Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье поговорим о продюсерах. Узнаем, чем они занимаются, что входит в их обязанности, востребованы ли специалисты, а также расскажем о плюсах и минусах профессии.
Если ты думаешь, что продюсер – это организатор творческих проектов с большим гонораром, ты прав, но всё не так просто. Продюсер – это ключевой менеджер проекта в самых разных сферах: от кино и музыки до IT, медиа и образования1. Он отвечает за реализацию идей от замысла до готового продукта или события.
Проще говоря, продюсер помогает превратить идею в реальность и сделать её успешной. В этой статье мы разберём, кто такой продюсер, какие у него задачи и навыки, какие бывают виды продюсеров в разных индустриях, где они работают, в каких форматах и сколько зарабатывают в России и мире.
Для удобства мы будем обращаться к тебе как к ученику на «ты». Если же текст читают родители, воспримите информацию в уважительной форме.
Продюсер – это специалист, который организует процесс создания творческого или образовательного продукта и берёт на себя ответственность за конечный результат. Он сочетает роли лидера, стратега и креативщика в одном лице1. Изначально профессия продюсера появилась в киноиндустрии около ста лет назад – первые продюсеры в Голливуде поняли, что кроме сценария и актёров нужен человек с управленческими навыками, знанием финансов и умением работать с людьми2.
Главная задача такого специалиста – создать все условия для успешных съёмок фильма и довести проект до проката3. Со временем продюсеры стали незаменимы не только в кино, но и на телевидении, радио, в музыкальной индустрии и даже в онлайн-проектах2.
Все продюсеры, независимо от специализации, делают одно дело – создают и реализуют идеи, приносящие результат. Они балансируют между творчеством и бизнесом: с одной стороны, работают над концепцией и качеством контента, с другой – следят за бюджетом, сроками, продвижением и удовлетворением запросов заказчиков или аудитории1. Проще говоря, продюсер – это человек, который берёт идею и превращает её в успешный конечный продукт или мероприятие, соблюдая необходимые сроки, бюджет и качество.
Работа продюсера многогранна. Он выступает сразу в нескольких ролях – организатор, бухгалтер, HR-менеджер, маркетолог и даже кризис-менеджер.
Ниже перечислены основные задачи продюсера (конкретное наполнение зависит от сферы и масштаба проекта):
Разработка концепции проекта. Продюсер формулирует цели и ключевые идеи, определяет формат будущего продукта и стратегию реализации под запросы аудитории или заказчика1. На этом этапе закладывается творческое видение проекта и планируется, как оно будет воплощено.
Управление бюджетом. Один из главных обязанностей – составить смету и обеспечить финансирование. Продюсер контролирует расходы, распределяет ресурсы оптимальным образом и следит, чтобы проект уложился в утверждённый бюджет1.
Формирование команды. Продюсер подбирает нужных специалистов (актёров, музыкантов, ведущих, разработчиков и т.д.), распределяет роли и выстраивает эффективную рабочую атмосферу1. Он же может нанимать подрядчиков, заключать с ними договоры.
Планирование и контроль сроков. Составляется детальный план работ и график съёмок/записей/разработки. Продюсер координирует все этапы производства и строго следит за дедлайнами, чтобы проект был завершён вовремя1.
Решение организационных вопросов. В обязанности входит урегулирование всех административных и юридических аспектов: согласование контрактов, получение разрешений, организация логистики (площадки, оборудование, транспорт)1. Продюсер занимается тем, чтобы у команды были все необходимые условия для работы.
Креативное сопровождение. Хотя продюсер – не обязательно автор идеи, он тесно взаимодействует с творческой командой (режиссёром, авторами, тренерами и т.д.) на протяжении проекта1. Продюсер поддерживает и направляет творческие решения, при необходимости корректирует концепцию, чтобы сохранить цельность и качество продукта.
Продвижение проекта. Ещё до завершения продюсер думает, как проект встретит свою аудиторию. Он участвует в разработке маркетинговой стратегии, контролирует создание рекламы, работу PR-специалистов, поиск каналов дистрибуции и продвижения готового продукта1. Проще говоря, продюсер отвечает за то, чтобы итоговый продукт не остался без зрителей или покупателей.
Оценка результатов. После реализации проекта продюсер подводит итоги: анализирует достигнутые цели, окупаемость, собирает обратную связь от аудитории и команды1. Этот постанализ помогает извлечь уроки для будущих проектов – понять, что было успешным, а что можно улучшить.
Стоит отметить, что в зависимости от специализации акценты могут различаться. Например, музыкальный продюсер больше вовлечён в творческий процесс записи, а телепродюсер – в организацию эфира, но перечисленные функции так или иначе характерны для всех. Хороший продюсер умеет держать под контролем все аспекты проекта – от творческих до чисто организационных2, обеспечивая баланс между идеей и её эффективной реализацией.
Профессия продюсера требует широкого набора компетенций на стыке творчества, менеджмента и коммуникации.
Вот ключевые навыки и умения, которыми должен обладать успешный продюсер:
Управление проектами. Знание методологий проектного менеджмента (Waterfall, Agile и др.), умение составлять планы и работать с инструментами планирования (диаграммы Ганта, трекеры задач). Продюсер должен понимать, как вести проект от идеи до результата, и держать весь процесс под контролем1.
Управление командой. Лидерские навыки необходимы для подбора и мотивации команды. Продюсеру важно уметь найти подходящих специалистов и выстроить сотрудничество, чтобы каждый понимал свою роль и стремился к общему результату1. Сюда же относится навык делегирования задач и разрешения конфликтных ситуаций.
Бюджетирование и финансы. Продюсер должен уметь планировать бюджет проекта, грамотно распределять средства и контролировать расходы. Навыки финансового учета, работы со сметами и базовое знание экономики проекта необходимы1. Например, продюсеру онлайн-курсов важно уметь посчитать экономику запуска образовательного продукта.
Маркетинг и продвижение. Понимание основ маркетинга, рекламы и PR – ещё один важный навык. Продюсеру пригодятся знания digital-маркетинга, SMM, SEO, умение работать с аудиторией и продвигать продукт на рынке1. Ведь даже гениальный фильм или курс не «выстрелит», если его никто не увидит.
Юридическая грамотность. Контракты, лицензии, авторские права, договоры с подрядчиками – со всем этим продюсеру приходится иметь дело. Поэтому важно разбираться в основных правовых аспектах индустрии: знать основы авторского и трудового права, уметь читать и составлять договоры1.
Техническая подкованность. Современный продюсер должен быть уверенным пользователем технологий. В кино и на YouTube это знание оборудования и процессов производства контента, в онлайн-бизнесе – владение CRM-системами, платформами для вебинаров, монтажными программами и др.1 Техническая грамотность помогает лучше понимать команду и оперативно решать технические вопросы.
Аналитическое мышление. Умение работать с данными важно на этапе планирования и оценки результатов. Продюсер анализирует показатели (рейтинги шоу, продажи курса, количество просмотров и т.п.), делает выводы и на их основе корректирует стратегию1. Также аналитический склад ума помогает просчитывать риски и принимать взвешенные решения.
Знание индустрии. Продюсер обязан быть в курсе трендов и специфики своей сферы1. Медиа, музыка, кино, образование – в каждой области свои нюансы. Понимание аудитории, конкурентов, актуальных форматов и «боли» рынка позволяет продюсеру создавать востребованные проекты.
Коммуникабельность и навыки переговоров. Значительная часть работы продюсера – это общение: с командой, заказчиками, партнёрами, спонсорами, студиями и т.д. Нужно уметь ясно доносить идеи, вдохновлять людей и вести переговоры так, чтобы добиться выгодных условий. Без развитых коммуникативных навыков продюсеру сложно – интровертам в этой профессии некомфортно2.
Креативность и гибкость мышления. Хотя продюсер – не всегда творческий автор, ему необходим творческий подход к решению задач. Неординарные ситуации требуют нестандартных решений. Продюсеру важно быть открытым новому, быстро адаптироваться к изменениям плана и находить креативные выходы из проблем2. Креативность помогает генерировать интересные идеи, а гибкость ума – подстраиваться под обстоятельства без потери результата.
Помимо перечисленного, продюсеру крайне важны личные качества: высокая организованность и дисциплина (придётся вести множество процессов одновременно), стрессоустойчивость (срыв сроков, форс-мажоры, работа со звёздами – всё это требует крепких нервов), ответственность и нацеленность на результат. Именно сочетание разносторонних профессиональных навыков и развитых soft skills отличает успешного продюсера.
Продюсеры нужны во многих сферах, и со временем сформировались узкие специализации внутри профессии. Продюсер на телевидении решает одни задачи, а продюсер онлайн-курсов – совсем другие. Рассмотрим основные специализации продюсеров и разберёмся, что делает каждый из них.
Медиа-продюсер занимается созданием контента в сфере масс-медиа – на телевидении, радио и цифровых платформах1. Он может продюсировать новостные программы, ток-шоу, документальные проекты, а также контент для интернет-изданий, социальных сетей или стриминговых сервисов. Фактически медиапродюсер отвечает за полный цикл производства медиаконтента: от разработки идеи и подготовки сценария до выпуска программы в эфир или публикации онлайн.
В традиционных медиа (ТВ и радио) медиапродюсер работает в связке с редакторами и ведущими. Например, продюсер новостей формирует выпуск – отбирает сюжеты, ставит задания репортёрам, контролирует монтаж и живой эфир. В интернет-среде медиапродюсер может курировать работу авторов, видеографов, SMM-щиков, чтобы создавать регулярный и интересный контент для сайта или YouTube-канала издания. Его задачи включают планирование контент-плана, организацию съёмок/записей, управление редакционной командой и продвижение контента для набора аудитории.
Важно отметить, что медиапродюсер нередко берёт на себя функции куратора сразу на нескольких платформах. Например, единый продюсер может отвечать за телеверсию шоу и параллельно за его адаптацию для YouTube и соцсетей. Он следит, чтобы контент сохранял единый стиль, соответствовал политике канала или бренда и был интересен целевой аудитории. Медиапродюсер – это своего рода мультизадачный редактор-проджект-менеджер в медиахолдинге.
Музыкальный продюсер работает в индустрии музыки и шоу-бизнеса. Это человек, который ведёт музыкальный проект или исполнителя от зарождения песни до выхода альбома и концертов. В западном понимании музыкальный (или саунд-продюсер) – это специалист в студии, который помогает артисту в создании звучания: подбирает материал, участвует в аранжировках, следит за записью, сведением и мастерингом треков4.
В российской практике музыкальный продюсер часто совмещает творческую роль с функциями менеджера артиста. Именно продюсер нередко открывает новые таланты, заключает с ними контракт, вкладывает средства в раскрутку и затем занимается их карьерой.
Музыкальный продюсер отвечает за качество музыкального материала – он помогает исполнителю найти «свой звук», отбирает песни или сам привлекает авторов, организует запись на студии. Легендарный пример – продюсер Джордж Мартин, работавший с The Beatles: он фактически сформировал их уникальное звучание, занимаясь аранжировками и экспериментами в студии4. Помимо работы над музыкой, продюсер курирует и пост-продакшн: контроль сведения и мастеринга, чтобы треки профессионально звучали.
Однако на этом роль не заканчивается. Музыкальный продюсер часто берёт на себя продвижение артиста. Он взаимодействует с лейблами, договаривается о выпуске альбомов, организует маркетинг и PR. В российской индустрии продюсер нередко отвечает и за организацию гастролей, съемки клипов, участие артиста в телепроектах и т.д.
Недаром говорят, что музыкальный продюсер «ведёт карьеру музыканта». Про него можно сказать: он развивает артиста от записи альбомов до организации туров1. Таким образом, музыкальный продюсер сочетает в себе качества творческого наставника, звукорежиссёра и бизнес-менеджера, отвечая и за творчество, и за коммерческий успех исполнителя.
Телепродюсер – это специалист, который продюсирует телевизионные программы или сериалы, а также участвует в формировании сетки вещания канала. Если говорить просто: телепродюсер отвечает за создание конкретной телепередачи и следит, чтобы она вышла в эфир с нужным качеством и в срок. В крупных телекомпаниях есть отдельные продюсеры для разных направлений: одни занимаются развлекательными шоу, другие – новостями, третьи – сериалами. Они подчиняются так называемому эфирному продюсеру канала – человеку, который определяет общую политику вещания и утверждает новые проекты5.
Работа телепродюсера начинается с идеи программы. Допустим, продюсер подразделения развлекательных программ придумал концепцию нового шоу. Он готовит презентацию и предлагает идею руководству канала (эфирному продюсеру). Получив одобрение, телепродюсер планирует этапы реализации: набрасывает сезонный график выпусков, формирует бюджет, подбирает команду – режиссёра, редакторов, ведущих, технический персонал5.
Далее телепродюсер координирует съёмочный процесс: контролирует работу сценаристов при подготовке сценария каждого выпуска, присутствует на съёмках в студии, следит за монтажом отснятого материала. По сути, он – главная связующая фигура между творческой частью (ведущие, режиссёр, сценаристы) и технической (операторы, осветители, монтажёры) при производстве передачи. Кроме того, продюсер передачи взаимодействует с отделом маркетинга канала, чтобы проанонсировать новое шоу, и с отделом продаж рекламы – ведь успех программы во многом оценивается по тому, привлекает ли она рекламодателей.
После выхода программы в эфир телепродюсер собирает рейтинг и отзывы, чтобы внести улучшения. Например, если аудитория просела к середине сезона, он может предложить сменить таймслот или добавить новых рубрик. Таким образом, телепродюсер отвечает не только за выпуск программы, но и за то, чтобы она соответствовала стратегии канала и интересам зрителей. Благодаря телепродюсерам на экраны выходят наши любимые передачи – от новостных выпусков до развлекательных шоу.
Продюсер онлайн-курсов – относительно новая специализация, появившаяся с бумом онлайн-образования. Это специалист, который разрабатывает концепцию образовательной программы и контролирует запуск полного цикла онлайн-обучения – курса или даже целой онлайн-школы6. Проще говоря, он берёт на себя все организационные, маркетинговые и управленческие задачи, позволяя эксперту-преподавателю сосредоточиться на содержании уроков.
Во-первых, анализирует спрос и аудиторию: изучает, какая тема будет востребована, собирает информацию о потенциальных студентах, их болях и запросах. На основе этого вместе с автором формирует концепцию курса – определяет формат (видеоуроки, вебинары, смешанный), длительность, структуру модулей и уроков6. Продюсер проводит с автором своего рода «предпроектную работу», чтобы курс действительно решал проблему ученика.
Во-вторых, продюсер курирует создание контента. Он помогает составить программу, подобрать необходимых специалистов: методиста (для помощи в педдизайне курса), видеоредактора, дизайнеров презентаций, технических специалистов для платформы. Под руководством продюсера трудятся разработчики (если нужна платформа или сайт для курса), маркетологи, таргетологи, копирайтеры – вся команда, делающая запуск возможным6. Продюсер ставит задачи каждому, следит за дедлайнами, проверяет качество материалов.
В-третьих, продюсер отвечает за продвижение. Он организует рекламу курса: настраивает вместе с маркетологами таргетированную рекламу, ведёт рассылки, продумывает воронку продаж. Также продюсер может проводить вебинары-презентации, где собирает аудиторию и «продаёт» им курс. В его зоне ответственности – набрать достаточное количество студентов и выручку от запуска.
Важно, что продюсер онлайн-курса работает в тесной связке с экспертом-автором курса. Автор отвечает за качество обучения, за контент уроков, а продюсер – за продажи и результаты запуска (количество студентов, прибыль). Поэтому продюсер фактически становится партнером эксперта. Они совместно принимают ключевые решения, обмениваются обратной связью и вместе улучшают продукт. Нередко доход продюсера – это процент от прибыли курса, что дополнительно мотивирует его сделать запуск успешным6.
Продюсеры онлайн-курсов очень востребованы сейчас: каждая онлайн-школа или эксперт, мечтающий запустить курс, нуждается в таком управленце6. Именно благодаря продюсерам за кулисами появляются новые качественные образовательные программы, помогающие тысячам учеников учиться онлайн.
Кинопродюсер – одна из самых известных разновидностей продюсеров. Этот человек стоит за созданием кинофильма: от поиска денег на проект до организации съёмок и выпуска фильма в прокат. Говорят, что кино-продюсер – это бизнесмен от кино.
Его задача – собрать всё необходимое для съёмочного процесса: финансирование, команду, оборудование, локации, – и обеспечить съёмочной группе условия для успешной работы3. Кинопродюсер участвует во всех этапах производства фильма. На старте он ищет или оценивает литературный сценарий, решает, стоит ли инвестировать в эту историю. Затем занимается поиском средств: привлекает инвесторов, договаривается со студиями, может выбивать гранты или налоговые льготы.
Когда финансирование обеспечено, продюсер набивает «dream-team» фильма: утверждает режиссёра, ключевых актёров, оператора, художника-постановщика и т.д. Он же ведёт переговоры с их агентами, обсуждает гонорары и условия. Во время подготовки к съёмкам продюсер следит, чтобы проект укладывался в бюджет, контролирует сметы департаментов (построение декораций, спецэффекты, костюмы).
На съёмочной площадке продюсер обычно присутствует как наблюдатель – не мешает режиссёру снимать, но решает организационные проблемы: если идёт дождь, договориться о переносе аренды оборудования, если актёр заболел – передвинуть график и т.п. После съёмок он курирует пост-продакшн: монтаж, визуальные эффекты, саундтрек. И финальный аккорд – прокат и маркетинг фильма. Продюсер договаривается с дистрибьюторами, выбирает дату премьеры, может участвовать в продвижении (фестивали, реклама, пресс-релизы).
Таким образом, кинопродюсер организует съёмки и прокат фильмов от начала до конца1. Успех фильма во многом зависит от его работы – сумеет ли он собрать сильную команду, найти деньги и донести фильм до зрителя. Недаром имена великих продюсеров (например, Джерри Брукхаймер, Кевин Файги) известны почти так же, как имена режиссёров.
YouTube-продюсер – новая и очень актуальная сегодня специализация. С развитием YouTube и других видеоплатформ крупные каналы стали нанимать продюсеров, которые помогают блогерам и компаниям развивать свой видеоканал. YouTube-продюсер занимается стратегией контента, организацией производства роликов и ростом аудитории канала7.
Во-первых, разработка контент-стратегии. Он совместно с автором канала продумывает тему и формат роликов, составляет контент-план на недели и месяцы вперёд7. Например, продюсер анализирует, какие видео «зайдут» аудитории, в какое время их лучше публиковать, какие рубрики ввести.
Во-вторых, организация процесса производства. Популярные YouTube-каналы сейчас – это небольшие студии. У топовых блогеров есть операторы, монтажёры, сценаристы, дизайнеры превью, иногда отдельный редактор для работы с рекламодателями. Всем этим коллективом руководит продюсер: ставит задачи (снять, смонтировать, опубликовать), контролирует сроки и качество на каждом этапе.
В-третьих, работа с монетизацией и рекламодателями. YouTube-продюсер ищет спонсоров, интегрирует рекламу в выпуски, ведёт переговоры о бартере или прямой рекламе. Его задача – чтобы реклама в видео удовлетворила и клиента-рекламодателя, и не оттолкнула зрителей канала7.
Кроме того, продюсер отслеживает статистику канала: рост подписчиков, просмотров, удержание аудитории, и на основе этих данных корректирует стратегию. Например, видит, что длинные ролики смотрят не до конца – решает делать короче, или замечает, что одна тема «зашла» лучше – предлагает сделать цикл подобных видео.
Проще говоря, YouTube-продюсер – это человек, который обеспечивает развитие и популярность канала8. Средние доходы таких специалистов уже сравнимы с телевизионными (около 70–150 тысяч рублей в месяц в России)7, и спрос на них растёт. Ведь успех канала сейчас зависит не только от харизмы блогера, но и от продуманной работы продюсера за кадром.
Продюсирование требуется не только в кино или на ТВ – практически в любом проекте нужен человек, координирующий процесс. Поэтому существуют продюсеры в самых разных нишах: они организуют подкасты, мероприятия, театральные постановки, видеоигры, модные показы, а также новые digital-продукты и стартапы. Расскажем кратко о некоторых из этих направлений.
Бурный рост подкастов породил спрос на специалистов, которые умеют их запускать. Продюсер подкаста – стратег и вдохновитель аудиопроекта. Он придумывает концепцию шоу (тему, формат, стиль подачи), подбирает ведущих или гостей, организует запись и монтаж аудио. По сути, продюсер курирует весь процесс создания подкаста и последующего его распространения на платформах. Его задача – чтобы каждая деталь (звук, музыка, реклама, обложка) работала на успех подкаста9.
Также продюсер занимается продвижением: публикует эпизоды на всех площадках, придумывает, как увеличить аудиторию (например, коллаборации с другими подкастами). В коммерческих проектах продюсер подкаста общается со спонсорами, интегрирует рекламные упоминания в выпуски. Важное качество – умение координировать всех участников (ведущих, звукорежиссёра, редактора) и держать общий курс, чтобы подкаст развивался и набирал популярность. Можно сказать, продюсер – ключевая фигура, от которой зависит, станет ли подкаст успешным.
Это специалист, который отвечает за организацию самых разных событий: от концертов, фестивалей и выставок до свадеб и деловых конференций. Его работа начинается с разработки концепции события – продюсер придумывает идею и формат мероприятия, исходя из целей заказчика и интересов аудитории. Далее он составляет подробный план и смету: выбирает площадку, договаривается об аренде, продумывает программу (например, какие артисты выступят или какие спикеры будут на конференции), решает вопросы с оборудованием, декором, питанием, персоналом10.
Продюсер мероприятий набирает команду под конкретный проект: режиссёр шоу, ведущие, технический персонал (звук, свет), подрядчики (кейтеринг, охрана, билетные операторы и т.д.)10. Он чётко распределяет, кто за что отвечает, и координирует их работу. В процессе подготовки продюсер следит за сроками (печать афиш, монтаж сцены, репетиции – всё по графику) и качеством исполнения.
Отдельная задача – промоушен события: реклама, работа с партнёрами и спонсорами, продажа билетов, аккредитация прессы. В день X продюсер мероприятия фактически руководит всем «за кулисами»: контролирует, чтобы концерт или конференция прошли по плану, мгновенно решает любые накладки (например, срочная замена артиста, если тот задержался). После завершения он проводит разбор: анализирует, сколько пришло людей, понравилось ли им, уложились ли в бюджет и т.д.10
Иначе говоря, event-продюсер – главный организатор события от А до Я10. Без него не обходится ни один крупный фестиваль или важная бизнес-встреча. Именно он делает так, что мероприятие проходит гладко, гости довольны, а заказчик достигает своей цели (будь то праздник для сотрудников или презентация нового продукта).
Помимо вышеупомянутых, продюсеры работают и в других отраслях. Например, игровой продюсер (game producer) курирует процесс создания видеоигр: контролирует работу команды разработчиков, художников, тестировщиков, чтобы игра вышла вовремя и соответствовала задумке. Бизнес-продюсер – термин, появившийся в стартап-среде: так называют человека, который запускает новый проект или продукт, фактически выполняя роль проджект-менеджера и предпринимателя в одном лице1.
Также продюсеры востребованы в театральных постановках (организация спектаклей), в модной индустрии (продюсер fashion-показов) и даже в сфере образования (продюсер образовательных программ в вузах). Каждая из этих ролей имеет свою специфику, но суть везде схожа: обеспечить эффективную реализацию творческого или бизнес-замысла.
Можно заключить, что практически в любой сфере, где есть проектная работа и требуется сочетание творчества с менеджментом, появляется функция продюсера. Это универсальный организатор, помогающий довести дело до результата.
Продюсеры могут работать в самых разных организациях, в зависимости от своей специализации и отрасли. Рассмотрим основные места, где востребованы продюсеры:
Киностудии и телекомпании. Кинопродюсеры и телепродюсеры традиционно работают на студиях, киностудиях, телеканалах. Это могут быть крупные кинокомпании, продакшн-студии, которые снимают фильмы, сериалы, телепередачи, а также сами телеканалы и медиахолдинги, производящие собственный контент. Например, продюсеры сериалов могут трудиться на «Мосфильме» или для онлайн-платформ типа Netflix.
Медиахолдинги и digital-редакции. Медиапродюсеры находят применение в крупных медиакомпаниях, которые владеют телеканалами, радиостанциями, новостными порталами. Они могут отвечать за контент на радио или ТВ (в роли эфирных продюсеров), либо заниматься онлайн-проектами в рамках холдинга. Также продюсеры работают в редакциях интернет-СМИ, крупных информационных порталах, где курируют мультимедийные проекты, видеоканалы, подкасты и т.п.
Музыкальные лейблы и студии. Музыкальные продюсеры обычно сотрудничают с лейблами звукозаписи (Warner Music, Sony Music, «Мелодия» и др.)4 или работают в продюсерских центрах известных артистов. Они могут занимать должность штатного продюсера на студии, которая развивает сразу несколько исполнителей, либо вести проекты на контрактной основе. Также такие специалисты нужны в концертных агентствах и компаниях, организующих фестивали и туры – там они отвечают за продюсирование концертных шоу.
Онлайн-школы и образовательные платформы. Продюсеры онлайн-курсов, методических продуктов востребованы в цифровых образовательных проектах – онлайн-университетах, школах и EdTech-стартапах. Онлайн-школы (Skillbox, Нетология, GeekBrains и мн. др.) нанимают продюсеров для запуска новых курсов. Кроме того, эксперты-наставники часто обращаются к продюсерам как к независимым специалистам, чтобы те помогли им запустить авторский курс6.
Event-агентства и продюсерские компании. В сфере развлечений и ивентов продюсеры работают в специальных агентствах, занимающихся организацией мероприятий. Это могут быть event-агентства (корпоративные события, свадьбы), концертные промоутерские компании (организация гастролей звёзд, фестивалей), выставочные центры (ярмарки, конгрессы). Продюсер мероприятий может быть как штатным сотрудником агентства, так и приглашаться под конкретный крупный проект.
Игровые и IT-компании. В индустрии разработки видеоигр продюсеры входят в команды гейм-девелоперов. Крупные игровые студии (Ubisoft, EA, Wargaming и т.п.) имеют позиции продюсеров, которые координируют процесс создания игр от концепта до релиза. Также должности, схожие с продюсерскими, есть в IT-компаниях при разработке цифровых продуктов – например, продюсер контента или технический продюсер в сфере веб-сервисов1. Это родственные роли проджект-менеджеров, но с уклоном в продюсирование.
Творческие объединения и фриланс. Некоторые продюсеры работают на себя или в свободном режиме. Например, опытный кинопродюсер может не быть привязан к одной студии, а выступать как независимый продюсер, собирая финансирование под интересующие его проекты. Продюсеры могут основывать собственные продюсерские центры (особенно в музыкальной индустрии, шоу-бизнесе), либо работать как фрилансеры на проектной основе. Это распространено в онлайн-продюсировании: продюсер курсов может вести несколько проектов с разными экспертами, не находясь в штате.
Таким образом, спектр мест работы продюсера очень широк: от государственных телеканалов и больших кинокомпаний до небольших онлайн-стартапов. Везде, где нужно управлять созданием сложного продукта, есть позиция продюсера. Часто продюсеры работают в тесной связке с руководством компании или проекта, занимая ключевые посты в командной иерархии.
Формат работы продюсера может значительно различаться. Есть продюсеры с классическим офисным графиком, а есть те, кто работает удалённо или только под конкретный проект. Расскажем о трёх основных форматах занятости.
Многие продюсеры трудятся офисно, то есть состоят в штате компании и работают на постоянной основе. Это характерно для продюсеров телеканалов, студий, крупных онлайн-школ – там есть ежедневные задачи, требующие присутствия и координации с другими отделами. Офисный продюсер, как правило, имеет фиксированный оклад (плюс бонусы) и стабильный график, хотя на практике график может быть ненормированным из-за специфики индустрии.
Плюсы офисной работы для продюсера – это командная среда и ресурсы. Можно оперативно взаимодействовать с коллегами, есть доступ к оборудованию, студиям, административной поддержке. Например, телепродюсер, находясь на телеканале, легко решает вопросы с техникой или студийными декорациями, потому что всё под рукой.
Минусы – определённая рутина и привязка к месту: придётся ездить на площадку или в офис ежедневно, соблюдать корпоративные правила.
Тем не менее, многие продюсеры выбирают офисный формат ради стабильности и карьеры. В больших компаниях (медиахолдинги, киностудии) у продюсера есть перспективы роста – вплоть до генерального продюсера или руководителя направления. Работа в офисе часто означает и работу на имя компании, то есть продюсер менее заметен публично (в титрах фильмов или описании курсов фигурирует бренд студии). Но для кого-то важнее быть частью крупной системы с её возможностями.
В последние годы продюсирование успешно перекочевало в онлайн. Многие продюсеры трудятся удалённо из дома или любого города. Это особенно распространено в сфере онлайн-образования, YouTube и подкастов – там практически все задачи можно делать дистанционно6. Продюсер онлайн-курсов может находиться в одном городе, эксперт-преподаватель – в другом, дизайнеры и разработчики – вообще по всему миру, и при этом проект успешно реализуется силами распределённой команды.
Удалённая работа даёт продюсеру большую гибкость. Ты сам планируешь свой день, можешь совмещать несколько проектов. География не имеет значения: находясь в регионе, продюсер может вести проект для столичного заказчика или зарубежной компании. Важно лишь постоянно быть на связи – современным продюсерам помогают мессенджеры, таск-трекеры (например, Trello, Asana), видеоконференции. Фактически, многие онлайн-продюсеры – фрилансеры, сотрудничающие по договору подряда.
Конечно, удалёнка требует высокого самоконтроля и самоорганизации. Не каждый способен дома держать тот же темп, что в офисе. Также есть сложности с выстраиванием доверия с новой командой на расстоянии. Но в целом эта модель становится всё популярнее. Например, продюсеры подкастов, вебинаров, онлайн-школ часто даже не встречаются лично со своей командой – всё общение идёт онлайн. При этом они успешно выполняют свои обязанности координаторов и выводят проекты в свет. Удалённая занятость открывает возможности для тех, кто по каким-то причинам не может переехать в крупный город, но хочет работать продюсером на высоком уровне.
Проектная (она же проектно-сдельная) занятость очень характерна для продюсеров творческих индустрий. По сути, продюсер нанимается под конкретный проект – фильм, концерт, запуск курса – и получает оплату по факту его реализации или в виде доли прибыли2. После завершения проекта сотрудничество заканчивается, и продюсер переходит к следующему проекту (в той же компании или с новым заказчиком).
Такой формат можно сравнить с работой режиссёров или актёров в кино: они заняты в съёмках фильма несколько месяцев, потом свободны для другого фильма. Продюсеров в кино, музыке, ивентах часто привлекают именно под проект. Например, звукозаписывающий лейбл может заключить контракт с продюсером на выпуск альбома конкретного артиста – продюсер ведёт альбом до релиза, а затем сотрудничество завершается (или ему предлагают новый альбом).
Плюсы проектной работы – разнообразие и возможность участия сразу в нескольких проектах (последовательно). Продюсер-фрилансер может параллельно продюсировать, скажем, маленький фестиваль и какую-то рекламную съемку. Он не привязан к одному работодателю. К тому же доход при успешных проектах может быть выше, чем на ставке: процент от прибыли или фиксированная сумма за проект иногда оказывается больше зарплаты за тот же период6.
Минусы – отсутствие стабильности и соцгарантий. Бывают паузы между проектами, когда продюсер остаётся без работы и дохода. Нужно постоянно искать новые заказы, поддерживать репутацию, чтобы приглашали снова.
Многие начинают с проектной работы, нарабатывая опыт. Молодой продюсер может поучаствовать в нескольких небольших проектах (например, помочь организовать фестиваль бесплатно или за символическую плату), а уже с портфолио претендовать на платные контракты. Некоторые со временем закрепляются в какой-то компании, переходя на постоянку, но многие и всю карьеру предпочитают свободное «плавание» от проекта к проекту. В конечном счёте, проектная занятость позволяет попробовать себя в разных сферах и выбирать самые интересные предложения.
Профессия продюсера сегодня востребована во многих регионах и отраслях, хотя уровень конкуренции и оплаты может сильно различаться. Рассмотрим ситуацию на рынке труда продюсеров в России и в целом по миру.
В России спрос на продюсеров устойчиво растёт, особенно в сфере медиа и онлайн-образования. Активно развиваются региональные медиацентры, появляются локальные киностудии, запускаются новые онлайн-школы – все они нуждаются в опытных продюсерах. Например, в период пандемии многие эксперты устремились в онлайн-обучение, и продюсеры онлайн-курсов стали буквально на вес золота6. Также и в традиционных отраслях (кино, ТВ, музыка) продюсеры остаются ключевыми фигурами, от которых зависит успех проектов.
Что касается зарплат продюсеров в России, цифры очень разнятся в зависимости от региона и уровня проектов. В среднем по стране продюсер (в найме) зарабатывает около 40–100 тыс. рублей в месяц, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге диапазон выше – примерно 50–200 тыс. рублей в месяц2. То есть столичные продюсеры верхнего уровня могут получать вплоть до 180–200 тысяч. В регионах же оклады чаще ближе к нижней границе или среднему значению (~50 тыс.), хотя многое зависит от компании и успеха проектов.
Стоит учитывать, что формат оплаты у продюсеров не всегда фиксированный оклад. Как мы упоминали, распространена проектная схема: продюсер получает гонорар или процент от прибыли проекта. Например, в сфере онлайн-курсов часто практикуют делёж прибыли 50/50 между экспертом и продюсером или выплачивают продюсеру ~20% от чистого дохода запуска1.
В кино тоже продюсеры нередко получают процент от сборов или бонусы, если фильм окупился. Поэтому реальный доход успешного продюсера может быть намного выше оклада – лучшие зарабатывают миллионы (например, продюсеры топ-блогеров или популярных артистов).
По регионам России разница заметна: в Москве сконцентрированы федеральные каналы, большие студии, главные лейблы – конкуренция выше, но и бюджеты проектов крупнее, что позволяет платить продюсерам больше. В других крупных городах (Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск) тоже есть развитые индустрии медиа и ивентов, там продюсеры могут получать сопоставимо.
А вот в небольших регионах продюсеров не так много, чаще они там работают на локальных телеканалах или культурных учреждениях с более скромными зарплатами (20–30 тыс. для начинающих, 50–70 тыс. для опытных – по состоянию на середину 2020-х). Но при этом ничто не мешает продюсеру из региона работать удалённо на столичный проект и получать «столичные» деньги.
В общем, в России профессия продюсера остаётся востребованной и достаточно хорошо оплачиваемой, особенно для тех, кто накопил опыт и портфолио успешных проектов. Уровень дохода продюсера соизмерим с уровнем топ-менеджеров в других сферах, ведь он отвечает за результат, который может приносить миллионы прибыли компании.
На мировом рынке продюсеры – неотъемлемая часть шоу-бизнеса, киноиндустрии, медиа и digital-проектов. В США продюсеров особенно много в Голливуде, на телевидении и в музыкальной индустрии. Востребованность очень высокая: практически за каждым фильмом, сериалом, альбомом, крупным YouTube-шоу стоит продюсер или целая продюсерская команда. При этом спектр ролей широк – от executive producer (исполнительный продюсер, зачастую представитель студии или инвестор) до line producer (линейный продюсер, который ведёт ежедневное производство на площадке)11.
Зарплаты продюсеров в США варьируются колоссально. Средние данные по категории «Producers and Directors» (продюсеры и режиссёры) показывают диапазон примерно от $36 000 до $185 000 в год, медианная зарплата около $96 700 в год (то есть около $8 000 в месяц)12.
Эта медиана включает продюсеров среднего звена. На телевидении, особенно новостном, продюсеры могут получать $50–80k в год. В Голливуде же топ-продюсеры – это миллионеры: они могут получать и фиксированный семизначный гонорар за фильм, и процент от кассовых сборов. Например, знаменитые продюсеры блокбастеров нередко зарабатывают миллионы долларов, если фильм выстрелил в прокате.
В Европе ситуация по странам отличается, но в целом продюсеры тоже востребованы в кино, телевидении, музыкальном бизнесе. Например, в Великобритании – крупном центре телепроизводства и рекламы – средняя годовая зарплата продюсера фильма/ТВ составляет около £45 000 (примерно 4,4 млн рублей в год или ~370 тыс. руб. в месяц)13.
В странах Западной Европы (Германия, Франция) доходы сопоставимы: опытные продюсеры на ТВ или в кино получают десятки тысяч евро в год, но реже превышают €100k (кроме как в международных проектах). В Европе продюсеров также много в сфере событий (например, продюсеры фестивалей, спортивных мероприятий) и digital-медиа. Востребованность высока, хотя рынки меньше, чем американский, и бюджетов обычно меньше, что отражается на зарплатах.
В Азии тоже имеются свои индустрии, где нужны продюсеры. В Болливуде (Индия) продюсеры кино играют ключевые роли – они финансируют фильмы, нередко сами будучи влиятельными бизнесменами. Успешный болливудский продюсер может получать доходы сопоставимые с коллегами в Голливуде, хотя средние ставки по отрасли ниже.
В Южной Корее есть понятие K-pop продюсер – человек, который собирает музыкальные группы, продюсирует их треки и образ. Учитывая глобальный успех K-pop, такие продюсеры могут получать очень высокие доходы, включая доли от мировых продаж. В Китае стриминговые сервисы и кино тоже развиваются бешеными темпами, и продюсеры там становятся одной из самых уважаемых профессий в индустрии развлечений.
В общем, международно профессия продюсера – престижна и потенциально очень прибыльна, но требовательна. Конкуренция огромна, особенно в центрах индустрии вроде Лос-Анджелеса, Лондона или Мумбая. Однако и перспективы соответствующие: продюсер, поднявшийся на вершину, может влиять на массовую культуру и зарабатывать миллионы.
С другой стороны, на старте карьеры многие работают за идею, чтобы пробиться. Для тех, кто стремится выйти на мировой уровень, важно знание языка, индустриальных стандартов и обзаведение связями – но, как показывает практика, талантливые продюсеры востребованы в любой стране.
Вывод: Продюсер – это человек, совмещающий творческое видение и деловую хватку. Сегодня без продюсеров не обходится ни один крупный проект в кино, на ТВ, в музыке, образовании или digital-медиа. Хороший продюсер способен вдохнуть жизнь в идею и довести её до блестящего результата, за что и ценится на рынке.
Продюсер – это организатор и руководитель проекта в творческой или бизнес-сфере. Он отвечает за воплощение идеи в готовый продукт, сочетая творчество и менеджмент. Профессия возникла в киноиндустрии и распространилась на телевидение, музыку, медиа, онлайн-проекты и др. Продюсер обеспечивает условия и ресурсы для команды, берёт ответственность за результат и достижение целей проекта.
Основные задачи продюсера включают: разработку концепции проекта (формирование идеи и плана реализации), управление бюджетом (смета, контроль расходов), набор команды исполнителей и распределение ролей, планирование графика и контроль сроков, решение организационных и юридических вопросов (контракты, логистика), творческое сопровождение (работа с режиссёрами, авторами, дизайнерами), продвижение проекта (маркетинг, поиск аудитории) и итоговую оценку результатов. В зависимости от специализации акценты могут смещаться, но в целом продюсер ведёт проект от начала до конца, отвечая за каждую стадию.
Успешному продюсеру требуется широкий набор компетенций. Профессиональные навыки: управление проектами (планирование, методологии), управление командой (лидерство, мотивация, делегирование), финансовая грамотность (бюджетирование, сметы), маркетинг и PR (продвижение продуктов), юридические основы (контракты, права), техническая грамотность (работа с оборудованием и софтом), аналитическое мышление (анализ данных, оценка окупаемости) и глубокое знание своей индустрии (тренды, аудитория).
Soft skills: коммуникабельность и умение вести переговоры, креативность и гибкость мышления, организованность, дисциплина и стрессоустойчивость. Такой баланс навыков позволяет продюсеру эффективно решать и творческие, и организационные задачи.
Продюсеры работают в различных сферах:
Медиа-продюсер: создает контент для ТВ, радио и онлайн-платформ. Отвечает за производство программ, новостей, digital-контента, координирует редакционные и технические команды.
Музыкальный продюсер: ведет музыкальные проекты и артистов. Участвует в записи песен, формировании звучания, курирует выпуск альбомов и организацию концертов, продвигает исполнителей.
Телепродюсер: продюсирует телепередачи и сериалы. Планирует концепцию шоу, набирает команду, контролирует съемки и монтаж, обеспечивает выход программы в эфир и соблюдение политики канала.
Продюсер онлайн-курсов: организует запуск образовательных программ. Анализирует потребности рынка, вместе с экспертом-разработчиком создает программу курса, собирает команду (методистов, маркетологов, техспециалистов), продвигает курс и отвечает за набор студентов.
Кинопродюсер и YouTube-продюсер: в кино продюсер ищет финансирование, подбирает режиссера и актеров, руководит съемочным процессом и прокатом фильма. На YouTube продюсер разрабатывает контент-стратегию канала, организует съемки роликов, управляет командой и ростом аудитории, взаимодействует с рекламодателями.
Продюсер подкастов и мероприятий: продюсер подкаста отвечает за концепцию и выпуск аудиошоу (координирует запись, монтаж, продвижение). Event-продюсер организует мероприятия (концерты, фестивали, конференции) – разрабатывает идею, планирует бюджет, собирает команду и проводит событие.
Другие: существуют также продюсеры в геймдеве (видеоигры), в театре, в моде, а также бизнес-продюсеры в стартапах. Во всех случаях продюсер выполняет схожую роль управленца, который обеспечивает успешную реализацию проекта в своей области.
Продюсеры находят работу во множестве организаций. В кино- и телеиндустрии – это киностудии, телеканалы, продакшн-студии, где создаются фильмы, сериалы, передачи. В медиа – медиахолдинги, радиостанции, новостные порталы, которым нужны продюсеры для контента. В музыке – лейблы звукозаписи, продюсерские центры, концертные агентства.
В онлайн-образовании – онлайн-школы, платформы курсов, EdTech-компании активно нанимают продюсеров программ. Продюсеры мероприятий работают в event-агентствах, оргкомитетах фестивалей. В игровой индустрии – в студиях разработки игр. Кроме того, многие продюсеры действуют как фрилансеры или создают собственные продюсерские компании, берясь за проекты по контракту. Таким образом, продюсер может работать как в штате крупной фирмы, так и самостоятельно, в зависимости от предпочтений и возможностей.
Офисная работа: продюсер – штатный сотрудник компании, работает в офисе или на площадке ежедневно. Это характерно для ТВ, радио, больших студий и школ. Даёт стабильность, командную среду, но требует соблюдения графика и корпоративных правил.
Удалённая работа: продюсер работает дистанционно, управляя проектами онлайн. Распространено в сфере онлайн-курсов, YouTube, подкастов. Требует самоорганизации, зато не привязано к локации – можно вести проекты из любого города6.
Проектная работа: продюсер привлекается под конкретный проект (фильм, курс, мероприятие) на период его реализации. Оплата чаще сдельная – гонорар или процент от прибыли2. Даёт свободу выбирать проекты и потенциально высокий доход при успехе, но менее стабильна, есть паузы между проектами. Многие продюсеры-фрилансеры строят карьеру, переходя от проекта к проекту, вместо постоянной работы.
В России: профессия продюсера востребована во всех крупных городах – развиваются медиацентры, онлайн-школы, ивент-индустрия, всем нужны продюсеры. Уровень зарплат зависит от региона: в среднем 40–100 тыс. руб. в месяц по стране, в Москве и Санкт-Петербурге – 80–150 тыс. руб. и выше2. Опытные продюсеры на крупных проектах могут получать до ~200 тыс. руб. ежемесячно. Также распространена оплата как процент от дохода проекта, что при успешных запусках дает продюсеру шанс заработать значительно больше фиксированной ставки.
США, Европа, Азия: на Западе продюсеры – одни из ключевых персон индустрии развлечений. В США средний годовой доход продюсера порядка $70–100 тыс. (≈5–8 тыс. $ в месяц)12, но топ-продюсеры Голливуда зарабатывают миллионы долларов за проект. В Великобритании средняя зарплата продюсера ~£40–50 тыс. в год13 (3,5–4,5 тыс. £ в месяц). В других странах Европы доход сопоставим, хотя несколько ниже американского.
В Азии (например, в Индии, Южной Корее, Китае) спрос на продюсеров тоже велик: локальные кино- и музыкальные индустрии активно растут. Там доходы продюсеров могут сильно варьироваться – от средних по рынку до очень высоких у тех, кто работает над международно успешными проектами. В целом глобально продюсер – престижная и хорошо оплачиваемая профессия, особенно на вершине карьеры, но требующая таланта, трудолюбия и готовности нести большую ответственность за результат.
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
А в какой сфере вы бы хотели работать продюсером?
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет