Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье мы расскажем, для чего нужен редактор Фигма, как научиться работать в нем и сколько можно зарабатывать на создании дизайна для сайтов. Вы узнаете, кто такой дизайнер на Figma и как им стать.
Добро пожаловать в мир веб-дизайна! В этой статье мы подробно разберем, как научиться делать дизайн сайтов на Figma – популярнейшем инструменте для UI/UX-дизайнеров – и проанализируем, сколько можно зарабатывать веб- и UX/UI-дизайнеру в 2025 году в России и за рубежом. Мы рассмотрим все направления: от классического веб-дизайна (сайты, лендинги) до дизайна мобильных приложений и UX/UI в целом.
Также сравним работу фрилансером и в штате компании – где платят больше, какие преимущества и недостатки у каждого пути. В статье мы опираемся на реальные данные: вакансии, исследования зарплат, опросы дизайнеров и информацию с таких платформ, как Glassdoor, HeadHunter (hh.ru), Upwork и др.
Читай дружелюбно написанное руководство и готовься погрузиться в профессию дизайнера! 😉
Figma (Фигма) — это современный онлайн-инструмент для графического дизайна и прототипирования, созданный специально для совместной работы над интерфейсами. В ней дизайнеры могут рисовать макеты сайтов, интерфейсы приложений и сразу же обсуждать правки с коллегами в реальном времени1. Figma работает прямо в браузере (есть и десктоп-приложение), все изменения мгновенно сохраняются в облаке, а несколько участников могут редактировать дизайн одновременно. Это ключевое преимущество перед «старой гвардией» графических редакторов.
Что можно создавать в Figma? Практически любые цифровые продукты: от веб-страниц и лендингов до интерфейсов мобильных приложений. В Figma вы можете нарисовать все элементы UI – кнопки, иконки, формы – и собрать из них интерактивный прототип целого сайта или приложения1. Причем прототип будет кликабельным: заказчик или разработчик сможет перейти по ссылкам между экранами, увидеть выпадающие меню, модальные окна и даже базовые анимации, имитируя работу настоящего продукта.
Figma также поддерживает создание векторной графики и иллюстраций, экспорт ресурсов для разработки и интеграцию с кодом. Например, в режиме Developer Handoff можно копировать CSS-стили элементов и даже генерировать код для Android/iOS компонентов1.
Важно, что Figma полностью кроссплатформенная. Ты можешь работать в ней с Windows или Mac, или вообще без установки – через веб-браузер. Это особенно удобно, если у тебя, к примеру, дома Mac, а на учёбе или работе – Windows: Фигма единообразно работает везде. Проекты хранятся онлайн, поэтому доступны с любого устройства, а история изменений позволяет откатиться к предыдущей версии дизайна в случае ошибок1.
Кроме того, Figma изначально создавалась с упором на совместную работу. Не только ты как дизайнер, но и менеджеры, разработчики, маркетологи – все могут параллельно зайти в файл. Разработчик всегда увидит актуальный макет, менеджер прокомментирует спорный момент прямо в дизайне, а заказчик оставит отзыв к конкретному элементу интерфейса1. Такая прозрачность ускоряет правки и согласования. Представь: больше не нужно высылать десятую версию .PSD по почте – все работают в одном онлайн-пространстве.
Подведем итог: Figma сегодня – стандарт де-факто для веб- и UI-дизайна. Она позволяет создать любой визуальный проект для цифровых продуктов: сайт компании, лендинг, интернет-магазин, мобильное приложение, панель администратора веб-сервиса, даже простую игровую оболочку – было бы воображение! Если раньше веб-дизайнеры часто использовали Photoshop, Sketch или Adobe XD, то сейчас большинство перешло на Figma как на более удобный и быстрый инструмент2.
В современной цифровой индустрии есть несколько близких направлений дизайна, которые часто пересекаются: веб-дизайн, UI-дизайн, UX-дизайн, продуктовый дизайн, дизайн мобильных приложений и др. Давай разберемся в терминах и понимании, чтобы тебе было проще выбрать, чему учиться.
Веб-дизайнер – классическое понятие специалиста, который создает макеты веб-сайтов. Его задача – сделать сайт красивым, удобным и эффективным. Веб-дизайнер продумывает структуру страниц, размещение блоков, подбирает цветовую гамму, шрифты, графику и т.д. Конечный результат его работы – визуальный макет сайта (например, в Figma), который затем передается верстальщику/разработчику для преобразования в живые веб-страницы2.
Веб-дизайнер отвечает за то, чтобы сайт сочетал привлекательный вид с удобством использования: в идеале хороший дизайн должен помогать бизнесу достигать целей (конвертировать посетителей в клиентов и пр.)3.
UI-дизайнер (от User Interface) – это дизайнер пользовательского интерфейса. По сути, UI-дизайнер занимается очень похожей работой, но чаще термин применяют шире, не только к сайтам. UI-дизайнер разрабатывает визуальный облик интерфейса любого цифрового продукта: мобильного приложения, программного обеспечения, панели приборов «умного» устройства и т.п.
Его фокус – графическая часть интерфейса: расположение кнопок, меню, иконок, подбор цветов, анимаций, стилевых решений. Грань между веб- и UI-дизайнером размыта: обычно веб-дизайнер – это тоже UI-дизайнер, только специализирующийся на сайтах.
UX-дизайнер (от User Experience) – специалист по пользовательскому опыту. Он определяет, как пользователь будет взаимодействовать с продуктом: продумывает сценарии использования, логику переходов, чтобы продукт был понятным и решал задачи аудитории. UX-дизайн охватывает исследования пользователей, прототипирование, тестирование удобства.
Например, UX-дизайнер может провести интервью с пользователями, выявить их боли и на основе этого скорректировать структуру приложения. Часто UX и UI роли совмещаются в одном человеке – так появился универсальный термин UX/UI-дизайнер, сочетающий обязанности по исследованию опыта и отрисовке интерфейса. Обычно именно таких специалистов требуют компании.
Продуктовый дизайнер – еще более широкая роль. Фактически это UX/UI-дизайнер, который вдобавок глубоко вовлечен в стратегию продукта, метрики, бизнес-цели. Продуктовый дизайнер думает не только о том, чтобы сделать красивый интерфейс, но и о том, как его решения повлияют на показатели продукта, как вписываются в общую продуктовую стратегию.
Дизайнер мобильных приложений – это, как понятно из названия, дизайнер, специализирующийся на мобильных интерфейсах. Требования мобильных платформ (iOS, Android) имеют свои гайдлайны и паттерны, которые нужно учитывать. Впрочем, большинство принципов UX/UI общие, просто нужно знать специфику: например, для iOS и Android могут отличаться навигационные элементы, жесты, дизайн-системы (Material Design vs Human Interface Guidelines). Как показывает практика, хороший UX/UI-дизайнер умеет делать и веб, и мобильные приложения, адаптируясь под платформу.
Важно понимать, что Figma подходит для всех этих направлений. Ты можешь в одном инструменте спроектировать лендинг на десктоп, мобильную версию сайта и проработать дизайн мобильного приложения – отдельными страницами внутри одного проекта. Figma позволяет переключаться между размерами экранов, использует готовые шаблоны фреймов для популярных устройств (например, размеры экранов iPhone, iPad, типовых десктоп-разрешений).
Таким образом, овладев Figma, ты открываешь себе дорогу и в веб-дизайн, и в мобильный UI-дизайн, и в UX-прототипирование. Все эти роли тесно связаны: хороший веб-дизайнер должен знать основы UX, а UX-специалист не может работать без навыков рисования интерфейсов.
Стоит отметить тенденцию: UX/UI-дизайнеры сегодня ценятся выше, чем просто веб-дизайнеры. Причина – в более широком наборе навыков и ответственности. Например, UX/UI-дизайнеры тратят много времени на исследования и берут на себя технические вопросы удобства интерфейса, поэтому их средняя зарплата существенно выше, чем у классических веб-дизайнеров. В России UX/UI-дизайнер считается одним из самых высокооплачиваемых специалистов в дизайне4.
За рубежом наблюдается похожая картина: например, начинающий веб-дизайнер в США может получать меньше, чем начинающий UX/UI, потому что от последнего ждут знаний и в области пользовательского опыта, исследований и аналитики5. Ниже в статье мы подробно сравним уровни доходов. Для тебя это сигнал: стоит развиваться комплексно, изучать и визуальную сторону (UI), и принципы UX – тогда перспективы трудоустройства и заработка будут значительно выше.
Ты, наверное, задаешься вопросом: а насколько эта профессия актуальна сегодня и в ближайшем будущем? Отвечаем уверенно: востребованность веб- и UX/UI-дизайнеров в 2025 году очень высокая и продолжает расти. Цифровые продукты окружают нас повсюду – от сайтов и мобильных приложений до встроенных интерфейсов в технике – и всем им нужен хороший дизайн. Компании осознают, что удобство и внешний вид продукта напрямую влияют на успех у пользователей, поэтому инвестируют в дизайн.
В России интерес к профессии UX/UI-дизайнера непрерывно растет последние четыре года, несмотря на экономические перипетии. По данным анализа вакансий на hh.ru, Хабр Карьеры, Работа.ру и других площадках, спрос растет ежегодно, а вместе с ним повышается и зарплата специалистов. Эксперты отмечают, что зарплаты дизайнеров удваиваются каждый год на протяжении этого периода4. Конечно, это усредненная оценка, но тренд очевиден: рынок проголодался по талантливым дизайнерам!
За рубежом тренды схожие. В развитых IT-хабах (США, Западная Европа, Азия) UX/UI-дизайн входит в топ-специальностей в технологиях. Многие, кто прежде работал в графическом дизайне или смежных сферах, переквалифицируются в продуктовых дизайнеров и UX-дизайнеров. В США, например, Bureau of Labor Statistics прогнозирует рост числа рабочих мест для веб-разработчиков и цифровых дизайнеров на ближайшие годы (это включает веб- и UX/UI-дизайнеров). А опросы, проведенные среди работодателей, показывают, что хороших дизайнеров интерфейсов не хватает – конкуренция среди компаний за талантливых специалистов высокая.
Причина роста спроса проста: цифровая трансформация. Все бизнесы уходят онлайн – от банков до магазинов, от образования до развлечений. И везде нужна удобная цифровая витрина или платформа, которую как раз и проектируют дизайнеры. Добавь сюда развитие новых сфер – VR/AR, носимые устройства, автомобильные интерфейсы – и станет понятно, что работа найдется всем 😉.
Отдельно стоит упомянуть тренд 2024–2025 годов – дизайн-системы и командная работа. Компании стремятся унифицировать дизайн своих продуктов, поэтому ценят дизайнеров, умеющих строить дизайн-системы, библиотеки компонентов, разбираться в DevOps-инструментах. Figma очень кстати вписалась в этот тренд, предоставив возможность создавать общие библиотеки стилей и компонентов, а также новый Dev Mode для тесной работы с разработкой1. Поэтому знание Figma – это уже фактически требование по умолчанию для большинства вакансий дизайнеров.
Вывод: если тебе интересен дизайн и есть стремление создавать удобные цифровые продукты – самое время учиться! Профессия дизайнер интерфейсов в 2025 году не только увлекательна, но и весьма прибыльна (как увидим далее), а спрос на специалиста растет как в России, так и в мире. Давай теперь перейдем к самому главному – как же начать свой путь в дизайне, что нужно выучить и какие шаги предпринять.
Итак, ты решил(а) стать веб- или UX/UI-дизайнером. С чего начать учебу? Какие навыки нужны, а какими можно поступиться на старте? Здесь разберем пошаговый план обучения: от освоения базовых принципов дизайна до прокачки в Figma и создания первого портфолио.
Важно отметить: войти в профессию веб-дизайна реально с нуля, даже если ты ранее не занимался графическим дизайном. Порог входа относительно невысокий – не понадобится талант художника или 5 лет технического вуза. Но поработать, конечно, придется: успех придет к тем, кто проявит усидчивость, любознательность и будет постоянно практиковаться2.
Первое, с чего стоит начать, – понять основы дизайна. Независимо от инструмента (Figma или что-либо еще), хороший дизайн строится на базовых принципах.
Новичку важно разобраться в следующих вещах:
Принципы композиции. Как грамотно располагать элементы на странице, чтобы достичь визуального баланса и удобства восприятия. Сюда же входит понятие сеток, модульных раскладок, правил выравнивания.
Теория цвета. Какие цвета гармонируют, какие конфликтуют, как подобрать цветовую схему под задачу. Например, что такое контраст, как работать с оттенками и яркостью, что такое цветовой круг.
Типографика. Шрифты – краеугольный камень веб-дизайна. Нужно понимать, как сочетать шрифты, какие бывают гарнитуры (seriф vs sans-serif и т.д.), как размер и межстрочные интервалы влияют на чтение.
Юзабилити и основы UX. Даже веб-дизайнеру, занятому внешним видом, не обойтись без понимания логики взаимодействия. Нужно знать, что пользователи привыкли видеть на сайтах (например, значок гамбургер-меню для навигации на мобильных, подчеркнутый текст для ссылок и т.п.), как они читают страницу (паттерн F-Shape, Z-Shape) и как сделать интерфейс интуитивным.
Адаптивный дизайн. Практически любой сайт должен работать на разных устройствах: десктоп, планшет, смартфон. Поэтому с самого начала учись думать об адаптивах: как макет будет перестраиваться под узкий экран, какие элементы скрыть или показать, как масштабировать шрифты.
Не пугаясь длинного списка: все это постепенно постигается через практику и изучение чужих работ. У тебя должна развиваться так называемая «насмотренность» – умение отличать хороший дизайн от плохого и подмечать удачные решения. Начни с простого: смотри на лучшие сайты и интерфейсы, анализируй, почему они удобные или красивые.
Существует много галерей для вдохновения, например land-book.com, Behance, Dribbble и т.д. Просмотр чужих работ поможет тренировать вкус. Заметь, уметь рисовать от руки совсем не обязательно – веб-дизайнеры создают интерфейсы из готовых форм (прямоугольники, тексты, иконки), и успешным можно стать без академического художественного образования2.
Параллельно с теорией дизайна можно уже начинать осваивать инструменты. И тут на первом месте, конечно, Figma. Как мы уже обсудили, сегодня это главный инструмент веб- и UX/UI-дизайнера. Многие компании прямо в вакансиях указывают требование: «уверенное владение Figma». Поэтому начинай учиться работать в Figma как можно раньше.
Благо, порог входа у нее невысокий: интерфейс интуитивный, в сети море бесплатных уроков. За пару дней можно освоить базовые функции: создание фреймов (холстов), работа с фигурами, текстом, слоями, группами, выравнивание, использование авто-лейаутов (мощный инструмент для адаптивных блоков), прототипирование связями между экранами, использование компонентов и стилей.
Обрати внимание на основные возможности Figma:
Авто-расстановки (Auto Layout) – позволяют делать гибкие кнопки и блоки, которые подстраиваются под длину текста. Это облегчит жизнь, когда будешь делать адаптив.
Компоненты и библиотеки. Научись превращать повторяющиеся элементы (например, кнопки, карточки товаров) в компоненты, чтобы править их одновременно. Можно даже создать свою небольшую дизайн-систему.
Прототипирование. Попробуй связать экраны между собой, настроить простые анимации переходов – это пригодится для презентации проекта заказчику или тестирования идеи.
Плагины. В Figma есть множество плагинов, которые экономят время (например, генераторы контента, готовые иконки, сетки). Знай, что они есть, и используй по мере надобности.
Совет: не пытайся сразу выучить все функции Figma. Лучше начать с практического проекта – например, придумай концепт простого лендинга для вымышленной кофейни и попробуй его нарисовать. По ходу работы будут возникать конкретные вопросы («как сделать выпадающее меню?», «как экспортировать картинку?»), на которые ты быстро найдешь ответы и так по кирпичикам освоишь инструмент.
Кроме Figma, вспомогательные программы тоже могут пригодиться. Например, почти все веб-дизайнеры знают Adobe Photoshop – он нужен для обработки растровых изображений (подготовить фото, вырезать фон и т.п.), чего Figma делает ограниченно. Не помешает базово владеть Adobe Illustrator или другими редакторами векторной графики для создания сложных иллюстраций и иконок. Но эти программы можно подтягивать постепенно, под задачи. На старте достаточно глубоко изучить Figma, параллельно подтягивая общее понимание принципов дизайна.
Следующий вопрос – как именно учиться. Здесь есть два основных пути (и их комбинации): пойти на специальные курсы по веб/UX/UI-дизайну или учиться самостоятельно по бесплатным материалам. У каждого подхода есть плюсы.
Плюсы: структурированная программа, экономия времени на поиск информации, поддержка опытных преподавателей и обратная связь. Сейчас доступно много онлайн-курсов по веб-дизайну, UX/UI-дизайну, Figma и смежным темам. Например, существуют большие программы от онлайн-школ (Skillbox, Яндекс Практикум, Contented и др.), где за несколько месяцев ты проходишь путь от новичка до уровня Junior-дизайнера.
Курсы часто включают практические задания, дипломный проект для портфолио, иногда стажировки. Преимущество – за тобой будут присматривать, направлять, и ты избежишь многих типичных ошибок новичков2. Некоторые курсы даже помогают с трудоустройством или стажировкой после завершения обучения.
Конечно, курсы стоят денег, и качество их варьируется. Прежде чем выбрать, полезно почитать отзывы, посмотреть программу, кто преподаватели. Хороший признак, если в программе курса есть работа над реальными проектами и командное взаимодействие – это ближе к реальным условиям работы.
Этот путь тоже реален – в сети просто огромное количество ресурсов для освоения веб-дизайна бесплатно или условно бесплатно. Можно смотреть YouTube-уроки (многие выкладывают целые курсы Figma и основ дизайна), читать статьи и книги, проходить интерактивные туториалы. Например, сама Figma предлагает обучение на своем сайте. Есть книги по веб-типографике, по юзабилити (классика – «Не заставляйте меня думать» Стива Круга). Также полезны сообщества: например, на Habr и vc.ru часто выходят статьи от практикующих дизайнеров с советами, разбором кейсов.
Самообразование обойдется дешевле (фактически бесплатно, если не считать цену твоего времени), но требует больше дисциплины. Нужно самостоятельно составить программу: что учить сначала, что потом, где взять практику. Хороший вариант – комбинировать: пройти какой-то базовый бесплатный курс по Figma для структуры, а дальше учиться на практике, задавая точечные вопросы на форумах или в чатах дизайнеров.
Стоит упомянуть, что для UX/UI-дизайнера не требуется обязательно высшее образование по дизайну или ИТ4. Многие успешные специалисты начинали с самообучения, затем возможно проходили краткосрочные курсы или вообще учили все на практике, работая над своими проектами4.
Диплом может быть плюсом в глазах некоторых работодателей, но сейчас рынок смотрит прежде всего на навыки и портфолио. Поэтому не переживай, если ты, скажем, студент не дизайнерского вуза или вообще уже работаешь в другой сфере – перейти в дизайн реально через курсы/самообучение и хорошее портфолио.
Итого: выбирай тот формат, который подходит твоему стилю обучения. Если нужна структура и ментор – курсы будут отличным вариантом. Если ты самостоятелен и любишь искать информацию – интернет тебе в помощь. В любом случае, обязательно планируй время на практику, а не только на поглощение теории. Это подводит нас к следующему пункту.
Как ни крути, дизайн – практически ориентированная сфера. Невозможно стать дизайнером, только читая и смотря видео. Нужно делать. Поэтому с самого начала старайся применять полученные знания на практике. Вот несколько советов, как организовать практику и подготовиться к выходу на рынок труда:
Делай пет-проекты. Придумай себе учебные задания. Например, выбери существующий простой сайт и попробуй сделать его редизайн с нуля в Figma, применяя новые навыки. Или разработай концепт мобильного приложения для придуманного сервиса. Такие проекты ты делаешь «в стол» для себя, но их вполне можно оформлять в портфолио, если они получаются удачно. Никто не запрещает показать работодателю или клиенту концепт вымышленного продукта – главное, чтобы он демонстрировал твои умения.
Участвуй в дизайн-челленджах и конкурсах. В сети популярны всякие челленджи типа Daily UI Challenge (где нужно каждый день рисовать по одному небольшому элементу интерфейса по заданиям) – они дают повод ежедневно практиковаться. Иногда крупные компании или сообщества проводят конкурсы на лучший дизайн чего-либо – даже если не победишь, получишь опыт и мотивацию.
Собери портфолио. Портфолио – это твое главное оружие при поиске работы. Рекомендуется иметь 3-5 лучших работ, которые показывают твои способности. Это могут быть учебные проекты, фриланс-заказы, концепты – неважно. Важно, чтобы в них был виден твой уровень. Очень желательно оформить проекты красиво: сделай мокапы (превью того, как дизайн выглядит на устройстве), напиши кратко задачу и решение, добавь несколько экранов.
Можно выложить работы на Behance, оформить кейс на специальных сайтах или сделать собственный одностраничный сайт-портфолио. На курсах обычно помогают собрать первое портфолио к выпуску2. Без портфолио шансы откликнуться на вакансию стремятся к нулю, поэтому начни его готовить заранее.
Получай обратную связь. Поначалу сложно понять, все ли ты делаешь правильно. Поэтому ищи где получить критику своих работ. Можно выложить свой дизайн на тематический форум или в группе в соцсетях, попросить совета у более опытных. Да, иногда комментарии могут быть резкими, но фильтруй конструктив – он поможет расти. Если пойдешь на курсы, там эту функцию выполняют наставники/преподаватели, что ценно.
Пробуй фриланс-подработки. Еще обучаясь, можно попытаться брать небольшие заказы на фриланс-биржах. Например, нарисовать логотип, отретушировать картинки, сверстать простой лендинг на шаблоне. Такие мелкие задачи (за небольшие деньги) позволят почувствовать реального клиента, дедлайны, ТЗ. Но будь осторожен: не набирай слишком много, чтобы не бросить учебу. Все-таки сначала нужно набраться скиллов.
Стажировки и джун-вакансии. После получения базовых знаний начинай мониторить вакансии Junior web-designer, стажер-дизайнер и т.п. Некоторые крупные компании набирают стажеров даже без опыта – это отличный шанс. Пусть платят там немного или вообще только опытом, зато ты получишь реальный кейс в резюме. Даже если нет прямых стажировок, можно откликаться на вакансии джунов – иногда портфолио решает, и тебя возьмут.
Еще один момент: постарайся освоить базовые навыки коммуникации и работы в команде. Звучит отвлеченно, но на самом деле дизайн – это всегда про общение: с заказчиком, с разработчиком, с другими дизайнерами. Умение понимать требования, презентовать свою идею, принимать критику – все это приходит с опытом, но помнить о важности «soft skills» стоит с самого начала. Например, когда выкладываешь свой проект, попробуй сопроводить его пояснением, чем ты руководствовался – это тренирует навык презентации.
Наконец, будь готов учиться постоянно. Дизайн не стоит на месте: появляются новые тренды (то все делали плоский дизайн, то вот снова мода на скевоморфизм частично вернулась, затем неоморфизм вспыхнул и угас), новые инструменты (привет, Figma, покорившая мир за несколько лет). Так что хороший дизайнер – это вечный студент 🙂. Но если тебе действительно нравится придумывать и рисовать интерфейсы, поверь, это обучение в радость.
На этом этапе ты уже представляешь, чему надо учиться и как. Давай теперь поговорим о мотивации материальной: какие зарплаты тебя ждут, когда станешь дизайнером. Это, конечно, не главный фактор выбора профессии, но очень важный практически для всех. Рассмотрим сперва ситуацию в России, затем – за рубежом, и в конце сравним пути фриланса и работы в компании.
Пришло время цифр. Сколько же получают веб- и UX/UI-дизайнеры в России в 2025 году? Мы изучили свежие данные с рабочих сайтов (HH.ru, Хабр Карьера, ГородРабот и др.), а также отчеты образовательных платформ и дизайн-сообществ. Забегая вперед – уровень дохода дизайнера в РФ может сильно различаться в зависимости от специализации, опыта, региона и других факторов.
Для начала, разделим понятия: хотя роли пересекаются, в вакансиях иногда различают «веб-дизайнера» и «UX/UI-дизайнера». Как правило, веб-дизайнер – это узкий специалист по оформлению сайтов, тогда как UX/UI-дизайнер – более широкий профиль, включающий проектирование интерфейсов, в том числе приложений, и фокус на опыте пользователей.
По данным сервиса «ГородРабот» и исследования Хабр Карьеры, средняя зарплата веб-дизайнера в России составляет около 66 тыс. ₽ в месяц. Это цифра усредненная по стране и по уровням опыта. Для сравнения, UX/UI-дизайнер зарабатывает примерно 90 тыс. ₽ в месяц в среднем5 – заметно выше. Такая разница объясняется тем, о чем говорили выше: UX/UI-специалисты обладают расширенным набором навыков, и рынок оценивает их труд дороже.
Конечно, «средняя температура по больнице» не расскажет всей истории. Новичок на первой работе и ведущий дизайнер с 5-летним стажем получают очень по-разному. Также и понятия должностей размыты: многие вакансии веб-дизайнера требуют и навыков UX, и наоборот. Тем не менее, ориентиры следующие:
Начинающий веб-дизайнер (Junior) обычно может претендовать на 40–60 тыс. ₽ в месяц. В регионах – ближе к нижней границе, в Москве – к верхней или выше. Некоторые компании, к сожалению, платят джунам и 20–30 тыс. (особенно на полставки или стажерам) – такие вакансии тоже встречаются5, но ~50 тыс. ₽ – более типично для стартовой позиции.
Начинающий UX/UI-дизайнер часто получает немного больше: порядка 50–80 тыс. ₽. Например, исследование Хабр Карьеры показало, что junior-дизайнер интерфейсов в крупных городах РФ зарабатывает 40–60 тыс. ₽, а в Москве и Петербурге может быть чуть выше этого диапазона4. Компании ждут от кандидата хотя бы умения работать в Figma и понимания основных принципов UX/UI, поэтому готовы платить за более широкий круг умений.
Дизайнер уровня Middle (опыт 2–3 года) – тут вилки широкие. Веб-дизайнер среднего уровня зарабатывает порядка 60–100 тыс. ₽ в месяц6. Если он вырос до продуктового дизайнера или UX/UI, то часто сумма больше: 80–130 тыс. ₽ – такой диапазон фигурирует для UX/UI Middle по данным рынка4. Опять же, столицы платят больше регионов. По данным HeadHunter, зарплаты мидл-дизайнеров в дизайне в первой половине 2024 года были ниже медианы по ИТ (которая ~151 тыс.), но у UX/UI приблизиться к 100+ тысячам вполне реально5.
Senior-дизайнер (опыт 5+ лет) – его доходы существенно выше средних. Старший веб-дизайнер может получать от 120 до 150 тыс. ₽ и выше6. Если это Senior UX/UI-дизайнер или Product designer в крупной компании, зарплата нередко превышает 200 тыс. ₽ в месяц. В статистике Хабр Карьеры, например, средняя з/п senior UX/UI указана около 207 тыс. ₽. А при опыте 5–6 лет некоторые дизайнеры достигают уровня 200–300 тыс. ₽ в месяц5 – это уже лиды команд, арт-директора, head of design и т.д.
Можно сделать вывод: диапазон зарплат в дизайне очень широкий, но уже через 2–3 года при усердной работе вполне реально удвоить свой доход по сравнению с начальным. Также заметно, что UX/UI направление обеспечивает более высокий «потолок»: топовые веб-дизайнеры в чистом виде редко выходят за 150 тыс., тогда как UX/UI, прокачав технические и продуктовые скиллы, могут претендовать и на 200+ тыс. Конечно, многое зависит от компании, индустрии (в продуктовых IT-компаниях платят больше, чем в дизайн-студиях или на фрилансе с мелкими заказами) и твоих умений вести проекты.
География сильно влияет на доход дизайнера. Традиционно самые высокие зарплаты – в Москве. На втором месте Санкт-Петербург. Далее с отставанием идут крупные миллионники, и в регионах поменьше уровень ощутимо ниже. Это связано и с концентрацией IT-бизнеса в столицах, и с уровнем жизни/доходов в целом.
Данные с hh.ru и других площадок показывают, что средняя зарплата UX/UI-дизайнера на конец 2025 года по России в целом ~90–110 тыс. ₽, как мы упоминали4. Но вот разбивка по городам:
Москва: для новичков вакансии предлагают ~до 50 тыс. ₽; с опытом 1–3 года – 80–100 тыс. ₽; для опытных 3–6 лет – 160–270 тыс. ₽. В отдельных случаях в Москве встречаются офферы и на ~400 тыс. ₽ в месяц для суперопытных дизайн-специалистов4. То есть в Москве «потолок» очень высокий, хотя на такие суммы претендуют единицы. Но и средний уровень в столице выше: например, веб-дизайнер в штате со стажем 4–5 лет нередко получает ~150 тыс. ₽, что в регионе было бы редкостью.
Санкт-Петербург: цифры близки к московским для начинающих (45–50 тыс. ₽ без опыта), мидл-уровень порядка 80 тыс. ₽, сеньоры – 140–180 тыс. ₽ в среднем4. Питерские зарплаты традиционно на 10–20% ниже московских на сопоставимых позициях.
Другие города-миллионники (Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Краснодар и т.д.): здесь вакансий ощутимо меньше, но они есть. Уровень оплат ниже столичного. Например, в Новосибирске среднее предложение для дизайнера с опытом 1–3 года около 75–80 тыс. ₽. В Краснодаре UX/UI-дизайнерам с опытом 3–6 лет предлагали порядка 90–100 тыс., а с опытом ~2 лет – около 75 тыс. ₽4. В Екатеринбурге попадаются щедрые вакансии на 120–150 тыс. для сеньоров, но молодым чаще предлагают те же ~75 тыс. ₽4. В Казани средняя вилочка для мидлов ~75–90 тыс. ₽4.
Небольшие города, регионы: тут часто ситуация такая, что полноценных позиций дизайнера в офисе может и не быть – многие работают удаленно на компании из других городов. Либо берут проектную работу/фриланс. В регионах характерна проектная занятость: многие вакансии удаленные, а зарплата не фиксирована и считается сдельно, из-за чего в объявлении может вообще не быть суммы4.
В провинции веб-дизайнеров часто нанимают как универсалов (дизайн+верстка, дизайн+маркетинг), и зарплаты там скромные – 30–50 тыс. ₽ для начинающих, 50–70 тыс. для опытных. Именно поэтому многие региональные дизайнеры стремятся работать либо на столичные компании (удаленно), либо на зарубежных заказчиков через интернет.
Важный вывод: если твоя цель – высокий доход в рублях, то имеет смысл либо быть готовым переехать/работать на Москву или Питер, либо ориентироваться на удаленную работу на иностранные компании (о чем поговорим ниже). Конечно, и в регионах можно быть дизайнером и получать достойно, но порог «достойно» там ниже. Разница по стране на идентичных позициях младшего уровня может составлять 20–30 тыс., а на сеньорских – сотни тысяч (в столице могут платить на 100 тыс. больше, чем в регионах за ту же работу)5.
Отдельно рассмотрим вопрос фриланса внутри России. Многие дизайнеры предпочитают не работать в штате, а брать заказы от разных клиентов – кого-то привлекает свобода, кого-то возможность зарабатывать больше, живя где угодно. Доход фрилансера посчитать сложнее, ведь он нестабильный: один месяц можно закрыть крупный проект и получить сразу большую сумму, а в другой – сидеть без заказов. Но некоторые ориентиры есть.
На российском рынке фриланса (например, площадки вроде fl.ru, freelance.ru, Kwork и др.) расценки сильно варьируются. Приведем примеры типичных заказов и вилок цен, с которыми сталкиваются UX/UI-дизайнеры-фрилансеры4:
Аудит юзабилити сайта: ~15 000–20 000 ₽ за проект (обычно на 1–2 недели работы). Это услуга, когда дизайнер изучает чужой сайт и пишет отчет, что улучшить.
Дизайн сайта «под ключ»: ~150 000–200 000 ₽ за комплексную разработку среднего сайта (лендинг или небольшой корпоративный сайт) примерно за месяц работы.
Дизайн макетов мобильного приложения: около 10 000 ₽ за отрисовку нескольких экранов приложения (например, неделя работы).
Создание баннеров, рекламных креативов: порядка 1 000 ₽ за день работы, или несколько тысяч за пакет баннеров. Это не слишком высокооплачиваемо, но подобные мелкие заказы самые массовые.
Как видишь, разброс огромный. За один крупный проект сайта фрилансер может заработать, как штатный дизайнер за месяц (150–200 тыс.), но такие проекты надо еще получить и выполнить. Многие новички на фрилансе начинают с небольших заказов – а там доходы скромные. Например, дизайн одной страницы на Тильде могут заказать за 3–5 тыс. ₽, логотип за 2 тыс. ₽ и т.д.
Чтобы набирать 70–100 тыс. в месяц мелкими заказами, нужно выполнить их десятки, что довольно тяжело. Поэтому опытные фрилансеры стараются брать крупные проекты – так внимание не рассеивается, и итоговый заработок выше4. Однако, чтобы выйти на такие заказы, чаще всего уже нужен уровень не ниже Middle и солидное портфолио.
Есть ли фрилансеры, кто зарабатывает в России больше, чем в офисе? Да, особенно те, кто выходит на международный рынок или имеет постоянных крупных клиентов. Но и риски выше: нет гарантий, нет оплачиваемого отпуска, бухгалтера, который за тебя налоги посчитает, и т.д. Мы детально сравним фриланс и найм в части доходов и условий в части 5.
Добавим, что с ростом удаленки многие дизайнеры-фрилансеры заключают долгосрочные контракты с компаниями как внешние подрядчики. Формально они фрилансеры, а по сути работают как бы в штате, только без трудовой книжки. В России такой формат распространен не сильно, но появляется. В итоге доход может быть сопоставим со штатной позицией (той же компании), но плюс гибкость.
Вывод по России: на старте карьеры ориентируйся на 40–60 тысяч ₽ ежемесячно, через пару лет реальна планка ~80–120 тыс., а топовые спецы (особенно в Москве) могут получать и 150–200+. Веб-дизайн как таковой – хорошая профессия, но еще более денежной становится UX/UI. Фриланс может дать больше свободы и потолок заработка, но для новичка он сложнее. В следующей части поговорим, какие цифры ждут дизайнеров за пределами РФ – возможно, это вдохновит еще больше стараться, ведь рынок дизайна во многом глобальный.
Теперь перенесемся на международную арену. Здесь тоже разделим на регионы, так как уровень жизни и зарплат сильно разнится между, скажем, США и Индией. Рассмотрим основные ключевые регионы: Северная Америка (США и Канада), Европа, Азия, а также затронем Австралию. Данные приводим в местных валютах и примерно в долларах для понимания.
США – один из самых привлекательных рынков для дизайнеров, как по интересным продуктам, так и по оплате. По данным Glassdoor, средняя годовая зарплата UX/UI-дизайнера в США составляет около $112 000 в год5. Это примерно $9–10 тысяч в месяц (до вычета налогов). Разброс может быть большой: например, UI-дизайнеры (без UX) по другим источникам зарабатывают в среднем $85–100 тыс. в год7, а UX-дизайнеры – $100–110 тыс. Средняя цифра $112k учитывает совмещенные роли. Если взять почасовой эквивалент, получается около $50–55 в час – именно столько составляет медианная ставка дизайнеров в штатах8.
Однако нужно помнить, что Америка большая. Зарплата сильно зависит от штата и города. В технологических столицах типа Сан-Франциско, Нью-Йорка зарплаты выше среднего – там опытный UX/UI-дизайнер легко может получать $120–150k в год и больше7. В то же время в небольших городах на середине страны зарплаты могут быть ближе к $70–80k для той же должности. Например, по данным sky.pro, в США в среднем было ~$85k, а в дорогих городах доходило до $100k+7.
Максимумы в США тоже впечатляют: топовые специалисты (lead product designers, design managers) в крупных компаниях (Facebook/Meta, Google, Apple) могут получать $150–200k в год и более. Исследования показывают, что компании вроде Airbnb или BitGo платят дизайнерам-продуктов около $150k8, а в отдельных случаях компенсации с акциями доходят до $200k+. Конечно, это уровень не сразу по достижим – нужно 5–7 лет опыта и выдающиеся навыки. Тем не менее, даже средний уровень американского дизайнера явно выше российского: 85–100 тыс. долларов в год (~7–8 тыс. $ в мес) против наших 90 тыс. ₽ (что ~ $1100). Разница почти в 6–7 раз.
Канада: здесь зарплаты поменьше, чем в США, но все равно высокие. Средняя годовая зарплата UX/UI-дизайнера в Канаде около $70 000 (канадских) в год7, что примерно эквивалентно 50–55k USD. В Торонто, Ванкувере – выше (может доходить до 80–90k CAD), в провинциях – ниже. В целом, североамериканский регион ценит дизайнеров, и доход в $5–8k в месяц для мидл-уровня – обычное дело.
Европа неоднородна: есть Западная Европа с высокими зарплатами, есть Восточная с более скромными. В среднем по развитым странам ЕС годовой доход дизайнера ниже американского, но все равно приличный. По данным Glassdoor, в таких странах как Великобритания, Германия, Франция дизайнеры интерфейсов получают в среднем от €31 000 до €45 000 в год5. Это примерно €2600–3750 в месяц.
Например:
Великобритания (Лондон): средняя зарплата UI/UX-дизайнера ~ £45 000 в год7. Молодой специалист до года опыта в UK может рассчитывать на £27–37k5. А дизайнер с опытом, скажем, 3–5 лет в Лондоне часто получает £35–50k. (В фунтах, кстати, суммы выглядят меньше, но 1 фунт > 1 евро > 1 доллар, так что конвертируй правильно).
Германия (Берлин): средняя около €50 000 в год7 для дизайнера со средним опытом. Это ~€4160 в месяц, что сопоставимо с Британией. В Мюнхене, Гамбурге могут платить больше, в небольших городах – меньше.
Франция (Париж): в Париже цифры ближе к £40k/€45k, в среднем по Франции – €30–40k.
Восточная Европа: здесь зарплаты значительно ниже западноевропейских. Например, Польша – средняя зарплата дизайнера около €30 000 в год7 (т.е. €2500/мес). В Чехии, Венгрии, Прибалтике могут быть схожие суммы – 20–30k евро в год. Для сравнения, в России 90k ₽ (средняя UX) – это примерно €12k в год по текущему курсу, то есть всё же в Восточной Европе платят в 2–2.5 раза выше, чем у нас, но и расходы там, конечно, тоже выше.
В Европе также внутри стран есть различия: в столицах и крупных городах платят больше. В том же Лондоне дизайнер может получать на 5–10 тысяч фунтов больше, чем где-нибудь в Глазго. Поэтому многие стремятся в крупные хабы.
Отдельно стоит сказать про налоги: европейские зарплаты указаны до вычета налогов (брутто). Налоги там высокие (могут 30–40% съедать), поэтому «на руки» остается меньше, чем кажется. Но в любом случае, чистый доход дизайнера в Западной Европе часто находится в диапазоне €2000–3000 в месяц после налогов – на эти деньги там можно нормально жить, хотя не роскошно (особенно в дорогих городах).
Вывод по Европе: UX/UI-дизайнеры востребованы, но зарплаты в Европе в среднем ниже, чем в США (что верно и для многих других профессий). Тем не менее, они значительно выше российских. Для русскоязычного дизайнера реальным вариантом может быть удаленка на европейскую компанию – тогда можно получать в евро, живя в более дешевом месте. Однако нужно знание языка и конкуренция там на вакансии тоже высокая.
Азия – огромный регион, включающий как высокооплачиваемые рынки (Япония, Южная Корея, Сингапур), так и страны, где зарплаты ИТ-специалистов относительно низкие (Индия, Юго-Восточная Азия кроме Сингапура).
В целом, можно отметить:
Япония: средняя зарплата UX/UI-дизайнера около ¥5 000 000 в год7. Это ~5 миллионов иен, что примерно эквивалентно $35–45k (в зависимости от курса иены). В месяц выходит ~¥416k (около $2800). Для Японии эта цифра не кажется большой, но нужно учитывать, что в Японии зачастую бонусы и прочие выплаты. В Токио, конечно, могут платить больше – там зарплаты обычно выше среднего7.
Китай: средняя по стране около ¥300 000 в год7 (имеется в виду китайский юань). 300 тысяч юаней – это примерно $42k в год. В крупных мегаполисах типа Шанхая, Пекина дизайнеры могут получать и 400–500k CNY (юаней) при большом опыте, но средний уровень – меньше. В пересчете на месяц ¥300k = ¥25k в мес (около 280–300 тысяч ₽). Однако в Китае тоже разница огромная: есть дизайнеры в провинциях на $1000, а есть в топ-компаниях на $4000+ в мес.
Индия: здесь уровень зарплат IT-специалистов гораздо ниже по мировым меркам. Средняя зарплата UX/UI-дизайнера составляет порядка ₹600 000 в год7 (₹ – индийские рупии). 600k рупий – это всего около $7–8k в год, т.е. ~$600–700 в месяц. Конечно, для индийского уровня жизни это неплохо (средние зарплаты там ниже), но по сравнению с Западом – мало. Именно поэтому много индийских дизайнеров работают на внешний рынок, фриланс и т.д.
Другие азиатские регионы: в богатых городах-государствах вроде Сингапура, Гонконга зарплаты дизайнеров близки к западным (например, в Сингапуре может быть 50–70k SGD в год, что сопоставимо с $40–50k US). Южная Корея – по разным данным, средний UX-дизайнер получает около 40–50 млн вон в год (что ~$35–40k). Юго-Восточная Азия (Малайзия, Таиланд, Вьетнам) – цифры ниже, но и расходов меньше.
Австралия: в Австралии ситуация схожа с западными странами. Средняя зарплата UX/UI-дизайнера около 80 000 австралийских долларов в год7. Это примерно 52–55k USD. В крупных городах (Сидней, Мельбурн) предлагают и 90–100k AUD опытным спецам. Австралийские зарплаты комфортные, хоть и не дотягивают до США.
Отмечу, что удаленная работа глобально позволяет уравнять эти разрывы. Сегодня дизайнер из любой точки мира может работать на американский стартап или европейское агентство. Многие компании открыты к найму удаленных дизайнеров (хотя часто хотят хотя бы близость в часовом поясе). Поэтому некоторые талантливые ребята из стран с низкими зарплатами (Индия, Россия, Восточная Европа) выходят напрямую на западный рынок труда и получают намного больше, чем могли бы у себя локально.
Например, российский UX-дизайнер при хорошем портфолио может устроиться удаленно в зарубежную компанию и получать условные $3000–4000 в месяц, что по текущему курсу сильно выше средней московской зарплаты. Но для этого нужны отличные знания языка, конкурентное портфолио и умение пройти жесткий отбор.
Подведем итог по мировым цифрам:
США: ~$100k/год в среднем (от $60k у новичков до $150k+ у топов)5.
Западная Европа: ~€40k/год (в Британии ~£45k, Германии ~€50k)7.
Восточная Европа: ~€20–30k/год.
Азия развитая (Япония, Корея): ~$30–45k/год.
Азия развивающаяся (Индия и др.): $5–15k/год.
Австралия, Канада: ~$50–60k/год.
Эти цифры – брутто в год, до налогов. Везде своя система налогообложения, что влияет на «чистые» доходы.
В следующей, заключительной части, обсудим, где же выгоднее работать дизайнеру – в компании или на фрилансе. Мы уже частично затронули, что фриланс дает потенциал высокого заработка (особенно если работать с зарубежными заказчиками), но и стабильность у найма свои плюсы. Сделаем прямое сравнение, чтобы ты мог(ла) принять осознанное решение о своем карьерном пути.
Последний важный вопрос нашей статьи: кем лучше работать – штатным дизайнером (in-house или в агентстве) или свободным художником-фрилансером? Однозначного ответа нет – все зависит от твоих целей, характера и даже этапа жизни. Давай сравним условия работы, уровень доходов, плюсы и минусы обоих вариантов именно для веб/UX-дизайнера.
Работа в штате компании – это традиционный путь. Ты устраиваешься на должность веб-дизайнера, UX/UI-дизайнера или продуктового дизайнера в фирму и получаешь фиксированную зарплату каждый месяц.
Чем это хорошо:
Стабильность и гарантии. У тебя есть оклад, который платят независимо от того, был ли у фирмы удачный месяц или не очень. Даже если вдруг задач мало, ты не теряешь в деньгах. Кроме того, оформление предполагает оплачиваемый отпуск, больничные, может быть медицинскую страховку, пенсионные отчисления и прочие плюшки соцпакета (особенно в крупных корпорациях)7.
Команда и менторство. Начинающему дизайнеру полезно работать под руководством более опытных коллег. В компании тебе, скорее всего, будут ставить задачи арт-директор или team lead, кто поправит твои решения и научит стандартам. Это ускоряет рост.
Не нужно искать клиентов. В отличие от фриланса, здесь твоё дело – только дизайнить. Заказчики (внешние или внутренние) у компании уже есть, проекты стабильно идут, ты не тратишь время на продажу своих услуг – этим занимается отдел продаж или аккаунт-менеджеры.
Карьерный рост. Внутри компании ты можешь расти до ведущего дизайнера, руководителя команды, дизайн-директора и т.д. Также можно перейти в смежные области (например, в продуктовую аналитику, менеджмент), если появится желание. Многие компании предлагают обучение сотрудников, оплачивают курсы – то есть инвестируют в твой рост.
Минусы и особенности:
Меньше разнообразия проектов. В агентстве еще может быть поток разных клиентов, а вот in-house (в продуктовой компании) ты, как правило, работаешь над одним продуктом/сайтом долгий период. Кому-то может стать скучновато рисовать, условно, интерфейс онлайн-банка из месяца в месяц, хоть там и задачи новые.
Регламент и ограничения. Придется подстраиваться под распорядок: работа по графику (хоть сейчас и много удаленки, но задачи и созвоны по расписанию), определенные правила компании. Свободы меньше, чем у фрилансера – нельзя просто взять и уехать на месяц на море вне отпусков.
Зарплатный потолок. В штате твой доход ограничен вилкой по должности, бюджетом компании. Даже если ты супер-продуктивен, в одиночку ты не сделаешь за месяц больше, чем физически возможно, а значит не заработаешь больше, чем ставка. Фрилансер теоретически может взять больше заказов и больше заработать (но и выгореть может). В компании прирост дохода обычно идет через повышения раз в год/два или смену работы.
Влияние внешних условий. Могут быть сокращения, кризисы – но это и для фриланса актуально. Хотя казалось бы, стабильность, но компанию могут сократить, закрыть – всякое бывает, и тогда придется срочно искать новую работу.
Интересно, что сейчас появляется промежуточный вариант: remote full-time – когда ты оформлен как контрактор, но фактически работаешь как штатный. Многие зарубежные фирмы нанимают дизайнеров из других стран удаленно. По сути, для специалиста из России это выглядит как фриланс (ты сам платишь налоги, нет трудового договора по ТК РФ), но при этом ты получаешь фиксированную зарплату и работаешь на одну компанию фуллтайм. Этот вариант сочетает стабильность и высокую (по местным меркам) зарплату, хотя лишен соцгарантий местных. Многие так работают с иностранными фирмами.
Фрилансер – это сам себе начальник. Ты самостоятельно ищешь клиентов (через биржи, соцсети, знакомых), ведешь несколько проектов, работаешь когда и где хочешь (теоретически). Преимущества:
Свобода и гибкость. Ты можешь планировать свой график. Хочешь – работаешь ночью, хочешь – днем. Нужно отлучиться по делам – пожалуйста, сам себе хозяин. Можно брать столько выходных, сколько нужно (правда, без оплаты 😅). Также можно выбирать проекты по душе: не нравится заказчик – отказался, надоел тип проектов – сменил нишу.
Неограниченный заработок. На фрилансе нет фиксированной ставки. Сколько проектов вывез – столько денег получил. Можно параллельно вести 2-3 небольших заказа и суммарно за месяц получить больше, чем получил бы в офисе. Опытные фрилансеры с хорошей репутацией могут брать высокие расценки и зарабатывать существенно больше среднерыночного зарплатного дизайнера9.
Особенно если выйти на западный фриланс: например, на Upwork средняя ставка UI/UX Designer – около $30 в час, а у крутых спецов – $50–$75/час8. Если удается загрузить себя на полный рабочий день по $50, можно теоретически получать $8000 в месяц – для сравнения, это уровень топовых штатных должностей. Однако на практике загрузка плавает.
Разнообразие и развитие. Каждый новый клиент – новая специфика. Сегодня ты делаешь дизайн сайта кофейни, завтра – мобильное приложение для фитнес-стартапа, послезавтра – дашборд для финтеха. Это интересно, портфолио быстро растет. Навыки тоже: берясь за разные задачи, учишься новому гораздо быстрее. Фрилансер вынужден освоить и коммуникацию, и умение презентовать дизайн клиенту (что тоже ценное умение).
Но, конечно, фриланс – это ответственность и риски:
Нестабильность дохода. У тебя может быть два жирных месяца, а потом провал. Праздники, кризисы, потеря крупного заказчика – и вот уже заработок упал. Нужно всегда иметь финансовую подушку на такой случай. Банально больничный – нет дохода (если только не повысил ценник заранее или не делегировал работу).
Сам себе менеджер. Придется заниматься не только дизайном. Фрилансер – это и продажник, и аккаунт-менеджер, и бухгалтер. Нужно искать заказы (мониторить биржи, откликаться), общаться с клиентами, подписывать договоры (если работают официально), выставлять счета, следить за оплатами. Времени на эти организационные вещи уходит немало. Некоторые признаются, что творчество занимает половину времени, а остальное – переписки, созвоны, правки, администрирование.
Дисциплина. Свобода – палка о двух концах. Очень легко скатиться в прокрастинацию, когда никто не контролирует. Нужно уметь организовать себя, ставить дедлайны и держать их. Иначе либо не заработаешь, либо испортишь репутацию. Многие устают на фрилансе из-за постоянной самоорганизации – не каждому это подходит.
Отсутствие соцпакета и гарантий. Нет больничных, отпусков (точнее, отпуск = 0 ₽ дохода), никаких тебе оплаченных курсов – все сам. Плюс существует риск невыплаты от клиента. Хотя с предоплатами и платформами это можно минимизировать, но все же полной защиты нет, кроме своей предусмотрительности.
Перегрузки. Иногда, чтобы заработать желаемое, фрилансеру приходится вкалывать больше 8 часов в день, брать выходные, работать по ночам – особенно когда горят сразу несколько дедлайнов. В офисе переработки тоже бывают, но на фрилансе это сплошь и рядом, особенно если не научиться планировать и говорить «нет» лишним проектам. Нужно очень грамотно рассчитывать свои силы.
Конечно, многих интересует: где платят больше – в найме или на фрилансе? Тут нет универсального ответа. Приведем некоторые факты и ситуации:
Средний уровень: Если взять среднестатистического дизайнера, то в стабильной компании он, скорее всего, заработает больше, чем средний фрилансер. Например, в России медианная зарплата веб/UX-дизайнера ~70–90 тыс. ₽, тогда как по оценкам, медианный доход фрилансера-дизайнера порядка 50–60 тыс. ₽ (кто-то и 20 получает, кто-то 150, но много новичков тянут среднее вниз). Особенно на российском рынке фриланса, где заказчики любят низкие цены, штатная работа часто выгоднее по деньгам, чем крутиться на мелких заказах.
Топ-уровень: С другой стороны, лучшие фрилансеры зарабатывают больше лучших сотрудников. Опытный дизайнер-фрилансер, работающий с западными клиентами, может за год заработать, скажем, $100k, что под силу далеко не каждой штатной должности (разве что руководитель дизайна в большой компании).
Примеры: на Upwork почасовые ставки UX-дизайнеров разбросаны от $20 до $80. Если ты классный спец и берешь $50/час, даже загружаясь на 30 часов в неделю, за год выйдет ~$78k. В рублях это под 6 миллионов (≈500 тыс. ₽ в месяц по текущему курсу) – такие деньги в найме получает разве что дизайн-директор крупного банка или топовое руководство студии, а рядовой дизайнер – нет. Таким образом, потолок фрилансера выше.
Начало карьеры: Новичку чаще выгоднее пойти в компанию по двум причинам. Первая – его ставка в штате, хоть и небольшая, но гарантирована (как мы говорили, джуну ~40–60 тыс. ₽ оклад). А на фрилансе новичку сложно найти клиентов и он может сидеть вообще без дохода или брать проекты за копейки, сомнительные заказы. Вторая причина – в компании он быстрее вырастет до того же уровня, что позволит ему и на фрилансе потом дороже стоить. Многие советуют: «Если хочешь на фриланс – сначала поработай год-два в хорошей студии». Это оправдано.
Найм vs свой проект: Есть еще путь – открыть свое агентство или студию. Это как следующий шаг после фриланса: ты набрал клиентов, уже не справляешься один, берешь себе в помощь других дизайнеров… Тут потолок дохода потенциально еще выше, ты становишься предпринимателем. Но это уже за рамками нашей темы – и головной боли там еще больше 😄.
Давай взглянем на конкретные цифры сравнения:
В США, согласно Salary.com, средний UX-дизайнер на зарплате имеет почасовой эквивалент $43–568. А на фрилансе (Upwork) медианный $25–39 в час8. Казалось бы, сотрудник выигрывает. Но тут стоит учесть, что на фриланс идут люди по-разному: есть и суперпрофи с $100/ч, но много джунов за $15–20. Если ты крутой спец, тебе выгоднее фрилансить (сможешь выставлять высокий рейт), а если средненький – может, лучше получать свою 100-тысячную зарплату в офисе.
В России прямая статистика затруднительна, но многие фрилансеры признаются, что в первые годы зарабатывали меньше, чем если бы работали в штате. Однако те, кто набили базу клиентов, со временем превысили уровень офисной ЗП в 1.5–2 раза. То есть в краткосроке найм выгоднее, в долгосроке при успешном становлении карьеры фриланс может выйти вперед.
Есть и компромиссный подход: совмещать. Некоторые дизайнеры работают в компании, но берут небольшие подработки фрилансом по вечерам. Это тяжело и надо смотреть, не запрещено ли трудовым договором, но так можно подтянуть доход. Другой вариант – чередовать: год поработал в офисе, год ушел в свободное плавание, затем опять в офис. Так тоже бывает, когда люди ищут комфортный режим.
Что же выбрать тебе? Тут совет такой: попробуй разные форматы. Если только входишь в профессию – скорее всего, начни с найма или стажировки, чтобы набраться опыта. Потом, почувствовав уверенность, можно взять парочку заказов на стороне, попробовать фриланс. Возможно, тебе понравится свобода и ты уйдешь в самостоятельное плавание. А может окажется, что спокойнее и приятнее работать в коллективе, и ты продолжишь расти внутри компании. В конечном итоге, возможности заработать есть и там, и там, просто пути разные.
Отдельно важно: навыки, которые ты развиваешь, ценны повсюду. Хороший дизайнер не останется без работы – будь то под крылом фирмы или как свободный специалист. Поэтому главный фокус – не где больше платят, а как стать тем, кому хорошо платят. А для этого нужно возвращаться к Части 2: учиться, практиковаться, развиваться 😃.
Теперь, когда мы обсудили все от обучения до зарплат и карьерных тропинок, давай кратко резюмируем ключевые моменты каждой части, чтобы освежить в памяти самое главное.
Figma – ведущий онлайн-инструмент для дизайна интерфейсов, позволяющий рисовать макеты сайтов, приложений и других цифровых продуктов и сразу видеть результат на разных устройствах. Она поддерживает совместную работу, прототипирование и экспорт кодовых стилей, став стандартом в веб/UX-дизайне1.
Веб-дизайн сегодня пересекается с UX/UI: веб-дизайнер занимается визуальным оформлением сайтов, UI-дизайнер – интерфейсами в целом, UX-дизайнер – удобством и логикой работы продуктов. Освоив Figma, дизайнер может работать во всех этих направлениях. UX/UI-дизайнеры сейчас наиболее востребованы и оплачиваются выше, чем узкие веб-дизайнеры4, поскольку совмещают визуальные навыки с пониманием пользовательского опыта.
Начинать нужно с базовых основ дизайна: композиции, цвета, типографики, а также понимания принципов UX. Одновременно стоит осваивать Figma – главный инструмент веб-дизайнера. Не требуется уметь рисовать от руки, но важны чувство вкуса и логическое мышление2. Учиться можно на курсах (структурировано, с ментором) или самостоятельно (дешевле, но требуются самодисциплина). Формального высшего образования не обязательно – многие дизайнеры self-made4.
Главное – практика и портфолио. Новичку следует выполнять учебные проекты, участвовать в челленджах, собирать 3–5 лучших работ для портфолио. Обратная связь от опытных коллег ускорит рост. Первую работу легче получить, если есть готовое портфолио и понимание современных инструментов (в первую очередь, Figma). Junior-дизайнеру работодатели обычно требуют умение работать в Figma и базовые UX-знания5. Планомерное обучение и практика позволяют за несколько месяцев подготовиться к стартовой позиции дизайнера.
В России уровень доходов дизайнера зависит от специализации, опыта и региона. Средняя зарплата веб-дизайнера ~ 66 тыс. ₽/мес, UX/UI-дизайнера – около 90 тыс. ₽/мес5. Новички начинают с 40–60 тыс. ₽ (в крупных городах), мидл-специалисты получают ~80–120 тыс. ₽, сеньоры – 150 тыс. ₽ и выше. В Москве и Санкт-Петербурге зарплаты существенно выше региональных: мидл-дизайнер в Москве получает ~80–100 тыс. ₽, в регионах тот же уровень – ~70–80 тыс. ₽4.
Максимумы в Москве для опытных UX/UI могут достигать 200–300 тыс. ₽/мес5. В регионах часто преобладает проектная удаленная работа, без фиксированной зарплаты. Фрилансеры в России на мелких задачах зарабатывают немного (часто 20–50 тыс. ₽ в мес у новичков), но на крупных проектах могут брать 150–200 тыс. ₽ за заказ. В целом по России спрос на дизайнеров растет, и зарплаты дизайнеров за последние годы существенно увеличились4.
США – одни из самых высоких зарплат: UX/UI-дизайнер в среднем ~ $100–110k в год (≈ $8–9k/мес)5, в крупных городах доходы могут превышать $120–150k/год. Канада – примерно $70k/год для дизайнера. Западная Европа: средние зарплаты UX/UI ~ €40–50k в год (например, £45k в Великобритании, €50k в Германии), что ~ €3k/мес. В Восточной Европе уровень ниже (Польша ~ €30k/год)7.
Азия: в Японии дизайнер получает около ¥5 млн/год (примерно $40k), в Китае ¥300k/год ($42k), в Индии ₹600k/год ($7–8k). Австралия: ~ AU$80k/год для UX/UI7 ($55k). Таким образом, самые высокие зарплаты у дизайнеров в США, затем идут Западная Европа, Канада, Австралия (чуть ниже США), затем развитая Азия, и существенно отстают Индия и др. развивающиеся рынки. Однако благодаря удаленной работе дизайнер из любой страны может попробовать выйти на международный уровень оплаты.
Работа в компании дает стабильную зарплату, соцпакет и командное обучение. Штатный дизайнер в РФ в среднем получает 70–100 тыс. ₽ (в крупных городах), в США ~ $50/ч при зарплате. Фриланс дает свободу и потенциально неограниченный доход, но нестабилен. На глобальных платформах средняя ставка UI/UX-дизайнера ~$25–40/ч8, опытные берут $50+ в час. Средний офисный дизайнер обычно зарабатывает больше среднего фрилансера, особенно на старте карьеры.
Но топ-фрилансеры могут превосходить по доходам штатных коллег. Новичкам рекомендуется начать в компании, чтобы набраться опыта. В долгосрочной перспективе выбор зависит от личных предпочтений: в штате – регулярность и рост внутри команды, на фрилансе – гибкость и возможность повысить заработок при достаточном потоке заказов. Каждый путь имеет свои плюсы, и многие дизайнеры пробуют оба на разных этапах карьеры. Главное – востребованность профессии позволяет найти свой вариант применения навыков и достойно зарабатывать при условии постоянного развития.4 8
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Как вы считаете, можно ли зарабатывать выше среднего, делая дизайн сайтов в Figma, но не имея образования в дизайнерской сфере?
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет