Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье мы подробно расскажем, как выучить геометрию с нуля, начиная с 7 класса и заканчивая 11 классом. Разберём поэтапно особенности геометрии в каждом классе: ключевые темы школьной программы, эффективные методы изучения и подходы к самостоятельным занятиям. Отдельное внимание уделим целям обучения – подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, повышению успеваемости и углублённому изучению (например, для олимпиад или поступления в вуз).
Кроме того, дадим рекомендации по конкретным онлайн-курсам и школам на платформе «Учись Онлайн Ру», а также обсудим разные форматы обучения: самостоятельные занятия, работу с преподавателем и обучение в онлайн-школе (включая полное дистанционное обучение). В конце статьи тебя ждут методические советы (игровые форматы, видеоуроки, визуализации, тесты, пошаговое закрепление) и раздел с советами для родителей — как им поддержать тебя в изучении геометрии дома.
Готов начать путешествие в мир теорем и доказательств? Поехали!
7 класс – это отправная точка, когда школьники впервые знакомятся с планиметрией (разделом геометрии, изучающим фигуры на плоскости). После курса математики в начальной и основной школе, где главными героями были числа и формулы, геометрия может показаться совершенно новым миром с точками, линиями и углами. Важно с самого начала заложить прочный фундамент: если ты сейчас в 7 классе, постарайся сразу вникнуть в предмет и не допускать пробелов в знаниях. Ниже рассмотрим ключевые темы и лучшие подходы к их изучению.
В седьмом классе закладываются базовые понятия, без которых невозможно двигаться дальше.
Вот основные темы, которые предстоит освоить семикласснику:
Основные фигуры и аксиомы геометрии: точка, прямая, отрезок, луч. Учишься понимать, как обозначаются и соотносятся эти объекты. Вводятся первые аксиомы – утверждения, принимаемые без доказательств (например, через две точки можно провести единственную прямую).
Угол и его виды: что такое угол, как он образуется и измеряется. Виды углов (острый, прямой, тупой, развернутый). Биссектриса угла – тоже важное понятие.
Треугольники: виды треугольников (по сторонам и углам), равенство треугольников (первый признак равенства вводится уже в 7 классе). Понимание свойств треугольников – основа всей дальнейшей геометрии.
Прямые на плоскости: параллельные и перпендикулярные прямые, свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей (т.е. соответствующие, накрест лежащие, односторонние углы).
Окружность (начальные сведения): круг, окружность, радиус, диаметр. В 7 классе круг и окружность вводятся как фигуры, хотя глубокие свойства окружностей изучаются позже.
Периметры и площади простых фигур: возможно, часть этих знаний пришла из курса математики 5–6 класса, но в геометрии они закрепляются строго: как найти периметр многоугольника, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника (формула S=12a⋅hS = \frac{1}{2} a \cdot h для площади треугольника, скорее всего, тоже изучается в конце 7 класса).
Эти темы могут слегка варьироваться в зависимости от учебника (например, классический учебник Л.С. Атанасяна или другие программы), но в целом программа по стране схожа и соответствует образовательным стандартам.
К концу 7 класса ты должен уметь решать простейшие задачи на вычисление отрезков и углов, знать и применять первые теоремы (например, теорему о сумме углов треугольника, если она изучается в 7 классе) и, главное, научиться строить чертежи и понимать формулировки задач.
Когда ты только начинаешь изучать геометрию, очень важно выработать правильные учебные привычки. Геометрия сильно отличается от привычной алгебры: здесь много визуального материала и строгих доказательств.
Ниже – несколько советов, которые облегчат тебе жизнь на старте:
Внимательно слушай учителя и не пропускай уроки. Каждый новый параграф геометрии часто базируется на предыдущем. Если пропустить тему про углы, дальше будет сложнее понять треугольники и параллельные прямые. Не стесняйся задавать вопросы, если что-то не понятно. Учитель как раз для того и есть, чтобы объяснить сложные места. Помни: пропуск в одну тему приведёт к «дырам» в знаниях по другим темам.
Всегда рисуй чертежи и схемы. Геометрия – наука наглядная. Даже простую задачу про угол или отрезок решай с карандашом и линейкой в руках. Не зря говорят, что в геометрии грамотно выполненный чертёж – это 80% успеха при решении задачи.1 На рисунке ты увидишь взаимосвязи, которые сложно понять из одних сухих строк текста. Проводи дополнительные линии, отмечай равные углы дугами, подписывай длины – пусть твоя тетрадь по геометрии будет в рисунках. Так учить предмет гораздо проще.
Учись правильно оформлять решения. В 7 классе начинаются первые доказательства теорем и задач. Старайся излагать свои мысли последовательно: сначала напиши дано и что требуется доказать, затем по шагам, с опорой на теоремы и определения, выводи нужный результат. Эта культура оформления пригодится тебе не только для школьных задач, но и для подготовки к экзаменам в будущем, где за логичность и обоснованность решения дают отдельные баллы.
Учи определения и теоремы вовремя. В геометрии нужно много знать на память: определения фигур, формулировки теорем, свойства углов и т.д. Учить их нужно не в ночь перед контрольной, а постепенно. Завели новый термин – разберись, что он значит, попробуй пересказать своими словами. Появилась новая теорема – убедись, что понимаешь её доказательство, и обязательно выучи формулировку. Это та база, без которой решить задачи будет трудно. Как советуют опытные ученики: «нужно своевременно учить определения и термины, чтобы они не накапливались и не пришлось перед экзаменом заучивать всё за ночь».
Выполняй домашние задания самостоятельно. Домашка по геометрии – не формальность. Решая задачи дома, ты проверяешь, усвоил ли материал урока. Если у тебя получилось решить пример или задачу без подсказок, значит, тема понятна. Если нет – это сигнал вернуться к учебнику или попросить помощи. Регулярно делая домашние задания, ты закрепляешь материал шаг за шагом, не откладывая на потом.
Практикуй решение задач разного уровня. После каждого параграфа в учебнике обычно даны задачи: и простые, и посложнее, и совсем сложные (обычно отмечены звёздочкой). Попробуй силы и в них тоже. Разнообразные задачи – как тренировка для мозга, развивают твою сообразительность. Даже если есть пять минут свободных, решить небольшую задачку – хорошая разминка.
Используй дополнительную литературу и источники. Если тебе хочется понимать предмет глубже (или наоборот, школьного объяснения оказалось недостаточно), обратись к другим материалам. Существуют замечательные книги, которые помогают увидеть геометрию. Например, педагог И.Ф. Шарыгин в пособии «Наглядная геометрия» предлагает множество практических заданий с вырезанием, измерением и конструированием фигур.1
Это пособие рассчитано на 5–6 классы, но отлично подходит и для старшеклассников, которым нужно восполнить пробелы: иногда стоит сделать шаг назад и вернуться к основам, если чувствуешь, что текущий материал даётся тяжело.1 Дополнительно можно поискать видеоуроки по темам (о них – ниже) или статьи в интернете с разбором непонятной тебе темы.
Следуя этим рекомендациям, ты значительно упростишь себе изучение геометрии в 7 классе. Главная цель на этом этапе – полюбить геометрию, заинтересоваться ею. Ведь впереди 8, 9 и старшие классы, где задач и теорем станет больше, а без прочного базиса они могут показаться пугающими.
Постарайся рассматривать геометрию не как набор скучных аксиом, а как увлекательную головоломку. Кстати, в 7 классе уже можно пробовать силы в первых математических олимпиадах для своей параллели – там часто встречаются творческие геометрические задачи. Даже если сразу не возьмёшь приз, участие даст опыт и расширит кругозор.
Что делать, если в школе ты чувствуешь, что знаний недостаточно? Или, наоборот, хочется идти впереди программы и изучать геометрию быстрее?
В 7 классе доступны разные варианты дополнительно подтянуть геометрию:
Возможно ли самому выучить всю геометрию? В принципе, да – учебники и онлайн-ресурсы тебе в помощь, хотя это и непросто. Можно попробовать составить план занятий: например, опережающими темпами читать учебник, смотреть видеоуроки по новым темам и решать задачи из задачников. Главный минус такого подхода – отсутствие обратной связи.
Если что-то понял неверно, некому поправить, а проверить решение задачи самостоятельно бывает трудно. Поэтому полностью полагаться только на самообучение рискованно, особенно когда предмет новый. Но как дополнение к школьным занятиям – самостоятельные усилия очень ценны. Ты можешь, к примеру, почитать дополнительные главы, которые не входят в школьную программу, или начать изучать простейшие вещи из 8 класса (скажем, формулы площади фигур).
Хорошая новость: сейчас есть много ресурсов, которые облегчают самообучение. Помимо классических учебников, обрати внимание на онлайн-уроки и виртуальные тренажёры. Сайты вроде InternetUrok, ЯКласс, reshuege.ru содержат теорию и задачи по темам 7 класса. А сервисы вроде Uchi.ru даже предлагают интерактивные задания–игры по геометрии для закрепления материала. Впрочем, не забывай про систему: учись по плану, а не скачкообразно.
Если самостоятельные попытки не дали результата, или просто хочется иметь наставника, можно заняться с преподавателем. Сейчас необязательно искать учителя, приходящего на дом: множество платформ позволяют найти репетитора онлайн, для видеозанятий.
Онлайн-репетитор – удобный вариант, как отмечают многие ученики: дистанционные уроки обычно стоят дешевле, чем очные, и можно подобрать удобный график. Преимущество индивидуальных занятий в том, что учитель подстроится под твой темп, объяснит непонятое столько раз, сколько нужно, поможет с мотивацией.
В 7 классе, когда материал ещё базовый, возможно, хватит нескольких месяцев занятий, чтобы выровнять успеваемость или углубиться вперёд программы. На нашем сайте (платформе «Учись Онлайн Ру») можно подобрать репетитора и узнать отзывы о разных преподавателях.
Это, пожалуй, самый популярный и быстрый способ освоить предмет дополнительно. Готовые курсы рассчитаны на то, чтобы системно провести тебя по всем темам. Например, на «Учись Онлайн Ру» собраны курсы геометрии для 7 класса – как базовые (школьная программа с нуля), так и углублённые. Многие из них представляют собой записанные видеоуроки, которые ты сможешь смотреть в удобное время, плюс задания и тесты для практики.
Некоторые курсы идут в формате вебинаров вживую по расписанию, другие — в записи, что даёт возможность учиться даже за 1-2 месяца то, что в школе изучается весь год. Пример курса: «Школьная геометрия 7 класса» от онлайн-школы Фоксфорд – включает около 30 уроков по 1.5–2 часа, с конспектами и автопроверкой домашних заданий.
На этом курсе ты познакомишься со всеми темами 7 класса, научишься решать задачи разного уровня сложности, а в конце, как правило, тебя ждет проверочный тест по всему материалу. Есть и индивидуальные форматы: например, платформа Skysmart предлагает как личные занятия с преподавателем, так и групповые онлайн-занятия для семиклассников.
В индивидуальных курсах программы гибкие: можно выбирать между изучением школьной программы или продвинутым уровнем, переносить уроки при необходимости и т.д.. Групповые занятия дешевле и дают эффект соревновательной мотивации (учиться веселее в компании сверстников).
Тетрика – ещё одна онлайн-школа, где есть курс для 7 класса с упором на фундаментальное освоение всех тем и подготовку к любым проверочным работам. Первый пробный урок во многих школах бесплатный – можно попробовать и выбрать, чей стиль преподавания больше нравится.
Для выбора курса загляни в каталог платформы «Учись Онлайн Ру»: мы собрали обучающие программы разных школ, и с помощью фильтров можно сравнить их по стоимости, длительности, формату занятий и другим параметрам. Обязательно почитай отзывы учеников и родителей – они помогут понять, подходит ли тебе курс.
В 7 классе будет полезно взять курс, который идёт параллельно со школьной программой. Тогда каждую новую тему ты сначала разбираешь с личным онлайн-учителем или по видеолекции, а затем приходишь на школьный урок уже подготовленным и уверенным. Это отличный способ повысить успеваемость: фактически, у тебя будет двойное закрепление материала. Ну а если цель – обогнать программу и блеснуть знаниями, выбирай углубленные курсы или занятия, где дают задачи олимпиадного уровня для 7 класса.
Важно: Не переусердствуй. Дополнительные курсы не должны превращаться в нагрузку сверх меры. Постарайся сохранять баланс между школой, самостоятельными тренировками и отдыхом. В 7 классе очень важно не потерять интерес: лучше заниматься меньше, но с увлечением, чем пытаться с нуля выучить всю геометрию за неделю и возненавидеть её.
Подобрать онлайн-курс по геометрии можно через наш сервис. У нас собраны обучающие программы для разных классов, для базового и углубленного уровня. С помощью фильтра легко сравнить курсы по стоимости, срокам, формату занятий и другим параметрам. А также вы можете почитать отзывы учеников и их родителей.
Для вашего удобства мы разделили курсы по классам:
Поздравляем – базовые понятия усвоены, и ты переходишь в 8 класс. Теперь геометрия набирает обороты: появляются новые фигуры, более сложные теоремы и доказательства. Восьмой класс часто считают самым насыщенным по количеству материала в планиметрии. Здесь очень важно не отставать, так как впереди тебя ждёт ОГЭ (в 9 классе), где проверяются как раз темы 7–8–9 классов. Рассмотрим, что нового ждёт тебя в 8 классе и как эффективно изучать геометрию на этом этапе.
В 8 классе школьный курс геометрии углубляется.
К уже изученным треугольникам и базовым фигурам добавляются более сложные понятия:
Четырёхугольники: ты узнаешь о видах четырехугольников (параллелограммы, прямоугольники, ромбы, квадраты, трапеции), их свойствах. Например, свойства параллелограмма (противоположные стороны равны и параллельны, диагонали точкой пересечения делятся пополам), признаки параллелограмма. Отдельно изучается прямоугольник (как частный случай параллелограмма), ромб, квадрат – их дополнительные свойства. Трапеция: равнобокая трапеция, средняя линия трапеции.
Свойства окружности: хотя окружность как фигура была известна с 7 класса, теперь начинаются теоремы о кругах и окружностях. В 8 классе обычно проходят теорему о равенстве вписанных углов, опирающихся на одну дугу, о градусной мере дуги, вписанные и центральные углы. Возможно, некоторые учебники переносят окружности на 9 класс, но часто основы (вписанный угол, свойства касательной, секущей) дают уже сейчас.
Подобие фигур: одна из ключевых тем 8 класса – подобные треугольники. Ты узнаешь признаки подобия треугольников, учишься строить логические цепочки типа «если углы равны, то треугольники подобны; раз подобны – то стороны пропорциональны». Подобие – мощный инструмент для решения задач, многие сложные планиметрические задачи сводятся к поиску подобных треугольников.
Площади фигур: в 8 классе вводятся формулы для вычисления площадей разных геометрических фигур. Ранее, вероятно, ты знал формулы площади прямоугольника и треугольника. Теперь добавляются формулы площади параллелограмма (S=a⋅haS = a \cdot h_a), трапеции (S=(a+b)2⋅hS = \frac{(a+b)}{2} \cdot h), ромба (через диагонали: S=d1d22S = \frac{d_1 d_2}{2}), площади круга (S=πR2S = \pi R^2) и длина окружности (C=2πRC = 2\pi R). Также рассматриваются соотношения площадей подобных фигур (площадь масштабируется как коэффициент подобия в квадрате).
Теорема Пифагора: хотя прямоугольные треугольники и катеты с гипотенузой могут упоминаться в 7 классе, именно в 8 классе обычно доказывается и активно применяется теорема Пифагора. После её изучения задач становится ещё больше – ведь теперь можно вычислять любые стороны в прямоугольных треугольниках, если известны два из трёх.
Окружность и многоугольники: могут изучаться свойства вписанных и описанных многоугольников, например вписанного в окружность четырёхугольника (сумма противоположных углов = 180°), или признак описанного вокруг окружности четырехугольника (суммы длин противоположных сторон равны). Эти теоремы часто изучают ближе к концу 8 – началу 9 класса.
Практические задачи: нередко в 8 классе вводят задания на применение геометрии в жизни – например, задачи с масштабом, координатами на плоскости (хотя координатный метод чаще отдельно вводится в 9 классе), или вычисление расстояний и высот с помощью теорем геометрии.
Как видишь, тем достаточно много. 8 класс – время, когда объем теоретических знаний по геометрии сильно расширяется. Многие ученики считают его самым трудным, потому что приходится запомнить и понять сразу много новых фактов. Но хорошая новость в том, что всё взаимосвязано.
Например, изучив свойства параллелограмма, ты автоматически узнаёшь свойства прямоугольника и ромба (как частных случаев). Выучив признаки подобия, ты сможешь ими объяснить и теорему Пифагора (через подобие прямоугольных треугольников), и решение множества задач на вычисление отрезков. То есть знания слоятся, и если уделять внимание логике их вывода, то учить будет проще, чем просто заучивать десятки разрозненных формул.
Восьмой класс – последний перед выпускным классом основной школы. Уже в следующем году тебе предстоит сдавать ОГЭ по математике, где геометрия занимает существенную долю заданий.
Поэтому 8 класс – время не только для освоения новой теории, но и для начала экзаменационной подготовки.
Вот на что стоит обратить внимание:
Систематизируй знания. По окончании каждой крупной темы делай небольшие конспекты-«шпаргалки»: выпиши все свойства фигур, теоремы и формулы, которые узнал. К 9 классу у тебя соберётся отличное пособие для повторения. Например, пройдена тема «Четырёхугольники» – выпиши в таблицу свойства параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, отметь, чем они похожи и чем отличаются. Это поможет структурировать информацию в голове.
Решай задания в формате ОГЭ. Даже будучи в 8 классе, попробуй открыть сборник задач ОГЭ по геометрии или онлайн-тренажёр. Некоторые задачи ОГЭ базового уровня вполне посильны уже сейчас. Зачем это нужно? Во-первых, привыкнешь к формулировкам экзаменационных вопросов. Во-вторых, обнаружишь, какие темы из 7–8 класса часто спрашивают.
Например, задания №15–19 ОГЭ посвящены геометрии: это углы, треугольники, четырехугольники, окружность и другие ключевые темы. Убедись, что разбираешься в них. Кроме того, во второй части ОГЭ есть задачи №23 и №24 – усложнённые задачи по геометрии (на расчёт и на доказательство). Их полностью решить в 8 классе будет сложно, но ты можешь взглянуть, как они выглядят, чтобы понимать конечную цель своего обучения.
Обрати внимание на пробелы из 7 класса. Если какие-то базовые вещи прошлого года всё ещё не совсем ясны – самое время подтянуть их. Например, некоторые ребята до 8 класса путают смежные и вертикальные углы или не очень уверенно помнят признаки равенства треугольников. Перед тем как идти дальше, освежи эти основы. Иначе в сложных задачах можешь допускать обидные ошибки.
Практикуй комбинированные задачи. В 8 классе начинаются задачи, где требуется применить несколько разных теорем сразу. Например: сначала заметить подобные треугольники, потом применить теорему о пропорциональных отрезках, а потом ещё и формулу площади. Такие задачи тренируют логическое мышление – то, ради чего и ценят геометрию. Не бойся сложных задач: разбивай их на части, рисуй большой подробный чертёж и отмечай на нём всё, что дано и что надо найти. Иногда просто посмотрев на рисунок, можно «увидеть» решение.
Если ты чувствуешь, что геометрия 8 класса даётся нелегко, или хочешь улучшить свои оценки, воспользуйся дополнительными возможностями.
Они схожи с теми, что были в 7 классе, но есть нюансы, связанные с приближением экзаменов:
Онлайн-курсы и кружки: На платформе «Учись Онлайн Ру» имеется подборка курсов по геометрии для 8 класса. Многие из них рассчитаны на повышение успеваемости: повторение материала 7 класса, разбор всех тем 8 класса с нуля и решение типовых задач для закрепления.
Например, помимо курса Фоксфорда, о котором мы говорили, есть курсы от школ вроде Учи.ру, Maximum Education, Школково и других. Выбирая курс, смотри, чтобы в программе были все темы, которые перечислены выше. Некоторые курсы могут сочетать геометрию с алгеброй (например, «Математика 8 класса: алгебра и геометрия»), что тоже удобно – закрыть двумя зайцами сразу.
Подготовка к ОГЭ заранее: Существуют спецкурсы именно под ОГЭ, рассчитанные на 8–9 класс. Они позволяют начать подготовку не в последний момент, а задолго – что снижает стресс. На таких курсах обычно разбирают задачи формата ОГЭ, в том числе геометрические, и дают план повторения тем. Если ты уже сейчас нацелен сдать ОГЭ на отлично, можно присмотреться к таким программам.
Школьный учитель и консультации: Не забывай, что твой учитель математики – тоже ресурс. В 8 классе обычно есть факультативы или консультации для тех, кто хочет больше практики. Посещай их, задавай вопросы. Учителям всегда приятно, когда ученик проявляет интерес, и они помогут тебе разыскать дополнительные задачи или книжки.
Олимпиадные кружки: Если геометрия тебе, наоборот, даётся легко и хочется вызова – смело отправляйся в математический кружок или олимпиадную школу. Там тебе покажут задачи, которые выходят за рамки школьной программы, научат нестандартным приёмам (например, решениям через превращения фигур, симметрию, инверсии – это всё уже высший пилотаж для 8 класса). В будущем участие в олимпиадах может дать бонусы при поступлении в профильные классы и вузы.
Восьмой класс – время усердной работы, но помни: каждое усилие окупится. Уже через год, сдавая ОГЭ, ты скажешь себе спасибо, если не ленился и разобрал всё как следует. А пока старайся поддерживать интерес: например, после того как освоил тему, посмотри научно-популярное видео, как эта тема применяется. Разобрался с теоремой Пифагора – посмотри видео о древнегреческих доказательствах этой теоремы или о том, как строители пирамид могли пользоваться ею. Это расширит кругозор и даст понять, что геометрия – не абстракция, а реально применимая наука.
9 класс – ключевой этап: завершается курс планиметрии и предстоит основной государственный экзамен (ОГЭ) по математике. Для многих учеников именно в 9 классе приходит понимание геометрии – пазл складывается, разрозненные теоремы выстраиваются в единую картину. Но также этот год сопряжён со стрессом экзаменов. Поговорим о том, что нового в учебной программе 9 класса, как эффективно повторить всё изученное и успешно сдать ОГЭ, а также как подготовиться к переходу в старшую школу (10–11 класс), где тебя ждёт стереометрия.
В девятом классе ты изучишь оставшиеся разделы планиметрии и некоторые вводные темы для старшей школы.
Основные направления:
Векторы на плоскости: обычно в 9 классе дают основы векторного счета в геометрии. Что такое вектор, равенство векторов, сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число. Эти понятия связаны и с алгеброй, и с физикой, и служат мостиком к аналитической геометрии. Векторный метод позволяет элегантно решать некоторые задачи (например, доказать параллельность или серединность отрезков).
Координатный метод: знакомят с системой координат на плоскости, как находить координаты точек пересечения фигур, уравнения окружности, прямой (опять же перекличка с алгеброй). Например, решая задачу, можно помещать фигуру в координатную систему и использовать формулы.
Элементы тригонометрии в геометрии: иногда в 9 классе (особенно если в алгебре уже прошли синусы-косинусы) рассматривают применение тригонометрии для вычисления элементов фигур. Например, формула площади треугольника через два его стороны и угол между ними: S=12absinγS = \frac{1}{2} ab \sin \gamma. Или решение треугольника по двум сторонам и углу (теорема синусов). Это углубленный материал, в базовом уровне он может не акцентироваться, но знать о нем полезно, особенно если потом будешь готовиться к ЕГЭ.
Окружность и многоугольники (продолжение): завершение тем про окружности. В 9 классе обычно изучаются вписанные и описанные окружности треугольника (центр вписанной окружности – точка пересечения биссектрис; центр описанной – пересечение серединных перпендикуляров), свойства этих окружностей. Также могут разбирать окружности Эйлера, девяти точек – это уже ближе к олимпиадной геометрии. Но основные факты про окружности должны быть изучены.
Стереометрия (введение): ближе к концу 9 класса зачастую дают обзор объемных фигур. Это как бы затравка к 10–11 классу. Школьник знакомится с понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве; какие бывают взаимные расположения (скрещивающиеся прямые, параллельные прямые и плоскости, перпендикулярность в пространстве).
Простейшие объемные тела: куб, параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар. Могут рассказать про элементы этих тел (например, ребра, грани, основания). Не пугайся, что вдруг всё стало трехмерным: пока глубоких задач на стереометрию не будет, это лишь ознакомление. Но очень важно не пропустить этот вводный курс, так как в 10 классе он продолжится на новом уровне.
Повторение и обобщение планиметрии: значительная часть 9 класса отводится на повторение пройденных тем, решение комплексных задач, подготовку к экзамену. Здесь есть смысл обратить внимание на интегрированные задания, где, например, сочетается и подобие, и окружности, и площади. Часто школьники только в 9 классе начинают по-настоящему понимать красоту геометрии, когда видят, как все элементы связаны.
По окончании 9 класса ты фактически завершишь курс планиметрии (геометрии на плоскости). Это большой объем знаний. К экзамену тебе нужно уметь решать задачи практически по всем перечисленным темам. Задания части 1 ОГЭ по геометрии охватывают углы, треугольники, четырехугольники, окружности, то есть весь материал 7–9 классов. А задачи части 2 требуют умения логично доказывать свои утверждения. Поэтому давай поговорим о том, как готовиться к ОГЭ по геометрии параллельно с изучением новых тем.
Основной государственный экзамен (ОГЭ) по математике в 9 классе – это первый серьёзный экзамен в жизни школьника. Он включает задания и по алгебре, и по геометрии, поэтому готовиться нужно комплексно.
Вот конкретные советы, как подтянуть геометрию к ОГЭ:
Выучи базовые факты наизусть. К ОГЭ нужно знать ~20-25 основных теорем и свойств на плоскости: признаки и свойства фигур, теоремы (Пифагора, Фалеса, о сумме углов треугольника, о вписанных углах и т.д.). Составь список этих фактов и убедись, что помнишь их формулировки. Экзамен тем и коварен, что формулировки в задачах лаконичны, и ожидается, что ты сам вспомнишь нужный теоретический результат.
Решай много типовых задач. Регулярная практика – залог успеха. Решай задания №15–19 из открытого банка ОГЭ, сборников Ященко и других. Цель – довести до автоматизма решения базовых задач: на нахождение углов в пересечении прямых, на вычисление сторон в прямоугольном треугольнике по теореме Пифагора, на вычисление элементов окружности. Если подобных задач прорешать десятки, на экзамене они покажутся простыми.
Тренируй часть 2 (развернутые задачи). В геометрии это, как правило, задания №23 (на расчет) и №24 (на доказательство) ОГЭ. Попробуй решить их из демоверсий прошлых лет. Даже если не получится полностью, научись хотя бы начинать решение: писать дано/найти, делать чертёж, отмечать на нём информацию.
Часто в задаче на доказательство достаточно обоснованно провести вспомогательную линию или указать на нужные подобные треугольники – и большую часть баллов уже получишь. Главное – пиши каждое утверждение со ссылкой, почему оно верно (со ссылкой на теорему или свойство). Тренируйся оформлять доказательства понятно и последовательно, чтобы эксперт, проверяя твою работу, легко проследил ход мыслей.
Используй пробные экзамены и варианты целиком. За некоторое время до ОГЭ (за месяц-два) начни решать полные варианты, засекать время (на ОГЭ дается почти 4 часа) и выполнять работу полностью, как на реальном экзамене. Это поможет распределить время и силы. Возможно, заметишь, что геометрия отнимает у тебя слишком много времени – тогда нужно еще подтянуть навыки. Научись сначала отбирать простые задачи, решать их, а уже потом браться за сложные, чтобы гарантировать базовые баллы.
Не нервничай и верь в себя. Геометрия пугает многих, но вспомни: ты учил ее три года и многое умеешь. Эксперты отмечают, что экзамен в 9 классе проверяет базовые знания, и большинство школьников с ним успешно справляется. Даже троечники обычно набирают минимальные баллы для перехода в 10 класс. Так что не надо демонизировать ОГЭ – подходи к нему как к тренировке перед ЕГЭ, возможности проверить себя. Если что-то и пойдёт не так, жизнь на этом не заканчивается – можно пересдать в резервные сроки летом. Сняв излишнее напряжение, ты лучше сконцентрируешься на решениях.
Когда цель чётко обозначена – сдать ОГЭ успешно – имеет смысл подключить специальные ресурсы:
Онлайн-курсы подготовки к ОГЭ: На «Учись Онлайн Ру» ты найдёшь множество курсов, нацеленных именно на подготовку к ОГЭ-9. Например, курс «Математика ОГЭ с нуля» или «ОГЭ по математике: геометрия». Эти программы обычно длятся несколько месяцев, в них повторяется вся геометрия основной школы, решаются типовые задания, разбираются демоверсии. Большой плюс таких курсов – структурированность: тебя поведут по плану, ничего не забыв. Также там дают лайфхаки, как решить быстрее, как запоминать теоремы, на что обращать внимание при проверке работы.
Репетиторская поддержка: Если у тебя есть возможность позаниматься с репетитором (очно или онлайн) именно по геометрии – это идеальный вариант подтянуть слабые места. Репетитор сразу выявит, где у тебя пробел (теория или применение, может, чертежи плохо рисуешь) и целенаправленно подтянет. В формате персональных занятий можно за несколько недель разгрести то, что вызывало трудности месяцами. Опять же, искать репетитора можно через наш агрегатор – у нас есть база преподавателей, многие специализируются именно на подготовке к ОГЭ.
Сборники задач и онлайн-тесты: Не пренебрегай и самостоятельными материалами. Например, открой банк ФИПИ – там собраны примеры задач по каждой теме, с ответами (правда, без решений). Можно также использовать мобильные приложения и боты для подготовки к ОГЭ, которые каждый день присылают по задаче – это поможет не лениться. Некоторые ребята устраивают учебные группы в соцсетях, решают вместе задачи дня и обсуждают – тоже вариант, изучать геометрию сообща веселее.
Школьные консультации: И конечно, школа. Часто перед ОГЭ учителя проводят дополнительные занятия после уроков. Посещай их, даже если чувствуешь себя уверенно. Повторение – мать учения, и лишний раз решить десяток задач под контролем учителя точно не повредит.
Совет: за месяц до ОГЭ максимально разгрузи голову от лишнего. Постарайся завершить изучение новых тем пораньше, чтобы последние недели перед экзаменом посвятить повторению. Чётко распланируй, когда и что повторяешь (например, пн – треугольники, вт – четырехугольники, ср – окружности, чт – прорешиваю вариант, пт – разбираю ошибки, сб – снова повтор по слабым темам). И обязательно оставь дни на отдых – в ночь перед экзаменом нужно выспаться. Свежая голова решает задачи в два раза лучше!
После 9 класса перед тобой встаёт выбор: пойти в 10–11 класс (и готовиться к ЕГЭ) или поступить в колледж/техникум.
От этого зависят и дальнейшие планы по геометрии:
Если ты продолжаешь обучение в школе, то впереди стереометрия и ЕГЭ. Это значит, что бросать геометрию ни в коем случае нельзя – надо будет учить дальше, уже на более высоком уровне. Если 9 класс дался тяжело, подумай: может, имеет смысл летом перед 10 классом еще раз повторить ключевые моменты, почитать книги, посмотреть видеокурс по стереометрии заранее, чтобы 10 класс не стал шоком. В старшей школе геометрия пригодится и на профильной математике, и на различных вступительных испытаниях (если пойдёшь на направления, связанные с черчением, архитектурой и т.п.).
Если ты выбираешь колледж или СУЗ, все равно ОГЭ нужно сдать хорошо, чтобы аттестат был достойным. В колледжах геометрия как отдельный предмет обычно уже не преподается, но её элементы могут встречаться в спецкурсах (например, техническое черчение, инженерная графика). Да и общая развитость пространственного мышления, которую ты получил, изучая школьную геометрию, поможет в любой профессии – от строителя до программиста (правда-правда, у хороших программистов с геометрией все окей, когда они алгоритмы пишут).
Итак, 9 класс – это финишная прямая школьной планиметрии. Немного напряженно, но уверены: ты справишься! А мы переходим к следующему этапу.
В старшей школе (10–11 класс) начинается новый раздел математики – стереометрия, то есть геометрия в пространстве. Многие ребята, даже отлично владевшие планиметрией, поначалу ощущают трудности: привычные формулы площадей и теоремы о треугольниках уже не решат задачи про объемы тел или углы между плоскостями.
Но паниковать не стоит! 10 класс – время, когда ты строишь новое понимание геометрии, теперь уже трехмерной. Ниже рассмотрим, что изучают в 10 классе, как лучше организовать обучение стереометрии, и что делать, если вдруг вы перешли на дистанционное обучение (такое бывает по разным причинам – например, смена школы на онлайн-формат).
Основной «гвоздь программы» 10 класса – это объемные фигуры.
Ключевые темы, которые ты изучишь:
Аксиомы стереометрии и простейшие фигуры: вводятся основные аксиомы пространства (аналогично тому, как в 7 классе были аксиомы планиметрии). Например: через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит единственная плоскость; если две плоскости пересекаются, то их линия пересечения – прямая, и т.д. Эти аксиомы закладывают фундамент.
Прямая и плоскость в пространстве: взаимное расположение прямых (параллельные, пересекающиеся, скрещивающиеся), прямой и плоскости (прямая может лежать в плоскости, пересекать ее или быть параллельной), плоскостей между собой (параллельные или пересекающиеся). Изучаются признаки параллельности и перпендикулярности прямой и плоскости. Например, критерий перпендикулярности прямой и плоскости: прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, тогда она перпендикулярна самой плоскости.
Многогранники: призмы и пирамиды. Изучаются разные виды призм (прямая, наклонная, прямоугольный параллелепипед как частный случай, куб как частный случай параллелепипеда). Для пирамид — правильная пирамида, усеченная пирамида. Выводятся формулы объемов: Vпризма=Sосн⋅hV_{\text{призма}} = S_{\text{осн}} \cdot h, Vпирамиды=13Sосн⋅hV_{\text{пирамиды}} = \frac{1}{3} S_{\text{осн}} \cdot h. Также площади поверхностей: например, площадь полной поверхности призмы, пирамиды.
Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Их элементы (ось, образующие, основания), секции этими телами (сечения плоскостью). Формулы объемов: Vцилиндра=Sосн⋅hV_{\text{цилиндра}} = S_{\text{осн}} \cdot h (аналогично призме), Vконуса=13Sосн⋅hV_{\text{конуса}} = \frac{1}{3} S_{\text{осн}} \cdot h, Vшара=43πR3V_{\text{шара}} = \frac{4}{3}\pi R^3. Формулы площадей поверхности: боковой и полной.
Сечения и проекции: одна из сложных, но интересных тем – построение сечений. То есть, если плоскость «разрезает» куб или пирамиду, какая фигура получится на сечении? Навыки построения сечений развивают пространственное воображение на все 100%. Также сюда относится понятие проекции фигуры на плоскость – например, тень от фигуры, условно говоря.
Углы и расстояния в пространстве: определяется, что такое угол между прямыми (в пространстве могут быть и скрещивающиеся прямые – угол между ними определяют через параллельные переносы), угол между прямой и плоскостью, между плоскостями (двугранный угол). Как найти расстояние от точки до плоскости, от точки до прямой, между параллельными плоскостями – всё это задачи на минимум, требующие опускания перпендикуляров и т.д.
Координаты в пространстве (опционально): некоторые программы дают материал о координатах и векторами в пространстве (то, что ты делал в 9 классе на плоскости, теперь на 3D). Это полезно для решения задач аналитическим методом, но в базовом ЕГЭ используется редко. Однако, если планируешь поступать в технические вузы, умение работать с координатами в пространстве точно пригодится (на внутренних экзаменах или олимпиадах).
Конечно, поначалу все эти объемные фигуры могут вызывать головокружение 🙂. Но вспомни: когда-то ты и слова «биссектриса» не знал, а теперь оперируешь ими легко. То же будет и со стереометрическими понятиями – нужен тренинг и наглядность.
Учить геометрию в 10 классе – значит развивать свое трехмерное мышление.
Вот несколько методических рекомендаций, чтобы сделать процесс более эффективным (и даже веселым):
Модельки и конструкторы: Отличный способ понять стереометрию – делать модели. Вырежи из картона развертку куба, склей его. Попробуй вырезать и собрать пирамиду. Пощупав руками фигуру, ты лучше поймёшь её свойства. Используй конструкторы (тот же LEGO или простые наборы типа школьного стереометрического конструктора): построй куб, проведи в нём диагонали, посмотри, как они пересекаются. Построй сечение — возьми кубик и разрежь пластилином (серьёзно!). Такие «игры» наглядно покажут, что, например, сечение куба плоскостью – это четырехугольник (причем, может быть разного вида в зависимости от плоскости).
Черчение и рисунки: Учись аккуратно чертить объемные фигуры на бумаге. В учебниках обычно показано, как изображать ту же призму или пирамиду (с помощью параллельного проектирования). Сначала повторяй за образцом, потом попробуй изобразить свою комбинацию – например, два пересекающихся куба. Чем лучше ты будешь рисовать, тем проще окажется решать задачи: глядя на свой рисунок, легче «видеть» решение.
Представляй реальные объекты. Стереометрия – вокруг нас. Классическая задача учебника: «дан куб, в нём проведена плоскость через вершины A, B, C... Найдите площадь сечения». Представь в реальности: куб – это комната, плоскость – это, скажем, стекло, проходящее через три точки на стенах/потолке. Попробуй вообразить, как это стекло пересекает комнату. Когда мысленно можешь крутить объект, решение становится понятнее. Если сложно представить – возьми коробку (из-под обуви, например) и резинку, натяни резинку через соответствующие точки – получится наглядное сечение.
Учись вникать в доказательства теорем. В стереометрии тоже есть теоремы (например, признак параллельности плоскостей или формулы объемов, которые доказываются). Не отмахивайся от них. Проследи логическую нить доказательств, они часто опираются на аналогии с планиметрией. Разобрав доказательство, ты легче запомнишь и применишь факт. Например, почему объем пирамиды именно в 3 раза меньше объема призмы с тем же основанием и высотой? В учебнике это доказывают разбиением пирамиды на тонкие слои – интересная идея. Потрать время, пойми её, и формула запомнится сама собой.
Дополнительные визуальные средства: Сейчас в распоряжении учеников есть мощные инструменты, о которых раньше можно было мечтать. Например, программы динамической геометрии: GeoGebra 3D, Cabri 3D и др. В них можно строить фигуры, крутить их на экране, строить сечения автоматически. Если есть возможность, пользуйся! Особенно если вы на дистанционном обучении – это спасение, когда под рукой нет живого учителя, который поправит твой чертёж.
Практикуй задачи на нахождение расстояний и углов. Это, пожалуй, самая «формальная» часть стереометрии – где нужно строго через формулы вычислить угол между плоскостью и прямой или расстояние от точки до плоскости. Такие задачи часто решаются с помощью опускания перпендикуляров и применения теоремы Пифагора в правильных треугольниках.
Они хорошо тренируют умение комбинировать 2D и 3D: обычно сводятся к решению плоской задачи в каком-то сечении. Решая их, всегда сначала находи нужный треугольник или плоскость, где лежит искомый угол/расстояние, а затем переходи к плоской задаче. И не забывай делать полноценный чертёж с обозначениями – иначе велик шанс запутаться.
Некоторые ученики в 10 классе переходят на полное дистанционное обучение или онлайн-школу. Причины могут быть разными: поступил в профильный онлайн-Лицей, переезд, желание совмещать спорт/работу с учебой и т.п. На платформе «Учись Онлайн Ру» представлено несколько дистанционных школ с программой 10 классa.
Например, РШДО (Российская школа дистанционного обучения) или Онлайн-Лицей – эти школы дают полноценные уроки по всем предметам и соответствуют госстандарта. Обучение там идет через виртуальные классы, видеоуроки, самостоятельные работы.
Если ты учишься удаленно, в том числе геометрии, вот советы специально для тебя:
Самодисциплина – на первом месте. К сожалению, без ежедневного присутствия учителя легко расслабиться. Составь четкий распорядок дня, выдели часы для занятий геометрией. Следуй расписанию онлайн-уроков строго, просматривай записи, если пропустил.
Активно используй обратную связь. В онлайн-школах обычно есть форумы, чаты с учителями, вебинары. Задавай вопросы, если не понял тему – преподаватель на расстоянии все равно готов помочь, просто ему нужно об этом написать/сказать. Не оставайся один на один с проблемой.
Следи за прогрессом. Ежемесячно оценивай, насколько ты усвоил текущие темы. В дистанционной школе могут быть ежемесячные отчеты для родителей о твоих успеха – не игнорируй их. Если видишь проседание, сразу принимай меры (больше практики, дополнительные занятия).
Не избегай онлайн-групп. Некоторые думают: раз я учусь дома, значит всё сам. Но ведь в онлайн-школах есть твои одноклассники – пусть виртуальные, но они реальные люди. Обменивайтесь конспектами, устраивайте совместные Zoom-сессии, чтобы порешать задачки. Так вы не потеряете ощущение школьной команды, где каждый может чему-то научить другого.
Практические интерактивы: потребуй у своей онлайн-школы (если они сами не дали) доступ к виртуальным симуляторам. Хорошие дистанционные школы внедряют интерактивные инструменты: 3D-модели, эксперименты онлайн. Это поможет компенсировать отсутствие живого контакта с фигурами.
Родительская поддержка: в дистанционном обучении велика роль самоконтроля, но и родители пусть будут рядом. Ежемесячные отчеты, как уже сказали, позволяют родителям видеть успехи. Пусть проверяют, задают тебе вопросы: «Расскажи, что нового узнал по геометрии в этом месяце? Какой объем у пирамиды, которую проходили?» Это поможет тебе лишний раз проговорить материал (а значит – лучше усвоить) и почувствовать их поддержку.
Учиться геометрии онлайн сегодня вполне реально. Главное – не стесняйся пользоваться всеми возможностями цифрового обучения. В каких-то вещах дистанционное обучение даже выигрывает: например, запись урока можно пересмотреть, паузу поставить и еще раз обдумать трудный момент, а в обычной школе урок пролетел – и всё, упущено. Поэтому бери от технологий максимум.
В 10 классе, помимо школьной программы, у многих начинается усиленная подготовка к ЕГЭ (если точно знаешь, что пойдёшь в 11-й и будешь сдавать профильную математику).
Как тут могут помочь сторонние курсы:
Курсы стереометрии с нуля: Если планиметрия далась тебе нелегко, то стереометрию разумно учить с поддержкой. Например, возьми онлайн-курс «Стереометрия 10 класса с нуля». На таких курсах педагоги очень наглядно объясняют каждую тему, часто используя 3D-графику. К тому же там много задач для тренировки, что важно – сам себе столько не придумаешь. На «Учись Онлайн Ру» в подборках курсов 10 класса есть предложения от известных школ (Фоксфорд, Умскул, Школково и др.), которые охватывают именно геометрию 10 класса.
Начало подготовки к ЕГЭ: Многие репетиторы и курсы предлагают начинать готовиться к ЕГЭ именно с 10 класса, чтобы в 11-м только шлифовать. Это разумно. Если у тебя есть силы – можешь параллельно с изучением новых тем решать задачи из ЕГЭ, хотя бы базового уровня, но по стереометрии. В ЕГЭ профильном обычно две больших задачи по геометрии: одна планиметрия, другая стереометрия (задачи повышенного уровня).1
Их считают одними из самых сложных – как говорят, «геометрия на ЕГЭ становится худшим кошмаром» для многих учеников.1 Но тебе это не грозит, если начнёшь подготовку заранее. Найди курс «Геометрия ЕГЭ: планиметрия и стереометрия» – такие тоже есть. Там разбирают именно экзаменационные хитрости, учат оформлению решения для экспертов, показывают сложные задачи прошлых лет.
Олимпиадная геометрия: 10–11 класс – это последний шанс показать себя на всероссийских олимпиадах школьников (а победители и призёры дают льготы при поступлении). Если у тебя есть такой прицел, скорее вступай в ряды олимпиадников. Есть специальные олимпиадные школы (в т.ч. онлайн) – например, курсы при МФТИ, МГУ, или проекты вроде «Сириус». Они предлагают треки по геометрии с разборами задач повышенной сложности, гораздо глубже школьной программы. Это трудоёмко, но заодно и ЕГЭ будет по плечу, поверь.
Суммируя, 10 класс – время роста и новых вызовов. Не бойся их. Запасись терпением, подключай все доступные ресурсы – и ты обретёшь настоящее объемное видение математики. А мы переходим к финальному этапу – 11 классу.
Финишная прямая школьного пути – 11 класс. Для большинства учеников это время под девизом «ЕГЭ, ЕГЭ и ещё раз ЕГЭ». Действительно, в 11 классе новых тем по геометрии уже немного (большую часть стереометрии ты освоил в 10-м), основной акцент – на повторении, систематизации и тренировке решения задач высокого уровня. Также именно сейчас нужно выйти на пик формы, если ты собираешься на профильные олимпиады или вступительные испытания. Рассмотрим, как грамотно распределить время, что обязательно повторить по геометрии и как получить максимум баллов на ЕГЭ.
В начале 11 класса школьная программа обычно завершает стереометрию:
Доделываем остатки: могут остаться темы типа «координаты в пространстве» или какие-то специальные случаи (например, формула расстояния между скрещивающимися прямыми, если это не сделали в 10-м). Где-то проходят подробно тему «Тела вращения» именно в 11-м, хотя многие уже знают формулы объемов из 10-го. В целом, новых теорем немного, возможно, вводятся только уравнения поверхностей (сфера, плоскость, прямая в пространстве) – но это больше к алгебре/аналитической геометрии.
Повторение планиметрии: нередко в программе 11 класса есть специальные часы на повторение курса 7–9 классов. Учителя используют их, чтобы освежить планиметрию (иногда даже устраивают «мини-курс» по задачам на доказательство, потому что многие подзабыли, как это делается с 9 класса).
Решение сложных задач: если программа пройдена вперед, оставшееся время тратят на задачник повышенной сложности. Например, задачи на комбинированные применения многих теорем, нестандартные геометрические доказательства, параметры с геометрическим смыслом – словом, оттачивают навыки.
Всю весну 11 класса обычно занимают итоговые повторения. Это значит, что к маю ты должен подойти с полным комплектом знаний: знать на зубок и теорему о трех перпендикулярах, и формулу площади сектора.
Теперь – самое важное для выпускника: Единый государственный экзамен. Если ты выбрал профильную математику для поступления, без геометрии максимальный балл не набрать. В структуре ЕГЭ профильного уровня ~25-30% задач связано с геометрией (включая стереометрию). Обычно одна задача в первой части (тестовой) – относительно несложная геометрическая, и две задачи во второй части – одна по планиметрии, другая по стереометрии (они дают много баллов, но их и решить труднее всего).
Вот как готовиться:
Системное повторение всех тем: Раздели геометрию на блоки и планомерно повтори каждый. Удобно делить так: планиметрия (внутри нее: треугольники, окружности, многоугольники, и отдельный блок – задачи на вычисление vs задачи на доказательство) и стереометрия (внутри: параллельность/перпендикулярность, многогранники, тела вращения, вычисление элементов). Можно чередовать: неделю повторяешь планиметрию, неделю стереометрию. Решай по нескольку задач каждого вида.
Учебники и материалы для ЕГЭ: Используй специальные сборники, которые наверняка советует школа: Ященко (36 вариантов), Рымкевич, Лысенко и др. Там задачи близки к формату ЕГЭ. Обрати внимание на задания №14 и №16 (традиционные номера профильного ЕГЭ для геометрических задач второй части). По статистике они имеют один из самых низких средних процентов выполнения среди всех задании – многие даже не берутся за них.1
Но тебе это только на руку: каждый решенный «геометрический» номер сильно оторвёт тебя от остальных ребят по баллам. Поэтому сделай упор на них. Например, задача №14 (планиметрия) часто требует доказать какой-то факт и найти длину или угол – научись оформлять решение чётко, выводя последовательно нужный результат. Задача №16 (стереометрия) – обычно на вычисление с применением объёмов или расстояний; тут важно изобразить фигуру и расписать решение по действиям.
Курсы и интенсивы ЕГЭ: В 11 классе есть множество интенсивных курсов ближе к весне. Если чувствуешь, что сам не вывозишь геометрию, запишись на такой. Часто они проходят в формате ежедневных вебинаров в течение, скажем, марта-апреля, где за 2 месяца с тобой пройдут всю геометрию с нуля до самых сложных задач. На платформе «Учись Онлайн Ру» мы тоже рекомендуем топовые курсы подготовки (посмотри раздел «Курсы подготовки к ЕГЭ-2025»). Выбери там программу, где именно геометрии уделено достаточно часов.
Разбор ошибок и консультации: Регулярно пиши пробники ЕГЭ (в школе или дома по часам) и тщательно анализируй, где ошибся. Особое внимание – геометрическим задачам: почему не догадался провести эту линию? какой теоремы не хватило? Возможно, имеет смысл взять несколько консультаций у знающего преподавателя именно по разобору твоих решений.
Он укажет, где можно было написать короче, где добавить пояснения (а то ведь эксперты снижают балл за недостаточные обоснования). Кстати, лайфхак: оформление решений геометрии на ЕГЭ – ключевой момент. Эксперт читает только то, что написано, и не догадывается о том, что у тебя «в голове все правильно получилось». Поэтому прописывай каждую мысль, ссылайся на свойства, смело используй фразу «из пункта А следует пункт Б, потому что … (теорема такая-то)».
Тренируй устную часть (если есть). В некоторых школах практикуют устные зачеты по геометрии или проведение итогового собеседования – чтобы убедиться, что вы готовы. Даже если у тебя такого нет, проговаривай решения вслух хотя бы себе. Это здорово структурирует мышление. Вообще, разговаривать с самим собой при решении сложной задачи – не признак сумасшествия, а очень полезный навык 🙂. Когда объясняешь самому себе, заметишь, где есть логический разрыв.
И, конечно, не забывай про отдых. Перед самым ЕГЭ (за день) лучше не решать уже ничего глобального, мозги должны отдохнуть. Пройдись, поспи как следует, с утра собери все необходимое (паспорта, ручки, линеечку – на ЕГЭ по математике можно брать обычную линей). На экзамене, увидев сложную геометрическую задачу, не пугайся. Начни рисовать, выпиши дано – глядишь, уже что-то придёт в голову.
В 11 классе для тех, кто идет в физико-математические вузы или участвует в олимпиадах, геометрия выходит за рамки ЕГЭ. Несколько направлений, как можно углубиться:
Участие в олимпиадах: последний год, чтобы стать призером всероса или хотя бы региональной олимпиады. Задачи там на порядок сложнее ЕГЭ: требуются нестандартные ходы, знания дополнительных фактов (например, теорема Чевы, Менелая, свойства точек треугольника – ортоцентра, центроида, и т.п.).
Если ты еще с младших классов в олимпиадной тусовке, то знаешь, что делать. Если решил внезапно попробовать – найди задачи прошлых лет и оцени свои силы, подтяни теорию. В олимпиадной геометрии много всего красивого: часто используют круг Эйлера, вписанные окружности, гомотетии – это украшает решение. Даже если не победишь, решение таких задач развивает мозг невероятно.
Вступительные испытания вузов (ДВИ, СТАНКИ и т.д.): некоторые топ-вузы (МГУ, МФТИ, СПбГУ) проводят свои доп.экзамены, где геометрия тоже может встретиться. Они, как правило, чуть сложнее ЕГЭ, могут требовать умения применять знания в новом контексте. Подготовка – решать задания этих вузов прошлых лет. Это уже узкоспециализированная штука: обычно те, кто готовится к ДВИ, занимаются с репетитором или на курсах при вузе. Геометрию там учат вплоть до самых крутых теорем.
Проекты и исследовательские работы: некоторые школы требуют ВКР или проекты. Можно выбрать тему по геометрии – скажем, сделать исследование «Моделирование фигур вращения с помощью 3D-принтера» или «Изучение свойств геодезических линий на сфере» – почему нет? Такие вещи погружают тебя во взрослую математику, и если тебе по пути с наукой, то очень рекомендуем.
Наконец, пару слов о настрое. 11 класс – стрессовый год. Важно не перегореть.
Вот несколько советов, как психологически справиться (это уже и родителям на заметку, кстати):
Поддерживай интерес к предмету. Даже когда устал от бесконечных задач, находи что-то вдохновляющее. Посмотри фильм или книгу про великих математиков (история про Евклида или современного поляка Перельмана – они мотивируют). Вспомни, за что ты полюбил геометрию вначале: может, за её четкость или за визуальную красоту решений. Не превращай учебу в каторгу, находи маленькие открытия. Решил сложную задачу – похвались себе, порадуйся.
Чердай «воздух». Не сиди сутками с учебниками. Обязательно включай в режим дня спорт или прогулки. Это научно доказано: физическая активность улучшает мозговое кровообращение, и ты потом лучше решаешь задачи.
Не сравнивай себя с другими чрезмерно. Да, конкуренция есть, но у каждого свой темп. Кто-то уже в декабре все пробники на 90+ пишет, а ты пока 70 набираешь – не беда, у тебя свой график. Главное – прогрессируй относительно вчерашнего себя.
Общайся с единомышленниками. Поддерживайте друг друга с одноклассниками: учитесь группой, делитесь материалами, но и отвлекайтесь вместе – сходите после курса подготовки поиграть в настолки, например. Родителям важно создать дома комфортную атмосферу: меньше давления, больше веры в тебя. Тогда и ты будешь спокойнее на последнем рывке.
И помни: ЕГЭ – важный, но не единственный показатель твоих знаний. Геометрия, которую ты освоил, пригодится тебе в жизни разными способами. Она развила твою логику, научила думать пространственно, а возможно, и привила любовь к точным наукам. Эти приобретения останутся с тобой, даже когда экзамены пройдут.
Теперь, когда мы прошли путь с 7 по 11 класс, обобщим некоторые методические моменты и обратимся к родителям – их роль тоже значима.
В этом разделе соберём воедино лучшие приёмы и методы, которые помогут сделать изучение геометрии более понятным и интересным. Эти рекомендации подходят школьникам любого возраста – их можно применять как в 7 классе, так и вплоть до подготовки к ЕГЭ.
Геометрия идеально подходит для игрового обучения. Недаром педагоги советуют начинать знакомство с геометрией с детства через головоломки и игр.1
Вот несколько идей, как превратить учёбу в увлекательное занятие:
Головоломки: такие как танграм, пентамино, семь мостов Кёнигсберга (планарный граф, кстати, геометрическая задачка!). Решая их, ты незаметно осваиваешь свойства фигур, учишься раскладывать сложную фигуру на простые. Например, танграм заставляет понимать, как квадрат состоит из треугольников.
Настольные игры с геометрией: Сейчас есть математические игры наподобие «Коврики Квадратуса» или «Геометрика» (упомянутые экспертом в образовании).1 Они специально созданы, чтобы тренировать понятия площади, формы, мозаики. Также игры вроде «Сет» (на поиск комбинаций карт по признакам) косвенно развивают комбинаторику и логику, полезные в геометрии.
Виртуальные игры: есть даже компьютерные игры, где нужно решать геометрические задачки, чтобы пройти уровень. Например, Euclid: The Game – в ней ты сам «открываешь» аксиомы и строишь фигуры, как древний геометр. А мобильные приложения типа Geometry Dash хоть и аркады, но подталкивают к изучению форм и траекторий (кому как, но вдруг 🙂).
Проекты «сделай сам»: построй модель геодезического купола из шариков и палочек, или создай витраж (мозаика из многоугольников) – такие творческие задачи развивают эстетическое чувство к геометрии. Можно попробовать себя в оригами – складывая бумагу, ты интуитивно изучаешь углы, симметрию, отражение.
Игровые методы не только веселят, но и повышают мотивацию учащихся.2 Когда тебе интересно, ты сам не замечаешь, как преодолеваешь сложность. Поэтому не считай игры пустой тратой времени – включай их в свой учебный процесс.
Мы уже не раз упоминали важность наглядности. Повторим главные тезисы и дополним:
Видео-уроки: просмотр видео способен заменить целое объяснение учителя, если ролик сделан грамотно. Сейчас на YouTube и образовательных платформах можно найти уроки практически по каждой теме геометрии 7–11 классов. Достоинство видео – визуализация движения: показано, как фигура вращается, как строится перпендикуляр, как меняется угол.
Это облегчает восприятие сложных концептов.3 Особенно полезны видео для стереометрии – иногда лучше один раз увидеть 3D-модель вращающегося конуса, чем прочитать страницу текста. Поэтому, если застрял – найди ролик по теме («теорема синусов разбор», «задача на комбинацию треугольников решение» и т.д.).
Интерактивные программы: уже упомянутая GeoGebra – мощный бесплатный инструмент. Она доступна и как приложение, и онлайн. В ней можно построить любой чертёж, измерять углы и отрезки, двигать точки и наблюдать, как меняются элементы. Для обучения геометрии это просто подарок: ты сам как исследователь можешь вывести некоторые закономерности. Например, нарисуй треугольник, проведи медианы, измерь их – увидишь, что они пересекаются в одной точке и эта точка делит их в отношении 2:1 от вершины (о, вот тебе и свойство центра тяжести треугольника!). Такие открытия остаются в памяти намного лучше, чем сухое чтение.
Онлайн-тесты и тренажёры: ресурсы вроде ЯКласс, Решу ОГЭ/ЕГЭ, Examer позволяют решать задачи в режиме теста с мгновенной проверкой. Это идеально для отработки навыков: сел, решил 10 задач – система сразу сказала, где ошибка. Также часто они предлагают пояснения, если ответил неверно. Используй такие тренажёры для самоподготовки, особенно перед экзаменами.
Электронные таблицы и код: неожиданно, но даже Excel или Python могут помочь в геометрии. Например, написать программку для вычисления периметров и площадей – это закрепит формулы. Или построить график функции и визуально определить касание – тоже геометрическая наглядность. Это уже к межпредметным связям, но некоторые ребята через информатику лучше начинают понимать математику.
В целом, будь открытым всему новому. Мы живем в веке, когда визуализация в обучении математике играет важную роль, делая абстрактные идеи более понятными для школьники.3 Пользуйся этим преимуществом!
Принцип постепенного наращивания сложности – краеугольный в математике.
Как его применять на практике:
Понять простейшее. Убедись, что усвоил определения и умеешь решать элементарные задачи на прямое применение формул. Не спеши бежать вперед, пока не уверен в основе. Например, прежде чем решать задачу на многоугольники, спроси себя: помню ли я формулу суммы углов (n−2)⋅180∘(n-2)\cdot 180^\circ и почему она такова? Если нет – вернись к базовому параграфу.
Научиться комбинировать 2-3 идеи. Когда база усвоена, берешь задачи среднего уровня, где надо применить 2 теоремы. Например, задача: «в треугольнике проведена медиана и высота, докажите что-то» – тут уже и свойства медианы, и прямоугольные треугольники участвуют. Решая такие задачи, ты тренируешь переключение между идеями.
Творческие задачи. Это когда непонятно сразу, какую теорему взять – нужно самому догадаться. К ним переходи, набив руку на предыдущих. Творческие задачи могут быть олимпиадными, но и в ЕГЭ последних номеров они тоже творческие по сути. Тут важно не бояться ошибиться: пробуй провести вспомогательную линию (если не та – стёр и провёл другую), пробуй рассуждать от противного. Каждый такой опыт – огромный шаг вперёд в понимании геометрии.
Обязательно делай паузы для анализа: после решённой задачи останавливайся и спрашивай: «А мог ли я решить иначе? Что, если поменять условие?» Такой рефрейминг укореняет знания глубоко.
Не будет методикой лишним сказать: не бойся делать ошибки в геометрии. Да, проверяющий красной пастой зачёркивает, но для себя-то ты должен вынести урок.
Разбери каждую ошибку:
Если это вычислительная оплошность – будь внимательнее, проверь себя в следующий раз дважды.
Если логическая – найди, где упустил условие или факт. Может, забыл, что треугольник равнобедренный и можно было сразу два угла равными обозначить?
Если ошибка в оформлении (например, получил правильный результат, но не смог обосновать) – подтяни теорию, чтобы в следующий раз чётко назвать теорему.
Учись на чужих ошибках тоже: разбирайте решения друг друга, читайте разборы задач в пособиях.
Резюмируя: методов много – питайся разнообразно с методической точки зрения. Тогда геометрия перестанет быть сухим набором задач, а превратится в увлекательный процесс исследования.
Этот раздел адресован вам, уважаемые родители. Когда ваш сын или дочь изучает геометрию, особенно самостоятельно или дистанционно, ваша поддержка может сыграть решающую роль. Вот несколько советов, как создать дома среду, способствующую успешному освоению этого непростого предмета.
Геометрия – предмет, который некоторым детям дается легко, а другим кажется скучным или слишком сложным.
Ваша задача – подогревать интерес (в разумных пределах):
Показывайте практическую сторону. Обсуждайте с ребёнком окружающие предметы и явления с точки зрения геометрии. Например, увидев радугу, можно упомянуть, что это дуга окружности; глядя на плитку на полу – посчитать, сколько нужно плиток (задача на площадь и форму). Такая бытовая математика показывает, что геометрия вокруг нас, а не только в учебной.
Хвалите за успехи. Решил задачку сам – молодец, рассказал вам новую теорему – умница. Даже маленький прогресс заслуживает положительной оценки. Это придаёт уверенность.
Не драматизируйте неудачи. Если получил плохую оценку или не понял тему с первого раза – не делайте из этого трагедию. Напомните, что всё поправимо: «Не страшно, разберём, потренируемся, и всё получится». Избегайте фраз типа «ну вот, у тебя опять геометрия не идёт» – ребёнок может решить, что это приговор, и опустить руки. Лучше скажите: «Геометрия сложна для многих, но мы найдём подход, давай вместе подумаем» – то есть поддержите и предложите план.
Рассказывайте вдохновляющие истории. Может, вы знаете случаи, когда кто-то из знакомых тоже боролся с геометрией, но потом стал архитектором или айтишником и геометрия ему пригодилась. Или приведите пример из истории: тот же Эйнштейн в школе не блистал, а потом… Это поможет ребёнку понять, что текущие трудности – временные.
Банальный, но важный аспект – организация пространства и времени:
Уголок ученика: У ребёнка должно быть удобное место для занятий – стол, хорошее освещение, тишина. Желательно, чтобы под рукой были инструменты: линейка, транспортир, циркуль, калькулятор (для проверки расчетов, хотя в геометрии чаще без него, но вдруг). Когда всё на месте, меньше раздражителей.
Режим дня: Помогите выработать распорядок, когда делаются уроки. Возможно, ваш контроль понадобится, чтобы вначале дисциплинировать: скажем, после обеда каждый день час-полтора на математику. Особенно при дистанционке это критично, иначе всё пускается на самотёк. Но контроль должен быть ненавязчивым – просто напоминайте о графике.
Информационная среда: пусть в окружении будут книги и материалы по геометрии. Это могут быть и плакаты с формулами на стене (если ребёнку так легче запоминать), и интересные книжки типа «Занимательная геометрия» (Перельман, классика жанра). Когда материал на виду, он подсознательно лучше усваивается.
Гаджеты под присмотром: Интернет – палка о двух концах. С одной стороны, там обучение, с другой – отвлекающие соцсети. Можно установить приложения-блокировщики на время занятий или просто договориться: во время решения задач телефон лежит в стороне (если он не нужен для учебы). Это убережёт от бессмысленной потери времени.
Совместное планирование: вместе с ребёнком планируйте подготовку к контрольным и экзаменам. Например: «Через месяц контрольная по окружностям, давай разделим темы на недели». Так вы покажете, как управлять временем, и ребёнок не будет в последний момент лихорадочно всё учить.
Родитель – главный помощник в поиске и предоставлении дополнительных ресурсов для учёбы:
Подберите учебные материалы: Если видите, что школьный учебник недостаточно понятен (а такое бывает с нынешними изданиями), поищите альтернативы. Может, старый добрый Киселёв «Геометрия» лучше зайдёт, или какой-то сайт с доступным изложением. Вы лучше ориентируетесь в потоке информации, отфильтруйте качественное.
Репетиторы и курсы: Если решили прибегнуть к помощи извне – включайтесь активно. Вместе с ребёнком изучите каталог курсов на «Учись Онлайн Ру», почитайте отзывы, выберите подходящую программу. Возможно, ребёнок сам стесняется или ленится искать – ваша инициатива ускорит процесс. Вы можете также найти репетитора по рекомендации знакомых или через наш сервис. Главное – учитывайте мнение ребёнка: нравится ему преподаватель или нет. От этого зависит отдача.
Дополнительные пособия: Купите сборники задач, атласы по геометрии, даже набор для черчения. Инвестиция в учебные материалы – это инвестиция в знания. Порой хороший задачник может сильно прокачать навыки. Посоветуйтесь с учителем или на родительских форумах, какие сборники эффективны.
Открытые онлайн-ресурсы: Обратите внимание на бесплатные ресурсы: онлайн-школы часто публикуют пробные уроки, на YouTube масса каналов («Школа Пифагора», «Умскул» и т.д.). Вы можете порекомендовать ребёнку конкретное видео, если знаете, что оно по нужной теме. Только преподнесите не как обязаловку, а: «Смотри, я нашла классное объяснение, может, тебе поможет».
Баланс между контролем и самостоятельностью – тонкое дело. Вот несколько подходов:
Деликатный контроль: Полностью пускать на самотёк не стоит – ребенок может недооценить геометрию, а потом накопятся пробелы. Раз в неделю поинтересуйтесь прогрессом: *«Как дела с геометрией? Что получилось, а что даётся сложно. Обсудите план на неделю: «Давай к пятнице ты решишь вот эти задачи, а я проверю?» – если ребенок согласен, это хорошая практика.
Не превращайте контроль в давление: Очень важно не скатиться в ультимативный тон: «Пока не решишь 5 задач – из-за стола не выйдешь!» Такое давление только ухудшит мотива. Вместо этого предложите форму игры или договора: «Решишь 5 задач – вместе приготовим твой любимый пирог» (или сходите в кино, или любое поощрение). Пусть ребенок видит цель, а не только наказание.
Помощь с домашкой: Если вы сами неплохо знаете геометрию, можно вместе разбирать непонятные задания. Только делайте это не поздно вечером и не в режиме «родитель у доски, ребенок записывает». Пусть ребенок сам думает, а вы наводящими вопросами подталкиваете. Если не знаете геометрию – лучше не пытайтесь объяснять неправильно. В этом случае ваша помощь может заключаться в том, чтобы найти понятное объяснение: в учебнике другого автора, в интернете или спросить знакомого учителя.
Поощряйте самостоятельность: Цель – чтобы ребенок сам мог делать уроки. Поэтому постепенно отпускайте ситуацию: контролируйте не каждый шаг, а общие результаты. Например, он вам сам сообщает: «я сделал все задания, кроме номера 8, не выходит» – вы хвалите за самостоятельность и помогаете только с номером 8.
Особое время – это проверочные работы, ОГЭ, ЕГЭ. Как поддержать:
Накануне экзамена: убедитесь, что ребёнок собрал всё необходимое: паспорт, ручки, линейку для. Приготовьте легкий ужин, уложите спать вовремя – вы знаете эти базовые вещи, но часто ребята нервничают и забывают о быте.
Утром перед экзаменом: разбудите вовремя, накормите завтраком. Скажите пару добрых подбадривающих слов: «У тебя всё получится, ни пуха ни пера!». Сами постарайтесь выглядеть спокойными – дети чувствуют ваш стресс, и он передается.
После экзамена: встречая ребёнка, не набрасывайтесь сразу с вопросами «Ну что решил? Что написал?». Дайте выдохнуть, спросите лучше о самочувствии: «Как ты? Не устал?». После тяжёлого испытания можно чем-то порадовать – любимым блюдом, подарком, совместным походом куда. Даже если экзамен прошёл не идеально, не ругайте, поддержите: «Ничего, результаты увидим – будем думать, как наверстать, если что». Помните, ваша реакция очень влияет на самооценку подростка.
Некоторые родители решают сами подтянуть знания, чтобы помогать ребенку. Это похвально! Если у вас есть время и желание, учите геометрию вместе. Это может сблизить: разбираете одну тему, потом друг у друга спрашиваете. Только не превращайте это в обязанность ребенка учить родителя 🙂 – инициатива должна исходить от вас. Но видеть, что мама/папа тоже учит теоремы, может вызвать у ребенка уважение и интерес.
Подводя итог для родителей: ваша поддержка – это тыл и фундамент успешной учёбы. Даже самый самостоятельный подросток внутренне нуждается в одобрении и помощи. Будьте рядом, но давайте свободу, верьте в него – и тогда геометрия покорится вашему ученику!
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Как думаете, почему геометрия в школе дается с трудом? Потому что надо много учить или школьных уроков мало для того, чтобы знать предмет на 5?
Комментарии
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет