Здравствуйте, друзья! Сегодня мы расскажем, как эффективно и быстро можно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Разберем вариант самостоятельной подготовки и с помощью занятий на курсах, рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов, а также дадим ряд полезных советов.
Привет, будущий выпускник! В этой статье мы собрали для тебя рекомендации, которые помогут успешно подготовиться к Единому государственному экзамену по русскому языку 1. Мы расскажем, какая структура у ЕГЭ-2025, как составить план занятий по всем разделам (орфография, грамматика, пунктуация, анализ текста и сочинение), как запоминать правила и избегать типичных ошибок. А еще ты узнаешь про полезные ресурсы и онлайн-курсы на платформе «Учись Онлайн Ру», которые могут облегчить тебе подготовку.
Если вы – родитель старшеклассника, здесь вы тоже найдете полезные советы. Мы обсудим, как создать для ребенка комфортные условия учебы, как мотивировать и поддержать его эмоционально в период подготовки и во время экзамена.
Начнем с того, что из себя представляет ЕГЭ по русскому языку в 2025 году.
Экзаменационная работа состоит из двух частей и включает 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом (в виде слова, числа или последовательности символов), а часть 2 – одно развернутое задание: написание сочинения 2 3.
На выполнение всей работы отводится 3 часа 30 минут (210 минут) 2. Использование каких-либо вспомогательных материалов (словари, справочники, гаджеты) на экзамене не допускается – только ручка, черновик и твои знания.
Задания охватывают все основные разделы курса русского языка: орфографию, лексику, грамматику, пунктуацию, а также понимание прочитанного текста и умение писать связное сочинение. По уровню сложности задания разделены на базовые (большинство тестовой части) и повышенные (некоторые задания и сочинение) 2.
Ниже разберем основные типы заданий ЕГЭ-2025 по категориям:
Блок заданий по орфографии проверяет знания правил правописания. В демоверсии 2025 года это примерно 7 заданий тестовой части, которые охватывают самые разные орфографические темы 2. Тебе придется показать, что умеешь правильно писать гласные и согласные в корне слова (в том числе чередующиеся гласные), знаешь правила написания приставок и суффиксов, отличаешь слитное, дефисное и раздельное написание и т.д.
Например, частая проблема – правописание одной или двух н в суффиксах слов. Выпускники нередко путаются в словах типа «тканый» или «растрепанный», поэтому обязательно повтори правило про одну и две н и все исключения 4.
Еще одна типичная тема – чередующиеся гласные в корнях (гор/гар, клан/клон, лаг/лож и др.). Помни: без ударения в корнях клан–клон и гар–гор пишется «о», а в корне кас–кос буква «а» появляется только перед суффиксом «-а-» 4.
Чтобы успешно выполнить орфографические задания (№9–15) на ЕГЭ, тебе нужно уверенно знать орфографические правила и исключения к ним.
Эти задания проверяют грамотность речи: знание грамматических норм, лексических норм и орфоэпии (правильного ударения). В тестовой части грамматические темы охватывают, например, формы словоизменения, образование форм степеней сравнения, управление в словосочетаниях, употребление паронимов, а также постановку ударения в словах.
Отдельно можно выделить задание на поиск грамматической ошибки в предложении – например, неправильное употребление формы слова или построение фразы с нарушением норм. Также встретятся задания на знание значений фразеологизмов и лексических тонкостей.
Тебе нужно быть внимательным к деталям: иногда одно неверно употребленное слово может сделать фразу неграмотной. Советуем повторить основные грамматические нормы русского языка – от склонения числительных до управления глаголов. Обрати внимание и на список паронимов (близких по звучанию слов): их значения часто спрашивают в тесте. Культура речи – не самый простой раздел, но если ты будешь регулярно тренироваться на таких заданиях, быстро научишься видеть подвох.
Кстати, запоминать сложные случаи грамматики помогают мнемонические правила. Например, известная фраза «Исключая брить, стелить» напоминает, что практически все глаголы на -ить относятся ко II спряжению, кроме двух исключений – брить и стелить (они спрягаются по I спряжению) 5.
Старайся использовать подобные уловки, чтобы не забыть важные исключения.
Задания по пунктуации (обычно это номера 16–21) проверяют, насколько хорошо ты знаешь правила постановки знаков препинания 2. Придется расставлять запятые (а также двоеточия и тире) в разных конструкциях: в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, при однородных членах, вводных словах, обращениях, обособленных определениях и обстоятельствах и т.д.
Многие школьники считают пунктуацию самой легкой частью, ведь во многом она интуитивна. Но не теряй бдительности! Частая ошибка – не ставить запятую там, где она нужна по правилу (или, наоборот, ставить лишнюю). Например, некоторые забывают выделить запятыми обращение или вводное слово, другие путаются в сложных предложениях с разными видами связи.
Чтобы подготовиться, обязательно повтори все случаи, когда ставятся запятые: открой правила пунктуации и обрати внимание на типичные конструкции (перед союзом что, перед союзами который, если, когда; запятая между двумя глагольными основами без союза и т.д.). Научись видеть грамматическую основу предложения – это ключ к правильной расстановке знаков.
Полезный приём: разбирая предложение, сначала найди все подлежащие и сказуемые, это поможет понять структуру и где нужны запятые. Тренируйся на примерах: чем больше предложений разберёшь, тем увереннее будешь на экзамене.
ЕГЭ по русскому включает задания на понимание прочитанного текста, и умение работать с информацией. В 2025 году в тестовой части есть блок заданий, связанный с анализом текста: определение логико-смысловых связей между предложениями, видов информации, средств выразительности и т.д. 2.
Например, тебя могут спросить, какими связками соединяются предложения в тексте, или какое высказывание соответствует смыслу текста. Могут проверить знание изобразительно-выразительных средств: найти в тексте метафору, эпитет, сравнение (для этого понадобится знать определения этих терминов).
В демоверсии-2025 задание на тропы и выразительные средства значится под номером 22 и оценивается в 2 балла 2. Кроме того, есть задания на умение кратко переработать информацию: например, найти предложение, в котором наиболее полно выражена основная мысль текста, или выбрать верное утверждение о тексте.
Эти вопросы требуют вдумчивого чтения.
Совет: когда будешь готовиться, читай тексты разных жанров (публицистику, научно-популярные статьи) и пытайся сформулировать их главную идею своими словами. Это навык, который обязательно пригодится на экзамене.
Наконец, самая объемная и «дорогая» часть ЕГЭ – сочинение-рассуждение (задание 27). Это развернутое письменное высказывание по прочитанному тексту, за которое можно получить до 22 первичных баллов 2.
В 2025 году формат сочинения немного изменился: теперь экзаменационное задание само формулирует проблему, над которой нужно рассуждать 2. Ранее ученику требовалось самостоятельно сформулировать проблему текста, теперь она уже дана – а значит, можно сразу переходить к анализу.
Твоя задача – написать связное эссе объемом не менее 150 слов (рекомендуемый объем – 200–250 слов). В сочинении нужно раскрыть указанную проблему, прокомментировать позицию автора текста (согласиться или поспорить с ней) и аргументированно выразить свое отношение.
Помни, что от тебя ждут два аргумента-примера из литературы, истории, жизненного опыта или других источников.
Важно: с 2025 года введено ограничение – примеры из комиксов, манги, игр и т.п. не учитываются при оценивании 2. Лучше привести примеры из классической литературы или реальных событий, так надежнее.
Эксперты отмечают самые частые ошибки в сочинениях: отсутствие четко сформулированной позиции автора или своего мнения, слабый комментарий к тексту, фактические ошибки при упоминании литературных героев или авторов произведений 1. Избежать этого поможет тренировка: во время подготовки пиши мини-сочинения на разные темы.
Потренируйся четко выделять проблему и формулировать тезис, подбирай к каждому по два убедительных примера. После написания обязательно сверь свою работу с критериями оценивания: соответствует ли твое сочинение требованиям?
В методических материалах ФИПИ есть подробные рекомендации по написанию сочинения с примерами удачных фраз и распространенных ошибок – очень полезно их изучить 1. И не забывай про грамотность: орфография, пунктуация и логичность речи тоже оцениваются. Перед сдачей работы оставь время перечитать сочинение и исправить возможные опечатки.
💡 На заметку: Эксперты советуют готовиться по тематическим блокам. Разбей все задания первой части на группы и прокачивай их по очеред 6. Например, орфографию (условно задания №8–14) учи и тренируй отдельно, пунктуацию (№15–19) – отдельно, задания на речь и грамматику (№4–7) – отдельно, и так далее. Такой подход поможет ничего не упустить и последовательнее закрывать пробелы в знаниях.
Теперь перейдем к самому процессу подготовки. Как организовать свои занятия, чтобы максимально эффективно использовать время? Вот пошаговый план, который поможет тебе подготовиться ко всем разделам ЕГЭ системно и без паники.
Начни подготовку с определения своего текущего уровня. Лучше всего – возьми демоверсию ЕГЭ и попробуй прорешать пробный вариант полностью в условиях, близких к экзамену 3. Выдели 3,5 часа, сядь где никто не мешает, и выполни все задания от начала до конца, включая сочинение.
Затем проверь себя: сопоставь ответы с официальными решениями (для сочинения – оцени по критериям или попроси учителя взглянуть). Такой самопробник покажет, что у тебя уже получается хорошо, а где есть трудности. Задания, в которых были ошибки, пометь для себя минусом – это темы, кои надо повторить и натренировать 3.
Темы же, которые ты решил верно, можно обозначить плюсом – все в порядке. Например, если ты увидел, что допустил ошибки в заданиях на правописание суффиксов или в ударениях, значит, в этих разделах надо уделить больше внимания теории. Такой анализ поможет сконцентрироваться на том, что требует проработки, и не тратить лишнее время на то, что и так идет хорошо.
До экзамена осталось, допустим, несколько месяцев (а может, у тебя впереди целый учебный год – тогда тем более хорошо). Распланируй подготовку помесячно и понедельно. Реально усвоить весь материал даже за полгода при регулярных занятия. Оптимально заниматься понемногу, но часто – например, 4–5 дней в неделю по ~2 часа после школ.
Составь удобное расписание: чередуй разделы, чтобы не надоедало. Например, понедельник – орфография и грамматика, среда – пунктуация, пятница – сочинение, вторник и четверг – разбор текстов и речевые нормы. Конечно, схему можно менять под себя, но баланс лучше сохранить, чтобы все темы двигались параллельно. Не откладывай какую-то одну часть (скажем, сочинение) на потом – развивай навык письма с самого начала подготовки.
Каждые 2–3 недели устраивай себе мини-экзамен: решай полный вариант ЕГЭ за отведенное время. Так ты проверишь свой прогресс и поймешь, какие задания еще вызывают затруднения.
Если до экзамена осталось совсем мало времени (месяц или недели), акценты в плане меняются. Прежде всего, срочно разберись с теми типами задач, в которых у тебя больше всего ошибок. Например, плохо даются задания на грамматические нормы?
Тогда ближайшие дни плотно работай только над ними: прочитай правило, посмотри разбор типичных ошибок, реши десяток похожих задач, пока не начнет получаться без ошибок 1. Затем переходи к следующей «хромающей» теме. Одновременно не забывай практиковаться в написании сочинения – хотя бы через день пиши по одному небольшому эссе и давай кому-нибудь проверять.
Внимательно изучи критерии оценивания сочинения, чтобы точно понимать, за что дают баллы, а за что снимают. Если времени мало, имеет смысл больше решать задач в формате ЕГЭ, чем читать учебник: практика сейчас важнее теории.
Но ни в коем случае не паникуй и не бросайся зубрить всё подряд хаотично – лучше сосредоточенно подтяни несколько самых проблемных моментов. При грамотной организации даже за 1–2 месяца можно заметно улучшить результат.
Подготовка к ЕГЭ должна включать и изучение теории (правил), и практическое применение знаний. Начинай каждую новую тему с короткого повторения правил. Например, решил заняться сегодня заданием на ударения – сначала пролистай список слов с ударениями (орфоэпический минимум), выдели слова, которые тебе незнакомы, прочитай их вслух правильно.
Потом переходи к практике: найди несколько типичных заданий, где нужно указать слово с неверным ударением, и попробуй их решить. Так теория сразу закрепится на практике. Аналогично, повторяя правила пунктуации, сначала освежи в памяти правила, например, про обособленные обороты, потом выполни упражнения, где нужно расставить запятые в таких предложениях.
Чередуй упражнения: тренируй то один раздел, то другой. Это не даст устать от однообразия и поможет мозгу лучше усваивать материалы разных типов. Полезно использовать принцип «5 задач в тему»: каждый раз, когда обнаруживаешь пробел или совершаешь ошибку, реши ещё 5 аналогичных заданий подряд правильно 1.
Такой метод обеспечивает быстрое закрепление нужного навыка.
Русский язык известен множеством исключений из правил – их не всегда легко удержать в голове. Здесь тебе помогут различные стратегии запоминания. Один из лучших способов – мнемотехники, то есть запоминание через ассоциации, рифмы, аббревиатуры.
Мы уже приводили примеры: фраза «уж замуж невтерпёж» помогает запомнить, что в словах уж, замуж, невтерпёж мягкий знак на конце не пишется 5(в отличие от большинства наречий на шипящую). Или смешное слово «автомотовелофототелерадиомонтёр» подсказывает правило, что сложные слова с частями авто-, мото-, фото-, теле-, радио- пишутся слитно 5.
Придумывай ассоциации к трудным местам, рисуй в воображении картинки, сочиняй короткие стихи или фразы – всё, что поможет тебе вспомнить правильное написание.
Другой приём – список ловушек: заведи отдельный список (в тетради или заметках в телефоне) тех слов и правил, где чаще всего ошибаешься. Например, слова-исключения типа «пОложить» (правильно говорить «положить», а не «ложить») или написание не с разными частями речи. Регулярно просматривай этот список, особенно накануне экзамена.
По мере приближения экзамена увеличивай долю комплексной практики. Решение отдельных задач – это отлично, но также важно научиться правильно распределять время и силы на всем экзамене. Поэтому хотя бы раз в неделю старайся прорешивать полный вариант ЕГЭ за 210 минут, как на реальном экзамене. Засекай время и работай без перерывов, чтобы потренировать выносливость.
После такого марафона проанализируй результаты: сколько времени у тебя ушло на часть 1, сколько – на сочинение? Хватило ли времени перечитать работу? Некоторые предпочитают сначала выполнить всю первую часть, а оставшееся время посвятить сочинению. Другие, наоборот, сначала пишут черновик сочинения, а потом решают тестовые задания – так они снимают стресс по поводу сочинения и могут спокойно прорешивать мелкие задачи.
Попробуй разные тактики на своих пробника 3, чтобы понять, какой подход лично тебе удобнее. Также отметь, какие задания у тебя получаются быстро, а какие съедают много времени. Например, если на задание с ударениями ты тратишь слишком много минут, есть смысл еще потренироваться, чтобы автоматизировать навык.
В идеале, к экзамену у тебя будет выработан свой порядок работы (в какой очередности делать задания) и понимание, сколько времени примерно уходит на каждый блок. Это сильно повысит твою уверенность на ЕГЭ.
Эффективная подготовка невозможна без анализа ошибок. Каждый раз, когда делаешь тренировочный тест или пишешь сочинение и получаешь результат, не поленись разобрать ошибки. Почему произошла каждая ошибка? Не знал правила, не понял условие, невнимательно прочитал текст? Записывай все допущенные ошибки в специальную тетрадь или таблицу.
Например, сделай 4 колонки: № задания, что было сделано неправильно (слово или фраза с ошибкой), какое правило нарушено, и правильный ответ 1. Такая таблица поможет систематизировать свои промахи. Регулярно ее просматривай, чтобы не повторять старых ошибок. Особенно удели внимание «повторяющимся» ошибкам – тем, которые возникают у тебя снова и снова.
Их нужно искоренять в первую очередь. Если какая-то тема упорно дается плохо (например, постоянно путаешься в деепричастных оборотах или не можешь научиться определять тему текста), возможно, стоит обратиться за помощью к преподавателю или поискать альтернативное объяснение правила (иногда достаточно посмотреть другой учебник или видеолекцию, и непонятная ранее тема встанет на место).
🎯 Лайфхак: Лучше ошибиться во время подготовки, чем на самом ЕГЭ. Поэтому не бойся делать ошибки, но **всегда делай работу над ошибками 1 Наши выпускники делятся таким правилом: ошибся – тут же реши еще минимум 5 подобных заданий правиль1. Исправил ошибку – похвали себя и двигайся дальше. Постепенно ошибок будет всё меньше!
Не загоняй себя без отдыха. Подготовка к экзамену – это марафон, важно не перегореть на середине пути. Обязательно включай в свой распорядок перерывы и выходные. Раз в неделю устраивай день без русского языка, позанимайся другими делами, дай голове отвлечься.
Каждый день делай паузы между учебными сессиями: например, позанимался час – отдохни 15 минут, пройдись, выпей чаю. Хороший отдых повышает эффективность мозга. Следи за сном – хронический недосып заметно снижает концентрацию и память, так что спать 8 часов в сутки перед экзаменом важнее, чем лишний раз перечитать параграф.
Чтобы поддерживать бодрость, не забывай про физическую активность: хотя бы небольшая зарядка или прогулка разгонит кровь, и учиться потом будет легче. Психологически настраивай себя позитивно. Верь, что при должном усердии сдать ЕГЭ на высокие баллы реально – тысячи ребят ежегодно справляются, и ты сможешь! Избегай паникеров и тех, кто нагнетает ситуацию («всё пропало, ничего не успеть»); наоборот, общайся с теми, кто настроен решительно.
Вместе готовиться веселее: можно объединиться с одноклассниками в мини-группы, обмениваясь тестами и сочинениями для взаимной проверки.
Мотивация – вещь нестабильная, поэтому ищи вдохновение: представляй, как поступишь в желанный вуз, как будешь гордиться собой, сдав экзамен. Даже если предмет дается нелегко, настрой «я смогу, если как следует подготовлюсь» творит чудеса.
Чтобы подготовиться на максимум, используй все доступные ресурсы – от школьных учебников до онлайн-тренажеров. Вот список материалов и инструментов, которые рекомендуют эксперты для успешной подготовки:1
Начинать всегда лучше с того, что предлагает сам разработчик экзамена – ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). На их сайте в разделе ЕГЭ опубликованы ключевые документы: демоверсия ЕГЭ-2025, спецификация и кодификатор по русскому языку.
Демоверсия – это образец экзаменационного варианта, по которому ты можешь понять структуру работы и типы заданий. Спецификация описывает содержание экзамена и распределение баллов, а кодификатор содержит полный перечень тем, которые могут встретиться на ЕГЭ. Обязательно скачай и внимательно изучи эти документы1.
Да, на первый взгляд они скучные и объемные, но в них – дорожная карта подготовки. Например, в кодификаторе ты найдешь все правила и темы, которые нужно знать для решения каждого задания Е 1– удобно использовать его как чек-лист для повторения. Также ФИПИ выпускает «Навигатор подготовки» – сборник методических советов по каждому предмету.
В навигаторе по русскому языку есть перечни слов для заданий на ударение и пароним 2 тоже крайне полезно иметь под рукой. Кроме того, не поленись заглянуть в методические рекомендации по сочинению от ФИПИ: там приведены реальные примеры работ, типичные ошибки выпускников и комментарии эксперт 1.
Изучив их, ты лучше поймешь, как писать своё эссе, чтобы набрать максимум баллов.
Не забывай про базовые источники знаний – школьные учебники русского языка (5–11 класс). В них системно изложена вся теория: орфография, синтаксис, стилистика. Если чувствуешь пробел в какой-то теме, самое простое – открыть соответствующий параграф учебника и повторить правило и примеры.
Например, испытываешь сложности с причастными оборотами? Найди эту тему в учебнике 7 или 8 класса, перечитай объяснение и разберись в примерах. Часто задачи ЕГЭ проверяют умения, которые отрабатывались на обычных уроках.
Просмотри конспекты и тетради с предыдущих лет – там могут быть пометки учителя, разбор твоих ошибок в контрольных. Вспомни, какие темы в школе давались тебе особенно трудно, и удели им внимание. Если остались неясности, не стесняйся спрашивать учителя или одноклассников-отличников. Иногда короткое разъяснение от другого человека сразу расставляет все по местам.
Когда теорию повторил, полезно порешать задания из специальных пособий к ЕГЭ. Существует множество сборников типовых вариантов, составленных по актуальной демоверсии. Одни из самых популярных – это сборники под редакцией И.П. Цыбулько (ФИПИ) с 36 типовыми вариантами ЕГЭ на год.
Каждый год выходят новые книги, где задания соответствуют свежим изменениям. Решая такие варианты, ты привыкаешь к формату экзамена, учишься распределять время и видишь уровень своих знаний. Рекомендуем чередовать тематические тренажеры (когда за раз решаешь задачи только по одной теме, например десять заданий на одну орфограмму) с полноценными вариантами ЕГЭ.
Тематические упражнения хороши для отработки конкретного навыка, а полные варианты – для контроля прогресса и натаскивания в условиях близких к боевым. Например, выбери субботу, сядь утром и реши сразу весь вариант ЕГЭ по русскому, как на экзамене, а потом оцени себя по ключам. Через пару недель – повтори. Ты будешь замечать, как с каждой такой тренировкой растет твоя уверенность.
В интернете множество бесплатных ресурсов для подготовки к ЕГЭ по русскому. Одни из самых полезных – сайты с большими базами заданий и автоматической проверкой. Например, проект «Решу ЕГЭ» содержит тысячи заданий по всем темам: там можно тренироваться в режиме онлайн, сразу видя правильные ответы и пояснения.
Также есть официально опубликованный Открытый банк заданий ЕГЭ – его можно найти на сайте ФИПИ. Это сборник задач, аналогичных тем, что попадутся на экзамене. Ты можешь выбирать в нем задания по нужной теме и отрабатывать именно то, что требуется.
Помимо сайтов, обрати внимание на YouTube-каналы преподавателей: многие опытные учителя выкладывают разборы сложных заданий, мини-уроки по орфографии и сочинению, делятся лайфхаками. Формат видео подходит, если тебе легче воспринимать информацию на слух. Но будь внимателен: смотри видео только актуальных лет (2023–2025), чтобы правила и формат точно совпадали с текущим годом.
Если чувствуешь, что нужна более структурированная помощь или просто трудно заниматься самостоятельно, обрати внимание на курсы подготовки к ЕГЭ, представленные на нашей образовательной платформе. Подготовка онлайн удобна тем, что заниматься можно из дома, в комфортном темпе, получая поддержку от профессиональных педагогов.
Например, на нашей платформе ты можешь найти курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку от онлайн-школы «Фоксфорд» – длительная программа (~6–8 месяцев), где повторяются все разделы школьной программы (орфография, синтаксис, пунктуация, работа с текстом) и решается множество задач формата Е. Занятия проходят в формате вебинаров несколько раз в неделю; после каждого урока даются домашние задания, которые проверяют эксперты с подробной обратной связью. Такой курс поможет тебе последовательно пройти весь материал и дисциплинирует за счет четкого расписания.
Если времени осталось мало, можно выбрать экспресс-курс. К примеру, платформа TutorOnline предлагает интенсивную подготовку за ~3 месяца, при этом первые занятия там дают бесплатно, а все уроки записываются на видео – можно пересматривать в любое время. Такой ускоренный формат подходит, если до экзамена считанные недели: ты концентрированно проходишь основные темы и сразу закрепляешь их практикой под руководством преподавателей.
Тем, кто предпочитает индивидуальный подход, подойдут онлайн-школы, предлагающие занятия один на один с преподавателем.
Например, в школе Skysmart можно заниматься с личным учителем по гибкому графику: уроки проходят на интерактивной онлайн-доске, при необходимости занятия можно переносить, все материалы и записи сохраняются, первый пробный урок – бесплатно. Индивидуальные занятия хороши тем, что программа подбирается именно под тебя: можно больше времени уделить тем темам, где у тебя проблемы, и двигаться в своем темпе. Репетитор сразу увидит твои слабые места и поможет их подтянуть.
Выбирая онлайн-курс, обращай внимание на формат и отзывы. Кому-то удобнее групповые вебинары, кому-то – личные созвоны с учителем. На нашем как раз можно почитать отзывы реальных учеников о разных школах и курсах, сравнить цены и программы, чтобы подобрать оптимальный вариант.
И не забывай: даже если ты ходишь на курсы или занимаешься с репетитором, основная часть работы все равно ложится на твои собственные усилия. Занятия с преподавателем – это поддержка, но учить правила, делать домашку и тренироваться регулярно придется тебе самому.
В помощь выпускникам есть и нестандартные ресурсы, которые можно использовать для разнообразия. Например, мобильные приложения для подготовки к ЕГЭ (тесты по русскому в игровом формате), карточки с правилами и словами (аналог флеш-карт, чтобы повторять ударения или паронимы по дороге в школу), настольные игры или квизы по русскому языку.
Всё это не заменит полноценных занятий, но может сделать подготовку менее скучной. Иногда, чтобы отвлечься, полезно решить пару языковых головоломок или сыграть в онлайн-викторину по грамматике. Главное – помнить о балансе: сначала выполняй учебный план на день, а уже потом можешь поощрить себя таким «игровым» повторением.
Чем разнообразнее формы подготовки (чтение теории, письменные упражнения, онлайн-тесты, видеоуроки, обучающие игры), тем меньше шансов заскучать и потерять мотивацию на длинной дистанции.
При подготовке и сдаче экзамена важно знать, какие ошибки совершают чаще всего другие ученики – чтобы постараться их не повторить. Разберем типичные промахи по каждому разделу и дадим советы, как с ними бороться.
Как мы уже упоминали, один из самых распространенных «провалов» – это неправильное написание одной или двух Н в разных частях ре 4. Многие теряются с отглагольными прилагательными и причастиями (например, писать «слепленный» или «слепленый»?).
Решение тут одно: выучи четко правило про -Н- и -НН- и проработай десятки примеров, пока не начнешь чувствовать интуитивно. Повтори список слов-исключений (типа «ветреный», «стеклянный» и т.п.). Другая частая ошибка – путаница в чередующихся гласных (задание на корни слов).
Например, некоторые забывают, что в корне раст/рос перед «ст» пишется «а», а перед «с» без последующего «т» 4, или ставят не ту гласную в корнях типа бер/бир. Чтобы избежать этого, нужно не просто заучить правило, но и понять логику чередования (почему пишется так или иначе) – тогда запомнится проще.
Полезно выписать все корни с чередованием и рядом по аналогии привести 2-3 примера слов – так картина усвоится нагляднее. Наконец, типичный орфографический промах – слитное/раздельное написание. В спешке легко перепутать, например, «в течение» и «втечение» или «также» и «так же».
Здесь поможет только внимательность: читай предложение целиком и выясняй смысл, тогда вероятность ошибки снизится. И, конечно, всегда делай самопроверку: закончив тест, пробегись глазами по самым коварным местам (не/ни, слитно/раздельно и т.д.) и убедись, что нигде не поставил лишнего пробела или, наоборот, не забыл его.
В заданиях на грамматические нормы часто встречаются типовые ошибки: неправильно согласованное приложение (например, «в журнале «Смена» – здесь название в именительном, а не родительном падеже), неверная форма числительного («обаих» вместо «обоих»), ошибка в образовании степени сравнения («самый умнейший»* – лишнее слово «самый»).
Чтобы таких ошибок не делать, нужно проговоривать про себя спорные места правильно.
Если видишь вариант ответа «самый интереснейший», проговори: «интереснейший» уже значит «очень интересный», слово «самый» лишнее» – и ошибка станет очевидна. В заданиях на лексические нормы типичный промах – смешение паронимов (например, спутать «представить» и «предоставить»). Здесь единственный способ – учить значения паронимов. Составь свой словарик паронимов с пояснениями и примерами предложений. И при малейшем сомнении во время экзамена – лучше выбери нейтральный вариант, чем рисковать с паронимом, значение которого не до конца уверен.
В орфоэпическом задании (ударения) самая частая проблема – неправильное ударение по привычке. Многие ставят ударение как привыкли слышать в разговорной речи (звОнит, каталОг вместо правильных звонИт, каталОг). Избежать этого можно только одним путем: заучить список ударений.
Повтори слова, которые чаще всего путают (их список есть в «Навигаторе подготовки» ФИПИ), и проконтролируй себя: возможно, какие-то слова ты тоже произносил неверно. Теперь у тебя есть шанс это исправить до экзамена.
Пунктуационные задачи многим кажутся легкими, но именно в них ученики часто теряют баллы по досадной невнимательности. Например, забывают поставить запятую перед союзом «что» в сложноподчиненном предложении, особенно если предложение длинное и союз далеко от начала.
Или путаются с обособленными оборотами: открыли деепричастный оборот запятой, а закрыть забыли. Бывает и наоборот – ставят лишние запятые там, где не надо, руша смысл. Совет: при решении пунктуационных заданий проговаривай про себя структуру предложения.
Найди грамматические основы, выдели части, потом накладывай правила: есть ли оборот? есть ли вводное слово? Наличие четкого алгоритма поможет не пропустить необходимый знак.
Также обрати внимание на задания типа «расставьте знаки препинания, укажите цифры, на месте которых будут запятые». В них иногда дают предложения с уже проставленными лишними запятыми – и нужно понять, какие цифры не должны быть на месте знаков.
Не торопись, читай внимательно. Если сомневаешься, вспомни похожие образцы из правил. И конечно, тренируйся на реальных примерах: чем больше разных предложений ты разберешь, тем меньше шанс столкнуться на экзамене с конструкцией, которую ты никогда не видел.
В заданиях по тексту распространены логические ошибки понимания. Например, просят определить функционально-смысловой тип речи текста (описание, повествование или рассуждение), а выпускник путает стиль и тип, начинает искать публицистический или художественный – и теряет баллы, хотя вопрос был о другом.
Или, скажем, просят указать, какую именно мысль автора подтверждает приведенный пример, а ученик просто пересказывает этот пример своими словами, не выделив мысль – и получает 0 за задан 7. Чтобы этого избежать, всегда внимательно читай формулировку задания. Выдели ключевые слова: «тип речи», «стиль речи», «вид информации», «смысловая связь» и т.д. – и убеждайся, что отвечаешь именно на поставленный вопрос.
При работе с текстом типичная ошибка – делать вывод, который не следует из текста (додумывать от себя). Если просят выбрать верное утверждение о тексте, значит, оно должно явно или почти явно вытекать из содержания.
Не пытайся вставить свои знания или предположения – опирайся только на данный текст. Еще один нюанс: в задании на средства выразительности иногда путают тропы и стилистические фигуры.
Например, эпитет и метафора – это тропы (образные выражения), а анафора или парцелляция – приемы построения текста. Повтори определения, чтобы не обознаться при выборе ответа. И помни: все ответы в тестовой части должны быть максимально точными и опираться на текст или правила.
Сочинение – там, где ошибки особенно дорогого стоят. Эксперты выделяют несколько типичных ошибок в эссе: 8.
Наконец, грамотность: даже отлично рассуждающее сочинение потеряет баллы, если в каждом предложении ошибка. Поэтому при проверке работы обращай внимание на орфографию и пунктуацию – эти ошибки вполне можно выловить и исправить, если не писать впопыхах. Не торопись сдавать экзаменационную тетрадь: оставшиеся 5–10 минут посвяти вычитке текста.
Подводя итог этому разделу: большинство ошибок происходит либо от недостатка знаний (не выучил правило, не понял текст), либо от невнимательности и спешки. Значит, ключ к их предотвращению – хорошая подготовка плюс аккуратность.
Осваивай теорию, тренируй навыки – и на экзамене читай задания дважды, думай, проверяй. Тогда все будет хорошо!
Подготовка к ЕГЭ – испытание не только для самих одиннадцатиклассников, но и для их родителей. В 11 классе подросток уже почти взрослый, но всё равно нуждается в поддержке семьи, особенно перед таким важным экзаменом.
Родителям порой сложнее справиться с волнением, чем детям: очень хочется «подстелить соломку», уберечь свое чадо от ошибок, передать ему весь свой жизненный опыт. Ниже мы приведем несколько рекомендаций, которые помогут создать благоприятные условия для подготовки и снизить стресс у вашего ребенка (и у вас самих).
Ваша задача как родителя – быть опорой и мотиватором, но не экзаменатором для своего ребенка. Оставьте обучение школьным учителям, репетиторам, онлайн-курсам. Вы же станьте для ребенка именно поддержкой и вдохновителем. Интересуйтесь успехами, хвалите за прогресс (даже небольшой), подбадривайте в случае трудностей.
Но не надо каждый вечер устраивать дома проверку знаний или допрос с пристрастием – это лишь усилит тревогу подростка. Не пытайтесь сами читать ему нотации по всем предметам (если только вы не учитель русского языка по профессии) – во-первых, можете случайно дать неправильную информацию, во-вторых, рискуете испортить отношения.
Ваша помощь должна быть скорее организационной и эмоциональной. Распределите роли: вы – поддерживаете и контролируете в разумных пределах, учителя и курсы – учат. Такой баланс позволит ребенку чувствовать, что дома его не давят, а любят и верят в него.
Обсудите с подростком его расписание подготовки и убедитесь, что в графике есть место не только учебе, но и отдыху. В 11 классе нагрузка огромная, и без отдыха велика опасность выгорания. Психологи советуют примерно половину свободного времени отдавать отдыху, а вторую половину – учебу.
Проследите, чтобы ребенок достаточно спал (17–18-летним необходимо ~8 часов сна). Недосып снижает способность концентрироваться и запоминать, так что полноценный сон – это вклад в успешную подготовку. Также поддерживайте идею небольших перерывов во время домашних занятий: например, 10-15 минут отдыха после часа учебы.
Объясните ребенку, что отдых – не лень, а средство продуктивнее заниматься. Если видите, что сын/дочь ночами сидит за учебниками, мягко напомните, что такой режим вреден. Лучше ляжет поспать вовремя и встанет чуть пораньше утром, чем будет мучиться допоздна.
Здоровье и бодрость – приоритет. И конечно, питание и физическая активность тоже влияют на успеваемость: постарайтесь, чтобы дома была полезная еда, фрукты, а не только кофе и снеки; поощряйте прогулки на свежем воздухе или спорт – это помогает снять напряжение и перезагрузить мозги.
Убедитесь, что у ребенка есть тихое, удобное пространство для учебы. Идеально – отдельный стол, хороший свет, минимальный шум. Если в доме есть младшие дети, договоритесь с ними не шуметь в часы, когда старший занимается.
Постарайтесь сами тоже не отвлекать подростка по мелочам во время его учебных сессий (не заходите в комнату ежечасно спросить, как дела). Покажите, что уважаете время, которое он выделил на подготовку. Некоторые ребята любят учиться под музыку – узнайте у своего, так ли это, и если спокойная фоновая музыка ему помогает, не запрещайте.
Главное – чтобы ничто не отвлекало от концентрации, когда он решает пробный вариант или пишет сочинение. Заранее обеспечьте его всеми необходимыми материалами: распечатайте демоверсии, купите сборники заданий, запаситесь тетрадями, ручками и черновиками. Пусть на рабочем месте будет порядок – тогда и в голове материал будет структурироваться лучше.
Самое важное для ребенка – знать, что его любят и ценят вне зависимости от оценок и баллов. Поэтому регулярно говорите своему выпускнику, что гордитесь его стараниями, отмечайте его прогресс: «Я вижу, как много ты работаешь – это заслуживает уважения», «Здорово, что ты решил так много тестов!».
Избегайте мотивации через страх: не пугайте его ужасами вроде *«не сдашь ЕГЭ – пойдешь в дворники. Такие слова не стимулируют, а только повышают тревожность.
Вместо этого акцентируйте светлые стороны: «Сдашь экзамен – молодец, поступишь туда, куда хочешь, перед тобой откроются новые возможности». Покажите, что верите в его успех. Если даже самому страшно за результаты, держите лицо – старайтесь не демонстрировать своему ребенку свою панику. Он должен чувствовать: родители уверены, что у него все получится. Эта уверенность передается и ему.
Напоминайте, что ЕГЭ – очень важный экзамен, но не конец жизни. Даже если что-то пойдет не идеально, всегда есть пути исправить ситуацию. Не набрал нужных баллов – можно пересдать экзамен на следующий год, или попробовать поступить на другое направление и потом перевестись.
Много вариантов, жизнь длинная. Ваш спокойный и поддерживающий тон поможет убрать излишний ужас вокруг экзамена. Но тут важно соблюсти баланс: не обесценивайте экзамен полностью (мол, «пустяки, можно и не готовиться») – ребенок должен понимать, что готовиться надо.
Просто уберите драматизацию. Скажите ему: «Мы будем тебя любить при любом результате. Экзамен важен, но если вдруг не сложится, это не катастрофа». Такой подход снизит давление и даст подростку психологическую свободу готовиться без ощущения «на кону вся моя жизнь».
Как родитель, вы можете сильно помочь ребенку тем, что разберетесь сами в организационных моментах ЕГЭ. Не полагайтесь на слухи в чатах – лучше изучите информацию из первых рук. Зайдите на сайт ФИПИ, посмотрите демоверсию ЕГЭ по русскому (вместе с ребенком, если он не против.
Узнайте расписание экзаменов, сроки оглашения результатов, правила апелляции. Когда родители знают, что и когда ждет ребенка, они меньше нервничают сами и не передают панику ребенку. Более того, подростку будет спокойно, если он видит, что вы разбираетесь в теме.
Например, расскажите ему: «Я посмотрела демоверсию, там 27 заданий, сочинение теперь оценивают по 10 критериям, вот тебе распечатала критерии». Или: «Результаты русского будут тогда-то, проходной балл в вузы на филфак примерно такой-то».
Эти факты лучше донести заранее, чтобы не оставалось неизвестности. Также полезно отслеживать новости Рособрнадзора (Федеральной Службы, которая проводит ЕГЭ) – вдруг в правилах произойдут изменения.
В общем, станьте для своего выпускника надежным «информационным тылом»: вы отвечаете за всю организационную сторону процесса, а он – за учебную. Это разгрузит ребенка, ему не нужно будет переживать, что что-то упустил по незнанию.
Если ребенку требуется дополнительная помощь в учебе, подключитесь к ее поиску. Например, вместе изучите каталог курсов на нашем сайте, почитайте отзывы и выберите подходящую программу подготовки. Возможно, вашему сыну/дочери будет легче готовиться с хорошим онлайн-учителем – сейчас много эффективных курсов, в том числе недорогих или бесплатных на начальных этапах.
Либо найдите проверенного репетитора по рекомендациям знакомых. Вы как взрослый человек быстрее разберетесь, где искать специалистов, чем подросток, который может растеряться в обилии рекламы. Еще вариант: приобретите полезные пособия, сборники вариантов ЕГЭ, распечатайте материалы с официальных сайтов – часто подростки сами не организуются это сделать, а ваша помощь будет кстати.
Только старайтесь действовать в сотрудничестве, а не навязывать. Спросите у ребенка, нужна ли ему помощь с поиском курсов или материалов. Если он говорит «не надо, я сам», не обижайтесь, а просто ненавязчиво подкиньте информацию: «Вот есть такой сайт, там много бесплатных тестов, посмотри, может пригодится». Ваша роль – предложить и облегчить доступ, но решение пусть принимает сам подросток.
Тогда он будет заниматься с большим откликом, чувствуя свою самостоятельность.
Полностью пустить на самотек подготовку не стоит – интересуйтесь прогрессом ребенка, будьте в курсе, как у него идут дела. Раз в неделю можно устраивать небольшой разбор полетов: спрашивать, что получилось сделать, что было сложным на этой неделе.
Помогите спланировать следующий недельный график, если видите, что ребенку это тяжело дается. Но избегайте ежедневного давления и тотального контроля. Деликатный контроль – вот ключ. Предложите, например: «Давай в воскресенье утром устроим пробный экзамен дома. Я пока посплю подольше или займусь своими делами, а ты за 3,5 часа спокойно решишь вариант, потом вместе проверим результаты».
Такой формат даст и вам, и ребенку понимание его текущей готовности, но при этом не будет восприниматься как сверхконтроль или недоверие. Ни в коем случае не превращайте подготовку в систему наказаний и строгих нормативов («Ты должен каждый вечер решать по 5 задач, иначе… – это только демотивирует.
Вместо этого закрепите роль: вы – союзник и помощник. Мягко контролировать – это нормально. Если видите, что ребенок расслабился и ничего не делает, конечно, надо встряхнуть. Но делайте это в позитивном ключе: «Я верю, что у тебя все получится, давай вместе подумаем, как нагнать математику (или русский)».
И обязательно хвалите за самостоятельность: «Молодец, сам сел и позанимался, так держать!» – подросткам очень важна родительская похвала, даже если они делают вид, что им всё равно.
Период ЕГЭ – очень волнительный для всей семьи. Как ни странно, во многом именно родители задают тон: если вы каждый день в панике бегаете вокруг ребенка с криками «Боже, всё пропало!», он волей-неволей тоже начнет паниковать. Старайтесь снижать градус значимости экзамена, но в разумных пределах.
Напоминайте (и себе, и ребенку), что ЕГЭ – хоть и важный, но не единственный шанс в жизни. Многие успешные люди поступали не с первой попытки, меняли специальность, добивались своего нестандартными путями. Экзамен – это важный этап, но если вдруг что-то пойдет не так, жизнь на этом не закончится.
Можно пересдать на следующий год, можно рассмотреть другие вузы – всегда есть опции. Такие разговоры помогут подростку выдохнуть и понять, что родители не будут любить его меньше, если вдруг он наберет не 100 баллов, а меньше.
Конечно, обесценивать совсем тоже не нужно – ребенок не должен решить, что можно вовсе не стараться. Но уберите атмосферу ужаса. Часто школьники накручивают себя страхами: «А вдруг я завалю, меня отчислят, что я скажу родителям…».
Дайте понять, что вы на его стороне при любом раскладе. Скажите: «Мы тебя поддержим, как бы ни прошло. Просто делай, что можешь, и все будет хорошо». Также поделитесь своими историями преодоления стрессовых ситуаций (если уместно), расскажите, как вы нервничали перед экзаменами и как потом все оказалось не так страшно.
Покажите ребенку техники релаксации: дыхательные упражнения, легкая разминка, визуализация успеха – все это несложно и может помочь. И, конечно, следите за его состоянием: если заметили, что сын/дочь совсем измотаны, лучше дать им отдохнуть денек, чем гнать учиться на морально-физическом истощении.
Наконец, наступит день X – собственно экзамен. Здесь от родителей тоже много зависит. Накануне вечером убедитесь, что ребёнок собрал всё необходимое: паспорт, несколько гелевых ручек, воду без этикетки, шоколадку или банан (для перекуса, если разрешат).
Утром разбудите его вовремя (с расчетом на дорогу до пункта), приготовьте легкий питательный завтрак – на голодный желудок идти на экзамен не нужно. Скажите ребенку пару добрых слов перед выходом: «У тебя все получится! Ни пуха ни пера!». Пожелание удачи и ваш спокойный тон его подбодрят. Постарайтесь не показывать своего волнения в присутствии сына/дочери.
Даже если у вас внутри всё дрожит, держитесь уверенно: «Мы в тебя верим, ты готовился, так что всё сдашь». Пока ребенок на экзамене, не обзванивайте каждые полчаса знакомых в панике – лучше отвлекитесь делом. После экзамена встретьте его без допроса.
Первое, что хочется подростку, выйдя из аудитории, – выдохнуть. Не набрасывайтесь сразу с вопросами «Ну что? Ну как? Что написал в 12-м номере?». Вместо этого спросите о самочувствии, предложите вкусняшку или сходить в любимое место. Дайте ему понять, что вы радуетесь тому, что это испытание уже позади, и гордитесь тем, что он справился (не результатом, а самим фактом преодоления). Разбор ошибок можно оставить на потом, когда будут официальные ответы и когда ребенок сам будет готов обсудить. Сейчас важнее восстановиться после стресса.
Подводя итог, роль родителей в подготовке к ЕГЭ – это роль надежного тыла. Создайте дома атмосферу, в которой есть место учебе, но нет излишнего страха. Помогайте планировать, предлагайте ресурсы, мягко контролируйте процесс. Но при этом не забывайте отвлекать и расслаблять: иногда лучший способ справиться со стрессом – это вообще о нем не говорить какое-то время, а вместе посмотреть фильм или сходить погулять.
Ваше терпение, понимание и вера в успех ребенка – залог того, что он не перегорит и подойдет к экзамену в оптимальной форме. И тогда сданный ЕГЭ по русскому языку станет для вашей семьи не источником седин, а приятным достижением и отправной точкой для новых побед!
Теперь вы, и ученик, и родители, вооружены знанием и поддержкой. Впереди ответственное испытание, но с правильным настроем и хорошей подготовкой оно по плечу. Удачи на ЕГЭ-2025 по русскому языку! Ни пуха ни пера!
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
А какой способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку вы считаете лучшим? Поделитесь советом, как вы готовитесь к экзамену!
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет