Здравствуйте! В статье мы расскажем, где и как получить высшее образование онлайн. Разберемся, сколько это будет стоить и какой документ выдают по окончании дистанционного обучения в вузах. А также мы подготовили для вас список онлайн-программ в формате бакалавриата и магистратуры.
Студент занимается на онлайн-программе университета – для дистанционного обучения достаточно компьютера и доступа в интернет.
Дистанционное образование существует уже не первое десятилетие. Ещё в середине XX века были популярны заочные курсы – обучение по переписке, когда студент получал материалы по почте и сдавал экзамены очно несколько раз в год. Сегодня, с развитием интернета, заочное обучение трансформировалось в современный формат онлайн-университетов и цифровых кампусов.
Например, исторически первые программы дистанционного обучения появились в 1930-х годах и со временем превратились в динамичную и технологичную сферу современной образовательной системы1. Сейчас дистанционное обучение – это полноценный формат получения высшего образования с применением электронных технологий, позволяющий учиться из любой точки мира.
Важно понимать, что дистанционные программы могут быть организованы как в рамках традиционных университетов, так и отдельными специализированными онлайн-вузами. Первые предлагают онлайн-формат наряду с очным и заочным, вторые изначально созданы для удалённого обучения. В обоих случаях студенты в итоге получают диплом о высшем образовании установленного или государственного образца – такой же, как и у выпускников очных отделений (при условии наличия аккредитации у программы)2. Иначе говоря, сегодня дистанционное высшее образование – это реальность, позволяющая «получить диплом, не выходя из дома»3.
Современные технологии позволяют полностью перенести учебный процесс в интернет. Для дистанционной учёбы необходимы всего два компонента: устройство с доступом в интернет (компьютер, ноутбук или планшет) и цифровая образовательная платформа университета2.
После зачисления студент получает логин и пароль к своему электронному кабинету, где размещены все необходимые материалы и инструменты:
Видеолекции и вебинары. Преподаватели проводят занятия в записанном виде или в режиме реального времени через видеоконференции. Это даёт возможность учиться в удобное время и одновременно задавать вопросы на онлайн-сессиях4.
Электронные учебные материалы. Лекции, тексты, статьи, презентации доступны в электронных библиотеках и хранилищах на платформе4. Студент в любой момент может открыть нужный учебник или методическое пособие онлайн.
Домашние задания и тесты. Проверка знаний осуществляется через интерактивные тесты, контрольные работы, проекты. Выполненные задания загружаются через личный кабинет и проверяются преподавателями удалённо4.
Общение и консультации. Связь с преподавателями и кураторами поддерживается по электронной почте, в чате системы или на форуме. Регулярная обратная связь помогает разбирать сложные темы и не отставать от графика4. При необходимости студент может назначить видеозвонок для консультации.
Все учебные активности – от просмотра лекций до защиты диплома – происходят онлайн. В некоторых случаях вуз организует промежуточные или итоговые аттестации очно (например, государственные экзамены или защиту диплома), но всё чаще даже эти этапы переводятся в онлайн-формат. Например, для дистанционной защиты дипломного проекта сейчас используют видеоконференции (Zoom и аналоги), причём запись такой защиты сохраняется в архиве вуза4. Таким образом, учебный процесс построен гибко: не нужно ездить в кампус, все шаги – от подачи документов до сдачи экзаменов – можно выполнить через интернет2.
Онлайн-обучение базируется на различных платформах. Многие вузы используют систему Moodle – популярную электронную среду австралийской разработки. Кроме того, появились и отечественные платформы: например, система «Прометей» или российский аналог Moodle – система 3KL, внедрённая в Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК)3. Но вне зависимости от конкретного ПО, принцип один: студент заходит на портал, изучает материалы, выполняет задания и сдает сессии удалённо.
Дистанционная форма обучения часто сравнивается с традиционной очной и классической заочной. Чем же они отличаются? Главное различие – в организации процесса и необходимости присутствия на кампусе:
Очная форма предполагает ежедневное посещение занятий в университете. Студенты учатся по расписанию, постоянно контактируют с преподавателями и одногруппниками.
Заочная форма (вечерняя или классическая заочка) – студент учится преимущественно самостоятельно по учебным планам и методичкам. В вуз он приезжает только на сессии (несколько раз в год) для сдачи экзаменов и зачетов, а также для защиты курсовых/диплома3. В межсессионный период заочникам обычно выдают задания и контрольные, которые нужно выполнить дома и отправить преподавателю.
Дистанционная форма – весь учебный процесс проходит онлайн. Все лекции, семинары, экзамены и даже защита диплома проводятся через интернет3. Студент вовсе не обязан появляться на кампусе – в отличие от заочного обучения, где личное присутствие требуется хотя бы на время сессии.
Таким образом, дистанционное обучение можно рассматривать как новый виток заочного, усиленный технологиями. Если заочник прошлых лет отправлял задания по почте и изредка встречался с преподавателями очно, то современный онлайн-студент делает всё то же самое, но в цифровой среде – через личный кабинет. При этом дистанционное обучение зачастую даёт больше интерактивности, чем классическая заочка: есть возможность задавать вопросы в чате во время вебинара, обсуждать задания на форумах, работать над проектами в виртуальных командах.
Конечно, есть и минусы – например, в онлайн-формате сложно воспроизвести некоторые практические занятия (лабораторные работы на оборудовании и т.д.). Но ведущие вузы стараются решать эту проблему с помощью симуляторов и виртуальных лабораторий4. Мы подробнее рассмотрим недостатки и достоинства дистанционной формы в следующей части.
Дистанционный формат стал столь популярным во многом благодаря своим очевидным преимуществам. Перечислим главные плюсы онлайн-обучения:
Гибкий график и место учебы. Ты можешь учиться тогда, когда удобно, и там, где удобно. Нет привязки к расписанию с утра до вечера – лекции часто доступны в записи, так что материал можно осваивать в своём темпе3. Также не нужно ежедневно ездить в кампус, тратить время и деньги на дорогу – достаточно включить компьютер дома или в любом другом месте с интернетом.
Доступ к лучшим вузам из любого региона. Онлайн-формат даёт возможность поступить в ведущие университеты страны, не покидая родного города3. Это особо ценно, если ты живёшь далеко от столиц: теперь для получения диплома престижного вуза не нужно переезжать и нести затраты на проживание. Например, жители отдалённых регионов России или другой страны могут учиться в МГУ или СПбГУ дистанционно, оставаясь у себя дома.
Совмещение с работой и семьёй. Дистанционное обучение идеально подходит для занятых людей. Если ты уже работаешь, удалённая учёба позволяет получать новую квалификацию, не бросая текущую должность. Молодые мамы и папы ценят такую форму за возможность учиться из дома, ухаживая за малышом4 – не нужно искать няню или отвозить ребёнка в ясли. Формат «учусь когда дети спят» стал реальностью для многих родителей-студентов.
Индивидуальный темп и траектория. Онлайн-программы часто более гибкие в плане сроков освоения материала. Можно подстраивать учебный план под себя: где-то ускориться, а где-то, наоборот, взять паузу при необходимости. Индивидуальный подход позволяет более комфортно усваивать знания3. Кроме того, обычно доступ к материалам сохраняется длительное время, и можно пересматривать лекции или повторять тесты для лучшего понимания.
Цифровые навыки и современные материалы. Обучаясь онлайн, студент невольно осваивает современные технологии коммуникации и самоменеджмента. Умение эффективно учиться в цифровой среде – само по себе ценное качество для карьеры в XXI веке. Плюс ко всему, дистанционные программы зачастую обновляются быстрее и дают доступ к актуальному контенту (онлайн-курсы, цифровые симуляторы и т.п.), что важно в областях, где знания быстро устаревают5.
Неудивительно, что миллионы людей по всему миру выбирают дистанционное образование. Этот формат стал спасением для тех, кто не мог учиться традиционно из-за финансовых, территориальных или временных ограничений1. Комфорт и гибкость, которые он предлагает, привлекают как вчерашних школьников, так и взрослых специалистов, желающих повысить квалификацию. Важный плюс: обучение онлайн можно комбинировать с другими делами. Например, многие студенты работают или занимаются семейными делами параллельно учёбе – и это вполне реально, ведь расписание составляется под себя.
Пример: Магистрантка НИУ ВШЭ Ирина делится опытом: «Моя программа предполагает дневное обучение в онлайн-формате. Удобно, если вы работаете или учитесь в другом университете параллельно (мой случай) – можно смотреть лекции вечером и выполнять задания в выходные»6. Такой подход помогает получить диплом без отрыва от других сфер жизни.
Несмотря на массу плюсов, дистанционное обучение – это не универсальный вариант, подходящий абсолютно всем. У данного формата есть и свои минусы3, которые важно учитывать:
Не хватает практических занятий. Для некоторых специальностей (например, медицина, инженерные дисциплины, химия) требуется работа в лабораториях, с оборудованием, живыми объектами. В онлайн-формате такие практикумы заменить трудно. Виртуальные симуляторы лишь частично решают проблему. Поэтому по чисто прикладным направлениям дистанционное обучение может уступать очному в плане отработки навыков3. Будущему инженеру или врачу, обучаясь удалённо, придётся самостоятельно искать возможности попрактиковаться в реальных условиях.
Меньше живого общения и студенческой жизни. Студенческие годы – это не только лекции, но и коммуникация, совместные проекты, дружба, networking. Онлайн-формат ограничивает личный контакт: познакомиться с однокурсниками и преподавателями сложнее, когда вы по разные стороны экрана3. Нет привычной атмосферы кампуса, кружков, клубов по интересам. Некоторые студенты ощущают себя изолированно. Конечно, частично это компенсируется чатами и видеовстречами, но живое общение заменить полностью трудно.
Высокие требования к мотивации и дисциплине. Дома всегда найдётся, чем отвлечься – соцсети, сериалы, домашние дела. При дистанционном обучении контроль со стороны минимален: никто не заставит тебя сесть за учебники каждый день. Поэтому успешно учиться онлайн сможет только самоорганизованный и мотивированный человек3. Если тебе трудно планировать время, велик риск «провалять дурака» и копить долги по заданиям. Для некоторых студентов отсутствие расписания и жёстких дедлайнов – серьёзное испытание.
Нагрузка на зрение и здоровье. Постоянное сидение за компьютером – неизбежная часть онлайн-обучения. Это может негативно сказаться на зрении, осанке, общем самочувствии, если не соблюдать гигиену труда. В очном вузе есть перемены, смена обстановки, физическая активность по дороге – дома же можно целый день не вставать с кресла. Требуется осознанно заботиться о перерывах и упражнениях, чтобы сохранить здоровье.
Как видно, дистанционка подходит не каждому. Если ты чувствуешь, что без внешнего контроля не сможешь учиться продуктивно, или твоя специальность требует много практики рукам, стоит хорошо взвесить все за и против. Иногда оптимальным решением бывает смешанная форма (blended learning), совмещающая онлайн-теорию и офлайн-практику.
Некоторые вузы предлагают очно-заочные программы с применением дистанционных технологий – когда учишься в основном удалённо, но на важные семинары или лабораторные приезжаешь в кампус3. Например, Балтийский государственный технический университет (БГТУ «Военмех») в Санкт-Петербурге реализует многие дисциплины через электронную среду, однако полностью дистанционно получить диплом там нельзя – требуется очное участие в отдельных этапах обучения4.
Исходя из перечисленных плюсов и минусов, можно выделить категории людей, для которых дистанционное обучение станет оптимальным выбором.
В дружелюбной атмосфере онлайн-университетов особенно комфортно будет:
Работающим профессионалам. Если ты уже строишь карьеру, но хочешь получить новую специальность или степень, дистанционное образование позволит учиться вечерами или в выходные, не увольняясь с работы. Повышать квалификацию параллельно трудовой деятельности – большой плюс4.
Родителям маленьких детей. Когда на руках малыш, сложно каждый день ездить на пары. Онлайн-обучение даёт мамам и папам шанс учиться без отрыва от семьи – пока ребёнок спит или играет рядом4. Вы можете получить полноценное образование, не беспокоясь о нянях и садиках.
Жителям удалённых регионов. Если в вашем городе нет нужного вуза или качество местного образования оставляет желать лучшего, дистанционный формат открывает доступ к программам лучших университетов страны4. Больше не нужно ехать за тысячу километров – интернет стирает границы.
Людям с ограниченными возможностями здоровья. Для тех, кому тяжело передвигаться или требуется особая среда, онлайн-университет – настоящее спасение4. Можно учиться дома, в комфортных условиях, без физических барьеров. Главное – подобрать программу, где нет обязательных очных практикумов.
Конечно, этот список далеко не полный. Дистанционное обучение стало новой ветвью развития системы образования4, и практически каждый может найти в нём что-то ценное для себя. Главное – оцени свои личные особенности: умеешь ли ты учиться самостоятельно? Готов ли пожертвовать частью традиционного студенческого опыта ради удобства? Если да, то онлайн-формат подарит тебе массу возможностей.
В России дистанционное обучение внедряется как в частных, так и в государственных вузах. Для государственных (то есть государственных бюджетных университетов) очень важно наличие лицензии и государственной аккредитации программы. Если онлайн-программа аккредитована Министерством науки и высшего образования РФ, то выпускник получает диплом государственного образца – такой же, как у очников.
К счастью, большинство крупных государственных вузов, открывших удалённые отделения, позаботились об аккредитации. Например, на дистанционных программах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) выпускники получают полноценный диплом бакалавра или магистра без отметки о «заочности» – онлайн-кампус ВШЭ официально подтверждён как часть образовательной деятельности вуза7 5.
Многие ведущие государственные университеты предлагают сегодня дистанционную форму по ряду направлений. В их числе:
НиУ ВШЭ (Высшая школа экономики) – один из пионеров онлайн-образования в РФ. В ВШЭ создан целый цифровой кампус «Вышка Онлайн», где более 4700 студентов учатся удалённо со всего мира. Сейчас открыто 6 онлайн-программ бакалавриата (например, «Компьютерные науки и анализ данных», «Дизайн», «Экономический анализ» и др.) и несколько онлайн-магистратур. В 2024 году Вышка Онлайн получила статус Gold в международном рейтинге THE Online Learning Rankings, войдя в десятку лучших онлайн-кампусов мира7. Это подтверждает высокое качество дистанционных программ ВШЭ.
Московский государственный университет (МГУ) – классический пример вуза, где основное обучение очное, но есть и возможности удалённо учиться на отдельных факультетах. В МГУ реализуются элементы электронного обучения, однако полностью дистанционных программ первого высшего пока мало. Часто это либо заочные программы с онлайн-элементами, либо курсы повышения квалификации.
Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ) – активно внедряет дистанционные технологии, особенно для магистратуры и дополнительного образования. СПбПУ известен своими инженерными направлениями, и теперь часть из них доступна онлайн, с использованием виртуальных лабораторий и моделирования.
Уральский федеральный университет (УрФУ) – крупный региональный вуз, предлагающий дистанционные программы по техническим и гуманитарным специальностям3. УрФУ разработал несколько онлайн-курсов по информатике, строительству, менеджменту и другим направлениям, что позволяет студентам из Сибири и Урала получить образование без переезда.
Другие государственные вузы по всей стране. Сейчас по данным порталов для абитуриентов, не менее 80–90 государственных университетов РФ имеют дистанционные или онлайн-программы8 9. Например, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) в Москве проводит онлайн-обучение по ряду направлений – от экономики до культурологии4.
В Новосибирске НГТУ и СибГУТИ открыли дистанционные факультеты по ИТ-специальностям. В Тюмени ТИУ предлагает онлайн-обучение по техническим направлениям (машиностроение, нефтегазовые технологии и др.)3. География охватывает всю страну: от Калининграда до Владивостока находятся государственные вузы, где часть студентов учится через интернет.
Отдельного упоминания заслуживает, что дистанционные программы могут иметь ограничения по специализациям. Некоторые государственные университеты пока не переводят в онлайн специфические направления, требующие много практики (например, медицинские вузы или творческие специальности). Но экономические, юридические, управленческие и ИТ-направления почти везде уже представлены в дистанционном формате.
Частные (коммерческие) университеты зачастую быстрее и смелее внедряют дистанционное обучение. Не имея строгих госзаказов, они гибко реагируют на спрос рынка. Многие негосударственные вузы изначально делают ставку на онлайн. Например, Университет «Синергия» – один из самых известных частных вузов России – уже много лет продвигает свои дистанционные программы.
Синергия заявляет, что онлайн-образование в их университете имеет ту же юридическую силу, что и очное, и выпускники получают диплом гособразца2. У вуза сотни онлайн-курсов, есть бакалавриат и магистратура по направлениям: бизнес, психология, дизайн, программирование и т.д. Фактически, Синергия превратилась в образовательный онлайн-холдинг, привлекая студентов со всей страны.
Другой пример – Московский технологический институт (МТИ), также известный своими активными дистанционными программами. МТИ предлагает множество ИТ- и технических специальностей онлайн, сотрудничает с платформами вроде Coursera. Университеты нового типа – такие, как «Синергия», МТИ, Московский международный университет (ММУ) – часто ориентируются на практические направления (бизнес, менеджмент, информтехнологии) и стараются дать максимум сервиса студентам: круглосуточная поддержка кураторов, индивидуальные траектории, электронные библиотеки и т.п.
Однако при выборе частного вуза важно проверить аккредитацию. Не у всех коммерческих учебных заведений есть государственная аккредитация на дистанционные программы3. Если аккредитации нет, диплом будет не государственного, а лишь установленного самим вузом образца – по сути, внутренний сертификат, который может не признаваться другими вузами и госорганами.
К счастью, крупные игроки рынка (вроде Синергии) аккредитацию своих онлайн-программ имеют. Например, в топ-10 частных вузов с дистанционным обучением также входят: Институт бизнеса и дизайна, Московский финансово-юридический университет (МФЮА), Российский новый университет (РосНОУ) и др. Многие из них сумели получить аккредитацию на программы дистанционной заочной формы.
Гибкость подходов – сильная сторона коммерческих вузов. Они могут устанавливать более низкую стоимость обучения, предлагать скидки, запускать новые программы под потребности рынка. Например, Университет «Синергия» активно рекламирует бесплатное обучение на первом курсе (с последующей оплатой дальнейших лет) для привлечения студентов2. Частные онлайн-вусы также часто сотрудничают с компаниями: приглашают практиков в преподаватели, устраивают стажировки. Это делает программы более прикладными и востребованными.
Чтобы дать конкретное представление, рассмотрим несколько примеров вузов России, успешно реализующих дистанционное обучение (как государственных, так и частных):
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) – государственный, г. Москва. Предлагает онлайн-обучение по гуманитарным и социально-экономическим направлениям: экономика, менеджмент, юриспруденция, журналистика, культурология и др. Стоимость – порядка 110 тыс. руб. в год4. РГГУ развивает собственную платформу и предоставляет студентам гибкость в выборе курсов. Преимущества: обучение у ведущих учёных, широкие возможности для практики и стажировок4.
Московский университет им. С.Ю. Витте – частный вуз, г. Москва. Имеет дистанционные программы по прикладной информатике, менеджменту, экономике, психологии и др. Стоимость – около 46 тыс. руб. в год4. Университет им. Витте делает упор на современное содержание курсов и оснащённые электронной средой лаборатории.
Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) – государственный специализированный вуз. Реализует дистанционные программы по геодезии, кадастру, дистанционному зондированию земли3. Стоимость – от 60 тыс. руб. в год4. Требуется присутствие в вузе только на аттестациях. МИИГАиК известен тем, что разработал собственную платформу 3KL для электронного обучения студентов.
Московский энергетический институт (МЭИ) – государственный технический вуз, г. Москва. Запустил несколько дистанционных программ бакалавриата по энергетике, экономике, управлению техническими системами. Стоимость – около 90 тыс. руб. в год. МЭИ даже создает виртуальные лаборатории и симуляторы для отработки практических навыков студентами удалённо4.
Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) – государственный отраслевой вуз, г. Уфа. Внедрил дистанционное обучение по ряду направлений нефтегазового дела, техносферной безопасности, экономики, а также даже туризма и дизайна. Таким образом, даже в сугубо инженерном вузе нашли способы учить онлайн профилированным дисциплинам. Для поступления на дистанционную программу УГНТУ нужно сдать вступительные экзамены (ЕГЭ или внутренние), очный приезд не требуется4.
Университет «Синергия» – частный, г. Москва (и филиалы). Как упоминалось, один из лидеров дистанционного образования. Предлагает десятки программ от дизайна до информационных технологий. Стоимость варьируется, есть акции. У Синергии гибкие условия: можно начинать учёбу бесплатно, сначала слушая курсы, и только потом оплачивать обучение. Выпускники получают диплом гособразца (у Синергии есть аккредитация)2.
Московский международный университет (ММУ) – частный, г. Москва. Даёт дистанционно образование по экономике, менеджменту, госуправлению, психологии, лингвистике и др.. Стоимость около 74 тыс. руб. в год4. ММУ делает акцент на гибкости обучения и международных стандартах программ.
Балтийский технический университет «Военмех» (БГТУ) – государственный, г. Санкт-Петербург. Запустил электронное обучение по ряду технических направлений (программная инженерия, машиностроение, стандартизация и пр.), однако полностью дистанционно диплом там получить нельзя – некоторые занятия и защита проходят очно4. Тем не менее, большую часть теории студенты БГТУ теперь могут изучать онлайн.
Высшая школа экономики – ВШЭ (ещё раз) – стоит упомянуть и здесь, поскольку НИУ ВШЭ активно расширяет список дистанционных программ. Помимо бакалавриатов, появились онлайн-магистратуры и совместные программы (например, с онлайн-школами вроде Нетологии10). Это показывает тренд: даже топовые университеты страны интегрируют коммерческие онлайн-курсы и платформы в своё пространство, предоставляя студентам больше возможностей учиться удалённо.
Приведённые примеры показывают, что онлайн-образование развивается повсеместно – от столицы до регионов, от гуманитарных вузов до технических. Ключевое для абитуриента – убедиться, что выбранная программа имеет аккредитацию (особенно у частных вузов) и подходит по формату. Если всё в порядке, можно смело поступать и получать высшее образование, сидя перед экраном компьютера.
Соединённые Штаты были пионерами дистанционного высшего образования: здесь одними из первых появились онлайн-колледжи и университеты, предлагающие степени удалённо. Вначале дистанционное обучение в США ассоциировалось с коммерческими «колледжами онлайн» (например, University of Phoenix – крупный частный онлайн-университет). Однако в последние годы практически все ведущие американские университеты создали программы, доступные через интернет.
Например, такие престижные вузы США, как Университет Джонса Хопкинса, Северо-Западный университет (Northwestern), Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA), Нью-Йоркский университет (NYU), Техасский университет в Остине (UT Austin) и др., предлагают получить ряд степеней онлайн1. Студенты могут дистанционно учиться на программах в областях от бизнеса и инженерии до общественного здравоохранения и компьютерных наук.
Например, Университет Джонса Хопкинса предоставляет онлайн-программы по социальным наукам, бизнесу, медицине и многим другим направлениям – разнообразие настолько велико, что привлекает на дистанционное обучение и американских, и иностранных студентов. А Технологический институт Джорджии (Georgia Tech), один из топовых инженерных вузов, запустил полностью онлайн-магистратуру по информатике, которая считается одной из лучших и при этом доступных по цене (всего около $7000 за всю программу). Этот же вуз предоставляет дистанционно дипломы в области инженерных, естественных и компьютерных наук1.
Онлайн-образование в США поддерживается на государственном уровне. В каждом штате есть университеты, предлагающие удалённое обучение. Например, Университет штата Огайо, Университет Мэриленд, Университет Колорадо – все они имеют дистанционные программы, в основном по бизнесу, образованию, ИТ и менеджменту. Часто для онлайн-студентов создаются отдельные подразделения – например, Global Campus или Extension School. Так, у Калифорнийского университета есть платформа UCLA Extension, где реализуются онлайн-курсы и сертификаты1.
Важный нюанс: стоимость обучения за рубежом. Онлайн-программы в США по цене обычно сопоставимы с очными, хотя иногда чуть дешевле за счёт экономии на кампусных сборах. В целом образование в США остаётся дорогим – топовые университеты могут брать до $30–40 тысяч в год даже за онлайн-формат11. Более бюджетные варианты есть в государственных университетах и специальных онлайн-вузах.
Например, University of the People – первый в США некоммерческий онлайн-университет, где учится около 100 тысяч студентов со всего мира. Обучение там бесплатное (берётся лишь небольшой сбор за экзамены), и студенты с низким доходом могут учиться практически даром благодаря стипендиям12. Такой подход открывает доступ к американскому диплому людям, которые не могут позволить себе обычный вуз.
Отдельно стоит упомянуть Канаду: канадские университеты также развивают дистанционные программы. Некоторые даже привлекают иностранных студентов более низкой стоимостью. В среднем онлайн-обучение в Канаде обходится в $10–17 тысяч в год, что заметно дешевле американских цен11. University Canada West, Athabasca University – примеры канадских вузов, известных своими онлайн-бизнес-программами и ИТ-курсом. Они активно продвигают свои услуги за рубеж, предлагая качественное образование дистанционно по североамериканским стандартам.
В Европе сложилась своя модель дистанционного высшего образования – через создание национальных открытых университетов. Яркий пример – Открытый университет Великобритании (The Open University). Основанный в 1969 году, он стал первым в мире университетом, полностью посвящённым дистанционному обучению. Сейчас в Open University учатся студенты из 157 стран, в каталоге более 200 программ и 400 курсов – от творческого письма до физики12.
Обучение гибкое: можно получать сертификаты, дипломы, степень бакалавра с отличием и т.д. Поступление обычно без экзаменов, но для некоторых программ требуется пройти вступительное тестирование и знание английского на уровне не ниже B212. Open University стал эталоном удалённого образования в Европе: его дипломы признаются работодателями и другими вузами наравне с обычными, а качество подтверждается аккредитациями.
Другой пример – Испания. Здесь действует Национальный университет дистанционного образования (UNED), иногда называемый «Мадридским университетом дистанционного обучения». Это государственный вуз, входящий в число крупнейших в Испании. UNED предлагает онлайн-программы по праву, администрированию, психологии труда, туризму, истории, информатике и др.11. Учёба идёт на испанском языке, и университет занимает высокие места в национальных рейтингах. То есть получить испанский диплом бакалавра или магистра теперь можно, не приезжая в Испанию – достаточно владеть языком и иметь интернет.
В Германии функционирует Хагенский заочный университет (FernUniversität in Hagen) – единственный государственный университет дистанционного обучения в Германии. В нём можно получить диплом бакалавра и магистра по различным направлениям: культурология, социология, математика и информатика, психология, экономика, право11.
Обучение ведётся преимущественно на немецком языке. Поскольку это государственный вуз, его дипломы имеют такую же силу, как и у остальных университетов Германии. Особенность – относительно невысокая стоимость семестра, поскольку финансируется государством (например, семестр обучения в FernUni может стоить порядка нескольких сотен евро, что несравнимо с тысячами долларов в США).
Италия тоже не отстаёт: там появился Университет имени Гульельмо Маркони (USGM) – первый аккредитованный онлайн-университет в стране. Он предлагает обучение как на итальянском, так и на английском языках, а некоторые программы – даже на русском11. Университет Маркони даёт возможность получить степень по экономике, юриспруденции, педагогике, прикладным технологиям, искусству, политологии и др. Причём поступающим, владеющим русским, не нужно подтверждать знание английского11, что облегчает доступ для студентов из СНГ. Это пример того, как европейские онлайн-вузы начинают ориентироваться и на зарубежных студентов, предлагая мультиязыковые программы.
В Великобритании помимо Open University, дистанционные программы развивают и традиционные университеты. Например, Университет Лондона ещё с середины XIX века предоставляет программу External Studies – получение лондонского диплома экстерном. Сейчас многие колледжи Лондонского универа (такие как UoL International) предлагают онлайн-степени по бизнесу, финансам, компьютерным наукам. Университет Ливерпуля, Университет Манчестера – у них тоже есть дистанционные MBA и магистратуры, часто ориентированные на иностранных специалистов.
Таким образом, по всей Европе действуют десятки онлайн-университетов. Франция, Нидерланды, Скандинавские страны – везде появились либо отдельные дистанционные вузы, либо консорциумы при обычных университетах. Например, во Франции есть проект FUN MOOC и цифровой университет Campus France13, где можно найти онлайн-программы французских вузов.
В Нидерландах Вагенингенский университет (Wageningen UR) запустил дистанционные курсы по медицине, ветеринарии, эпидемиологии. Европа ценит качество, поэтому онлайн-программы проходят строгую сертификацию, и студенты могут быть уверены, что диплом, полученный дистанционно, не отличается по ценности от диплома того же вуза очной формы11.
За пределами Европы и Северной Америки дистанционное обучение тоже набирает обороты. В некоторых странах создаются цифровые университеты с национальным колоритом. Например, в Индии в 2021 году основан Цифровой университет Кералы (DUK) – первый полностью онлайн-вуз в стране12.
Он предлагает магистерские программы по компьютерной инженерии, электронике, ИТ и цифровым наукам, а также PhD и постдипломные квалификации. Хотя DUK имеет физический кампус и общежития, все академические программы доступны в онлайн-режиме12. Выпускники уже работают в сфере ИИ, кибербезопасности и IT-бизнеса, что показывает успешность модели.
В Азии большой вклад в развитие удалённого образования внесла Южная Корея. Здесь появились кибер-университеты, например Global Cyber University и Seoul Digital University. Global Cyber University (GCU) известен тем, что поддерживает корейскую культуру и медиа-искусство: помимо направлений по ИИ и психологии, там есть программы по коучингу, медитации, а также возможности для студентов попробовать себя в шоу-бизнесе12.
Примечательно, что GCU окончили 6 участников популярной k-pop группы BTS – это привлекает внимание к вузу по всему миру. Сеульский цифровой университет (SDU) предлагает 34 программы бакалавриата онлайн на корейском и английском языках – от бизнес-администрирования и логистики до компьютерной инженерии и креативного письма12. Для поступления нужно сдать вступительный тест, но учиться можно удалённо из любой страны.
Отдельно отметим категорию международных онлайн-платформ с выдачей дипломов. Так, глобальные MOOC-платформы (Coursera, edX) в сотрудничестве с университетами запустили полноценные онлайн-магистратуры. Пример – совместная онлайн-программа магистра компьютерных наук от Мичиганского университета и Coursera, или MBA от Университета Иллинойса через Coursera. Эти дипломы выдаются университетом-партнёром и признаются официально. Для студентов по всему миру это шанс получить диплом топ-вуза (пусть и за деньги) без переезда.
Таким образом, зарубежный опыт показывает: получить престижный диплом, не выходя из дома, реально. Надо лишь выбрать страну и университет по душе. Кто-то предпочитает гибкость американских программ, кто-то – доступность европейских открытых вузов, а кто-то пробует новые проекты в Азии. Благо, теперь можно учиться хоть в корейском кибер-университете, хоть в британском открытом – было бы желание и знания языка.
Одним из ключевых вопросов для любого абитуриента дистанционной программы является: а будет ли мой диплом «настоящим»? Иными словами, признаётся ли он государством и работодателями наравне с обычным? Ответ: да, если программа аккредитована должным образом.
В России действует правило: если у вуза и конкретной образовательной программы есть государственная аккредитация, то по окончании выпускнику выдается диплом государственного образца. Такой диплом ничем не отличается от диплома очного отделения – на нём тот же герб, та же запись о присвоении степени. Онлайн-образование имеет ту же юридическую силу, что и стандартное очное или заочное обучение2. Поэтому большинство серьёзных дистанционных программ стараются получить аккредитацию.
Однако важно проверять этот момент. Как отмечают эксперты, далеко не у всех дистанционных вузов есть госаккредитация. Если вы учитесь в организации без аккредитации, вам выдадут лишь диплом установленного образца (то есть образца самого вуза)3. Такой документ формально не является государственным дипломом о высшем образовании. Он может подойти для трудоустройства в некоторых компаниях, особенно если вуз известен, но для поступления в государственную магистратуру или на госслужбу могут возникнуть проблемы. Поэтому первый совет – всегда уточняйте статус программы.
Признаком аккредитации может служить фраза «диплом государственного образца» на сайте вуза или в описании программы. Например, университет «Синергия» прямо заявляет в своих материалах: выпускники получают диплом гособразца2. На портале поступления в вузы часто помечены аккредитованные дистанционные программы специальными значками. Если информации нет, не стесняйтесь спросить приёмную комиссию напрямую.
Многих волнует вопрос: будет ли в самом дипломе указано, что образование получено дистанционно? Ведь кто-то опасается предвзятого отношения, увидев такую пометку. Здесь можно успокоить: по действующим правилам, форма обучения в дипломе не указывается, если выпускник сам не попросит об этом. В 2021 году Министерство науки и высшего образования РФ выпустило приказ, согласно которому информация о заочной или дистанционной форме обучения включается в диплом только по желанию самого студента5.
В общем случае, стандартный диплом бакалавра/магистра сейчас содержит только сведения о квалификации, присвоенной степени и специальности. Ни слова о том, очно или онлайн вы учились, там не будет. Исключение – случаи, когда сам выпускник хочет, чтобы указали форму (но сложно представить, зачем это может понадобиться). Таким образом, диплом дистанционного обучения выглядит так же, как и любой другой. Даже приложения с часами дисциплин, как правило, не содержат сведений о формате освоения этих часов.
Для программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не высшее, а допобразование) ситуация аналогична: слушателю выдаётся удостоверение или диплом установленного образца, где перечислены пройденные курсы и часы, но не написано, что это делалось через интернет5. То есть работодатель, рассматривая документы, увидит просто диплом о переподготовке с указанием квалификации – и ему не будет очевидно, учились ли вы очно или онлайн.
Такое равноправие на уровне документов – осознанная политика, направленная на устранение возможной дискриминации дистанционных выпускников. Ведь по сути, если программа аккредитована, значит она соответствует федеральным образовательным стандартам, независимо от формы реализации. Знания получены, аттестации пройдены – диплом заслужен.
Несмотря на формальное равенство дипломов, остаётся вопрос: как работодатели смотрят на онлайн-образование? Здесь мнения постепенно меняются в более позитивную сторону. Если раньше могли скептически отнестись («А, заочка, небось бездельничал»), то сейчас крупные компании все чаще оценивают реальные навыки, а не форму обучения.
Согласно опросам, для большинства работодателей сам факт наличия диплома важен, но важнее опыт работы и навыки. Например, исследование 2021 года показало, что 56,8% работодателей при найме в первую очередь обращают внимание на опыт и умения, а не на диплом. Только 27,9% рекрутеров строго учитывают соответствие специальности в дипломе должности, и лишь 15% принципиально волнует сам факт диплома (есть он или нет)14. То есть более половины работодателей вообще нейтрально относятся к форме образования – главное, чтобы у кандидата были необходимые компетенции.
Тем не менее, небольшой скепсис по отношению к дистанционщикам ещё сохраняется у части руководителей. Некоторые сомневаются в качестве подготовки, думают, что онлайн-студент мог списывать или получил недостаточно практики. Особенно это касается областей, где ценятся практические умения (инженерия, медицина). Но в то же время другая часть работодателей, напротив, приветствует стремление человека учиться в любом формате и ценит, что он проявил дисциплину и освоил материал самостоятельно5.
Интересно, что в определённых сферах онлайн-диплом даже рассматривается как плюс. Например, в IT, цифровом маркетинге, веб-дизайне – областях, тесно связанных с технологиями – удалённое обучение стало обычным делом5. Там никого не удивишь тем, что специалист получил степень онлайн: это показывает, что человек умеет работать с информацией, владеет современными инструментами, может самоорганизоваться. Кроме того, такие кандидаты часто совмещают учёбу с работой – а значит, уже имеют практический опыт, что ценится очень высоко.
Если вы переживаете, как лично ваш диплом воспримут при приёме на работу, вот несколько рекомендаций:
Фокусируйтесь на навыках. В резюме и на собеседовании подчёркивайте конкретные умения и проекты, которыми вы занимались во время учёбы онлайн. Например, расскажите о дипломном проекте, о том, какие практические задания выполняли. Докажите, что ваше обучение было не номинальным, а дало реальные знания.
Покажите самодисциплину. Сам факт успешного окончания онлайн-программы свидетельствует о вашей организованности. Можете упомянуть, что дистанционно прошли курс, не пропустив ни одного дедлайна – для многих руководителей это сигнал о высокой мотивации.
Не акцентируйте на форме. В резюме укажите просто вуз и специальность, без слов «дистанционно» или «очно». Как мы выяснили, в дипломе этой информации нет, и вам не обязательно вообще поднимать эту тему. Если спросят – честно ответьте, но сразу добавьте, что программа была аккредитована и эквивалентна обычной.
Если есть опыт работы – это козырь. Большинство работодателей отдадут предпочтение человеку с опытом, даже если тот учился онлайн, нежели очному отличнику без практики5. Так что старайтесь параллельно учёбе получать опыт: стажировки, фриланс, проекты. Тогда вопрос формы обучения вообще отойдёт на второй план.
Отдельно отметим: при трудоустройстве в госсектор или академическую сферу важно, чтобы вуз был аккредитован и (для зарубежных дипломов) имел признание в России. О признании иностранных дипломов – в следующем разделе.
Многие спрашивают: если я получу диплом зарубежного университета дистанционно, признается ли он в России? В целом, диплом, выданный аккредитованным иностранным вузом (вне зависимости от формы обучения), признаётся на территории РФ по процедуре нострификации или в рамках международных соглашений.
Россия имеет договоры о взаимном признании образования с рядом стран. Например, дипломы вузов, входящих в Болонскую систему (европейских), обычно признаются автоматические или по упрощённой схеме. Для других случаев Рособрнадзор проводит экспертизу (нострификацию).
Важно: если вы учитесь в иностранном онлайн-вузе, убедитесь, что он имеет официальную аккредитацию/признание у себя в стране. Например, американский University of the People аккредитован в США, а британский Open University признан в Великобритании. Тогда и в России шансы признать ваш диплом высоки.
Что касается ценности таких дипломов для работодателей – как мы уже говорили, многие компании смотрят на навыки. Иностранный диплом может даже произвести впечатление, если это известный вуз. Но имейте в виду, что придётся подтвердить образование документально (перевод диплома, возможно, легализация). В остальном же принцип тот же: ключевое – чему вы научились, а не где именно.
Интересно, что зарубежные университеты сами подчёркивают равноправие онлайн-дипломов. Например, европейские вузы заявляют, что дистанционный диплом не отличается по ценности от диплома очной формы того же университета11. Это означает, что и в международном контексте ваш онлайн-документ будет воспринят как полноценное высшее образование.
Выбор подходящей онлайн-программы – ответственный шаг. Вот на что стоит обратить внимание при принятии решения:
Рейтинг и репутация вуза. Даже дистанционно, лучше учиться в хорошем университете. Посмотрите места в международных и российских рейтингах (THE, QS, Forbes и др.)11. Если выбираете иностранный вуз – узнайте, входит ли он в топ своего региона. Репутация влияет и на качество обучения, и на признание диплома.
Аккредитация программы. Как мы подробно разбирали, убедитесь, что у программы есть нужные лицензии. Для российских вузов – госаккредитация. Для зарубежных – аккредитация профильных агентств. Без этого диплом может быть слабее в юридическом плане3.
Стоимость обучения. Узнайте цену за семестр/год и за весь курс. Обучение онлайн за рубежом может стоить от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов в год в зависимости от престижности и страны11. В частных российских вузах цена часто ниже, чем на очном (например, 30–50 тыс. руб. в год), а в госвузах на заочном отделении – сопоставимо с обычной заочной. Учтите также дополнительные расходы: иногда платформа взимает плату за экзамены, или потребуются учебные материалы.
Язык и требуемые экзамены. Если поступаете в зарубежный онлайн-вуз, скорее всего обучение идёт на английском (реже на языке страны). Нужно сдать международный языковой экзамен (IELTS, TOEFL и др.) и предоставить сертификат11. Уточните требования по баллам. Некоторые европейские дистанционные программы ведутся и на других языках – например, на немецком, испанском, французском – тогда нужны соответствующие знания. Также проверьте, не нужны ли вступительные экзамены или интервью. Например, в британских онлайн-программах может потребоваться пройти собеседование12.
Формат обучения и расписание. Уточните, полностью ли программа дистанционная. Некоторые «онлайн» курсы могут подразумевать очные сессии (как мы видели на примере БГТУ). Почитайте учебный план: в идеале все экзамены и защиты должны приниматься удалённо. Также посмотрите, синхронное или асинхронное обучение: нужны ли обязательные выходы в эфир по расписанию или можно смотреть записи в любое время. Выбирайте то, что подходит твоему режиму.
Длительность и интенсивность. Сроки получения степени онлайн иногда более гибкие. Где-то бакалавриат можно пройти ускоренно за 3 года, а где-то, наоборот, растянуть на 5–6 лет, сочетая с работой. Оцените, сколько часов в неделю требуется уделять занятиям. Например, в некоторых европейских онлайн-магистратурах ожидается ~20–25 часов учебы в неделю15. Соизмерьте это со своими возможностями.
Поддержка и сервисы для студентов. Хороший онлайн-вуз предоставляет кураторов, техподдержку, онлайн-библиотеки, доступ к программному обеспечению. Узнайте, будет ли у вас личный наставник, как часто можно общаться с преподавателями, есть ли карьерные центры. Важный показатель – наличие у вуза опыта в дистанционном обучении (лет на рынке, число онлайн-студентов). Например, ВШЭ гордо заявляет о 11 годах развития онлайн-образования и тысячах студентов7 – это значит, система отлажена.
Отзывы студентов. Почитайте на форумах или в соцсетях, что говорят те, кто уже учится или закончил выбранную программу. Обращай внимание на комментарии о сложности обучения, о том, насколько своевременно проверяют работы, как проходят экзамены. Это живые индикаторы качества.
Составив список критериев, сравните несколько вузов. Не бойтесь отправить запросы сразу в несколько мест – консультанты обычно охотно отвечают и помогают сориентироваться.
Процесс поступления на онлайн-программу во многом похож на обычный, особенно если речь о российском вузе. Но есть нюансы:
Для поступления в российский вуз дистанционно нужно, как правило, предоставить такие же документы, что и при очном поступлении: аттестат (для бакалавриата) или диплом бакалавра (для магистратуры), результаты ЕГЭ (или сдавать вступительные экзамены онлайн), паспорт и заявления. Разница в том, что документы подаются через интернет – заполняется электронная анкета на сайте вуза или на портале «Госуслуги – Поступление в вуз» (если вуз подключён к системе).
Оригиналы приносить не нужно до непосредственного зачисления – достаточно сканов. Некоторые университеты просят подтвердить подлинность документов при первой очной встрече, но в целом поступление проходит удалённо. Конкурсы на бюджетные места (если они есть для заочного/дистанционного отделения) проводятся так же, как обычно, по баллам ЕГЭ.
Если ты уже учишься очно, но хочешь перейти на дистанционку, возможен перевод внутри вуза (при наличии такой опции). Нужно написать заявление на имя декана с обоснованием (например, по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам и т.д.), приложить подтверждающие документы. Если дистанционной программы в твоём вузе нет, можно перевестись в другой университет, где она есть3.
Для поступления в зарубежный онлайн-вуз готовься чуть тщательнее.
Во-первых, нужен достаточный уровень языка (подтверждается сертификатом).
Во-вторых, обычно требуется стандартный пакет документов: предыдущие дипломы/аттестаты, выписка оценок (транскрипт), мотивационное письмо и рекомендации11. Да-да, даже для онлайн-формата иностранные университеты часто просят мотивационное эссе – расскажи, почему хочешь учиться, чем планируешь заниматься.
Конкурс может быть высоким, особенно на престижные программы, так что отнесись серьёзно к этому этапу. В некоторых случаях, как отмечалось, могут попросить пройти интервью (через Zoom). Если программа популярная и сложная, могут даже предложить пройти предварительный подготовительный курс11, чтобы подтянуть знания до требуемого уровня.
Начинать процесс стоит заранее. Например, если учеба начинается осенью следующего года, подачу документов лучше начать зимой-весной текущего. Это даст время сдать языковые тесты, собрать рекомендации и т.д. Помни, что переводы документов должны быть нотариально заверены11, это тоже время.
После того, как вас зачислили, обычно присылают инструкцию по подключению к платформе, дают студенческий логин. Часто устраивают онлайн-ориентацию: знакомят с интерфейсом, правилами, расписанием. Не пренебрегайте этим – разберитесь сразу, где смотреть задания, как связаться с преподавателем, какие технические требования (браузер, гарнитура для вебинаров и т.д.).
Напоследок – несколько рекомендаций, которые помогут максимально эффективно пройти дистанционное обучение:
Для студента (обращаемся на «ты»):
Организуй свое рабочее место и время. Составь расписание, выдели часы под лекции, чтение, выполнение заданий. Дома дисциплина – твоя ответственность. Постарайся придерживаться режима, словно ходишь на пары.
Поддерживай связь с одногруппниками. Даже если вы никогда не встречались лично, создайте чат, обсуждайте сложные темы вместе. Совместная учеба мотивирует и помогает не забросить курс.
Не стесняйся задавать вопросы преподавателям. Используй все каналы – форумы, электронную почту, вебинары. Преподаватели отмечают, что активные онлайн-студенты усваивают материал лучше. Твоя проактивность покажет, что ты действительно заинтересован, и тебе с радостью помогут.
Делай перерывы и заботься о здоровье. Каждые 40–50 минут вставай, разминайся, давай глазам отдых. Питайся регулярно, даже если учишься из дома. Здоровый организм – залог эффективности обучения.
Для родителей (обращаемся на «вы»):
Поддержите самоорганизацию ребенка. Если ваш сын или дочь учится дистанционно (особенно в юном возрасте), помогите выстроить график дня. Интересуйтесь успехами, но не тотально контролируйте – просто убедитесь, что у ребенка есть все условия для спокойной учебы (тихое место, компьютер, интернет).
Не переживайте насчет «отсутствия социализации». Во многих дистанционных программах предусмотрены групповые проекты, общения в чатах, да и вне учебы у современных подростков полно коммуникации онлайн. Если хочется очных впечатлений – можно поощрять участие ребенка в местных кружках, волонтерских движениях, чтобы балансировать онлайн/офлайн.
Убедитесь в аккредитации вуза. Как родитель, вы можете проверить статус учебного заведения, куда поступает ваш ребенок. Посмотрите на сайте Рособрнадзора, есть ли у него лицензия и аккредитация, почитайте отзывы. Это обезопасит от выбора некачественного образования.
Планируйте бюджет. Дистанционное обучение часто платное, продумайте финансовую сторону. Узнайте о рассрочках, скидках (например, многие вузы дают скидку отличникам или при единовременной оплате за год). Также учитывайте расходы на оборудование, ПО, возможно – дополнительные курсы.
В целом, успех в дистанционном обучении зависит от мотивации и целеустремленности. Поступить относительно несложно – а вот довести дело до диплома потребует усилий11. Но это того стоит: полученные знания плюс умение самостоятельно работать – отличное сочетание для будущей карьеры.
Теперь, когда мы подробно разобрали все аспекты – от преимуществ и недостатков до выбора вуза и получения диплома – можно сделать вывод: дистанционное обучение в вузах стало полноценной альтернативой очному. Ты можешь получить диплом престижного университета, не выходя из дома, если проявишь достаточно организованности и упорства. Для родителей важно, что такой диплом будет юридически и практически ценен, если программа аккредитована, а знания применимы. Мир стремительно движется к цифровизации образования, и наша задача – правильно этим воспользоваться.
Дистанционное образование – современная форма получения высшего образования через интернет. Оно выросло из заочных программ прошлого и сегодня реализуется с помощью электронных платформ (видеолекций, вебинаров, онлайн-тестов). Главное отличие – студент учится полностью удалённо, без ежедневного посещения вуза. В 1-й части статьи мы выяснили, что для дистанционного обучения нужен только компьютер с интернетом2, а все занятия и даже защита диплома могут проходить онлайн4.
Мы сравнили дистанционную форму с очной и заочной: дистанционка позволяет не приезжать на сессии вовсе, всё сдаётся через личный кабинет3. Также отмечено, что онлайн-выпускники получают диплом того же образца, что и очники (при наличии аккредитации)2. Итог: дистанционное обучение – гибкий и технологичный способ освоить вузовскую программу, использующий достижения современных IT.
Во 2-й части мы рассмотрели плюсы и минусы онлайн-формата. К преимуществам отнесены гибкость (учишься в своём темпе, без привязки к месту) и доступность (поступить можно в любой вуз страны или мира, оставаясь дома)3. Дистанционное обучение удобно совмещать с работой или заботой о семье4, что особенно выгодно взрослым студентам и родителям.
Также среди плюсов – индивидуализация учебного плана и приобретение цифровых навыков. В то же время есть и недостатки: меньше живого общения и практики (особенно страдают коммуникативные навыки и лабораторные работы), высокая требовательность к самодисциплине (легко отвлечься дома и потерять мотивацию)3.
Мы подчеркнули, что дистанционная форма подходит не всем: она оптимальна для определённых категорий (работающих, родителей, жителей регионов, людей с ОВЗ)4, но может быть сложной для тех, кому нужна постоянная внешняя поддержка или практические занятия. В итоге, часть 2 даёт объективное понимание баланса «за и против» удалённой учёбы.
В 3-й части речь шла о том, как организовано онлайн-образование в вузах России. Отмечено, что сейчас десятки государственных университетов по всей стране имеют дистанционные программы – от столичных (ВШЭ, РГГУ) до региональных (УрФУ, НГТУ и др.)3. Государственные вузы выдают диплом государственного образца при дистанционном обучении (важна аккредитация программы)2.
Мы привели примеры: НИУ ВШЭ создала цифровой кампус «Вышка Онлайн» с 6 онлайн-бакалавриатами, СПб Политех, МЭИ и другие внедряют виртуальные лаборатории, а специализированный МИИГАиК обучает геодезистов через интернет. Частные вузы тоже активны: университет «Синергия» и МТИ давно работают онлайн, предлагая гибкие условия и практико-ориентированные курсы. Однако подчеркнуто: необходимо проверять наличие госаккредитации у выбранного вуза3 – иначе диплом будет лишь внутренним сертификатом.
Мы перечислили ряд вузов (РГГУ, МЭИ, УГНТУ, ММУ и др.) с дистанционными направлениями, показав, что в России удалённо можно выучиться почти на любую профессию – от бухгалтера до айтишника. Главный вывод части 3: инфраструктура онлайн-образования в РФ развита, выбор программ большой, особенно по экономике, управлению, ИТ и ряду технических направлений.
Часть 4 была посвящена иностранному опыту. Мы узнали, что в США почти все крупные университеты предлагают онлайн-степени – примеры тому Johns Hopkins, Northwestern, UCLA, NYU, Georgia Tech1. В США есть даже полностью онлайн-вузы, например, некоммерческий University of the People (обучение бесплатно для малоимущих)12. Стоимость дистанционных программ на Западе сильно варьируется: обучение в топовых вузах США может стоить десятки тысяч долларов в год, тогда как канадские и некоторые европейские программы обходятся дешевле11.
Европа развивает национальные открытые университеты: британский Open University (студенты из 157 стран), испанский UNED, немецкий FernUni Hagen – они позволяют получить полноценный диплом без выезда за границу. В Европе онлайн-дипломы приравнены к очным по ценности11. Азия тоже не отстаёт: в Индии открыт цифровой университет Кералы, в Южной Корее успешно работают кибер-университеты (Global Cyber University, Seoul Digital University)12.
Также упомянуты международные инициативы – онлайн-магистратуры от ведущих университетов через платформы Coursera и edX. Вывод: за рубежом дистанционное обучение стало глобальным трендом, дающим шанс получить престижный диплом не только из дома, но и из другой страны. Будущий студент может выбирать между разными системами (американской, европейской и др.), ориентируясь на язык, стоимость и содержание программ.
В 5-й части мы разобрали юридические и карьерные аспекты. Главное – аккредитация: если программа аккредитована, диплом дистанционного выпускника ничем не отличается от очного2. Мы подчеркнули, что форма обучения не указывается в дипломе5, поэтому работодатели по самому документу не узнают, очно или онлайн учился человек. Обсудили отношение работодателей: для большинства компаний гораздо важнее навыки и опыт, чем то, каким способом получено образование14.
Некоторые работодатели всё ещё сомневаются в качестве онлайн-дипломов, но тенденция такова, что предвзятость снижается – особенно в IT и других технологичных сферах, где дистанционка стала нормой5. Мы дали рекомендации студентам, как представить свой онлайн-диплом в резюме (делать упор на проекты и дисциплину).
Также рассмотрели вопрос признания иностранных онлайн-дипломов в России: при наличии аккредитации в стране происхождения и процедуре нострификации такие дипломы обычно признаются и ценятся, тем более что зарубежные университеты сами утверждают эквивалентность дистанционных и очных дипломов11. В итоге, часть 5 заверяет: при правильном выборе программы и ответственном подходе ценность вашего диплома будет высокой, а карьера – успешной, независимо от формы обучения.
В заключительной части мы дали практические советы по выбору вуза и поступлению. При выборе программы стоит учитывать рейтинг вуза, наличие аккредитации, стоимость, язык обучения, формат (полностью онлайн или смешанный) и поддержку студентов3. Мы советовали сравнить несколько вузов, почитать отзывы, проверить технические требования.
Процесс поступления на дистанционное обучение описан как во многом аналогичный обычному: абитуриент подает сканы документов онлайн, сдает ЕГЭ или внутренние экзамены (в РФ) либо предоставляет сертификат языка и мотивационное письмо (за рубежом)11. Важно начинать подготовку заранее – особенно для зарубежных вузов – и внимательно заполнить все формы.
Мы также дали рекомендации студентам по успешной учёбе: составлять расписание, не бояться задавать вопросы, поддерживать взаимодействие с одногруппниками и беречь здоровье. Родителям мы посоветовали помочь детям в организации, не волноваться по поводу социализации и убедиться, что выбранный вуз качественный. Вывод части 6: тщательный выбор и планирование – залог того, что дистанционное обучение пройдет гладко, а диплом будет действительно заслуженным.
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Какую специальность вы для себя выбрали и есть ли она в онлайн-вузах?
Комментарии
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет