Как эффективно подготовиться к олимпиаде по физике

Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Здравствуйте, друзья! Сегодняшняя статья посвящена подготовке к олимпиаде по физике. В статье мы собрали советы по подготовке к разным олимпиадам по физике в 2025 году. Расскажем о самых известных из них, разберемся, сколько времени нужно, чтобы научиться решать олимпиадные задачи, и кто в этом поможет.

Мы расскажем, как сочетать изучение теории и решение задач, развивать логическое мышление, организовать занятия самостоятельно или с наставником, а также какие онлайн-курсы и школы на платформе «Учись Онлайн Ру» могут тебе помочь.

Для удобства мы разделили советы по возрастным группам (7–8 класс, 9 класс и 10–11 класс) и приготовили чек-листы и таблицы, чтобы отслеживать свой прогресс.

Как лучше подготовиться к олимпиаде по физике

Введение

Подготовка к олимпиаде по физике – это увлекательный путь, который приносит не только дипломы и грамоты, но и глубокие знания, новые навыки и уверенность в своих силах. Если ты мечтаешь стать призёром физической олимпиады, эта статья поможет составить эффективный план подготовки.

Помни: любой школьник при правильном подходе способен достичь успеха в олимпиадной физике. Главное – интерес («гореть» своим предметом) и настойчивость. Даже если какая-то задача пока не сдаётся, шаг за шагом ты научишься справляться с самыми сложными головоломками. Вперёд – к новым знаниям и победам!

Подборка курсов Онлайн-курсы по подготовке к олимпиадам по физике с 7 по 11 класс в 2025 году
Посмотреть подборку

Часть 1. Общий подход к подготовке к олимпиадам по физике

Универсальный рецепт успеха в олимпиадной физике включает в себя три ключевых компонента: теория, практика и логика. Независимо от того, в каком ты классе – 7-м или 11-м – общие принципы подготовки остаются похожими.

Ниже перечислены базовые шаги, с которых стоит начать:

  1. Составь план занятий. Регулярность важнее интенсивности. Лучше заниматься понемногу каждый день, чем пытаться выучить всё за неделю до олимпиады. Например, распредели темы по неделям, выдели время на повторение и решение задач. Учитывай свой ритм жизни – уроки, секции, отдых – и впиши подготовку в расписание.

  2. Изучи необходимую теорию. Убедись, что ты хорошо понимаешь школьную программу по физике своего и предыдущих классов. Олимпиадные задачи часто выходят за её рамки, поэтому придётся изучать дополнительный материал: например, если в школе ещё не проходили оптику или термодинамику, познакомься с этими разделами самостоятельно.

  3. Решай задачи разного уровня. Начни с относительно простых задач, постепенно переходя к более сложным, олимпиадным. Очень важно наработать опыт – решать задачи регулярно, оттачивая навыки. Старайся не просто получить ответ, но и разобраться, как пришёл к нему. Если задача не получается, разбери решение и отметь, какой идеи тебе не хватило.

  4. Развивай логическое и аналитическое мышление. Учись рассуждать шаг за шагом, выстраивать цепочку рассуждений. Полезно решать логические головоломки, математические задачи, которые тренируют мозг. В физических задачах делай рисунки, графики, выписывай дано – это помогает структурировать мыслительный процесс.

  5. Следи за прогрессом и работай над ошибками. Веди дневник или таблицу успехов: какие темы пройдены, сколько задач решено, где ещё есть трудности. После каждой тренировочной задачи или олимпиады анализируй ошибки: почему появилась ошибка, чего не учёл, как избежать её впредь.

  6. Поддерживай баланс нагрузки и отдыха. Интенсивные умственные занятия требуют восстановления. Соблюдай режим сна и питания, гуляй на свежем воздухе, делай разминку для спины и шеи.1 Это поможет сохранить отличное самочувствие и высокую работоспособность даже при больших нагрузках.1 Не пренебрегай хобби и общением – они снимают стресс.

Следуя этому общему плану, со временем выработается твой собственный стиль подготовки. Кто-то предпочитает по утрам читать новую тему, а вечером решать задачи, кому-то легче наоборот. Экспериментируй и находи подходящий ритм. Главное – систематичность: маленькие шаги каждый день дадут больший результат, чем рывки «на последнем дыхании» перед самим соревнованием.

Часть 2. Варианты подготовки: самостоятельно, с репетитором или на курсах

Готовиться к олимпиаде можно по-разному. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы – выбери тот, который подходит именно тебе (возможно, это будет комбинация нескольких).

Рассмотрим основные варианты:

2.1. Самостоятельно

Это сложный, но вполне реалистичный путь. Все необходимые учебники, сборники задач и материалы можно найти в интернете или библиотеке – от тебя требуются только время и самодисциплина. Самоподготовка эффективна, если ты мотивирован и умеешь регулярно заниматься без внешнего контроля.

Придётся самому разбираться в новых темах, искать ответы на вопросы, проверять решения по ответам или разбору. Зато ты будешь полностью управлять своим расписанием и темпом обучения. Учти, что без помощи наставника можно пропустить какие-то нюансы или «зацикливаться» на привычных типах задач, поэтому при самостоятельной подготовке особенно важно участвовать в пробных олимпиадах или форумах, чтобы получать обратную связь.

2.2. С репетитором (наставником) онлайн

Индивидуальные занятия с опытным преподавателем – один из самых эффективных способов подготовки. Онлайн-уроки с репетитором ничуть не менее продуктивны, чем очные встречи, а стоят при этом в разы дешевле. Наставник оценит твой текущий уровень знаний, составит персональный план обучения и порекомендует подходящую литературу.

На занятиях ты сможешь полноценно общаться через видеосвязь: задавать вопросы, просить объяснить непонятные моменты. Хороший преподаватель научит решать нестандартные задачи и правильно оформлять решения, будет контролировать твой прогресс и мотивацию. Минус такого подхода – финансовая стоимость (индивидуальные уроки обычно дороже курсов) и необходимость подстраиваться под расписание занятий с репетитором.

2.3. Онлайн-курсы

Групповые или самостоятельные онлайн-курсы по олимпиадной физике – удобный и эффективный вариант подготовки. Тебе не нужно подстраиваться под график учителя: можно смотреть уроки в записи в любое время или посещать вебинары онлайн. Курсы обычно созданы лучшими педагогами – авторами олимпиадных задач или преподавателями вузов – поэтому на занятиях объясняют именно то, что нужно для олимпиад.

Разбирается материал, выходящий за рамки школьной программы, показываются задачи прошлых лет, даются разборы решений. Часто на платформе курса доступны дополнительные материалы: конспекты, методички, тесты и тренажёры для самопроверки. В хорошей онлайн-школе тебе ответят на любой вопрос – либо прямо преподаватель на вебинаре, либо куратор в чате.

Многие курсы позволяют задавать вопросы под уроками и получать разбор домашних заданий. Из недостатков – групповое обучение менее персонализировано, чем занятия один-на-один, и тоже требует самодисциплины (нужно не бросить курс на середине и регулярно смотреть уроки). Но для мотивированного ученика онлайн-курсы – оптимальное решение, сочетающее структуру и гибкость.

Ниже мы свели основные особенности этих трёх подходов, чтобы тебе было легче сравнить:

Самостоятельно

Плюсы:

  1. Бесплатно.
  2. Гибкий график занятий.
  3. Темп зависит только от тебя.
  4. Формируется навык самоуправления.

Минусы:

  1. Требуются высокая мотивация и дисциплина.
  2. Некому сразу объяснить трудные темы.
  3. Риск пропустить важные детали или делать ошибки, которые некому исправить.

С репетитором

Плюсы:

  1. Индивидуальный подход.
  2. Разбор твоих ошибок.
  3. Можно глубоко проработать сложные места.
  4. Живая коммуникация и поддержка.

Минусы:

  1. Платно.
  2. Привязанность к расписанию уроков.
  3. Выбор хорошего наставника требует времени.
  4. Возможна высокая нагрузка (домашние задания от наставника).

Онлайн-курсы

Плюсы:

  1. Структурированная программа.
  2. Материалы и задания уже подобраны.
  3. Общение с преподавателями и единомышленниками.
  4. Записи уроков доступны всегда; баланс цены и качества.

Минусы:

  1. Платно (но часто дешевле репетитора).
  2. Меньше личного внимания к каждому ученику.
  3. Нужен самоконтроль, чтобы регулярно проходить курс и не отставать.

Какой бы способ ты ни выбрал, важно заниматься систематически. Можно сочетать варианты: например, пройти базовый курс для 7–9 классов, а в темах, которые даются тяжело, брать разовые консультации с репетитором. Или сначала попробовать учиться сам, а ближе к олимпиаде подключиться к интенсивному онлайн-курсу, чтобы структурировать знания и потренироваться на новых задачах.

Также не забывай участвовать в тренировочных соревнованиях: многие онлайн-школы и сайты проводят пробные олимпиады или тесты высокого уровня сложности – это отличный способ проверить свои силы.

Часть 3. Изучение теории: фундамент успеха

Теория – это фундамент, на котором строится решение любой задачи. Без прочного теоретического базиса далеко не уедешь: на олимпиадах проверяют глубокое понимание физических законов, умение применять их в необычных ситуациях. Поэтому первый этап подготовки – выучить и понять необходимую теорию.

С чего начать? Убедись, что хорошо усвоен материал школьной программы за предыдущие годы. Юным олимпиадникам иногда не хватает знаний просто потому, что они ещё не дошли до нужной темы в школе. Например, в 7–8 классе в школе только вводный курс физики, а в олимпиадных задачах уже могут встретиться элементы механики или основы электростатики. Значит, надо изучить эти темы самостоятельно.

Как изучать теорию эффективно:

  1. Используй разнообразные источники. Не ограничивайся одним учебником. Найди несколько книг или видеоуроков по теме, которая тебе нужна. Порой разное изложение помогает понять сложный вопрос. Существуют специальные пособия для подготовки к олимпиадам – они содержат теорию и задачи повышенной сложности.

Например, можно обратить внимание на сборники задач под редакцией М. Ю. Замятнина или книги серии «Задачи по физике и методы их решения» – в них после каждой темы обычно даются объяснения ключевых моментов.2 Если тяжело читать академичный текст, посмотри научно-популярные книги или ролики: иногда хорошее популярное объяснение пробуждает интерес, а уже затем легче вникнуть в формулы.

  1. Делай конспекты и опорные схемы. Просто прочитать параграф – недостаточно. Возьми тетрадь для олимпиадной подготовки и выпиши туда основные формулы, принципы, сделай рисунки к задачам. Можно составить таблицы по темам: например, по механике – перечень формул кинематики, динамики, законов сохранения. Выписывай не только сами формулы, но и ограничения, когда они применимы, типичные ситуации. Такой «банк знаний» пригодится тебе перед соревнованиями для быстрого повторения.

  2. Понимай, а не зубри. Каждая формула в физике – отражение реального явления. Старайся понять вывод формулы, её физический смысл. Если не понимаешь, откуда взялось уравнение, возвращайся к выводу, ищи разъяснения. Запоминать бессмысленно то, что не понял: на олимпиаде задача скорее всего проверит, насколько ты умеешь применять знание, а не просто помнишь текст.

Хороший признак понимания – если ты можешь объяснить понятие своими словами или даже кому-то другому (например, однокласснику или родителям). Попробуй дома рассказать вслух «теорию» по теме, как будто сам ведёшь урок: такие объяснения здорово структурируют знания в голове.

  1. Выйди за рамки программы. В олимпиадных задачах часто встречаются темы, которые в школе проходят позже или вовсе не проходят. Не пугайся незнакомых слов – наоборот, восприми их как новые горизонты. Например, семикласснику будет полезно забежать чуть вперёд и узнать про законы Ньютона, даже если в школе их подробно разбирают только в 9 классе.

А девятикласснику, стремящемуся к победе, уже нужно представлять, что такое термодинамика или законы электромагнитной индукции, хотя эти разделы обычно изучаются в 10–11 классах. Составь список таких тем «для изучения дополнительно» – и постепенно проходи их. Здесь снова помогут олимпиадные учебники или онлайн-курсы, где понятным языком объясняют материал, не входящий в школьную программу.

Не пытайся охватить всю физику сразу – двигайся от простого к сложному. Закрепляя теорию на практике, (о чём дальше пойдёт речь), возвращайся к конспектам и уточняй понимание. Постепенно твои знания станут глубокими и связанными между собой, и ни одна задача не напугает неожиданным термином.

Часть 4. Решение задач: стратегия и практика

Решение задач – центральная часть подготовки. Именно умение применять теорию на практике отличает олимпиадника от просто отличника по физике.

Вот несколько советов, которые помогут тебе эффективно решать задачи и постоянно улучшать результат:

  1. Начни с базовых задач. Прежде чем бросаться на самые трудные олимпийские задачи, убедись, что уверенно решаешь задачи базового и повышенного уровня из школьных учебников. Это фундамент: если ты путаешься в простых расчётах или не умеешь находить силы на элементарных схемах, в сложной задаче тем более запутаешься.

Поэтому сначала пройди учебные сборники, задачи из ГИА/ОГЭ (для 9 класса) или ЕГЭ (для 11 класса) по темам – они дадут необходимый минимум навыков. Затем переходи к задачам олимпиадного уровня: можно начать с муниципального этапа олимпиад прошлых лет, с задач устных турниров, турниров юных физиков – там встречаются более простые, но нестандартные вопросы.

  1. Решай задачи регулярно. Навык решения развивается только практикой. Каждый день решай хотя бы одну задачу, а в идеале 3-4 задачи. Можно устраивать себе тематические сессии – например, неделю решать задачи только по механике, следующую неделю – по электричеству. Так ты погрузишься в тему и отработаешь все типовые приемы.

А можно чередовать, чтобы не надоедало. Но длительных перерывов лучше не делать: регулярность гораздо важнее, чем порой думают. Если чувствуешь усталость – разбери старые задачи или выполни простые тренировки, но не прекращай совсем.

  1. Подходи к задаче системно. Получив условие задачи, не торопись сразу писать формулы. Выполни такие шаги: внимательно прочитай условие (лучше дважды), выпиши известные величины и что требуется найти; нарисуй схему или рисунок ситуации; попытайся качественно представить, как ведут себя объекты (например: «тело скользит по наклонной плоскости, значит на него действуют силы... будет ускорение вниз...»). Только после этого приступай к математическому решению.

Такой алгоритм предохраняет от многих ошибок: неправильно понятых условий или пропущенных сил/факторов. И никогда не стесняйся делать рисунки и графики – визуализация очень помогает в физике. Многие задачи проще решить графически, и вообще умение строить графики – необходимый навык олимпиадника.

  1. Ищи разные пути решения. Одну и ту же задачу можно решить несколькими способами. Попробуй после того, как нашёл ответ, подумать: а нет ли иного подхода? Может, можно решить через закон сохранения энергии вместо уравнений движения, или геометрически? Ценно уметь видеть задачу с разных сторон. Иногда олимпиадные жюри даже дают дополнительные баллы тем, кто предложил нестандартное решение. Развивай в себе гибкость: если один метод не сработал, попробуй другой.

  2. Анализируй свои решения. После того, как задача решена (или не решена), обязательно разбери её вдоль и поперёк. Если у тебя получилось решить самостоятельно, проверь себя: получился ли ответ, совпадает ли с официальным решением, нет ли в твоём решении логических дыр или места, где ты применил интуицию вместо строгого рассуждения.

Потренируйся записывать решение очень подробно, как будто показываешь учителю – это пригодится на очном туре, где важна грамотность оформления решения. Если задачу решить не удалось и ты подсмотрел разбор – не огорчайся, а извлеки пользу. Выясни, в какой момент ты зашёл не туда: не хватило знания формулы, или не заметил подсказку в условии? Сделай выводы. Возможно, стоит повторить соответствующую тему теории или подобные задачи.

  1. Решай задачи прошлых олимпиад. Лучший тренажёр – это реальные задания олимпиад прошлых лет. Достань сборники задач регионального и финального этапов Всероссийской олимпиады, популярных олимпиад вроде «Физтех», «Ломоносов» и др. (даже если не планируешь в них участвовать, задачи там отличные).

Попробуй решать их в условиях, близких к боевым: отведи на задачу ограниченное время, не подглядывай формулы, решай на черновике, потом переписывай начисто. Это поможет почувствовать формат, научиться распределять время между задачами.

Также такие задачи приучают к нестандартности – часто организаторы придумывают хитрые сценарии, проверки на логику. Чем больше разных задач ты увидишь, тем меньше вероятность, что на реальной олимпиаде тебя что-то ошеломит.

Наконец, не забывай обсуждать задачи с другими. Если есть возможность, вступи в кружок или онлайн-сообщество олимпиадников по физике. Совместное разбор решений, споры о том, как понять условие – всё это тоже обучение. Объясняя другу решение, ты и сам поймёшь лучше. А обмен идеями может подсказать новые приёмы. Только важно именно обсуждать, а не бездумно получать готовый ответ.

Решение задач – это своего рода спорт. Первое время может быть тяжело, но постепенно «мышцы» накачиваются. Ты заметишь, что типичные приёмы начинают откладываться в памяти, и на знакомые ситуации ты реагируешь быстрее. Каждая новая трудная задача будет даваться легче предыдущей – это и есть рост мастерства.

Часть 5. Развитие логического мышления и эрудиции

Олимпиадник – это не просто человек, заучивший кучу формул. Это человек, который умеет нестандартно мыслить, видеть скрытые связи, применять знания творчески. Поэтому в подготовке удели время развитию логического и пространственного мышления, а также расширению кругозора в пределах физики и смежных наук.

Что может помочь прокачать мозг для олимпиады по физике:

5.1. Логические задачи и головоломки

Решай не только физические, но и чисто логические задачи, например, на сообразительность: задачи на переливание из сосуда в сосуд, на взвешивания, классические задачки на шахматной доске («про ферзей» или «про коней»), судоку и т.п. Они учат рассуждать в условиях неполной информации, шаг за шагом подбираясь к разгадке.

Физические олимпиады тоже часто требуют не подставить числа в формулу, а догадаться, какой принцип применить. Логические игры (как настольные, так и компьютерные) – тоже полезная разминка для ума. Главное – искать, как решить, а не просто что получится.

5.2. Задачи на смекалку из реальной жизни

Физика вокруг нас – это бесконечный источник вопросов. Почему радуга дугой? Что происходит с кофе, когда дуешь на него? Как забраться на льду, если скользко? Такие вопросы развивают научное мышление. Пробуй объяснять бытовые феномены с точки зрения физики, придумывай эксперименты.

Это не только разогревает интерес, но и тренирует применять знания на практике. Многие олимпиады (особенно для младших классов) любят вопросы на понимание явлений, а не на расчёт – вот тут-то и пригодится твой опыт размышлять о природе вещей.

5.3. Математический аппарат

К логическому мышлению отнесём и математику – язык, на котором говорит физика. Убедись, что твои математические навыки на уровне. Формально на олимпиадах используют математику не выше школьного курса, но практически задачи могут требовать очень уверенного владения алгеброй, тригонометрией, основами анализа.

Потренируйся быстро преобразовывать выражения, вспоминай формулы сокращённого умножения, решение квадратных уравнений, умение работать с логарифмами и степенями. Если видишь, что где-то не чувствуешь себя свободно – подтяни матчасть.

Иногда решение физической задачи стопорится не из-за физики, а из-за того, что ученик не увидел математический приём (например, не догадался разложить синус двойного угла или приблизить нелинейную функцию для оценки). Чем меньше «барьер» между мыслью и формулой, тем быстрее и гибче ты мыслишь.

5.4. Расширение знаний по физике

Олимпиады – это то место, где от тебя могут потребовать знаний, выходящих за рамки школьного курса, но являющихся частью современной науки. Например, основы астрофизики, элементы квантовой физики, простейшие сведения о ядерных реакциях или лазерах. Никто не ожидает от школьника глубоких исследовательских знаний в этих областях, но эрудиция лишней не будет.

Читай книги об открытиях в физике, смотри документальные фильмы про космос, новые технологии. Это не только вдохновляет, но и даёт понимание, зачем вообще нужна физика, как её используют. А иногда в сложной задаче помогает знание какого-то факта или явления, о котором ты где-то читал. По крайней мере, ты будешь чувствовать себя увереннее, когда слышишь слова «кварк» или «электромагнитное поле» – для тебя это уже знакомые понятия, а не тёмный лес.

Развитое логическое мышление позволит тебе ориентироваться в новых ситуациях. На олимпиаде почти всегда есть задача, которая не похожа на всё, что ты решал раньше. Но если мозг натренирован, ты не растеряешься, начнёшь методично перебирать идеи, проверять гипотезы – и скорее всего, найдёшь верную дорожку к решению. К тому же, все эти «побочные» умения делают процесс подготовки интереснее: он перестаёт быть рутиной, превращаясь в исследование и игру разума.

Часть 6. План подготовки и контроль прогресса: чек-лист успеха

Большой объём материала и задач требует чёткого плана, иначе можно растеряться – с чего начать, что учить дальше. Здесь пригодятся чек-листы и таблицы, которые помогут структурировать подготовку. Ниже – несколько идей, как отслеживать свой прогресс и не упустить важное.

6.1. Тематический план

Составь список всех тем по физике, которые тебе нужно покрыть. Разбей их на разделы: Механика, Молекулярная физика и термодинамика, Электродинамика, Оптика, Атомная и ядерная физика, Астрономия (если включается). Под каждым разделом выпиши конкретные темы. Например, для механики: кинематика, динамика, статика, гидростатика, гармонические колебания, гравитация, элементы релятивистской механики (если успеешь).

Отметь, что уже изучено, а что нет. Это можно сделать таблицей:

Это пример – у тебя будут свои разделы и темы. Идея в том, чтобы видеть общую картину: насколько ты продвинулся в каждом разделе, где пробелы. Такой чек-лист полезно пересматривать каждые 2–3 недели и обновлять. Он же покажет, на какие темы надо сделать упор перед олимпиадой.

6.2. Еженедельные цели

В начале каждой недели ставь себе цели: какие темы пройти и сколько задач решить. Например: «На этой неделе повторяю законы термодинамики и решаю 5 задач на изопроцессы». Запиши это в планере или в заметках. В конце недели проверь: всё ли удалось? Невыполненное перенеси на следующую неделю (или скорректируй цель – может, ты переоценил свои возможности по времени).

Постоянное планирование приучит тебя эффективно использовать время и не откладывать на потом. Кстати, не забывай и про отдых планировать: можно назначить себе, скажем, воскресенье без олимпиадных задач, чтобы мозг отдохнул.

  • Совет: воспользуйся методиками тайм-менеджмента. Например, техника «помодоро» (чередовать 25 минут концентрации и 5 минут отдыха) – помогает не выгореть во время длительного учебного дня.1 Или веди дневник успехов: каждый день записывай, что нового узнал и сколько задач решил – это мотивирует продолжать.

6.3. Самопроверка и тренировочные срезы

Включи в свой план контрольные точки. Например, раз в месяц устраивай себе мини-олимпиаду: выбери 3–4 задачи разного типа, засеки время (обычно на олимпиаде даётся 4 часа на 3 задачи, но ты можешь сократить пропорционально) и решай, как на соревновании, без подсказок. Затем честно проверь по решениям и оцени, как бы ты выступил. Это покажет прогресс и выявит слабые места.

Кроме того, за пару недель до важной олимпиады стоит пройти несколько полных вариантов прошлых лет именно в формате реального времени – чтобы потренироваться распределять силы. Отмечай результаты таких самопроверок в своей таблице прогресса или дневнике: например, «пробный тур: решил 2 из 3 задач, не хватило времени на оптику – учесть, на оптику тратить меньше времени или лучше выучить формулы тонкой линзы».

6.4. Контроль теории

Помимо решения задач, устраивай проверку по теории. Это могут быть короткие тесты или опросы: попроси, например, родителей или друга позадавать тебе вопросы по формулам («чему равна сила Архимеда? а первое правило Кирхгофа?»). Или найди онлайн-тесты по физике.

Если на какой-то вопрос не смог ответить сразу – это звоночек, тему надо освежить. Также, когда перечитываешь конспекты, помечай маркером места, которые вызывают затруднение, и возвращайся к ним через некоторое время, пока не убедишься, что теперь всё понятно.

Чек-листы и планы дисциплинируют и придают уверенности. Когда видишь перед собой конкретный список задач на день или отмеченные галочками пройденные темы, ощущаешь прогресс. Это мотивирует продолжать в том же духе. Более того, умение планировать и работать над ошибками – ценный навык само по себе, он пригодится тебе не только в олимпиадной подготовке, но и вообще в обучении.

Часть 7. Особенности подготовки по возрастным категориям

Подход к подготовке должен учитывать твой возраст и уровень знаний. Очевидно, что семиклассник и одиннадцатиклассник находятся в разной ситуации: у них разный багаж знаний и разные цели. Разделим рекомендации по основным категориям:

7.1. 7–8 класс: заложи прочный фундамент

Если ты начинаешь заниматься олимпиадной физикой в 7–8 классе – это замечательно, у тебя впереди много времени, чтобы достичь высот. Но и задачки для самых младших зачастую довольно хитрые: они больше проверяют твою сообразительность и интерес к предмету, чем знание сложных формул.

Что важно именно в 7–8 классе:

Разгорись интересом к физике

В эти годы только начинается изучение физики в школе, и главный упор – на качественное понимание явлений. Смотри вокруг: пытайся объяснить, почему камень падает, а корабль плывёт, почему зимой холодно, а летом жарко. Смотри научные шоу и видео для своего возраста, делай простые опыты дома (только безопасные!).

Это сформирует живой интерес. Олимпиады 7–8 классов часто включают качественные вопросы, где надо объяснить явление или догадаться, что произойдёт в эксперименте – и тут любознательность решает всё.

Освой базовые понятия и навыки

Убедись, что ты хорошо понимаешь основы: единицы измерения, перевод величин (например, км/ч в м/с), построение графиков. Научись аккуратно оформлять решение задачи: выписывать дано, рисовать рисунок, писать формулы и пояснения.

Эксперты отмечают, что умение грамотно оформить решение очень помогает и в старших классах – меньше шансов потерять баллы из-за невнимательности или неясного изложения мысли. Также потренируйся работать с графиками в физике: понимание графиков координаты, скорости, пути, различение прямой и криволинейной зависимости – это всё может встретиться даже в задачах для 7–8 класса.

Учись через игру

В младших классах отличным форматом подготовки будут олимпиадные кружки или онлайн-курсы, где материал подают интересно. Например, в онлайн-школе «Фоксфорд» есть специальные курсы для 7–8 классов, состоящие из серии занимательных вебинаров. Там разбирают темы, которых нет в школьной программе (кинематика, статика, простейшие явления в оптике и электричестве) понятным языком на жизненных примерах.

Преподаватели показывают, как и зачем используются графики, учат оформлять задачи, чтобы не потерять баллы. Такой формат помогает превратить подготовку в увлекательное занятие. Даже если нет возможности ходить в кружок, в сети можно найти записи лекций и мастер-классов для младших классов.

Не перегружай себя

В 7–8 классе очень важно не потерять интерес из-за чрезмерной нагрузки. Олимпиады – это круто, но они не должны полностью заменить тебе детство. Продолжай гулять, играй, развивайся разносторонне. Родителям мы ниже дадим совет не давить – это относится и к тебе: не требуй от себя мгновенных побед.

Первые олимпиады – скорее разведка боем, шанс получить опыт. Даже если ничего не занял, ты познакомился с форматом, увидел задачи – в следующий раз получится лучше. Учись на этом этапе в удовольствиe, и твой фундамент заложится максимально прочно.

7.2. 9 класс: от базы к углублению

9 класс – переходный этап. У тебя уже есть базовые знания физики (к концу 8 класса обычно школьники проходят механику, основы молекулярной физики и электростатики), и впереди углубление курса физики в старшей школе.

Олимпиады в 9 классе обычно сложнее: на региональном уровне могут встретиться темы из старшей школы. Зато успехи в 9 классе очень полезны – часто диплом 9-классника на высоком уровне даёт преимущества при поступлении в профильные школы и просто мотивирует на дальнейшие победы.

Заверши изучение основ

В 9-м классе нужно закрыть пробелы по всем ключевым разделам. Например, убедись, что ты владеешь механикой на уровне сложных задач: кинематика (движение по прямой и по окружности), динамика (законы Ньютона во всех вариациях), законы сохранения энергии и импульса, статика и гидростатика. Именно эти темы часто не входят в школьную программу 8–9 класса полностью, но являются базой олимпиадной физики.

Также освой основные идеи электростатики и постоянного тока, начальные сведения о магнетизме и оптике. В олимпиадных задачах 9 класса уже могут встречаться элементы всех этих разделов. Если школа их не даёт, надо брать инициативу в свои руки: найти учебники для 10 класса и начать изучать заранее. Тебе это окупится – потом в 10–11 классе будет легче.

Тренируйся решать задачи повышенной сложности

К 9 классу ты, скорее всего, уже набил руку на базовых задачах, теперь фокус на олимпиадные. Подбери сборники задач именно для олимпиадников 8–9 класса (например, «Школьные физические олимпиады» А. Р. Зильбермана или сборники задач Петербургской олимпиады для 9 класса).3

Решая задачи, обращай внимание на новые для тебя темы. Например, если попалась задача на давление газа, а ты не знаешь формулу – повод изучить тему про газовые законы. Так шаг за шагом расширяй круг знаний.

Начни готовиться к более высоким этапам

Если ты планируешь в 10–11 классе биться за призовые места на региональном и всероссийском этапах, 9 класс – время начать серьёзную подготовку. Можно записаться на годовой онлайн-курс подготовки к олимпиадам для 9–11 классов – такие есть, например, в «Фоксфорде». Там преподаватели последовательно проходят все необходимые разделы, давая материалы опережающего уровня.

Углублённый курс в 9 классе даст тебе преимущество: на следующий год многое уже будет знакомо, и ты сможешь сконцентрироваться на самых трудных задачах. Если же пока не хочется перегружаться, хотя бы пройди интенсивы по темам, которые тебе даются сложнее – часто школы делают короткие курсы по отдельным разделам (механика, электричество и т.д.).

Продолжай участвовать в олимпиадах для опыта

В 9 классе обязательно сходи на все доступные тебе олимпиады: школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады, региональные турниры, онлайн-олимпиады. Важно почувствовать уровень конкуренции, научиться справляться с волнением.

Даже если результат пока не высокий, ты получишь ценный опыт: узнаешь, как распределять время, как оформлять решения под экзаменаторов. К концу 9 класса у тебя уже будет представление, что тебя ждёт в старших классах, и соответственно, ты скорректируешь свою подготовку летом перед 10 классом.

9 класс – время перехода от «новичка» к серьёзному олимпиаднику. Не бойся трудностей: если чувствуешь, что нагрузка растёт, учись планировать и ставить приоритеты. Возможно, придётся где-то сократить другие активности, если цель – победы в олимпиадах. Но не забывай про баланс: успешный олимпиадник – это не затюканный ботаник, а разносторонний и думающий человек. Просто физика становится одной из главных твоих задач в учебной деятельности.

10–11 класс: путь к вершинам

В 10–11 классе наступает время высших достижений. Именно на этих годах разыгрываются места на финале Всероса, именно в 11 классе победа может дать тебе поступление в вуз без экзаменов. Конкуренция очень высокая, задачи чрезвычайно сложные, охватывают практически всю физику, включая нестандартные области. Подготовка превращается практически в спортивный тренинг.

Вот как оптимально действовать в старшей школе:

Систематизируй и углуби знания

К началу 10 класса у тебя уже должна быть пройдена почти вся теория. Если какие-то разделы остались неохваченными – первый приоритет закрыть их. Дальше – систематизация. Приведи все знания в систему: разложи по полочкам формулы, пойми взаимосвязи между разделами.

В олимпиадных задачах нередко сочетаются разные темы (например, задача на стыке механики и термодинамики, или оптики и электромагнетизма). Постепенно старайся видеть физическую картину в целом, а не разрозненные кусочки. Если чувствуешь, что в голове хаос – имеет смысл пройти комплексный курс подготовки для 10–11 классов.

В онлайн-школах такие программы длятся весь учебный год и охватывают все разделы физики. Например, авторский годовой курс от экспертов олимпиады включает около 45 больших вебинаров по 5 академических часов каждый – за это время вы детально разберёте и механику, и термодинамику, и электростатику, оптику и т.д., а также научитесь анализировать задачи. После такого марафона ты выйдешь с практически вузовским уровнем знаний.

Практикуйся на задачах максимально высокого уровня

Теперь твоя «норма» – это задачи регионального и заключительного этапов Всероса, сложных вузовских олимпиад (Физтех, МФТИ, Ломоносов, Турнир городов и т.п.). Решай их десятками, штурмуй самые нестандартные.

Полезно объединиться с товарищами: вместе решать и обсуждать сложные задачи, готовить друг для друга задачи. В 10–11 классе многие сильные ребята занимаются в малых группах с наставником – это может быть преподаватель вуза или бывший олимпиадник.

В любом случае, максимум практики. Желательно к выпускному классу иметь опыт решения задач на все основные темы. Обрати внимание на экспериментальный тур (если в твоих целевых олимпиадах он есть): потренируйся обрабатывать результаты эксперимента, оценивать погрешности. Даже если нет оборудования дома, можно хотя бы научиться вычислять по данным эксперимента – методики описаны в литературе.

Используй интенсивы перед олимпиадами

Концентрированные курсы незадолго до соревнований помогут структурировать знания и восполнить пробелы. Например, за пару месяцев до решающего этапа можно пройти интенсивный курс: это 10–15 вебинаров, где разбирают самые сложные темы и типичные задачи, появлявшиеся в последние годы.

Такой интенсив поможет настроиться на нужный лад, повторить специфические моменты. Многие онлайн-школы делают короткие курсы в январе-феврале для подготовки к региональному и финальному этапам – рекомендуем ими воспользоваться.

Отработай экзаменационную стратегию

В старших классах на олимпиаде важно не только знать материал, но и правильно распорядиться временем и нервами. Тренируй навыки соревнования: решай задачи на время, учись быстро пропускать тупиковую идею и переходить к новой, распределяй усилия между задачами.

Также позаботься о психологической готовности: в решающий день нужно быть в форме, хорошо выспаться, спокойно и уверенно работать. Именно поэтому важно ещё в процессе подготовки выработать здоровый режим дня и научиться справляться со стрессом.1

В 11 классе, помимо олимпиад, тебя ждёт ЕГЭ – подготовка к нему тоже требует времени, так что планируй своё время с учётом этой двойной нагрузки. Хорошая новость: если ты серьезно готовишься к олимпиадам, ЕГЭ по физике обычно сдаётся легко, ведь твои знания намного глубже школьной программы.

10–11 класс – кульминация твоего олимпиадного пути. Это трудное, но очень интересное время. Ты выходишь на финишную прямую, и даже если не все цели будут достигнуты, сам уровень экспертизы в физике, которого ты достиг, – это огромный капитал для будущего обучения.

Не забывай, что победа – не самоцель, главное – приобрести новый опыт, найти единомышленников и обменяться знаниями.1 Поступить в отличный вуз можно и без победы, сдав экзамены, но бесценные навыки решения нестандартных задач останутся с тобой навсегда.

Часть 8. Онлайн-курсы и школы для подготовки: обзор на «Учись Онлайн Ру»

Когда речь заходит об онлайн-подготовке, важно выбрать качественный курс или школу. Платформа «Учись Онлайн Ру» собрала проверенные онлайн-школы, которые занимаются олимпиадной подготовкой.

Вот несколько примеров курсов и школ, заслуживающих внимания:

8.1. Онлайн-школа «Фоксфорд»

Фоксфорд – один из пионеров онлайн-образования для школьников (работает с 2009 года) и настоящий кладезь курсов для олимпиадников. Здесь преподают кандидаты и доктора наук, многие из которых сами в прошлом олимпийские чемпионы.

Для подготовки к олимпиадам по физике у Фоксфорда есть разнообразные программы:

  1. Годовые курсы по классам. Например, «Подготовка к олимпиадам по физике для 7 класса» и аналогичный курс для 8 класса – рассчитаны примерно на 7 месяцев обучения. Каждую неделю ребята смотрят вебинар (в прямом эфире или в записи) – всего более 30 занятий в курсе.

В уроках доступно объясняется материал, выходящий за рамки школьной программы (например, кинематика, статика, гидростатика и др. для 7 класса, или механические, световые, тепловые явления – для 8 класса). После каждого занятия – интерактивные домашние задания и тесты, а также подробные конспекты. Такие курсы помогают заложить фундамент в младших классах.

  1. Специализированные курсы для 9 класса. Для девятиклассников в Фоксфорде есть отдельный курс, также длительностью учебный год, где упор делается на темы, не входящие в программу основной школы, но необходимые для олимпиад. Ученик получает углублённые знания по физике для 9 класса, разбирает задачи, аналогичные тем, что встречаются на олимпиадах этого уровня. Этот курс особенно полезен тем, кто хочет перейти на новый уровень сложности задач.

  2. Интенсивы для 10–11 классов. Фоксфорд предлагает авторские интенсивные курсы для старшеклассников: к примеру, «Интенсивная подготовка к перечневым олимпиадам по физике для 10–11 класса» – это цикл из 15 живых вебинаров по 5 академических часов каждый, охватывающий ключевые темы (механика, термодинамика, электростатика, оптика и т.д.).

Есть также более длительные годовые курсы – около 45 вебинаров по 5 часов, где цель не только дать знания, но и научить думать и анализировать, развить физическое мышление. Первый урок на таких курсах обычно можно посмотреть бесплатно, чтобы понять формат. Занятия сопровождаются домашними заданиями с проверкой, а все записи вебинаров и материалы сохраняются в личном кабинете – можно пересматривать в любое время.

Преимущества Фоксфорда: Школа имеет государственную лицензию и высокую репутацию. Отзывы учеников отмечают понятность объяснений и сильную методическую базу. Есть система отчётности для родителей: каждую неделю на почту высылается отчёт, сколько уроков прошёл ребёнок, как он справился с домашними заданиями, какой рейтинг успеваемости в группе.

Это помогает взрослым контролировать процесс, не вмешиваясь в него напрямую. Также у Фоксфорда относительно невысокие цены по сравнению с очными школами, благодаря экономии на аренде помещений, – при этом они могут позволить себе привлечь лучших преподавателей России. Если тебе нужна структура, мотивация и качественный контент – курсы Фоксфорда станут отличным выбором.

8.2. Платформа «Тетрика»

Тетрика – онлайн-платформа, специализирующаяся на индивидуальных и групповых занятиях с педагогами. В Тетрике нет записи лекций – здесь ты занимаешься в режиме реального времени с учителем.

Для подготовки к олимпиадам по физике у них есть несколько форматов:

  1. Индивидуальные занятия с наставником. По сути, это подбор тебе личного репетитора через платформу. Занятия проходят онлайн, обычно длятся 60 минут. Стоимость зависит от опыта преподавателя (ориентировочно от 1490 ₽ за урок). Преподаватели Тетрики – квалифицированные специалисты, многие готовят к олимпиадам не первый год.

Платформа подбирает учителя под запрос ученика (возраст, цель олимпиады, текущий уровень). Первое занятие бесплатно – это очень удобно, можно попробовать и понять, подходит ли педагог. Индивидуальные занятия позволяют проработать именно те темы, которые нужны тебе, в удобном темпе.

  1. Небольшие группы и кружки. Тетрика также проводит групповые занятия (мини-группы) по олимпиадной физике, что выходит дешевле – от ~650 ₽ за урок. Группы обычно по 3–6 человек, подбираются по уровню. На таких занятиях разбираются типовые олимпиадные задачи, устраиваются мини-соревнования, дети решают задачи вместе под руководством учителя. Это напоминает классический школьный кружок, только онлайн.

  2. Курсы под конкретные олимпиады. Интересная особенность: на Тетрике есть специализированные курсы подготовки под определённые олимпиады: например, курс подготовки к олимпиаде «Ломоносов», курс подготовки к олимпиаде «Физтех», курс по экспериментальному туру и т.д..

По сути, это цикл занятий (групповых или индивидуальных) с разбором задач именно данного соревнования: изучаются типичные задания прошлых лет, разбираются критерии, тренируются навыки под формат этой олимпиады. Такой таргетированный подход полезен, если ты нацелился на конкретную олимпиаду и хочешь максимально понять её «фишки».

Почему выбрать Тетрику: Это гибкость и живое общение. Ты сразу получаешь обратную связь от педагога, можешь спросить любые вопросы. Используется интерактивная доска: видно, как учитель пишет формулы, чертит рисунки, вы тоже можете вместе роз писать уравнения – почти как у доски в кабинете.

Заниматься можно с любого устройства (компьютера, планшета, даже телефона). Все занятия записываются и сохраняются – можно пересматривать в личном кабинете. Судя по отзывам, многие ученики ценят Тетрику за индивидуальный подход и дружелюбную атмосферу.

Эта платформа подойдёт, если тебе нужна гибкость в расписании (можно договориться об удобном времени) и точечная помощь именно по твоим потребностям. Например, можно взять цикл занятий по квантовой физике, если с ней проблема, или раз в неделю решать свежие олимпиадные задачи с наставником, поддерживая форму.

8.3. Другие онлайн-школы и ресурсы

Помимо Фоксфорда и Тетрики, на «Учись Онлайн Ру» представлены и другие школы.

Среди них:

  • Умскул (Umschool) – известная онлайн-школа, популярная у старшеклассников. У них тоже есть курсы по олимпиадной физике, часто совмещённые с подготовкой к ЕГЭ. Формат – видеоуроки и вебинары, плюс кураторская поддержка и домашние задания. Отличается более бюджетной ценой и молодой командой преподавателей (часто это сами недавние студенты-физики).

  • Лектариум – образовательная платформа, где можно найти онлайн-курсы от преподавателей университетов. В частности, курс «Олимпиадная физика», разработанный в Лектариуме, предлагает разбор задач с «подвохом» и обучение методам их решения.4 Такой курс может дополнить основную подготовку.

  • Онлайн-школа №1 – ещё один представитель школ, предлагающих курсы по олимпиадной физике.5 Формат схож с Фоксфордом: вебинары, домашние задания, поддержка. Главное – опытные преподаватели и акцент на результат.

  • Специализированные площадки. Например, ресурс Olimpiada.ru – не школа, а форум и база знаний олимпийского движения. Там можно найти рекомендации, программы к каждому этапу Всероса, обсуждения задач, советы победителей.6 Полезно просматривать, чтобы убедиться, что ты ничего не упустил в подготовке, и почерпнуть вдохновение. Также есть сайты вроде physolymp.ru, где выкладываются задачи и решения различных олимпиад – это незаменимый источник практики.

Каждый ресурс имеет свои особенности, и идеального универсального варианта нет. Хорошая стратегия – комбинировать: например, пройти структурированный курс в крупной школе (Фоксфорд/Умскул), а затем подтягивать узкие моменты с помощью адресных консультаций (Тетрика) и самостоятельной практики по материалам, найденным на открытых ресурсах.

На платформе «Учись Онлайн Ру» вы можете почитать отзывы реальных учеников о разных школах и курсах, сравнить программы и цены, подобрать оптимальный вариант. Такой подход сэкономит время и деньги, ведь важна не раскрутка бренда, а то, насколько курс подходит вам по стилю обучения.

И помни: онлайн-обучение — не панацея, но отличное подспорье. При грамотном использовании оно даёт колоссальные возможности: заниматься с лучшими преподавателями страны, иметь доступ к материалам 24/7, общаться с сильными сверстниками со всей России. Воспользуйся этими возможностями максимально!

Часть 9. Советы для родителей олимпийцев

Дорогие родители! Ваша поддержка играет огромную роль в успехах ребёнка. Подготовка к олимпиаде – длительный и эмоционально непростой процесс, и школьнику важно чувствовать, что вы на его стороне.

Вот несколько рекомендаций, как помочь своему юному физику и создать дома благоприятные условия:

  1. Проявляйте интерес и поддерживайте мотивацию. Дайте ребёнку понять, что вы цените его стремление участвовать в олимпиадах. Расспрашивайте (ненавязчиво), что нового он узнал, пусть попробует объяснить вам какую-то идею своими словами – сыграйте роль «ученика».

Хвалите за прогресс: даже небольшие успехи достойны похвалы. Это повысит уверенность ребёнка в себе.7 Если первая олимпиада прошла неудачно, поддержите словами, что сам факт участия – уже достижение, ведь он не побоялся попробовать. Не требуйте мгновенных высоких результатов с первого раза – дайте ребёнку право на постепенный рост.8

  1. Не давите и не перегружайте. Избегайте чрезмерного давления в стиле «нам нужна только победа». Это может вызвать страх неудачи, который, наоборот, мешает выступать успешно.7 Позвольте ребёнку самому ставить цели – ваша задача мягко направлять. Следите за режимом: убедитесь, что ребёнок достаточно спит и правильно питается.1

Помогите составить расписание, где кроме учёбы будет время на отдых, спорт, друзей. Если видите, что чадо перегружено (бледное, раздражительное, не высыпается) – обсудите, что можно уменьшить. Возможно, сократить количество кружков или сделать паузу после интенсивной олимпиады. Баланс – залог долгосрочного успеха.

  1. Создайте удобное рабочее место. Уголок олимпийца дома должен быть тихим, светлым и удобным. Стол, стул, хорошее освещение, минимум отвлекающих факторов (по возможности отделить от шума телевизора и т.п.). Проверьте, что дома есть всё необходимое: учебники, сборники задач, канцтовары, быстрый интернет для онлайн-занятий. Если в семье несколько детей, постарайтесь выделить время, когда никто не мешает занимающемуся. Попросите домочадцев уважать время, когда ребёнок учится. Покажите, что вы цените его труд.

  2. Следите за эмоциональным состоянием. Олимпиады – это стрессы: волнение перед туром, огорчение при неудаче, переживания из-за конкуренции. Будьте рядом психологически. Никогда не ругайте за проигрыш. Как говорилось выше, концентрируйтесь на позитиве: «Зато ты разобрался в такой-то теме, молодец! В следующий раз точно получится лучше».

Ни в коем случае не оскорбляйте и не навешивайте ярлыки («ленишься», «бестолочь» и т.п.) – даже в минуту раздражения.8 Дома ребёнок должен чувствовать себя в безопасности от оценок. Если уж очень расстроен – приласкайте, отвлеките чем-то приятным.

Не сравнивайте с другими детьми: это подрывает уверенность.8 Лучше сравните с прошлым самим ребёнком: «Вот видишь, год назад ты вообще этой темы не знал, а теперь почти решил задачу – прогресс!».

  1. Помогите с организацией и поиском ресурсов. Ваша взрослая помощь может пригодиться в практических делах: найти и купить нужные книги, оформить подписку на онлайн-курс, отвезти на очной тур олимпиады в другой город, если потребуется.

Узнайте у учителя физики, нет ли городского кружка или летней школы для одарённых детей – помогите ребёнку туда попасть. Мониторьте вместе сайты олимпиад, чтобы не пропустить регистрацию. То есть возьмите на себя часть рутинной организации, чтобы ребёнок сосредоточился на учёбе.

  1. Обеспечьте позитивную атмосферу. В период интенсивной подготовки старайтесь снимать с ребёнка лишние обязанности и стрессовые ситуации. Понятно, что все должны участвовать в домашних делах, но, например, накануне олимпиады можно освободить его от мытья посуды или других задач, чтобы он отдохнул и настроился.

Верьте в него – даже если что-то не получается сразу. Говорите: «Мы видим, как много ты трудишься, для нас ты уже победитель». Это не значит перехваливать впустую, но показать, что цените его усилия, независимо от результата.8

  1. Уважайте личность ребёнка. Олимпиадник – зачастую ребёнок с очень высоким уровнем самостоятельности и ответственности. Относитесь к нему соответственно. У него могут быть свои методы обучения, своё видение целей.

Признавайте право ребёнка на любой результат его деятельности: даже если он решит в 11 классе не продолжать олимпиадный путь, это его выбор.8 Ваша поддержка не должна превращаться в тотальный контроль. Старайтесь быть партнёром и советчиком, а не строгим начальником.

И главное – сохраняйте доверительные отношения. Пусть ребёнок знает: вы рады обсудить с ним не только учёбу, но и любые его интересы. Тогда в случае затруднений он придёт к вам за советом или просто за эмоциональной подпиткой. А спокойная обстановка дома и ваша вера в него станут тем самым «тылом», который придаст сил достигать вершин.

Заключение

Подготовка к олимпиаде по физике – марафон, требующий времени, упорства и поддержки. В этой статье мы рассмотрели основные стратегии: от самостоятельных занятий до выбора онлайн-курса, от составления плана до психологических нюансов. Настало время применить эти рекомендации на практике.

Поверь в себя – с каждой выученной темой и решённой задачей ты становишься на шаг ближе к своей цели. Пусть иногда будет трудно, но вспомни, зачем тебе это нужно: возможно, ты мечтаешь поступить в лучший физический вуз, или тебе просто нравится ощущение, когда задача «дается» после упорной борьбы. В любом случае, знание и умения, которые ты приобретёшь, готовясь к олимпиаде, останутся с тобой на всю жизнь и неоднократно сослужат хорошую службу.

Желаем успехов на этом пути! Пусть формулы запоминаются легко, задачи решаются верно, логика не подводит, а интерес к физике только растёт. И помни: победа — это не только медаль, но и сам процесс обучения. Наслаждайся им, и тогда результаты не заставят себя ждать. Удачи на олимпиадном поприще!

Источники:

  1. Олимпиады по физике: виды, участие и подготовка, льготы для поступления. Фоксфорд.
  2. Главные ресурсы для подготовки к олимпиадам по физике. Онлайн-школа Коалиция.
  3. Ресурсы для подготовки к олимпиадам по физике. Olimpiada.
  4. Онлайн-курс «Олимпиадная физика». Лекториум.
  5. Подготовка к олимпиаде по физике. Онлайн-школа №1.
  6. Полезные книги и интернет-ресурсы для подготовки к олимпиадам по физике. Olimpiada.
  7. Рекомендации родителям участников олимпиад. ГУО «Средняя школа № 3 г. Борисова».
  8. Рекомендации родителям ребенка, участника олимпиадного движения. Казанский Федеральный Университет.

*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*

Оцените статью
Ваша оценка 0 / 5
Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

В какой олимпиаде по физике вы будете участвовать и планируете ли в дальнейшем связать свою деятельность с этим предметом?

Комментарии

Комментариев пока нет. :(

Написать комментарий

Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет