Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье мы подробно разберём, что такое сторителлинг, какие существуют форматы рассказывания историй и где они применяются. Вы узнаете, сколько зарабатывают специалисты по сторителлингу и в каких сферах их навыки наиболее востребованы. Мы расскажем, где можно обучиться искусству создания историй – от самостоятельного освоения до онлайн-курсов (включая программы «Учись Онлайн Ру» и ведущих платформ вроде Skillbox, Нетологии, Contented и др.).
Также вы найдёте советы для разных читателей: подростков, студентов, родителей и работающих профессионалов – каждому мы постараемся дать рекомендации в дружелюбном и понятном тоне. И наконец, мы поделимся практическими шагами по созданию хорошей истории и предупредим о типичных ошибках начинающих сторителлеров.
Кратко о главном: Сторителлинг – это творчество на стыке литературы, маркетинга и психологии, позволяющее через истории донести идею или продать продукт. Овладеть им может каждый при достаточном усердии. Читай дальше, чтобы узнать, как превратить любовь к историям в профессию и действительно начать зарабатывать на своем таланте!
Сторителлинг – это особый приём, с помощью которого можно интересно донести информацию до слушателей или читателей. Проще говоря, сторителлинг означает рассказ истории с завязкой, кульминацией и финалом, которая увлекает аудиторию. Этот метод используют повсюду – в журналистике, образовании, маркетинге, в бизнес-коммуникациях и даже в обычном общении.
«Задача сторителлера – вызвать сочувствие и интерес, показать, что история касается вас напрямую».
Хорошая история всегда вызывает эмоции и сопричастность у публики. Через персонажей и события сторителлер как бы говорит: «Это про тебя». Благодаря этому у слушателя или читателя появляется личная вовлечённость, доверие к рассказчику и интерес узнать, что же будет дальше. Такой эффект и делает сторителлинг мощным инструментом передачи идей.
Где и зачем используют истории? Сегодня приём storytelling применяется во многих сферах. В бизнесе через истории продают товары и укрепляют доверие к бренду, делают рекламу более ненавязчивой и развлекательной. В обучении учителя вводят рассказы, чтобы объяснить сложные темы на понятных примерах и удержать внимание класса. В социальных проектах истории героев помогают вдохновить людей и побудить их к действию. Даже в повседневной жизни мы постоянно обмениваемся небольшими историями – вспоминая забавный случай или делясь опытом – фактически тоже занимаясь сторителлингом.
Стоит отметить, что не любая последовательность событий – это хороший сторителлинг. У настоящей истории обычно есть три ключевых элемента: герой, конфликт и развязка. Герой – персонаж (человек, реже животное или даже одушевлённый предмет), которому аудитория сопереживает. Конфликт – проблема или препятствие, через которое проходит герой; без конфликта не возникает напряжения и интереса, как он справится. Развязка – завершение истории, показывающее, как герой изменился или решил проблему. Даже если конец грустный, он должен быть значимым и логичным – тогда история запомнится.
Таким образом, сторителлинг можно назвать искусством создания цепляющих историй, которые затрагивают чувства людей. Этот навык ценится все больше: например, эксперты отмечают, что интерес к сторителлингу за последний год вырос вдвое по данным Google Trends, а ежемесячно в интернете около 17 тысяч человек ищут информацию по этой теме10.
Яркий рассказ способен сделать сложную идею понятной, скучный продукт – желанным, а обычное событие – захватывающим. Недаром качественный сторителлинг стал важной частью успешных маркетинговых кампаний – он помогает выделить яркий бренд среди посредственных конкурентов и превращает случайных покупателей в лояльных клиентов11.
Storytelling бывает в разных форматах – ведь рассказывать истории можно через разные каналы восприятия. Некоторые истории люди читают, другие смотрят, а третьи слушают11. Выбор формы зависит от того, где вы хотите поделиться историей и какими ресурсами располагаете.
Рассмотрим основные форматы сторителлинга:
Классический способ – рассказать историю с помощью текста. Это могут быть литературные произведения (рассказы, повести, романы) или небольшие зарисовки: статьи в блогах, посты в соцсетях, колонки, рекламные тексты. Часто текст дополняют изображениями, но основное содержание передаётся через слова. Письменный сторителлинг – самый доступный и недорогой: достаточно текстового редактора и воображения. Если публикуете историю сами (например, в блоге), понадобятся навыки работы с платформой или CMS, но порог входа всё равно минимален11.
Здесь сюжет передаётся через картинки. Это может быть серия иллюстраций, фотокомикс, инфографика с развитием событий или традиционный графический роман12. В эпоху соцсетей визуальный сторителлинг очень популярен: например, в формате сторис в Instagram иллюстрации или фотоснимки с коротким текстом рассказывают целую историю. Комиксы и фотосерии вовлекают, потому что задействуют сразу зрение и воображение читателя.
Даже без длинных описаний картинки могут вызвать эмоции и передать сюжет. Визуальные истории отлично подходят как детям, так и взрослым – вспомните, как в детстве нас захватывали комиксы про черепашек-ниндзя, да и сегодня графические новеллы способны конкурировать с текстом по силе воздействия12.
В этом формате история озвучивается голосом – рассказчик может выступать живой речью перед аудиторией или через аудиозапись. Примеры живого аудио-сторителлинга – публичные выступления, лекции, TED Talks и другие форматы ораторского жанра11. Записанный аудио-сторителлинг – это популярные сейчас подкасты, аудиокниги, радиопостановки или даже голосовые сообщения в Telegram-каналах.
По сути, аудиоистория – это всё тот же текст, только переданный через звук. Такой формат удобен тем, что слушать истории можно на ходу – в машине, на пробежке, занимаясь своими делами. Главное в устном рассказе – выразительность речи и умение держать внимание слушателей голосом. Аудиоформат особенно хорош для коротких поучительных историй или выступлений, которые хочется сделать эмоциональными, ведь живой голос напрямую доносит интонации и настроение.
Видеоформат сторителлинга сегодня один из самых мощных. Это любые истории, которые смотрят: от коротких роликов в TikTok или YouTube до полнометражных фильмов и мультфильмов. Видео объединяет картинку, диалог, музыку – сразу несколько средств выразительности, поэтому хорошо подходит для эмоциональных историй, которые должны произвести сильное впечатление11. Пример видеосторителлинга в маркетинге – рекламные ролики, построенные как мини-фильмы о персонаже.
Лучшие из них становятся вирусными: так, компания Dove выпустила видеоролик «Эскизы настоящей красоты» про восприятие женщинами своей внешности, который за 12 часов собрал 50 миллионов просмотров. В нём вообще не упоминали продукт – только в финале появился логотип, но история настолько тронула зрителей, что прекрасно сработала на имидж бренда. В России известен пример бренда консервов «Дядя Ваня», который вместо прямой рекламы снимает короткометражные фильмы о людях и их чувствах – в каждом видео продукт мелькает лишь на пару секунд, а в центре трогательные жизненные истории12.
Такой видеосторителлинг вызывает мощный отклик: зрители не только смотрят ролики, но и обсуждают сюжет, проникаются лояльностью к бренду. Правда, создание качественного видео – самый затратный формат: нужны сценаристы, операторы, монтаж, актёры или аниматоры. Но не бойся, если ты начинающий видеомейкер: даже простой ролик, снятый на телефон, может зацепить, если в нём сильная идея и история11.
Самый современный формат сторителлинга – интерактивные истории, где аудитория не пассивно потребляет сюжет, а участвует в нём. Это могут быть компьютерные игры с проработанной сюжетной линией, интерактивные квесты, VR-проекты или даже специальные веб-страницы, где пользователь сам влияет на развитие истории11. В геймдеве сторителлинг выделился в отдельную специализацию – нарративный дизайн.
Например, в культовой игре Max Payne игрок проживает драматическую историю полицейского, потерявшего семью, а сюжет подаётся через нуар-комиксы между уровнями12. За счёт интерактивности вовлечение достигает максимума: человек не просто наблюдает за героем, а принимает решения, фактически становясь героем истории.
Цифровой сторителлинг сочетает текст, звук, видео, иногда элементы игры – это самый ресурсозатратный формат, требующий командной работы разработчиков, дизайнеров, сценаристов. Но будущее рассказов во многом именно за интерактивом: современные технологии позволяют создавать целые вселенные историй, куда погружается аудитория.
Конечно, перечисленные форматы можно комбинировать. Например, история может начаться серией текстовых постов, продолжиться в аудиоподкасте, а завершиться выпуском видео – такой подход называют трансмедийным сторителлингом. Но даже выбирая один формат, важно помнить: сила истории не столько в технологии, сколько в содержании. Яркие персонажи, понятный конфликт и эмоциональный накал сделают свое дело независимо от носителя. Поэтому выбирай тот формат, который тебе доступен и лучше всего доносит замысел до твоей аудитории11.
Кстати, после того как ты создашь историю, её ещё нужно правильно преподнести миру. Сторителлингом в письменном формате стоит делиться на блог-платформах и в соцсетях, видеоистории – выкладывать на YouTube, RuTube или ВКонтакте, аудио – распространять через подкаст-платформы. Продвижение истории – отдельная задача, требующая понимания своей аудитории и активного присутствия на выбранных площадках11. Но это тема для другой статьи.
Вы уже поняли, что навык рассказывания историй ценится во многих отраслях. Но можно ли устроиться на работу сторителлером? Здесь есть важный нюанс: в чистом виде должность с названием «storyteller» встречается редко и обычно сопряжена с другими обязанностями. Тем не менее специалисты со сторителлинг-навыками нужны практически везде, где создаётся контент. Давайте посмотрим на рынок труда и доходы поближе.
Редкая профессия или массовый навык? По состоянию на 2025 год профессия «сторителлер» сама по себе достаточно редкая, и открытых вакансий с таким названием мало. В ходе наших исследований мы нашли лишь несколько прямых предложений работы сторителлером – в разных городах и сферах. Например, одна вакансия в Санкт-Петербурге (сфера бизнес-аналитика и IT) предлагала зарплату от 50 до 200 тысяч рублей в месяц, а другая в Екатеринбурге (маркетинг) – от 40 тысяч руб. Ещё несколько позиций (в Москве, СПб) обещали оплату «по итогам собеседования». Диапазон разбросан и явно зависит от отрасли и уровня компании.
Сами по себе эти цифры мало о чём говорят – важно другое: чаще всего требования этих вакансий совпадают с требованиями к копирайтерам, контент-маркетологам, PR-менеджерам. То есть сторителлинг рассматривается работодателями как часть работы в смежной профессии, а не как отдельная узкая роль.
Недаром эксперты советуют: если хотите найти работу, где примените талант рассказывать истории, ищите должности копирайтера, журналиста, сценариста, маркетолога, SMM-менеджера – там умение писать захватывающие тексты будет конкурентным преимуществом. И действительно, на сайте HeadHunter сейчас можно найти более 100 вакансий, в описании которых прямо указано требование уметь придумывать или писать истории. То есть навык востребован, просто скрыт внутри других профессий.
Сторителлинг в бизнесе растёт: повышенный интерес к этому направлению подтверждают и данные поисковой активности: в Рунете стремительно растёт количество запросов про обучение сторителлингу и применение его в маркетинге10. Многие компании осознали силу storytelling – в отличие от сухой рекламы, истории вызывают эмоции и доверие. Например, российский оператор связи Мегафон опубликовал на Хабре длинный пост-историю о том, как прокладывали кабель под дном реки – казалось бы, техническая задача, но преподнесли её как приключение с преодолением трудностей.
Результат – 107 тысяч просмотров и сотни комментариев, живое обсуждение пользователей с представителями компании. Это отличный пример того, как хорошая история повышает вовлечённость аудитории. А бренд Columbia привлечён для ролика голливудского актёра Зака Эфрона, который отправился в экстремальный поход с братом – и вместе с ними зрители переживают тяготы путешествия, где герою помогает снаряжение Columbia. Такие кампании работают лучше любой прямой рекламы. Вывод: работодатели будут ценить тех, кто умеет придать бренду «человеческое лицо» через истории и контент.
Сколько можно заработать? Давайте честно: разброс доходов у сторителлеров огромен, потому что всё зависит от конкретного применения навыка. Рассмотрим несколько примеров в разных формах сторителлинга – от писателя до сценариста – и сравним перспективы по заработку и спросу.
Каждый формат историй, о которых мы говорили, может стать основой для карьеры. При этом уровень дохода и востребованность различаются. Ниже мы сравниваем несколько направлений, где можно применять сторителлинг, – и обсуждаем, чего ожидать в плане заработка, популярности профессии и необходимых навыков обучения.
Кто это: Писатели, авторы книг, рассказов, сценариев для театра. По сути, классический сказочник – человек, создающий художественные тексты.
Востребованность: Быть писателем – мечта многих, но рынок художественной литературы весьма конкурентный. Ежегодно издаются тысячи новых книг, и далеко не все авторы становятся известными. Тем не менее, хорошие рассказы и романы всегда находят своих читателей. Популярность жанров циклична: сегодня, например, высок спрос на подростковое фэнтези и научную фантастику. Также выросла ниша коротких форм – авторские рассказы для социальных сетей, платформ вроде Author.Today, статьи в литературных журналах. В эпоху интернета писатель может сразу найти свою аудиторию онлайн, минуя издательства.
Доходы: Диапазон доходов у литераторов очень широк. В начале карьеры подготовься к тому, что заработок будет скромным. Гонорары за публикации небольших рассказов или повестей могут измеряться символическими суммами или экземплярами книг. Серьёзные деньги приходят, если книга становится бестселлером или если удаётся заключить контракт с издательством на серию. Известные писатели получают роялти с продаж тиражей, иногда авансы.
По данным российского книжного рынка, начинающий автор часто зарабатывает менее 50 тыс. руб. в год на своих произведениях, а топовые писатели – сотни тысяч и миллионы (но таких единицы). Дополнительный источник дохода – литературные конкурсы и премии, которые могут принести призовые (иногда до нескольких сотен тысяч рублей за победу). В целом, литература – путь для тех, кто готов сначала работать за идею и имя. Если успех придёт, доходы могут резко вырасти, но гарантий нет.
Как учиться: Формального образования для писателя необязательно, но полезно. Многие известные авторы – филологи, журналисты, либо окончили литературные курсы. Сторителлинг в литературе подразумевает отличное владение языком, знание жанров и наработку собственного стиля. Здесь очень помогает много читать (чтобы перенимать опыт мастеров) и постоянно писать.
Существуют и специальные курсы: от университетских программ по литературному мастерству до онлайн-курсов по писательскому мастерству. Например, Нетология предлагает курс по сценарному мастерству, дающий основы драматургии13. Но главные учителя писателя – книги других авторов и собственная практика.
Кто это: Сценаристы кино и телевидения, шоураннеры сериалов, драматурги. Эти люди сочиняют истории для экрана.
Востребованность: Индустрия кино и сериалов в России развивается, особенно с ростом онлайн-платформ. Сценаристы всегда нужны – для полнометражных фильмов, многосерийных проектов, анимации, веб-сериалов. Однако и конкуренция высока: многие мечтают писать для кино. Часто в профессию приходят через специальные вузы (такие как ВГИК) или курсы, и пробиваются постепенно.
Тем не менее, сейчас много независимых студий, которые ищут свежие идеи и новые голоса – шанс есть. Особый спрос на сценаристов в жанрах комедии, детектива, мелодрамы (самые популярные у широкой аудитории). Также появляются возможности в сфере игровых сериалов для YouTube и других цифровых платформ – это новые каналы, где сценарное мастерство востребовано.
Доходы: Начинающий сценарист может получать умеренный гонорар за серию или короткий метр. В Москве ставки для новичков иногда стартуют с 20–30 тыс. руб. за написание сценария короткометражки или одной серии веб-сериала (по отзывам индустрии). Опытные сценаристы популярных сериалов зарабатывают гораздо больше – их гонорары могут достигать сотен тысяч рублей за сценарий фильма или сезон сериала. В целом по отрасли разброс велик: успешный фильм может принести автору и миллионы (особенно если он также соавтор идеи или продюсер), а неуспешный проект – практически ничего сверх фиксированной платы.
Сценаристы, участвующие в длительных сериалах, обычно получают зарплату по контракту на весь период производства. Плюс есть возможность получать отчисления, если ты член профессиональных гильдий. Но в России система роялти для сценаристов развита слабо, в отличие от Запада. Поэтому доход больше зависит от количества и «масштаба» проектов, над которыми ты работаешь.
Как учиться: Здесь образование играет значительную роль. Сценарное мастерство преподают в профильных вузах (ВГИК, школы при киностудиях) – это классический путь. Однако сегодня есть и онлайн-программы. Например, Skillbox помимо курса по общему сторителлингу предлагает курсы по написанию сценариев (в том числе сценария сериала)13.
На таких курсах учат строить драматургическую структуру, прорабатывать диалоги, работать в команде с режиссёром. Важна практика: стоит пытаться писать сценарии коротких фильмов и участвовать в питчингах (конкурсах сценарных заявок). Кстати, многие сценаристы начинают с того, что пишут для YouTube-шоу или рекламы – это тоже опыт. И не забывай смотреть много кино и сериалов, разбирая их сюжет – лучший способ понять, как это работает.
Кто это: Копирайтеры, контент-маркетологи, PR-специалисты, бренд-менеджеры – все, кто создает контент и коммуникации в бизнесе. Их задача – рассказывать истории от лица брендов, чтобы привлекать клиентов.
Востребованность: Это, пожалуй, самая широкая сфера применения сторителлинга сегодня. Практически каждая компания, продвигающая себя в интернете, нуждается в качественном контенте: тексты для сайтов, статьи, посты, кейсы, успех-стори, презентации – и все они выигрывают, если сделаны в формате истории. Поэтому хорошие копирайтеры с навыком storytelling – на вес золота. Посмотрите вакансии: в требованиях к маркетологам и SMMщикам часто пишут что-нибудь вроде «умение писать увлекательно, в стиле сторителлинг».
Согласно исследованию, навык сторителлинга нужен маркетологам, SMM-специалистам, контент-мейкерам наряду с умением работать с цифрами и трафиком. В 2023–2025 годах тренд в маркетинге сместился от навязчивой рекламы к контент-маркетингу, и тут без историй никак. Особенно ценится умение написать кейс или отзыв клиента в форме маленького рассказа – чтобы читатель увидел себя и свои проблемы, как в зеркале. Так что спрос огромный: фактически любой бизнес от банка до фитнес-студии сейчас ищет людей, которые «оживят» бренд через контент.
Доходы: Спектр тоже широк. Новичок-копирайтер на фрилансе может получать 30–50 рублей за 1000 знаков текста, что в пересчёте выходит совсем немного в месяц (10–20 тыс. руб. при небольших объёмах). Но стоит набраться опыта и портфолио, как ставки растут. Штатный контент-маркетолог в крупном городе в среднем получает 60–100 тыс. руб. в месяц.
Копирайтеры в ведущих digital-агентствах могут иметь зарплату и 120–150 тыс., особенно если выполняют роль креативщика, придумывающего концепции кампаний. PR-менеджер с навыком сторителлинга (способный писать сильные истории для СМИ о компании) – тоже ценная позиция, иногда с доходом от 80 тыс. и выше в крупных фирмах. Если выйти на международный рынок (писать на английском), там ставки могут быть в долларах и существенно выше.
Кроме того, в маркетинге распространена проектная работа: за один написанный продающий текст или сценарий рекламного ролика опытному сторителлеру могут заплатить разово от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей, в зависимости от масштаба проекта. В целом эта сфера позволяет довольно стабильно зарабатывать, применяя талант рассказчика на практике, особенно после 1-2 лет опыта.
Как учиться: Как правило, многие приходят из смежных областей – журналистики, филологии, рекламы. Но если у тебя нет такого бэкграунда – не беда. Огромное количество онлайн-курсов обучают копирайтингу и сторителлингу для маркетинга. Skillbox учит сторителлингу с упором на медиа, дизайн, маркетинг и бизнес, заверяя, что эта навык сейчас необходим во всех этих сферах10. Нетология рекламирует курс, где обучают использовать истории для решения бизнес-задач и получить профессию сторителлера с сертификатом14.
На «Учись Онлайн Ру» собрана целая подборка программ по сторителлингу: там есть как краткий курс TeachLine за 1 месяц (≈6 000 руб.), так и большая программа от Skillbox на 3 месяца (стоит дороже, ~73 тыс. руб. со скидкой). Осваивая сторителлинг в маркетинге, важно учиться не только писать художественно, но и понимать целевую аудиторию, психологию потребителей. Поэтому хорошие курсы обычно дают и практические задания: написать истории для блога, для лендинга, для соцсетей. После обучения ты сможешь создать портфолио из таких работ и смело откликаться на вакансии копирайтера или контент-мейкера.
Кто это: Нарративные дизайнеры и сценаристы в геймдеве, продюсеры интерактивных проектов, сценаристы квестов. Проще говоря, те, кто придумывает сюжетную составляющую игр и других цифровых развлечений.
Востребованность: Индустрия видеоигр – одна из самых быстрорастущих. Раньше считалось, что игры – это только про геймплей, стрелялки и гонки. Сейчас же всё больше игр делают упор на историю и атмосферу: игроки ценят хороший сюжет не меньше, чем графику. Поэтому студии набирают специалистов по нарративу. Конечно, вакансий пока не тысячи, но в крупных игровых компаниях (Mail.ru Games, Wargaming, Pixonic и др.) есть отделы, отвечающие за лор и сценарий.
Также многие инди-разработчики привлекают фриланс-сценаристов. Кроме игр, есть спрос на авторов интерактивных историй для мобильных приложений (жанр visual novel, текстовые квесты – вспомните популярные любовные новеллы в приложениях, кто-то же пишет эти сюжеты!). Так что если любишь и игры, и истории – это ниша, где можно себя реализовать. Учти, что часто потребуется ещё и понимание механик игр, умение работать в команде с гейм-дизайнерами.
Доходы: Нарративный дизайнер в крупной студии в Москве может получать от 80–100 тыс. рублей в месяц (на уровне среднего программиста), опытные – и 150+. Но таких позиций не очень много. Фрилансеры обычно работают за проект: например, написать ветвящийся сценарий мобильной новеллы (на 100+ экранов) – гонорар может быть порядка нескольких десятков тысяч рублей.
Если повезёт участвовать в большом проекте (например, ААА-игра), то и оплата будет соответствующей – вплоть до доли от продаж, если вы в штате. Плюс не забываем про смежные возможности: сценаристы интерактивных аттракционов, VR-квестов и др. тоже нужны. Их доходы сравнимы с доходами сценаристов кино на аналогичном уровне, а иногда выше из-за новизны и технической сложности проектов.
Как учиться: Идеально – профильное обучение в сфере геймдизайна с упором на нарратив. Появляются соответствующие программы: например, некоторые онлайн-школы (GeekBrains, Skillbox) предлагают курсы «Narrative design» или включают модуль по сторителлингу в курс геймдизайна13. Но пока таких курсов меньше, чем по копирайтингу.
Много материалов на английском – индустрия международная, так что знание языка обязательно. Очень помогает участие в геймджемах – хакатонах по созданию игр, где ты можешь взять на себя роль сценариста. И, конечно, надо играть самому, изучать сюжетные игры, анализировать их. Игровой сторителлинг имеет свои особенности: надо продумывать разветвления сюжета, работу с нелинейностью, сочетание истории и геймплея. Это сложно, но если овладеешь – станешь редким ценным специалистом.
Кто это: Авторы-рассказчики в социальных сетях, на платформах типа YouTube, TikTok, авторы подкастов, ведущие своих блогов. Фактически сюда можно отнести любого самостоятельного контент-креатора, который монетизирует личные истории или рассказывает истории для аудитории напрямую.
Востребованность: В эпоху, когда каждый может стать медиа, очень много людей пробуют себя в блоггинге. Однако чтобы собрать большую аудиторию, одного эффекта присутствия мало – нужно умение удержать внимание, а значит, рассказывать увлекательно. Поэтому среди успешных блогеров почти все так или иначе сторителлеры. Например, топовые YouTube-блогеры часто строят свои выпуски именно как истории с интригой и личным опытом.
В TikTok и Reels заходят короткие сторитаймы (story time – жанр, где автор за минуту рассказывает смешной или страшный случай из жизни). Подкасты вообще представляют собой искусство устного рассказа – будь то документальные истории, интервью или аудиосериалы. В новых медиа хороший рассказчик имеет преимущество: контента много, а вот захватывающих историй не так уж и много. Поэтому если чувствуешь талант, можно пробовать идти этим путём.
Доходы: Очень разные и зачастую нестабильные. Монетизация блога зависит от количества подписчиков и просмотров. Кто-то зарабатывает миллионы на рекламе и интеграциях, а кто-то ведёт блог «для души» практически бесплатно. Можно обозначить следующие ориентиры: YouTube-канал с ~100 тыс. подписчиков при средней активности может приносить блогеру несколько десятков тысяч рублей в месяц на рекламе (AdSense + прямые интеграции). В TikTok монетизация хуже, но популярные тиктокеры за счёт рекламы и перелива аудитории на платные платформы тоже могут получать сопоставимо.
Автор подкаста обычно зарабатывает на спонсорстве: если есть, скажем, 10-20 тысяч слушателей каждого выпуска, рекламодатели готовы платить за вставки; при очень грубой оценке – это может быть 5–15 тыс. руб. за рекламу в эпизоде для аудитории такого размера. Но тут всё очень вариативно. Есть примеры, когда умелый сторителлер собирал аудиторию и выводил проект на самоокупаемость уже через год, а есть – когда даже интересный блог не приносил денег из-за слабого маркетинга.
В общем, заработок блогера-сторителлера – штука реальная, но требующая времени и удачи. Зато потолок почти не ограничен: самые известные рассказывающие истории блогеры (например, авторы популярных исторических каналов, или лайфстайл-рассказчики) имеют доходы, сравнимые с доходами теле-звезд.
Как учиться: Блоггинг – сфера, где формального образования не существует, учатся на практике. Тем не менее, существуют курсы по блоггингу и созданию контента. Например, Contented и другие школы предлагают программы по развитию личного бренда, сторисмейкингу (созданию сторис), SMM – там тоже учат рассказывать истории, но уже о себе или своём деле. Главное – начать творить: завести страницу и пробовать разные форматы, смотреть на отклик.
Обрати внимание на курсы по сторителлингу для соцсетей (в каталоге «Учись Онлайн Ру» найдутся курсы по блоггингу, Instagram-контенту, сторисмейкерству). На таких тренингах дают советы, как структурировать личный опыт в историю, как зацепить внимание в первые секунды (особенно актуально для TikTok), как работать с визуалом. Кроме того, полезно изучать смежные навыки: монтаж видео, ораторское мастерство для эфиров, работу с микрофоном для подкаста. В новых медиа ты сам себе режиссёр и продюсер, поэтому сторителлер-блогер должен быть универсалом. Но и награда – свобода творчества и прямой контакт с аудиторией.
Мы видим, что сторителлинг применим во многих отраслях – от книг до игр, от рекламы до YouTube. Где-то он служит основой профессии (писатель, сценарист), а где-то – одним из необходимых навыков (маркетолог, блогер). Общий тренд таков: спрос на умение рассказывать истории растёт, и во многих вакансиях 2025 года это значится как конкурентное преимущество.
А уровень дохода будет зависеть от того, куда вы приложите свой талант. Можно остаться самобытным автором и постепенно набирать читателей, а можно встроиться в индустрию – и монетизировать сторителлинг как часть работы в компании. И в том, и в другом случае важно постоянно совершенствовать мастерство – давайте об этом поговорим.
Начать путь сторителлера можно абсолютно самостоятельно. Более того, даже если вы пойдёте на курсы, никто не отменяет саморазвитие – личные усилия крайне важны, ведь творчество трудно вложить в рамки обучения.
Вот несколько шагов, с которых стоит начать самообразование:
Читайте книги о сторителлинге и писательском мастерстве. К счастью, сегодня есть отличные издания от гуру в этой области. Например, классика жанра – книга Роберта Макки «История на миллион долларов», где разбираются психология восприятия и ремесло создания сценариев. Макки также в соавторстве с Томом Джерасом выпустил книгу «Сториномика» – о том, как крупные бренды переходят от прямой рекламы к маркетингу историй. Для самых начинающих на русском языке хороша книга Сергея Гузенкова «Сторителлинг. Пособие для начинающих» – она практичная, с упражнениями.
Из зарубежных мастеров о публичных выступлениях со сторителлингом пишет Саймон Ланкастер («Говори, вдохновляй» – ораторское искусство на основе нейробиологии языка). А из художественной литературы вдохновляет многих Рэй Брэдбери с эссе «Дзен в искусстве написания книг» – размышления о поиске идей и выражении эмоций в тексте. Эти книги дадут теорию и заряд мотивации.
Развивайте насмотренность и «наслушанность». Смотрите качественные фильмы и сериалы, обращая внимание на сюжет. Слушайте аудиоспектакли, подкасты рассказов. Читайте признанные литературные произведения разных жанров. Пополняйте багаж историй в голове. Чем больше примеров вы пропустите через себя, тем лучше будете понимать, как устроен хороший рассказ. Это как пропитаться музыкой, прежде чем сочинять свою.
Пишите и рассказывайте при любой возможности. Практика – ключ ко всему. Начните вести дневник или блог, записывайте короткие зарисовки из жизни, придумывайте небольшие рассказы на ходу. Можно устроить себе челлендж: писать каждый день хотя бы по одному абзацу истории. Или возьмите известный сюжет и попробуйте пересказать его своим стилем.
Не бойтесь, что выйдет плохо – первые пробы у всех комом. Цель – разрабатывать «мышцы» творчества. Также тренируйтесь устно: рассказывайте друзьям о событиях дня не сухо, а как маленькую историю с интригой. Учите анекдоты, пересказывайте фильмы – всё это развивает навык повествования.
Ищите сообщество и обратную связь. В одиночку сложно расти. К счастью, есть писательские форумы, группы в соцсетях, где новички делятся текстами и получают отзывы. Присоединяйтесь к таким сообществам – критика поможет понять свои слабые места. Возможно, найдутся единомышленники, с которыми вы вместе создадите проект (например, запустите совместный storytelling-блог или подкаст).
Если вы подросток или студент, можно вступить в литературный кружок, театральную студию – там тоже учат выразительно рассказывать. Даже онлайн есть конкурсы сторителлинга – участие в них стимулирует совершенствоваться.
Используйте доступные бесплатные ресурсы. Пройдите бесплатные вебинары или уроки на YouTube – многие школы публикуют вводные занятия по сторителлингу в открытом доступе. Существуют и бесплатные онлайн-курсы, например на Stepik есть курс «Сторителлинг для подростков»15. Посмотрите выступления мастеров: знаменитые TED Talks – это кладезь примеров сторителлинга. Анализируйте, как ораторы захватывают внимание, где делают повороты. Пробуйте повторять эти приёмы в своих рассказах.
Главное – действовать. Самообразование хорошо тем, что идёт в комфортном темпе и почти не требует вложений (ну разве что купить пару книг).
Минус – нет структурированной программы и наставника. Зато плюс – вы учитесь на том материале, который вам искренне интересен, и вырабатываете уникальный стиль. К тому же, самостоятельные практики почти бесплатны, нужно лишь время и дисциплина.
Многим начинающим не хватает системности или уверенности, чтобы учиться одному. В таком случае стоит рассмотреть профессиональное обучение сторителлингу – тем более сейчас есть множество онлайн-курсов на любой вкус и бюджет. Чем хороши курсы: вы занимаетесь по продуманной программе, вас ведут опытные преподаватели, дают задания и фидбэк, в конце – диплом или сертификат. А ещё часто помогают собрать портфолио и даже содействуют с трудоустройством. Давайте посмотрим, какие варианты предлагают известные платформы, и что можно из них почерпнуть.
На «Учись Онлайн Ру» собраны практически все ведущие школы, обучающие сторителлингу. По состоянию на 2025 год на агрегаторе можно найти не менее 16 программ по этой тематике13 – от коротких интенсивов до больших профессий.
Мы отметим несколько примеров:
Один из самых популярных онлайн-курсов для новичков, длится ~3–4 месяца. Skillbox позиционирует сторителлинг как навык, нужный всем, кто создаёт контент – от текстовиков до видеомейкеров. В программе аж 3 мини-курса в одном: учат выстраивать структуру повествования, работать с визуальными образами, выступать перед аудиторией, придумывать персонажей и миры10. То есть охватывают текст, видео и ораторское мастерство.
По сути, выпускник такого курса должен уметь и харизматичный пост написать, и YouTube-ролик сценарно продумать, и презентацию для клиента сделать яркой. Отзывы о курсе хорошие (рейтинг ~4.6/5). Цена полного курса довольно высокая (около 70 тыс. руб., но часто бывают скидки и рассрочки)13. Зато Skillbox даёт рассрочку на год и доступ к материалам навсегда, а также сертификат о повышении квалификации. Плюс бонус – год доступа к курсу английского языка, что у них часто акцией идёт10.
Нетология фокусируется на прикладном применении: как истории помогают компании расти. Они обещают, что научат использовать истории для решения бизнес-задач и что по окончании вы освоите профессию сторителлера с сертификатом. Программа обычно включает основы драматургии, работу с целевой аудиторией, практику создания историй под разные каналы (рекламный ролик, блог, лендинг и т.д.). Длительность около 6 недель, цена средняя (в районе 15 тыс. руб. по акции)14.
Нетология известна сильным акцентом на маркетинг, поэтому этот курс хорош для тех, кто планирует применять сторителлинг именно в рекламе, PR, контент-маркетинге. Судя по описанию, упор сделан на методы раскрепощения письма, поиск идей, управление эмоциями читателя и постоянную практику с обратной связью от преподавателя. Так что, если вам важно научиться писать истории «заточенные» под продажи или имидж компании – этот вариант стоит внимания.
TeachLine – онлайн-университет интернет-маркетинга – предлагает короткий курс (1 месяц, стоимость около 5–6 тыс. руб.). Преподаватели – практики из агентства TexTerra, известного своими контент-проектами. Формат: видеолекции, домашние задания, чек-листы и даже список книг для саморазвития, итоговый тест.
Судя по описанию, за месяц студенты получают все необходимые компетенции для создания storytelling-контента: учатся писать истории для блога, паблика, канала и других форматов. Отлично, что первый урок обычно дают бесплатно посмотреть – можно оценить подачу. По окончании – тест и сертификат. Этот курс хорошо подходит тем, у кого мало времени и нужен концентрированный вводный курс.
Это также короткая программа (~2 месяца), часто предлагается с крупной скидкой (номинальная цена ~5300 руб., со скидкой ~1700 руб.). Формат – вебинары, домашние задания с обратной связью, поддержка координаторов, защита итогового проекта. В отзывах отмечают, что преподают практики, а график гибкий, материалы остаются после курса.
Hedu – платформа, где курсы делают сами преподаватели, поэтому качество может зависеть от конкретного автора курса. Тем не менее, курс охватывает базовые навыки: вероятно, включает и письменный сторителлинг, и устные упражнения. Это бюджетный способ стартовать, плюс по окончании дают диплом о прохождении.
Помимо перечисленных, есть курсы от 4brain (небольшой курс на 5 недель, недорогой), от Interra («Искусство создания цепляющих историй», совсем короткий – 2 недели), от Eduson Academy (курс по копирайтингу с модулем сторителлинга), от GeekBrains (в рамках профессии «Сценарист» есть блок по сторителлингу)13, бесплатные вводные от GeekBrains («сторителлинг для бизнеса» – часто промо-вебинары)14 и др. Даже платформа Stepik, как уже упомянули, имеет курс для подростков. Таким образом, обучающих возможностей масса.
Почему стоит выбрать онлайн-обучение?
Во-первых, это экономит время: учишься из дома, в удобное время, совмещая с работой или учёбой.
Во-вторых, структуру программы продумали за тебя – ты последовательно овладеваешь приёмами от простого к сложному.
В-третьих, кураторы дадут ценный фидбэк на твои истории, что сложно получить, если занимаешься один.
В-четвёртых, итоговый проект и сертификат пригодятся при трудоустройстве – можно показать работодателю. Многие курсы помогают создать несколько готовых работ для портфолио (например, в курсе Skillbox обещают 16 текстов, которые можно положить в портфолио)16. Наконец, важна мотивация: когда вложил деньги и есть расписание, больше стимула довести дело до конца. Конечно, качество курсов различается.
Поэтому совет: перед покупкой изучи отзывы (на том же «Учись Онлайн Ру», где собраны рейтинги школ), посмотри программу, кто преподаватели. Убедись, что упор делается на те аспекты, которые тебе нужны. Одни курсы сильны по литературной части, другие – по маркетингу, третьи – по публичным выступлениям. Выбери по своим целям. И помни, что курсы не сделают из тебя волшебника моментально – всё равно придётся много практиковаться самостоятельно и после обучения. Но как старт или трамплин для карьеры – курсы очень помогают.
Кстати, «Учись Онлайн Ру» обеспечивает удобный поиск и фильтрацию курсов по сторителлингу. Можно отсортировать по длительности, цене, формату – чтобы найти оптимальный вариант. Не забудьте про промокоды и скидки, которые часто указаны на агрегаторе – можно сэкономить приличную сумму.
Сторителлингом может заняться человек практически любого возраста и профессии. Но ситуация и мотивация у всех разные. В этом разделе мы хотим обратиться отдельно к нескольким группам читателей и дать дружеские советы именно для них. Если ты узнаешь себя в одном из описаний – надеемся, наши рекомендации помогут тебе в пути становления сторителлером!
Ты ещё школьник, но уже чувствуешь в себе любовь к историям? Это замечательно! Подростковый возраст – отличное время, чтобы начать развивать талант рассказчика.
Вот что мы тебе посоветуем, дружески на «ты»:
А может – напишешь историю из своей жизни, но с интересным вымыслом. Начинай с малого: например, история на 1 страницу о том, как ты однажды прогулял урок, превратив это в комедийное приключение. Или сочини историю про своего питомца, будто это герой сказки. Главное – начать писать и рассказывать.
Вместе веселее: можно делиться рассказами, устраивать чтения. Если таких кружков нет – не беда, в интернете полно мест. Попробуй выложить рассказ на подростковый литературный форум или в группу ВК, посвящённую писательству. Обратная связь (пусть даже простое «вау, классно!» от товарища) очень вдохновляет.
Если очень хочется, можно попробовать бесплатные курсы на вроде упомянутого Stepik или записаться на летнюю литературную школу для подростков. Но это опционально. Поверь, лучшее обучение – больше читать и больше писать самостоятельно. В школе, кстати, уроки литературы и сочинения – твой полигон. Пытайся там применять свои навыки: пиши творческие сочинения с фантазией (учителя обычно любят интересный стиль).
Самое главное – получай удовольствие от процесса. В твоём возрасте сторителлинг – это не про заработок (он придёт потом), а про самовыражение. Веселись, экспериментируй, твори! Поверь, совсем скоро твои навыки могут вырасти во что-то серьёзное. Многие известные писатели и блогеры начинали именно в школьные годы писать фанфики или истории для друзей. Так что дерзай – кто знает, может, именно ты напишешь бестселлер или станешь сценаристом хитового сериала в будущем!
Уважаемые родители! Если вы заметили, что ваш сын или дочь любят выдумывать истории, часами читают книги или не расстаются с блокнотом – перед вами юный сторителлер. Как же поддержать это увлечение и направить в полезное русло?
Позвольте дать вам несколько советов:
В детстве и подростковом возрасте очень важно одобрение близких. Если вы поддержите, ребенок расцветёт в своем таланте. Как отмечают психологи, сторителлинг развивает у детей эмоциональный интеллект, воображение, умение справляться со стрессом17. То есть это не пустое занятие, а полезный навык.
Например, для подростков есть книги Анны Никольской «Сторителлинг для подростков. Легче, чем ты думаешь!»18 – они в игровой форме учат рассказывать истории, и одновременно мотивируют мечтать о собственной книге. Также сейчас много детских школ блогинга, творческого письма – можно рассмотреть, если есть в вашем городе, чтобы чадо пообщалось с такими же увлечёнными.
Или завести семейную традицию – рассказывать истории друг другу (например, за ужином каждый придумывает короткую историю на заданные три слова – весело и полезно). Если у ребенка проблемы с изложением мыслей – мягко помогайте: разбирайте вместе, как сделать рассказ связнее, задавайте вопросы наводящие. Но избегайте излишней редактуры – это не сочинение для оценки, пусть творит в своё удовольствие.
Если подросток переживает, «кем я буду, если люблю только сказки писать», успокойте – поясните, что навык сторителлинга востребован во многих специальностях (маркетинг, журналистика, даже в менеджменте нужно уметь убеждать через истории). Однако не стоит чрезмерно давить и требовать монетизации хобби прямо сейчас. Важно не отбить желание.
«Учись Онлайн Ру» может пригодиться вам: посмотрите разделы курсов для детей и подростков, там наверняка есть творческие направления, включая сторителлинг или смежные (блоггинг, актерское мастерство, курсы по созданию комиксов). Это не обязательно, но если почувствуете, что системное обучение поможет – почему бы и нет. Многие родители, заметив талант, отдают детей в театральные студии, кружки журналистики – там тоже учат рассказывать, только устно или в репортаже. Это все развивает общий storytelling-скилл.
В целом, позвольте вашему ребёнку мечтать и творить. Сторителлинг – прекрасное занятие, которое развивает массу полезных качеств. Даже если в итоге он выберет другую профессию, умение видеть мир через призму историй останется с ним и сделает его жизнь богаче. А если решит связать карьеру с этим – вы будете знать, что поддерживали его с самого начала. Ваше уважение к его увлечению может стать решающим фактором в становлении будущего писателя или креативного лидера. Так что желаем вам терпения и вдохновения вместе с вашими юными рассказчиками!
Дорогой студент, обращаемся к тебе на «ты». Возможно, ты учишься в вузе (или колледже) и думаешь, как сторителлинг впишется в твою жизнь. В юности мы часто разрываемся между страстью и «практичностью». Вот несколько советов, как тебе, студенту, использовать и развивать свой талант рассказывать истории:
Пишешь курсовую – добавь в введение живой пример-case в виде рассказа о проблеме, которую решаешь. Готовишь проект – оформи его как «историю о том, как мы искали решение». Такие приёмы и оценки улучшат, и навык прокачают. Многие выдающиеся лекторы именно так и делают, кстати.
Вступи в те сообщества, что ближе интересам. Это ещё и networking – познакомишься с людьми по душе. Да и резюме украсит. Представь, в будущем HR увидит, что ты, скажем, редактировал студенческий журнал или писал сценарии капустников – это уже сигнал: человек креативен, умеет писать.
Многие издания и агентства берут студентов-практикантов. Даже без оплаты – месяц-два опыта бесценны. Можно помочь какому-нибудь блогеру с написанием сценариев (по знакомству или откликнувшись на вакансии помощников). В общем, пробуй формы заработка уже сейчас, но без фанатизма – учёбу не запускай.
Помни, сторителлинг – это надпрофессиональный soft skill. Он здорово дополняет твои hard skills. Многие работодатели ценят сотрудников, которые умеют заинтересовать коллег и клиентов историей – это лидерское качество. Так что не считай своё увлечение чем-то отдельным: интегрируй его в профессию. Будешь более уникальным специалистом на выходе.
Курсы по сторителлингу/копирайтингу научат структурно подходить к тексту, чего обычно не учат в универе (если ты не филолог). Также можешь посетить офлайн-семинары, мастер-классы, которые иногда проходят в городах. Узнай, не преподают ли у вас на факультете какой-нибудь электив «креативное письмо» – сейчас модно вводить такие для развития мышления. Пользуйся всем, что доступно, пока есть время и студенческие скидки.
Даже если твоя специальность не творческая, можешь вне учёбы написать рассказ, сценарий короткометражки, снять его с друзьями – и готово, первый кейс. В портфолио могут идти и тексты, что писал для фриланса, и заметки из газеты университетской. Всё, что отражает твой стиль и умение рассказать историю.
Кто-то проигнорирует, а кто-то ответит и даст ценный совет. Так рождаются менторы. Ещё посещай отраслевые мероприятия – сейчас много бесплатных вебинаров, творческих встреч. Там можно и познакомиться, и заявить о себе. Быть может, так ты найдёшь первую работу или проект.
В общем, студент – это молодой профессионал. Используй эти годы, чтобы построить фундамент карьеры сторителлера. Развивая талант рассказчика параллельно с основной специальностью, ты делаешь себе огромное одолжение: на выходе у тебя будут и диплом, и творческие навыки, и первые работы. А дальше – решишь, хочешь ли полностью уйти в сторителлинг или применять его как часть профессии. В любом случае, это будет твоим конкурентным преимуществом. Так что удачи тебе, и пусть твои студенческие истории будут яркими!
Уважаемые профессионалы, здесь мы обращаемся на «вы», как и принято в деловом общении. Возможно, вы уже состоялись в какой-то сфере – будь то бизнес, наука, образование, управление – и вам интересно, как навыки сторителлера могут помочь в вашей деятельности. Либо вы рассматриваете возможность сменить карьеру и окунуться в творчество. В обоих случаях сторителлинг способен открыть новые горизонты. Вот наши рекомендации для профессионалов:
Ваша цель может быть не стать писателем, а улучшить результаты на текущем месте. Тогда сосредоточьтесь на том, как истории могут усилить ваши профессиональные коммуникации. Например, вы менеджер, ведущий команду – начните применять истории при мотивации сотрудников: рассказывайте кейсы успеха, реальные истории клиентов, чтобы вдохновить команду. Если вы преподаватель или бизнес-тренер – активно используйте storytelling в уроках и тренингах (это давно признано улучшает вовлечённость учеников17).
Если вы продаёте – рассказывайте потенциальным клиентам не только сухие выгоды, а истории других клиентов, чей пример убедит лучше любых цифр. Даже если вы программист или инженер, сторителлинг поможет при презентации проектов коллегам или на конференциях – доклад, оформленный как история решения проблемы, запомнится и выделит вас среди технарей, говорящих сухим языком. Короче, посмотрите, где в вашей профессии есть место истории: выступления, отчёты, переговоры, обучение коллег – везде можно вставить элемент storytelling и получить более сильный эффект.
Как состоявшийся специалист, вы знаете цену образованию. Возможно, стоит пройти специализированный тренинг по сторителлингу для бизнеса. Многие компании заказывают корпоративные мастер-классы на эту тему для сотрудников – узнайте, нет ли у вас. Если нет – инициируйте сами: предложите руководству провести обучение по сторителлингу, ведь это улучшит навыки презентации у всей команды. Либо самостоятельно пройдите онлайн-курс (вечернее время или выходные). Благо, большинство курсов рассчитаны на занятых людей: учиться можно в удобном темпе, уроки записаны.
«Учись Онлайн Ру» собрал курсы, где много именно практикующих экспертов обучают storytelling как прикладному навыку. Вы можете выбрать краткий интенсив, чтобы не растягивать на полгода. Например, для PR-менеджера или руководителя отдела подойдёт курс «Сторителлинг в коммуникациях» (у некоторых школ бывают такие программы фокусные). Также можно прочесть профессиональную литературу по сторителлингу в вашей сфере: есть книги про сторителлинг в продажах, в коучинге, в менеджменте. Они дадут идеи, как встроить метод в работу.
У вас наверняка за плечами годы практики – и масса историй, может, вы их не оформляли в виде историй. Самое время это сделать. Попробуйте написать статьи или заметки, основанные на собственном опыте, и опубликовать в профессиональном сообществе (на LinkedIn, Хабре, отраслевом журнале). Формат «история эксперта» сейчас очень ценится в контент-маркетинге. Рассказ о вашем пути, о сложном кейсе, который вы решили – привлечёт внимание к вам как к эксперту и возможно, к вашей компании.
Например, гендиректор может написать колонку «Как мы пережили кризис: история одного решения» – и это будет мощнее, чем стандартный отчёт. Не бойтесь демонстрировать личное. Конечно, важно соблюдать корпоративную этику и не раскрывать лишнего, но в целом искренние истории от практиков находят отклик. Кстати, если вам интересно, можете взглянуть на блог «Учись Онлайн Ру» – там много историй успеха, рассказов о профессиях, оформленных как истории (включая историю про сторителлера, которая нас сегодня вдохновляет!). Может, и вы захотите поделиться своим storytelling-кейсом на подобных площадках.
Если вы чувствуете эмоциональное выгорание на нынешней работе и думаете о смене рода деятельности – storytelling может стать вашим новым призванием. Многие профессионалы в возрасте 30-40 лет перешли в копирайтинг, сценарное дело, преподавание сторителлинга или запуск собственных блогов. Например, бывшие юристы становились писателями, инженеры – авторами научпоп статей. Ваш багаж знаний отраслевых плюс навык сторителлера – даст уникальное сочетание.
Вы можете стать, скажем, бизнес-сторителлером: помогать компаниям рассказывать истории (писать кейсы, истории брендов – некоторые консультанты на этом специализируются). Или пойти в маркетинг, где ценят опыт из реального сектора. Возможно, вас привлекает более творческая стезя – тогда инвестируйте время в обучение (пойти на сценарные курсы, литературные мастерские).
Да, поменять карьеру непросто. Но примеры есть: вспомните хотя бы, сколько успешных авторов – люди, начавшие писать в зрелом возрасте, опираясь на свой жизненный опыт. Сторителлинг тем и хорош, что жизненный опыт только обогащает историю. Так что вы даже в выигрыше по сравнению с юными: вам есть что сказать. Осталось овладеть формой.
Возможно, у вас нет цели монетизировать сторителлинг, и вас всё устраивает, но вы просто любите рассказы. Подумайте, как вы можете передать это следующему поколению. Может, взять шефство над молодыми специалистами у себя в компании, обучая их через истории из вашей практики. Или вести блог с историями, которые помогут новичкам в вашей профессии не совершать ошибок.
Сторителлинг – мощный способ наставничества. Люди лучше учатся на историях, чем на нотациях. Ваши рассказы могут стать для кого-то уроками и одновременно сохранить ваш опыт. К тому же рассказывание историй – отлично развивает и ваши собственные коммуникативные навыки. Вы заметите, как улучшится умение выступать публично, убеждать, эмпатически общаться – всё это важно для профессионала любого уровня.
Подытожим: для опытных людей сторителлинг – это шанс как освежить текущую работу, так и, при желании, уйти на новый путь. Внедряйте истории в коммуникации – и увидите, как коллеги и клиенты откликаются эмоциональнее.
Если решитесь на новую карьеру рассказчика – ваш багаж опыта + целенаправленное обучение дадут результат (на нашем агрегаторе много историй успеха о том, как люди в 35-40 лет осваивали digital-профессии и были довольны). Главное – не думайте, что «время упущено». Истории живут вне возраста. И ваша большая история как профессионала тоже продолжается, может быть, начинается новая глава – почему бы не сделать её увлекательной?
Наконец, перейдём к практической части: как же непосредственно сочинять истории, которые захватывают дух? Здесь мы дадим простую пошаговую инструкцию для начинающих сторителлеров – она поможет структурировать процесс творчества. А затем разберём типичные ошибки, которые подстерегают новичков, чтобы вы могли их избежать.
Создание интересной истории – это творчество, у которого нет жёстких правил. Но определённый алгоритм действий может облегчить задачу. Вот шесть шагов, которые рекомендуют многие мастера сторителлинга:
Определитесь с основной идеей. Прежде чем писать, чётко ответьте себе: «О чём моя история? Какую мысль, эмоцию или вывод я хочу донести?». Важно выбрать одну главную мысль – не распыляйтесь на десять тем сразу. Возможно, вы хотите показать силу дружбы, или предупредить об опасности гордыни, или просто рассмешить читателя абсурдной ситуацией. Сформулируйте для себя эту идею в одном предложении. Это будет стержень, вокруг которого строится всё остальное.
Придумайте героя и поймите его аудиторию. Герой – центральный персонаж истории. Опишите его портрет: кто он, чего хочет, какие у него есть проблемы или мечты. Очень полезно сделать героя близким целевой аудитории. Если пишете для подростков – пусть герой будет подросток с понятными им переживаниями. Для мам – героиня-мама и т.д.
Так читателю легче себя ассоциировать и сопереживать. Продумайте детали героя: имя, характер, что нравится/не нравится. Не обязательно расписывать длинно – главное, чтобы он был как живой. И помните: даже если герой – зверёк или предмет, в нём должны быть человеческие черты, иначе эмпатии не возникнет.
Опишите мир и обстановку. Где происходит действие? В реальном мире, в фантастическом королевстве, в офисе, на космическом корабле? Каждая история имеет свой контекст. Пропишите законы этого мира, чтобы не противоречить им. Если ваш герой – обычный человек нашего времени, мир вам понятен. Если эльф в Средиземье – придётся продумать особенности. Важны ограничения и возможности мира: например, герой живёт в городе, где вечная ночь (ограничение – темнота, возможность – особая атмосфера). Продуманность окружения делает историю правдоподобной, даже если она фантастическая.
Составьте план событий (сюжет). Теперь, когда есть идея, герой и сцена, нужно набросать канву сюжета. Классическая структура: начало (экспозиция, знакомство с героем и миром), завязка конфликта, развитие (герой сталкивается с препятствиями), кульминация (напряжённый момент, пик проблемы) и развязка (итог, решение конфликта, изменения героя). Ответьте себе: с чего начинается история, какой конфликт или проблема возникает, как она обостряется и чем всё заканчивается. Можно прямо пунктами записать:
Напишите черновой текст, добавляя детали и диалоги. Пришло время воплотить историю в словах (или кадрах, если это сценарий). Расширяйте каждый пункт плана в абзацы и сцены. Опишите, что чувствует герой, как выглядит окружение, какие ключевые события происходят. Добавьте диалоги, если персонажи общаются – живые реплики оживят повествование. Следите за темпом: не затягивайте долгими описаниями там, где должно быть действие, и наоборот, где кульминация – можно расписать подробнее чувства. Пишите сначала черновик, не стремясь к идеалу. Просто расскажите историю от начала до конца, как получается.
Выберите формат подачи. На этом этапе, когда текст (или сценарий) готов в черновом виде, подумайте: «А в каком виде моя история зазвучит лучше всего для публики?». Быть может, вы писали текст, но понимаете, что это отличная основа для комикса или видеоролика. Или наоборот – сняли черновое видео, а лучше бы оформить как рассказ. Конечно, часто формат ясен с начала, но иногда история подсказывает формат сама.
Например, вы сочинили несколько сцен – их можно оформить цепочкой сторис в Instagram (картинка + текст), если хотите поделиться в соцсети. Либо, если цель – выступить на мероприятии, лучше отрепетировать устный рассказ по этому тексту. Правильный выбор формата усилит воздействие истории. На этом же шаге отредактируйте историю под формат: сократите лишнее для устного выступления (там важна краткость), добавьте визуальных деталей, если это комикс, и т.д. История должна комфортно «жить» в выбранном медиуме.
Пройдя эти шаги, вы получите цельный черновик истории. После этого остаётся шлифовать: проверьте логичность сюжета, яркость языка, уберите повторения, ошибки. Можно дать кому-то прочитать и учесть реакцию. Но даже следуя базовому плану, вы уже намного упростите себе задачу создания истории – она не будет хаотичным вдохновением, а станет структурированным повествованием с началом и концом.
Заметьте: и в литературе, и в маркетинге принципы одни. Скажем, если вы пишете историю для бренда – герой может быть клиент, конфликт – его проблема, идея – как продукт помог, развязка – клиент счастлив. И те же шаги применимы. Многие успешные кейсы и рекламные ролики строятся по этой формуле. А для художественного рассказа – просто больше творчества на этапах придумывания героя и мира.
Попрактикуйтесь на небольших сюжетах, используя эти шаги. Например, возьмите любой анекдот и попробуйте разложить по структуре, а потом пересказать добавив деталей. Или придумайте историю на основу известной пословицы. Со временем, когда усвоите логику построения истории, сможете отходить от схемы и творить интуитивнее. Но как отправная точка – этот алгоритм поможет стартовать.
Теперь предупредим о том, чего делать не стоит, если хотите создать действительно хорошую историю. Новички часто совершают несколько ошибок, и мы представляем топ-5 таких промахов по версии опытных авторов:
Не делайте главным героем неподвижный предмет или абстракцию, по крайней мере в начале пути. История, где «главный герой – старый чемодан» или «говорящий меч», звучит оригинально, но есть риск, что читателям будет всё равно. Потому что вещь не вызывает эмпатию, у неё нет чувств. Были случаи в рекламе, когда пытались рассказать историю от лица, скажем, лейки (реальный пример с Авито) – и это провалилось, история живёт только в скриншотах критиков.
Помните: вещи – это просто вещи, чувства есть у людей. Даже если очень хочется написать от лица предмета, «очеловечьте» его максимально, дайте ему эмоции, мотивы, сделайте его персонажем, а не просто вещью.
Пишущая самовлюблённость – распространённая беда. Не забывайте, для кого вы рассказываете. История должна быть интересна читателю, а не только вам. Если вы излагаете только свои мысли, не думая, зачем это другим – велика вероятность, что читатель заскучает. Простой фильтр: каждую сцену, каждый абзац проверяйте – несёт ли он ценность или эмоцию для аудитории? Или это вы просто самоутверждаетесь?
Иногда авторы увлекаются демонстрацией эрудиции, красивых слов, своих переживаний – но это не трогает, если читатель не находит там себя. Так что не пишите от самолюбия, пишите для читателя и о читателе. Особенно в прикладном storytelling (маркетинг, образование) – фокус должен быть на боли и интересах аудитории.
Выше мы уже говорили: одна история – одна ключевая мысль. Новички часто хотят объять необъятное: и про смысл жизни сказать, и про все ценности мира, и сразу три морали вставить. В итоге каша, читатель путается, что вы вообще хотели сказать. Не пишите сразу обо всём. Если у вас несколько идей – лучше сделайте несколько историй, каждая про своё.
Так сильнее эффект. Перегруженная история рискует не донести ни одной мысли чётко. Представьте притчу, в которой одновременно мораль «береги природу», «слушай родителей» и «будь смелым» – голова кругом. Так что отсейте лишнее и концентрируйтесь.
Увлёкшись миром и героями, легко написать лишние 10 страниц описаний, от чего слушатель устанет. Помните правило: «Чем короче – тем лучше»11, особенно сегодня, когда у людей мало времени и внимания. Это не значит, что все истории должны быть микроскопическими. Но новичкам часто полезно сократить текст на этапе редактуры процентов на 20 – обычно это делает рассказ динамичнее.
Не делайте историю слишком длинной без необходимости. Убирайте затянутые вступления, долгие философские отступления, сцены, не двигающие сюжет. Уважайте время читателя: если история для рекламы – уложитесь в минуту ролика, если пост – желательно в пару экранов текста. Лучше коротко и ёмко, чем долго и рассыпчато.
Одна из самых распространённых ошибок – бросить историю не закончив, «забыть про финал». Читатель дочитал и думает: «И что это было? Где вывод?». В хорошей истории финал показывает, как изменился герой или ситуация – ради этого всё и затевалось. Даже если конец открытый или трагичный, он должен как-то логически вытекать и подчёркивать основную идею. Не оставляйте повествование просто оборванным (если только это не специальный художественный приём, но новичкам лучше так не эксперементировать).
Подведите итоги: что герой понял или приобрёл, удалось ли решить проблему, чему учит эта история. Без финала рассказ ощущается пустым, будто вы обещали, но не сказали главное. Особенно в рекламном сторителлинге: если не показать итог – как продукт помог, или чему научила история – эффект потеряется.
Избегая этих пяти ошибок, вы уже значительно повысите качество своих историй. Вспомним их кратко: герой должен вызывать эмоции, история – быть для аудитории, идея – чёткая и одна, изложение – без лишней воды, финал – осмысленный.
Попробуйте после написания каждого рассказа прогонять его через такой чек-лист. Например: «Есть ли у меня герой, которому сопереживают? Да, мальчик Петя. Не ушёл ли я в описание его велосипеда на 5 страниц? Вроде нет, описал вкратце. Не вставил ли я туда ещё историю про соседа Ваню? Нет, сфокусировался на Пете. Финал есть? Да, Петя чему-то научился». Если на все вопросы ответ «да» – вы молодец, история структурно крепкая.
Конечно, творчество – вещь индивидуальная, и правила иногда нарушают гении. Но чтобы стать гением, надо для начала твёрдо освоить базовые принципы и не допускать банальных ошибок. Иначе велик риск, что читатели (или слушатели) просто не оценят вашу задумку из-за мешанины или скучной подачи.
Теперь вы вооружены знаниями: как придумывать истории, как их шлифовать и каких подводных камней остерегаться. Осталось главное – действовать. Даже самый гениальный совет бесполезен, если не применён. Поэтому пишите, рассказывайте, пробуйте! Как говорится, мастерство приходит с практикой. Возможно, первые плоды вас не устроят, но с каждым новым рассказом вы будете чувствовать себя увереннее. А наша статья пусть будет для вас настольным пособием: возвращайтесь к нужным разделам, когда потребуется вдохновение или совет.
Желаем вам удачи на пути становления сторителлером. Пусть ваши истории найдут отклик в сердцах людей – и пусть умение их создавать принесёт вам и творческое удовлетворение, и материальный достаток!
Сторителлинг – это искусство донести идею через увлекательную историю с героем, конфликтом и развязкой. Такой приём используют во многих сферах – от рекламы до образования – чтобы вызвать у аудитории эмоции и повысить вовлечённость. Главное назначение сторителлинга – заинтересовать и передать сообщение ненавязчиво, через переживание героев. Истории воздействуют сильнее фактов, поэтому стали важной частью маркетинга и коммуникаций11.
Форматы сторителлинга бывают разные: письменные тексты (статьи, посты, книги), визуальные истории (иллюстрации, комиксы, фотосерии), аудиорассказы (устные выступления, подкасты, аудиокниги), видеоролики и фильмы11 12, а также интерактивные форматы (игры, мультимедийные проекты). Каждый формат вовлекает по-своему, и выбор зависит от аудитории и ресурсов.
Однако независимо от носителя, сильная история опирается на яркого персонажа и понятный сюжет. Сегодня наблюдается рост интереса к сторителлингу: по данным трендов, аудитория всё больше ценит контент в формате историй10. Это универсальный язык общения, понятный людям любого возраста.
В этом разделе мы определили сторителлинг и перечислили все основные форматы. Если кратко: сторителлинг – это «рассказывание истории» для вовлечения людей, а форматы включают текст, изображения, аудио, видео и их сочетания. Каждая форма имеет свои плюсы, но всех их объединяет одно – стремление вызвать эмоциональный отклик у аудитории.
Востребованность навыков storytelling высока, хотя должность «сторителлер» напрямую встречается редко. Умение создавать истории требуется в смежных профессиях: копирайтерах, журналистах, маркетологах, SMM-менеджерах. По данным вакансий, более 100 предложений на HH содержат требование придумывать истории. В маркетинге storytelling стал ценным инструментом для продаж и повышения лояльности клиентов – бренды всё чаще продвигаются через истории, которые вызывают эмоции11. Специалисты, владеющие этим приёмом, выделяются на рынке труда.
Доходы сторителлера зависят от сферы применения:
В литературе и авторстве книг – разброс большой. Начинающие писатели зарабатывают мало, топовые авторы – очень много, но их единицы. Обычно писательство требует времени, прежде чем приносит стабильный доход (роялти с тиражей, премии).
В кино и сериалах сценаристы могут получать от десятков тысяч до сотен тысяч рублей за проект. Успешный сериал – высокий гонорар, но конкуренция среди сценаристов велика.
В маркетинге и рекламе хороший копирайтер/контент-маркетолог зарабатывает 60–100 тыс. руб. в месяц и выше. Здесь сторителлинг применяется постоянно, поэтому оплата может быть стабильной, особенно в крупных городах и компаниях.
В геймдеве нарративный дизайнер в крупной студии получает ~80–150 тыс. руб. в месяц. В инди-проектах заработок по договорам, зависит от успеха игры. Сфера новая, но растущая – истории в играх востребованы.
В блоггинге и новых медиа доходы сильно разнятся: от скромных сумм на рекламе до миллионов у популярных блогеров. Здесь всё зависит от размера аудитории и монетизации. Хороший сторителлер может привлечь большую аудиторию, но нужны время и удача.
Карьера сторителлера часто начинается с совмещения: сначала специалист работает копирайтером, журналистом или PR-щиком, применяя storytelling как часть обязанностей. Затем можно специализироваться на создании историй. Есть примеры, когда опытные профессионалы переходили полностью в storytelling (например, консультанты по сторителлингу в бизнесе, авторы сценариев на фрилансе). В целом навык универсален: он дополняет любую профессию и может стать её ядром.
Вывод: рынок ценит storytelling-умения, хотя напрямую должность редка. Заработать на историях реально, особенно в маркетинге, медиа, развлечениях. Новичку лучше осваивать смежную профессию с упором на истории. Постепенно можно выйти и на самостоятельную роль. Важно развивать навык и понимать специфику доходов в выбранной сфере.
Самостоятельное обучение сторителлингу доступно всем. Рекомендуется читать книги по мастерству рассказа (например, работы Роберта Макки, Сергея Гузенкова), много читать художественной литературы и анализировать сюжеты. Полезно практиковаться ежедневно – писать небольшие истории, вести дневник, придумывать сюжеты к любым ситуациям.
Также стоит расширять насмотренность: смотреть фильмы, слушать подкасты, впитывать разные формы историй. Для обратной связи можно публиковать свои тексты на любительских платформах или участвовать в писательских сообществах – критика поможет расти. Самообразование почти бесплатно, требует дисциплины, но даёт гибкость и развитие собственного стиля.
Обучение на курсах и в школах – путь к системным знаниям и практике под руководством экспертов. Онлайн-курсы по сторителлингу предлагают многие платформы:
Skillbox – большой курс (3–4 мес.) по storytelling для разных медиа, подходит новичкам, даёт проект для портфолио10.
Нетология – курс сторителлингу для решения бизнес-задач, акцент на маркетинговом применении14.
TeachLine, Hedu – краткосрочные курсы (1–2 мес.) с практическими заданиями, более бюджетные.
Contented, GeekBrains, 4brain, Interra и др. тоже имеют программы или модули по сторителлингу.
Преимущества курсов: структурированная программа (от основ к продвинутым приёмам), обратная связь от наставников, обмен опытом с одногруппниками, итоговый сертификат. Часто курсы помогают собрать портфолио историй разных форматов и могут содействовать в трудоустройстве.
Формат онлайн удобен для совмещения с работой/учёбой – можно учиться в своём темпе. Перед выбором курса важно смотреть отзывы и программу, чтобы она соответствовала целям (литературный уклон или маркетинговый). Курсов очень много – на агрегаторе «Учись Онлайн Ру» можно сравнить их по длительности, цене, наличию рассрочки, уровню (для новичков или продвинутых)13.
Развитие навыков на практике: помимо обучения, стоит параллельно применять storytelling в реальных задачах. Это могут быть стажировки, фриланс-проекты, ведение собственного блога. Практика закрепляет знания. Эксперты подчёркивают, что мастерство сторителлера рождается из постоянного сочинения историй и анализа реакции аудитории11. После обучения важно продолжать писать/рассказывать, иначе навык может «заржаветь».
Итого: сочетание самообразования и курсов даёт оптимальный результат. Самостоятельно вы разовьёте креативность и индивидуальный стиль, курсы обеспечат технику и структуру, а практика – уверенность. Не обязательно проходить дорогие программы, но обучаться у профи хотя бы базово – полезно для ускорения роста навыка.
Подросткам: Если ты школьник, любящий истории – развивай это хобби. Читай больше книг, комиксов, смотри фильмы и анализируй сюжеты. Пробуй сам придумывать рассказы – пусть короткие, но регулярно. Записывай свои мысли, веди творческий дневник. Ищи единомышленников: вступай в школьные кружки (литературный, театральный), делись своими историями с друзьями.
Не бойся выкладывать свои тексты в интернет на подростковых платформах – обратная связь мотивирует. Главное – твори в удовольствие, экспериментируй с форматами (рассказы, комиксы, видео-истории) и не слушай скептиков17. Навык сторителлера пригодится тебе в будущем, а возможно, и станет профессией, если продолжишь развиваться.
Родителям: Если ваш ребенок увлечён придумываем историй – поддержите его. Поощряйте чтение и творчество: обеспечьте книги по интересам, обсуждайте вместе фильмы и сказки17. Слушайте рассказы ребенка с искренним вниманием, хвалите за фантазию. Создайте возможности для развития – секции, кружки, курсы по творческому письму для детей (если ребенку интересно).
Помните, сторителлинг развивает мышление и эмоциональный интеллект детей17. Не давите выбором «серьёзной профессии» слишком рано – творчество можно успешно совместить с учёбой. Лучше покажите примеры, как истории используются в жизни (в рекламе, блогах, кино), чтобы ребенок видел перспективу. Ваша поддержка даст юному автору уверенность продолжать и совершенствоваться.
Студентам: Если ты студент, применяй storytelling в учёбе и вне её. При подготовке докладов или проектов рассказывай о теме через историю – это выделит тебя среди одногруппников и улучшит навык презентации. Участвуй в студенческих медиа (газета, радио, блог) – получишь практику создания контента. Подрабатывай в смежных областях: возьми фриланс-заказы на тексты, стажировки в маркетинговых или медиа-компаниях. Это пополнит портфолио и даст ощущение рынка.
Комбинируй storytelling со своей специальностью – например, если изучаешь IT, попробуй писать доступные истории о сложных технологиях; если экономика – веди блог с кейсами в форме рассказов. Такой гибрид сделает тебя ценным специалистом. И продолжай учиться: пройди курсы по сторителлингу или копирайтингу с учётом своей будущей профессии. К выпуску у тебя должны быть готовые проекты (статьи, сценарии, рассказы) – они помогут при трудоустройстве. Студенческие годы – время, чтобы экспериментировать, учиться и нарабатывать первые кейсы без сильного риска.
Профессионалам: Вы уже работаете в своей области – storytelling поможет усилить ваши коммуникации. Используйте истории в презентациях, переговорах, обучении персонала – это сделает ваши выступления ярче и убедительнее. Например, вместо сухих данных расскажите историю клиента, чтобы проиллюстрировать успех продукта. Если чувствуете потребность, пройдите краткий тренинг по сторителлингу для бизнеса – многие обучающие центры предлагают корпоративные курсы. Это повысит вашу квалификацию soft skills.
Рассмотрите storytelling как шаг для карьерного изменения: ваш опыт + навык рассказчика позволят перейти, например, в контент-маркетинг, PR или преподавание (coaching) с упором на истории. Многие специалисты среднего возраста успешно осваивают новые творческие профессии – ваш багаж знаний становится основой для уникальных историй. Наконец, делитесь опытом: наставничество в формате рассказов сделает ваше знание ценным для молодёжи и закрепит ваш статус эксперта.
Истории – мощный инструмент лидера: они объединяют команду, транслируют ценности и запоминаются лучше, чем приказы или отчёты. Внедряя storytelling, вы улучшите и свои результаты, и атмосферу вокруг.
Пошаговое создание истории:
Следуя этим шагам, вы получите структурированный рассказ с ясной идеей и сюжетом. Такой алгоритм подходит как для художественных историй, так и для маркетинговых кейсов – отличие лишь в содержании, но не в принципах построения.
Типичные ошибки сторителлеров-новичков:
Слабый герой: Не делайте героем предмет или абстракцию без эмоций – аудитория не будет сопереживать. Герой должен быть «живым», вызывать сочувствие.
Эгоцентризм: Не писать историю только ради самовыражения, забывая об интересах читателя. Рассказ должен быть ориентирован на аудиторию, иначе ей будет неинтересно.
Рассказ ни обо всём и ни о чём: Сконцентрируйтесь на одной идее или конфликте. Нельзя пытаться втиснуть все мысли сразу – это запутает и ослабит эффект.
Размусоливание: Избегайте излишней длины и воды. Затянутые, перегруженные описания утомят. Лучше лаконично: одна история – один динамичный поток событий.
Нет финала: Обязательно доводите сюжет до логического завершения. История без развязки разочаровывает. Финал должен показать изменение или вывод, ради которого всё происходило.
Избежав этих ошибок, вы сделаете историю цельной и цепляющей. Начинающий сторителлер должен особенно следить за фокусом (герой и идея), структурой (начало-конец) и мерой деталей. Пишите для читателя, сохраняйте динамику и не забывайте поставить точку в конце повествования. Тогда ваши истории запомнятся аудитории и произведут нужное впечатление.
Иными словами: стройте сюжет по классическим шагам, а при редактуре убедитесь, что герой вызывает эмпатию, история не растянута и имеет ясную концовку. Это поможет вам создавать качественные истории с самого начала творческого пути.
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
А вы используете сторителлинг в профессиональной деятельности?
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет