Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье поговорим о профессии VR/AR-разработчика. Разберём, кто это такие и чем они занимаются, какие навыки необходимы для работы, насколько востребована эта специальность сегодня и какие перспективы она имеет. Отдельно рассмотрим, где могут работать VR/AR-программисты и как ими стать.
Мы также приведём обзор конкретных онлайн-курсов по VR/AR-разработке из каталога «Учись Онлайн Ру» и дадим рекомендации, как выбрать подходящий курс для начинающих.
VR/AR-разработчик – это программист, который создаёт приложения виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). Проще говоря, такой специалист разрабатывает программные проекты, позволяющие пользователю погрузиться в искусственно созданный цифровой мир или дополнять реальный мир цифровыми элементами.
VR (Virtual Reality) технологии обеспечивают полное погружение в виртуальную среду с помощью специальных устройств (VR-очков или шлема), имитирующих реальность, а AR (Augmented Reality) накладывает цифровые объекты и эффекты поверх окружающего нас реального мира.
Таким образом, VR/AR-разработчик работает на стыке нескольких областей – программирования, 3D-графики и дизайна пользовательского опыта. В ходе своей деятельности он создаёт интерактивные 3D-миры и сцены, программирует логику работы виртуальных объектов, реализует взаимодействие пользователя с виртуальной средой через контроллеры, камеры или сенсоры.
Этот специалист часто использует игровые движки (например, Unity или Unreal Engine) как основу для разработки VR/AR-приложений, адаптируя их возможности под задачи проекта. К VR/AR-приложениям относятся самые разные продукты: от видеоигр и обучающих симуляторов до интерактивных презентаций, мобильных AR-приложений с эффектами камеры и промышленных тренажёров. Фактически VR/AR-разработчик – это создатель иммерсивного (погружающего) контента, позволяющего пользователям получить новый опыт взаимодействия с цифровой информацией.
Важно отметить, что VR/AR-разработка является относительно новой сферой в IT. Эта профессия возникла благодаря развитию технологий виртуальной и дополненной реальности, которые ещё недавно считались футуристическими, а сегодня постепенно входят в нашу повседневную жизнь.
Тем не менее, VR/AR-программисты уже сейчас востребованы, и их роль будет только расти по мере того, как устройства VR/AR становятся доступнее и распространённее. На западе, например, несколько лет назад произошло резкое увеличение числа вакансий VR/AR-разработчиков – рост составил около 1400%, что говорит о формировании нового перспективного направления в индустрии.
В России интерес к этой профессии тоже увеличивается, хоть рынок пока на более ранней стадии развития. В следующих разделах мы подробно рассмотрим, какие задачи выполняет VR/AR-разработчик, какие знания ему требуются и почему эта специальность считается одной из профессий будущего.
Основная задача VR/AR-разработчика – создавать приложения и сервисы, работающие с технологиями виртуальной или дополненной реальности.
Ниже перечислены ключевые направления работы и обязанности такого специалиста:
Проектирование и разработка VR/AR-приложений. Разработчик продумывает концепцию и логику приложения, затем реализует программную часть. Он пишет код, отвечающий за работу виртуальной среды и интерактивных объектов, часто используя возможности игровых движков. Например, специалист программирует сценарии взаимодействия пользователя с виртуальными объектами и окружающим пространством.
Создание трёхмерных моделей и окружения. Важная часть работы – наполнение виртуального мира контентом. Разработчик совместно с 3D-дизайнерами занимается созданием или интеграцией трёхмерных моделей, а также проектирует виртуальную среду – размещает объекты, настраивает сцены, световые эффекты и звук.
Часто приходится изменять и оптимизировать 3D-объекты так, чтобы они корректно отображались в игровом движке (например, упрощать слишком сложные модели без потери качества).1 Кроме того, специалист настраивает освещение и звуковое сопровождение в виртуальной сцене для максимального эффекта присутствия.
Работа с VR/AR-оборудованием. Разработчик отвечает за поддержку различных устройств, через которые пользователь взаимодействует с виртуальной или дополненной реальностью. Он настраивает работу приложения с VR-гарнитурами (очками, шлемами) и контроллерами, следит за корректной обработкой движений головы и рук в VR.
В случае AR-приложений для смартфонов или планшетов – обеспечивает использование камеры устройства, гироскопа, датчиков глубины и т.д. Специалист адаптирует свой продукт под разные платформы и устройства, чтобы приложение работало на них правильно.
Программирование логики и интерактивности. VR/AR-разработчик пишет код, определяющий поведение объектов и реакцию системы на действия пользователя. Например, он программирует механики взаимодействия (подбор предметов в VR-игре, отклик на жесты или голосовые команды), физику движений объектов, сценарии появления эффектов дополненной реальности.
Код должен быть чистым и расширяемым, чтобы в него можно было добавлять новые функции.1 Нередко используется событийно-ориентированное программирование и специальные библиотеки (фреймворки) для упрощения работы с VR/AR-функциями.
Тестирование и оптимизация производительности. Как и любой разработчик, специалист VR/AR проводит отладку своих приложений – ищет и исправляет ошибки. Дополнительно он оптимизирует графику и производительность: добивается высокой частоты кадров и минимальной задержки (input lag), чтобы у пользователя не возникало дискомфорта (тошноты, головокружения) при погружении в VR. Оптимизация включает сжатие текстур, упрощение моделей, применение трюков рендеринга для удержания баланса между качеством картинки и быстродействием приложения.
Создание пользовательского интерфейса и UX. Виртуальные приложения также нуждаются в продуманном UI/UX. Разработчик может участвовать в создании интерфейсов внутри VR/AR: всплывающих меню, подсказок, прицелов и т.д., которые будут понятны и удобны пользователю в объёмной среде. Также он учитывает особенности человеческого восприятия – например, размещает интерактивные элементы в зоне комфортного обзора, учитывает возможные ограничения обзора в VR-очках.2
Взаимодействие с командой и заказчиками. Обычно VR/AR-программист работает не в одиночку, а в команде с другими разработчиками, художниками, аниматорами, гейм-дизайнерами. Он участвует во внутренних обсуждениях, планировании спринтов, демонстрирует прототипы и промежуточные результаты. Если проект делается на заказ, программист может взаимодействовать с заказчиком для уточнения требований, проведения тестовых демонстраций продукта в VR и сбора обратной связи для дальнейших улучшений.
Стоит отметить, что конкретный набор обязанностей может отличаться в зависимости от компании и типа проекта. В небольших студиях VR/AR-разработчик зачастую выполняет широкий спектр задач – от написания кода до частичной работы с 3D-графикой. В крупных компаниях возможна специализация: одни программисты фокусируются на VR, другие на AR, кто-то занимается только графической частью (шейдерами, визуальными эффектами), а кто-то – пользовательским взаимодействием.
Тем не менее, понимание полного цикла создания VR/AR-проекта является большим плюсом для специалиста. Именно такой универсальный подход закладывается в курсах по VR/AR-разработке: например, в одной из программ Skillbox студенты учатся проектировать виртуальную среду, работать в Unity, подключать VR-очки, программировать логику на C# и даже осваивают основы Unreal Engine 4.
Таким образом, VR/AR-разработчик – это разносторонний инженер, способный воплотить идею виртуального мира в полностью функционирующее приложение.
Для успешной работы VR/AR-программисту требуется сочетание навыков из областей программирования, 3D-разработки и проектирования пользовательского опыта. Профессия довольно сложная и многогранная, поэтому специалист должен постоянно учиться и осваивать новые инструменты. Рассмотрим основные технические навыки, а также личные качества, важные для VR/AR-разработчика.
Знание языков программирования. Базовое требование – умение писать код на одном или нескольких языках, используемых в разработке VR/AR. Чаще всего применяется C# (основной язык движка Unity) и C++ (для Unreal Engine), также полезны знания JavaScript/TypeScript (для WebXR и AR в браузере) и языков мобильной разработки – Swift (iOS) или Kotlin/Java (Android). Новичку не обязательно сразу знать все языки; обычно начинают с одного (например, изучают основы C#) и по мере необходимости осваивают другие.
Работа с игровыми движками. Практически все VR/AR-приложения создаются на базе готовых движков. Наиболее популярны Unity и Unreal Engine – их возможности позволяют относительно быстро создавать VR- и AR-сцены.
Разработчик должен понимать устройство выбранного движка, уметь пользоваться его редактором, настраивать сцены, свет, физику, анимацию, работать с библиотеками для VR/AR (в Unity это, например, AR Foundation, XR Interaction Toolkit и др.).2 Нередко в проектах одновременно используются оба движка (Unity – для мобильных AR-приложений, Unreal – для графически насыщенных VR-симуляторов), поэтому знание основ каждого будет преимуществом.
Алгоритмическое мышление и опыт программирования в смежных областях. VR/AR-разработка – это по сути прикладное программирование, поэтому важно знать основы алгоритмов и структур данных, понимать концепции объектно-ориентированного программирования, уметь работать с Git-репозиторием (системой контроля версий).
Опыт в разработке игр или мобильных приложений будет очень кстати, ведь VR/AR-проекты во многом близки к ним по структуре. Например, умение программировать на Unity 3D (игры) или под Android/iOS поможет быстрее разобраться с созданием VR/AR-приложений.
Знание основ компьютерной графики и 3D-моделирования. Поскольку виртуальная реальность тесно связана с трёхмерной графикой, разработчику необходимо понимать, как устроены 3D-модели, текстуры, материалы, как происходит рендеринг сцены.
Навыки работы в графических редакторах (например, Adobe Photoshop для создания текстур) и простейшее владение 3D-пакетами (Blender, 3ds Max или Maya для модификации моделей) будут большим плюсом. Необязательно самому глубоко уметь моделировать, но нужно знать, как встраивать и настраивать 3D-объекты для использования в VR/AR – от этого зависит качество итогового продукта.1
Оптимизация графики и производительности. Важный технический навык – умение оптимизировать приложение под ограничения целевой платформы. VR-приложения должны работать при 90–120 кадрах/сек (для комфорта глаз), AR-приложения – не тормозить на смартфоне.
Разработчик должен знать методы оптимизации: работу с шейдерами и облегчёнными материалами, уменьшение полигонов моделей, билинейную/трилинейную фильтрацию текстур, применение уровней детализации (LOD), уборку невидимых объектов и т.д. Специалист, разбирающийся в тонкостях графического конвейера, способен добиться плавной работы приложения даже на слабом устройстве.
Работа с инструментами AR/VR. Помимо движков, существуют специализированные SDK и фреймворки для разработки под конкретные устройства. Например, для HoloLens (AR-очки от Microsoft) – свой набор инструментов, для ARKit (платформа дополненной реальности Apple) – свой, для ARCore (Google, Android) – свой.
VR/AR-разработчик должен ориентироваться в этих экосистемах и уметь подключать нужные библиотеки. Также навыком становится использование motion capture (MoCap) систем – если проект подразумевает захват движений человека, специалист должен знать, как интегрировать эти данные в приложение.
Тестирование и отладка VR/AR. Навыки QA также важны: нужно уметь запускать и проверять своё приложение на разных устройствах (VR-гарнитурах, телефонах), использовать эмуляторы AR для тестирования, подключать логи и профилировщики производительности в Unity/Unreal. Разработчик должен знать типичные проблемы VR (например, дезориентация пользователя при телепортации, конфликт между физическим пространством комнаты и виртуальным) и предотвращать их на этапе разработки.
В совокупности, перечисленные технические навыки формируют образ инженера VR/AR широкого профиля. Не каждый специалист идеально владеет всеми сразу – кто-то сильнее в программировании, кто-то в графике – но стремиться нужно к расширению компетенций. Эта сфера быстро развивается, и на рынке особенно ценятся разработчики, способные «закрыть» весь стек технологий VR/AR, начиная от кода и заканчивая интеграцией 3D-контента.
Помимо «хард-скиллов», успешному VR/AR-разработчику необходимы и определённые мягкие навыки и личные качества.
Работа эта креативная, экспериментальная, часто командная, поэтому важны следующие черты характера:
Богатое воображение и образное мышление. Создавать новые виртуальные миры невозможно без развитой фантазии. Хороший VR/AR-разработчик способен представить себе сцену или эффект еще до их реализации, у него есть склонность к визуализации идей. Это помогает придумывать интересные сценарии использования VR/AR и реализовывать их нестандартными способами.
Внимательность к деталям и усидчивость. Разработка виртуальной реальности – кропотливый труд. Нужно тщательно доводить мелочи: отточить взаимодействие объектов, настроить параметры освещения, выверить задержки и чувствительность контроллеров. Для всего этого требуются терпение и педантичность. Способность долго и сосредоточенно работать над сложной задачей, не упуская деталей, очень пригодится VR/AR-программисту.
Креативность и гибкость мышления. В этой профессии регулярно приходится решать нестандартные задачи – будь то оптимизация графики или создание нового интерфейса в VR. Здесь помогают творческий подход и умение смотреть на проблему под разными углами. Креативный разработчик найдёт способ улучшить продукт или обойти техническое ограничение там, где другие просто разведут руками. Не зря VR/AR-разработка считается передовой, «прогрессивной» сферой – она притягивает любознательных и творческих людей.1
Коммуникабельность и умение работать в команде. Как отмечалось, VR/AR-проекты реализуются командами, поэтому важно взаимодействовать с коллегами. Разработчику нужны навыки коммуникации: умение понятно излагать свои мысли, слушать чужие идеи и интегрировать их, продуктивно обсуждать правки. Конструктивное восприятие критики тоже необходимо – где-то 3D-дизайнер может указать на ошибку в отрисовке, где-то бета-тестеры сообщат о проблемах. Готовность работать вместе над качеством продукта – залог успеха проекта VR/AR.
Стремление к самосовершенствованию. Технологии VR и AR постоянно обновляются – появляются новые устройства, движки, фреймворки. Специалист должен быть готов учиться всю жизнь, отслеживать тренды, изучать свежие инструменты. Лучшие VR/AR-разработчики – это энтузиасты своего дела, которые искренне интересуются новыми возможностями VR и пробуют их на практике. Целеустремлённость, любознательность, ответственность за результат – эти качества помогают не бросить трудный проект на середине и довести его до впечатляющего финала.
Конечно, портрет идеального специалиста обрисован довольно широко. Не у каждого новичка сразу есть все перечисленные качества – многое развивается с опытом. Однако понимание, каким должен быть VR/AR-разработчик, помогает спланировать своё развитие. К примеру, если вы знаете за собой недостаток усидчивости, стоит потренироваться в выполнении длительных задач.
А если чувствуете пробел в коммуникации – поработать над навыками командного взаимодействия. В сочетании с крепкой технической базой перечисленные личные качества позволяют инженеру добиваться успеха в такой новаторской профессии, как VR/AR-разработка.
VR/AR-разработчик уже сегодня является востребованной профессией, и спрос на этих специалистов быстро растёт. Это обусловлено тем, что технологии виртуальной и дополненной реальности находят применение во всё большем числе сфер нашей жизни. Хотя по-настоящему массового распространения VR/AR-гаджетов ещё предстоит достичь, индустрия движется в этом направлении очень уверенно.
Согласно прогнозам аналитиков, глобальный рынок AR/VR-технологий в ближайшие годы ждёт взрывной рост. Например, агентство TrendForce оценивает, что в период с 2020 по 2025 гг. совокупный среднегодовой темп роста рынка устройств VR/AR составит около 53%, и к 2025 году ежегодные объёмы поставок VR/AR-гарнитур превысят 43 млн штук.3
Это означает, что всё больше людей будут пользоваться технологиями погружения – будь то для игр, работы или общения – а значит, потребуются новые приложения и специалисты, способные их создавать. Примечательно, что даже в России, где рынок идёт с отставанием от мирового, прогнозы внушают оптимизм: ожидается, что к 2025 году объём российского рынка AR/VR вырастет до 6–7 млрд ₽, показывая в среднем 30–40% роста ежегодно.4 Иными словами, отрасль в России увеличивается почти в полтора раза каждый год!
Вместе с рынком увеличивается и количество вакансий для VR/AR-разработчиков. Мы уже упоминали скачок числа вакансий в США на 1400% – это данные за последние несколько лет. Работодатели активно инвестируют в R&D-проекты с использованием VR и AR, и им нужны квалифицированные кадры. При этом на рынке труда пока наблюдается дефицит опытных VR/AR-программистов, ведь профессия новая и специалистов немного.
По оценкам экспертов, хорошие VR/AR-разработчики востребованы даже больше, чем представители иных IT-направлений, поскольку крайне мало профессионалов экспертного уровня, которые могут выполнить любую задачу в этой сфере.1 Таким образом, конкуренция за грамотных специалистов среди компаний высока, а у самих разработчиков – относительно низкая (особенно если сравнить с перенасыщенными сегментами вроде веб-программирования).
Уровень оплаты труда VR/AR-программистов также отражает остроту спроса. Средняя зарплата специалиста без опыта в России начинается с ~30–50 тыс. ₽ в месяц (в регионах) и может достигать 100 тыс. ₽ в Москве. С обретением опыта доход растёт: разработчики с опытом более 3 лет в Москве получают в среднем от 100 000 до 200 000 ₽ в месяц, а максимальные предложения по стране доходят до ~250–300 тыс. ₽.
Лучшие иностранные компании готовы платить VR/AR-разработчикам ещё больше: в США диапазон зарплат составляет около 135 000 – 150 000 долларов в год (то есть до 900 тыс. ₽ в месяц) , не считая бонусов и компенсаций. Естественно, такие цифры характерны для специалистов высокого уровня, тем не менее даже начинающий разработчик при должном упорстве сможет быстро выйти на достойный доход. Более того, профессионалы международного уровня могут работать удалённо на зарубежные компании или над фриланс-проектами, зарабатывая в валюте.
Говоря о перспективах профессии, многие эксперты сходятся во мнении, что VR/AR-разработка – это профессия будущего. Виртуальная реальность начинала с узкого применения (военные симуляции, медицина), затем проникла в индустрию видеоигр, а сейчас технологии смешанной реальности всё глубже проникают в самые разные отрасли.
Уже существуют прототипы решений, которые ещё несколько лет назад казались фантастикой – например, системы, позволяющие переносить реальные физические объекты в цифровую VR-среду почти в режиме реального времени. Ожидается, что в перспективе границы между реальным и виртуальным миром сотрутся ещё сильнее – наш мир постепенно станет смешанной реальностью, где цифровые объекты неотличимы от физических.
Для этого, конечно, предстоит усовершенствовать технологии, особенно те, что отвечают за тактильные ощущения и взаимодействие. Но прогресс не стоит на месте: уже сейчас появляются контроллеры с тактильной отдачей, перчатки с вибрацией и даже прототипы костюмов для полного погружения. Всё это открывает огромные возможности для VR/AR-разработчиков в ближайшие годы и десятилетия.
Подводя итог: спрос на специалистов по виртуальной и дополненной реальности будет только расти, а их роль – становиться всё более значимой. VR/AR-разработчик – одна из самых перспективных профессий на стыке IT и креативных индустрий. Тем, кто сегодня делает первые шаги в этой области, открываются отличные карьерные перспективы: можно занять свою нишу пока сфера ещё относительно новая, наработать уникальный опыт и через несколько лет оказаться в числе высокооплачиваемых экспертов, востребованных по всему миру.
Игровая индустрия была одним из первопроходцев в освоении VR/AR. Сегодня существуют VR-игры разных жанров – от шутеров до квестов – и многие студии открывают отдельные направления по VR-геймдеву. VR/AR-разработчики работают над такими играми, тесно взаимодействуя с гейм-дизайнерами и художниками, чтобы создать захватывающий опыт погружения.
Помимо игр, навыки пригодятся при создании обычных мобильных приложений с элементами AR – например, фильтров дополненной реальности для камер, интерактивных приложений для развлечений. В этой сфере важно сочетание программирования и творчества, умение оптимизировать проекты под устройства конечных пользователей (VR-очки, смартфоны).
Дополненная реальность всё активнее используется для привлечения внимания клиентов. AR-приложения позволяют брендам делать интерактивные каталоги, примерочные (как, например, виртуально «примерить» одежду или макияж), игровые промо-акции. VR/AR-разработчики в маркетинге создают сервисы, которые вовлекают пользователя во взаимодействие с продуктом.
Например, в сфере недвижимости уже применяется VR для виртуальных туров по квартирам – потенциальные покупатели могут «прогуляться» по дому, надев шлем, что гораздо нагляднее обычных планов. В рекламе AR-эффекты (те самые маски и фильтры в соцсетях) стали привычным инструментом, и программисты, умеющие их делать, востребованы в digital-агентствах.
VR находит серьёзное применение в обучении и подготовке специалистов. С помощью виртуальной реальности создаются тренажёры для студентов, пилотов, военных, врачей, где они могут отрабатывать навыки в безопасной виртуальной среде. Например, медицинские VR-симуляторы позволяют хирургам «потренироваться» перед сложной операцией, а промышленные тренажёры – учат работать с оборудованием без риска поломок.
VR/AR-разработчики, работающие в сфере EdTech (образовательных технологий), создают такие симуляции совместно с методистами и узкопрофильными специалистами. Кроме того, AR-приложения используются в школьном обучении: приложения с дополненной реальностью оживляют учебники, показывают объёмные модели молекул, планет, исторических объектов. Все это требует участия программистов AR/VR.
В медицинской сфере AR/VR-технологии применяются для диагностики, терапии и реабилитации. Например, с помощью AR-разработок создаются приложения, позволяющие врачам накладывать при визуализации данные томографии непосредственно на тело пациента (что облегчает диагностику и планирование операций). VR активно используется в психотерапии – существуют программы виртуальной экспозиции, помогающие лечить фобии, посттравматические стрессовые расстройства.
Также VR помогает пациентам в реабилитации: специальные игры-задания в виртуальной среде стимулируют восстановление моторики после инсульта или травмы.1 Для разработки таких приложений нужны специалисты, разбирающиеся и в программировании, и в особенностях медицинских данных, потому нередко VR/AR-разработчики сотрудничают с врачами и исследователями.
Крупные предприятия внедряют элементы VR/AR в производственные процессы. В промышленном дизайне виртуальная реальность помогает инженерам проверять новые конструкции ещё до изготовления прототипов – надевая VR-гарнитуру, конструктор может «осмотреть» 3D-модель станка или автомобиля в натуральную величину, выявить недочёты конструкции.1
AR-приложения используются для обслуживания оборудования: через планшет или AR-очки сотрудник видит инструкцию или подсказки прямо поверх реальной машины (так называемые AR-manuals). Задача VR/AR-разработчика в этой сфере – интегрировать софт с инженерными данными, обеспечить точное позиционирование дополняющей графики, учитывать требования надёжности и безопасности. Хотя эти приложения не столь заметны широкой публике, они приносят реальную пользу компаниям, повышая эффективность работы.
Ещё одна отрасль применения – архитектура и строительство. Мы уже упоминали VR-туры: строительные компании создают виртуальные модели квартир и домов, чтобы демонстрировать их клиентам до завершения строительства. Программисты VR/AR делают интерактивные приложения, где пользователь может свободно перемещаться по виртуальному дому, переключать отделочные материалы, расставлять мебель.
AR-приложения позволяют навести камеру телефона на пустой участок и увидеть, как на нём «стоит» будущее здание в полном масштабе. Такая визуализация даёт эффект присутствия и значительно облегчает принятие решений покупателями недвижимости. Специалисты по VR/AR, работающие с архитекторами, превращают чертежи и BIM-модели в красивые виртуальные презентации.
Военная сфера исторически поспособствовала развитию VR – первые симуляторы полётов и боя создавались для подготовки военных. Сейчас VR и AR применяются для тренировки солдат (виртуальные полигоны, стрельбища), для моделирования боевых ситуаций, а также в самом вооружении.
Например, технологии дополненной реальности используются в современных системах прицеливания: стрелок через специальный визир или очки видит подсказки, цель и навигацию, накладываемые на реальную обстановку. VR-разработчики трудятся в оборонных компаниях над созданием таких тренажёров и интерфейсов. Работа в этой области часто засекречена и требует разрешения, но взамен даёт уникальные задачи – например, проектирование систем ночного видения или симуляторов техники.1
Перечисленные примеры – не исчерпывающие. VR/AR-технологии проникают также в сферу развлечений (виртуальные концерты, парки аттракционов с VR), в социальные сети (новый виток получил концепт метавселенной, где люди общаются в VR-пространстве) и даже в сферу искусства (выставки VR-арт объектов). Каждый год появляются новые области применения – а вместе с ними и новые рабочие места для VR/AR-программистов.
Поэтому специалисты этого профиля могут выбирать, где приложить свои умения: кто-то любит делать игры и идёт в геймдев, кто-то – помогать людям и уходит в медтех (медицинские технологии), а кто-то – фанат научной фантастики и находит себя в проектах по созданию метавселенных. Благо, базовый набор навыков VR/AR-разработчика достаточно универсален, чтобы адаптироваться под конкретную отрасль.
Как и в случае с любой IT-специальностью, к профессии VR/AR-разработчика ведут разные пути. Традиционно можно получить образование в университете, попробовать освоить всё самостоятельно либо пройти специализированные курсы. Рассмотрим эти варианты и дадим советы для новичков.
Поскольку VR/AR – относительно новая область, полноценных программ в вузах пока мало. Нет специальности «VR-разработчик» в дипломе, и в ближайших годах вряд ли появится. Обычно будущие VR/AR-инженеры получают базовое образование по смежным направлениям – «Программная инженерия», «Разработка игр», «Информационные системы и технологии». Такие программы дают фундамент в виде знаний по программированию, математике, компьютерной графике.
Однако узких знаний по VR и AR там не преподают, максимум – факультативные курсы. Поэтому университет не гарантирует, что вы выйдете готовым VR-разработчиком. Тем не менее, сильная университетская база (например, технический вуз) облегчит дальнейшее обучение. Хороший план – получить общее IT-образование в вузе, а специализацию по VR/AR добрать на курсах или в магистратуре за рубежом, где подобные программы уже появляются. Но этот путь долгий – 4–6 лет.
Второй вариант – попытаться стать VR/AR-программистом самостоятельно. В интернете есть множество бесплатных ресурсов: уроки по Unity, документация SDK ARKit/ARCore, сообщества разработчиков, открытые лекции. Теоретически мотивированный человек способен сам изучить языки, движки, собрать портфолио из простых проектов. Однако на практике самообучение в VR/AR – крайне сложный путь.
Новичкам приходится разбираться во всём по крупицам, без системы, постоянно обращаться к более опытным за подсказками. Отсутствие чёткого плана затрудняет процесс обучения, нужна железная сила воли, а при возникновении вопросов не всегда получится получить ответ.
Кроме того, после самостоятельного обучения у вас не будет документа о квалификации (сертификата или диплома), из-за чего работодателям сложнее оценить ваши навыки. В результате большинство экспертов сходятся во мнении: такую сложную профессию, как VR/AR-разработчик, лучше осваивать под руководством опытных специалистов, а не в одиночку.1
Наиболее надёжный и эффективный путь – пройти обучение на специализированных курсах по VR/AR-разработке. Сейчас существует достаточно много программ, которые ведут опытные преподаватели-практики и дают систематические знания. Курсы бывают разной направленности: одни рассчитаны на новичков «с нуля», другие – на действующих разработчиков, желающих углубиться в VR/AR.
Длительность тоже варьируется от интенсивов на 2–3 месяца до программ на 1,5–2 года. Например, краткий курс даст только основы, тогда как длительная программа формата «Профессия» поможет стать профессиональным программистом и быстро устроиться на работу. Обучение на курсах обычно включает не только видеолекции, но и практические задания, проверку домашних работ наставниками, проектную работу.
Многие школы выдают диплом или сертификат об окончании – с ним шансы на успешное трудоустройство возрастают в разы. Также курсы часто помогают с карьерой: учат составлять резюме, проводят пробные собеседования, рекомендуют лучших выпускников компаниям-партнёрам.
На нашем сайте вы можете подобрать подходящую программу обучения: в каталоге «Учись Онлайн Ру» собраны все курсы по VR/AR-разработке от ведущих онлайн-школ – как платные, так и бесплатные, с различными форматами и уровнями подготовки. В следующей части статьи мы рассмотрим конкретные примеры таких курсов.
А здесь дадим общие рекомендации тем, кто решил стать VR/AR-разработчиком:
Освойте базовые навыки разработки. Если у вас нет опыта в программировании, начните с основ: пройдите вводный курс по языку C# или Python, разберитесь с принципами ООП. Параллельно изучайте базовую 2D/3D-графику – хотя бы на уровне понимания, что такое полигоны, текстуры, координаты в пространстве. Эти фундаментальные знания значительно облегчат дальнейшее обучение VR/AR.
Выберите движок и попробуйте простые проекты. Для старта рекомендуем установить Unity – он считается более дружелюбным для новичков. Пройдите несколько бесплатных уроков по созданию простой игры на Unity, чтобы познакомиться с интерфейсом и основными компонентами (сцена, объекты, скрипты).
Затем можно попробовать сделать элементарное AR-приложение для телефона – например, с помощью Unity и Vuforia по туториалу создать сцену, где на камеру накладывается 3D-модель. Не стремитесь сразу сделать что-то грандиозное, начните с малого. Важен факт первого сделанного VR/AR-проекта – он вдохновляет учиться дальше.
Практикуйтесь и собирайте портфолио. Практика в VR/AR решает всё. Чем больше разных мини-проектов вы реализуете, тем лучше разберётесь в тонкостях. Старайтесь повторять примеры из уроков, затем модифицировать их под свои идеи. Совмещайте обучение с практикой: изучили новую функцию – сразу примените её в тестовой сцене.
Со временем у вас накопится несколько небольших работ (демо-сцены, прототипы игр, AR-эффекты) – их можно оформить в портфолио. Наличие портфолио из 3–5 проектов значительно повышает ваши шансы найти работу VR/AR-разработчиком, даже если нет коммерческого опыта. Работодателю важно видеть, что вы умеете применять технологии на практике.
Используйте дополнительные возможности для опыта. Некоторые онлайн-школы организуют стажировки для своих выпускников – не упускайте шанс, это путь к первому реальному опыту. Также можно попробовать выполнить простые задачи на фрилансе: иногда на биржах нужны AR-фильтры или небольшие VR-презентации – беритесь, даже если оплата символическая. Любая практика ценна.
Активно участвуйте в тематических сообществах, хакатонах, конкурсах по VR/AR. Например, конкурс AR/VR-творчества может дать вам известность и фидбэк от профессионалов. Чем больше вы погружены в среду, тем быстрее растут ваши навыки.
В целом, путь становления VR/AR-разработчиком можно пройти за 1–2 года при условии регулярного обучения и практики. Многие начинают со свежих курсов: получают структурированные знания, параллельно работают над дипломным проектом и выходят уже с готовым портфолио. Такой подход действительно эффективен – по сравнению с долгими годами разрозненного самообучения.
Освоить эту профессию непросто, но это того стоит: хороших VR/AR-специалистов пока мало, и они на вес золота.1 Если вы заинтересованы в этой области и готовы изучать что-то новое и прогрессивное – у вас есть все шансы стать востребованным разработчиком виртуальной реальности.
Поскольку классического университетского пути для VR/AR-разработчиков не существует, онлайн-курсы стали основным способом получения этой профессии. На рынке представлено множество программ – от вводных коротких курсов до больших профессий «под ключ». В агрегаторе «Учись Онлайн Ру» вы найдёте актуальный каталог таких курсов с ежедневным обновлением информации.
Ниже мы рассмотрим несколько популярных программ из каталога, которые обучают VR/AR-разработке с разных ракурсов:
Это комплексная профессия длительностью 12 месяцев. Курс рассчитан на новичков: начинается с основ программирования на C# и постепенно охватывает все аспекты VR/AR-разработки – от создания виртуальных сред до интеграции VR-устройств. Программа включает изучение Unity и Unreal Engine, работу с VR-очками, разработку нескольких проектов (игр и приложений) для портфолио, а также блок по трудоустройству.
Студенты учатся проектировать VR-сцены, программировать игровую логику, настраивать 3D-окружение и оптимизировать графику. Преимущества курса – упор на практику, доступ к материалам навсегда, поддержка наставников. В конце выдаётся диплом Skillbox, и действует гарантия трудоустройства (школа помогает с поиском работы). Этот курс – хороший выбор для тех, кто хочет получить новую профессию с нуля: за год интенсивного обучения вы соберёте портфолио и получите навыки уровня Junior VR/AR Developer.
Короткий специализированный курс длительностью 1 месяц, ориентированный на изучение движка Unreal Engine для задач виртуальной реальности. Подходит тем, кто уже знаком с основами программирования или Unity и хочет прокачать навык работы с Unreal Engine 4. За время обучения вы освоите создание сцены виртуальной реальности на Unreal, научитесь работать с Blueprints (визуальное скриптование в UE4) и реализуете мини-проект в VR.
Формат – сжатый: видеолекции, практические задания и финальная защита проекта. Курс проводится онлайн в удобное время, задания основаны на реальных кейсах, преподаватели – эксперты в геймдеве. По окончании выдаётся сертификат, доступ к материалам сохраняется навсегда. Программа может быть полезна действующим разработчикам, желающим за короткое время познакомиться с VR на Unreal Engine, либо выпускникам основного курса по Unity для расширения компетенций.
Онлайн-курс продолжительностью около 6 месяцев от школы OTUS, рассчитанный на действующих разработчиков, уже владеющих базами C# и Unity. Курс позиционируется как продвинутый: его цель – углубить знания в создании VR/AR-приложений на Unity с использованием современных инструментов. В программе детально разбираются такие технологии, как AR Foundation (кросс-платформенная AR-библиотека Unity) и XR Interaction Toolkit, работа с устройствами Oculus/HTC, оптимизация графики и UX-особенности VR.2
Обучение проходит в формате живых вебинаров, много практики и проектной работы. Студенты в конце выполняют два полноценных проекта (например, VR-игру и AR-приложение) для портфолио. OTUS делает упор на приближённость к реальным задачам: рассматриваются кейсы промышленной разработки, даются задания уровня Middle.
Выпускники получают сертификат и помощь в подготовке резюме, лучшие – рекомендации партнёрам OTUS.2 Этот курс идеально подходит программистам, желающим систематизировать и расширить навыки VR/AR, или тем, кто прошёл базовый курс и хочет подняться до уверенного уровня.
Бесплатный краткий курс, доступный на платформе Открытого образования (массовые онлайн-курсы вузов). Это скорее ознакомительный курс: за несколько занятий рассказывается история развития VR, устройство VR-гарнитур, области применения виртуальной реальности. Также даются базовые представления о технологиях разработки VR и простейшие примеры. Курс читают преподаватели вузов, он больше теоретический и обзорный.
Отлично подойдёт начинающим: тем, кто вообще не знаком с VR и хочет понять, интересна ли ему эта сфера. За прохождение можно получить сертификат (при сдаче всех заданий), рейтинг слушателей у курса высокий – 4.19 из 5.6 Однако практических навыков программирования этот бесплатный курс не даст – он служит для ориентации и понимания перспектив технологии. После него имеет смысл переходить к более прикладным платным программам, если тема «зайдёт».
Конечно, помимо перечисленных, есть и другие курсы: свои программы по VR/AR-разработке предлагают образовательные платформы Нетология, SkillFactory, Coursera, Udemy и др. При выборе курса важно ориентироваться на актуальность содержания (желательно, чтобы преподавали последние версии Unity/Unreal), репутацию школы и отзывы выпускников.
Полный список и отзывы учеников можно найти на нашем агрегаторе – все онлайн-курсы по VR/AR-разработке 2025 года с отзывами собраны в каталоге «Учись Онлайн Ру». А далее мы дадим рекомендации, как из всех этих вариантов выбрать тот курс, который оптимально подойдёт именно вам.
Если вы решили учиться на онлайн-курсах, перед вами встаёт вопрос – какую программу выбрать? В этой части мы приведём несколько советов, которые помогут новичкам определиться с подходящим курсом по VR/AR-разработке. Учитывать нужно свой уровень подготовки, цели обучения, формат, длительность и другие параметры.
Вам нужен именно курс «с нуля», иначе рискуете не успевать за материалом. Если же у вас уже есть навыки (скажем, вы JavaScript-разработчик или работали с Unity), можно рассмотреть более продвинутую программу, чтобы не тратить время на азы. Например, курс OTUS Unity VR/AR рассчитан на имеющих базу C#, и неподготовленному он будет слишком сложен.2
Итог: сверяйте требования курса со своими умениями, не стесняйтесь сначала подтянуть базу на небольших вводных курсах.
Это хороший вариант, если вы ещё не определились. Но, возможно, у вас есть конкретная цель – например, делать AR-приложения для смартфонов. Тогда имеет смысл выбрать курс, где упор на AR (есть узконаправленные, вроде курса itProger по Unity AR). Или наоборот, хотите создавать реалистичные VR-игры – тогда ищите программы с глубоким изучением Unreal Engine или разделы по 3D-графике.
Изучите программу курса до мелочей: какие темы включены, какие проекты будут выполняться. Сравните несколько курсов – какой больше соответствует вашим целям. Каталог и отзывы на нашем сайте могут в этом помочь.
Но если задача – как можно быстрее войти в профессию, стоит рассмотреть интенсивы или программы средней длительности (~6 месяцев). Они потребуют больше часов в неделю, зато быстрее приведут к трудоустройству. Учтите, что интенсивный курс – это серьёзная нагрузка, придётся совмещать с работой/учёбой. Не перегорите: реально оцените свой график. Лучше взять чуть более длительный курс, чем бросить сверхинтенсивный на полпути из-за нехватки времени.
Например, в GeekBrains много вебинаров и общения, а в Skillbox – скорее видеолекции и индивидуальный график.5 Также уточните про поддержку: будет ли личный наставник или куратор, насколько активно дают обратную связь. Для новичка наличие ментора желательно, чтобы сразу поправляли ошибки. Обратите внимание и на размер группы: где-то на поток берут сотни человек (общение только через чат), а где-то группы по 20–30 с активным взаимодействием. Выберите то, что вам больше подходит психологически.
Читайте отзывы выпускников – из них узнаете, действительно ли школа выполняет обещанное (найти их можно у нас на сайте или на независимых площадках). Также обратите внимание на сертификат/диплом: будет ли выдан документ и какого образца. Иногда сертификат школы – просто бумажка, а иногда это диплом о профпереподготовке установленного образца (у GeekBrains, Нетологии – именно такой). Для работодателей диплом не обязателен, но лишним не будет, особенно если нет высшего образования в этой области.
Также изучите опции рассрочки: многие дают беспроцентную рассрочку на 12–24 месяца, а то и с отсрочкой начала платежей. Это позволяет учиться сейчас, а платить потом небольшими частями. Но не забывайте трезво оценивать ценность курса: высокая цена не всегда = лучшее качество. Иногда сравнительно недорогие курсы дают отличные знания (особенно если у школы высокая оценка учеников).
Оптимальный подход – выбрать 2–3 понравившихся программы, затем связаться с менеджерами школ и задать им вопросы, попросить пробный доступ. По их реакции и готовности помочь вы тоже поймёте уровень сервиса и стоит ли оно своих денег.
Также посмотрите, какие проекты будут на выходе: должны быть реальные кейсы (игра, приложение, прототип) – тогда у вас к концу обучения будет практический результат. В идеале, чтобы курс включал дипломный проект, максимально приближенный к реальной задаче, – это ценно для портфолио. Обилие практики – признак качественного обучения. Теоретические длинные лекции про историю VR – это хорошо для общего развития, но навык кодить сцены в Unity важнее. Поэтому при прочих равных выбирайте программу, где «ручками» придётся сделать больше.
Кроме того, можно пройти парочку бесплатных уроков на YouTube по Unity и AR, как бы примерить на себя процесс обучения. Если вас это увлечёт, станет ясно, что надо идти дальше по платной программе. А если покажется скучным и слишком трудным – возможно, стоит пересмотреть выбор профессии до серьёзных вложений.
Воспользовавшись этими рекомендациями, вы сможете сузить круг поиска и выбрать оптимальный курс под свои требования. Помните, что идеального курса не существует – у каждого есть плюсы и минусы.
Важно найти тот, который сделает процесс обучения максимально эффективным именно для вас: кто-то лучше учится самостоятельно по видео, а кому-то необходим жёсткий график и наставник. К счастью, выбор сейчас большой, и при должной проверке вы наверняка найдёте «свой» вариант. Ну а платформа «Учись Онлайн Ру» всегда готова помочь с информацией – у нас собраны программы, отзывы и рейтинги, чтобы ваш выбор был основан на достоверных данных.
VR/AR-разработчик – это программист, создающий приложения виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). Он работает с технологиями, погружающими пользователя в цифровой мир или накладывающими цифровые объекты на реальный. Профессия новая, на стыке программирования и 3D-графики, и уже становится востребованной.
В обязанности VR/AR-программиста входит полный цикл разработки VR/AR-приложений. Он проектирует виртуальные миры, программирует логику и интерактивность, интегрирует 3D-модели, настраивает работу с VR-очками и AR-камерами, тестирует и оптимизирует приложения для плавной работы. Специалист обеспечивает реалистичный опыт погружения и сотрудничает с командой (дизайнерами, инженерами) над проектом.
Такому специалисту нужны разносторонние технические навыки – знание языков (особенно C# и C++), умение работать в игровых движках (Unity, Unreal), понимание основ 3D-графики, оптимизации, алгоритмов. Он должен разбираться в AR/VR-инструментах, системах отслеживания движений и пр. Кроме того, важны личные качества: развитое воображение, внимание к деталям, креативность, умение работать в команде и желание постоянно учиться, ведь VR/AR-технологии быстро развиваются.
Спрос на VR/AR-разработчиков стремительно растёт по мере расширения применения этих технологий. Глобальный рынок VR/AR бурно развивается (десятки процентов роста ежегодно), и компании нуждаются в специалистах, умеющих создавать соответствующие приложения.
Профессия считается очень перспективной: хороших специалистов пока мало, их готовы высоко оплачивать. Зарплаты опытных VR/AR-программистов в России достигают 150–200 тыс. ₽ в месяц, в США – свыше $100 тыс. в год. VR/AR-разработка уже сейчас – профессия будущего, которая в ближайшие годы станет ещё более востребованной.
Области применения виртуальной и дополненной реальности чрезвычайно широки. VR/AR-разработчики работают в геймдеве (создают VR-игры, AR-развлечения), в маркетинге и рекламе (интерактивные AR-приложения для брендов), в образовании и науке (виртуальные тренажёры, симуляции), в медицине (диагностические AR-системы, терапевтические VR-приложения), в промышленности и строительстве (виртуальные прототипы, AR-инструкции, виртуальные туры по зданиям), а также в военной сфере (боевые симуляторы, системы наведения).
Практически в любой отрасли, где нужно визуализировать или смоделировать реальность, могут быть задействованы VR/AR-технологии – а значит, и специалисты по их разработке.
Прямой специальности в вузах пока нет, поэтому типичный путь – либо самообразование, либо профильные курсы. Самостоятельно освоить VR/AR трудно из-за сложности и новизны области, поэтому эффективнее учиться под руководством экспертов. Начинать стоит с изучения основ программирования и простых проектов в Unity.
Далее – пройти специализированный онлайн-курс, где есть системные знания и практика. В ходе обучения важно делать побольше собственных мини-проектов, собрать портфолио. Также полезны стажировки и участие в сообществах. В среднем за 1–2 года упорного обучения и практики можно подготовиться к работе VR/AR-разработчиком.
Существуют различные онлайн-программы, обучающие VR/AR. К примеру, Skillbox предлагает годовой курс «VR-разработчик с нуля до PRO», где за 12 месяцев можно освоить Unity, Unreal и получить диплом с гарантией трудоустройства. GeekBrains ведёт факультет VR/AR-разработки для новичков (12 месяцев, упор на Unity и 14 практических проектов).
OTUS ориентирован на продвинутых и даёт углубление в Unity VR/AR за полгода. Есть и короткие курсы – например, месячный курс по VR на Unreal (Skillbox) или недорогие курсы по AR на itProger, а также бесплатные вводные (вроде «Введение в VR» на Открытом образовании). При выборе курса стоит сравнить их длительность, формат, содержание и отзывы – каталог «Учись Онлайн Ру» помогает сделать это наглядно, собрав все предложения на одной площадке.
Начинающим VR/AR-разработчикам при выборе курса следует учесть уровень подготовки (брать курс «с нуля», если опыта нет), желаемое направление (VR, AR или оба), длительность обучения (интенсивно или постепенно), формат (самостоятельные видео vs. групповые вебинары), наличие поддержки наставников и трудоустройства. Важно проверить актуальность программы (чтобы охватывала современные технологии) и количество практики – проекты для портфолио на выходе.
Не лишним будет сравнить стоимость, узнать про скидки и рассрочки. Рекомендуется воспользоваться бесплатными пробными уроками или вебинарами, чтобы понять, подходит ли вам стиль обучения. Грамотный выбор курса обеспечит комфортное обучение и максимально эффективное получение навыков VR/AR-разработки, что ускорит вашу карьеру в этой перспективной сфере.
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Знакомы ли вы с VR/AR-технологиями? Пользовались ли когда-нибудь разработками виртуальной/дополненной реальности?
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет