Здравствуйте, друзья! Сегодня мы посвятим нашу статью общим советам в подготовке к олимпиаде. В статье мы дадим советы ученикам всех классов по подготовке к любому этапу олимпиады. Расскажем, где найти онлайн-курсы по всем предметам и как подготовиться самому. А также дадим рекомендации родителям - как помочь ребенку.
Олимпиады школьников – это шанс проявить себя, глубже погрузиться в любимые предметы и получить ценные бонусы. Призёров и победителей самых престижных соревнований охотно приглашают лучшие вузы – согласись, приятно, когда МГУ, ВШЭ или МГИМО зовут тебя учиться, а ты ещё выбираешь.1
Чтобы достичь таких высот, нужна грамотная подготовка. Расскажем, как готовиться к олимпиадам по разным предметам, учитывая возраст, и что поможет занять призовые места.
Влюбись в свой предмет. Выбирай дисциплину, которая действительно интересна. Если участвовать только ради наград, азарт быстро пропадёт.2 Успех приходит к тем, кто увлечён: олимпиадники порой вместо отдыха смотрят лекции или читают книги по своему предмету – для них это даже удовольствие.1 Поэтому готовиться к олимпиаде – это не разовая акция, а особый образ жизни.
Не распыляйся. Сосредоточь усилия на одном, максимум двух профильных предметах. Да, можно попробовать себя во многих областях, особенно на школьном этапе. Но для выхода на высокий уровень лучше сконцентрироваться: взять призовые места сразу в нескольких олимпиадах очень трудно, а рассеянность может помешать победе в главной из них.1 Исключения бывают, но это скорее редкость, чем правило.1
Составь план и занимайся регулярно. Продумай расписание занятий на неделю вперёд. Выделяй время каждый день на тренировку – как говорят опытные учителя, «у олимпиад нет каникул».2 Регулярность важнее марафонских рывков. Разбей подготовку на блоки: чередуй изучение теории с решением задач. Например, утром – новый материал, днём – практика, вечером – разбор ошибок. Такой режим требует дисциплины, зато знания усваиваются глубже.
Изучай задачи прошлых лет и разбирай их решения. Олимпиадные задания часто имеют свои «фишки». Поищи в открытом доступе задания прошлых лет – организаторы обычно публикуют их вместе с критериями или ответами.1 Проанализируй, как построены вопросы, какие темы повторяются. На портале Olimpiada.ru, например, регулярно выкладывают подборки заданий и решений по разным предметам за предыдущие годы.3 Научись видеть логику нестандартных вопросов – тогда новые задачи уже не поставят тебя в тупик.1
Учти критерии оценивания. Особенно это важно, если в олимпиаде есть творческие задания: эссе, проекты, развернутые решения. Узнай, на что эксперты обращают внимание. Например, в гуманитарных олимпиадах ценятся стройность аргументации и грамотность, а в решении задач – полный ход мыслей. Выполняй тренировочные задания, сразу стараясь писать понятно и структурировано. Помни: даже если ответ верный, нечитаемое решение может лишить тебя баллов.1
Развивай нестандартное мышление. Олимпиадная задача почти всегда отличается от типовых школьных упражнений: требуется применить знания творчески, а не по шаблону.6 Часто для решения не нужно выходить за рамки школьной программы, но нужно уметь глубоко понимать материал и использовать его в новой ситуации.6 Тренируй мозг: решай логические головоломки, сложные задачи повышенного уровня. Учись критически мыслить, задавать вопросы «а что если…?».
Отдыхай и избегай выгорания. Парадоксально, но для высоких результатов нужна не только учёба, но и отдых. Если занимаешься без перерывов, рано или поздно наступит усталость. Делай паузы, сменяй деятельность – прогуляйся, займись спортом. Физическая активность помогает перезагрузиться. Многие призёры признаются, что под конец года чувствовали сильную усталость и жалеют, что не делали больше перерывов.2 Не загоняй себя! Лучше сохранять ровный темп, чем перегореть в самый ответственный момент.2
Начинай как можно раньше. Если есть интерес, пробуй себя в олимпиадах с младших классов. Особенно важно не тянуть до последнего: результаты Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) действуют 4 года. То есть, выиграв олимпиаду в 8–9 классе, ты уже гарантируешь себе льготы при поступлении в вуз.2 А ещё, у тебя будет больше попыток: начав в 8 классе, можно участвовать каждую год вплоть до 11-го.2 Даже если сначала не выиграешь, получишь бесценный опыт, который пригодится в следующих сезонах.
Не готовься в одиночку. Поддержка очень помогает выдержать длительную подготовку.2 Найди наставника – сильного школьного учителя или студента-олимпиадника, который сможет направить тебя, поделиться материалами, проверить сложные задания. Полезно объединиться с единомышленниками: вместе решать задачи, обсуждать сложные моменты. В компании заниматься веселее и легче переживать неудачи. Многие олимпиадники заводят друзей в кружках, на сборах или онлайн-форумах – общение с ними мотивирует расти дальше.2
Не сдавайся при неудачах. Поражения случаются у всех – важно извлекать из них уроки, а не опускать руки. Известны истории, когда будущие победители сначала терпели череду проигрышей и хотели бросить всё.2 Но они продолжали, получали поддержку и в итоге брали призы на следующих соревнованиях.2 Помни: каждый провал – это не конец, а шаг к успеху. Проанализируй, что пошло не так, скорректируй план подготовки и попробуй снова. Настойчивость и работа над ошибками в итоге приводят к победам.
Каждый предмет требует своего подхода. Базовые принципы общие (нужно много практиковаться, выходить за рамки учебника, искать сложные задачи), но есть и нюансы.
Рассмотрим основные предметные олимпиады и как к ним готовиться:
Решай как можно больше задач разного типа. Начни со сборников задач школьных олимпиад прошлых лет, затем переходи к более сложным из областных и всероссийских этапов. Математика – царица логики, поэтому тренируй ум в доказательных задачах, учись обосновывать решения.
Важна эрудиция в подходах: разбирайся в типичных методах (инварианты, переборы, геометрические трюки), чтобы узнавать скрытые подсказки в условиях. Полезно посещать математический кружок или онлайн-курс, где разбирают олимпиадные задачи и теорию. Если какой-то раздел (например, комбинаторика или планиметрия) даётся трудно – удели ему особое внимание, иначе сложная задача на эту тему может выбить из колеи.
Здесь упор на алгоритмы и навык кодинга. Нужно уверенно владеть хотя бы одним языком программирования (Pascal, C++ или Python – по требованиям олимпиады) и знать классические алгоритмы и структуры данных: сортировки, рекурсия, графы, динамическое программирование и т.д.
Практикуйся на платформах вроде Codeforces, Timus или e-olymp, где множество задач для олимпиадной подготовки. Начни с простых, отточив навыки ввода-вывода и базовых алгоритмов, затем решай более комплексные задачи, требующие оптимизации.
Важно: отлаживай код внимательнее – на олимпиаде любая ошибка стоит баллов. Также потренируйся работать в среде, аналогичной соревновательной, чтобы привыкнуть к ограниченному времени и формату тестов.
Уделяй внимание глубокому пониманию законов природы. Обычного знания формул недостаточно – нужно уметь строить модели и применять физические принципы в нетипичных ситуациях.6 Начни с решения задач школьного уровня, затем переходи к олимпиадным сборникам (например, задачам региональных и заключительных этапов прошлых лет).
Многие сложные задачи требуют знания нескольких разделов сразу – электромагнетизма, механики, термодинамики – и умения связать их воедино. Поэтому систематизируй теорию: составь для себя краткий справочник по формулам и эффектам. Полезно ставить опыты или хотя бы мысленно представлять эксперименты – это развивает физическую интуицию.
Если в олимпиаде есть практический тур, попробуй дома простые эксперименты, чтобы набить руку. И конечно, решение любых задач начинай с анализа условий: выпиши данные, нарисуй схемы – так меньше шансов упустить деталь.
Олимпиадная химия выходит за рамки школьных «правил» – задания могут быть на смекалку, с нестандартными веществами или требовать знаний из смежных наук. Для подготовки нужно прочно знать основы: периодическую систему элементов, основные законы и расчёты (моли, растворы, выходы реакций).
Прокачай навык решать расчётные задачи (например, на концентрации, стехиометрию) – они встречаются часто. Далее изучай более сложные темы: органическую химию, свойства элементов, которые проходят поверхностно в школе. Решай задачи прошлых олимпиад: они научат мыслить «химически» – понимать, почему идёт та или иная реакция, как протекает процесс.
Полезно работать с химическими наборами или виртуальными лабораториями – чтобы представлять опыты, описанные в задачах. Также обрати внимание на оформление решений: часто нужно пояснять ход мысли и приводить уравнения реакций. Привыкай писать решения чисто и логично, как маленькое сочинение по химии.
Главное – широта знаний и умение их применять. Биология обширна, поэтому олимпиаднику надо знать гораздо больше школьной программы: от ботаники и зоологии до молекулярной биологии и анатомии человека. Начни с усиления теории: прочти хорошие учебники (классический курс Каменского или современные обзоры), посмотри лекции на YouTube (например, «Просто о биологии»).
Параллельно решай тесты и задачи: по генетике (скрещивания, наследование признаков), по цитологии (процессы клетки), экологии и эволюции. Учись работать с биологическими текстами: многие задания дают большой фрагмент статьи или описание эксперимента – нужно быстро вычленить главное. Тренируй память: в биологии много терминов и исключений.
Помогают карточки, рисунки-схемы, повторение. Хороший приём – вести собственный справочник: выписывать трудные понятия, латинские названия, классификации. И, конечно, наблюдай за живой природой вокруг – пытайся объяснить с научной точки зрения то, что видишь. Это развивает биологическое мышление.
Эта олимпиада проверяет не только знание правил орфографии и пунктуации, но и умение рассуждать о языке. Подготовку начни с углубления знаний грамматики: пройди сложные темы (например, причастные и деепричастные обороты, особенности синтаксиса, исторические изменения в языке).
Решай задания прошлых лет – там бывают интересные лингвистические задачи: например, проанализировать диалектный текст или объяснить происхождение слов. Также тренируйся в тестах по орфографии и культуре речи, чтобы автоматизировать правила.
Важно: развивай чувство языка. Читай больше художественной литературы и публицистики – это расширит словарный запас и стилистическое чутьё. Часто олимпиада включает творческую часть – лингвистическое эссе или разбор текста.
Чтобы готовиться к этому, изучи основы языковедения: стили речи, строение текста, тропы. Попробуй писать мини-эссе на лингвистические темы, формулировать чётко мысли. И, конечно, практика: пиши грамотно везде – даже когда переписываешься в чате 🙂. Навык безошибочного письма достигается постоянной внимательностью к языку.
Здесь успех во многом зависит от начитанности и умения анализировать тексты. Составь план чтения: помимо школьной программы, включи произведения разных эпох и жанров (от античных мифов до современной прозы). Чем больше прочитаешь, тем легче тебе будут попадаться аллюзии и скрытые цитаты в олимпиадных заданиях.
Веди читательский дневник: записывай впечатления, анализируй образы, темы, стиль авторов. Это пригодится для написания эссе. Тренируйся писать литературные эссе на разные темы – учись выражать мнение о произведении, приводить аргументы из текста. Также повтори теорию литературы: что такое метафора, символ, размер стихотворения, виды рифмовки, литературные направления и течения.
Задания могут спросить, например, отличить ямб от хорея или узнать жанр по отрывку. Полезно ознакомиться с разбором олимпиадных заданий прошлых лет – они есть в открытом доступе. Там увидишь, как формулируют ответы победители. И помни: твоя точка зрения важна – учись обосновывать свои интерпретации текста, не бойся предлагать оригинальное прочтение, если можешь его защитить.
Этот предмет комплексный, охватывает экономику, право, социологию, политологию, философию. Поэтому готовься по разделам: сегодня право, завтра экономика и т.д. Основа – выучить ключевые понятия и теории. Составь таблицы: по экономике (типы рынков, признаки инфляции), по праву (состав преступления, виды договоров), по обществу (социальные группы, институты) и т.д. Но просто зубрить мало – важно понимать, как применять теорию.
Решай кейсы и задачи: например, правовые ситуации (что будет за то или иное нарушение), экономические задачи (рассчитать ВВП или бюджет семьи) и т.п. Учись излагать мысли письменно – на олимпиадах часто просят эссе на общественную тему или развернутый ответ. Попрактикуй написание мини-сочинений: возьми известное высказывание (например, «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого»), и распиши своё понимание с примерами.
Также будь в курсе актуальных событий и примеров из жизни: дополнить ответ реальным фактом или новостью – всегда плюс. Для этого полезно смотреть новости, читать аналитические статьи (конечно, из качественных источников). И не забывай про логику: в обществознании ценится умение связно и аргументированно объяснить процессы в обществе.
Здесь необходимы и фактические знания, и понимание исторических процессов. Прежде всего, выучи базовые даты, события, персоналий – без этого никуда. Но олимпиадные задания редко спрашивают прямой факт, скорее проверяют умение анализировать причины и последствия, работать с источником.
Поэтому тренируйся разбирать исторические документы: возьми текст манифеста или дневника эпохи – попробуй определить, о каком периоде речь, чьи взгляды отражены. Решай задания прошлых лет: часто дают неизвестный текст и вопросы к нему. Постарайся уловить контекст по деталям. Большое внимание удели историографии – точкам зрения разных историков.
На высоком уровне могут спросить: «чем взгляды историка А отличаются от историка B по поводу реформ Петра I?» Такое можно узнать из дополнительных книг или лекций. Также готовься к творческим заданиям: например, составить план экскурсии по музею или написать эссе о героях войны. Это требует эрудиции и креативности.
Полезный совет – составлять схемы по истории: временные линии, схемы родословных (для монархов), структурные схемы (например, органы власти СССР). Визуальная структура помогает запомнить большой объём информации. И конечно, обсуждай историю: попробуй выступать с докладами в школе или на историческом кружке – умение рассказывать тему вслух говорит, что ты её хорошо усвоил.
Олимпиады по языкам выходят за рамки школьных упражнений. Придётся продемонстрировать и прекрасное знание грамматики, и обширный словарный запас, и культурную эрудицию. Как готовиться: укрепляй все языковые навыки. Читай книги и статьи на языке (adapted и оригинал) – выписывай новые слова, идиомы.
Смотри видео, слушай подкасты – это прокачает понимание на слух. Грамматику доведи до автоматизма: пройди сложные времена, условные наклонения, особенности употребления артиклей – в олимпиадных тестах любят «ловушки» на тонких правилах.
Обязательно ознакомься с форматом заданий прошлых лет: чаще всего это несколько туров – письменный тест (лексика, грамматика, чтение), устная часть (монолог или диалог на тему) и страноведение (вопросы по культуре стран языка). Значит, нужно и речь потренировать: найди собеседника или репетитора, чтобы поговорить на английском на разные темы (твои хобби, экология, наука – что угодно, чтобы уметь высказывать мнение связно).
Для страноведения почитай о культуре: основные факты про англоязычные страны (история, праздники, видные деятели). Можно смотреть документальные фильмы, это интереснее, чем зубрёжка. И развивай чутьё языка: в задачах на лексико-грамматические трансформации полагайся не только на правила, но и на интуицию носителя – она приходит с большим опытом чтения и общения. В день олимпиады по языку старайся «думать» на этом языке – переключись с русского, тогда и задания будешь воспринимать более естественно.
Возраст участника играет большую роль в том, как строить подготовку. Есть три основные категории школьников, участвующих в олимпиадах: младшие (начиная примерно с 4–6 класса), средние (7–8 классы) и старшие (9–11 классы). Рассмотрим специфику подготовки для каждой группы – требования и подход будут отличаться.
Для самых юных участников главное – получить положительный опыт, а не сразу гоняться за результатом. В начальной и средней школе участие в олимпиадах носит во многом развивающий и игровой характер. Специалисты советуют начинать тогда, когда ребёнку самому хочется, когда у него горят глаза – никаких серьёзных преимуществ ранний старт не даёт.4
В 1–3 классе олимпиады вообще проводятся немногочисленные и чаще в формате игры или викторины.4 Например, существуют онлайн-олимпиады для малышей: «Олимпиада Плюс» по математике, конкурс по русскому «Русский с Пушкиным», международная игра BRICSMath – всё это скорее увлекательные тренировки, часто в мультяшном стиле.4
Особенности подготовки: специально натаскивать младшего школьника не нужно.4 Задача таких соревнований – разбудить интерес к предмету, показать, какие вообще бывают задачи.4 Поэтому вместо скучных дополнительных занятий лучше предложить ребёнку интересные задачи-головоломки, логические игры, познавательные мультфильмы по науке.
Пусть он воспринимает олимпиаду как игру, приключение. Вы можете вместе порешать несколько примеров заданий, чтобы ребёнок понял формат (например, что время ограничено, что задачи могут быть нестандартными).
Обязательно объясните, что участие важнее награды – в таком возрасте это действительно так.4 Если первое выступление прошло не очень удачно, хвалите за старание и смелость, а не акцентируйте внимание на месте. В этом возрасте главное – вызвать любовь к учёбе, к решению задач.
Роль родителей: Для младших школьников поддержка родителей решающая. Не давите на результат, не превращайте подготовку в обязанность. Вместо этого создайте атмосферу игры: например, устройте домашнюю мини-олимпиаду с призом – пусть ребёнок потренируется в весёлой обстановке. *Настройте его на любознательность, а не на победу.5
Если что-то не получилось – спокойно поддержите, не ругайте за ошибки. Ребёнку важно знать, что вы цените его старания независимо от места.5 Помогайте практически: вместе находите интересные задачки, решайте в качестве разминки по дороге в школу. И обязательно хвалите прогресс – даже небольшой. В этом возрасте закладывается уверенность в своих силах: если малыш почувствует вкус успеха (даже просто правильно решив задачу), дальше ему будет легче пробовать новое.
7–8 класс – переходный этап: предметы уже изучаются углублённо, и олимпиады становятся серьёзнее. Многие ребята именно в этом возрасте начинают целенаправленно готовиться к большим олимпиадам. С одной стороны, у них уже есть базовые знания по предметам, с другой – нагрузка ещё терпимая (ОГЭ далеко, а ЕГЭ тем более).
Это лучшее время, чтобы войти в олимпиадное движение. Если ученик проявляет способности, стоит попробовать свои силы в 7–8 классе на школьном и муниципальном этапе ВсОШ или в перечневых олимпиадах для этой возрастной группы.
Особенности подготовки: в этом возрасте можно постепенно увеличивать серьёзность подготовки. Рекомендуется активно заниматься начиная с 8 класса – к этому времени школьник уже освоил многие основы предмета и способен углубляться дальше.2
Хороший ход – пройтись по программам олимпиад за 9–11 класс и начать изучать темы наперед, опережающими темпами. Например, юному математику в 7–8 классе можно уже изучить элементы тригонометрии или комбинаторики, которые пригодятся в старших классах. Это называется принцип опережающего обучения: если разобраться заранее со сложными темами, потом будет легче на олимпиадах высокого уровня.
Стоит попробовать разные предметы, если интересуешься несколькими. Среднее звено – время поиска своего направления. Попробуй поучаствовать в школьных олимпиадах сразу по нескольким дисциплинам, посети различные кружки (математика, программирование, химия – вдруг что-то особенно увлечёт). К 9 классу желательно определиться с приоритетом, но 7–8 классы дают возможность экспериментировать.
Режим занятий: увеличивай нагрузку постепенно. Если в 5–6 классе ты занимался олимпиадными задачами от случая к случаю, то в 7–8 классах введи привычку заниматься системно, по расписанию. Например, 3 раза в неделю выделяй 1-2 часа после уроков на подготовку по выбранному предмету. Можно записаться на онлайн-курсы для олимпиадников или в очный кружок при вузе/школе. В крупных городах часто есть спецклассы или факультативы для талантливых ребят этого возраста – не упускай шанс, занимайся с сильными сверстниками.
Соревнования: участвуй во всех возможных олимпиадах своего уровня. Всероссийская олимпиада школьников официально начинается с 5 класса, так что в 7–8 классе ты уже можешь дойти до муниципального, а то и регионального этапа, если хорошо постараешься. Кроме ВсОШ, обрати внимание на «перечневые» олимпиады (олимпиады из официального Перечня Минобрнауки).
Некоторые из них имеют категории для 7–8 классов, или общие категории без ограничения класса. Например, существуют специальные олимпиады для младших классов по математике – «Олимпиада Эйлера» (для 7–8 кл.), по физике – «Олимпиада Максвелла» (7–8 кл.) и др. Если есть возможность, поучаствуй – даже если не займёшь призового места, узнаешь свой уровень и получишь опыт нестандартных заданий.
Ошибки и работа над ними: в среднем звене важно научиться анализировать свои ошибки. После каждой олимпиады (даже школьной) обязательно разбирай задания, которые не удалось решить или где были ошибки.
Самостоятельно или с помощью учителя выясни, как нужно было решить. Заведи тетрадь «ошибок»: записывай туда сложные задачи, где споткнулся, и периодически возвращайся к ним, чтобы убедиться, что теперь понимаешь решение. Такой подход уже сам по себе повысит твой уровень.
9–11 классы – решающий этап олимпиады. Именно в этих классах разыгрываются главные награды: дипломы призёров и победителей финального этапа, дающие льготы при поступлении. Конкуренция здесь максимальная, и подготовка превращается в почти профессиональное занятие. Если ты мечтаешь поступить в вуз по олимпиаде, в старших классах придётся выложиться по полной.
Особенности подготовки: оптимально, если к 9 классу у тебя уже есть база – пройденные самостоятельно или в кружках дополнительные темы, опыт участия в олимпиадах среднего звена. Но даже если ты только «проснулся» к 9 классу, ещё не поздно. Просто нужно действовать очень целенаправленно.
В 9–10 классе стоит пройти как можно дальше в олимпиадах, чтобы понять уровень заданий. Постарайся выйти хотя бы на региональный этап ВсОШ или взять диплом на крупных перечневых олимпиадах (например, «Ломоносов», «Физтех» и пр.) – это и само по себе достижение, и генеральная репетиция перед 11 классом.
Баланс с ЕГЭ: в 10–11 классе на горизонте появляется Единый госэкзамен, и многие разрываются – продолжать ли олимпиадный путь или сосредоточиться на ЕГЭ? Здесь важно правильно расставить приоритеты. Если у тебя реально высокие шансы стать призёром ВсОШ или перечневой олимпиады 1 уровня, то имеет смысл сделать олимпиаду приоритетом в 11 классе, а подготовку к ЕГЭ сместить на весну.
Дело в том, что победители финала ВсОШ поступают в вузы без экзаменов, и даже призёры часто зачисляются на профильные направления или получают 100 баллов по предметам.7 Это огромный бонус. Но такие результаты не гарантированы, поэтому на всякий случай не запускай ЕГЭ полностью.
Например, русский язык нужно обязательно подготовить, даже если ты гений физики: были случаи, когда из-за одной ошибки олимпиадник терял льготу, но его выручал высокий балл ЕГЭ по русскому.2 Оптимально параллельно решить часть тренировочных вариантов ЕГЭ, чтобы чувствовать себя уверенно. Однако главный упор – на олимпиаду, если решил идти до конца.
Интенсивность занятий: у старшеклассника времени мало, поэтому важно составить жёсткий график подготовки и придерживаться его. Распиши все месяцы до олимпиады: сколько времени на изучение теории, сколько – на практику. Возможно, придётся пожертвовать какими-то хобби или развлечениями на этот период.
Многие успешные олимпиадники признаются, что в выпускном классе у них почти не было свободного времени – но это осознанный выбор ради цели. Постарайся однако оставить хотя бы один выходной или небольшие окна на отдых, чтобы не перегружать себя (помни о совете про выгорание выше).
Привлеки любые ресурсы: запишись на профильные онлайн-курсы подготовки (сейчас их много – от школ вроде Фоксфорд, до спецкурсов при университетах), найми репетитора-олимпиадника, если нужно точечно подтянуть темы.2 Не стесняйся просить помощи у учителей – возможно, они дадут дополнительные занятия или порекомендуют литературу.
На финишной прямой очень полезны интенсивы и сборы – например, Ассоциация победителей олимпиад проводит онлайн-интенсивы перед заключительным этапом по разным предметам, а крупные вузы (НИУ ВШЭ, МФТИ и др.) часто устраивают бесплатные вебинары разбора сложных задав.8 9 Участвуй в таких мероприятиях – они точечно отрабатывают навыки и дают ощущение соревнования.
Психологический настрой: старшие классы – время, когда давление велико. Очень важно научиться управлять своими эмоциями на олимпиаде. Даже отлично подготовленный участник может растеряться и не показать знания из-за банальной панику.2
Поэтому тренируй стрессоустойчивость: решай задачи с таймером, имитируй обстановку конкурса. Если чувствуешь волнение, освой техники дыхания, визуализации успеха. На самом состязании старайся не думать о соперниках и результатах – сосредоточься на задачах, как на интересной головоломке.
Стратегия на олимпиаде: к старшим классам у тебя должна быть выработана своя стратегия участия. Например, план распределения времени: сначала решить все самые лёгкие задания (набрать «лёгкие» баллы), потом переходить к трудным; если застрял – идти дальше и вернуться позже.
Также тактика может зависеть от формата: где-то сначала идёт тест – его надо выполнять максимально внимательно, не пропуская ничего, а где-то сразу творческие задачи – их нужно распределить по сложности. Обязательно *познакомься с форматом олимпиады заранее на её сайте: сколько туров, какие типы заданий, есть ли устный этап.7
Это избавит от лишних сюрпризов. Если допускается апелляция результатов – узнай правила и сроки подачи, чтобы воспользоваться шансом, если будешь не согласен с оценкой (умение аргументированно отстоять свой ответ тоже иногда приносит дополнительные баллы.2
В 11 классе будь готов к любому исходу. Олимпиада – вещь непредсказуемая: даже сильнейшие не застрахованы от ошибки или сильного конкурента. Поэтому, выкладываясь на 100%, имей в голове план Б. Это снизит тревогу.
План Б может быть таким: «Если я не выигрываю олимпиаду, у меня остаётся ЕГЭ, и я поступаю по баллам, ничего страшного». Тогда не будет ощущения, что «пропал» год труда. Кстати, многие темы, которые ты выучишь для олимпиады, сослужат тебе хорошую службу на ЕГЭ и в вузе – так что труд не пропадёт зря в любом случае.
Каждый олимпиец вырабатывает свою траекторию обучения.
Нет универсального рецепта, но можно наметить основные шаги, как составить личный план подготовки:
Определи цель. Реши, по какому предмету (или предметам) ты нацелен стать призёром. Изучи перечень олимпиад по этому предмету: ВсОШ и несколько крупнейших перечневых (I уровня – самые престижные).7 Отмечай себе сроки их проведения и формат. Цель должна быть конкретной: например, «попасть на региональный этап по физике в этом году» или «выиграть олимпиаду «Ломоносов» в 11 классе». Это будет мотивировать.
Оцени текущий уровень. Прежде чем строить план, честно выясни, где ты сейчас. Можно взять задания школьного или регионального этапа прошлых лет и попробовать решить их в чистых условиях (по времени, без подсказок). Посмотри, сколько баллов набрал бы. Если результат пока скромный – не беда, зато понятно, над чем работать.
Наметь темы для изучения. Сравни школьную программу и требуемый уровень олимпиады. По каждому разделу предмета оцени: знаю хорошо / знаю посредственно / не знаю вовсе. Олимпиадные программы обычно включают дополнительные темы. Например, для математики – элементы теории чисел, для информатики – алгоритмы сортировки, для биологии – основы биохимии и генетики и т.д. Составь список тем, которые нужно изучить или подтянуть.
Подбери ресурсы для каждой темы. Это могут быть учебники, онлайн-курсы, видео-лекции, сборники задач. Например, по физике существуют специальные книги для олимпиадников, где собраны задачи прошлых лет с решениями.6 По математике – классические сборники (Сканави, Курантов) и современные платформы. Выпиши, откуда ты будешь черпать информацию и задачи. Учти свой стиль обучения: кому-то лучше смотреть видео, кому-то – читать книгу, кому-то – сразу решать, разбираясь на ходу.
Составь расписание. Разбей подготовительный период (например, с лета до начала олимпиадного сезона) на отрезки: месяцы, недели. Поставь микроцели на каждый отрезок – выучить столько-то тем, решить столько-то задач.
Конкретный пример: «в июне пройти темы по геометрии (круги, вписанные углы), каждый день решать по 5 задач на эти темы; в июле – алгебра (уравнения, неравенства), каждый день по 5 задач и 1 олимпиадная задача прошлых лет вперемешку». План должен быть реалистичным – оставляй время на повторение и непредвиденное (например, какая-то тема окажется сложнее и потребует больше дней).
Практикуй под условия, ближе к делу. Включи в план контрольные точки: раз в месяц устраивай себе «мини-олимпиаду» – бери комплект задач и решай за отведённое время без помощи. Так проверишь прогресс. Ближе к самим олимпиадам (за 1–2 недели) начни решать задачи именно того формата, который тебя ждёт. Например, если впереди муниципальный этап ВсОШ – порешай задачи муниципальных этапов прошлых лет. Так привыкнешь к стилю заданий.
Следи за результатами и корректируй план. Раз в неделю или две анализируй: всё ли успеваешь, что даётся тяжело, где нужно больше времени. План не высечен в камне – он для тебя, а не ты для него. Если видишь, что какой-то раздел потребовал больше дней – сдвинь график, сократив что-то менее важное. Или, наоборот, если идёшь с опережением, используй выигранное время на дополнительные задачи или отдых.
Не забудь включить отдых и запасные дни. В плане обязательно должны быть «буферы» – дни, когда нет нового материала. Их можно посвятить повторению или восполнению пробелов, если что-то не успел. И хотя бы раз в неделю оставь полдня или вечер совсем без олимпиад – для перезагрузки.
Важно: индивидуальный план должен тебе подходить. Нет смысла копировать чужой распорядок, если он тебе неудобен. Кто-то продуктивнее работает рано утром, кто-то – вечером. Подстрой график под свой биоритм. Цель – сделать подготовку частью своей рутины, чтобы не приходилось каждый раз себя заставлять. Тогда план превратится в привычку, а привычка – в результаты.
В наше время подготовиться к олимпиадам помогают современные технологии.
Вот несколько направлений, которые стоит использовать:
Образовательные онлайн-платформы. Существует множество онлайн-школ, которые предлагают курсы именно для олимпиадников. Например, платформа «Фоксфорд» ведёт курсы по всем предметам – занятия там проводят опытные преподаватели, часто сами бывшие победители олимпиад.2
Есть проекты вроде «Умскул», «Школа Олимп» и др., где можно найти как групповые, так и индивидуальные занятия. Преимущество онлайн-курсов – структурированная программа и сообщество единомышленников.10 Вы занимаетесь по расписанию, получаете обратную связь, видите свой прогресс. Если самодисциплины не хватает, курс поможет организовать подготовку.
Платформы с заданиями. Помимо курсов, существуют сайты, где собрано множество задач для тренировки. Уже упомянутый портал Olimpiada.ru – настоящий кладезь: там публикуются архивы задач и решений самых разных олимпиад.3 Есть специализированные ресурсы по предметам: например, по программированию – Codeforces, Acmp, по математике – Алекс Ларин сайт или Problems.ru, по физике – сборники на сайте физфаков вузов.
Многие региональные организаторы выкладывают задачи на своих сайтах (можно поискать «задания олимпиады <регион> прошлых лет»). Используй эти архивы максимально: решай задачи и сверяйся с официальными решениями. Если решение непонятно – попробуй разобрать его шаг за шагом, при необходимости спроси на форуме или у учителя.
Видео-лекции и вебинары. На YouTube и образовательных платформах можно найти записи лекций по олимпиадным темам. Например, образовательный центр «Сириус» периодически выкладывает разборы олимпиадных задач, вебинары устраивают и университеты (МГУ, МФТИ и др.).
НИУ ВШЭ в начале года проводит открытые вебинары для подготовки к своему конкурсу «Высшая проба, – их тоже можно найти в сети.9 Видео хороши тем, что сложную тему порой легче понять, когда тебе её объясняют голосом, да ещё и с иллюстрациями. Составь плейлист из полезных видео по своим темам и смотри в свободное время.
Наставники и репетиторы. Индивидуальные занятия с экспертом могут существенно ускорить прогресс. Если есть возможность, найдите репетитора, который сам хорошо разбирается в олимпиадах. Это может быть студент старших курсов или аспирант, прошедший через олимпиады, или педагог, специализирующийся на работе с одарёнными школьниками. Он поможет выявить твои слабые места, разъяснить самые запутанные темы, поделиться хитростями.
Как найти репетитора? Спросите у учителей – возможно, они знают таких специалистов. Либо через интернет: сейчас есть сервисы и объявления от олимпиадных репетиторов. Только обязательно уточните квалификацию – хороший репетитор должен понимать специфику олимпиад, а не просто быть отличником по предмету.
Интенсивы и летние школы. Помимо регулярных занятий, очень полезны интенсивные курсы – когда за короткий срок усваивается большой объем материала. Например, Ассоциация победителей олимпиад (АПО) регулярно проводит онлайн-интенсивы по разным предметам.8
В некоторых городах и вузах бывают очные интенсивы на каникулах – сборы, лагеря для олимпиадников. В таком окружении, когда все вокруг горят предметом, мотивация растёт в разы. Если услышите о подобном событии – постарайтесь попасть. Иногда нужно пройти отбор (тест или мотивационное письмо), но игра стоит свеч.
Сообщества олимпиадников. Ищи «своих». В соцсетях есть группы, форумы, чаты, где общаются участники олимпиад. Например, популярна группа «Типичный олимпиадник» ВКонтакте, форум «Покори Воробьёвы горы!» и другие.2
Там можно задавать вопросы, просить совет, делиться материалами. Это поддерживающая среда: увидев, сколько ребят тоже упорно готовятся, ты почувствуешь себя частью большого движения, будет легче не сдаваться. Только соблюдай этикет: не проси «решите за меня», лучше показывай свой разбор и спрашивай, где ошибка – тогда получишь больше уважения и помощи.
Ни одна серьёзная подготовка не обходится без анализа ошибок. В олимпиадном пути ошибки – это не то, чего надо стыдиться, а то, из чего надо извлекать максимум пользы.
Вот как эффективно работать над своими промахами:
Веди дневник ошибок. Заведи тетрадь или документ, куда записываешь все задачи, которые вызвали затруднения или были решены неверно. Выписывай условие (кратко), свой неправильный ход и правильное решение (когда узнаешь его). Регулярно просматривай этот дневник. Убедись, что через некоторое время ты уже можешь без ошибок решить те задачи, где раньше спотыкался.
Разбирай задачи с кем-то опытным. Если самостоятельно не понял решения задачи, не откладывай – обсуди с наставником, учителем или на форуме. Свежий взгляд поможет разобраться. Иногда достаточно небольшого толчка, подсказки – и задача «ложится» в голове. После разборов пробуй решить похожие задачи, чтобы закрепить новый подход.
Используй официальные разборы. Организаторы олимпиад нередко публикуют не только задания, но и решения или критерии к ним.1 Особенно это касается ВсОШ: к задачам финального этапа обычно есть методички для жюри с подробно расписанными решениями.
Найди эти материалы (на сайтах региональных центров, на Olimpiada.ru и т.д.) и изучай. Они показывают образец правильного оформления и логики. Сравнивай свои решения с официальными: где ты сделал иначе? Всегда ли твой метод доводит до конца? Такой сравнительный анализ учит мыслям экспертов.
После олимпиады – спокойный анализ. Как только прошёл этап олимпиады, постарайся по горячим следам вспомнить и записать, какие задачи были и как ты их решил. А когда опубликуют задания и решения – проверь себя. Найди, где потерял баллы. Иногда оказывается, что из пяти задач ты решил две полностью, одну не успел чуть-чуть дописать, а две не понял – значит, над этими двумя темами и нужно работать. Воспринимай каждую олимпиаду как тренировку перед следующей.
Не зацикливайся на одном. Если какая-то задача не поддаётся очень долго – отложи, перейди к другой. Бывает, что решение приходит спустя время, когда мозг «переварит» подсознательно. Возвращайся позже. Главное – не позволяй одной неудаче сломать веру в себя. Ошибки – естественная часть обучения, *они нормальны и неизбежны.5 Лучшие олимпиадники ошибались сотни раз на этапе подготовки – просто они делали выводы и шли дальше.
Учись на чужих ошибках. Посмотри разборы не только своих работ, но и типичные ошибки других. Например, жюри часто публикует комментарии: какой момент оказался самым сложным для участников, где большинство ошиблось. Если у тебя такого пробела нет – отлично, отмечай, чтобы самому не попасться. Если чувствуешь, что тоже не совсем уверен в этом моменте – проработай дополнительно.
Подход «ошибся -> разобрал -> понял -> исправил» позволит тебе с каждой неудачей становиться только сильнее. В итоге к главным стартам ты придёшь вооружённым против всех ловушек, которые когда-то сбивали тебя с толку.
Подготовка к олимпиадам – испытание не только для учеников, но и для их родителей. Правильная родительская поддержка способна существенно повысить шансы ребёнка на успех, тогда как неправильный подход может, наоборот, отбить охоту участвовать.
Вот несколько рекомендаций, как помочь своему олимпиаднику (обращаемся к вам, уважаемые родители):
Ставьте процесс выше результата. Олимпиада – это марафон, и важно, чтобы ребёнок бежал его с удовольствием. Настройте сына или дочь на интерес к новым знаниям, а не на обязательную победу.5 Не делайте выигрыш самоцелью всей жизни. Если ребёнок видит, что вы будете гордиться им при любом исходе, он чувствует себя увереннее. И наоборот, постоянный акцент на «только победа имеет значение» усиливает страх ошибки и мешает раскрыться.
Правильно реагируйте на проигрыш. Даже очень способный ученик может не пройти дальше школьного этапа или остаться без диплома – конкурсы непредсказуемы. В случае неудачи воздержитесь от упрёков и излишнего «разбора полётов» сразу по горячим следа.5
Ребёнок и так расстроен, ему важно услышать: «Мы тебя всё равно любим и ценим, ты у нас молодец, столько всего выучил, столько старался». Подчеркните, что опыт, приобретённый в подготовке, никуда не делся. Когда эмоции улягутся, вместе проанализируйте ошибки и составьте новый план. Но в первую очередь дайте понять, что *ваша любовь не зависит от побед и медалей.5
Помогайте организовать занятия. Подростку сложно самостоятельно выстроить долгосрочное планирование – тут нужна ваша поддержка. Вместе с ребёнком составьте распорядок подготовки (но пусть он сам предложит, когда ему удобнее заниматься – дайте чувство контроля).
Проследите, чтобы были созданы комфортные условия: тихое место для учебы, необходимая литература или компьютер для онлайн-занятий. Интересуйтесь, как идут дела: не с позиции контроля («сколько задач решил?»), а с искренним любопытством («что нового узнал?», «какая задача была самой трудной на этой неделе?»). Это покажет, что вам интересен сам процесс.
Ищите ресурсы и возможности. Родитель может взять на себя часть работы по поиску материалов. Например, разузнать про ближайшие кружки, олимпиады, даты, регистрацию – чтобы ребёнок не упустил сроки. Найти и предложить книги, сайты, полезные ссылки.
Возможно, связаться с учителем или знакомыми преподавателями насчёт дополнительных занятий. Школьник сам может не догадаться о каких-то опциях, а вы, имея больше жизненного опыта, подтолкнёте его в нужном направлении. Только не превращайте это в навязывание – предлагайте опции, но окончательный выбор пусть делает ученик, тогда мотивация будет выше.
Финансовая и бытовая поддержка. Подготовка к олимпиадам часто требует вложений – книги, оплата курсов, поездки на очные туры (проезд, проживание). По возможности, инвестируйте в это – это инвестиция в образование и будущее ребёнка. Также помогайте в быту: разгрузите старшеклассника от части домашних дел на период интенсивной подготовки, организуйте здоровый распорядок дня (следите, чтобы высыпался, вовремя ел). Здоровье – фундамент успеха, тут без родителей никак.
Эмоциональное подкрепление. На длинной дистанции у ребёнка может падать мотивация. Родитель – главный «коуч» и болельщик. Подбадривайте на каждом этапе: маленькая победа (разобрался с темой, улучшил результат тренировки) – похвала.
Видите усталость – устроите выходной, сводите в кино, отвлеките. Некоторые семьи даже вырабатывают ритуалы: например, в день перед олимпиадой печь любимый пирог на удачу, или после олимпиады независимо от результата идти в кафе отпраздновать, что этап пройден. Так формируется позитивное отношение: олимпиада – это праздник знаний, а не стресс «ой, а что скажут родители, если я проиграю».
Помните, ваша задача – быть рядом, верить в ребёнка и давать ему понять, что цените сам процесс развития. Тогда школьник будет уверен в себе и сможет горы свернуть. А совместные преодоления трудностей лишь укрепят ваши отношения.
Система олимпиад школьников в России многоуровневая. Важно понимать, через какие этапы нужно пройти и как правильно выстроить свою стратегию на каждом из них.
Это главная государственная олимпиада, проводится по каждому учебному предмету. Она состоит из четырёх этапов: школьного, муниципального (районного/городского), регионального и заключительного (финала).7
К участию в школьном этапе допускаются все желающие с 5 класса, без отбора.11 Дальше проходят те, кто набрал определённый балл (проходной балл устанавливают оргкомитеты). С каждым этапом задания усложняются, а участников становится меньше.
Победители и призёры заключительного этапа фактически получают «золотой билет» – их зачисляют в профильные вузы без экзаменов (результат финала не нужно подтверждать баллами ЕГЭ). Призёры регионального этапа и ниже никаких льгот не дают, но служат ступеньками к финалу.7
Параллельно ВсОШ существует множество других конкурсов, проводимых вузами и организациями. Министерство ежегодно утверждает Перечень олимпиад школьников, разделённых по уровням престижности (I, II, III).7
Олимпиады I уровня (например, «Ломоносов» МГУ, «Физтех» МФТИ, «Высшая проба» ВШЭ) дают льготы как ВсОШ – победители/призёры могут поступить без экзаменов или получить 100 баллов ЕГЭ в профильный вуз.7 Олимпиады II и III уровня обычно дают чуть меньше льгот (например, только 100 баллов ЕГЭ, или только в определённые вузы).
Каждая такая олимпиада имеет собственный регламент – обычно это два этапа: отборочный (часто онлайн) и финальный (очный в вузе или тоже онлайн). Некоторые олимпиады проводят очный финал в форме тура выходного дня, другие – в несколько туров, вплоть до защиты проектов.
Стратегия участия:
Школьный этап: Здесь стоит участвовать максимально широко. Попробуй себя во всех предметах, где чувствуешь силы – это своего рода тренировка в боевых условиях. Школьный этап обычно несложный, на нём выявляют мотивированных. Если пройдёшь по нескольким предметам – отлично, дальше решишь, на чём сосредоточиться.
Муниципальный этап: На этом уровне задачи становятся интереснее. Обычно к муниципальному этапу у школьника уже вырисовывается любимый предмет. Можно продолжать участвовать в нескольких, но распределяй силы с умом, особенно если расписание туров совпадает. Муниципальный этап – хороший показатель: если здесь берёшь высокие баллы, есть смысл биться за регион.
Стратегия на туре: внимательно читай задания, время часто ограничено 2-3 часами. Сначала реши всё, что знаешь, потом бросайся на более сложное. Не трать всё время на одну задачу. Лучше получить по нескольку баллов за частичные решения многих задач, чем идеальное решение одной и пусто по остальным.
Региональный этап: Серьёзное испытание. К этому моменту желательно сосредоточиться на 1–2 предметах, где ты прошёл. Задания регионального уровня уже требуют олимпиадных знаний. Перед туром изучи задачи прошлых региональных этапов своего региона (и других тоже) – часто есть преемственность. На самом туре очень важно распределить время. Задач мало, но они объёмные – распланируй, сколько минут на каждую, с учётом их ценности в баллах.
Пиши разборчиво и структурировано, особенно решения задач и эссе – эксперты ценят ясность мысли.1 Если что-то не успеваешь полностью решить, опиши хотя бы частично подход – иногда это даёт баллы. По окончании тура не спеши уходить – проверь, не пропустил ли часть задания, дописал ли всё, что хотел.
Заключительный этап (финал ВсОШ) и очные финалы перечневых олимпиад: Это уже уровень высшего пилотажа. Подготовь всё необходимое заранее: если финал очный в другом городе – позаботься о дороге, проживании (обычно помогают организаторы, но лучше перепроверить). Узнай регламент: часто финал идёт два дня (теория и практика, тур первый и второй и т.д.).
Возьми с собой всё разрешённое: справочные материалы, калькулятор (если можно), канцелярские принадлежности вплоть до запасных ручек. На самом финале старайся сохранять максимальную концентрацию. Помни, что соперники вокруг – такие же умники, как ты, не бойся их, но и не недооценивай задания. Если первый взгляд на задачи приводит в ужас – не паникуй, такое бывало у многих.2 Постепенно вчитайся, начни с любого знакомого места, и мысль пойдёт.
Следи за временем: на финалах задачи очень трудоёмкие, не «зависай» слишком долго. Лучше потом при апелляции показать недорешенную задачу и получить баллы за идею, чем не написать ничего. После тура – обсуди решения с другими участниками, узнай правильные ответы (нервы, конечно, но лучше быть готовым к любому исходу). Если есть явная несправедливость в оценках, грамотная апелляция может добавить баллы – формулируй чётко, какие моменты просите пересмотр, со ссылкой на критерии.
Перечневые олимпиады (дополнительно): Помимо ВсОШ, выбери 2-3 крупные олимпиады из Перечня, подходящие тебе. Например, для физика это может быть помимо ВсОШ – «Физтех» и «Московская олимпиада школьников». Для историка – «Ломоносов» и «Высшая проба». Разные олимпиады обычно проходят в разное время, так что можно выстроить график участия.
Это увеличивает шансы на итоговый успех: вдруг где-то не получилось, а другую выиграешь. Имей в виду, что уровень заданий различается: какие-то олимпиады славятся крайне сложными задачами (и небольшим числом победителей), а какие-то более массовые.
Стоит взглянуть на отчёты прошлых лет: сколько дипломов выдавали, какого примерно характера задачи. Стратегия участия примерно как на финале ВсОШ – максимальная собранность. Не забывай регистрироваться вовремя и проходить отборочные этапы (они часто онлайн и их сроки легко пропустить!).
Независимо от этапа, главное – получай удовольствие от процесса соревнования. Олимпиада – это шанс не только проверить себя, но и встретить новых друзей, единомышленников, увидеть новые места (если это поездка). Когда соревнуешься с интересом, а не со страхом, результаты всегда лучше. Сохраняй спортивный азарт и верь в себя – тогда стратегия принесёт плоды.
Подготовка к олимпиадам – это длинный путь, полный трудностей, маленьких побед и поражений. Очень важно помнить, что олимпиада ценна не только самим дипломом, но и тем человеком, которым ты станешь в процессе подготовки.
Знания, умения и качества, которые ты развиваешь – целеустремлённость, умение учиться самостоятельно, справляться со стрессом, анализировать ошибки – всё это останется с тобой на всю жизнь. Даже если сегодня не удалось взять призовое место, завтра это обязательно произойдёт при достаточном упорстве.
Каждый год сотни ребят становятся призёрами и получают заветные льготы, но и те, кто не получил диплом, вовсе не зря старались. Ты углубился в любимый предмет, расширил кругозор, научился думать и преодолевать трудности. Эти навыки обязательно пригодятся – на ЕГЭ, в университете, да и в любой жизненной ситуации. Олимпиады учат работать над собой и не бояться сложных задач – а это, согласись, уже бесценно.
Если в какой-то момент почувствуешь усталость или разочарование – вспомни, зачем ты начал этот путь. Ради знаний? Ради мечты поступить в крутой вуз? Ради того кайфа, когда решаешь задачу, которую «никто не решил»? Все эти причины – про твой личный рост. Продолжай идти вперёд маленькими шагами. Расти над собой, а не сравнивай себя с другими. И тогда однажды оглянешься и поймёшь, что проделал колоссальную работу, стал в разы сильнее, чем был.
Мы верим, что у тебя всё получится. Каждая задача, каждое усилие – это кирпичик в фундамент твоего будущего успеха. Настройся на долгосрочную перспективу: олимпиада – не конец, а начало большого пути в науку, в профессиональную деятельность.
Возможно, пройдёт несколько лет, и ты уже будешь студентом, а знания, полученные при подготовке, вдруг всплывут на лекциях и сессиях – и тебе будет легко там, где другим трудно. Или ты встретишь на вузовской конференции бывшего соперника по олимпиаде – и это перерастёт в крепкую дружбу или сотрудничество.
Продолжай учиться с интересом и страстью. Не бойся мечтать масштабно – став призёром олимпиады сейчас, через несколько лет ты, глядишь, уже будешь покорять новые вершины. Главное – не останавливайся. Мы желаем тебе удачи и веры в себя. Помни: каждое усилие приближает тебя к цели, а знание – сила, которая всегда останется с тобой. Вперёд, к новым победам!
*Ты всё сможешь – дерзай, и призовые места не заставят себя ждать!2
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Расскажите, в каких олимпиадах вы будете участвовать? Как думаете, какая будет самой сложной?
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет