Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье мы подготовили большой FAQ по разработке игр на Unity. Здесь вы найдете ответы на самые популярные вопросы новичков: что собой представляет Unity, почему этот движок так популярен, с чего начать его изучение, какие навыки понадобятся, сколько времени и денег потребуется на обучение.
Мы также поговорим о том, как создать свою первую игру, опубликовать и монетизировать её, обсудим возможности трудоустройства Unity-разработчиком – от работы в игровой студии до фриланса и создания собственных проектов. «Учись Онлайн Ру» собрал для вас актуальную информацию, полезные советы и ссылки на обучающие курсы и ресурсы, которые помогут вам сделать первые шаги в геймдеве.
Давайте начнем!
Unity – это кроссплатформенный игровой движок и полноценная среда разработки, разработанная компанией Unity Technologies. Проще говоря, Unity представляет собой программу, в которой можно создавать интерактивные 2D и 3D приложения, главным образом видеоигры, с помощью готового набора инструментов. Движок Unity поддерживает более 25 платформ, включая персональные компьютеры, игровые консоли, мобильные устройства и веб-браузеры.
Основные преимущества Unity – это визуальный редактор (вы можете разрабатывать игры посредством удобного графического интерфейса), поддержка многих платформ и модульная система компонентов. На Unity создано огромное количество проектов: от простых мобильных 2D-игр до сложных 3D-симуляций. Этот движок используют как крупные студии-разработчики, так и независимые инди-команды. Таким образом, Unity применяется не только для создания игр различных жанров, но и для других интерактивных приложений – например, архитектурных визуализаций, обучающих симуляторов, AR/VR-приложений и многого другого.
Unity считается одним из лучших движков для начинающих разработчиков благодаря низкому порогу входа. В Unity используется язык программирования C#, который значительно проще в освоении по сравнению с C++, применяемым в другом популярном движке – Unreal Engine. Сами разработчики отмечают, что Unity дружелюбен к новичкам – даже без обширного опыта в программировании можно достаточно быстро научиться делать простые игры.
Помимо относительной простоты, у Unity есть и другие плюсы: движок и редактор предоставляют визуальные инструменты для создания игрового контента (сцен, объектов, материалов, анимаций и пр.), что ускоряет процесс разработки. Также Unity имеет огромное сообщество пользователей по всему миру и массу обучающих материалов – вы без труда найдете ответы на любые вопросы на форумах, в блогах и на YouTube. Доступен магазин ассетов (Unity Asset Store), где можно взять готовые модели, звуки, скрипты и другие ресурсы для своих проектов – как бесплатно, так и за плату. Всё это позволяет новичкам быстрее увидеть первые результаты.
Наконец, Unity очень популярен в индустрии. По некоторым данным, на Unity работает до половины современных игр – движок используют даже крупные компании (например, Blizzard) наряду с инди-разработчиками. Благодаря кроссплатформенности и гибкости, Unity стал универсальным выбором для разработки проектов небольшого и среднего масштаба.
Если сравнивать с альтернативами, такими как Unreal Engine или Godot, Unity чаще рекомендуют новичкам из-за сочетания простоты, мощных возможностей и широкой поддержки сообщества.
С помощью Unity можно создавать самые разные виды игр. Движок изначально разрабатывался для трехмерных игр, но сегодня одинаково хорошо поддерживает и 3D, и 2D-графику. На Unity делают платформеры, шутеры, RPG, стратегии, головоломки, симуляторы – практически любой жанр игр. Можно разрабатывать как казуальные мобильные игры, так и более сложные проекты для PC и консолей.
Unity применяется не только в геймдеве, но и в смежных областях. Например, на этом движке создают интерактивные AR/VR-приложения (дополненная и виртуальная реальность) для обучения, дизайна, архитектуры. Также Unity используют для визуализации и симуляций – от простых обучающих программ до серьезных научных моделей. По сути, если вам нужно интерактивное 2D или 3D-приложение с графикой и логикой – Unity прекрасно подходит для этой задачи.
Важно отметить, что Unity поддерживает работу с различными жанрами и стилями. Вы можете делать как двухмерные пиксельные игры в ретро-стилистике, так и реалистичные 3D-миры с продвинутой физикой и визуальными эффектами. Ограничения больше зависят от вашего воображения и навыков, чем от возможностей движка.
В портфолио Unity-творений есть и простые инди-игры от маленьких команд, и проекты от именитых студий – движок универсален для разработчиков любого уровня.
Одно из главных преимуществ Unity – это кроссплатформенность. Ваши игры, созданные на Unity, можно запускать на самых разных устройствах и операционных системах. Движок поддерживает более двух десятков целевых платформ.
Вот основные из них:
Разработав игру, вы сможете относительно легко собрать ее под нужную платформу. Конечно, иногда требуется оптимизация (например, упрощение графики для мобильных версий), но сам движок берёт на себя большую часть работы по совместимости. Именно по этой причине Unity популярен у indie-разработчиков – одна команда может охватить сразу несколько платформ без переписывания игры с нуля.
Unity применяется во множестве коммерчески успешных проектов.
Перечислим лишь некоторые известные игры, разработанные на этом движке:
Этот список можно продолжать долго: на Unity сделаны также Genshin Impact, Rust, Cities: Skylines, Kerbal Space Program, Pillars of Eternity, Escape from Tarkov и тысячи других игр разных масштабов. Фактически, по состоянию на 2020 год Unity упоминался как движок, на котором построены некоторые из самых доходных мобильных игр в мире. Для начинающих разработчиков это отличный ориентир – многие любимые вами игры создавались на том же движке, с которого вы собираетесь стартовать свой путь в геймдеве.
Освоение Unity лучше всего начать с установки самого движка и знакомства с его интерфейсом.
Вот примерный пошаговый план для новичка:
При самообучении главное – не бояться ошибок и много пробовать. Если что-то не получается, ищите информацию: официальный форум Unity, СтекОверфлоу, Reddit, YouTube – ответы есть практически на любой вопрос. Также не пытайтесь сразу охватить всё; изучайте Unity поэтапно (сцены и объекты, потом компоненты, потом скрипты, потом физика и т.д.), и постепенно картина сложится.
Многие разработчики вспоминают, что их путь в Unity начался с маленьких проб и ошибок, но уже через несколько месяцев они могли сделать свою первую простую игру.
Основной язык программирования в Unity – C# (си-шарп). Все сценарии (скрипты), которые отвечают за логику игры, пишутся именно на C#. Когда-то Unity поддерживал также JavaScript (в варианте UnityScript) и даже язык Boo (похожий на Python), но сейчас единственным актуальным языком для разработки на Unity остался C#.
C# – это современный объектно-ориентированный язык, относительно простой для изучения. Он ближе к языкам высокого уровня (таким как Java или Python), поэтому новичкам бывает проще разобраться с C#, чем, скажем, с C++. Если у вас нет опыта программирования, то изучение C# под Unity – хорошее введение в кодинг: вы будете сразу видеть результат своих скриптов в игровой сцене, что мотивирует учиться дальше.
Помимо самого языка, Unity-разработчику нужно освоить и API Unity – это набор встроенных классов и функций, через которые вы управляете объектами, сценами, физикой и прочими элементами внутри игры. API Unity также использует C#, просто с определенными библиотеками. Но пугаться не стоит: обычно обучение строится так, что вы осваиваете C# параллельно с Unity, выполняя практические задачи. Уже через несколько уроков вы начнете писать простейшие скрипты на C# внутри своего проекта.
Таким образом, ответ на вопрос: чтобы работать с Unity, нужно учить C#. Знание других языков не потребуется, разве что в специфических случаях. Например, если вы решите интегрировать какие-то библиотеки на C++, знать его будет плюсом, но это редкие ситуации для новичка. Сосредоточьтесь на C# и основных принципах программирования – этого достаточно, чтобы начать делать игры на Unity.
Многих новичков привлекает идея делать игры без единой строчки кода. В Unity частично это возможно – имеются инструменты визуального скриптинга, позволяющие создавать логику с помощью блок-схем. Пример – встроенная система Visual Scripting (ранее известная как Bolt), где вы соединяете узлы логики вместо написания текста программ. Кроме того, существуют отдельные плагины, такие как Playmaker, также реализующие принцип no-code разработки.
Однако полностью избежать программирования, особенно в чем-то сложнее самых простых механик, довольно трудно. Визуальный скриптинг по сути заменяет код на наглядные блоки, но логика и алгоритмы все равно остаются, и их нужно понимать. Unity позволяет реализовать базовые вещи без кода – например, настроить анимации, физические свойства объектов, простейшие триггеры в сцене. Действительно, есть даже бесплатный вводный курс (см. ниже), где учат делать простую мобильную игру на Unity без программирования. Это достигается использованием готовых компонентов и настроек в редакторе.
Для долгосрочного развития лучше всё же планировать изучение C#. Визуальное программирование может существенно ускорить работу художникам или гейм-дизайнерам, которым сложно с кодом, но у разработчика игр навыки программирования необходимы. Без них вы упрётесь в потолок возможностей: например, сложную логику геймплея или уникальные игровые механики визуальными узлами реализовать крайне затруднительно.
Вывод: начать можно и без крепких знаний в кодинге – Unity предоставляет некоторые no-code возможности, – но параллельно стоит учить основы программирования. Даже минимальное понимание кода сильно расширит ваши возможности как разработчика. Воспринимайте визуальный скриптинг как вспомогательный инструмент, а не как полную замену кода.
Если же программирование совсем «не ваше», то можно сфокусироваться на других ролях (художник, гейм-дизайнер) и использовать Unity в ограниченном режиме, либо рассмотреть конструкторы игр, рассчитанные на аудиторию без навыков программирования.
Unity-разработка требует сочетания технических знаний и некоторых soft skills. Перечислим ключевые компетенции, которыми должен овладеть Unity-программист:
Технические (hard skills):
Дополнительные полезные знания: управление звуком в игре, основы сетевого программирования (для мультиплеера), оптимизация производительности (работа с профилировщиком Unity), использование Asset Store и сторонних SDK.
Личные качества и soft skills:
Конечно, невозможно идеально соответствовать всем пунктам сразу – многое приходит с опытом. Начните с базовых технических навыков: изучите C#, пройдите через создание простых проектов в Unity. По ходу дела подтянете и сопутствующие знания (например, разрабатывая 3D-сцену, вы неизбежно разберетесь с основами 3D-моделирования и анимации).
Личные качества тоже можно развивать – участвуйте в командных проектах, учитесь грамотно планировать свое время и др. Главное – иметь страсть к созданию игр и не бояться сложностей, тогда все необходимые навыки постепенно станут частью вашего арсенала.
Разработка игр – это техническая дисциплина, поэтому некоторые знания математики однозначно пригодятся. Но степень нужной математики зависит от того, что именно вы делаете. Если вы используете готовые компоненты Unity и простые механики, глубокой математической подготовки не потребуется – достаточно понимать координаты, основы геометрии и физики на интуитивном уровне. Многие сложные вещи, вроде физического движка или трехмерной графики, уже реализованы в Unity, и вам не надо писать их с нуля.
Однако при углублении в геймдев математика становится все более полезной.
Примеры:
На начальном этапе достаточно базовой математической культуры: умение работать с числами, понимать пропорции, представление о координатных осях, плоскости и пространстве. Движок Unity многое сделает за вас – например, рассчитает столкновение объектов по законам физики. Вам нужно лишь настроить параметры. В таких случаях достаточно «понимания на уровне координат и векторов», без глубокого теоретического фундамента.
Если же вы решите писать собственные «движки внутри движка» – к примеру, создать свой рендеринг или продвинутый ИИ – вот тогда без серьезной математики никуда. Но это редкость для начинающих. Большинство стандартных игр можно сделать, опираясь на готовые средства Unity и понемногу изучая нужные формулы по мере необходимости.
Вывод: не стоит бояться, что без диплома математика вам закрыт путь в геймдев. Начните делать игры, и по мере роста задач подтягивайте соответствующие разделы математики. Например, понадобилось вращать объект к точке – разберитесь, что такое синусы-косинусы. Нужно сделать реалистичную гравитацию – освежите формулы ускорения.
В игровой разработке теория изучается ради практики, а не ради самой теории. Многие разработчики признаются, что сложная математика уже реализована в движке, и ее знание нужно только на уровне понимания базовых вещей вроде координатных систем и векторов.
Знание английского языка очень желательно для Unity-разработчика. Дело в том, что практически вся официальная документация, интерфейс движка и львиная доля обучающих материалов – на английском. Сам редактор Unity на данный момент не имеет русскоязычного интерфейса (язык интерфейса – английский), то есть названия всех меню, компонентов, ошибок выводятся по-английски.
Без хотя бы базового понимания английского вам будет сложнее разобраться, что происходит.
Кроме того, многие курсы, туториалы и статьи написаны англоязычными авторами. Конечно, сейчас появляется много контента и на русском, но лучшие свежие уроки и ответы на специфичные вопросы вы скорее найдете на англоязычных ресурсах (Unity Learn, Stack Overflow, Reddit и др.). Примеры: поиск решения проблемы в Google часто приводит на форумы, где объяснение на английском; официальные Unity-разделы (Manual, Scripting API) тоже на английском.
Минимальный уровень английского, который стоит иметь: умение читать технический текст со словарем. Даже если не знаете язык свободно, вы сможете копировать сообщения об ошибках или названия функций, вставлять их в переводчик и понимать смысл. Но лучше постепенно учить терминологию. К примеру, «transform», «component», «asset», «build» – эти слова постоянно используются, запомнить их несложно.
Хорошая новость: освоение Unity может параллельно подтянуть ваш английский. Постоянно сталкиваясь с терминами и описаниями, вы расширите словарный запас. А просмотр видеоуроков от иностранных ютуберов улучшит восприятие речи. Многие наши разработчики так и учили язык – через профессиональную деятельность.
Подводя итог: знание английского сильно облегчит вам жизнь при изучении Unity и программирования в целом. Не обязательно свободно говорить – достаточно понимать технический текст. Если с английским пока туго, не отказывайтесь от мечты, но будьте готовы тратить больше времени на перевод документов или поиска русских аналогов материалов. Со временем настоятельно рекомендуем подтянуть этот навык, ведь в сфере ИТ без английского трудно расти.
Для разработки на Unity не требуется сверхмощное оборудование, но компьютер должен удовлетворять определенным минимальным требованиям. Официально рекомендуемый минимум – современный 64-битный процессор и не менее 8 ГБ оперативной памяти. Unity Editor достаточно ресурсоёмкий, особенно когда проекты становятся сложными, поэтому 8 ГБ ОЗУ – это базовая планка, а лучше иметь 16 ГБ для комфортной работы.
Вот основные ориентиры при выборе или настройке компьютера под Unity:
Если резюмировать, подойдет практически любой компьютер среднего уровня последних лет. Например, ноутбук с Core i5, 8 GB RAM, SSD и видеокартой уровня MX250 или интеграшкой Iris Xe – на нем Unity запустится и даст возможность учиться. Но если бюджет позволяет, лучше чуть более мощная машина: Core i7/Ryzen 7, 16 GB RAM, GTX 1660 или RTX3060 – такого ПК хватит с запасом даже для серьезных проектов.
Не забудьте, что по мере работы могут быть задействованы разные ресурсы ПК: компиляция нагружает CPU, рендер сцены – GPU, размер сцен – память. Поэтому баланс компонентов важен. Узкое место (например, мало ОЗУ) будет тормозить весь процесс. Позаботьтесь о достаточном охлаждении, если используете ноутбук: Unity может сильно грузить систему, и важно избежать троттлинга.
Хорошая новость: начать изучение Unity можно и на относительно слабом компьютере, делая простые 2D-игры. А уже когда встанет задача создавать что-то крупное, вероятно, вы к тому моменту обзаведетесь и более мощным «железом».
Для новичков очень важно, что Unity доступен бесплатно – вы можете скачать и использовать движок без каких-либо платежей, если ваш проект не приносит крупного дохода. У Unity есть несколько лицензий (тарифных планов), в зависимости от того, коммерческий у вас проект или нет и сколько вы зарабатываете на своих играх:
Для подавляющего большинства начинающих разработчиков хватает Unity Personal. Вы можете использовать все функции движка, выпустить игру, даже заработать на ней деньги – пока ваши доходы не превысят порог (200 тысяч долларов в год), платить за движок ничего не нужно. Когда (и если) ваш проект выстрелит и станет приносить больше, вы просто перейдете на Pro-версию, заложив эти расходы в бюджет компании. Но это уже приятные хлопоты успеха.
Важно: сам движок Unity бесплатен, но сопутствующие услуги могут стоить денег. Например, если вы решите воспользоваться Unity Cloud Build (облачная сборка) или Unity Multiplayer Hosting, там могут быть тарифы. Однако для старта все эти вещи не обязательны.
Также отметим, что Asset Store (магазин ассетов Unity) – отдельная история: движок-то бесплатный, а вот за некоторые модели/плагины/материалы в Asset Store нужно платить. Но это по желанию – в магазине полно и бесплатных ресурсов. Можно полностью разрабатывать, не тратя ни копейки, используя бесплатные ассеты или создавая всё самому.
В итоге, порог входа по финансам в Unity = 0 ₽. Это одно из преимуществ движка – вы рискуете только своим временем. Unity Technologies зарабатывает на успешных разработчиках, которые вышли на хороший доход и готовы платить за подписку. А новичкам – зелёный свет, творите свободно!
Время обучения Unity зависит от того, какой уровень вы хотите достичь, и от интенсивности занятий. Разброс может быть большой: кто-то за пару месяцев делает простую игру, а кто-то годами шлифует навыки, стремясь к профессионализму. Попробуем дать некоторые ориентиры.
Если говорить про базовый уровень – понять интерфейс Unity, выучить основы C# и создать первую простую игру – в среднем на это уходит несколько месяцев активного обучения. Согласно обзору онлайн-курсов, программы для новичков обычно рассчитаны на 5–6 месяцев: за это время ученик изучает C# и основные инструменты движка, сделав 1–2 несложные игры. При самостоятельном обучении сроки могут варьироваться, но тоже порядка полугода при условии регулярных занятий.
Чтобы более уверенно освоиться (разобрать детально теорию и получить побольше практики), существует курсы продолжительностью 10–12 месяцев. За ~1 год целенаправленного обучения можно пройти путь от полного нуля до уровня, близкого к junior-разработчику: у вас будет несколько разных проектов (2D, 3D, возможно прототип мультиплеера), понимание работы движка и опыт написания кода. Дальше можно претендовать на джоб-оферы начального уровня.
Достичь уровня middle (уверенного профессионала) за считанные месяцы трудно – обычно это приходит с практикой на реальных задачах. Некоторые продвинутые онлайн-программы продолжаются 1.5–2 года, готовя разработчиков уровня middle. Но сразу вписываться в такой длительный курс необязательно. Можно пойти работать джуниором после полугода-года обучения, а там уже расти.
Факторы, влияющие на скорость обучения:
В среднем, можно сказать так: 3–4 месяца усердных занятий хватит, чтобы сделать первые игры и уверенно сказать «я знаю основы Unity». 6–8 месяцев – вы уже джун, способный делать небольшие проекты или работать в команде над частью большого. 1–2 года – при таком опыте вы станете специалистом, который может претендовать на позиции выше джуниора и самостоятельно разрабатывать полноценные игры.
Конечно, обучение не останавливается никогда – даже опытные разработчики продолжают учиться новым фишкам. Но основы вы сможете охватить достаточно быстро, особенно если учеба будет систематической и практикоориентированной.
Существует несколько путей обучения Unity, и у каждого есть свои плюсы и минусы. Вот три основных варианта, которые выбирают будущие гейм-разработчики:
Если вы всерьез настроены стать Unity-разработчиком, комбинируйте методы. Можно начать с бесплатных материалов, попробовать свои силы. Когда поймете, что это ваше, – записаться на структурированный курс для ускорения обучения. Высшее образование – по желанию, можно получать параллельно (например, учиться днём в вузе, а вечером кодить в Unity). Важно набраться реального опыта: каким бы путем вы ни учились, старайтесь делать проекты, пусть маленькие, но завершенные. Это и есть главный показатель обучения.
На платформе «Учись Онлайн Ру» собрано множество программ от ведущих школ – вы можете посмотреть подборку курсов по разработке игр на Unity, сравнить их между собой и почитать отзывы учеников. Ниже мы порекомендуем несколько конкретных курсов. Но помните: курс – это инструмент, успех зависит от вас. При должном усердии вы сможете выучиться Unity при любом формате обучения.
Помимо курсов, существует огромное количество бесплатных ресурсов для самообучения Unity. Вот несколько направлений, которые стоит использовать:
Несколько советов по использованию этих ресурсов:
Совмещая курируемое обучение (курсы) с самообразованием по книгам и сообществам, вы получите наилучший результат. И главное – сразу применяйте знания на практике, делайте маленькие проекты, участвуйте в гейм-джемах. Учеба должна идти рука об руку с созданием игр – тогда и ресурсы будут усваиваться эффективнее, и мотивация не пропадет.
Сейчас на рынке представлено много курсов по разработке игр на Unity. При выборе программы обращайте внимание на длительность, форму обучения, преподавателей и поддержку в трудоустройстве. Вот несколько популярных курсов от известных онлайн-школ:
При выборе курса ориентируйтесь на свои цели и начальный уровень. Если вы совсем новичок, берите программы «с нуля» (Skillbox, GeekBrains, SkillFactory, XYZ – все они рассчитаны на новичков). Если уже есть опыт программирования – можно пойти на продвинутый курс или интенсив. Обязательно читайте отзывы (их можно найти на платформе Учись Онлайн Ру под описанием каждого курса). Обратите внимание на такие моменты: устраивает ли вас формат (записи или живые занятия), сколько проектов вы сделаете, есть ли поддержка преподавателя, помогают ли с трудоустройством.
И помните: курс даст вам направление, но успех зависит от вашей практики. Используйте время на курсе, чтобы максимум кодить, задавать вопросы и создавать сети знакомств с одногруппниками – это тоже ценно. После курса важно не останавливаться и сразу применять знания – тогда инвестиция в обучение окупится сполна.
Возникает логичный вопрос: если я программист и не художник, смогу ли я делать игры на Unity? Ответ – да, сможете. Уметь рисовать от руки или создавать 3D-модели самому необязательно, хотя базовое понимание графики лишним не будет. Unity-разработчик, как правило, концентрируется на программной части, а контент (спрайты, модели, звуки) либо берет готовый, либо его предоставляет команда художников.
Для прототипирования игр вполне реально использовать готовые ассеты. У Unity есть огромный Asset Store – встроенный магазин, где можно найти всё: 2D-спрайты персонажей, 3D-модели домов и деревьев, анимации, эффекты, музыку, звуковые эффекты и даже готовые игровые системы. Многие ассеты выкладываются бесплатно. Например, вам нужны модели деревьев и камней для сцены – заходите на Asset Store, скачиваете бесплатный пак и размещаете их в своем уровне. Нужно озвучить шаги персонажа – можно бесплатно скачать звуки шагов. Большинство обучающих проектов и делают так: не рисуют каждый пиксель, а берут готовые ресурсы и фокусируются на логике игры.
Unity Asset Store славится тем, что там множество бесплатного контента для новичков. Вы можете скачать и импортировать бесплатные 3D-модели с Asset Store, чтобы не тратить время на моделирование. Это касается и 2D: бесплатные текстуры, фоны, спрайты – всё доступно. Конечно, в дальнейшем, если вы хотите выпустить коммерческую игру, стоит либо купить уникальные ассеты, либо заказать художнику, либо сделать самому. Но для обучения и демо-версий – готовые ассеты идеальны.
Если же вам интересно немного творчества, есть смежные простые инструменты: для 2D-игр можно освоить базовые навыки работы в Photoshop или его бесплатных аналогах (GIMP, Krita) – хотя бы покрасить и обрезать спрайты. Для 3D есть простая программа MagicaVoxel (рисование воксельных моделей) или более сложный Blender (полноценное 3D-моделирование). Но повторимся, это не обязательное требование к Unity-программисту.
В индустрии над проектом обычно работает команда: программисты, 3D-моделлеры, 2D-художники, аниматоры, звукорежиссеры. На начальном же этапе вы, возможно, один будете совмещать всё. Тут и приходит на помощь либо Asset Store, либо простота стиля. Например, множество инди-игр выбирают минималистичную стилистику, которую может реализовать даже не художник: примитивные фигуры, пиксель-арт с помощью генераторов, абстрактные формы. Есть жанр игр с графикой-примитивами (шары, кубы) – и они находят своего игрока за счет геймплея.
Так что смело начинайте изучать Unity, даже если последний раз держали карандаш в руках в школе. Используйте чужие наработки – в этом нет ничего зазорного на этапе обучения. Главное – указывайте авторство ассетов, если публикуете игру (обычно достаточно упоминания в титрах). Со временем, возможно, вам захочется подтянуть художественные навыки или найти в команду напарника-художника. Но на стартовом этапе программных знаний достаточно, остальное можно компенсировать ассетами и своей смекалкой.
Unity позволяет создавать как 2D-, так и 3D-игры, и многие новички не знают, с чего лучше начать. Рекомендуется начинать с 2D, и вот почему:
Создание 3D-игры гораздо сложнее и более ресурсоемкое, чем 2D. В трехмерном пространстве разработчик имеет дело с дополнительным измерением (глубиной), сложной физикой, моделированием освещения, анимацией скелетов и т.д. Это требует больше времени и усилий, увеличивает шанс столкнуться с трудноуловимыми багами (например, персонаж может провалиться под уровень из-за ошибки с коллайдерами в 3D). Производственный процесс 3D-игры сложнее и дороже, чем у 2D, обычно над 3D-проектом работает большая команда (модельеры, аниматоры, светотехники и пр.). В 2D же многое проще: по сути, у вас плоская картинка, где персонажи – это спрайты, и взаимодействуют они на плоскости. Разработчику 2D-игры достаточно нарисовать или взять фон и спрайты персонажей, и можно уже играть. В 3D приходится создавать целый мир с трехмерными объектами, заботиться о каждой оси координат, что требует осторожности на каждом шагу.
Для новичка 2D-подход проще тем, что можно сконцентрироваться на ключевых концепциях Unity (сцена, объекты, компоненты, скрипты) без одновременного погружения в тонкости 3D-графики. Научившись двигать 2D-персонажа, обрабатывать коллизии, создавать UI на экране – вы заложите основу, которую потом перенесете и в 3D.
Однако это не значит, что 3D нужно сторониться. Если ваша мечта – делать 3D-игры, начинать можете и с них, просто будьте готовы к более крутому обучающему кривой. Можно пойти постепенным путем: сначала сделать пару простых 2D-игр (платформер, арканоид), потом взять небольшой 3D-проект (скажем, лабиринт от первого лица). Многие элементы Unity одинаковы для 2D и 3D, но некоторые различаются (камера в 2D ведет себя иначе, физика 2D и 3D реализована разными модулями, и пр.). Поэтому полезно попробовать оба режима.
Компромиссный вариант – изучать Unity на примере 2D-проекта, но параллельно экспериментировать с 3D-функционалом. Например, в вашем 2D-платформере добавить один 3D-элемент (скажем, 3D-модель персонажа на 2D-сцене). Или наоборот – сделать 3D-сцену, но с фиксированной камерой сбоку (как 2.5D). Unity гибок и позволяет миксовать подходы.
Важный фактор – какой арт вам доступен. Если у вас нет 3D-моделей, а есть пачка 2D-спрайтов, то логичнее сначала сделать 2D-игру с ними. Если же вы художник 3D или у вас есть готовые 3D-ассеты, можно рискнуть и с 3D. Тут нет жесткого правила, но большинство новичков начинают с 2D, потому что так они быстрее получают результат (работа над простенькой 2D-игрой может занять пару недель, тогда как даже небольшой 3D-прототип легко растянется на месяцы).
Итого: начните с 2D, чтобы освоить основы Unity без перегрузки. Сделайте простую 2D-игру – это уже достижение! Потом, набив руку, переходите в трехмерный мир. И будьте уверены: после опыта 2D вам намного проще будет понять, как работать в 3D-сцене. А некоторые проекты вообще комбинируют: например, интерфейс 2D, а сам геймплей 3D. Unity дает возможности для всего, главное – поступательно увеличивайте сложность задач.
Да, Unity позволяет создавать мультиплеерные игры, то есть игры с сетевым режимом, где игроки взаимодействуют друг с другом через интернет. Более того, Unity часто выбирают для разработки многопользовательских мобильных игр и инди-MMO благодаря наличию готовых решений. Но сразу важно отметить: реализация мультиплеера – это существенно более сложная задача, чем одиночной игры. Новичкам не стоит начинать знакомство с Unity сразу с сетевого проекта.
Тем не менее, разберемся по порядку. В Unity есть несколько подходов к сетевой части:
Таким образом, сделать онлайн-игру на Unity реально. Например, с Photon многие инди-разработчики за считанные месяцы прикручивают мультиплеер к своим играм (поддержка лобби, матчмейкинг, синхронизация позиций игроков, чата и пр.). Unity хорошо подходит для кооперативных игр (4-8 игроков), мобильных PvP-игр (например, 2D-танчики на 10 игроков) и даже относительно небольших MMO (Photon позволяет до 100 concurrents на один шардинг без проблем, для большего нужны сложные архитектуры).
Однако, новичку стоит понимать основные сложности мультиплеера:
Если вы только начали с Unity, сначала сделайте одиночную игру. Когда поймете, как всё работает, можете взяться за сетевой режим. Кстати, есть курсы и уроки отдельно по мультиплееру на Unity – лучше пройти что-то подобное, прежде чем реализовывать серьезный онлайн-проект.
Примеры мультиплеерных проектов на Unity: на движке делали и шутеры, и кооперативные RPG, и мобильные IO-игры. Например, известная Werewolf Online (мобильная игра на социальную дедукцию) сделана на Unity с Photon. Даже Pokemon Go и Call of Duty: Mobile – сетевые, и Unity справляется.
Резюме: Unity поддерживает мультиплеер, вам доступны как встроенные, так и внешние инструменты. Но реализуя онлайн-функционал, будьте готовы значительно углубиться в программирование. Новичкам стоит сперва изучить основы на синглплеере. А когда придет время – да, вы сможете сделать и свой маленький онлайн-шедевр на Unity, шаг за шагом освоив сетевую магию.
Когда ваша игра на Unity готова, возникает вопрос: как ее выпустить в свет, чтобы другие смогли поиграть. Порядок действий зависит от платформы, под которую сделана игра. Рассмотрим основные варианты выпуска:
Кроме Steam, есть и альтернативные площадки: Epic Games Store (но туда сложно попасть – нужно одобрение Epic), GOG (также отбор), itch.io (популярная платформа для инди: там проще – регистрируетесь и загружаете файлы, можно бесплатно или за донат распространять), GameJolt, IndieDB – эти сайты хороши для бесплатных или альфа-версий.
При публикации обязательно подготовьте материалы: красивые иконки, скриншоты (в требуемых разрешениях), трейлер (желательно короткий геймплейный ролик), описание на английском и русском (если целитесь на широкий рынок). Продумайте монетизацию до релиза (платная игра или free-to-play с рекламой/донатом), настройте это в проекте.
Если ваша игра имеет онлайн-функциональность, убедитесь, что серверная часть настроена и хостится (например, для мобильных онлайн-игр часто используют сервисы типа Photon Cloud или свои сервера – их тоже надо «выкатить» и проверить боем).
Unity облегчает процесс выпуска – например, можно настроить Cloud Build, чтобы получать сборки под разные платформы без танцев с бубном. Но на первых порах вы, скорее всего, сделаете всё вручную, что тоже нормально.
Приятный момент: Unity-игры достаточно легко портировать. Если вы сделали игру для Windows, большая часть кода и ресурсов подойдет для Android-версии – нужно лишь адаптировать управление и интерфейс под тачскрин. Многие инди так и делают: релизят сначала на ПК, потом на мобилках (или наоборот).
Подведем итог: опубликовать игру – несложно, особенно если это App Store, Google Play или Steam, где большинство шагов интуитивно понятны. Unity дает вам файл сборки, дальше дело за малым – зарегистрироваться в магазине, следовать инструкциям по загрузке, заполнить все поля и дождаться, когда игра станет доступна пользователям. Кстати, на SkillFactory курсе по Unity даже учат загружать проекты в App Store, Google Play и Steam, так что выпуск – это часть пути, которую тоже надо освоить.
Не бойтесь бюрократии: регистрация в магазинах – разовая вещь, потом вы будете делать это на автомате. Сосредоточьтесь на качестве своей игры, а выпустить мы уверены вы её сумеете!
Если вы разработали игру, вполне естественно захотеть заработать на ней. С Unity это абсолютно реально – движок подходит для коммерческих проектов любого масштаба.
Существуют разные способы монетизации игр:
Можно комбинировать методы. Например, гибридная модель: игра бесплатна, но с рекламой и некоторыми платными элементами (так делают многие мобильные игры). Или на ПК: продавать базовую игру, но выпускать платные DLC. Также существует модель подписки, но для одиночных игр она редкость (чаще в онлайн-играх или игровых сервисах).
Сколько же можно заработать? Это, конечно, зависит от популярности игры. Статистика говорит, что большинство инди-игр зарабатывают скромно, но бывают и прорывы. Например, игра, которую скачали ~850 пользователей, принесет с рекламы около 300 ₽ дохода (цифра из реального примера). То есть на малой аудитории рекламу много не выручишь. А вот другой пример: разработчик выпустил игру в двух версиях – бесплатную с рекламой и платную без рекламы – и суммарно заработал около $15 000 за год, что более 1 млн ₽.
Конкретно: лайтовая версия за счет рекламы давала $1.5 с 1000 скачиваний, а полная версия продавалась по $3; плюс ~$900 он получил от встроенных рекламных интеграций. Такие случаи не единичны – хороший инди-проект может обеспечить своему создателю несколько тысяч долларов в месяц прибыли, а иногда и гораздо больше, если «выстрелит».
На ПК в Steam порог заработка выше – там пользователи привыкли платить за игры. Но конкуренция огромная. Статистика показывает, что сотни игр зарабатывают миллионы, а тысячи – совсем мало. Ключевое – продвижение и удача.
Совет: реалистично оценивайте свою нишу. Если делаете простой гиперказуал для мобильного, основной ваш источник – реклама, и нужны десятки тысяч скачиваний, чтобы были существенные суммы. Если делаете нишевый симулятор для Steam, лучше ставить ценник и работать на узкую, но преданную аудиторию.
Unity, со своей стороны, предоставляет все инструменты для монетизации. Есть готовые плагины для IAP (in-app purchase) и Ads, интеграция с аналитикой (Unity Analytics, Firebase), чтобы отслеживать поведение игроков и оптимизировать монетизацию. Самое главное – не навредить игре ради заработка. Про монетизацию нужно думать на этапе геймдизайна: как вписать донат или рекламу так, чтобы не испортить впечатление.
Подытожим: заработать на игре, сделанной на Unity, возможно. Выбирайте подходящую модель монетизации, исходя из жанра и платформы. Не бойтесь слова «коммерция» – даже хобби-проект при должном везении может начать приносить деньги. А с опытом, научившись анализировать рынок, вы сможете изначально планировать игры с хорошим финансовым потенциалом. Главное – сделайте игру, в которую людям захочется играть, тогда и монетизация сработает.
Если вы выучили Unity и готовы искать работу, стоит знать, что требуют работодатели и как повысить шансы на трудоустройство. Вакансии Unity-разработчиков сейчас открыты во многих игровых и IT-компаниях, но конкуренция тоже присутствует.
Вот ключевые моменты, на которые обращают внимание при приеме на работу:
Как искать работу: разместите резюме на джоб-сайтах (HeadHunter, LinkedIn). Обязательно приложите ссылку на портфолио (можно сделать простой Google Drive с файлами или личный сайт). Мониторьте вакансии «Unity developer», «Unity-программист». Отправляйте резюме даже если требуются 1-2 года опыта – иногда компании готовы взять и начинающего, если он уверенно проявит себя на тестовом задании.
Кстати, почти всегда дадут тестовое задание: небольшая задача в Unity (например, написать скрипт управления персонажем или реализовать простую механику). Готовьтесь к этому морально и выполните внимательно – это ваш шанс показать кодстайл и умение решать задачи.
Составьте сопроводительное письмо – укажите, почему хотите делать игры именно в этой компании, какие проекты их студии вам близки. Покажите мотивацию, горящие глаза. Многие работодатели готовы учить джуна, если видят, что он страстно увлечен играми и готов вкалывать.
Также нетворкинг помогает. Общайтесь в профессиональных сообществах, съездите на игровые митапы, конференции (есть DevGAMM, White Nights и др. – там и новичкам интересно). Бывает, вакансии находятся через знакомых по форуму или сообществу.
Резюме: чтобы получить работу Unity-разработчиком, нужно: портфолио проектов, уверенное знание Unity/C#, понимание геймдев-процессов и желание учиться дальше. Остальное – дело техники. Сейчас спрос на специалистов с Unity есть, особенно в мобильном и AR/VR сегменте. Если вы хорошо подготовлены и любите свое дело, первая работа не заставит себя ждать. А дальше – опыт пойдет по нарастающей, и через пару лет вы уже сами сможете выбирать из нескольких оферов.
Уровень зарплат Unity-разработчиков зависит от вашего опыта, региона и формата работы. В целом профессия востребована, и доходы сопоставимы с другими направлениями разработки.
Приведем ориентировочные цифры по состоянию на 2025 год (Россия):
Также местоположение влияет. В регионах, помимо столиц, вакансии Unity-разработчиков есть в Казани, Новосибирске, Екатеринбурге – там предложения могут быть на 20-30% ниже московских при прочих равных, но и стоимость жизни ниже. В Москве и Петербурге – самые высокие по стране (оклады senior могут доходить до 150-180k легко).
Если смотреть за границей: в Европе Unity-разработчик зарабатывает около €2500 в месяц (это средняя оценка), но в дорогих странах может быть и €4000–5000. В США данных мало, но вакансия, например, удаленного Unity dev на американскую компанию может предлагать $2000–4000 в месяц – однако это для достаточно опытного специалиста. Некоторые наши разработчики работают на иностранные конторы удаленно и получают больше, чем среднее по РФ.
Удаленная работа внутри России зачастую оплачивается чуть ниже офисной в Москве, но выше, чем местные зарплаты в регионах (компании выравнивают). Например, вакансия удаленного Unity-разработчика может дать 100–120k инженеру среднего уровня, вне зависимости от его города, ориентируясь на общий рынок.
Стоит упомянуть и премии/роялти: в геймдеве иногда практикуется процент от прибыли проекта для команды (особенно в инди-студиях). Тогда при успехе игры можно получить ощутимую доплату. Но это не везде.
Для объективности: реальные вилки по России в 2025 году (по данным hh.ru и опросов) были примерно такие:
Важно, что качество проектов тоже влияет. Если вы участвовали в разработке хитовой игры, ваш «вес» на рынке возрастает, и зарплатные ожидания можно смело повышать. Поэтому старайтесь выбирать место работы не только по деньгам, но и по перспективам – порой лучше пойти за чуть меньший оклад, но в проект, который «выстрелит», чем сидеть на высоком окладе в стагнирующем деле без будущего.
В итоге, профессия Unity-разработчика может приносить очень достойный доход. Начальный уровень – как у многих IT-специальностей, а потолок – зависит от вас. Особенно заметен рост дохода при переходе с junior на middle: повысив квалификацию, буквально за год-два можно удвоить зарплату. Дальше повышение тоже будет, хотя и не столь стремительное. Важно, что Unity-разработчик при желании может перейти и в соседние области (геймдизайн, продюсирование, свой бизнес) – но это уже иные истории заработка.
Да, удаленная работа и фриланс широко практикуются среди Unity-разработчиков. Эта профессия хорошо подходит для работы вне офиса, главное иметь мощный компьютер и стабильный интернет. Рассмотрим два сценария:
Удаленная работа по найму. Многие игровые компании и студии, особенно после 2020 года, перешли на удаленку или гибрид. Есть команды, разбросанные по разным городам и даже странам, которые прекрасно делают совместно проекты на Unity. Поэтому найти вакансию Unity-программиста с пометкой «remote» – реально. Особенно в сегменте мобильных игр и AR/VR приложений немало распределенных команд.
Как правило, требования те же, что и в офис – полный рабочий день, задачи, митапы через Zoom. Зарплата может быть привязана к столичному уровню или чуть ниже (но всё равно высокая для регионов). Плюсы: стабильный доход, социальные гарантии, работа над крупными проектами, но без необходимости переезжать. Минусы: нужен самоконтроль, умение работать в одиночестве, и иногда могут быть сложности в коммуникациях (важно быть всегда на связи, разница часовых поясов и т.д.).
Фриланс (проекты на заказ). Unity-фриланс – достаточно популярное направление. На фриланс-биржах (таких как Upwork, Freelancer, российские weblancer, fl.ru и т.п.) часто заказывают разработку игр или интерактивных приложений на Unity. Это могут быть небольшие задачи: сделать прототип игры, настроить конкретный механизм (например, внедрить рекламу, прикрутить аналитику), создать AR-приложение под мероприятие, помочь с портированием на другую платформу.
Также есть стартапы, которым нужен временный Unity-программист. Средние расценки на фрилансе зависят от сложности задачи. В среднем доход фрилансера может быть в диапазоне 50–300 тыс. ₽ в месяц – разброс огромен, потому что всё зависит от количества заказов, их стоимости и вашего рейтинга. Кто-то берет мелкие заказы и получает ближе к 50–100k, кто-то работает с западными клиентами за валюту и может и 200–300k заработать за месяц, успешно выполняя несколько проектов.
На доход фрилансера Unity влияют несколько факторов:
Примеры реальных заказов на фрилансе (оценки из 2025): прототип 3D-игры для Android – оплата ~7500 ₽, интеграция рекламы в готовую игру – ~22 000 ₽ Вроде суммы не астрономические, но такие задачи можно делать за несколько дней. Набрав репутацию, можно браться за проекты покрупнее (например, разработать игру «под ключ» за $2000 – условно, 150k ₽, потратив 1-2 месяца). Тут уже как повезёт.
Как начать фрилансеру: заполнить портфолио (выставить свои игры или демо), откликаться на проекты, возможно сначала за небольшой прайс, чтобы набрать отзывы. Постепенно, получив хороший рейтинг, можно выходить на более дорогие заказы. Многие фрилансеры потом переходят в категорию инди-разработчиков: делают свои игры и продают их, что тоже можно считать формой самостоятельной занятости.
Отдельно стоит упомянуть фриланс-биржи для мобайл-геймдева (например, есть Telegram-каналы, группы, где постят заказы на доработку игр, создание ассетов). Можно ловить и там предложения.
Преимущества фриланса: свобода выбора проектов, графика, места работы. Можно совмещать с учебой или другой работой. Недостатки: нестабильность дохода, надо самому искать клиентов, договариваться, риск наткнуться на непорядочных заказчиков. Также придется заниматься не только кодингом, но и управлением собой как «мини-компанией» – заключать договора, возможно регистрировать ИП, считать налоги.
Многие выбирают путь: сначала поработать в компании, набраться опыта, а затем уйти на фриланс с уверенностью и контактами. Или наоборот: начать с фриланса, параллельно прокачаться, а потом пойти в компанию на более высокую позицию.
В целом, удаленка и фриланс в Unity – распространенная практика. Относитесь к этому как к реальной возможности: если вам удобнее дома – ищите удаленную вакансию, их предостаточно. Если хотите быть свободным художником – пробуйте себя на фрилансе, Unity-навыки вполне позволяют зарабатывать самостоятельно. Кстати, на фрилансе можно работать не только программистом: знающие Unity часто подрабатывают как техничеcкие художники (настройка эффектов, анимаций) или прототиписты для геймдизайнеров. Разнообразие задач большое – скучно не будет.
Под конец нашего FAQ поделимся несколькими общими советами, которые помогут новичкам в Unity-разработке быстрее прогрессировать и добиваться успехов:
В заключение: путь Unity-разработчика – это увлекательное приключение. Поначалу будет казаться, что слишком много всего надо знать, но шаг за шагом вы освоитесь. Сообщество Unity, курсы на Учись Онлайн Ру и ваша собственная упорность – вот три кита, которые помогут вам стать профессионалом. Желаем успехов в ваших начинаниях и ждем ваших игр на прилавках цифровых магазинов!
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет