Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье мы расскажем о хоумскулерах и семейном обучении. Разберем особенности, плюсы и минусы хоумскулинга, а также расскажем, как перевести ребенка на домашнее образование.
Мы простыми словами объясним, что такое хоумскулинг и кто такие хоумскулеры, а также как можно учиться вне традиционной школы. Мы сравним семейное обучение (хоумскулинг) с обычной школьной системой по ключевым параметрам – качеству образования, социализации, мотивации, нагрузке и другим. Также поговорим о правовых аспектах обучения дома в России, формах и подходах хоумскулинга, разберемся, кому подходит такой формат и как понять, нужен ли он вам.
Напоследок расскажем, с чего начать хоумскулинг: как оформить переход, какие есть онлайн-школы и где проходить аттестацию. Отметим, что интерес к домашнему обучению растет – к началу 2022/23 учебного года на семейной форме обучалось уже около 49 099 детей в России (для сравнения, в 2019 году таких было лишь ~20 тысяч).1
На эту тенденцию повлияла и пандемия: после опыта дистанционного обучения в 2020–2021 многие родители стали лояльнее относиться к идее хоумскулинга.2
Хоумскулинг – это обучение ребенка дома, вне стен школы. По-английски homeschooling означает «домашнее образование», и в России официально это называется семейное обучение. Хоумскулер (от англ. homeschooler) – это ребенок, который учится дома по программе школы, не посещая обычные уроки. Проще говоря, хоумскулеры получают общее образование вне школы, обычно под руководством родителей.
Важно подчеркнуть, что хоумскулинг легален в России. Он признан одной из официальных форм получения общего образования наряду со школой. Для перехода на семейное обучение достаточно желания родителей и самого ученика – никаких особых оснований не требуется.
Существует миф, что учиться дома можно только по состоянию здоровья, но это не так: медицинская справка нужна лишь для надомного обучения (по болезни), а семейное образование можно выбрать по своему усмотрению.1 Любая семья имеет право обучать ребенка вне школы, при этом родители не обязаны объяснять или обосновывать свой выбор ни школе, ни опеке – достаточно просто уведомить об этом официально.
Хоумскулинг следует отличать от некоторых других форм обучения, при которых ребенок тоже не ходит в школу каждый день. Например:
Надомное обучение – это обучение на дому по медицинским показаниям. Ребенок учится дома из-за состояния здоровья, и учителя из школы сами приходят к нему домой или в больницу для занятий. Этот формат назначается только при серьезных заболеваниях и ограниченных возможностях здоровья.
Заочное обучение – это форма, при которой ученик числится в школе и несколько раз в месяц приходит туда для сдачи контрольных, зачетов и получения новых заданий, а остальное время занимается самостоятельно дома. Заочную форму часто выбирают дети, которые профессионально спортом или творчеством занимаются и из-за соревнований или гастролей не могут посещать школу ежедневно. По сути, заочник осваивает школьную программу самостоятельно, но остается прикреплен к школе и периодически отчитывается.
Дистанционное обучение – в разговорной речи этим термином могут называть либо заочную форму с использованием онлайн-технологий, либо обучение через официальные онлайн-школы. В любом случае, при «дистанционке» ребенок формально продолжает учиться в какой-то школе (онлайн или офлайн), просто не ходит на очные уроки, тогда как хоумскулинг подразумевает полностью семейную форму, без ежедневных школьных занятий.
Таким образом, хоумскулеры (семейники) – это дети, которые полностью перешли на семейное образование. Они не обязаны посещать уроки и следовать школьному расписанию, но обучаются дома по общеобразовательной программе и периодически проходят проверки знаний.
Право на семейное образование закреплено законодательством. Конституция РФ гарантирует каждому бесплатное среднее образование, а вот способ его получения родители могут выбирать сами. В Федеральном законе «Об образовании» (№273-ФЗ) прямо указано, что получение образования вне образовательной организации (то есть вне школы) – допускается, и это и есть семейное обучение. Иными словами, семейное обучение – официально признанная форма образования наравне с обучением в школе. Статья 17 закона определяет, что при семейной форме всю ответственность за обучение ребенка несут его родители.
Чтобы перейти на хоумскулинг, не нужно разрешение школы или кого-либо – достаточно соблюсти простую процедуру. Родители лишь обязаны уведомить органы образования, что ребенок будет учиться в семье. Никаких обоснований или объяснений причин перехода предъявлять не требуется. Обычно достаточно написать заявление в отдел образования по месту жительства о переходе на семейное обучение, и все – это ваше право.
После перехода ребенок освобождается от посещения школы, но не освобождается от контроля знаний. Семейное обучение подразумевает, что ученик прикрепляется к какой-либо школе (государственной или частной) для промежуточной аттестации. Как правило, 1–2 раза в год хоумскулер проходит проверку знаний по всем предметам за конкретный период (четверть, полугодие или год) – это требование закона для допуска ребенка к итоговым экзаменам.
В конце 9 класса (ОГЭ) и 11 класса (ЕГЭ) ребенок на семейном обучении так же, как и все, сдает государственную итоговую аттестацию очно и бесплатно вместе с остальными выпускниками.1 Аттестат об основном или среднем общем образовании хоумскулер получает государственного образца – без какой-либо пометки о том, что обучение было семейным.
Важно отметить, что школа прикрепления может сама устанавливать график и формат промежуточных аттестаций. В некоторых случаях их можно сдавать дистанционно – например, есть образовательные центры и онлайн-школы, позволяющие проверять знания удаленно. Если же выбранная школа требует, придется приезжать для контрольных очно. Результаты аттестаций фиксируются, и при успешном прохождении ученик двигается дальше по программе.
Если же у хоумскулера образуется серьезная академическая задолженность – например, он не сдал обязательные контрольные даже после перерассмотрения – то по закону такого ученика могут вернуть на очную (школьную) форму обучения. Однако такие ситуации редки: при трудностях всегда можно пересдать или сменить школу прикрепления. Кроме того, сам ребенок вправе в любой момент вернуться в обычную школу по желанию – семейное обучение не «навсегда» и допускает обратный переход.
Еще один правовой момент – возможность компенсаций. В ряде регионов РФ действуют программы компенсации части расходов родителям, обучающим детей в семье. Размер и условия выплат различаются (например, могут компенсировать определенную сумму в год на учебники, кружки или платные курсы), но в целом закон позволяет субъектам РФ поддерживать семьи-хоумскулеров финансово. Поэтому имеет смысл уточнить в своем регионе, полагаются ли выплаты при семейном обучении.
Каждая семья-хоумскулер может выстроить учебный процесс по-своему. Универсального рецепта нет – подходы отличаются по степени самостоятельности, наличию помощи извне и методикам обучения.
Рассмотрим основные форматы организации семейного обучения:
Самостоятельное обучение с родителями. Ребенок занимается дома под руководством родителей, без привлечения сторонних педагогов. Родители сами выбирают учебники, планы и объясняют материал. Можно пользоваться бесплатными ресурсами: библиотекой, онлайн-уроками, видеоуроками, образовательными платформами. Этот вариант практически не требует затрат – по сути, бесплатный, – но требует от родителей педагогических навыков и времени.
«Семейные классы» (обучение в группе семей). Некоторые семьи объединяются с другими хоумскулерами. Несколько родителей собирают небольшую группу детей (например, 3–5 семей) и организуют для них совместные занятия. Можно пригласить для таких микроклассов частных педагогов по разным предметам или распределить обязанности между самими родителями.
Такой подход особенно распространен в крупных городах: родители сообща арендуют помещение или собираются по очереди дома и вместе обучают детей. Групповой формат дает детям элемент социализации и распределяет нагрузку между взрослыми, хотя требует координации и может быть затратным (если нанимать учителей).
Обучение с репетиторами. В этом случае родители нанимают специалистов по отдельным предметам. Можно заниматься с репетиторами лично или онлайн. Некоторые семьи приглашают учителей по всем ключевым дисциплинам, другие – только по тем предметам, которые даются ребенку особенно трудно (например, математика или иностранный язык).
Индивидуальные занятия с репетиторами обеспечивают высокий уровень проработки материала, однако это наиболее дорогой вариант: в среднем урок с преподавателем для школьника младших/средних классов стоит ~1200 ₽, а в старших классах – до 3000 ₽ за занятие. При полном покрытии всех предметов расходы могут быть сопоставимы со стоимостью частной школы.
Онлайн-школа для хоумскулеров. Все более популярный вариант – подключиться к дистанционной школе, которая предоставляет готовую программу, уроки и проверку знаний. Обычно такая онлайн-школа берет оплату за обучение либо помесячно, либо за год, но взамен ребенок учится по структуре, и за его прогрессом следят профессиональные учителя.
Многие онлайн-школы дают личного куратора или наставника, который проверяет домашние задания, помогает разобраться в сложных темах и консультирует по любым вопросам (например, по прохождению аттестации). Этот формат считается оптимальным по соотношению пользы и затрат: он разгружает родителей от ежедневного объяснения материала, но при этом дешевле, чем оплачивать множество частных репетиторов.
Кроме перечисленных, возможны и гибридные подходы – например, родители могут часть предметов вести самостоятельно, а по другим брать онлайн-курсы или приглашать педагогов. Можно сочетать разные методы, подстраивая под ситуацию и возможности семьи.
Помимо организационных форм, отличаются и образовательные подходы. Одни семьи выстраивают процесс аналогично школе, только дома: следуют государственному учебному плану, расписанию уроков и четвертной системе оценок. Другие, напротив, используют более свободные методики. Например, можно ориентироваться на интересы ребенка (так называемый унскулинг): дать больше свободы в выборе тем, уделять больше времени любимым предметам. Кто-то придерживается авторских методик или зарубежных программ обучения.
Закон дает родителям широкую автономию: можно использовать любую программу или метод, хоть придумать свою – главное, чтобы это не шло во вред ребенку и в конечном счете позволило усвоить обязательную часть школьной программы.1 Официально не требуется согласовывать выбранную программу с департаментом образования. Родители могут скачать типовой учебный план в интернете или составить свой собственный; никто не проверяет процесс, проверяется только результат – знания ребенка на аттестациях.
Таким образом, хоумскулинг предоставляет семьям большую свободу в организации обучения. Каждая семья выбирает удобный формат – учиться самим или с помощью учителей – и ту методику, которая лучше подходит ребенку.
Теперь давайте сравним семейное обучение с обычным школьным по ряду важных параметров: качеству и результатам образования, социальной среде, мотивации и дисциплине, учебной нагрузке, индивидуальному подходу и другим аспектам. У каждого формата есть свои плюсы и минусы – рассмотрим их в контексте.
Качество обучения во многом зависит от родителей и выбранных ресурсов. Если семья ответственно подходит к делу, ребенок может получить очень крепкие знания – индивидуальный темп и внимание позволяют глубже усваивать материал. Исследования показывают, что многие хоумскулеры опережают сверстников по уровню знаний. Например, по данным американского профессора Брайана Д. Рэя, около 24,5% детей на домашнем обучении знают программу лучше своих одноклассников: в начальной школе они опережают ровесников в среднем на год, а к 8-му классу – уже на 4 года.
В России две трети родителей, выбравших семейное обучение, считают, что дома могут дать более качественное образование, чем школа.1 Этот мотив – обеспечить лучшее качество обучения – наиболее часто побуждает перейти на хоумскулинг. Действительно, родители могут подобрать оптимальные методики под ребенка, избежать «растягивания» материала на класс слабее или сильнее него, что положительно сказывается на успеваемости.
Качество образования более стандартизировано. Преподают дипломированные учителя, есть утвержденные программы и учебные планы, за выполнением которых следит администрация и государственные органы. Это гарантирует определенный минимальный уровень подготовки. Однако в больших классах учителю сложно уделить внимание каждому – эффективность усвоения может быть ниже, чем при индивидуальном подходе.
Не секрет, что сейчас многие родители сомневаются в качестве массового образования: по опросам, свыше половины семей, перешедших на хоумскулинг, сделали это из-за неудовлетворенности качеством школьного обучения.1 Тем не менее, школа предоставляет системность и регулярность: даже если ребенок сам не очень мотивирован, его «тянут» вперед расписание уроков, домашние задания, контрольные работы.
Надо добавить, что независимо от формы обучения все ученики сдают итоговые экзамены по единым стандартам. Хоумскулеры обязаны освоить весь материал, предусмотренный ФГОС (федеральными образовательными стандартами), и подтвердить свои знания на аттестациях. Таким образом, формально конечные требования к качеству образования едины для всех – аттестат можно получить только показав нужный уровень знаний.
Традиционная школа обеспечивает ежедневное общение со сверстниками и большой опыт социальных взаимодействий. Ребенок находится в коллективе, учится строить отношения в классе, общаться и сотрудничать с разными людьми. Как отмечают психологи, класс – это важная среда, где дети получают опыт коммуникации не только с друзьями по интересам, но и с теми, кто может не нравиться, кто сильно отличается по характеру. В рамках школьной жизни ученик учится ладить с разными людьми, преодолевать конфликты, договариваться – эти навыки очень пригодятся во взрослой жизни.1
Кроме того, школьники участвуют в совместных мероприятиях, играют в команде, соревнуются – все это тоже часть социализации. Однако не для всех школьная среда бывает благоприятной. Возможны случаи травли (буллинга), конфликты с одноклассниками или учителями, слишком высокая конкуренция. Если в классе нездоровая атмосфера и ребенок испытывает сильный стресс или становится жертвой буллинга, специалисты советуют задуматься о смене формы обучения.1
Здесь ситуация обратная – отсутствие школьного коллектива означает, что ежедневного общения с ровесниками нет. Это, пожалуй, один из главных минусов семейного обучения. Без специальных усилий действительно возникает проблема социализации: у хоумскулера нет привычного круга сверстников, с которыми он проводит время каждый день. Дефицит общения может негативно сказаться на развитии коммуникативных навыков ребенка.
Поэтому родителям необходимо позаботиться о том, чтобы компенсировать отсутствие класса: водить ребенка в спортивные секции, кружки, на совместные прогулки с друзьями, записывать в лагеря и т.д. – любыми способами обеспечивать ему контакт с ровесниками.
Хорошая новость: социализация при хоумскулинге возможна, просто она не происходит сама собой, а требует участия родителей. Если ребенок хочет чаще встречаться с друзьями, посещать детские клубы и секции, нужно поощрять и организовывать эту активность.1 Существует и хоумскулерское сообщество – семьи нередко общаются между собой, проводят совместные мероприятия, выезжают в образовательные лагеря.
С другой стороны, домашнее обучение защищает ребенка от многих негативных сторон школьной среды. Нет ежедневных драк или травли одноклассников, нет давления «коллектива», которое бывает в школе. Отсутствуют конфликты с одноклассниками и учителями, нет страха получить плохую отметку при всем классе. Уровень стресса зачастую ниже, ведь не приходится каждый день отвечать у доски или спешно готовиться к контрольным.
Ребенок учится в комфортной обстановке дома, рядом близкие люди – психологически это гораздо более безопасная среда. Многие семейники чувствуют себя более раскованно и уверенно, когда не находятся под постоянной оценкой сверстников. Таким образом, хоумскулинг уменьшает влияние негативного социального опыта, но лишает ребенка и значительной части позитивного опыта общения.
Для интровертов тихая домашняя обстановка может быть благом, а вот очень общительные, экстравертивные дети иногда страдают без широкого круга общения. Эксперты отмечают, что для ярко выраженных экстравертов, лидеров по натуре, школа зачастую более подходящая среда – там они могут проявить себя и удовлетворить потребность в общении.1
При семейном обучении их тоже можно социализировать (например, через коллективные кружки), но им может банально не хватать масштаба общения.
Здесь мотивация во многом задается извне – расписанием уроков, требованиями учителей, системой отметок. Ребенок привыкает, что в определенное время нужно быть на уроке, выполнить домашнюю работу к дедлайну, иначе последует плохая оценка или замечание. Нравится ему предмет или нет, но чтобы перейти в следующий класс, придется учить и сдавать все основные дисциплины. Кроме того, дух соревнования и пример одноклассников тоже играет роль: в классе дети обычно тянутся за сильными учениками или, по крайней мере, стараются не отставать слишком сильно.
Все это поддерживает внешнюю дисциплину и мотивацию учиться даже у тех школьников, которым учеба не слишком интересна. Школа формирует у ребенка навык подчиняться определенному распорядку, выполняя обязательные задачи. Однако избыточно внешний характер мотивации имеет и минусы: у части детей интерес к учебе гаснет, превращаясь в рутину «ради оценок». Страх наказания или двойки – не самый здоровый стимул к познанию, и у некоторых школьников пропадает внутренняя тяга к знаниям.
Здесь все наоборот – без школы большая часть ответственности за учебу ложится на плечи семьи и самого ребенка. Очень многое зависит от самодисциплины ученика. Нужно иметь внутреннюю организованность, чтобы ежедневно садиться за уроки без звонка и без учителя перед глазами. Не каждый взрослый способен эффективно работать дома, а для ребенка это еще более сложная задача. Поэтому семейное обучение требует выработки дисциплины: родители должны помочь ребенку выстроить четкий режим занятий. Без этого велик риск отвлекаться на игрушки, гаджеты и домашние развлечения вместо учебы.
Мотивация при хоумскулинге должна быть скорее внутренней – ребенок учится ради собственных знаний и успехов, а не из-за угрозы плохой отметки. Если у ученика нет интереса и его никак не контролировать, домашнее обучение может привести к потерянному времени. Родителям приходится брать на себя роль наставника и «контролера» – следить, чтобы занятия не запускались, проверять выполненные задания, вовремя направлять ребенка. Некоторым мамам и папам это дается нелегко, особенно в сочетании с работой: трудно одновременно быть и родителем, и учителем своему ребенку. Тут нужна терпение и строгий график.
С другой стороны, хоумскулинг открывает прекрасные возможности для внутренней мотивации. Ребенок может учиться с куда большим интересом, ведь программа гибкая: есть возможность глубже погрузиться в темы, которые реально нравятся. Нет жестких рамок урока на 40 минут – если предмет захватывает, можно заниматься им дольше, а нелюбимый пройти побыстрее. Хоумскулеры нередко больше любят учиться, потому что учатся для себя, а не «потому что надо». Например, при семейном обучении школьник может уделять больше времени любимым предметам и даже самостоятельно выбирать учебники или курсы по ним.
Такой элемент свободы повышает вовлеченность: учеба перестает быть скучной обязанностью, появляется элемент инициативы самого ребенка. Разумеется, без контроля совсем оставить тоже нельзя – баланс между свободой и дисциплиной каждая семья вырабатывает свой. В целом же можно сказать, что хоумскулинг больше подходит для замотивированных и самостоятельных детей (или тех, кого родители сумели такими воспитать). Если же ребенок склонен лениться и бездействовать без «кнута и пряника», то домашнее обучение потребует от родителей больших усилий, чтобы эту лень преодолеть.
Обучение в школе структурировано и интенсивно по времени. Уроки идут 5–6 дней в неделю несколько часов подряд, плюс учащимся задают домашние задания. В результате большая часть дня ребенка занята школой и подготовкой к ней. Если посчитать, сами уроки в начальной школе длятся около 4 часов в день, в среднем и старшем звене – по 5–6 часов. Плюс на домашнюю работу, по опросам родителей, школьники тратят еще 2–4 часа ежедневно (41% родителей сообщили о 2–4 часах на «домашку», около трети – по 1–2 часа).1
И это помимо времени, проведенного на уроках. Очевидно, что у детей, посещающих школу, учебная нагрузка высокая по часам, а свободное время ограничено. Школьный режим достаточно строгий: нужно рано вставать, чтобы к 8–9 часам быть на занятиях, пять дней в неделю придерживаться расписания уроков, перемен, факультативов. Многие дети устают от такого плотного графика и однообразия (уроки – домашние задания – сон, и так по кругу). С другой стороны, жесткий режим дисциплинирует и приучает работать в заданном темпе.
Одним из больших плюсов семейного обучения является более щадящая нагрузка и гибкий график. Поскольку дома обучение идет индивидуально, без потери времени на организационные моменты, на перемены, на опрос десятка учеников и т.п., то тот же объем материала можно освоить быстрее. В итоге продолжительность эффективных занятий в день у хоумскулера зачастую меньше, чем у школьника. Согласно исследованию социологов МГУ, почти половина семейников (46,5%) занимаются академическими предметами всего 2–4 часа в день, а еще треть – от 1 до 2 часов в день.1
Даже те, кто дополнительно берет занятия с репетиторами, в сумме тратят около 4–6 часов в день.1 Для сравнения, родители школьников указывают, что на одни только домашние задания их дети расходуют столько же времени – 2–4 часа ежедневно (не считая пребывания на уроках).1 Таким образом, по времени нагрузка на хоумскулера может быть значительно меньше: несколько часов сконцентрированных занятий в удобное время дня вместо целого дня, проведенного за партой и за тетрадками.
Кроме того, семья волна устанавливает свой режим дня. Можно учиться, когда ребенок наиболее продуктивен – хоть рано утром, хоть позже днем. Необязательно начинать занятия в 8:00 – кому-то удобнее приступить к урокам в 10 часов после спокойного завтрака. Нет необходимости будить ребенка ни свет ни заря, чтобы успеть к школьному звонку – многие хоумскулеры высыпаются, и это положительно сказывается на их здоровье и настроении.
Домашнее обучение избавляет и от рутинных затрат времени: например, не нужно тратить часы на дорогу до школы и обратно, особенно в плохую погоду. Кстати, нет и обязательной школьной формы – а это тоже экономит время (и деньги) на ее покупку и ежедневное поддержание внешнего вида.
Еще одно преимущество – можно составить индивидуальное расписание занятий. Например, дома вовсе не обязательно заниматься строго по 45 минут на предмет, как в школе. Можно сделать более короткие уроки по 20–30 минут для младшего школьника (чтобы не устал) или, наоборот, подольше задержаться на интересной теме, не оглядываясь на звонок. Многие семьи практикуют блочный график: уделяют разным предметам разные дни.
Скажем, в понедельник и среду упор на математику и физику, во вторник – на языки, четверг – на творчество и историю, и т.д. Необязательно «прыгать» между 6-7 предметами в день, как это происходит по школьному расписанию. Можно также устраивать больше перерывов в течение дня – для прогулки, обеда без спешки, отдыха – когда чувствуете, что ребенок устал. Такой щадящий график помогает снизить стресс и перегрузку.
Стоит отметить, что более легкая нагрузка для ребенка зачастую означает большую нагрузку для родителя. Школьники в каком-то смысле «аутсорсят» свое время – днем они под присмотром учителей. В случае хоумскулинга один из родителей обычно либо вообще не работает, либо работает удаленно или на полставки, чтобы быть рядом с ребенком и помогать ему учиться. По наблюдениям, родители-хоумскулеры зачастую тратят на сопровождение учебы детей больше времени, чем тратили бы, отведя ребенка в школу.1 Фактически, мама или папа берут на себя функции учителя и классного руководителя. Не у всех взрослых есть такая возможность – поэтому прежде чем переходить на семейное обучение, семье нужно честно оценить, сможет ли кто-то из родителей уделять учебе время ежедневно.
Домашнее обучение предоставляет уникальные возможности для индивидуализации. В классе учитель вынужден двигаться по программе, рассчитанной на «среднего» ученика, тогда как дома темп и содержание обучения можно подстроить под конкретного ребенка. Если сын или дочь опережают школьную программу по какому-то предмету – отлично, можно изучать материал глубже или пройти два класса за год. Если, наоборот, дается тяжело – можно задержаться, еще раз повторить тему, потренироваться, не боясь, что класс уйдет вперед.
Индивидуальный подход – одно из главных преимуществ хоумскулинга. Родители знают особенности своего ребенка и могут подобрать оптимальный стиль обучения. Кто-то лучше воспринимает информацию на слух – значит, можно смотреть обучающие видео и слушать аудиоуроки. Кто-то любит руками мастерить – пожалуйста, больше практических проектов. Есть гиперактивные дети, которым тяжело сидеть тихо 45 минут – дома не нужно, можно чаще делать разминки.
То же касается содержания: в рамках семейного образования родители волны выбирать любые учебники, курсы и даже альтернативные программы. Закон разрешает использовать авторские и зарубежные программы, главное – чтобы в итоге ребенок освоил материалы, требуемые государственным стандартом. Например, можно сделать уклон в сторону иностранных языков или программирования. Если семья считает это важным, и меньше времени уделять чему-то другому (формально все предметы все равно придется сдать на аттестации, но никто не запрещает готовиться к ним неравномерно). Таким образом, программа при хоумскулинге гибкая: ее составляют родители под потребности ребенка.
В обычной школе один учитель работает сразу с 25–30 учениками. Понятно, что под каждого подстроиться невозможно: кто-то схватывает мгновенно, кому-то нужно повторить три раза, а урок ограничен по времени. Учителю приходится держать определенный темп, вследствие чего часть детей могут не до конца усвоить материал. Индивидуальный подход затруднен – даже если педагог очень старается, физически уделить равное внимание всем крайне сложно. Как результат, сильному ученику может быть скучно на уроке (он уже все понял, а класс еще разбирает тему), а отстающий, наоборот, не успевает и теряет интерес.
Нехватка персонального внимания – частая проблема в школе. Кроме того, программа в школе единая для всех. Есть федеральный стандарт (ФГОС), по которому каждая школа учит примерно в одном ключе. Бывают, конечно, специализированные школы с углубленным изучением или альтернативные (например, Монтессори-классы), но в массе своей выбор методик невелик. Ребенку в школе придется так или иначе подстраиваться под систему.
Например, если он одарен в математике и мог бы пройти курс алгебры быстрее – в обычной школе он все равно будет изучать ее в рамках отведенных часов и ждать, пока остальные тоже разберутся. Индивидуальную траекторию выстроить тяжело. В этом плане семейное обучение дает выигрыш: можно эффективно реализовать принцип «каждый учится в меру своих способностей». Сильный ученик на хоумскулинге пойдет вперед, не будет «просиживать» время, а с ребенком, которому сложно, родители смогут позаниматься лишний час без спешки, и он поймет тему, вместо того чтобы получить двойку и пойти дальше не понявшим.
Государственные школы бесплатны – за обучение семья не платит. Однако полностью без расходов не обходится. Практически все родители школьников ежегодно несут траты на форму, рюкзак, учебные принадлежности, зачастую сдают деньги на охрану школы, ремонт класса, подарки учителям, различные школьные мероприятия.
По данным опросов ВЦИОМ, только на подготовку ребенка к началу учебного года у семьи уходит более 20 000 рублей. В течение года добавляются расходы на проезд (если школа далеко), питание (обеды, перекусы), дополнительные занятия и репетиторы (если требуются). Таким образом, хотя само посещение школы не требует платы, скрытые расходы на школьника достаточно существенные.
На первый взгляд, домашнее обучение не требует ничего – учись себе дома, и все. Действительно, некоторые затраты, характерные для школы, здесь отсутствуют: не нужно покупать школьную форму и сменную обувь, платить за продленку или школьное питание, делать взносы на ремонт класса. Однако хоумскулинг зачастую предполагает другие статьи расходов. Родители, решившие учить ребенка дома, как правило, вкладывают средства в образование: покупают хорошие учебники, оплачивают онлайн-курсы или платформы, нанимают репетиторов или оплачивают частную онлайн-школу.
В итоге часть семей тратит на домашнее обучение больше, чем они бы тратили, отправив ребенка в обычную школу. Согласно исследованию Московского городского педуниверситета, 38% родителей-хоумскулеров тратят на семейное обучение от 10 до 20 тысяч рублей в месяц, еще 6% – более 50 тысяч в месяц. Для сравнения, среди родителей школьников такие суммы на образование вкладывают значительно меньше людей. Это позволяет сделать вывод, что семейное обучение чаще выбирают семьи с более высоким достатком, готовые финансировать качественное образование ребенка.2
Разумеется, есть и варианты с минимальными затратами: при полном самообразовании достаточно бесплатных электронных материалов и книг, которые можно брать в библиотеке. В целом расходы очень индивидуальны. Но нужно понимать, что хоумскулинг – это инвестирование в ребенка, и многие семьи сознательно выделяют на это бюджет, оплачивая кружки, секции, онлайн-школы и пр.
С другой стороны, те деньги, которые обычно уходят в школу (на форму, учебники, сборы), при хоумскулинге можно перенаправить на действительно нужные вещи: на дополнительный курс программирования или спорт, вместо новых штор в класс. В этом смысле семейное обучение дает гибкость и в финансах: родители сами решают, куда именно тратить средства на образование, а не спонсируют по необходимости коллективные школьные нужды.
Хоумскулинг – не универсальное решение, он подходит не всем. Решение о переходе на семейное обучение должно приниматься с учетом интересов конкретного ребенка и возможностей семьи. Ниже приведены распространенные ситуации и причины, по которым семьи выбирают домашнее обучение.
Если вы узнаете в них себя – возможно, хоумскулинг вам подойдет:
Недовольство качеством школьного образования. Если родители и сам ученик считают, что в обычной школе дают недостаточно знаний, низкий уровень преподавания или неэффективные методы, домашнее обучение может стать выходом. По опросам, около 53% семей переходят на семейную форму именно из-за неудовлетворенности качеством государственной школы.2
Неблагоприятная атмосфера в школе (конфликты, буллинг). К сожалению, нередки случаи, когда у ребенка не складываются отношения со сверстниками или учителями. Травля в классе, постоянные стрессовые ситуации, конфликты – все это серьезный повод задуматься о хоумскулинге. Около 47% опрошенных родителей указали плохую атмосферу и буллинг как причину выбора семейного обучения.2 Дома ребенок будет защищен от школьной агрессии и токсичной среды.
Образ жизни семьи (переезды, разъезды, особый график). Если семья часто меняет место жительства (например, родители военные или работа связана с командировками), либо ребенок профессионально занимается спортом/искусством и ездит на соревнования, концерты – регулярное посещение школы затруднительно. В таких случаях родители нередко переходят на семейное обучение, чтобы подстроить учебу под график жизни. Около 39% семей указывали переезд или кочевой образ жизни как фактор перехода на хоумскулинг.2
Индивидуальные особенности ребенка. Некоторые дети по своим психофизиологическим качествам лучше учатся дома. Например, очень талантливые (одаренные) дети – им может быть скучно в обычной школе, и дома они развиваются быстрее. Либо, напротив, дети с некоторыми особенностями (скажем, СДВГ, тревожность) – им трудно в шумном классе, а дома легче сосредоточиться. В опросах ~53% родителей сослались на особенности характера и личности ребенка как причину выбора семейной формы.2 Если ваш ребенок явно «не вписывается» в школьные рамки, возможно, домашнее обучение будет для него комфортнее.
Специфика работы и убеждений родителей. Бывает, что и сами родители по роду деятельности или мировоззрению склоняются к домашнему формату. Например, родители-педагоги могут захотеть учить своего ребенка сами. Или удаленно работающие/путешествующие родители – им проще взять ребенка с собой, чем привязываться к школьному расписанию. В 25% случаев отмечается именно фактор семьи (работы родителей, семейных ценностей) как причина перехода.2 Некоторые семьи выбирают хоумскулинг по религиозным или философским убеждениям, желая сами формировать окружение и взгляды ребенка.
Конечно, перечисленные причины могут сочетаться. Часто решение обусловлено комплексом факторов – например, и недовольство школой, и талантливость ребенка, и гибкий график семьи вместе. Если вы чувствуете, что школа вашему ребенку не подходит или вредит – будь–то хронический стресс, потеря интереса к учебе, проблемы со здоровьем или социализацией, – стоит рассмотреть семейное обучение как альтернативу.
В то же время хоумскулинг подходит не всем. Есть ситуации, когда лучше оставить ребенка в школе.
Вот несколько моментов, указывающих, что домашнее обучение может не сработать:
Ребенок – явный экстраверт и лидер, обожает общество. Как отмечалось, очень общительным детям может не хватать соревновательного духа и постоянной компании ровесников дома.1 Если ваш сын или дочь – душа класса, активист, ему важно быть «первым среди равных», то лишать его этой среды нежелательно. Хоумскулинг в таком случае может привести к скуке и ощущению изоляции у ребенка.
Низкая самоорганизация ребенка. Если ученик абсолютно не умеет себя организовать, не проявляет никакой инициативы и без принуждения не открывает учебники, на домашнем обучении он рискует отстать. Конечно, дисциплину можно развивать, но это потребует большого участия родителей. Если же родители не уверены, что смогут постоянно контролировать процесс, лучше дважды подумать. Как минимум, стоит попробовать сначала сочетать школу и самостоятельные занятия, прежде чем полностью переходить домой.
Родители не имеют времени или возможности заниматься с ребенком. Семейное обучение – это серьезное предприятие, где родители становятся основными наставниками. Если оба родителя заняты на полной работе вне дома, им будет сложно качественно заменить школу. В итоге ребенок может остаться предоставлен самому себе – а это чревато низкой успеваемостью. По опыту, маме или папе придется посвящать много часов совместным занятиям, и не каждому это по силам. Поэтому если в вашей семье никто не готов взять на себя роль учителя хотя бы частично, то вариант с хоумскулингом, возможно, не лучший.
Старший школьный возраст без опыта самостоятельного обучения. Переходить на хоумскулинг проще в младших классах, когда и программа легче, и ребенок еще не привык к другому формату. В подростковом возрасте переключиться с привычной школы на самообразование может быть психологически тяжело.1 Подростки часто менее послушны родителям и им сложнее изменить устоявшийся образ жизни.
Если до 10 класса ребенок всегда учился только в школе, переводить его на семейное ради одного выпускного года может оказаться стрессово и неэффективно (исключение – чрезвычайные обстоятельства, как травля или болезнь). Многие семьи поэтому либо сразу выбирают семейное обучение с начальных классов, либо, если учиться дома не пошло, возвращаются в школу через некоторое время.2 Хоумскулинг далеко не всегда рассматривается как решение на все годы обучения – нередко это временная мера на определенный период.2
Подводя итог, хоумскулинг оптимален для семей, которые недовольны своей школой или не вписываются в ее условия, и при этом обладают ресурсами (временем, знаниями, финансами) чтобы организовать альтернативу. Если ребенок мотивирован учиться, испытывает сложности в школьной среде или имеет особые образовательные потребности – семейное обучение может дать ему шанс раскрыть потенциал. Но если школа в целом устраивает, а семья не готова взять на себя дополнительные обязанности, то и смысл уходить на хоумскулинг невелик.
Если вы решили перевести ребенка на семейное обучение, важно правильно оформить этот переход и подготовиться к новому формату. Разберем шаги, которые нужно сделать, и доступные возможности:
Уведомление органов образования. Родителям нужно подать письменное уведомление в департамент (управление) образования по месту жительства, что они берут обучение ребенка в семью. Заявление пишется в свободной форме (в некоторых регионах есть готовые бланки). Обычно это уведомление подается один раз – при переходе (или перед началом 1 класса, если изначально ребенок не идет в школу).
Рекомендуется сделать это до того, как ребенок перестанет ходить в школу, чтобы все было законно. В некоторых регионах могут быть установлены сроки подачи (например, до 1 сентября или за две недели до начала четверти), уточните этот момент местно.
Отчисление из школы и выбор школы для аттестации. Если ребенок уже учился в школе, после подачи уведомления его нужно отчислить из текущей школы приказом. При этом семья имеет право прикрепиться для прохождения аттестаций либо к этой же школе, либо к любой другой по своему выбору.
Важно выбрать аккредитованное учебное заведение, устав которого предусматривает семейное обучение. Чаще всего родители остаются при своей районной школе на правах экстерна (внешкольника) – тогда ребенок раз в полгода/год приходит туда сдавать промежуточные контрольные работы. Но можно прикрепиться и к другой школе – как государственной, так и частной – если там более удобные условия.
Зачисление в школу прикрепления. После выбора новой школы пишется заявление на имя директора о зачислении ребенка на семейное обучение (в статусе экстерна). С семьей заключается договор, в котором прописаны обязательства школы (проводить аттестации) и семьи (обеспечить обучение и явку на аттестации).
Также заранее согласуется график и форма аттестаций: например, будут ли контрольные раз в четверть очно или тесты раз в год дистанционно – эти детали определяет школа и родители совместно. После подписания всех бумаг ребенок официально считается обучающимся в семье, прикрепленным к данной школе. Учебники можно брать там же (школа обязана обеспечить учебниками по программе при наличии, либо можно пользоваться своими материалами). На этом бюрократическая часть заканчивается.
После оформления документов наступает самое интересное – собственно, учеба вне школы. Тут универсального рецепта нет (мы рассматривали формы и подходы выше), но вот несколько полезных советов для начала:
Выберите форму обучения: решите, будете ли вы учить ребенка самостоятельно или привлекать сторонние ресурсы. Можно начать с самостоятельных занятий, а по мере необходимости добавлять репетиторов или онлайн-курсы. Многие семьи пробуют несколько вариантов, прежде чем найдут оптимальный. К счастью, сейчас очень много возможностей для дистанционного образования: существуют полноценные онлайн-школы с программой 1–11 классов, платформы с видеоуроками, электронные учебники и т.д. Количество таких ресурсов растет каждый год, поэтому ориентируйтесь на потребности ребенка и свой бюджет.
Рассмотрите готовые онлайн-школы. Если вы не уверены в своих педагогических силах или не хотите самостоятельно составлять программу, имеет смысл подключиться к онлайн-школе. Многие онлайн-школы официально зачисляют детей на семейное обучение и сопровождают их до аттестата. Преимущество – ребенок учится по продуманной программе с учителями и получает помощь в подготовке к аттестациям.
На нашем сайте собраны лучшие онлайн-школы для хоумскулеров – вы можете сравнить их по цене, формату, почитать отзывы учеников и родителей. Например, среди популярных – Онлайн-школа №1, «Фоксфорд», «ИнтернетУрок», «Сотка» и другие. Каждая предлагает свои условия: где-то полностью видеоуроки в записи, где-то живые занятия по расписанию, где-то индивидуальный куратор. Выберите то, что соответствует вашему стилю и потребностям ребенка.
Спланируйте режим и программу. Переходя на хоумскулинг, сразу установите распорядок дня и учебный план. Свобода – это здорово, но ребенку нужна структура, особенно поначалу. Вместе составьте расписание: в какие часы он учится, когда перерывы, когда секции или прогулка. Желательно придерживаться регулярности, тогда не будет хаоса. Также решите, по каким учебникам или курсам будете заниматься по каждому предмету. Можно воспользоваться рекомендациями ФГОС и примерной школьной программой как ориентиром, но необязательно точно копировать школу.
Главный критерий – чтобы за учебный год ребенок прошел весь материал, который потом спросят на аттестации. Для ориентира многие семьи сохраняют школьное расписание предметов по четвертям. Но вы можете распределить темы по-своему, главное – ничего не упустить. Здесь помогают готовые планы онлайн-школ: даже если вы учитесь сами, можете посмотреть программу любого класса на образовательных сайтах, чтобы свериться.
Аттестация и контроль знаний. Не откладывайте подготовку к промежуточной аттестации на последний момент. Узнайте заранее в школе прикрепления, в каком формате и когда она будет. Некоторые школы проводят тестирование в конце каждой четверти, другие – только раз в год, третьи просят раз в полгода предоставить результаты. Готовиться лучше заранее и постепенно, чтобы не получить шок перед аттестацией.
Заводите у ребенка привычку каждый день учиться понемногу, тогда и сдавать будет легче. Если школа позволяет дистанционно сдавать контрольные, убедитесь, что у вас технически все готово (компьютер, интернет, веб-камера, если нужна). Кстати, выбирайте школу прикрепления с удобными для вас условиями: сейчас есть много вариантов, где аттестацию можно пройти онлайн. Это избавит от необходимости куда-то ездить.
Не забывайте о социализации и допзанятиях. Хоумскулинг – это не значит сидеть целый день дома с учебниками. Наоборот, пользуйтесь гибкостью расписания! Запишите ребенка в спортивную секцию, на творческий кружок, водите в музеи в будни, когда там мало людей, встречайтесь с другими семьями. Общение и разносторонние активности сделают обучение дома более насыщенным.
Кроме того, физическая активность обязательна – продумайте, чтобы каждый день были прогулки или спорт, ведь школьники хотя бы на переменах двигаются, а дома можно засидеться. Многие родители-хоумскулеры специально планируют в дневном графике ребенка время для хобби, игр, чтения вне учебной программы – чтобы сохранить баланс.
И последнее – психологический настрой. Первое время после перехода на хоумскулинг возможно адаптация: и ребенку, и родителям нужно привыкнуть к новой роли. Возможны сомнения – вдруг мы что-то не проходим, вдруг отстаем? Здесь важно не паниковать. Практика показывает, что при семейном обучении дети нередко проходят программу быстрее и качественнее, чем в школе.
Доверяйте себе и ребенку. Но если чувствуете, что что-то идет не так (например, начались конфликты дома из-за учебы или появились пробелы в знаниях) – не бойтесь корректировать подход. Хоумскулинг гибок: можно поменять расписание, сменить онлайн-школу, взять нового репетитора, найти тьютера-наставника. Семейное обучение – это путь проб и находок. При разумном подходе и поддержке, он может стать очень rewarding (вознаграждающим) для всей семьи.
Чтобы начать хоумскулинг, нужно выполнить несколько формальностей: уведомить свой отдел образования, отчислиться из школы и прикрепиться к новой школе для аттестаций (это может быть и онлайн-школа с лицензией). После этого главное – грамотно организовать учебу дома. Решите, как ребенок будет учиться: самостоятельно с вами, в онлайн-школе или с репетиторами. Составьте расписание и план занятий, чтобы не распыляться. Обязательно соблюдайте требования к аттестациям: сдавайте их вовремя, готовьтесь заранее.
На нашем сайте можно найти и выбрать надежную онлайн-школу для хоумскулеров и прочитать отзывы других родителей – это хорошая поддержка на старте. Не забывайте включать в жизнь ребенка общение со сверстниками, спорт и творчество, чтобы домашнее обучение было разносторонним. В целом начать хоумскулинг несложно – важно организованно подойти к делу, и тогда переход пройдет успешно. Наслаждайтесь возможностью учиться гибко и с интересом!
Хоумскулинг – это домашнее обучение ребенка по программе школы (семейная форма образования). Хоумскулер учится дома вместо посещения школы. Это официально разрешено: родители имеют право выбрать такой формат, достаточно уведомить об этом, никакие особые причины не нужны. Важно не путать хоумскулинг с обучением на дому по болезни или с заочной (дистанционной) формой, где ребенок все еще прикреплен к школе. Хоумскулеры полностью учатся вне школы под контролем родителей.
Семейное обучение в России закреплено законом: родители могут официально обучать ребенка дома, просто уведомив об этом. Ребенок все равно должен проходить промежуточные аттестации и сдавать ОГЭ/ЕГЭ, чтобы получить аттестат. Но никакого разрешения спрашивать не нужно – право на хоумскулинг гарантировано. Главное соблюдать процедуру (уведомление, прикрепление к школе для аттестаций) и выполнять обязательные экзамены. В любой момент можно вернуться в обычную школу. Закон полностью поддерживает выбор семьи обучать ребенка вне школы.
Семейное обучение можно организовать по-разному. Одни родители учат детей самостоятельно, используя бесплатные материалы, другие привлекают репетиторов или объединяются с другими семьями. Набирают популярность онлайн-школы, где ребенку дают готовую программу и наставников. Подход к учебе тоже гибкий: можно строго придерживаться школьной программы или выбрать альтернативные методики. Главное – чтобы ребенок получил нужные знания, а путь их получения семья определяет сама.
Хоумскулинг обеспечивает индивидуальный подход, гибкий график и комфортную обстановку обучения. Ребенок может глубже изучать интересующие предметы, не тратит лишнее время и защищен от стрессов школьной среды. Однако для успешного хоумскулинга необходимы высокая самодисциплина и вовлеченность – без внешнего контроля школы ребенок должен учиться самостоятельно, а родители – тратить время на его сопровождение.
Традиционная школа, напротив, дает готовую структуру, постоянное общение со сверстниками и контроль со стороны учителей. В школе сложнее учесть индивидуальные особенности: программа и темп едины для всех, классы большие. Зато не требуется от родителей принимать на себя роль учителя, и мотивация частично поддерживается системой. Нагрузка в школе выше по часам, но дома ребенок свободен от организации учебного процесса.
По качеству знаний результаты могут быть высокими и там, и там – все зависит от конкретных условий. Финансово семейное обучение гибче: можно учиться почти бесплатно, а можно вкладывать значительные суммы в развитие ребенка, тогда как при школьной форме ряд расходов фиксированный (форма, дорога и т.д., но само обучение бесплатно).
Домашнее обучение лучше всего подходит семьям, которые серьезно не довольны ситуацией в школе (качество обучения, обстановка) или имеют образ жизни, несовместимый со школьным расписанием. Часто его выбирают ради безопасности и комфорта ребенка – если в школе стресс или буллинг – или ради более высокого качества знаний. Также хоумскулинг бывает полезен детям с особыми потребностями, очень талантливым или, наоборот, требующим больше внимания.
Однако для экстравертов, любящих большую компанию, и для детей без самодисциплины хоумскулинг может быть не лучшим выбором. Важен и ресурс родителей: если они могут уделять время и готовы взяться за образование ребенка, шанс на успех высок. Многие семьи рассматривают семейное обучение как гибкое решение: его можно попробовать на некоторое время, а при необходимости ребенок всегда может вернуться в школу.
Если вы решили перевести ребёнка на семейное обучение, важно официально оформить переход: подать уведомление в органы образования, отчислить ребёнка из школы и выбрать аккредитованное учебное заведение для прохождения аттестаций. После зачисления в новую школу (часто — в статусе экстерна) семья заключает договор и согласует график аттестаций.
Учебники можно взять в этой же школе или использовать свои ресурсы. Далее начинается домашнее обучение: родители могут преподавать сами или воспользоваться онлайн-школами, платформами с уроками, видео и кураторами. Главное — выбрать подходящий формат, составить расписание и учебный план, соблюдать регулярность и готовиться к аттестациям заранее.
Хоумскулинг даёт гибкость, но требует структуры. Важно поддерживать режим дня, следить за прогрессом и не забывать о социализации: секции, кружки, прогулки и встречи с другими детьми. Первое время может потребоваться адаптация, но при разумном подходе семейное обучение часто оказывается даже эффективнее школьного. Главное — быть готовыми к корректировке метода, доверять себе и ребёнку и сохранять позитивный настрой.
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Хотели бы вы перевести своего ребенка на хоумскулинг?
Комментарии
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет