Как подготовиться к олимпиаде по географии в 2025 году?

Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Здравствуйте, друзья! Сегодняшняя статья посвящена подготовке к олимпиаде по географии. С каждым уровнем задания становятся сложнее и выходят далеко за рамки школьной программы. Чтобы достойно выступить и получить шанс на победу, нужна продуманная подготовка.

Ниже ты найдешь подробный план подготовки для каждой возрастной группы – 5–6, 7–8 и 9–11 классы – с учетом всех этапов олимпиады.

Как подготовиться к олимпиаде по географии в 2025 году

Введение

Всероссийская олимпиада школьников по географии – это масштабное соревнование для учеников 5–11 классов, которое проходит в несколько этапов. Юные географы начинают со школьного тура и при успешном выступлении проходят на муниципальный, региональный и, наконец, на заключительный (всероссийский) этап.

Почему стоит участвовать в олимпиаде? Во-первых, это невероятно интересный опыт: ты узнаешь много нового о мире, научишься мыслить нестандартно и решать нестандартные задачи.

Во-вторых, высокий результат открывает большие перспективы: победители и призеры заключительного этапа могут поступать в лучшие вузы России (например, в МГУ) без вступительных экзаменов. Даже если ты еще в младших классах, участие поможет «набить руку» к старшим классам и построить уверенность. Главное – начать готовиться заранее и систематично.

В этой статье мы разберем:

  • Как готовиться к каждому этапу олимпиады по географии в зависимости от твоего класса.

  • Ключевые темы и направления, на которые стоит обратить внимание на каждом уровне.

  • Советы по организации времени и режиму занятий, чтобы не перегореть и избежать частых ошибок.

  • Полезные ресурсы для подготовки: учебники, сайты, платформы и онлайн-курсы.

  • Что лучше: самостоятельная подготовка или занятия на онлайн-курсах (разберем плюсы и минусы каждого подхода).

  • Советы родителям – как помочь ребенку в подготовке и поддержать интерес.

Настройся решительно: география – наука увлекательная, и подготовка к олимпиаде может стать захватывающим путешествием. 🎓🌍 Начнем с рекомендаций для самых юных участников.

Подборка курсов Онлайн-курсы по подготовке к олимпиадам по географии с 5 по 11 класс в 2025 году
Посмотреть подборку

Часть 1. Ученикам 5–6 классов: первые шаги к олимпиаде

Если ты учишься в 5 или 6 классе, для тебя олимпиада по географии – это новый и любопытный вызов. В школе география только начинается (обычно с 6 класса), поэтому многое придется узнавать самостоятельно.

Главная цель на этом этапе – пробудить интерес к предмету и заложить основы знаний. Задачи школьного и муниципального этапов для 5–6 классов, как правило, проверяют общую эрудицию и базовое представление о мире, а также умение логически мыслить.

1.1. Школьный этап (5–6 класс)

На школьном туре для 5–6 классов обычно даются сравнительно простые, но увлекательные задания, проверяющие твой кругозор. Например, могут спросить: в какой стране изобрели компас? или какой город самый большой по населению? – то есть факты, которые не всегда проходят на уроках, но которые ты мог узнать из книг или познавательных передач.

Ключевые темы и навыки для школьного этапа (5–6 класс):

  1. Основы картографии: научись ориентироваться по карте и глобусу. Ты должен знать стороны света, уметь пользоваться легендой карты, понимать масштаб.

  2. Материки и океаны: выучи названия и расположение материков, океанов, крупных морей. Знание географической номенклатуры (названия объектов и их местоположение) – один из фундаментальных навыков географии.1

  3. Самые-самые географии: узнай рекордсменов планеты – самая длинная река, самая высокая гора, самое глубокое озеро, крупнейшая пустыня и т.д. Такие факты часто встречаются в вопросах для младших классов.

  4. Природоведение: вспомни курс «Окружающий мир» (если он у тебя был). Понимай простые явления: почему сменяются день и ночь, времена года, от чего зависит погода, какие бывают природные зоны.

  5. Локальные знания: иногда на школьном этапе спрашивают про свой регион или город. Выучи символы своей области, главную реку, какие полезные ископаемые добывают в вашем крае и пр.

Как готовиться: Начни с повторения всего, что уже знаете по географии и смежным предметам. Например, будь любознательным на уроках природоведения, читай детские энциклопедии о Земле и странах. Полезно порешать простые викторины по географии для 5–6 классов – их можно найти в книгах или онлайн.

Попробуй найти задания школьного этапа прошлых лет для 5 класса и решить их дома.2 Так ты поймешь формат вопросов. Обрати внимание: на олимпиадах задания часто не шаблонные, могут быть загадки, ребусы, требующие сообразительности. Тренируй нестандартное мышление – например, разгадывая географические кроссворды или головоломки.

Частые ошибки: Юные участники часто торопятся и невнимательно читают вопрос. Научись внимательно читать условие до конца и только потом отвечать. Если не уверен – не бойся угадывать, но исключай заведомо неверные варианты.

Еще одна ошибка – пытаться зазубрить факты без понимания. Лучше меньше, да лучше: выбери ключевые темы и постарайся разобраться в них, а не выучить списком. И помни: на школьном этапе важно просто попробовать себя. Даже если что-то не решишь, это опыт на будущее.

1.2. Муниципальный этап (5–6 класс)

Муниципальный (районный/городской) этап для 5–6 классов все еще относительно базовый, но задачки будут посложнее. Сюда проходят школьники, которые стали победителями или призерами школьного тура, поэтому конкуренция растет. Задания могут потребовать более глубоких знаний и умения применять их в новой ситуации.

Ключевые темы для муниципального этапа (5–6 класс):

  1. География России (базово): тебя могут спросить о самых длинных реках и высоких горах России, о столицах и крупных городах, о странах-соседях. Выучи карту России: уметь показать на карте Волгу, Урал, озеро Байкал, Эльбрус, города-миллионеры.

  2. Элементы физической географии: начни разбираться, почему дуют ветры, как образуются осадки, чем вулкан отличается от горы. Например, пойми, что такое горные породы и минералы (может попасться вопрос типа: «Какой минерал состоит из натрия и хлора?» – ответ: соль, галит.3

  3. Материки и страны: здесь пригодится знание стран и столиц, особенно самых крупных. Могут дать задания на определение страны по описанию («Страна X находится на двух материках, омывается 3 океанами... что это за страна?»). Ученику 5–6 класса достаточно знать самые известные страны и их расположение.

  4. Природные зоны и экосистемы: разберись, чем тайга отличается от тундры, саванна от пустыни. Понимай, где какие животные обитают, какие растения растут – такие вопросы любят задавать младшим ребятам.

Как готовиться: Продолжай расширять свой кругозор. Хороший прием – вести географический дневник. Каждый день узнавай что-то новое и записывай: столицу какой-то страны, интересный факт о реке или озере, новость о погодных явлениях.

Используй детские атласы и настольные игры по географии. Например, игры типа «Где что находится?» помогут запомнить расположение стран и городов. Также начни работать с картами: возьми контурные карты мира и России для 6 класса и потренируйся наносить объекты (реки, города, горы). Так визуальная память лучше сохранит информацию.

Кроме того, обратись к заданиям прошлых лет на муниципальном уровне для 5–6 классов. Их можно поискать на образовательных сайтах (например, архивы на olimpiada.ru или postupi.online). Решая реальные задачи, ты поймешь, на какие темы делают упор.

Частые ошибки: Некоторые считают, что для победы достаточно знать все факты. Но на муниципальном этапе без понимания логики географических процессов уже не обойтись. Например, просто выучить, где находится пустыня Сахара – мало; нужно понимать, почему именно там образовалась пустыня (климат, давление, отсутствие влажных воздушных масс).

Старайся не учить «в столбик», а понимать причинно-следственные связи. Еще одна типичная ошибка – игнорировать «слабые места». Если ты не любишь какую-то тему (скажем, климат или геологию), все равно удели ей время, чтобы на олимпиаде не попасть впросак, получив именно такой вопрос.

1.3. Региональный этап (5–6 класс)

Для учеников 5–6 классов региональный этап – уже очень серьезное достижение. Здесь задания приближаются по сложности к уровню 7–8 классов, то есть могут выходить далеко за программу начального курса географии.

Успех на этом этапе требует углубленной подготовки и, как правило, самостоятельным чтением энциклопедий не ограничиться – хорошо, если помогает наставник (учитель, старший товарищ или онлайн-репетитор).

Что нужно знать к региональному этапу (5–6 класс):

  1. Углубленные сведения из физической географии мира: знай основные климатические пояса Земли и умей объяснить климат разных регионов (почему в экваториальной Африке жарко и влажно, а в центре Австралии – жарко и сухо). Понимай, как течения океанов влияют на погоду, что такое Эль-Ниньо и т.д.

  2. Элементы геологии и геоморфологии: разберись в строении Земли (ядро, мантия, земная кора), узнай про тектонические плиты, разломы, горообразование. Эти темы обычно изучают в 7 классе, но на олимпиаде могут встретиться и пятикласснику-финалисту. Например, спросить: какая гора не является вулканом, или где бывают землетрясения.

  3. Географическая номенклатура – максимально широко: к региону ты должен знать уже бОльшую часть стран и столиц мира, все крупные объекты (горы, реки, пустыни, озера) на всех материках. Добавь к «самым-самым» более детальные списки: не только самая длинная река мира (Нил), но и 5-10 длиннейших; не только Эверест, но и другие восьмитысячники и где они находятся.

  4. Экономическая география (базово): начни интересоваться, какие страны лидируют по населению, какие по площади, где добывают больше всего нефти, какие культуры выращивают в разных странах. Например, знать, что Китай – самый населенный, а Россия – самая большая по территории, Индия и Бразилия – крупные аграрные производители и т.п. Основные статистические данные и рейтинги государств могут пригодиться.1

  5. Практические навыки: умение работать с статистикой и данными. Могут дать таблицу или график (например, распределение осадков по месяцам в городе) и спросить, для какого климатического пояса характерен такой график. Нужно уметь анализировать информацию: сравнивать числа, видеть тенденции, делать выводы.

Как готовиться: Используй все доступные материалы. Обязательно прорешай задания региональных этапов прошлых лет. Найти их можно в архивах ВсОШ по географии – обычно выкладывают задания и решения.4

Решая задачи, которых ты еще не знаешь, не расстраивайся, если сперва будет тяжело. Когда не получается решить – смотри решения и разбирайся, почему ответ именно такой. Заводи тетрадь для сложных вопросов: выписывай туда все новые понятия, которые встретил (например, «пассаты», «абсолютная высота», «субдукция») и находи их объяснения в учебниках или интернете.

Полезно начать пользоваться видеоуроками: на YouTube и образовательных платформах есть занятия по географии для 7 класса и выше – они помогут освоить темы, которые вы еще не проходили в школе. Например, посмотри детские лекции про вулканы, документальные фильмы BBC о климате – это и интересно, и полезно для понимания материала.

Постепенно привыкай визуализировать информацию: рисуй схемы, таблицы, мысленные карты. Например, можно составить таблицу: «Материк – самые длинные реки – самые высокие горы – крупнейшие города». Такие конспекты сильно помогают систематизировать знание.

Частые ошибки: Для 5–6-классника главное – не перегружаться. Иногда ребята, фанатеющие от географии, пытаются сразу охватить всё, берутся за университетские учебники. Это ошибка: велика вероятность запутаться и потерять интерес из-за перегрузки. Иди «постепенно».

Освоив одну тему, переходи к следующей, каждый раз чуть повышая сложность. Еще ошибка – пренебрегать практикой. Просто читать книги – недостаточно. Обязательно решай задачи и отвечай на вопросы.

Тренируй навык письма – на региональном этапе уже могут требоваться развернутые ответы, и надо уметь грамотно формулировать мысли (пусть даже всего пара предложений). И, конечно, не забывай про обычную учебу: твои оценки в школе тоже важны, да и много тем из школьной программы потом пригодятся на олимпиаде.

1.4. Заключительный этап (5–6 класс)

Попасть на заключительный этап (финал ВсОШ) в 5 или 6 классе непросто – обычно туда доходят самые увлеченные географией ребята, часто с поддержкой опытных педагогов. Если это твоя цель – приготовься к действительно серьезному уровню вопросов. Но даже если пока не рассчитываешь на финал, полезно узнать, какие знания требуются на самом высоком уровне: это ориентир на будущее.

Что требуют на всероссийском этапе (5–6 класс):

  1. Все аспекты географии: задания финала охватывают максимально широкий спектр – от астрономии (движение Земли, работа с картами звездного неба) до экологии (глобальные проблемы природы), от истории географических открытий до экономики. Тебе пригодятся знания не только по географии, но и по смежным наукам. Например, могут спросить что-то на стыке биологии и географии (про экосистемы, заповедники) или истории и географии (про великих путешественников и открытия новых земель).

  2. Детальная географическая номенклатура: знать названия всех стран и столиц, регионов, столиц субъектов РФ, важнейших географических объектов мира. К финалу у тебя должна быть в голове своя «карта мира» – чтобы по описанию объекта ты сразу понимал, о чем речь. Например, «город на берегу реки Хуанхэ» – сразу вспоминаешь, что это, скорее всего, г. Ланьчжоу в Китае.

  3. Точные данные и цифры: в финале ценится знание ключевых цифр: высота Эвереста (8848 м), длина Амазонки (~6400 км), площадь Антарктиды (~14 млн км²), население Земли (~8 млрд) и др. Никто не будет требовать выучить все статистики, но умение прикинуть и назвать основные параметры – признак высокого уровня. Например, зная, что высочайшие горы ~8-9 тыс. м, ты не попадешься, если предложат неверный вариант 12 000 м.

  4. Умение работать с разными формами заданий: на финале могут быть творческие задания. Например, анализ фотографий ландшафтов (узнать место по фото), практические задачи на определение координат по карте, работу с контурной картой (нарисовать маршрут путешественника по описанию), тесты с множественным выбором и развернутые мини-эссе. Готовься к тому, что придется не только выбирать из вариантов, но и самому писать объяснения.

  5. Стрессоустойчивость и внимание: финал олимпиады длится дольше по времени, задания объемные. Нужно уметь распределять время и не паниковать, если встретил незнакомую тему. С опытом придет понимание, что даже сложный вопрос можно хотя бы частично решить, опираясь на логику и знания из разных областей.

Как готовиться: На этом уровне самостоятельная подготовка уже должна быть очень продвинутой. Обязательно подключай дополнительные ресурсы: возможно, курсы для олимпиадников (о них расскажем ниже) или занятия с репетитором.

Очень помогает общение с единомышленниками: найди друзей, которые тоже интересуются олимпиадами, или онлайн-сообщества. В соцсетях есть группы олимпиадников, где делятся опытом и советами.

Попробуй участвовать в других олимпиадах и конкурсах: помимо ВсОШ, есть, например, олимпиады от вузов (Ломоносов, Высшая проба и др.) – для 7–8 классов, но ты можешь попробовать свои силы даже в 6 классе, чтобы потренироваться.

Важный совет – используй материалы с официальных ресурсов. Организаторы ВсОШ часто публикуют рекомендации и списки литературы. Например, на сайте Российского географического общества или методических центров можно найти перечень книг и пособий для подготовки.

Там же выкладывают демоверсии заданий и методические указания. Не пренебрегай ими: если есть документ «что надо знать к олимпиаде по географии» – внимательно его изучи и поставь галочки напротив каждого пункта, который освоил.

На финальном этапе важно тренироваться решать задачи в условиях, близких к реальным. Порешай задачи на время – отведи себе, скажем, 4 часа и выполни полноценный комплект заданий финала прошлых лет. Затем объективно себя оцени (можно показать результаты учителю или на онлайн-форуме для проверки). Такая тренировка покажет, где еще есть пробелы.

Частые ошибки: Главная ошибка – нервничать. Всероссийский этап – большое событие, и волнение естественно, особенно для 5–6-классника. Но постарайся воспринимать его как приключение, опыт. Сосредоточься на задачах, а не на конкуренте рядом.

Еще ошибка – небрежность в оформлении ответов. На высоком уровне жюри оценивает каждое слово. Если просят объяснить – пиши четко и по делу, выделяй главную мысль. Проверяй свою работу: обидно потерять баллы из-за того, что случайно подписал столицу не той страны или перепутал восток и запад на карте. Тщательность и внимание к деталям отличают призеров.

Наконец, не делай ошибку думать, что все решено. Даже если какой-то раздел знаешь плохо, попытайся написать хоть что-то. Иногда частично верный ответ тоже приносит баллы. Борись за каждый балл – в сумме это может вывести тебя в победители.

Для 5–6 классов главное – интерес. Не превращай подготовку в скучную обязанность. Играя, путешествуя (пусть даже виртуально по картам), узнавая новое, ты полюбишь географию. А с горящими глазами и любопытством никакие олимпиады не страшны!

Часть 2. Ученикам 7–8 классов: уверенный шаг вперед

Если ты в 7–8 классе, у тебя уже есть базовые знания по географии: скорее всего, ты изучил курс материков и океанов, начал знакомиться с географией России. В олимпиаде для этой возрастной группы задания станут более глубокими: потребуется знание деталей, умение анализировать информацию и привлекать сведения из разных областей.

Конкуренция тоже усиливается – появляются соперники, которые несколько лет подряд участвовали в олимпиадах и «набили руку». Но у тебя есть преимущество: багаж знаний 7–8 класса значительно шире, чем у младших, и если ты усиленно подготовишься, то сможешь претендовать на высокие места.

2.1. Школьный этап (7–8 класс)

Школьный тур для 7–8 классов включает задания, проверяющие усвоение школьного курса географии за 6–7 класс и общую эрудицию. Однако ожидай, что вопросы будут непривычные.

Например, могут спросить: почему на вершинах высоких гор лежит снег, даже если гора на экваторе? – здесь проверяется понимание сразу нескольких тем (климат, высотная поясность, физика температуры воздуха).

Что повторить к школьному этапу (7–8 класс):

  1. Курс 6–7 класса идеально: убедись, что твердо знаешь всю программу по географии, которую вы проходили. Материки, океаны, атмосфера, гидросфера, биосфера – основные понятия из этих тем должны всплывать в памяти мгновенно. Например, термины типа «саванне» или «пассат» не должны ставить тебя в тупик.

  2. Карта мира: для 7–8 класса ожидается свободное владение картой мира. Умей показать любой крупный объект, знать расположение всех стран. Особое внимание обрати на географическую номенклатуру материков: реки Африки, озера Северной Америки, пустыни Австралии и т.д. Нередко на школьном этапе дают задания типа «соединить пары: река – материк, животное – природная зона» и т.п.

  3. География России (начало): если ты в 8 классе, у тебя уже идет курс географии России. Повтори физическую карту России: где Уральские горы, Кавказ, Западно-Сибирская равнина, реки Обь, Лена, Амур, границы с соседями. Ученику 7 класса, возможно, еще не преподавали Россию, но для олимпиады полезно узнать основные факты о родной стране самостоятельно.

  4. Климатология и океанология: темы, которые часто кажутся сложными – климат и океанские течения. Постарайся их разобрать, хотя бы на базовом уровне: типы климатических поясов, причины разницы климатов (широта, близость океана, высота над уровнем моря и т.д.), главные течения (Гольфстрим, Перуанское течение, Гвинейское и т.п. – где текут, теплые они или холодные).

  5. Начала экономической географии: к 8 классу можно уже интересоваться экономическими аспектами. Как распределено население по Земле (где густо, где пусто и почему), какие страны богаты нефтью, где находятся крупнейшие мегаполисы. Эти вопросы могут появляться, хотя и не являются основными на школьном этапе.

Как готовиться: Принципы подготовки похожи на 5–6 класс, но объем материала больше. Составь план занятий: например, в понедельник повторяешь гидросферу, во вторник атмосферу, среду – материки и т.д. Краткие конспекты помогут систематизировать материал. Очень полезно решать задачи из задачников и сборников олимпиадных задач.

Если сможешь найти сборник задач по географии для 7–8 классов – решай по чуть-чуть каждый день. Хороший прием – делать мини-тесты самому себе. Нарисуй карту по памяти (скажем, контур Европы и нанеси страны, столицы, реки) – потом проверь по атласу, что вспомнил, а что нет.

Обрати внимание на смежные области: олимпиадникам 7–8 классов часто попадаются вопросы, требующие знаний из биологии, истории, физики. Например, могут спросить про часовые пояса (а это астрономия и математика времени), про влияние течений на климат (тут нужна физика и география вместе). Поэтому, расширяя кругозор, заглядывай и в другие предметы: почему бы не почитать про историю Великих географических открытий или про редких животных в красной книге – все может пригодиться.

Частые ошибки: У учеников 7–8 классов нередко встречается избыточная самоуверенность: если раньше успешно выступал, можно решать спустя рукава. Это ошибка – с каждым годом планка повышается, и на школьном этапе 7–8 классов много новичков «сгорают» от недооценки задач. Не ожидай, что будет легко, готовься тщательно.

Другой момент – слабые практические навыки. Например, могут дать задачу: вычислить разницу во времени между двумя городами или определить по координатам, в каком полушарии находится точка.

Некоторые ребята теряются, хотя задача не сложная: просто они никогда такого не делали. Вывод: потренируйся решать практические задачки по географии (например, задачи на часовые пояса, на расчет масштабов, на определение координат по карте).

И не забывай: даже на школьном этапе нервничать ни к чему. Если ты хорошо подготовился, настройся уверенно и спокойно приступай к решению.

2.2. Муниципальный этап (7–8 класс)

Муниципальный тур для 7–8 классов серьезно усложняется. От участников ждут не только знания фактов, но и умение анализировать ситуацию, применять географические законы к конкретным примерам. Конкуренция возрастает – сюда выходят самые сильные из школы. Поэтому и задания могут содержать необычные комбинации тем.

Ключевые направления подготовки (7–8 класс, муниципальный уровень):

  1. Углубленная физическая география материков: узнай подробности о каждом материке – главные горные системы, течения у берегов, климатические экстремумы (где самое сухое место, а где самое дождливое, и почему). Например, почему в Южной Америке есть пустыня Атакама (из-за холодного Перуанского течения и горного барьера Анд).

  2. География России – детально: к муниципальному туру 8-класснику крайне важно знать географию России: рельеф, климат, реки, природные зоны. Например, уметь объяснить, чем климат Дальнего Востока отличается от климата европейской части, назвать крупнейшие месторождения полезных ископаемых (нефть в Западной Сибири, алмазы в Якутии и т.п.). Семикласснику это может быть сложнее, но ты тоже постарайся освоить хотя бы основные факты о России – олимпиады часто ориентированы на знание своей страны.

  3. Экономическая и социальная география мира: начни разбираться, как устроен мир в хозяйственном плане. Какие страны промышленно развитые, а какие аграрные, где сосредоточено производство автомобилей, электроники, какие страны лидируют в туризме, какие – в добыче угля.

Также демография: процессы урбанизации, проблемы миграции, ведущие языки и религии мира. Например, сможешь ли ты назвать три страны с самым большим населением мусульман? Такие межпредметные вопросы (география + обществознание) тоже могут появляться.

  1. Навыки решения задач на логику: муниципальный этап любит задачи на логические цепочки. Например: «Есть три города на примерно одной широте: А, B, C. В A – муссонный климат, в B – пустыня, в C – средиземноморский климат. Расположите города по континентам». Здесь надо применить и знание климата, и логическое мышление, исключая невозможные варианты. Тренируйся на подобных задачах.

  2. Краеведение и карты: иногда на муниципальном этапе включают компонент про родной край (особенно для 7–8 классов). Будь готов рассказать о географии своей области: главные реки, природные достопримечательности, климатические особенности, население. Подготовься, прочитав краеведческую книгу или статьи про свой регион.

Как готовиться: Помимо продолжения углубления теории, настоятельно рекомендуем решать реальные задания. Собери пакет заданий муниципального этапа прошлых лет по географии для 7 или 8 класса (их можно найти на официальных сайтах олимпиады или в сборниках). Устрой себе «олимпиадный тренинг»: сядь и порешай их с таймером, а потом проверь и разбери ошибки.

Обрати внимание на оформление ответов. На муниципальном этапе уже могут быть задания, где надо написать объяснение или краткий ответ. Тренируйся формулировать мысли письменно, четко и грамотно. Полезно писать мини-сочинения: например, «Почему в пустынях большие суточные колебания температур?» – и сам себе ответь на несколько предложений, затем сравни с учебником, все ли упомянул.

Используй дополнительные источники: помимо школьных учебников, найди географические справочники или сайты. Отличный ресурс – сайт olimpiada.ru, раздел географии, или региональные методички.

Некоторые университеты публикуют рекомендации, какие книги читать для подготовки: обычно советуют авторов, классиков географии (учебники под редакцией Алексеевского, например, или книги Наумова для олимпиадников). В сети также есть видеоразборы задач муниципального этапа – очень полезно их посмотреть, чтобы понять ход решения сложных вопросов.

Частые ошибки: Одна из частых ошибок у участников муниципального тура – не учитывать формат оценки задач. Имей в виду: где-то за каждый пункт дают баллы, а где-то нужен полностью правильный ответ. Узнай заранее у учителя, как оцениваются задания.

Например, если просят перечислить 5 причин явления, а ты назвал только 4 – получишь частичный балл или ноль? Заранее уточни такие нюансы, чтобы правильно тактически подходить к решению (в одной олимпиаде лучше написать меньше, но наверняка, а в другой – набросать максимум идей, вдруг что-то засчитают).

Еще ошибка – нерациональное распределение времени. На муниципальном этапе заданий может быть много, и разной сложности. Не зацикливайся долго на одном трудном вопросе – сначала сделай все, что можешь, набери «свои» легкие баллы, а затем возвращайся к трудным задачам. Иногда ребята тратят пол-времени на одну задачу и не успевают элементарные тесты – это проигрышная стратегия.

И, конечно, продолжай следить за балансом учебы: не упускай текущие школьные темы, они тебе и на олимпиаде пригодятся. Развивай интерес: в 7–8 классе полезно почитать научно-популярные книги (например, Жак-Ив Кусто об океанах, или Даррелла о путешествиях) – это и расслабление, и одновременно расширение кругозора.

2.3. Региональный этап (7–8 класс)

Региональный этап для 7–8 классов – это очень высокий уровень, практически приближающийся к старшим классам. Пройдя сюда, ты уже в числе лучших юных географов своего региона. Задания здесь могут совпадать по сложности с 9–10 классом, хотя обычно учитывают возраст в формулировках. Требования комплексные: нужен и блестящий багаж знаний, и умение их применять.

Что важно знать и уметь (7–8 класс, региональный уровень):

  • Физическая география – уровень старшей школы: от тебя ожидают понимания глобальных географических закономерностей. Например, умение объяснить мировую циркуляцию атмосферы (генерацию пассатов, западных ветров, муссонов), генезис рельефа (типы гор – складчатые, вулканические, их возраст) и т.д. То есть фактически программы 10 класса (общая физическая география) уже касаются тебя.

  • Экономическая география России и мира: требуется знать основные экономические районы России, главные промышленно развитые страны мира, показатели экономики. Например, могут попросить сравнить два региона по уровню урбанизации или перечислить страны – лидеры по экспорту нефти. Желательно понимать карты плотности населения, карты природных ресурсов, уметь анализировать такие карты.

  • География как система наук: на региональном уровне могут быть более абстрактные вопросы, требующие широты кругозора. Например: «Как география связана с экологией и экономикой? Приведи пример проблемы, которую решают вместе географы и экологи». Тут важно показать эрудицию и способность рассуждать.

  • Практические навыки + математический аппарат: решить задачи на определение расстояния по координатам, расчёт местного времени, использование масштаба, построение профиля рельефа. Также, возможно, умение работать с ГИС (геоинформационными системами) на базовом уровне – например, читать простейшие цифровые модели рельефа или диаграммы.

  • Опыт прошлых олимпиад: предполагается, что к региону 7–8-классники, как правило, пришли не с нуля. Если ты впервые вышел на такой уровень – тем более важно изучить опыт прошлых лет: какие задания были, каких ошибок допускали участники (иногда в методических разборах пишут, где школьники ошибались – очень ценная информация).

Как готовиться: На региональном этапе без серьезной системной подготовки не обойтись. Здесь уже настоятельно рекомендуется заниматься с преподавателем или на спецкурсах. Отличным вариантом могут быть онлайн-курсы по олимпиадной географии – они дают структуру и необходимые углубленные знания. (Ниже мы приведем примеры онлайн-школ и платформ, где есть такие занятия.)

Самостоятельно тебе нужно сделать следующее: собрать максимум источников знаний. Помимо школьных учебников, обзаведись олимпиадными пособиями. Существует, например, книга А.С. Наумова «Как готовиться к олимпиаде по географии» или сборники задач, изданные на основе олимпиад National Geographic и Всероссийской.5 Такие книги помогут сориентироваться в формате заданий и дадут задачи с решениями.

Продолжай активно решать архивные задания регионального этапа. Желательно прорешать хотя бы последние 3–4 года. Когда решаешь, моделируй условия олимпиады: время, тишина, никаких подсказок. Затем смотри критерии оценивания (их обычно тоже публикуют) и честно оценивай, сколько баллов набрал бы.

Обрати внимание на оформление решений расчетных задач: если есть задача вычислить что-то, пиши формулы, каждый шаг, единицы измерения. Жюри на высоком уровне придирчиво оценивает оформление – при прочих равных аккуратная запись может сыграть в твою пользу.

Также полезно составлять собственные опорные конспекты по темам. Например, сделай себе шпаргалку: «Климатические пояса и их характеристики», «Типы пустынь мира», «Крупнейшие города-миллионеры и на каких реках стоят». Эти шпаргалки не на саму олимпиаду (туда их нельзя брать!), а для тебя – чтобы повторять периодически. Когда выписываешь информацию своими словами, ты ее лучше запоминаешь.

Частые ошибки: На региональном уровне участники часто спотыкаются о сложные формулировки вопросов. Задание может быть длинным и запутанным. Не пугайся и не сдавайся на видении. Разбей вопрос на части, выпиши, что требуется, переведи сложные формулировки на понятный язык. Иногда школьники теряют баллы просто потому, что неправильно поняли, что от них хотят.

Другая ошибка – узкая подготовка: например, кто-то отлично знает физическую географию, но проваливает экономическую, или наоборот. На олимпиаде важно быть универсалом. Поэтому не зацикливайся на любимой теме, прорабатывай и нелюбимые тоже.

И, наконец, психологический момент: региональный этап – это уже почти финал, может появиться страх «а вдруг не справлюсь». Не позволяй страху помешать показать твои знания. Поддерживай уверенность, вспоминай, сколько всего ты уже выучил и как далеко зашел. Даже если результат не будет идеальным, сам выход на этот уровень – это победа, и опыт, который очень пригодится дальше.

2.4. Заключительный этап (7–8 класс)

Финал Всероса для 7–8 классов – это практически уровень старшей лиги. Хотя жюри может учитывать возраст, но зачастую задания для 9–11 и 7–8 отличаются не радикально по темам, скорее – по глубине ответа. Если ты сюда попал, значит, ты уже маленький профессор географии 😃. Теперь задача – максимально выложиться и, главное, получить удовольствие от участия в таком престижном этапе.

Что нужно на финале (7–8 класс):

  • Абсолютная полнота знаний программы 5–8 класса + многое сверх того: повтори вообще всё, что учил по географии с 5 класса. Нередко простые вопросы на финале тоже бывают, и будет обидно, если ты, знающий про тектонику плит, вдруг забудешь столицу Австралии. Базовые факты должны быть освежены. Плюс – владей тем, что выходило за школьную программу (по сути, все перечисленное для регионального этапа).

  • Способность к исследовательскому мышлению: на финале могут дать мини-исследование. Например, предоставят набор данных (скажем, температуру воды в океане в разных точках) и попросят сделать выводы (найти течение или аномалию). Нужно уметь обрабатывать информацию, выявлять закономерности и красиво формулировать гипотезу. Тренируй это: например, смотри на какие-то статистики (осадки по городам) и пытайся понять, от чего зависит разброс.

  • Творческая презентация знаний: иногда проводят устные туры или блиц-опросы. Тебе могут задать вопрос устно, и нужно быстро и четко ответить. Здесь пригодится навык коротко и ясно излагать мысль. Потренируйся дома: возьми любую тему («Почему тропические леса вырубают?») и попробуй за минуту объяснить самое главное. Или сыграйте с друзьями в «викторину»: пусть задают вопросы, а ты отвечаешь.

  • Аккуратность и профессионализм: на таком уровне от участников ждут поведения почти как у студентов. Постарайся не делать детских ошибок в оформлении: подписывай единицы измерения (км, °C), пиши названия с заглавной буквы (страны, города), рисуя карту – обозначай стрелками, легенду давай. Эти мелочи показывают твою подготовленность и уважение к предмету.

Как готовиться: Помимо всего, что уже было сказано для регионального этапа (эти советы полностью применимы и здесь), добавь следующие штрихи:

  1. По возможности, пообщайся с наставником. На финале обычно школьников сопровождают учителя или тренеры. Если у тебя есть возможность попасть на сборы (иногда проводят учебно-тренировочные сборы перед финалом) – обязательно участвуй. Там тебе дадут ценные знания и психологически настроят.

  2. Используй все доступные материалы в свободном доступе: решения и разборы задач прошлых финалов, видео с разбором сложных вопросов, отчеты жюри. Эти материалы зачастую содержат рекомендации именно для заключительного тура.

  3. Продолжай вести здоровый режим: высыпаться, правильно питаться, делать перерывы. В финале важно быть в хорошей форме. Утомленный, вымотанный ученик не покажет максимум знаний, как бы много он ни учил. Так что накануне финала – никакого «зубрежа ночами», а хороший сон и спокойный настрой.

  4. Настрой себя положительно: финал – это праздник знаний. Даже если не возьмешь призовое место, ты войдешь в историю как участник заключительного этапа, увидишь других талантливых ребят, возможно, посетишь другой город (финалы часто проводятся в крупных городах России). Это огромный опыт и яркое впечатление. С таким отношением тебе будет легче справиться с волнением и выступить достойно.

Частые ошибки: На финале, как ни странно, часто решают исход мелочи. Например, участник забыл указать единицы измерения в ответе – и ему не засчитали балл, или невнимательно прочитал задачу и упустил, что надо было дать два примера, а не один. Поэтому внимание к деталям – прежде всего.

Также ошибкой может быть недооценка простых вопросов: бывает, увлекшись сложными задачами, участник игнорирует какой-нибудь «легкий» вопрос и отвечает на него спустя рукава – и вдруг оказывается, что сделал ошибку по глупости. Относись внимательно ко всем заданиям.

И главное – не бойся ошибиться. Бывали случаи, когда школьник думал, что у него все плохо, а в итоге набирал достаточный балл для диплома. Поэтому бориcь до конца: пиши все, что знаешь, даже если не уверен, структурируй ответ, как можешь.

Олимпиадное жюри – тоже люди, они видят логику рассуждений. Иногда за верную мысль, даже если ответ не полностью правильный, дают несколько баллов, и этих баллов может хватить для победы.

Совет: Если в 7–8 классе не получилось стать призером – не унывай. Впереди еще 9–11 классы, где твой опыт сыграет ключевую роль. Многие победители олимпиад начинали с проигрышей, но каждый год учились на ошибках и улучшали результат.

Часть 3. Ученикам 9–11 классов: на пути к вершине

Старшеклассники (9–11 классы) – основная категория участников олимпиад. Именно в 9–11 классах разыгрываются льготы для поступления в вузы, и конкуренция здесь самая высокая. Если ты дошел до олимпиад в этих классах, возможно, у тебя уже есть опыт прошлых лет. Но даже новичку не стоит пугаться – начать никогда не поздно. Просто имей в виду: придется очень интенсивно поработать, чтобы догнать тех, кто готовился несколько лет.

В 9–11 классе объем изучаемой географии большой: 9 класс обычно завершает курс географии России, 10–11 – если в школе предусмотрено, дают общую социально-экономическую географию мира (хотя в некоторых школах география может не преподаваться в 10–11 классах, тогда надо учить самому).

Олимпиадные задания в старшей группе самые сложные, но и ты уже старше, умнее, можешь анализировать и синтезировать информацию почти на взрослом уровне. Давай разбираться по этапам.

3.1. Школьный этап (9–11 класс)

Школьный тур для 9–11 классов – отправная точка олимпиады, но недооценивать его нельзя. Задачи могут быть коварными: они проверяют и базу знаний, и твое мышление. Часто на этом этапе выявляют, кто всерьез настроен – таких ребят школьный тур отбирает для дальнейшей борьбы.

Что необходимо знать (9–11 класс, школьный этап):

  1. Полный курс школьной географии: ты старшеклассник, а значит, вся школьная программа 6–10 классов по географии должна быть выучена назубок. Все термины, определения (от «дельты реки» до «валового внутреннего продукта»), все основные факты.

Не поленись освежить и 6-й, и 7-й, и 8-й классы – иногда вопросы могут касаться, казалось бы, элементарного (например, тип движения земной коры или формула расчета часового пояса). Удивительно, но некоторые 11-классники спотыкаются на вопросах за 7 класс, забыв их за давностью лет.

  1. Широкая географическая номенклатура: к 9–11 классу от тебя ждут прекрасного знания карты мира. Все страны и столицы, крупные города, особенности стран (например, кто главный экспортер чего-либо). По России – все субъекты федерации, их центры, основные географические объекты в них. Не будет лишним запомнить даже столицы областей России, особенно если твоя олимпиада региональная – могут спросить про соседние регионы.

  2. Современные географические проблемы: климатические изменения, экологические катастрофы, устойчивое развитие, урбанизация – эти темы на слуху, и их любят включать в олимпиадные вопросы. Ты должен понимать, в чем суть глобального потепления, парникового эффекта, озоновых дыр, какие существуют международные соглашения по экологии (Парижское соглашение и т.п.).

Также социально-экономические проблемы: демографический взрыв, продовольственная проблема, миграции. Вопрос может быть типа: «Как связана проблема опустынивания с ростом населения?» – и тебе нужно дать грамотный ответ.

  1. История географических открытий и личности: вспомни великих путешественников и ученых-географов. Кто открыл Антарктиду, кто впервые достиг Северного полюса, какие открытия совершил Пржевальский, чем знаменит Тур Хейердал. Олимпиада – не ЕГЭ, тут такие вопросы очень даже могут быть. Будет здорово блеснуть знанием, например, в честь кого назван пролив Дрейка и где он находится.

  2. Навыки быстрых расчетов и работы с данными: школьный этап может включать задачи, где нужно посчитать (например, индекс развития человеческого потенциала при заданных данных) или сравнить несколько показателей.

Тренируй навыки устного счета, умение оценивать порядок величины. Если нужно разделить миллионы на тысячи – не теряйся, прикинь правильно. Имея базу по математике, старшеклассник обязан справиться с такими расчетами.

Как готовиться: К школьному этапу готовиться нужно комплексно, но без паники. Прежде всего, разберись со своими пробелами. Проанализируй: какая часть географии у тебя слабее? Физическая? Экономическая? Картография? Сфокусируйся на том, что знаешь хуже, подтяни это до приличного уровня. Сделай упор на теории: много читай, смотри учебные видео, делай конспекты.

Затем – практика: найди сборники вопросов (хотя бы вопросы ЕГЭ по географии прорешай – они, конечно, проще олимпиады, но помогут отработать технику, особенно задачи на расчеты). Также достань задания школьных этапов прошлых лет для старших классов (можно поискать на образовательных сайтах, форумах учителей). Реши их для пробы.

Хорошая идея – подключить дополнительные предметы. Например, вопросы по географии часто пересекаются с историей (колонизация Америки, освоение Сибири, Вторая мировая и территориальные изменения) или с биологией (распространение видов, сельское хозяйство). Поэтому, готовясь, освежи и эти моменты: полистай учебник истории, вспомни, какие события где происходили. Это поможет связать факты в голове.

Частые ошибки: На школьном этапе у 9–11-классников частая проблема – расслабленность или перегрузка школьными делами. Осенью много иных забот (ОГЭ, ЕГЭ, тесты), и некоторые участвуют в олимпиаде «на автомате». В результате – забывают что-то простое или не дочитывают вопрос. Отнесись к школьному туру серьезно: это твой билет дальше.

Еще ошибка – отсутствие плана написания. Задания могут быть разные: тесты, развернутые ответы. План такой: сначала быстро пробеги все задания и прикинь, какие легкие, какие сложные. Легкие реши сразу, на сложные оставь больше времени. Не трать 90% времени на одну задачу – распределяй грамотно.

И последнее – не игнорируй школьный тур, даже если думаешь, что «главное – финал». Без прохождения начальных этапов до финала не добраться, к тому же школьный тур – отличная разминка, возможность выявить свои слабые места в комфортных условиях. Некоторые сильные учащиеся терпели фиаско, пренебрегая школьным этапом.

3.2. Муниципальный этап (9–11 класс)

На муниципальном этапе для старшеклассников начинается настоящая олимпиадная борьба. Здесь участвуют все сильнейшие из школ района/города, и задания заметно усложняются по сравнению со школьным туром. Проверяются как фундаментальные знания, так и глубина понимания процессов.

Основные акценты подготовки (9–11 класс, муниципальный уровень):

  1. Физическая и экономическая география – продвинутый уровень: на муниципальном уровне тебе уже пригодятся знания вплоть до уровня вузовского введение в географию. Например, понимание климатических аномалий (эффект дождевой тени, фен и бора, инверсия температуры), знания по геоморфологии (типы равнин – денудационные, аккумулятивные и т.д.), основы почвоведения (типы почв и их свойства).

В экономической географии – глобальные экономические процессы: мировая торговля, интеграционные объединения (ЕС, НАФТА, АСЕАН), география мировых рынков.

  1. Региональная география: хороший олимпиадник знает конкретные регионы: например, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Северная Европа и пр. Нужно представлять, какие страны входят, что общего у региона, какие различия. Часто задачи строятся на сравнении регионов.

Например: «Почему страна X и страна Y, обе расположенные в тропиках, имеют разный уровень развития сельского хозяйства?» – а X в Африке, Y в Азии. Ты должен знать контекст региона (в Африке засуха и пустыни, в ЮВА – муссоны и рис).

  1. Карты и атласы: умение быстро читать карту – критически важно. На муниципальном этапе могут дать комплексную работу с картой: например, выдают атласный лист (или схематичную карту) и несколько вопросов по нему. Тренируйся ориентироваться: видеть масштаб, легенду, находить нужное место. Иногда успех зависит от того, как быстро ты можешь найти нужную информацию на карте.

  2. Междисциплинарные знания: здесь уже совершенно точно пригодится все, что ты знаешь из смежных наук. География тесно связана с биологией (биогеография, природные зоны), химией (состав атмосферы, кислотные дожди), физикой (термодинамика атмосферы, гидравлика рек), историей (политическая карта, колониализм) и даже экономикой (ВВП, индексы, логистика).

Поэтому, готовясь, проследи связи: например, вспомни курс биологии по экосистемам, как они зависят от климата – это география; или курс истории про Великие географические открытия – это собственно о географии.

  1. Аналитические и логические задачи: задания становятся похожими на небольшие исследования: могут дать, например, фрагменты статистики и попросить сделать вывод, или описать процесс и спросить, к какому явлению он относится. Тут проверяется умение мыслить как ученый – от данных к заключению. Это навык практики: разбирая задачи, всегда спрашивай «почему так получилось» и пытайся объяснить.

Как готовиться: Помимо дальнейшего углубления теории (чтения учебников, вузовских лекций для общего развития), обязательно решай муниципальные задания прошлых лет. По опыту, задания разных лет имеют сходные мотивы. Например, любят вопрос про часовые пояса или про определение места по описанию – встретив несколько таких, ты будешь готов, если аналогичный придет к тебе.

Общайся с учителем географии или наставником: пусть он даст обратную связь по твоим решениям. Возможно, в вашем городе проводят тренировки или учебные кружки для олимпиадников – это отличный способ готовиться. Если нет, вы можете с друзьями-единомышленниками сами собраться и обсуждать сложные вопросы, разбирать решения.

Составь список ключевых тем, которые тебе нужно охватить, и отмечай прогресс. Например:

  1. Климатология (разобрал полностью),
  2. География почв (осталось почитать про тундровые почвы),
  3. География населения (выучил демографические показатели, надо повторить миграции),
  4. Политическая карта (выучил столицы всех стран) и т.д.

Так ты ничего не упустишь.

Важный момент – практикуй написание развернутых ответов. Чем старше класс, тем больше развернутых заданий. Учись писать четко: ввод – основная мысль – пояснение – вывод. Например, вопрос: «Почему река Волга мелеет?» – твой ответ может быть: «Основные причины обмеления Волги – климатические и антропогенные.

Климатические: уменьшение снегозапасов в верховьях из-за более мягких зим; антропогенные: зарегулированность стока плотинами и забор воды на орошение. В совокупности эти факторы приводят к падению уровня воды.» Кратко, по делу, с структурой – так надо стараться писать.

Частые ошибки: На муниципальном этапе у старшеклассников иногда случается переоценка своих возможностей – вроде уже взрослый, можно и не готовиться особо. Но география – обширный предмет, всегда найдется то, чего не знаешь. Так что высокомерие долой, готовимся усердно.

Другая ошибка – паниковать, увидев сложное задание. Помни: организаторы тоже понимают, что задания сложные. Они ожидают, что мало кто решит все на 100%. Поэтому, если видишь задачу «с пятью звездами» – не теряй голову.

Напиши хотя бы что-то, предположи, покажи ход мыслей. Очень часто даже частичное решение ценится. Например, не можешь полностью объяснить явление – перечисли факторы, которые, по твоему мнению, влияют (вдруг попадешь в некоторые из правильных – уже заработаешь баллы).

И наконец, не бросай тренироваться после муниципального тура. Часто ребята, пройдя дальше, расслабляются в ожидании региона. Но времени между турами может быть мало (несколько недель), его надо использовать эффективно. Поэтому продолжай заниматься даже после того, как написал муниципальный этап – до объявления результатов. Если не пройдешь, знания все равно не пропадут, а если пройдешь – ты не потеряешь драгоценное время.

3.3. Региональный этап (9–11 класс)

Региональный этап для 9–11 классов – один из самых ответственных. От него один шаг до финала, и уровень заданий – всероссийский. Многие считают, что региональный тур даже сложнее финала, так как участников много, а отбирают немногих, и задания максимально фильтрующие. Здесь уже абсолютно необходимо олимпиадное мастерство и большая трудоспособность.

Что необходимо на регион (9–11 класс):

  1. Весь спектр географии на углубленном уровне: к региону ты должен стать практически экспертом-географом. Физическая география (климат, рельеф, гидрология, почвы, биогеография) – знай основные научные теории, имена ученых, формулы (например, формула Кориолиса или шкала Бофорта – могут спросить в теории).

Экономгеография – владей статистикой (тройка лидеров по экономическим показателям, основные экспортеры/импортеры сырья, структура экономики разных стран). Политгеография – знание политической карты идеально, плюс текущие геополитические события (расширение ЕС, конфликты и т.д. в общих чертах). Культурная география – языковые семьи, мировые религии и их география, объекты ЮНЕСКО, важные культурные регионы.

  1. Методология географии: могут быть вопросы на понимание методов географической науки. Например, что такое картографический метод, статистический метод, сравнение, наблюдение, эксперимент в географии. Или как работали какие-то классические экспедиции. Это высокий уровень, но если попадется – ты будешь готов.

  2. Практикумы и полевые исследования: иногда на региональном этапе делают практический тур. Может потребоваться что-то измерить, определить по образцу (например, показать горную породу на фото и назвать ее).

Если есть возможность – ознакомься с основами геологии: научись отличать гранит от известняка, уголь от сланца по описанию, например. Это бывает редко, но встречается. Также могут дать задания на работу с реальными данными: карта погоды, снимки со спутника, профиль рельефа – и нужно проанализировать.

  1. Время и скорость: в регионах обычно большой объем заданий. Необходимо уметь работать быстро, при этом не снижая качества. Это тренируется – решай задачи с таймером, сокращай постепенно время на решенные ранее задачи, чтобы учиться делать быстрее.

  2. Стратегия и тактика: поскольку на кону выход в финал, нужна стратегия. Например, узнать проходные баллы прошлых лет, понять, на какие части работы делать упор. Если ты силен в теории, а слаб в практике – сделай теорию безупречно, а практику хоть как-нибудь. Или наоборот. Оптимально, конечно, все сделать хорошо, но надо знать свои сильные стороны.

Как готовиться: Здесь уже без систематической подготовки с наставниками очень сложно. Постарайся привлечь всю помощь: учителя, студента-географа, онлайн-курс, репетитора. В идеале – попасть на олимпиадные сборы (некоторые регионы проводят для команды, прошедшей на регион, спецзанятия).

Если такой возможности нет, ничего страшного – в интернете полно материалов. Используй курсы онлайн-школ: например, платформа «Фоксфорд» предлагает индивидуальные занятия и курсы с сильнейшими преподавателями России, на которых можно подготовиться к олимпиаде по географии.6

Онлайн-школа «Коалиция», основанная победителями олимпиад, также имеет программы подготовки по географии. На сайте агрегатора «Учись Онлайн Ру» можно найти курсы от этих школ и почитать отзывы о них, чтобы выбрать подходящий формат. Многие отмечают, что занятия с опытными тренерами существенно ускоряют прогресс и помогают разобрать задачи Всероса прошлых лет.

При подготовке на этом уровне делай упор на решение сложнейших задач. Бери задания финалов прошлых лет и пробуй решить – даже если это выше уровня региона, зато ты точно не растеряешься. Также читай научно-популярные журналы и статьи: «Наука и жизнь», «National Geographic», отчеты Всемирного банка, ООН по развитию – это расширит твое понимание современных процессов.

Обязательно держи себя в тонусе: не допускай эмоционального выгорания. Чередуй интенсивные занятия с отдыхом. Спорт или просто прогулки помогут освежить голову. Помни, что слишком интенсивное зубрежка без передышек может привести к тому, что к олимпиаде ты подойдешь вымотанным. Лучше заниматься регулярно, но с разумными паузами.

Частые ошибки: На региональном этапе часто решает опыт. Если ты занимаешься первый год, можешь допускать ошибки, которые бывалые олимпиадники уже научились не делать. Например, не приводишь пример, когда требуется.

Вопрос может звучать: «Раскройте особенности муссонного климата. Укажите пример региона с таким климатом.» – многие пишут большой ответ про климат, но… забывают указать пример региона! И получают меньше баллов. Всегда читай вопрос на наличие таких деталей.

Еще ошибка – не проверить работу перед сдачей. Время поджимает, и старшеклассники порой сдают, не перепроверив. А потом обнаруживается обидная описка (написал «восток» вместо «запад») или упустил слово «не» в предложении, исказив смысл. Найди 5 минут на конец, чтобы пробежать глазами все ответы и поправить очевидные огрехи.

И, безусловно, не впадай в отчаяние, если какой-то раздел не успел доучить. На олимпиаде важно выкладываться по максимуму с тем, что у тебя есть. Бывали случаи, когда вопросы выпадали преимущественно из любимых тем участника, и он неожиданно обходил тех, кто вроде был подготовлен лучше. Поэтому верь в себя и используй все шансы.

3.4. Заключительный этап (9–11 класс)

Вот он – финал Всероссийской олимпиады по географии для старшей группы. Здесь сходятся лучшие из лучших со всех регионов. Конкуренция огромная, задания – суперсложные, порой близкие к уровню студентов географических факультетов.

Но и награды высоки: кроме дипломов и льгот при поступлении, это признание на всероссийском уровне, возможность встретиться со знаменитыми учеными, получить приглашения на международные олимпиады (например, Международную олимпиаду по наукам о Земле). Если ты сюда дошел – уже можно гордиться собой. Осталось достойно представить свой регион и получить максимум удовольствия от участия.

Финальные штрихи подготовки и выполнения заданий:

  1. Отточенность знаний: на финале проверяют не только знания, но и их прочность. Могут задавать вопросы с подвохом, проверяя, не перепутал ли ты что-то. Например, дают несколько похожих утверждений, одно из которых ложное: нужно вычислить ложное. Это проверяет, насколько уверенно ты владеешь информацией. Поэтому финальная подготовка – это повторение и закрепление. Пробеги еще раз все свои конспекты, словари терминов, основные цифры. Убеди себя, что ничего не забыл.

  2. Практика и еще раз практика: если есть возможность, поезжай на сборы перед международными олимпиадами (иногда победителей ВСОШ готовят к международке, и материал пересекается). Решай самые трудные задачи, какие только найдешь. Хороший ход – попробовать силы в смежных олимпиадах: например, олимпиады по экологии, экономике или страноведению. Они могут дать новую перспективу и дополнительные знания.

  3. Моральная подготовка: финал длится несколько дней, включает разные туры (теоретический, практический, возможно, мультимедийный тур). Подготовь себя морально: это не спринт, а марафон. Планируй свое время и силы на все дни. Между турами отдыхай, не анализируй излишне, как написал предыдущий тур – думай о следующем.

  4. Стратегия на финале: иногда на финале нет смысла стремиться решить абсолютно всё. Лучше сделать 80% отлично, чем 100% наполовину. Например, если время поджимает, а осталось две задачи – оцени, какую ты точно сделаешь (сфокусируйся на ней), а какую уже как получится. Важно набрать как можно больше баллов, а не обязательно ответить на каждый вопрос.

  5. Нетворкинг и общение: финал – еще и площадка для общения. Не сиди все время над конспектами в свободное время; пообщайся с другими участниками, подружись. Это снимет напряжение, и кроме того, ты можешь узнать что-то новое или получить дельные советы (ведь там ребята с разных регионов, часто очень эрудированные). Но, конечно, не раскрывай им полностью свои работы во время соревнования 😊.

  6. Поддержка родителей и учителей: на финале не стесняйся опираться на поддержку взрослых. Родители, учителя – все болеют за тебя. Их доброе слово и вера могут значительно поднять твой боевой дух. Помни: ты не один, за тобой команда (хоть писать работу ты будешь сам, но мысленно у тебя есть тыл).

Частые ошибки: На финале самые частые ошибки – психологические. Например, ученик из региона может почувствовать себя неуверенно рядом с, скажем, сильной московской командой. Важно понять: у всех равные условия, и каждый год бывают сюрпризы. Не позволяй авторитетам давить на тебя. Веди себя уверенно: ты представляешь свой регион, и уже своим присутствием тут доказываешь, что не хуже других.

Еще ошибка – неправильно распределить время между турами. Например, выложиться на теоретическом туре так, что ко второму дню усталость сбивает фокус. Следи за своим состоянием. Вовремя ешь, пей воду, разгружай голову перед сном (можно взять с собой любимую книгу, чтобы почитать и отвлечься от мыслей о задачах перед сном).

И помни: результат – это не все. Даже если мечтал о первом месте, а получил третье или вообще без диплома – не конец света. Участие в олимпиаде такого уровня уже говорит о твоем выдающемся уровне знаний.

Для вузов часто достаточно просто участия в финале (особенно 11-классникам иногда дают доп. балы за портфолио). Ты приобрел огромный опыт, который пригодится в дальнейшем обучении – в вузе тебе будет легче, потому что ты уже научился учиться самостоятельно и справляться со сложными задачами.

Нацеливайся на будущее: Олимпиада – это этап, а не цель всей жизни. Навыки, которые ты развил, готовясь к ней (самодисциплина, широкий кругозор, умение анализировать) обязательно помогут тебе в дальнейшей учебе и карьере. А любовь к географии может превратиться в профессию мечты – от картографа до путешественника-исследователя!

Часть 4. Полезные ресурсы для подготовки по географии

При подготовке к олимпиаде важно пользоваться качественными материалами.

Вот список полезных ресурсов – от учебников до онлайн-платформ – которые помогут тебе углубить знания и потренироваться:

  • Школьные учебники и атласы: Начни с классики – учебники географии за 6–10 классы (Дронов, Алексеев и др.), атласы по географии для каждого класса. Убедись, что разобрал все темы из учебников, выполнял задания в конце параграфов. Атласы важно не только читать – учиcь работать с ними: по атласу можно придумывать вопросы самому себе (например, открой карту климатических поясов и спроси: какие пустыни лежат в тропическом поясе?).

  • Справочники и энциклопедии: Очень пригодится «Географический справочник школьника» или энциклопедия типа «Страны и народы», «Природа Земли». Они содержат сводные таблицы, списки рекордов, объяснения терминов. В частности, проверь себя по спискам: знаешь ли ты 10 самых длинных рек, 10 крупнейших стран, 10 самых населенных городов и т.д.

  • Сборники задач и олимпиадные материалы: Если найдешь специализированные сборники задач по географии – это золото. Существуют сборники задач Всероссийской олимпиады прошлых лет, региональных олимпиад (например, Московской олимпиады). Их можно искать на сайтах методических центров или даже купить в книжных магазинах. Также посети сайт Российской академии образования или методических объединений учителей – они часто публикуют подборки задач и методические рекомендации.

  • Официальные ресурсы ВсОШ: На сайте Министерства просвещения или портале ВсОШ есть разделы с документами: программы олимпиад, требования, архивы заданий. Найди там архив заданий по географии (с ответами и критериями) за предыдущие.4 Это бесценный материал: ты видишь реальные задачи и то, как их правильно решать.

  • Образовательные сайты:

    • Postupi.online – выкладывает задания школьного этапа по предметам с ответами для разных классов, можно потренироваться.2

    • Infourok.ru – методические материалы от учителей, встречаются советы по подготовке к олимпиадам, примеры вопросов.1

    • Олимпиадные форумы и сообщества: Есть форумы, где собираются олимпиадники (например, форум на сайте Всероссийской олимпиады в Москве или группы ВК).7 Там можно задать вопросы, найти разборы задач, получить поддержку.

  • Онлайн-платформы для практики:

    • Uchi.ru – известная платформа, где регулярно проходят онлайн-олимпиады для школьников. У них бывают и по географии. Это хорошие тренировки: в игровом формате пройти задания и сразу получить результат.

    • Национальный географический диктант (РГО) – ежегодная акция, на сайте Русского географического общества можно найти вопросы Географического диктанта прошлых лет. Они не такие сложные, как олимпиада, но интересные и полезные для расширения кругозора.

    • LearningApps, GeoGebra и др. – для практики конкретных умений. Например, на LearningApps есть интерактивные упражнения по географии (по картам, по терминам).

  • Курсы и видеоуроки:

    • YouTube-каналы: посмотри канал Geographic for School или лекции от Русского географического общества – там есть уроки по школьной географии и не только.

    • Онлайн-курсы на платформах: Coursera, Stepik – можно найти курсы по географии, климатологии, которые помогут понять сложные разделы (правда, чаще на английском, но есть и на русском).

    • Учись Онлайн Ру – раздел «Блог»: на сайте агрегатора есть полезные статьи, например, «Как выучить географию быстро и легко в любом классе» – там даются советы школьникам, как эффективно учить предмет. Такие материалы мотивируют и предлагают лайфхаки по учебе.

  • Примеры онлайн-школ с курсами по географии:

    • Фоксфорд – крупная онлайн-школа, где есть курсы по географии для всех классов, а также индивидуальные занятия. В Фоксфорде можно подготовиться и к ЕГЭ, и к олимпиадам. Их сильная сторона – занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ и др., много задач практикуется.

    • Коалиция – проект Ассоциации победителей олимпиад. Специализируется на подготовке к олимпиадам различного уровня, в том числе по географии. Занятия в Коалиции проходят онлайн, в группах, с возможностью задать вопросы кураторам. Многие призеры рекомендовали эту школу за глубокий материал и разбор задач.

    • Онлайн-школа №1 – предлагает программы подготовки к олимпиадам с опытными педагогами. Например, их курс по географии включает разбор задач на знание расположения объектов, распознавание территорий по описаниям, классификацию понятий, работу с картографом.8 Ученик получает доступ к библиотеке материалов 24/7 и регулярные занятия с преподавателем вживую.

    • TutorOnline – если тебе нужен индивидуальный подход, на этой платформе можно выбрать репетитора по географии для точечной подготовки по слабым местам или разбора конкретных тем.9 Занятия онлайн экономят время и позволяют гибко планировать график.

    • Учи.Дома (проект Uchi.ru) – индивидуальные онлайн-занятия с репетиторами от Учи.ру, подойдут тем, кому комфортнее заниматься один на один и разбирать не только олимпиадные задачи, но и школьную программу, чтобы заложить прочный фундамент.10

Используя сочетание этих ресурсов – книг, сайтов, курсов – ты сможешь подготовку сделать разнообразной и эффективной. Не ограничивай себя одним источником: чередуй теорию (прочитал главу учебника) и практику (решил задачи по этой главе, посмотрел видео или прошел онлайн-тест). Такой комплексный подход дает наилучший результат.

Часть 5. Самостоятельная подготовка vs онлайн-курсы: что выбрать?

При подготовке к олимпиаде у тебя есть два основных пути: заниматься самостоятельно или пройти обучение на специальных онлайн-курсах/с репетитором. Оба подхода работают, и многие успешные олимпиадники комбинируют их. Рассмотрим плюсы и минусы каждого:

✍️ 5.1. Самостоятельная подготовка

Преимущества:

  • Свобода и гибкость: Ты сам планируешь график, выбираешь, что учить сегодня. Можно двигаться в своем темпе, задерживаться на сложных темах столько, сколько нужно. Это удобно, особенно если у тебя плотное расписание.

  • Бесплатность: Самоподготовка практически не требует затрат. Все материалы – учебники, статьи, архивы заданий – доступны онлайн бесплатно или в библиотеке. Это большой плюс для бюджета.

  • Развитие самостоятельности: Готовясь сам, ты учишься искать информацию, анализировать, проверять себя. Эти навыки бесценны в будущем, в вузе. Ты становишься более организованным и ответственным за свой прогресс.

Ограничения:

  • Нужна сильная самодисциплина: Очень легко сбиться с графика, начать откладывать («Сегодня устал, завтра почитаю…») и в итоге не успеть подготовиться. Гаджеты, игры, соцсети дома отвлекают. Не у всех хватит силы воли заниматься регулярно без контроля со стороны.

  • Риск пробелов: Можно упустить важные темы. Без опыта сложно составить идеальный план: вдруг какая-то тема покажется неважной, а она на олимпиаде встретится. Опытный педагог указал бы, а сам можешь не догадаться.

  • Трудности со сложным материалом: Бывают очень трудные для понимания разделы (например, атмосферная циркуляция или экономические индексы). Если не понял из книги, разбираться самому – долго и не всегда успешно. Форумы и статьи могут помочь, но есть риск наткнуться на недостоверную или устаревшую информ.

  • Отсутствие обратной связи: Ты можешь решить задачу и не знать, правильно ли ты рассуждал, пока не увидишь ответы. А если ответы неполные? Иногда нужен кто-то, кто проверит твоё решение, укажет на ошибки и объяснит, как лучше.

Когда подходит самостоятельная подготовка: Если у тебя уже есть хорошая база (например, ты отличник по географии), и ты очень мотивирован, то самоподготовка – реальный вариант. Особенно на первых этапах (школьный, муниципальный) можно попробовать готовиться самому, используя книги и интернет. Также это вариант, если нет возможности оплатить курсы. Многие ребята успешно готовятся сами вплоть до высокого уровня, но это требует организованности и инициативности.

Советы для самоподготовки: Составь чёткий план с дедлайнами (например: к декабрю пройти все темы, каждую неделю решать столько-то задач). Отмечай прогресс, чтобы видеть, что движешься вперед.

Ищи возможности проверять себя: тестируйся онлайн, участвуй в пробных олимпиадах, сравнивай свои ответы с официальными решениями. Если где-то застрял – не стесняйся спрашивать совета у учителя в школе или на тематических форумах.

💻 5.2. Подготовка на онлайн-курсах (и с репетиторами)

Преимущества:

  1. Структура и программа: Курсы строят профессионалы, они знают, какие темы важны для олимпиад. Тебе дадут продуманный план занятий, ничего не выпадет. Это экономит твое время на планирование – просто следуй программе.

  2. Опытные преподаватели: Наставники на курсах обычно сами в прошлом олимпиадники или эксперты предмета. Они поделятся лайфхаками, расскажут, как решать нестандартные задачи, чему уделить больше внимание. То, что ты сам мог бы не обнаружить, тебе подскажут.

  3. Мотивация и дисциплина: Поскольку занятия идут по расписанию, это организует. Есть домашние задания – значит, ты будешь их делать и держать темп. В группе также срабатывает дух соревнования: видя успехи других, хочется подтянуться.

  4. Обратная связь: Один из главных плюсов – твои решения проверяют, ошибки разбирают. Ты сразу узнаешь, где был неправ, и исправляешь. Также можешь задавать вопросы по непонятному – преподаватель объяснит, пока не станет ясно.

  5. Дополнительные материалы: Многие курсы дают конспекты, сборники задач, авторские методички. Например, в онлайн-школе могут предоставить доступ к библиотеке материалов, – это богатый ресурс, которого у тебя могло не быть самостоятельно.8

  6. Практика на реальных задачах: На курсах часто решают именно задачи ВсОШ прошлых лет, разбирают их в деталях. Это именно то, что нужно для высокой результативности – изучить типовые олимпиадные задания и понять, как их решать.

Ограничения:

  1. Стоимость: Хорошие курсы платные. Цена зависит от школы, продолжительности, формата. Например, длинный курс на всю учебный год может стоить довольно дорого (несколько тысяч рублей в месяц). Не у всех есть возможность оплатить. Правда, некоторые школы предлагают скидки, рассрочки или даже бесплатные уроки для ознакомления.

  2. Расписание и нагрузка: Занятия идут по графику, и нужно в него вписаться. Это может быть сложно, если у тебя уже много кружков или секций. Однако большинство онлайн-курсов сейчас дают доступ к записям занятий, если пропустил – можно посмотреть позже.

  3. Качество зависит от преподавателя: Как и в обычной школе, многое зависит от личности учителя. В целом в известных онлайн-школах все преподаватели квалифицированные, но все же подходы разные. Кому-то подходит один стиль объяснения, кому-то другой. Хорошо, что агрегатор «Учись Онлайн Ру» публикует отзывы учеников – можно почитать и выбрать школу/курсы, которые хвалят за понятную подачу.

  4. Меньше самостоятельности: Это не столько минус, сколько нюанс. На курсах тебя ведут за руку по программе, и есть риск, что после их окончания, без «поводыря», ты растеряешься. Поэтому рекомендуется комбинировать: курс + самостоятельная работа, чтобы навык самообучения тоже развивался.

Когда стоит выбрать онлайн-курсы: Если чувствуешь, что сам не охватишь все или уже пробовал, но результата не хватило – курсы могут дать мощный толчок. Особенно для подготовки к региональному и заключительному этапам помощь профессионалов очень ценна.

Также если у тебя слабое место – скажем, ты гуманитарий и тяжело даются задачи с расчетами – на курсе тебе помогут подтянуть и это (или репетитор индивидуально поможет). В идеале начинать занятия на курсах не в последний момент, а за несколько месяцев до олимпиад (некоторые начинают с лета или сентября) – чтобы материал успел уложиться.

Как получить максимум от курсов: Будь активным на занятиях – задавай вопросы, не стесняйся уточнять, если что-то не понял. Выполняй все домашние задания, даже если они необязательные – это твоя практика. И дополняй курс самообразованием: после занятия прочитай еще что-то по теме, поискай дополнительные задачи. Тогда знания лягут глубже.

Комбинированный подход: на практике, лучший результат часто дает сочетание. Например, ты ходишь на онлайн-занятия раз в неделю, а в остальное время – учишь темы сам и решаешь задачи. Или берешь репетитора только для наиболее сложных для тебя разделов (скажем, картография и климатология), а остальное учишь сам. Такой подход позволяет сэкономить и деньги, и развивать самостоятельность, и при этом получить экспертизу там, где нужно.

5.3. Вывод

Самостоятельная подготовка подходит тем, кто организован, мотивирован и уже имеет хорошую базу знаний. Она бесплатна и гибка, но требует железной дисциплины и умения учиться самостоятельно.

Онлайн-курсы и занятия с преподавателями дают структурированность, глубину и быстрый прогресс благодаря опыту наставников и обратной связи. Они особо полезны, если цель – высокие этапы олимпиады или если нужны знания, выходящие далеко за школьную программу.

Ты можешь выбрать любой путь или смешать оба. Нет универсального рецепта – ориентируйся на свой характер и ситуацию. Главное, что оба пути при должном усердии приводят к успеху. Многие победители олимпиад готовились самостоятельно, многие – с репетиторами; объединяет их одно: настойчивость и искренняя заинтересованность в предмете.

Часть 6. Советы родителям: как помочь и поддержать ребенка

Уважаемые родители! Ваша роль в успехах ребенка на олимпиаде не менее важна, чем роль учителей.

Вот несколько рекомендаций, как вы можете поддержать юного географа:

  1. Проявляйте интерес к успехам ребенка. Спрашивайте не только «Что получил?», но и что нового он узнал сегодня, какая тема понравилась, что оказалось сложным. Ваш неподдельный интерес покажет ученику, что его усилия замечены и ценятся.

  2. Помогите организовать время. Вместе составьте расписание подготовки, чтобы не было хаоса. Проследите, чтобы в этом расписании были и перерывы на отдых, и сон не менее 8 часов. Подготовка будет эффективной, только если ребенок не переутомляется.

  3. Создайте комфортные условия для занятий. Тихое место, хорошее освещение, необходимые материалы (атласы, книги). Позаботьтесь, чтобы во время самостоятельных занятий ничто не отвлекало – отложите на время гаджеты или договоритесь с родными не шуметь. Возможно, имеет смысл ограничить время пользования телефоном/компьютером для развлечений, особенно в период интенсивной подготовки.

  4. Следите за здоровьем и режимом. Во время подготовки к олимпиаде ребенок может засидеться допоздна – мягко контролируйте, чтобы этого не происходило систематически. Важна регулярная физическая активность: прогулки, спорт. Обеспечьте полноценное питание, особенно в стрессовые предолимпиадные дни – мозгу нужны витамины и энергия.

  5. Поддерживайте психологически. Волнение перед олимпиадой – это нормально. Поговорите с ребенком, что вы гордитесь им независимо от места, которое он займет. Уберите из общения чрезмерный акцент на победе. Лучше подчеркнуть ценность самого опыта: «Ты столько узнал благодаря подготовке – это уже победа!». Если после тура ребенок расстроен (например, сделал ошибки), выслушайте без критики. Помогите извлечь уроки и настройтесь на «в следующий раз получится».

  6. Помогите найти ресурсы. Поиск сборников задач, полезных сайтов – здесь вы можете подключиться. Например, вместе погуглите задания прошлых лет, скачайте, распечатайте. Если есть финансовая возможность, рассмотрите оплату хорошего онлайн-курса или репетитора, особенно если видите, что ребёнку тяжело в одиночку. Инвестируйте в развитие, это окупится навыками и, возможно, будущими льготами при поступлении.

  7. Общайтесь с учителем географии. Учитель может подсказать, на что обратить внимание, возможно, взять ребенка на дополнительные занятия или рекомендовать литературу. Покажите, что вы заинтересованы в сотрудничестве – педагогу тоже будет приятно, и он активнее поможет вашему олимпиаднику.

  8. Хвалите усилия, а не только результат. Если ребенок усердно занимался, но не выиграл – отметьте его старание: «Мы видели, как ты трудился, для нас ты – лучший, а победы еще впереди!». Такая установка ценнее, чем давление «почему не победил».

  9. Расширяйте кругозор совместно. Сделайте семейную традицию – смотреть документальные фильмы о природе и путешествиях, ходить в музеи, на выставки (например, фотовыставка National Geographic). Это не прямая подготовка, но поддерживает интерес к географии. Ребенок видит, что знания применимы и интересны не только ему одному, но и всей семье.

  10. Будьте рядом в день олимпиады. Если нужно – помогите добраться до места проведения, обеспечьте всем необходимым (ручки, линейка, еда, вода). После олимпиады обязательно спросите, как все прошло, выслушайте рассказ. Пусть ребенок поделится эмоциями – будь то радость или огорчение – в спокойной домашней обстановке.

Ваша поддержка придает ребенку уверенности. Зная, что родители верят в него и готовы помочь, школьник переживает меньше стресса и выступает лучше. К тому же совместное участие в подготовке сближает: вы лучше узнаете увлечения своего ребенка, проживете вместе маленькие победы и поражения, что очень ценно для доверия.

Заключение

Напоследок: Подготовка к олимпиаде по географии – это марафон, полный открытий. Для ученика это шанс узнать о мире больше, чем рассказывают учебники, научиться ставить цели и упорно идти к ним. Для родителей – возможность поддержать ребенка в важном начинании и порадоваться его росту.

Пусть этот путь будет увлекательным! 🌏 Верим в твой успех: даже если не сразу станешь призером, каждое участие делает тебя сильнее и мудрее. География – наука о мире, и ты уже делаешь шаги к тому, чтобы этот мир покорить.

Удачи на олимпиаде 2025 года и новых горизонтов!

Источники:

  1. Что нужно знать самое основное (или что будет встречаться чаще всего) на всероссийской олимпиаде по географии?. Библиотека Нейро.
  2. О заданиях по географии Школьного этапа ВСОШ, 5 класс. Поступи онлайн.
  3. 6 кл. - Всероссийская олимпиада школьников. ВСОШ.
  4. Архив заданий, решений и видеоразборов этапов ВсОШ по географии. Центр педагогического мастерства.
  5. Подготовка обучающихся к олимпиадам по географии. РОО «Ассоциация победителей олимпиад».
  6. Курсы по географии, чтобы победить в олимпиаде. Фоксфорд.
  7. Задания - Всероссийская олимпиада в Москве. ВСОШ.
  8. Онлайн-Подготовка к Олимпиаде по Географии. Онлайн-школа №1.
  9. Подготовка к олимпиаде по географии с репетитором онлайн. TutorOnline.
  10. Онлайн репетитор для учеников с 1 по 11 классы. Онлайн школа Учи.Дома.

*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*

Оцените статью
Ваша оценка 0 / 5

Комментарии

Комментариев пока нет. :(

Написать комментарий

Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет