Как подготовиться к олимпиаде по ОБЖ (ОБЗР)

Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы посвятим нашу статью подготовке к олимпиаде по ОБЖ (ОБЗР) в 2025 году. В этой статье мы рассмотрим, какие бывают олимпиады по ОБЖ в 2025 году, дадим рекомендации по подготовке для разных возрастных групп, разберём советы для успешного прохождения теоретических и практических туров, обсудим выполнение проектных исследований (если они требуются), подскажем, какие онлайн-ресурсы, курсы и наставники могут помочь, а также поможем составить план подготовки.

Статья рассчитана и на школьников, и на их родителей.

Как подготовиться к олимпиаде по ОБЖ (ОБЗР) в 2025 году

Введение

Олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), которая с этого учебного года официально называется олимпиадой по основам безопасности и защиты Родины (ОБЗР), — это не только интеллектуальное соревнование школьников, но и проверка важных навыков, которые могут пригодиться в жизни.

Участие и победа в такой олимпиаде дают значительные преимущества: призёры и победители заключительного этапа получают льготы при поступлении в вузы.1 Кроме того, процесс подготовки помогает подросткам приобрести знания по первой помощи, ориентированию, поведению в экстремальных ситуациях и даже основы военной службы.

Подборка курсов Онлайн-курсы по подготовке к олимпиадам по ОБЖ (ОБЗР) с 5 по 9 класс в 2025 году
Посмотреть подборку

Часть 1. Виды олимпиад по ОБЖ в 2025 году

Перед началом подготовки важно понять, какие именно олимпиады и конкурсы по ОБЖ существуют в 2025 году. Соревнования по безопасности жизнедеятельности проводятся на разных уровнях — от всероссийского до ведомственных и вузовских. Ниже перечислены основные актуальные состязания.

1.1. Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ (ОБЗР)

Это главная предметная олимпиада по безопасности, проводимая Министерством просвещения. Олимпиада проходит для учащихся 5–11 классов и включает четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.1 К участию допускаются все желающие: школьный этап обычно проводится осенью (сентябрь–октябрь) прямо в вашей школе.1

Набрав необходимый балл, ты пройдёшь на муниципальный этап (проводится примерно в ноябре–декабре), далее — на региональный (обычно в феврале) и, наконец, на финал весной.1 Все этапы олимпиады очные и состоят из теоретического и практического туров.1

Задания охватывают широкий круг тем: здоровый образ жизни, первая медицинская помощь, безопасность дома и на транспорте, действия при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, навыки выживания в дикой природе.1 Для старшеклассников также добавляется целый блок по основам военной службы.1

Таким образом, чем старше класс, тем шире спектр проверяемых знаний и умений. Олимпиада ОБЖ традиционно менее массовая, чем по другим предметам, однако конкуренция всё равно серьёзная — на заключительный этап отбираются сильнейшие участники из всех регионов.

1.2. Региональные и городские олимпиады по ОБЖ

Помимо ВсОШ, во многих регионах проводятся свои соревнования по безопасности. Наиболее известна Московская олимпиада школьников по комплексной безопасности – отдельное состязание для 7–8 классов столицы.2

Она состоит из отборочного дистанционного тура и очного финала; победители московской олимпиады получают льготы при поступлении: вплоть до зачисления без экзаменов (БВИ) или 100 баллов за вступительное испытание в профильные вузы.2 Если же выпускник поступает не на специальность, связанную с ОБЖ, московские вузы всё равно могут добавить ему до 10 баллов к ЕГЭ.2

Задания московской олимпиады схожи с всероссийской, и найти их прошлогодние примеры можно на официальном сайте.2 Кроме Москвы, собственные олимпиады и конкурсы безопасности могут проводить и другие субъекты РФ или крупные города – например, Санкт-Петербург, регионы при вузах МЧС и т.д. Обязательно узнайте у учителя ОБЖ или в региональном центре олимпиад, какие дополнительные соревнования по ОБЖ проводятся в вашем регионе.

1.3. Ведомственные олимпиады и конкурсы (МЧС, Минобороны и др.)

В 2025 году Министерство Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям (МЧС) организует Всероссийскую онлайн-олимпиаду «Безопасность начинается с тебя». Она проходит на платформе «Учи.ру» с 15 апреля по 30 июня 2025 года и рассчитана на самый широкий круг участников: от дошкольников до 11-классников.3

Вопросы этой онлайн-олимпиады МЧС охватывают ключевые аспекты безопасности: пожарная безопасность, правила поведения на воде, безопасное поведение в городе и прочие темы.3 Участие бесплатное и добровольное – это скорее массовая образовательная акция, призванная повысить культуру безопасности у детей.

Кроме того, МЧС традиционно курирует движение «Школа безопасности» – сеть соревнований и полевых лагерей, где команды школьников отрабатывают навыки спасения, тушения пожаров, ориентирования и т.д. (эти соревнования чаще командные, а не индивидуальные).

Министерство обороны также участвует в популяризации ОБЖ: например, ежегодно награждает отличившихся школьников знаками отличия, проводит военно-патриотические конкурсы и поддерживает кадетские классы.

Некоторые ведомства и организации могут объявлять конкурсы проектов по безопасности – например, на лучшую исследовательскую работу по теме ОБЖ, создание социальной рекламы о безопасности, разработку школьного плана эвакуации и т.п. Следите за объявлениями от МЧС, МВД, Минздрава и Минпросвещения – иногда они проводят конкурсы сочинений, викторины или акции, посвящённые безопасности.

1.4. Вузовские олимпиады и конференции

Наконец, ряд вузов включают ОБЖ или смежные дисциплины в свои олимпиады школьников. В Перечне олимпиад школьников на 2024/25 уч. год (утверждён Минобрнауки) профиль «ОБЖ» встречается, к примеру, в виде олимпиады по комплексной безопасности (уже упомянутая московская) и в тематических олимпиадах по техносферной безопасности, экологии и т.д.

Кроме того, учреждения вроде университетов МЧС, медицинских вузов или педагогических могут проводить собственные олимпиады или научно-практические конференции для школьников по тематике безопасности. Например, некоторые университеты организуют конкурсы научно-исследовательских работ по ОБЖ, где старшеклассникам предлагается представить свой проект – об этом мы подробнее поговорим в соответствующем разделе.

Если ты нацелен на льготы при поступлении, обязательно проверь перечень олимпиад: возможно, среди них есть подходящее соревнование по ОБЖ или смежной сфере (экология, медицина, военное дело), победа в котором даст тебе бонусы к поступлению.

Часть 2. Рекомендации по подготовке для разных возрастных групп

Подход к подготовке будет различаться в зависимости от твоего возраста и класса. Требования и формат олимпиады ОБЖ значительно отличаются для учеников младших классов и старшеклассников. Далее мы дадим советы, актуальные для младшей, средней и старшей возрастных групп, учитывая специфику обучения и психологические особенности каждого периода.

2.1. Младшие классы: первые шаги в безопасности

Если ты ученик младшей школы или 5–6 класса, то, скорее всего, олимпиада по ОБЖ для тебя – это что-то новое и неизведанное. В начальной школе ОБЖ как отдельный предмет ещё не преподаётся, но основы безопасности уже закладываются дома и на уроках окружающего мира.

Родителям важно с самого детства формировать у ребёнка понимание безопасного поведения: правила дорожного движения для пешеходов, номера экстренных служб, элементарные навыки самопомощи. В 5–6 классах обычно начинается курс ОБЖ, и школьный этап олимпиады по ОБЖ доступен уже пятиклассникам.2 Конечно, от самых юных участников не ждут сложных умений — задания на первых этапах носят ознакомительный характер.

Что делать ученику

Начни с изучения базового учебника ОБЖ для своего возраста. Обрати внимание на картинки, схемы, знаки – визуальная информация хорошо запоминается. Старайся применять знания на практике: например, выучи, как правильно вызвать пожарных или скорую помощь, потренируйся рассказывать вслух алгоритм действий при обнаружении пожара.

Играй в обучающие игры по безопасности: многие детские сайты предлагают викторины по правилам дорожного движения, загадки о природе и т.д. Таким образом, ты превратишь подготовку в игру. Если в школе или городе есть кружки юных спасателей или туристические секции – запишись, это даст первые навыки ориентирования и командной работы. Не бойся задавать вопросы учителю ОБЖ и родителям, если что-то непонятно: они с радостью тебе помогут.

Как могут помочь родители

В младшем возрасте ваша роль особенно важна. Обсуждайте с ребёнком пройденные темы, приводите жизненные примеры. Например, прогуливаясь, покажите дорожные знаки и спросите, что они означают.

Дома в игровой форме разберите, как собрать «тревожный чемоданчик» на случай ЧС: пусть ребёнок самостоятельно подумает, какие вещи туда положить, а вы направьте и дополните. Вместе просмотрите мультфильмы или короткие ролики о безопасности (существуют детские серии про МЧС, пожарных, полицию) и обсудите их.

По возможности посетите интерактивные музеи безопасности (если есть в вашем городе) – там дети в формате игры учатся надевать спасательные жилеты, пользоваться огнетушителем и т.д. Помните, что в этом возрасте главная задача – не зубрёжка теории, а формирование интереса к предмету и ощущение, что знание правил безопасности делает жизнь интереснее и безопаснее.

2.2. Средние классы: наращивание знаний и первых навыков

Для учеников 7–9 классов олимпиада ОБЖ становится серьёзнее. Именно с 7 класса школьники могут участвовать в муниципальном этапе, а с 9 класса — пройти на региональный и заключительный этап.2

В учебной программе ОБЖ к этому возрасту изучаются темы первой медицинской помощи, основы медицины, действия в различных чрезвычайных ситуациях, начальная военная подготовка (в 9 классе) и др. У многих проявляется живой интерес к предмету, ведь он прикладной и жизненный. В этом возрасте важно углубить теоретические знания и начать отрабатывать практические умения.

Что делать ученику

Прочти внимательно учебники по ОБЖ за 7–9 класс, не ограничивайся тем, что проходите на уроках. Полезно изучить несколько разных пособий: например, учебники под редакцией Н.Ф. Виноградовой для 5–9 классов и В.Н. Латчука для средней школы.2

Разные авторы делают упор на разные аспекты, и это расширит кругозор. Обязательно решай задания олимпиад прошлых лет. Их можно найти на сайте Всероссийской олимпиады школьников, на образовательных платформах или в сборниках.4

Попробуй сначала решить задания школьного и муниципального этапов прошлых лет, засекая время, а затем проверяй по ответам. Так ты поймёшь формат вопросов и уровень сложности. Если какие-то темы даются тяжело (например, радиационная безопасность или правила использования противогаза) – составь план повторения: сегодня читаю теорию, завтра отвечаю на вопросы, послезавтра прорешиваю тест.

Параллельно начни практические тренировки. В 7–8 классе тебе уже по силам научиться базовой первой помощи: попроси учителя ОБЖ или школьного медика показать, как делается искусственное дыхание и непрямой массаж сердца (на специальном манекене), как накладывать жгут, бинтовать рану. Можно вступить в школьный кружок первой помощи или команду «Юный спасатель», если такая есть.

Начни заниматься физической подготовкой: бег, турник, общая выносливость — всё это пригодится. Обрати внимание на темы ориентирования: научись пользоваться компасом, читать простейшие карты. Это можно сделать и в рамках туристического кружка, и самостоятельно во дворе с другом. Чем больше у тебя будет практических умений к 9 классу, тем легче будет на региональном этапе, где вас уже попросят продемонстрировать спасательные навыки.

Как могут помочь родители

Подростку в этом возрасте важно чувствовать вашу поддержку, но и определённую самостоятельность. Помогите составить режим подготовки, но не контролируйте каждый шаг излишне.

Ваша задача – обеспечить ресурсами: купите или возьмите в библиотеке дополнительные книги по ОБЖ, найдите курсы первой помощи (некоторые из них проводят бесплатно волонтёры Красного Креста или спасатели МЧС для подростков), рассмотрите возможность записать сына или дочь в секцию туризма, стрельбы или единоборств (для общей физической формы и дисциплины).

Интересуйтесь успехами: спросите, какие темы уже пройдены, предложите вместе решить задачку-практикум (например, «что делать, если почувствовал запах газа?» – пусть ребёнок расскажет план действий, а вы поправите нюансы). Покажите, что вы цените получаемые им знания: например, доверьте подростку проверить домашнюю аптечку или составить план эвакуации из квартиры – применяя знания, он почувствует свою ответственность и значимость.

2.3. Старшие классы: путь к высокому результату

Для 10–11-классников олимпиада ОБЖ приобретает стратегическое значение, ведь победа в заключительном этапе даёт право поступления в вуз без экзаменов или существенные бонусы. На этом уровне от участника ждут глубокого знания теории, отличной практической подготовки и высокой ответственности.

Программа ОБЖ в старшей школе включает сложные разделы: основы военной службы (устройство и уставы Вооружённых Сил, сборка-разборка оружия, средства защиты от оружия массового поражения), комплекс мероприятий гражданской обороны, тактика поведения при серьезных техногенных авариях, расширенный курс медицины катастроф. Поэтому готовиться нужно особенно тщательно.

Что делать ученику

Повтори всё, что изучал в предыдущие годы, и восполни пробелы. Используй продвинутые пособия, соответствующие ФГОС старшей школы, например учебник С.В. Кима для 10–11 классов, а также специализированные издания по военной подготовке.2 Задай себе план: каждый месяц я охватываю определённый блок.

Например, сентябрь – повторение первой помощи и медицинских знаний, октябрь – гражданская оборона и ЧС, ноябрь – военное дело (звания, техника, обязанности солдата, сборка оружия) и т.д. Такой тематический график поможет ничего не упустить. Параллельно решай теоретические тесты и задания с развернутым ответом.

Обрати внимание: на высоких этапах олимпиады теория включает не только тест на знание знаков и правил, но и открытые вопросы, где нужно подробно описать свои действия или обосновать решение.2 Научись излагать мысли письменно ясно и структурировано — это важно для теоретического тура.

Что касается практики, то у старшеклассников она наиболее многообразна. Тебе нужно уметь: оказывать медпомощь (в том числе реанимацию), ориентироваться на местности, тушить огонь, подавать сигналы бедствия, использовать средства защиты (противогаз, костюм Л-1), собирать и разбирать автомат за ограниченное время и т.д.2

Составь расписание практических тренировок. Например, раз в неделю обязательно отрабатывай первую помощь на тренажёре (если нет возможности в школе — найди курсы или кружок при местном центре медицины катастроф), раз в две недели посещай тир или учебный сбор, где разрешат потренироваться в сборке макета автомата.

Найди возможность потренироваться с огнетушителем (некоторые школы МЧС или пожарные части проводят такие занятия для старшеклассников). Если таких возможностей нет, выучи матчасть досконально: посети сайт МЧС, где есть видеоинструкции и памятки, просмотри обучающие ролики на YouTube от спасателей и военных — они помогут хотя бы визуально отработать навыки.4

И, конечно, поддерживай хорошую физическую форму. На всех очных этапах олимпиады задания выполняются в полевых условиях, часто на свежем воздухе и на время.1 Быть выносливым, сильным и спокойным под нагрузкой — не меньшее достоинство, чем знать формулы и правила.

Как могут помочь родители

В выпускных классах ваша поддержка должна быть максимально деликатной. Признавайте самостоятельность вашего сына или дочери, но будьте рядом, когда нужна помощь. Возможно, потребуются финансовые затраты: на оплату профильных курсов, покупку учебных материалов, поездки на сборы или в другой город на этап олимпиады.

Постарайтесь обеспечить это, рассматривая как вложение в будущее. Обсудите план «Б»: какие вузы и специальности интересуют вашего ребёнка, помимо олимпиады, – это снизит нервозность, ведь будет уверенность, что варианты есть в любом случае.

Безопасность прежде всего: если подросток тренируется в лесу ориентированию или эксперименты ставит (например, учится фильтровать воду или разжигать костёр), убедитесь, что это проходит под надзором наставника или в безопасной обстановке. Доверяйте своему уже почти взрослому ребёнку, гордитесь его целеустремлённостью и давайте понять, что для вас важны любые его усилия, а не только победа.

Часть 3. Подготовка к теоретическому этапу

Теоретический тур олимпиады ОБЖ проверяет объем и глубину знаний. Это и тестовые задания, требующие выбрать правильный вариант, и развернутые ответы на практические ситуации. Как же эффективно выучить такой объем информации?

3.1. Изучи программу и требования

Сначала познакомься с официальной программой олимпиады или перечнем тем. Обычно он включает разделы: основы безопасности (быт, дорога, природа), здоровье и первая помощь, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, правовые основы безопасности, военная служба (для старших). Убедись, что понимаешь, какие аспекты входят в каждый раздел.

Например, «безопасность в быту» подразумевает знания об электробезопасности, газовом оборудовании, бытовой химии, «здоровый образ жизни» – о режиме дня, гигиене, профилактике вредных привычек, и так далее. Ищи программу на сайте организаторов олимпиады или в методичках для учителей.

3.2. Учебники – твоя база

Прочти школьные учебники по ОБЖ за все годы, которые охватывает твой уровень. Не пропускай темы, даже если они кажутся легкими. Конспектируй ключевое: выписывай алгоритмы действий, перечни признаков, определения.

Например, составь таблицу видов огнетушителей и при каких пожарах их применять, или список сигналов гражданской обороны и их значения. Заведи отдельную тетрадь или файл для таких заметок и пополняй его в ходе подготовки.2 Эта «энциклопедия» очень выручит при повторении перед самим турниром.

3.3. Используй официальные источники

Многие вопросы теории берутся из документов министерств и ведомств.2 Например, приказов МЧС по гражданской обороне, наставлений Минздрава по первой помощи, правил дорожного движения (ГИБДД), основ законодательства о воинской обязанности. Не ограничивайся учебником, заглядывай в первоисточники.

Полезные ресурсы: сайт МЧС России (множество памяток и правил поведения), портал «Культура безопасности» МЧС (обучающий сайт по первой помощи), сайт Минобороны (сведения о вооружении, армейских званиях, родах войск), сайт Минздрава (рекомендации по медицинским вопросам), МВД (правила поведения при угрозе терроризма, например).2 4 Эти данные не только расширят твои знания, но и гарантированно будут актуальными и достоверными.2

3.4. Применяй логику и практический смысл

Запоминая материал, старайся понимать, а не зубрить. Представляй себе ситуацию: вот произошёл пожар, как будут развиваться события, кто что должен сделать, каковы причинно-следственные связи? Такой мысленный «проигрыш» сценариев поможет лучше усвоить последовательности действий.2

Если сталкиваешься с трудным вопросом на олимпиаде и не знаешь точный ответ, всё равно пиши логичные рассуждения, опираясь на здравый смысл – зачастую эксперты засчитывают частичные баллы, если ход мыслей верный.2 Не оставляй ответы пустыми.

3.5. Тренируй память с помощью визуализации

В ОБЖ много знаковой информации: пиктограммы, эмблемы, знаки безопасности. Выучи их все. Сделай карточки: на одной стороне знак (например, «Эвакуационный выход» или знак радиационной опасности), на другой – его название и смысл.

Регулярно пролистывай эти карточки или интерактивные флеш-карты в приложении.2 Также полезно повесить дома плакаты или схемы – например, алгоритм сердечно-легочной реанимации – и периодически на них смотреть. Чем чаще ты видишь и повторяешь, тем прочнее знания.

3.6. Решай задания прошлых лет

Об этом уже упоминалось, но повторим: ничего так не готовит к теоретическому туру, как практика на реальных задачах. Архив заданий ВсОШ по ОБЖ доступен с 2009 года, там же можно найти решения и разборы от методистов.5

Решая задачи, имитируй экзамен: тихое место, таймер, никакой помощи. Затем проверяй ответы и разбирай ошибки: выписывай их в свой конспект, чтобы повторить проблемную тему. Особенно обрати внимание на развёрнутые задания: их нужно научиться писать грамотно.

Потренируйся формулировать письменные ответы на типичные вопросы: «твои действия, если…», «объясни, почему…». Дай почитать свои ответы учителю или наставнику – пусть оценят полноту и логику изложения.

Часть 4. Подготовка к практическому этапу

Практический тур отличает олимпиаду ОБЖ от многих других предметных олимпиад: здесь мало знать теорию, нужно показать свои навыки в действии. Обычно практические испытания моделируют реальную обстановку: организаторы создают учебный «полигон» с разными точками (этапами), и участники поочерёдно выполняют задачи.1 Ниже приведены основные направления практических умений и советы, как их развить.

Пример тренировки практических навыков: школьники учатся надевать боёвку пожарного под контролем наставника.2 Регулярные занятия с реальным оборудованием повышают уверенность в своих силах.

4.1. Оказание первой помощи

Практически всегда одним из заданий бывает помочь «пострадавшему» при имитированном ЧП.2 Это может быть манекен, которому нужно сделать сердечно-легочную реанимацию, или «раненый» товарищ, которому требуется наложить повязку, шину, жгут. Чтобы подготовиться, тренируйся на специальных курсах или в школьном кружке.

Если курсов нет, попроси учителя ОБЖ провести серию практических занятий после уроков: пусть ребята по очереди отработают перевязку головы, иммобилизацию перелома, перенос пострадавшего. Важна последовательность действий – запомни алгоритмы (например, при ожоге: прекратить действие поражающего фактора, охладить, наложить стерильную повязку…).

Выучи их наизусть, а потом повторяй в действии, чтобы довести до автоматизма.2 Полезно смотреть обучающие видео: многие медицинские организации выкладывают ролики по первой помощи. Но одного просмотра мало – нужно пробовать самому.

Родители могут помочь: дайте сыну/дочери потренироваться на себе (в разумных пределах) – пусть наложит вам повязку, сделает перевязку колена и т.п. Обратите внимание также на правильность выполнения реанимации: приобретите тренировочный манекен-манжету или узнайте, есть ли он в школе/поликлинике, и отработайте на нём надавливания и вдохи.

4.2. Ориентирование и выживание на местности

Часто олимпиада ОБЖ включает задания на знание основ туризма: умение читать карту, пользоваться компасом, определять стороны света, разбивать палатку, разжигать костёр, подавать сигналы бедствия и др.2 Если у тебя есть туристический кружок – активно участвуй в его выходах на природу.

Если нет, можно самостоятельно научиться базовым вещам: попроси родителей съездить с тобой в выходной в лесопарк, где ты попробуешь сориентироваться по компасу и карте, поискать условные контрольные точки. Выучи международные сигналы бедствия (например, сигнал СОС или способы подавать знаки спасателям). Теоретически разберись, как собрать походный рюкзак, какие действия предпринимать, если заблудился.

На практике хотя бы раз переночуй в палатке, если будет возможность: прочувствуешь, что это такое – это не обязательно для олимпиады, но для общего опыта полезно. Кроме того, изучи, как использовать верёвки и узлы – навыки вязания узлов могут пригодиться при транспортировке пострадавшего или наведении переправы.

4.3. Действия при пожарах и чрезвычайных ситуациях

Олимпиадников могут попросить потушить небольшой очаг огня (например, поджечь металлический тазик с топливом, а тебе надо погасить огнетушителем) или, скажем, показать умение быстро надеть противогаз и защитный костюм.2 Как подготовиться? Конечно, самостоятельно огонь дома лучше не разводить – тут нужны специально оборудованные места.

Поэтому постарайся попасть на учебные тренировки: иногда МЧС проводит для школьников «Дни безопасности», пожарные части устраивают показательные занятия. Не стесняйся попросить: «Можно я попробую воспользоваться огнетушителем?». Поверь, многие спасатели охотно откликнутся – ведь их цель как раз обучить подрастающее поколение.

Если такой возможности нет, тщательно изучи инструкцию: знать устройство огнетушителей, типы и принцип работы надо назубок. По противогазам – узнай, есть ли в школе или у военрука учебные противогазы (ГП-5, ГП-7) нужного размера, потренируйся надевать на время.

Это же касается и защитного костюма (Л-1): часто на региональном этапе есть эстафета по надеванию боевой одежды пожарного или ОЗК на время. Тут поможет только тренировка: договорись с одноклассниками и учителем и тренируйтесь после уроков – кто быстрее и правильно застегнёт все ремни и пуговицы на костюме. Такие занятия не только улучшают навык, но и сплачивают команду, что немаловажно для моральной поддержки.

4.4. Военная подготовка и сборка оружия

Для старших категорий почти гарантировано задание по основам военной службы. Как минимум, это сборка-разборка автомата Калашникова за определённое время.2 Если ты в кадетском классе или состоял в военно-патриотическом клубе, у тебя наверняка уже есть этот навык. Если нет – попробуй его получить.

Обратись в районный военкомат или ДОСААФ: бывают курсы или «уроки мужества», где дают подержать в руках учебный макет автомата. Даже если не дадут реальные упражнения, посмотри видео, где подробно показано, как разобрать автомат, назубок выучи порядок и названия деталей.

На олимпиаде могут и не потребовать физически выполнять сборку, но спросить теоретически – а это ты точно должен знать. Кроме оружия, выучи основные воинские звания, роды войск, правила поведения солдата — это тоже входит в программу.4

4.5. Общее правило – практика, практика и ещё раз практика

Невозможно научиться собирать автомат или накладывать шину, просто читая об этом.2 Каждое умение отрабатывай руками. Если нет специального оборудования, импровизируй: например, для тренировки наложения шин используй доски и бинты дома, чтобы понять, как фиксировать конечность. Научись вязать узлы на обычной верёвке.

Делай небольшие физические упражнения на время, имитируя стрессовые ситуации (например, 20 отжиманий и тут же, запыхавшись, пытаться вдеть нить в иголку – это тренирует работу в условиях учащенного пульса, похожего на стресс). Такие мелочи разнообразят подготовку и сделают тебя готовым к неожиданностям.

4.6. Соблюдай технику безопасности при тренировках!

Иронично было бы получить травму, готовясь к олимпиаде по безопасности. Поэтому все практические упражнения проводи под надзором наставника или взрослых. Родителям стоит убедиться, что тренировки проходят в безопасной среде.

Не пользуйся настоящим огнем или химикатами без контроля, не экспериментируй с потенциально опасными вещами в одиночку. Помни: твоя цель — научиться предотвращать ЧС, а не создавать их.

Часть 5. Проектная и исследовательская работа по ОБЖ

Некоторые олимпиады и конкурсы по ОБЖ, особенно проводимые вузами или ведомствами, включают в себя выполнение проекта или исследовательской работы. Например, вузовский конкурс может потребовать от участника подготовить научно-практическую работу на тему безопасности (это может быть исследование, эксперимент или социальный проект).

Если в положении олимпиады, в которой ты участвуешь, указано требование представить проект, вот советы, как к этому подойти:

  1. Выбери актуальную и интересную тему. Определи, что тебе самому близко в ОБЖ. Может, тебя волнует проблема безопасности в интернете, или экологическая безопасность, или ты живёшь в сейсмоопасном районе и тема землетрясений актуальна. Проект должен «гореть» для тебя, тогда и работать над ним будет легче.

Примеры тем: «Разработка плана эвакуации школы и тренировка учащихся», «Исследование эффективности разных типов масок в условиях загрязнённого воздуха», «Создание мобильного приложения для проверки знаний по первой помощи», «Влияние энергетиков на организм подростка (эксперимент)» и т.д. Выбери конкретный вопрос, который реально раскрыть силами школьника.

  1. Составь план и гипотезу. Любая исследовательская работа начинается с цели и гипотезы. Сформулируй: что ты хочешь узнать или добиться своим проектом. Например: «Цель – выяснить, сколько времени занимает полная эвакуация школы №Х и какие факторы влияют на скорость. Гипотеза – если проводить регулярные тренировки эвакуации, то время эвакуации сократится на 20%».

Или: «Цель – создать действующий макет простейшей системы пожаротушения для дома из подручных материалов». Чётко пропиши задачи: что именно ты будешь делать (собрать данные, провести опрос, изготовить модель, протестировать и т.д.).

  1. Консультируйся с наставником. Идеально, если у тебя будет научный руководитель – учитель ОБЖ, физики, химии или любой компетентный взрослый, кто разбирается в теме. Показывай ему свой план, промежуточные результаты. Во многих конкурсах есть требования по оформлению – наставник подскажет, как лучше представить работу.

Если такого человека нет рядом, можно найти консультанта онлайн: студенты профильных вузов или специалисты иногда помогают школьникам в рамках каких-нибудь программ. Родители также могут помочь найти контакты или сами выступить в роли куратора, если разбираются в теме.

  1. Практическая ценность. Проекты по ОБЖ особенно ценятся, когда от них есть реальная польза. Постарайся, чтобы твоя работа не была оторвана от жизни. Сделал исследование – предложи рекомендации. Например: «По итогам анализа предлагаю изменить план эвакуации, повесить дополнительные указатели, провести разъяснительную работу среди учеников».

Реализовал что-то – попробуй испытать. Сделал макет системы пожаротушения – сними видео, как она срабатывает на небольшом огне (опять же соблюдая осторожность!). Если писал о медицинской тематике – может, по итогам стоит выпустить памятку для сверстников. Покажи, что твоя работа – не ради галочки, а действительно может улучшить безопасность окружающих.

  1. Правильно оформи работу. Ознакомься с критериями: как сдаётся проект (текст отчёта, презентация, видео, стендовый доклад?). Соблюди структуру: введение (актуальность, цель, задачи, гипотеза), основная часть (методы, ход работы, результаты), заключение (выводы, рекомендации, перспективы).

Не забудь про список источников, если используешь литературу или интернет-ресурсы. Хорошие источники для работы – статистика МЧС и МВД, научные статьи (можно искать через eLibrary, Google Scholar), официальные отчёты. Цитируй корректно, не допускай плагиата.

  1. Подготовься к защите. Если предполагается очная защита проекта, потренируй речь. Уложись в отведенное время (обычно 5–7 минут), говори уверенно, не читай с листа. Сделай наглядную презентацию: слайд с ключевыми положениями, диаграммы, фото процесса эксперимента.

Отрепетируй ответы на возможные вопросы жюри: подумай, какие слабые места могут найти, и как ты их объяснишь. Родители могут послушать твою репетицию и задать пару каверзных вопросов, чтобы подготовить тебя морально.

Выполнение проекта по ОБЖ – это отличная возможность проявить себя творчески и научно. Даже если это не обязательная часть олимпиады, участие в конкурсе проектов или научно-практической конференции украсит твоё портфолио, даст новый опыт и может принести дополнительные награды.

Часть 6. Полезные ресурсы: онлайн-курсы, платформы и наставники

Современные технологии и сообщества предлагают множество возможностей для подготовки к олимпиадам. Ниже – подборка ресурсов и советов, куда можно обратиться за дополнительной помощью и материалами при подготовке к олимпиаде по ОБЖ.

6.1. Образовательные онлайн-платформы

В Интернете есть специализированные курсы и материалы по олимпиадной подготовке. Например, онлайн-школы олимпиадной подготовки (типа «Коалиция» и др.) регулярно проводят бесплатные вебинары по ОБЖ и предлагают платные курсы с тренерами.2 На таких вебинарах можно разобрать сложные темы, задать вопросы, получить мотивацию от преподавателей-энтузиастов.

Платформы вроде Uchi.ru, ЯКласс, Инфоурок имеют интерактивные задания и тесты по ОБЖ – они помогут отточить базовые знания. Ещё один полезный ресурс – сайт Олимпиада.ру: там не только архив заданий, но и статьи, советы, интервью с победителями (как тот материал, где чемпионка Всероса Елена Калинина делится ресурсами подготовки).4 Наконец, портал ЦПМ Москвы содержит видеоразборы задач, в том числе по ОБЖ, – их тоже стоит посмотреть, чтобы понять типичные ошибки.5

6.2. Наставники и кружки

По возможности, занимайся под руководством опытного наставника. В идеале – призёр или победитель прошлых лет, который теперь обучает других. Если в твоём городе есть центр подготовки олимпиадников или сильный преподаватель ОБЖ, постарайся попасть к нему на занятия.

Это может быть как офлайн (GURTOK при дворце творчества, секция при МЧС), так и онлайн (личный ментор через Skype). Наставник поможет выстроить стратегию подготовки, проверять прогресс, делиться лайфхаками. Если индивидуального наставника найти сложно, обрати внимание на школьные кружки: в некоторых школах учителя ОБЖ ведут факультатив для заинтересованных, где разбирают задачи и тренируются практически.

Также присмотрись к движениям «Юнармия» (юнармейцы получают начальную военную подготовку), клубам юных пожарных или спасателей (их часто курируют местные подразделения МЧС). Там ты не только приобретёшь навыки, но и встретишь единомышленников, с которыми готовиться веселее.

6.3. Сообщества и форумы

В наше время легко связаться с ребятами из других регионов, которые тоже готовятся к ОБЖ. Ищи группы в соцсетях (ВКонтакте, Телеграм) посвящённые олимпиаде ОБЖ или ОБЗР. Там участники делятся ссылками на материалы, своими впечатлениями от этапов, отвечают на вопросы новичков.

Можно найти товарища по переписке, с кем будете взаимно мотивировать друг друга. Например, договоритесь раз в неделю устраивать онлайн-викторину: придумывать друг для друга по 5 вопросов из прочитанных тем.

Совместная подготовка – отличная вещь, она не даёт расслабиться. Только остерегайся недостоверной информации: опирайтесь на официальные данные, как мы уже говорили, и не доверяйте сомнительным «лайфхакам», обещающим чудеса без труда.2

6.4. Учебные видео и мультимедиа

Кроме текстов, используй видео, подкасты, приложения. На YouTube есть каналы МЧС России, Красного Креста, многих образовательных проектов — там полно контента: лекции, демонстрации, разборы ЧС. Просмотр познавательных фильмов (например, документальные реконструкции известных катастроф и анализ действий служб) тоже расширяет кругозор.

Есть мобильные игры и приложения по тематике ОБЖ, где в формате квеста нужно, например, выжить на необитаемом острове или правильно действовать при пожаре — они помогают закрепить знания в интерактивной форме. Но помни, что гаджеты не заменят практики: смотреть, как тушат пожар, это одно, а взять огнетушитель – совсем другое.

6.5. Материалы для углубления знаний

Если ты стремишься к призовому месту, тебе понадобятся знания сверх школьной программы. Почитай книги: классический «Атлас добровольного спасателя» В.Г. Бубнова для расширения медицинских знаний, специализированные издания по радиационной и химической безопасности, по выживанию в экстремальных условиях.4 Найти их можно в интернете или в вузовских библиотеках.

Изучай отчёты о реальных ЧС: например, разбор причин и последствий техногенных аварий (Чернобыль, авария на Саяно-Шушенской ГЭС и т.п.) – это помогает понять важность правил. Возможно, стоит почитать и основы военной подготовки: уставы ВС РФ (в выдержках), руководство по стрелковому делу — эти документы есть в открытом доступе.

6.6. Не забывай об общем развитии

Олимпиада по ОБЖ междисциплинарная, она требует знаний:

  1. Биологии (анатомии для первой помощи).
  2. Физики (принципы горения, радиация).
  3. Химии (средства защиты).
  4. Географии (ориентирование, климатические риски).
  5. Истории (примеры войн и катастроф).
  6. Права (законы о чрезвычайном положении).

Поэтому широкий кругозор тебе поможет. Не ограничивай себя только узкими рамками – развивайся разносторонне, и тогда любой неожиданный вопрос не застанет тебя врасплох.

Часть 7. Планирование подготовки и режим занятий

Впереди большой объём работы, и успех во многом зависит от того, как ты распланируешь свою подготовку.

Вот рекомендации по составлению эффективного графика:

  1. Начни заранее. Идеальный вариант – начать подготовку за год до ключевого этапа. Если ты метишь на победу в 11 классе, то уже с 10 класса следует серьёзно заниматься. Но даже если до олимпиады остались считанные месяцы, правильно распределенное время позволит многое успеть. Распиши оставшиеся недели вплоть до даты соревнования: что и когда ты будешь делать.

  2. Чередуй темы и виды активности. Поскольку в ОБЖ множество разных направлений, цикл чередования поможет не перегореть. Например, понедельник – теория (читаешь, конспектируешь), вторник – решение тестов, среда – практическое занятие или физподготовка, четверг – снова теория, пятница – повторение пройденного, суббота – пробное выполнение заданий, воскресенье – отдых или лёгкая активность (например, посмотреть документальный фильм по теме).

Конечно, каждый составит для себя, но ключевое – смена деятельности. После нескольких часов чтения сходи на пробежку или попрактикуйся с верёвками/узлами. Включай в план и расслабление: мозгу нужен отдых, иначе материал не усвоится.

  1. Учитывай этапы олимпиады. Планируя год, помни календарь: школьный этап осенью – значит, к сентябрю ты уже должен повторить базовые вещи за прошлый год. Муниципальный этап зимой – к этому времени углубись в более сложные темы, прорешай достаточное количество задач.

Региональный этап в феврале – январь посвяти усиленным тренировкам, особенно практике, и изучи самые тонкие моменты (например, военную тему для 9 и 10 классов). Финал весной – последние недели отведи на повтор всего пройденного, отработку «контрольных» упражнений и поддержание формы.

Очень полезно за пару недель до важного этапа устроить полноценную имитацию олимпиады: найди подходящий зал или площадку, попроси учителя или родителей помочь и пройди через все типы заданий в режиме реального времени. Это выявит слабые места, которые ещё можно подтянуть.

  1. Веди дневник или трекер занятий. Заведи тетрадь или электронную таблицу, куда каждый день будешь записывать, что сделано: какие темы выучил, сколько задач решил, какие результаты (процент правильных, время на выполнение), что потренировал из практики. Такой дневник дисциплинирует. Кроме того, отмечай своё самочувствие, настроение. Если несколько дней подряд чувствуешь усталость и снижение интереса – это сигнал, что нужен день отдыха или смена подхода. Лучше отдохнуть день, чем перегореть на месяц.

  2. Периодически возвращайся к старому материалу. Эффект «затухания» знаний никто не отменял. То, что учил в начале года, к концу может подзабыться. Поэтому раз в несколько недель делай дни повторения: пролистай конспекты, пробеги глазами учебник, снова реши пару задачек, которые делал ранее. Особенно это касается списков, терминов, дат – их надо освежать.

  3. Гибко корректируй план. Не всегда все идёт точно по расписанию. Возможно, какая-то тема заняла больше времени, или внезапно появился шанс поехать на тренировочные сборы. Не страшно отклониться от плана, если это осознанно. Пересматривай график примерно раз в месяц: что удалось, что нет, сдвинь акценты при необходимости. Главное – не бросай совсем. Даже если где-то отстал от графика, лучше сократить программу, но проработать оставшееся качественно, чем паниковать и метаться.

  4. Баланс учебы, подготовки и отдыха. Не забывай, что кроме олимпиады, есть и обычная учеба, экзамены, да и жизнь за пределами школы. Постарайся встроить подготовку в свою рутину так, чтобы она не шла во вред остальному.

Например, используй каникулы с толком: на осенних каникулах съезди на природу потренироваться, на зимних – почитай про военную историю, на весенних – сходи на стажировку в МЧС (иногда такое практикуется для старшеклассников). Но при этом на каникулах дай себе и передышку. Поддерживай здоровье: сон, питание, физкультура – это необходимые условия. Никакая олимпиада не стоит подорванного здоровья.

Родителям здесь можно посоветовать: контролируйте бережно. Убедитесь, что ребёнок не переутомляется, что у него хватает времени на сон и любимые занятия. Помогите избавить его от лишних дел на период подготовки: возможно, взять на себя какую-то бытовую работу, освободить выходные от непрофильных кружков если нужно. Но не отстраняйте полностью от дел: баланс должен быть, чтобы подросток не чувствовал себя «взаперти» подготовки.

Часть 8. Мотивация и поддержка: заключение для учеников и родителей

Дорогой участник олимпиады по ОБЖ, помни: ты делаешь большое дело. Подготовка к этой олимпиаде — это не только шанс выиграть диплом и поступить в вуз, но и реальная тренировка навыков, которые однажды могут спасти чью-то жизнь – а возможно, и твою собственную. К каждой теме подходи с интересом: представляй, как в будущем сможешь правильно действовать в сложной ситуации благодаря тому, что выучил сейчас.

Даже если иногда будет трудно или лениво, вспоминай, зачем тебе это нужно. Не ради грамоты – ради знаний и силы характера. Каждый час, проведённый с учебником или на тренировочной полосе, делает тебя более уверенным, собранным и готовым ко всему.

Уважаемые родители, ваша роль не менее важна. Ребёнок, увлечённый такой социально значимой целью, заслуживает всяческой поддержки. Хвалите за прогресс, даже небольшой. Замечайте новые умения: может, ваш сын научился аккуратно бинтовать или дочь теперь знает, как пользоваться компасом – скажите, что вы впечатлены.

В моменты усталости приободрите: напомните, какой путь уже пройден, какие перспективы открываются. Главное – дайте понять, что любите и цените его независимо от результата соревнований. Иногда страх не оправдать родительских ожиданий давит сильнее, чем ответственность перед собой. Снимите этот груз: скажите, что гордитесь тем, как он/она старательно готовится, и уже считаете его победителем, потому что он растёт над собой.

Вместе – ученик и семья – вы достигнете большего. Пусть подготовка к олимпиаде станет для вас временем сближения: обсуждайте интересные факты за ужином, выходите вместе на пробежки, играйте в викторины.

Через некоторое время вы обнаружите, что говорите на одном языке безопасности, и это здорово. Независимо от того, будет ли получен диплом на финале или нет, эти знания и навыки останутся с вашим ребёнком на всю жизнь, сделают его ответственным и неравнодушным человеком.

Верь в себя, действуй упорно и смело. Помни слова: «Безопасность начинается с тебя!». Ты уже молодец, что взялся за этот трудный вызов. Желаем удачи на олимпиаде по ОБЖ 2025 года – пусть она принесёт тебе новые достижения, знания и откроет двери в светлое будущее!

Источники:

  1. Всероссийская олимпиада по основам безопасности и защиты Родины. Olimpiada.
  2. Подготовка к олимпиаде по ОБЖ. Онлайн-школа Коалиция.
  3. Главное управление приглашает принять участие во Всероссийской онлайн-олимпиаде «Безопасность начинается с тебя». Главное управление МЧС России по Республике Крым.
  4. 6 полезных ресурсов для подготовки к олимпиадам по ОБЖ. Olimpiada.
  5. Архив заданий, решений и видеоразборов этапов ВсОШ по ОБЖ. Центр педагогического мастерства.

*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*

Оцените статью
Ваша оценка 0 / 5

Комментарии

Комментариев пока нет. :(

Написать комментарий

Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет