Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье мы расскажем, как стать 2D-художником. Разберемся, кому подойдет профессия, как освоить ее с нуля, где учиться двухмерной графике, что для этого нужно и с чего лучше начинать карьеру.
Привет! Если ты мечтаешь рисовать персонажей, иллюстрации и другие цифровые картинки, эта статья для тебя. Здесь мы расскажем, кому подходит профессия 2D-художника, как освоить её с нуля, где можно учиться двумерной графике, что для этого нужно и нужно ли получать профильное образование. Также обсудим, с чего лучше начать карьеру и какие перспективы ждут 2D-художника в России (и за рубежом).
2D-художник создаёт двумерные визуальные элементы – от скетчей и концепт-артов до финальных иллюстраций и интерфейсов. Чаще всего такие специалисты трудятся в игровой индустрии, рисуя персонажей, окружение, объекты, промо-арт и внутриигровые элементы1.
Например, в крупной игровой студии есть узкие специализации:
Помимо геймдева, навыки 2D-художника востребованы в мультфильмах и кино – там нужны раскадровки, концепты локаций, персонажей и реквизита. В рекламе и маркетинге такие специалисты рисуют баннеры, постеры, креативы для брендов1.
В дизайн-студиях 2D-иллюстраторы создают коммерческие иллюстрации, помогают в веб-дизайне, полиграфии и т.д. То есть поле деятельности очень широкое. Многие 2D-художники работают в офисе, но профессия позволяет и удалённый формат – нередко художники-фрилансеры берут проекты от разных заказчиков по всему миру.
Как оценивают сами профессионалы, порог входа в 2D-графику довольно высокий. Нельзя просто вчера решить стать художником и завтра получить работу мечты. Придётся упорно учиться и практиковаться. Очень желательно, чтобы у тебя уже были базовые художественные навыки: умение свободно рисовать от руки, знание основ академического рисунка и живописи. Отлично, если в детстве или юности ты посещал художественную школу или кружок – это сэкономит пару лет на освоении азов рисования2.
Родителям, чьи дети мечтают стать художниками, мы советуем ещё со школьного возраста подумать о раннем развитии: отдать ребёнка в детскую художественную школу, на курсы рисования или после 9 класса – в профильный художественный колледж. Такой фундамент значительно облегчит дальнейшее обучение3.
Важно отметить: войти в профессию меньше чем за 2–3 года практически нереально – даже при наличии таланта и усердных занятий потребуется время, чтобы набить руку2. Но не стоит отчаиваться ни юным, ни взрослым новичкам. Никогда не поздно начать – среди 2D-художников есть успешные специалисты, пришедшие из других сфер уже после 30 лет.
Конечно, взрослому ученику может быть сложнее выкроить время на учёбу (работа, семья и другие обязанности), зато у него больше осознанности и мотивации. В 16–20 лет учиться проще, энтузиазма и свободного времени обычно больше, после 30 – сложнее, но при должном усердии возраст не станет непреодолимым барьером2.
Чтобы преуспеть в 2D-графике, недостаточно одного умения рисовать – нужны и определённые личные качества. Вот основные из них:
Творческое воображение и креативность. Умение генерировать идеи, видеть вдохновение во всем вокруг, богатая фантазия и художественный вкус.
Усидчивость и трудолюбие. Готовность часами кропотливо сидеть за планшетом или мольбертом, доводя работу до идеала.
Стойкость к критике. Здоровое отношение к правкам и замечаниям – в профессии часто приходится переделывать и улучшать по фидбеку арт-директора или клиента.
Самодисциплина и ответственность. Способность самому организовать своё обучение и работу, доводить проекты до конца, внимание к деталям.
Коммуникабельность и неконфликтность. Хотя художник часто работает в одиночку, в команде важны умение общаться с коллегами и заказчиками, искать компромиссы и спокойно реагировать на любые обсуждения.
Если у тебя есть творческая жилка и желание много работать над навыками, то профессия 2D-художника тебе по плечу. Но нужно быть готовым к серьёзной конкуренции: желающих очень много, на рынке уже присутствует множество блестящих специалистов, с которыми новичку предстоит конкурировать2 3. Однако при любви к делу и настойчивости ты сможешь найти свою нишу и стать востребованным мастером.
Чтобы стать 2D-художником, нужна теоретическая база (знание композиции, цвета, света и т.д.) и владение графическими редакторами. Освоить всё это можно разными путями – у каждого есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим три основных варианта обучения: самостоятельное, в художественном вузе и на специализированных онлайн-курсах.
Многие успешные художники – самоучки, осваивавшие цифровой рисунок своими силами. Этот путь реален, но будь готов: самообучение – самый долгий и трудоёмкий способ стать 2D-художником. Тебе потребуется железная сила воли и системный подход, чтобы не забросить начатое. Что именно делать?
Придётся комбинировать разные источники знаний:
Книги и статьи по рисунку и дизайну. Классические учебники по академическому рисунку, анатомии, цветовой теории, композиции; современные пособия по цифровой графике – всё это даст теоретический фундамент.
Бесплатные видеоуроки и туториалы. В интернете полно роликов на YouTube и на обучающих платформах, посвящённых цифровому рисованию. Например, можно посмотреть серию лекций «Как научиться рисовать 2D в Photoshop» – они помогут освоить базовые приёмы. Также существуют пошаговые гайды, блоги опытных художников, форумы с разбором работ новичков – черпай знания отовсюду.
Практика на личных проектах. Осваивая новую технику, сразу пробуй повторить её в своём рисунке. Заведите (или заведи) привычку рисовать каждый день, даже по часу – так прогресс пойдёт быстрее.
Главный плюс самообучения – доступность и бесплатность (почти все материалы можно найти онлайн). Но есть и серьёзные минусы. Информация из открытых источников бывает разрозненной или устаревшей, многое представлено только на английском языке. Без наставника сложно выстроить программу обучения – новичку непонятно, за что взяться в первую очередь и как планомерно повышать уровень1. Кроме того, занимаясь в одиночку, ты можешь не замечать своих ошибок и «замыливать глаз». Если некому дать совет и конструктивную критику, есть риск надолго застрять на одном уровне мастерства1.
Отдельная проблема – отсутствие реального опыта работы в команде над проектом. Даже если ты научился неплохо рисовать, работодатели часто смотрят на наличие завершённых проектов в портфолио. Чтобы восполнить пробел, придётся самому искать практику: брать небольшие заказы на стоках, фриланс-биржах или участвовать в любительских инди-проектах.
Скорее всего, без профильного образования и портфолио на хорошую должность сразу не возьмут – придётся сначала поработать фрилансером хотя бы несколько месяцев, чтобы нарастить опыт и перейти из разряда любителей в специалисты. В целом, путь самообучения подходит тем, у кого достаточно мотивации и самодисциплины, кто умеет добывать знания самостоятельно и не спешит с трудоустройством.
Второй путь – получить академическое художественное образование. В современных колледжах и институтах нет специальности прямо под названием «2D-художник», но есть близкие направления: например, «Графический дизайн», «Иллюстрация», «Анимация и компьютерная графика», «Живопись» и т.п.. Обычно будущие 2D-художники поступают на факультеты дизайна или изобразительного искусства. В России подготовкой таких специалистов занимаются многие университеты.
Среди известных вузов с подходящими программами можно отметить, например, Высшую школу экономики (Москва) – там есть кафедра компьютерной графики и иллюстрации, ВГИК им. Герасимова – готовит художников-аниматоров для кино, СПбГУПТД (Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна), МГХПА им. Строганова (прославленная школа графики и дизайна), УралГУАХ (Уральский архитектурно-художественный университет) и другие3.
Поступить туда нелегко – потребуется портфолио работ для творческого конкурса или экзамены по рисунку и композиции. Зато академическая школа даёт сильную базу: годы рисования от руки, изучение живописи, скульптуры, истории искусства. После такого бэкграунда осваивать цифровые инструменты будет проще.
Многих интересует главный вопрос: обязательно ли иметь диплом художника, чтобы работать 2D-иллюстратором или концепт-артистом? Отвечаем сразу – нет, необязательно. В индустрии ценится прежде всего навык и портфолио, а не корочка. Ты вполне можешь получить работу и без художественного вуза. Многие известные 2D-художники – самоучки или выпускники онлайн-курсов.
Если у тебя уже есть высшее образование (пусть даже в другой сфере) – здорово, это покажет работодателю твою усидчивость и общее развитие, станет небольшим плюсом при найме. Но специально тратить 4–6 лет на очное обучение ради диплома художника сейчас имеет смысл далеко не для всех.
Дело в том, что традиционное образование часто не успевает за требованиями индустрии. В вузе ты изучишь много второстепенных дисциплин, потратишь несколько лет, но можешь так и не получить практических навыков цифрового рисования, не собрать релевантное портфолио. Как отмечают эксперты, готовых решений на государственном уровне для обучения CG-художников пока мало, особенно для взрослых, уже состоявшихся людей, решивших сменить профессию2.
Даже окончив профильный институт, выпускник не всегда выходит готовым к работе в индустрии – и ему всё равно приходится добирать практический опыт самостоятельно или на курсах. К тому же учёба в вузе – дело затратное: конкурс на бюджет высокий, а платное обучение может стоить 100–200 тысяч ₽ в год2.
Подведём итог: формальное художественное образование не является обязательным требованием. Если ты школьник и твёрдо решил связать жизнь с рисованием, можно попытаться поступить в хороший художественный вуз – крепкая база лишней не будет. Но если ты уже взрослый и хочешь переквалифицироваться в 2D-художника, идти на несколько лет в институт необязательно – есть более гибкие и быстрые способы овладеть профессией.
Наиболее популярный сегодня вариант – это онлайн-курсы и школы по цифровому рисованию. Такой формат объединяет плюсы самообразования и вузов, избегая многих их минусов. Обучение проходит дистанционно, что очень удобно: ты можешь подключаться с любого города, заниматься из дома в комфортном темпе. При этом качество обучения не страдает – уроки ведут опытные наставники, всегда можно задать вопрос преподавателю на вебинаре или в чате куратора. Многие онлайн-школы выдают диплом или сертификат, помогают с стажировкой и трудоустройством.
На нашем агрегаторе «Учись Онлайн Ру» собрана отдельная подборка программ для начинающих 2D-художников. Там представлены курсы от ведущих российских онлайн-школ – можно сравнить цены, длительность, формат, почитать отзывы выпускников. Также доступны фильтры: например, можно найти курсы с рассрочкой, с выдачей диплома, с бесплатными вводными уроками и т.д..
На таких курсах студенты не только изучают базовые принципы 2D-графики, но и сразу осваивают современные инструменты: учатся работать в графических редакторах (Adobe Photoshop, Illustrator, Procreate и др.), делать цифровую обработку рисунков, добавлять спецэффекты и анимацию. Обучение максимально прикладное: вместо сухой теории – примеры из реальных проектов, практические задания после каждого модуля, разбор домашних работ наставником.
Преимущества онлайн-обучения:
Актуальная программа. Курсы регулярно обновляются, дают самые свежие знания и именно ту теорию, которая реально пригодится в работе. Вам не придётся фильтровать устаревшую информацию – всё уже структурировано экспертами.
Последовательная подача материала. Занятия выстроены от простого к сложному, с примерами из практики. Новичку гораздо легче учиться, когда есть готовый учебный план.
Обучение на русском языке. В отличие от многих бесплатных туториалов в сети, здесь всё на родном языке – не будет проблемы непонимания из-за языкового барьера.
Обратная связь и поддержка. Преподаватели и кураторы курсов всегда на связи: они проверяют ваши работы, дают советы, отвечают на вопросы. Это похоже на индивидуальное наставничество, чего так не хватает при самообучении.
Помощь в трудоустройстве. Многие школы сотрудничают с компаниями или дают карьерные консультации. Тебя научат составлять резюме, готовиться к собеседованиям, могут порекомендовать на стажировку или первую работу.
Портфолио к окончанию обучения. Курсы ориентированы на результат: выполняя домашние задания, к финалу программы ты собираешь несколько завершённых работ для портфолио (курсовые проекты, дипломная работа). Это большой плюс при дальнейшем трудоустройстве.
Как видишь, качественные онлайн-курсы во многом решают проблемы, с которыми сталкиваются самоучки. Конечно, чудес не бывает – без самостоятельной практики и отработки навыков не обойтись. Но если тебе нужна структура, наставник и мотивация в обучении, курсы – отличный выбор. Они подойдут и школьникам, которые хотят дополнительных знаний помимо художественной школы, и студентам других специальностей, и работающим взрослым, решившим сменить профессию – каждому найдётся удобный формат.
Для ориентира приведём несколько популярных онлайн-программ по цифровому рисованию (все они есть на «Учись Онлайн Ру»):
Skillbox — «Профессия 2D-художник» (7 месяцев). Большой комплексный курс с нуля: включает видеолекции, практические задания и работу с личным наставником. Студенты учатся рисовать персонажей, окружение, иконки, осваивают Photoshop. Формат предусматривает выполнение проектов и защиту итогового проекта с фидбеком от кураторов. Доступ к материалам бессрочный, предоставляется общение в комьюнити студентов. Программа состоит из 5 тематических курсов для погружения в профессию, а оплату можно начинать только спустя 3 месяца от старта обучения.
Skillbox — «Концепт-художник с нуля до PRO» (10 месяцев). Углублённая программа по концепт-арту для геймдева. Обучение построено на практике, близкой к реальным задачам: помимо теории, будет много работы над концептами персонажей и окружения, обратная связь от экспертов и защита финального проекта. Курс включает 7 модулей (подкурсов) для комплексного освоения профессии концепт-художника. Предусмотрены закрытые воркшопы и карьерные консультации от работодателей. Все материалы остаются с тобой навсегда, а платить за обучение можно в рассрочку, начиная через полгода после старта курса.
XYZ School — «Intro Sketching» (бесплатно, 1 неделя). Короткий вводный курс от школы XYZ для тех, кто делает первые шаги. Предназначен для освоения основ скетчинга и рисунка от руки. Курс состоит из серии заранее записанных видеоуроков, которые можно смотреть в любое время и в своём темпе.
Уроки знакомят с перспективой, линией, объёмом и другими базовыми навыками скетчера, а за 3 дня интенсива ты научишься создавать простой объёмный скетч персонажа или объекта. Домашние задания и вебинары не предусмотрены, обучение полностью самостоятельное, зато это отличный способ попробовать свои силы без финансовых вложений.
XYZ School — «Концепт-арт Ивана Растригина» (5 месяцев). Авторский курс от профессионального художника студии XYZ, нацеленный на погружение в концепт-арт для игр. Формат включает видеолекции в записи, регулярные домашние задания с проверкой и обратной связью, а также поддержку личного наставника на протяжении всего обучения.
Студенты учатся придумывать концепции для игровых миров, передавать не только форму, но и идею объектов, создают целый цикл концептов – от пропсов (предметов) и техники до персонажей. Кроме того, осваиваются такие продвинутые техники, как фотобашинг (смешивание фото и рисунка) и использование 3D-болванок для ускорения работы. По окончании курса формируется портфолио концептов для резюме.
Нетология — «Моушн-дизайнер в 2D и 3D» (10 месяцев). Программа для тех, кто хочет заниматься двухмерной и трёхмерной анимацией. За 10 месяцев студенты изучают Adobe After Effects и Cinema 4D, осваивают основные виды анимированного видео: рекламные ролики, explainer-видео, луповые GIF-анимации и т.д. Обучение проходит на вебинарах и видеоуроках, с выполнением домашних заданий и защитой финального проекта.
Особенность – упор на практику с реальными брифами: за курс выполняется 4 полноценных проекта (анимированный ролик, социальный эксплейнер, продуктовая реклама и шоурил), которые затем можно включить в портфолио. «Нетология» также оказывает содействие в трудоустройстве выпускников и проводит карьерные консультации.
Конечно, это лишь несколько примеров из десятков программ. При выборе курса обращай внимание на программу, портфолио преподавателей, формат обратной связи и отзывы предыдущих учеников – так больше шансов найти обучение, идеально подходящее под твои цели.
Итак, предположим, обучение позади – ты освоил базовые навыки рисования и цифровые инструменты. Что дальше? Пора делать первые шаги в профессиональной карьере.
Ниже мы составили пошаговый план, который поможет начинающему 2D-художнику перейти от учёбы к реальной работе:
Освой графический редактор (Photoshop). Владея хотя бы одной профессиональной программой для рисования, ты сможешь создавать цифровые арты на уровне требований индустрии. Начни с Adobe Photoshop – посмотри обучающие видео, как художники его используют для 2D-графики, и попробуй повторить базовые приёмы на практике. Выполни несколько пробных работ: например, раскрась отсканированный линейный рисунок, нарисуй простую иллюстрацию с нуля. Твоя цель – почувствовать себя уверенно в основном рабочем инструменте 2D-художника.
Научись рисовать с помощью графического планшета. Планшет + стилус – главный «рабочий инструмент» 2D-художника, имитирующий рисование от руки на бумаге, но в цифровом виде. Если ты до сих пор рисовал мышкой или только на бумаге, пора осваивать планшет – большинство работодателей требуют этот навык от соискателей. Купи недорогой графический планшет для начала и тренируйся: попробуй обвести скетч, сделать заливку цветом, порисовать линии различной толщины. Привыкание может занять время, но без этого сейчас никуда.
Практикуйся каждый день и ищи свой стиль. Рисование – как спорт: чтобы выйти на профессиональный уровень, тренироваться нужно постоянно. Став художником, ты никогда не перестаёшь учиться. Рисуй как можно больше: пробуй разные техники (комиксовая стилизация, реализм, пиксель-арт и пр.), изучай чужие работы, повторяй понравившиеся приёмы.
В то же время начинай развивать собственный почерк – уникальный стиль, который выделит тебя среди других. Это может быть длительный процесс, но со временем у тебя появится фирменный стиль, узнаваемый по работам. Работодатели ценят креативность и оригинальность, не бойся экспериментировать.
Ищи реальные проекты для опыта. Когда базовые навыки отточены, пора применять их в деле. Новичку зачастую сложно сразу устроиться в студию без опыта, поэтому начни с малого. Посмотри заказы на фриланс-биржах – там всегда требуются художники для небольших задач (иконки, простые иллюстрации, арт для соцсетей). Попробуй откликнуться на парочку проектов, даже недорогих – это даст опыт работы с реальным заказчиком.
Параллельно мониторь группы игровых студий и дизайн-агентств: некоторые набирают стажёров или джуниор-художников без опыта. Такие позиции часто оплачиваются скромно, зато вы многому научитесь в команде профессионалов. Можно рассылать своё резюме и портфолио в компании, даже если нет открытой вакансии – возможно, тебе предложат стажировку. Полгода-год практики на фрилансе или в роли стажёра сильно поднимут твой уровень и уверенность в себе.
Собери портфолио и обновляй его. Портфолио – ваш главный козырь при поиске работы. Начинай составлять его как можно раньше. Включи туда 8–12 лучших работ, показывающих твои навыки с разных сторон: персонажи, фоны, объекты, разные стили и эмоции. Если реальных коммерческих проектов пока нет, ничего страшного – подойдут учебные работы, придуманные концепты, фан-арт по известным играм или фильмам.
В процессе учёбы у тебя наверняка накопилось несколько удачных рисунков – доработай их и помещай в портфолио. Создай аккаунт на платформах для художников (ArtStation, Behance, DeviantArt) и выкладывай свои работы там. Регулярно обновляй портфолио новыми работами по мере развития навыков. Хорошее, свежее портфолио – залог того, что работодатели заметят тебя и пригласят на собеседование.
Следуя этому плану, уже через некоторое время ты сможешь назвать себя профессиональным 2D-художником. Помни, что развитие на этом не останавливается – впереди тебя ждут новые техники, более сложные проекты и постоянное совершенствование мастерства. Но первые шаги по карьерной лестнице таким образом будут пройдены.
Профессия 2D-художника привлекательна и творческая, но важно понимать реалии рынка. В России основная сфера трудоустройства – как мы говорили, это разработчики игр. Крупные геймдев-студии постоянно нуждаются в талантливых художниках для новых проектов. Также художники требуются на анимационных киностудиях, в рекламных и дизайнерских агентствах, в издательствах и типографиях (например, для создания иллюстраций к книгам, дизайна обложек)3.
В веб-разработке иногда нужны 2D-иллюстраторы для отрисовки элементов сайтов и приложений. Вариантов трудоустройства много, но вакансий уровня джуниор немного, особенно если говорить о штатной работе. Основные рабочие места сосредоточены в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург), где находятся офисы компаний. В регионах же чаще придётся работать удалённо. Многие опытные художники со временем переходят на фриланс – работают как независимые подрядчики с заказчиками по всему миру. Это даёт определённую свободу, хотя и несёт риски нерегулярного дохода.
Стоит честно сказать: заработать огромные деньги, будучи 2D-художником, довольно сложно. Если твоя главная цель – высокий доход, индустрия дизайна может разочаровать. В России зарплаты художников в среднем ниже, чем, например, у программистов аналогичного уровня. По словам одного из экспертов, даже очень хороший 2D-художник в топовой компании вряд ли будет получать 150–200 тысяч ₽ в месяц – такие цифры для нашей индустрии скорее исключение2.
Обычная ситуация: рядовой 2D-художник в штате может рассчитывать на ~50–80 тысяч ₽., очень хорошие специалисты – около 100 тыс. ₽ (и то не всегда)2. При этом требования к художникам высокие: конкуренция за место в студии очень большая3. Каждый год десятки новых выпускников курсов и вузов выходят на рынок, и чтобы тебя заметили, нужно действительно выделяться работами.
Однако нельзя сказать, что перспектив нет. Во-первых, геймдев в России и в мире растёт, появляются новые студии, проекты, и талантливые художники всегда будут нужны. Во-вторых, есть международный рынок – многие отечественные художники успешно работают на зарубежных заказчиков. Благодаря интернету ты можешь жить где угодно и рисовать для компании из Европы, США или Азии. А там расценки выше и конкуренция иной раз ниже в нишевых стилях.
Также со временем можно вырасти до позиций лид-художника или арт-директора проекта, открыть свою студию или заниматься преподаванием – то есть вариантов развития карьеры достаточно. Главное – не переставать учиться и совершенствоваться, следить за трендами (например, сейчас в арсенал художников начинают входить нейросети, и умение использовать AI-инструменты может стать преимуществом).
Сколько же зарабатывает 2D-художник? Даем ориентиры по цифрам. По данным статистики вакансий, средняя зарплата 2D-художника в России в 2025 году составляет около 50–55 тысяч ₽ в месяц. Это среднее значение по стране, включающее всех – от джуниоров до лидов. В Москве зарплаты традиционно выше: примерно 60 тысяч ₽ среднестатистически, в Петербурге – около 55 тыс.
Средний максимум по стране за последний год достигал ~64 тыс. ₽ (фиксировался в самые успешные месяцы). Конечно, многое зависит от конкретной компании и проекта: в объявлении на одну вакансию могут предлагать миддлу от 100k, а на другую – всего от 50k1.
Но в целом вилки такие:
Начинающий специалист (junior) без опыта обычно получает от 25–30 тыс. ₽. в регионах, до 40 тыс. ₽ – в столицах. Некоторые вакансии для новичков даже предлагают совсем скромные суммы (в отдельных городах встречалось ~15 тыс. ₽ на полставки), но в среднем стартовые оклады 2D-художника – 25–30 тысяч3.
Художник с опытом 1–3 года (middle) может зарабатывать порядка 50–80 тыс. ₽. в месяц3. В Москве опытным художникам часто платят 80–100 тыс., в регионах 50–70 тыс. ₽ Вакансии уровня middle иногда указывают вилку до 120 тыс., если нужен очень сильный специалист под определённый проект1.
Сеньор и ведущие художники (senior/lead) – их зарплаты наиболее разнятся. В России оклады senior-художников крупных студий могут превышать 100 тыс. ₽. и доходить до 150 тыс. в месяц (особенно в московских компаниях). Значения выше встречаются редко и обычно связаны либо с руководящей позицией, либо с проектной работой.
Эксперты отмечают, что действительно высокие доходы художникам приносят совмещение нескольких проектов и заказов. Например, опытный художник может параллельно сотрудничать с 2–3 студиями как фрилансер, брать частные заказы – в итоге его совокупный доход будет значительно больше средней зарплаты по одной компании1.
Зарубежный рынок для 2D-художников выглядит привлекательнее в плане денег. В геймдев-компаниях Европы и США зарплаты в среднем выше наших раза в 1.5–2. Сеньоры за рубежом редко получают менее $3000 в месяц (примерно 230–250 тыс. ₽.)1, а зачастую их доходы значительно больше. Конечно, там и требования высокие, и конкурировать приходится уже с художниками со всего мира.
Но некоторые наши специалисты успешно устраиваются в зарубежные студии – удалённо или переезжая. Кроме того, есть путь выхода на международные фриланс-площадки (например, выполнять заказы на зарубежных арт-биржах). При достаточном уровне языка и навыков можно получать иностранную валюту, находясь в России.
Подводя итог по зарплатам: стартовые доходы 2D-художника невысоки, но по мере роста опыта и навыков ты вполне сможешь выйти на комфортный уровень оплаты. Многие художники совмещают сразу несколько проектов, работают фрилансом, чтобы повысить заработок. Если же цель – именно высокая зарплата, то после нескольких лет практики имеет смысл ориентироваться на международный рынок.
В любом случае, приходить в эту профессию стоит в первую очередь из-за любви к рисованию, к творческому процессу – тогда и совершенствоваться будет в радость, и карьерный рост не заставит себя ждать.
Теперь ты знаешь, как можно выучиться на 2D-художника с нуля, какие есть пути обучения и подводные камни у каждого, нужен ли диплом для работы (нет, важнее навыки и портфолио) и с чего начинать свои первые проекты. Мы обсудили также перспективы рынка: конкуренция высокая, но талантливые и трудолюбивые ребята всегда найдут применение своим навыкам. Главное – постоянно учиться и практиковаться, тогда мечта стать 2D-художником обязательно станет реальностью!
2D-художник создаёт двумерные изображения: концепт-арты, иллюстрации, интерфейсы. Основной работодатель – геймдев, но навыки применимы и в мультфильмах, рекламе, веб-дизайне. В больших студиях художники узкоспециализированы (концепт-артисты, иллюстраторы, художники по персонажам и окружению и т.д.)1. Порог входа высокий: потребуется умение рисовать от руки и знание основ живописи. Желательно иметь базовое художественное образование (арт-школа), хотя бы кружок рисунка в детстве.
Новичку нужно быть готовым несколько лет упорно учиться, чтобы собрать портфолио и достичь профессионального уровня. Профессия требует креативности, усидчивости, самодисциплины и других качеств. Конкуренция на рынке высокая – специалистов много, вакансий ограничено, особенно вне крупных городов2 3. Однако при творческом таланте и настойчивости можно занять свою нишу.
Самообразование – самый дешёвый, но долгий путь. Придётся самостоятельно изучать книги по рисунку, смотреть бесплатные уроки и туториалы, много практиковаться. Этот путь подходит дисциплинированным людям: информации в сети много, но она разрозненная и часто на английском. Без наставника легко застопориться, к тому же не будет реального опыта проекта.
Академическое образование (колледж, вуз) даёт фундамент по рисунку и дизайну. Можно поступить на смежные специальности («Графический дизайн», «Анимация» и др.) – их предлагают такие вузы, как ВШЭ, ВГИК, СПбГУ и др. Но диплом не обязателен для работы 2D-художником – индустрия ценит умения и портфолио больше, чем корочку. Университет отнимает 4–5 лет и даёт мало практики по современным инструментам, поэтому многие предпочитают курсы.
Онлайн-курсы – оптимальный вариант для большинства. Они длятся несколько месяцев, учат конкретно цифровому рисованию: необходимые теоретические знания + навыки работы в Photoshop и др. редакторах. Формат удобный (занятия из дома, запись уроков) и эффективный: есть программа, наставники, обратная связь. Курсы дают актуальные знания, помогают собрать портфолио и часто содействуют с трудоустройством выпускников. На агрегаторе «Учись Онлайн Ру» собраны такие программы – можно подобрать по цене, длительности, наличию диплома и т.д..
Чтобы стать профессионалом, нужно не только окончить обучение, но и правильно начать карьеру. Во-первых, освоить рабочие инструменты – преимущественно Adobe Photoshop (стандарт индустрии) и графический планшет. Без планшета сложно претендовать на вакансию, так как большинство компаний ждут, что художник владеет цифровым рисованием «от руки». Во-вторых, требуется постоянная практика. Новичку полезно каждый день рисовать небольшие работы, пробовать разные стили, набивать руку и постепенно вырабатывать собственный стиль.
В-третьих, ценен реальный опыт: начни с небольших фриланс-заказов или стажировки. Первую работу лучше искать на фрилансе (иконки, простые иллюстрации) или как стажёр/джуниор в студии, даже если оплата скромная. Это позволит применить навыки в деле и получить отзывы заказчиков. Наконец, создавай портфолио с лучших работ. Даже учебные проекты годятся для начала – важно показать разнообразие: персонажи, объекты, окружения. Регулярно обновляй портфолио по мере роста мастерства. Сильное портфолио + практический опыт = ключи к первым предложениям о работе.
В России 2D-художники востребованы прежде всего в игровой индустрии (студии мобильных и ПК-игр), а также в анимации и рекламе. Однако вакансий для новичков не так много – основные позиции сосредоточены в Москве и Петербурге, где большие компании. Конкуренция очень высокая3: ежегодно появляются новые выпускники курсов, соревнующиеся за место.
Зарплаты на старте невысокие: джуниор получает ~25–30 тыс. ₽ в месяц3. Средний уровень по стране ~50 тыс. ₽ в месяц, в Москве – около 60 тыс. ₽ Опытные специалисты (3–5 лет опыта) могут зарабатывать 70–100 тыс. ₽., иногда больше3. Гораздо выше ставки за рубежом: талантливые сеньоры получают от $3000 (200+ тыс. ₽.) ежемесячно1, поэтому многие наши художники ориентируются на международные проекты.
Профессия 2D-художника предполагает постоянный рост – нужно учить новые техники, программные инструменты (вплоть до 3D, чтобы улучшить навыки)4, следить за трендами (например, появление нейросетей). В перспективе можно дорасти до лид-художника или арт-директора, руководить командой. Также часть художников уходит в фриланс, получая свободу в творчестве и шанс повышать доход. В целом, 2D-художник – профессия для увлечённых: при должном упорстве она даст возможность заниматься творчеством и строить карьеру, хотя для этого и потребуется время и усилия.2
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
А как вы будете обучаться на 2D-художника?
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет