их в транспорте или перед сном.

  2. Определи свои слабые места: Проанализируй свои прошлые работы (диктанты, тесты, пробные ОГЭ/ЕГЭ). На что чаще всего были ошибки? Может, это одна-две конкретные темы (скажем, не получается правильно расставить знаки при цитатах или путаешь деепричастный оборот)?

Сфокусируйся на этих болевых точках – найди дополнительные упражнения именно по ним, попроси учителя дать тебе индивидуальные задания. Например, если хромает пунктуация при причастном обороте, выпиши 10 предложений с ним и расставь знаки, потом сравни с правильным вариантом.

10–11 класс – время структурировать хаос знаний. Наведи порядок в своей голове: разложи русский язык «по полочкам». Это даст уверенность: подходя к заданию на экзамене, ты сразу будешь понимать, к какому разделу относится вопрос и какое правило использовать.

3.2. Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Если ты в 9 классе (или уже в 10-м, но впереди пересдача ОГЭ), вот на чем стоит сосредоточиться при подготовке к Основному государственному экзамену:

  1. Изучи формат экзамена: ОГЭ по русскому состоит из двух частей – письменной работы (где есть тестовые задания и творческое задание) и устного собеседования (небольшой устный экзамен, обычно проводимый отдельно). Узнай структуру: сколько заданий, какие типы (например, задания по орфографии, по пунктуации, по смысловому анализу текста). Когда ты четко представляешь формат, готовиться проще – понимаешь, чего от тебя хотят.

  2. Отработай тестовые задания (часть 1): На ОГЭ есть задания с кратким ответом: выбрать вариант, вставить пропущенную букву, указать номер предложения с определенной ошибкой и т.д. Эти задания охватывают всю школьную программу. Практикуй их ежедневно. Решай варианты ОГЭ прошлых лет или из сборников ФИПИ. При решении обязательно анализируй ошибки: если неправильно ответил, разберись почему. Например, не сумел найти орфографическую ошибку в слове – повтори правило, которое там нарушалось.

  3. Тренируй написание изложения и сочинения (часть 2): Письменная часть ОГЭ обычно включает изложение (подробный пересказ прослушанного текста) и сочинение-рассуждение на тему текста либо на лингвистическую тему (по выбору ученика). Чтобы хорошо писать изложение, тренируй навыки конспектирования: слушая текст, делай пометки, дели текст на смысловые части. Потом, при письме, воспроизводи текст своими словами, сохраняя основную информацию и логику.

Что касается сочинения – научись писать рассуждение: тезис, аргументы, вывод. В 9 классе часто предлагают тему, связанную с прочитанным текстом (например, раскрыть смысл какого-то высказывания из него). Попрактикуйся формулировать основную мысль текста и своё отношение к ней. Также можешь выбрать направление лингвистического сочинения (о языке) – например, объяснить значение пословицы о слове. Здесь важно иметь богатый запас примеров из литературы и жизни, чтобы аргументировать свою точку зрения.

  1. Устное собеседование: Это этап допуска к ОГЭ, где тебя просят устно пересказать небольшой текст, прочитать вслух, ответить на вопросы экзаменатора и подискутировать на заданную тему. Многие недооценивают подготовку к устной части, но зря – без её успешной сдачи тебя не допустят к основному экзамену. Практикуй речь: читай тексты вслух ежедневно по 2–3 минуты, следи за интонацией.

Затем попробуй кратко пересказать то, что прочитал. Попроси родителей или друзей устраивать тебе мини-собеседование: они пусть задают вопросы по тексту или про твоё мнение, а ты отвечай полными развернутыми ответами. Цель – говорить уверенно, логично и без критических грамматических ошибок. И не забудь про временные рамки: на реальном собеседовании все этапы ограничены по времени, учись уложиться.

Ресурсы для подготовки к ОГЭ: кроме школьных уроков, обрати внимание на специализированные курсы. Многие онлайн-школы проводят годовые программы подготовки к ОГЭ. Например, Фоксфорд предлагает курс подготовки для 9 класса с нуля, где за 7 месяцев повторяются все правила орфографии, пунктуации, отрабатываются тесты и пишутся пробные сочинения и изложения в формате ОГЭ.

Такой курс поможет держать себя в тонусе и ничего не упустить (см. курс подготовки к ОГЭ для 9 класса). Также есть курсы, рассчитанные на 8 класс (начать подготовку заранее) или экспресс-курсы ближе к экзамену. Выбирай формат под себя. И конечно, варианта 3–4 пробных ОГЭ (их можно бесплатно скачать на сайте ФИПИ) необходимо выполнить до экзамена, чтобы чувствовать себя уверенно.

Ниже приведены ссылки на курсы для старших классов:

3.3. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому – один из самых важных, ведь его результат требуется при поступлении в вузы на любые специальности. ЕГЭ включает в себя большое тестовое задание (27 заданий) и большое сочинение (рассуждение по прочитанному тексту, около 250–300 слов).

Как эффективно готовиться в 10–11 классе к ЕГЭ:

  1. Плотно повтори теорию к 10 классу: В идеале, войдя в 11 класс, у тебя уже должна быть повторена вся база правил. Тогда основной упор в 11-м ты сделаешь на практику и отработку конкретно формата ЕГЭ. Поэтому используй 10 класс максимально: повторяй темы по плану, ходи на дополнительные занятия, решай тренировочные тесты.

Некоторые начинают заниматься с репетитором уже с 10 класса – это неплохой вариант, чтобы распланировать учебу. Если возможности нет, дисциплинируй себя сам или в компании одноклассников: составьте вместе график повторения, устраивайте мини-квесты (кто за неделю решит больше тестов, например).

  1. Решай тренировочные тесты ЕГЭ регулярно: Практика – ключ к успеху. Существует много сборников заданий ЕГЭ (Цыбулько и др.), онлайн-тренажеров. Заведи привычку, начиная с осени 11 класса, решать хотя бы по 5–10 тестовых заданий каждый день. Один день – задачи по орфографии, второй – по пунктуации, третий – по смысловому анализу текста.

А раз в одну-две недели выделяй время на полноценный пробный тест (весь вариант из 27 заданий) плюс написание сочинения. Выполняй их в условиях, приближенных к экзамену: засеки 3,5 часа, устрой тишину, отключи подсказки. Потом проверяй по ключам и анализируй ошибки.

  1. Работай над сочинением (задание 27): Сочинение на ЕГЭ – это 25% общего балла, здесь важно показать умение рассуждать и грамотно излагать мысли. Чтобы хорошо писать, читай высокобалльные примеры сочинений (их можно найти на форумах или в методических материалах).

Проработай структуру: вступление с формулировкой проблемы, комментарий с двумя примерами из текста, позиция автора, свое мнение, вывод. Научись укладываться примерно в 300 слов и проверять себя: у экзаменаторов есть чек-лист, по которому они снимают баллы (за логические ошибки, речевые повторы, отклонение от проблемы и т.д.).

Тренируйся писать сочинение хотя бы раз в неделю на разные типы проблем: нравственные, социальные, связанные со взаимоотношениями людей, и отдельно – на языковые проблемы (иногда в тексте может быть проблема самого языка или слова). Обязательно давай свои сочинения на проверку – учителю, репетитору, или хотя бы сравнивай с разбором. Нужно понимать, где ты недобираешь баллы, и исправлять это.

  1. Используй пробники и разбор ошибок: Многие школы проводят в середине года пробные ЕГЭ. Отнесись к ним серьезно – это репетиция. После пробника возьми свою работу и вместе с учителем или самостоятельно разбери каждое задание, где был неверный ответ. Если это тест – выясни, почему твой ответ неверен и какой правильный. Если сочинение – внимательно прочитай комментарии проверяющих, узнай, за что снизили баллы. Каждая ошибка – урок на будущее. Лучше ошибаться на пробном, чем на самом экзамене.

Замечание: Начиная подготовку к ЕГЭ, важно сохранять баланс. Не посвящай ВСЁ своё время только русскому – есть и другие предметы. Составь расписание подготовки, включи туда русский язык 2–3 раза в неделю с усилением частоты ближе к весне. И делай перерывы, чтобы не перегореть.

3.4. Практические советы и лайфхаки для старшеклассников

Помимо глобальной подготовки, есть мелочи, которые помогут тебе быть успешным учеником русского языка в 10–11 классах:

  • Будь в курсе изменений: ЕГЭ и ОГЭ иногда меняются. Следи за новостями ФИПИ – вдруг добавили новое задание или поменяли критерии сочинения. Знание формата на 100% устранит неожиданные сюрпризы.

  • Пиши больше, чем требуют: Не ограничивай свое письмо только школьными сочинениями. Если учитель задаёт одно сочинение в месяц, а тебе этого мало – пиши дополнительно для себя и проси проверить. Можно участвовать в конкурсах сочинений или эссе, это разовьет стиль и письменную речь.

  • Развивай речь для устной части: Даже на ЕГЭ, хоть там и нет устного ответа, пригодится хорошая речь – хотя бы чтобы формулировать мысли в сочинении. Обсуждай с друзьями книги, фильмы, актуальные темы. Тренируйся объяснять сложные вещи простыми словами – это навык связной речи, полезный и для устного, и для письма.

  • Не забывай про литературу: Русский язык тесно связан с литературой. Чтение классических произведений обогащает твою письменную и устную речь, прививает чутье к правильной форме слова. Кроме того, примеры из литературы часто используются в сочинениях ЕГЭ. Чем больше прочтешь, тем легче будет подобрать аргумент. Постарайся за 10–11 класс прочитать основные произведения из списка для сочинения (обычно школы дают такой список, включающий отечественных и зарубежных авторов).

  • Отдыхай перед экзаменом: Накануне ОГЭ или ЕГЭ не пытайся охватить необъятное. Если ты планомерно готовился, то накануне лучше хорошенько выспаться, немного пройтись на свежем воздухе и повторить только самые сложные для тебя моменты (да и то, без фанатизма). Свежая голова на экзамене – залог того, что не допустишь глупых ошибок по невнимательности.

3.5. Онлайн-ресурсы и курсы для подготовки к экзаменам

Когда дело доходит до подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, онлайн-помощники могут значительно облегчить жизнь:

  • Онлайн-тесты и банки заданий: Уже упомянутые ресурсы типа «Решу ЕГЭ» и «Решу ОГЭ» – must have для каждого выпускника. Там можно генерировать бесконечное число вариантов, прорешивать конкретные темы, видеть разборы. Используй их вместо бесцельного сидения в соцсетях: открыл приложение – решил пару задач.

  • Марафоны и интенсивы в соцсетях: В последние годы популярны марафоны подготовки от разных онлайн-школ, например, VK-группы «Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов» или YouTube-каналы известных преподавателей. Они часто выкладывают разборы сложных случаев, делятся лайфхаками (как запомнить исключения, как правильно распределить время на экзамене). Подпишись на такие группы – лента будет напоминать о русском языке даже в соцсетях.

  • Курсы и школы с преподавателем: Если чувствуешь, że сам не вывозишь, рассмотрись записаться на онлайн-курс. Платформы на Учись Онлайн Ру предлагают множество вариантов: от полного годового курса до экспресс-подготовки за 2–3 месяца. К примеру, авторский курс ЕГЭ от опытного преподавателя Фоксфорда Елены Шкляевой подходит для 11-классников, желающих получить высокий балл. На этом курсе ученики повторяют все разделы (орфографию, синтаксис, работу с текстом), регулярно решают пробные тесты, а их сочинения проверяют эксперты с подробной обратной связью.

Посмотреть программу можно здесь: курс подготовки к ЕГЭ для 11 класса. Также востребованы интенсивы ближе к экзамену – например, весенний курс от TutorOnline или «Экспресс-подготовка к ЕГЭ» за 3 месяца, где упор делается на решении типовых тестов и проверке знаний.

  • Разбор реальных кимов: После пробных экзаменов или прошлогодних ЕГЭ в интернете появляются реальные задания и их решения. Полезно изучать такие разборы – они показывают, на что делать акцент. Например, разбор сочинения реального стобалльника ЕГЭ 2024 года поможет понять, как правильно писать свою работу.

Не забывай и про официальные источники: на сайте ФИПИ ежегодно публикуются демоверсии КИМов ЕГЭ и ОГЭ, спецификации и кодификаторы (перечень тем). Эти документы задают канву подготовки – сверяйся с ними, все ли темы ты охватил.

3.6. Советы для родителей старшеклассников

Последние школьные годы – стрессовый период и для детей, и для родителей. Ваша роль, уважаемые родители, во многом сводится к организации условий и моральной поддержке.

Что вы можете сделать:

  1. Обеспечьте оптимальные условия для учебы: У старшеклассника должно быть удобное место для занятий, тишина в нужные часы. По возможности, оградите ребенка от лишних обязанностей на период подготовки (уменьшите количество домашних дел, если их слишком много). Важно также следить за здоровьем: полноценный сон, рациональное питание, перерывы в учебе. Уставший и измотанный ученик не покажет высокий результат.

  2. Планируйте вместе, контролируйте тактично: Помогите составить план подготовки к экзаменам на месяцы, недели, дни. Большой проект легче реализовать, разбив на части. Например, определите, что к январю ваш 11-классник заканчивает повторение всей орфографии, к марту – всей пунктуации, и параллельно каждую неделю пишет по сочинению.

Периодически интересуйтесь выполнением плана. Но старайтесь избегать тотального контроля, дайте ребенку чувство ответственности. Можно договориться о мини-отчетах: раз в неделю он рассказывает вам, что сделано, где сложности. Это дисциплинирует, но не выглядит давлением.

  1. Мотивируйте, а не пугайте: Стресс от мыслей про экзамены у подростков и так велик. Задача родителей – уменьшить тревожность, а не увеличить её. Поэтому нежелательно постоянно спрашивать: «Ну ты выучил? А если не сдашь?». Наоборот, вселяйте уверенность: «Я вижу, как ты стараешься, у тебя обязательно всё получится».

Подбадривайте, напоминая о целях: поступление в желанный вуз, интересная студенческая жизнь впереди. Если планируется награда за успешно сданные экзамены (например, долгожданная поездка или вещь), мягко напоминайте и об этом как о позитивном стимуле.

  1. Помогите при необходимости с поиском ресурсов: Может быть, ребенку нужен репетитор по русскому или курсы – займитесь поиском подходящего варианта, узнайте отзывы, финансово обеспечьте эту часть. Или ему трудно организовать себя – предложите вместе составить расписание, возможно, наймите коуч-наставника, сейчас есть и такие услуги. Следите, чтобы у него были все нужные учебники, сборники тестов свежего года, черновики, интернет для онлайн-занятий.

  2. Сохраняйте спокойствие в период экзаменов: Когда наступает пора ОГЭ/ЕГЭ, не транслируйте собственное волнение на ребенка. Даже если вам страшно за результат, держите лицо и говорите: «Ты хорошо подготовлен, я в тебя верю». В день экзамена создайте дома доброжелательную атмосферу, избегайте конфликтов. После экзамена выслушайте, поддержите, независимо от того, как он, по его мнению, прошел. Дайте понять, что любите и цените своего ребенка вне зависимости от полученных баллов.

В 10–11 классе ваш сын или дочь уже почти взрослый человек. Очень важно демонстрировать уважение к его/её самостоятельности. Помогайте советом, но не навязывайте; интересуйтесь делами, но не допросами, а дружеской беседой. Ваше спокойствие и уверенность передаются подростку и позволяют ему более хладнокровно подойти к экзаменам.

Заключение

Изучение русского языка в школе – длительный путь, на котором встречаются и простые, и очень сложные темы. Но, следуя приведенным рекомендациям, любой ученик сможет значительно улучшить свои знания и успеваемость. Главное на этом пути – систематичность и интерес. Учись понемногу каждый день, используй разнообразные методы (чтение, письменно упражнения, онлайн-тренажёры), не бойся спрашивать учителя или родителей, если что-то не получается.

И помни: русский язык – это не только учебный предмет, но и инструмент, который понадобится тебе всю жизнь. Освоив его на «5», ты почувствуешь себя уверенно и в других сферах, ведь грамотная речь и письмо — залог успеха в учебе, карьере и общении. Успехов в учебе и на экзаменах!

*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*

Оцените статью
Ваша оценка 0 / 5
Подборка курсов Онлайн-курсы по русскому языку и литературе для детей 2 класса в 2025 году
Посмотреть подборку
Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Как вы думаете, если запустить русский язык с начальной школы, потом будет проще выучить предмет?

Комментарии

Комментариев пока нет. :(

Написать комментарий

Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет