Здравствуйте, друзья! Сегодня мы подготовили статью, посвященную подготовке к ОГЭ по английскому языку. В статье мы собрали советы по подготовке к ОГЭ по английскому для учеников 9 классов. Разберемся, хватит ли года, месяца или одного дня для освоения материала с нуля.
Мы расскажем, стоит ли учить язык самостоятельно и как родители могут помочь своим школьникам.
ОГЭ по иностранному (в том числе английскому) обычно выбирают девятиклассники, которые планируют потом сдавать ЕГЭ по языку. Результаты этого экзамена влияют на аттестат, могут учитываться при поступлении в колледж или при отборе в профильный 10 класс.1
Даже если язык не является обязательным предметом, успешная сдача английского на ОГЭ дает тебе дополнительные возможности: показывает уровень владения языком, может помочь при переводе в школу с углубленным изучением языков, да и просто служит отличной мотивацией выучить английский на приличном уровне к окончанию 9 класса.
Зачем тебе сдавать английский? Если ты собираешься в 10-11 класс с уклоном на гуманитарные предметы или планируешь в будущем сдавать ЕГЭ по английскому, ОГЭ станет первой важной ступенькой. Он дисциплинирует и даёт опыт серьезного экзамена.
Кроме того, знание английского – полезный навык в жизни. Так что даже если сейчас у тебя «ноль» знаний, но есть цель – смело выбирай английский на ОГЭ. В этой статье мы расскажем, как начать подготовку с полного нуля и успешно сдать экзамен.
Хорошие новости: в 2025 году формат ОГЭ по английскому не претерпел значительных изменений.2 Проще говоря, структура экзамена такая же, как и в 2024 году – никаких новых типов заданий не добавлено. Экзамен по-прежнему состоит из письменной и устной частей.
Все изменения коснулись лишь деталей оценивания: были уточнены критерии оценки ответов в задании 35 (письмо) и задания 3 устной части (монолог). Это значит, что требования к содержанию письменного высказывания и устного монолога стали четче, но сами задания остались прежними.
Основные актуальные моменты формата 2025:
Устная часть обязательна. Экзамен включает устное собеседование (чтение текста, диалог-вопросы и монолог). Раньше говорение могло быть по выбору, теперь же, если ты сдаёшь ОГЭ по английскому, ты выполняешь и устные задания. Не пугайся: задания вполне посильные, просто требуют практики.
Структура и баллы те же. Максимум за весь экзамен – 68 первичных баллов, как и раньше.1 Шкала перевода баллов в оценку: 0–28 баллов = оценка 2, 29–45 = 3, 46–57 = 4, 58–68 = 5.3 Минимального порога «сдал/не сдал» по выборным экзаменам обычно нет – важно набрать как можно больше для аттестата.
Уточнение критериев. Обрати внимание на обновленные критерии проверки письма и устного монолога. Например, в письме важно полностью раскрыть коммуникативную задачу (ответить на все вопросы друга, задать свои вопросы, уложиться в требуемый объем и формат). Если раньше критерии могли трактоваться вольно, теперь они описаны чётче – учти их при подготовке. То же с монологом: нужно говорить связно по плану, не отклоняясь от темы, и использовать правильные языковые средства.
Итого, в формате сюрпризов нет. Можно смело использовать демоверсии 2024/2025 годов и банки заданий ФИПИ – они полностью соответствуют тому, что тебя ждет на экзамене. Далее разберем подробно структуру экзаменационной работы.
Экзамен делится на письменную часть (основной блок заданий на бумаге или компьютере) и устную часть (говорение).
Вот из чего состоит каждый блок и как он оценивается:
Письменная часть включает 35 заданий четырёх разделов:
Аудирование – задания 1–11 на понимание прослушанного материала. Нужно прослушать несколько небольших текстов/диалогов и ответить на вопросы. Например, первые 4 вопроса – выбрать правильное продолжение предложения по содержанию аудио, задания 6–11 – ответить верно/неверно или выбрать соответствия.
Есть и задание на соответствие (оно под номером 5), где к 5 высказываниям нужно подобрать правильные утверждения из списка. За весь раздел аудирования можно получить 15 баллов (большинство вопросов оцениваются в 1 балл, а задание на соответствие – до 5 баллов).3 Тексты звучат дважды, и у тебя будет небольшая пауза, чтобы обдумать ответ.
Чтение – задания 12–19 на понимание прочитанного текста. Обычно это задания с выбором утверждений True/False/Not stated или установка соответствия заголовков абзацам и т.п. Раздел чтения содержит 2 группы заданий: одно (№12) может быть на установление соответствий (6 баллов), и еще несколько вопросов 13–19 по другому тексту (по 1 баллу каждый). Всего за чтение можно получить 13 баллов.3
Грамматика и лексика – задания 20–34, проверяющие знание грамматических правил и словообразования. Здесь два типа задач:
Грамматическое преобразование (20–28): дан текст с пропусками, после текста перечислены слова в начальной форме (заглавными буквами) для каждого пропуска. Нужно изменить данное слово грамматически (в нужное время, число, форму и т.д.), чтобы оно вписалось по смыслу.4 Например, поставить глагол в правильное время или существительное во множественное число. Проверяются знания времен, форм слов и т.п.
Словообразование (29–34): другой текст с пропусками, после текста даны слова-основы, от которых нужно образовать однокоренные слова (например, с помощью суффиксов или приставок) так, чтобы они грамматически и лексически подошли по смыслу.4
За каждый правильный ответ – 1 балл, итого 15 баллов за весь раздел грамматика/лексика. Проверяется множество элементов языка: времена, пассивный залог, модальные глаголы, местоимения, степени сравнения, артикли и др. (чуть далее мы дадим чек-лист тем) – а также знание словообразовательных аффиксов. Например, нужно уметь образовывать имена существительные и прилагательные с помощью суффиксов (-er, -ness, -ful, -less и т.д.).4
Письмо – задание 35, в котором требуется написать развернутое личное письмо-ответ другу (email). Тебе будет дан отрывок письма иностранного друга с вопросами к тебе; нужно ответить на его вопросы и задать ему 3 свои вопроса на указанную тему, соблюдая формат. Объем – примерно 100–120 слов (не менее 90 и не более ~130 слов, иначе снижают баллы).1
Письмо оценивают эксперты по 4 критериям (решение коммуникативной задачи, знание лексики и грамматики, орфография, организация текста). Максимум 10 баллов за письмо.1 Чтобы получить высокий балл, нужно ответить на все поставленные вопросы, задать вопросы другу, придерживаться дружеского стиля и не делать грубых ошибок.
Как оформляются ответы: задания 1–34 – это краткие ответы (цифра или слово) в бланк. Письмо пишется на отдельном бланке от руки. Проверка: первые три раздела (1–34) проверяет компьютер по заложенным правильным ответам, а письмо проверяют эксперты вручную.
Устная часть проходит отдельно (часто в другой день) и состоит из 3 заданий, ответы на которые записываются на компьютер:
Задание 1: Чтение вслух текста. Дается небольшой научно-популярный или публицистический текст (около 10–12 предложений). У тебя будет 1.5 минуты на подготовку прочитать про себя, потом нужно прочитать вслух четко и правильно. Оценивается произношение и интонация, максимум 2 балла.1
Задание 2: Условный диалог (вопрос-ответ). Тебе предстоит ответить на 6 вопросов, которые услышишь от экзаменатора (записаны аудио). Фактически, это имитация интервью: например, тебе задают вопросы на тему твоей школы, хобби и т.п., и нужно кратко ответить каждое. Ответы должны быть развернутыми (не просто «yes/no», а хотя бы 2-3 фразы). Максимум 6 баллов суммарно (по 1 баллу за ответ).1
Задание 3: Монологическое высказывание. Ты получишь карточку с темой монолога и планом из 3 пунктов (о чем рассказать). Темы связаны с личным опытом или мнением (например, «Моя любимая книга», «Спорт в моей жизни», «Праздники нашей семьи» и т.п.). Нужно подготовиться 1.5 минуты, затем говорить монолог 10–12 фраз по теме, раскрыв все пункты плана. Оценивается содержательность, связность речи и языковое оформление. Максимум 7 баллов.1
Устная часть занимает около 15 минут на одного ученика (включая время на подготовку перед чтением текста).1 Записи ответов потом оценивают эксперты по критериям. За устную часть суммарно можно получить 15 баллов (2+6+7).3
Совет: Не бойся устной части – задания стандартные и короткие. Чтение текста можно натренировать (главное – читать громко, чётко и с правильной интонацией, делая паузы в нужных местах). В диалоге старайся отвечать полностью и сразу переходи к сути ответа, не отвлекайся.
Монолог лучше структурировать: можно мысленно придерживаться плана «вступление – основная часть – заключение». Если говоришь меньше 10 фраз или не раскрыл тему, потеряешь баллы, так что используй весь отведённый минутный ответ. Потренируй говорить на время дома, чтобы почувствовать сколько это – 10–12 предложений.
Итого по структуре: ОГЭ по английскому проверяет все навыки: аудирование, чтение, письмо, говорение, а также знания грамматики и словарный запас. Максимальный балл 68, который потом ставится в аттестат по пятибалльной шкале.3 На письменную часть даётся 120 минут, этого времени достаточно, чтобы успеть всё, если не застревать слишком долго на одном разделе.
Планируй так: ~30 минут на каждое из 4 писемных направлений.1 Помни, что все задания рассчитаны на уровень не выше A2 (Pre-Intermediate).3 То есть от тебя не требуют сверхъестественной лингвистики – только то, что обычно проходит к концу 9 класса. Далее мы поговорим, как же подготовиться с нуля к выполнению этих заданий.
Если у тебя сейчас практически нулевой уровень знаний, не переживай – при грамотном подходе даже за ограниченное время можно достичь уровня A2 и успешно сдать ОГЭ.
Главное – системность и настойчивость. Вот пошаговый план подготовки для новичка:
В начале подготовки важно понять, с чем придется иметь дело. Рекомендуем начать с того, чтобы посмотреть демоверсию ОГЭ и попробовать выполнить хотя бы часть заданий.1 Да-да, даже если пока не знаешь ответов – пролистай демоверсию, посмотри форматы заданий.
Так ты узнаешь, какой уровень английского требуется, и какие именно умения проверяются. Можно даже честно решить демоверсию «наугад» и проверить по ключам, чтобы понять разницу между текущими знаниями и требуемыми. Это не для оценки, а чтобы у тебя был стимул и план, что учить.
После демоверсии оцени: знаешь ли ты базовые вещи (например, понимать элементарные тексты, сформулировать пару фраз о себе)? Если совсем трудно – ничего, значит, начинаем с самого начала.
С нуля не выйдет сразу броситься решать тесты ОГЭ. Сначала нужно заложить фундамент – базовую грамматику и простую лексику уровня A1 (Beginner). Если ты вообще не учил английский раньше или совсем не помнишь, начни с алфавита и произношения основных звуков (чтобы правильно читать и понимать на слух).
Затем последовательно пройди основные темы грамматики: личные местоимения, простое настоящее время (Present Simple) глагола to be и обычных глаголов, построение утвердительных и вопросительных предложений, простое прошедшее (Past Simple) и будущее (Future Simple). Учись строить простые фразы: расскажи о себе, о семье, описать предмет (цвет, размер) – это уровень самого простого общения.
Параллельно набирай базовый словарный запас. Начни с тем: семья, школьные предметы, погода, ежедневные дела, числа, время, и т.д. Хорошая идея – использовать бесплатные приложения или сайты (Duolingo, Lingualeo, Quizlet) для запоминания слов и фраз на начальном этапе, чтобы разнообразить учебу.
Твоя задача на этом шаге – понять основы, научиться читать несложные тексты и понимать очень простую речь. Когда почувствуешь, что можешь понимать тексты уровня 7-8 класса, узнаешь большинство распространенных слов из школьной программы, можно двигаться дальше.
После освоения самых азов переходи к более сложным разделам грамматики, которые требуются на ОГЭ (см. чек-лист ниже). В 9 классе от тебя ждут умения использовать разные времена (Present Simple/Continuous/Perfect, Past Simple/Continuous/Perfect, Future Simple), пассивный залог, модальные конструкции и др.4
На этом этапе хорошо пойдут специальные учебники для подготовки к ОГЭ или 9 класса школы – они как раз охватывают нужный материал. Можно заняться с репетитором или записаться на онлайн-курс для уровня Elementary/Pre-Intermediate, чтобы тебя вели по темам.
Важно прокачать следующие навыки:
Грамматические навыки. Удели внимание временам глагола (как образуются и когда употребляются), особое внимание Present Perfect (многих пугает, но на уровне А2 достаточно знать базовые случаи использования) и Past Continuous, также разберись с страдательным залогом (Passive Voice) – хотя бы в настоящем и прошедшем времени, с модальными глаголами (can, must, have to, should и т.д.), с условными предложениями (типы 0, I, II) и конструкцией I wish... для выражения сожаления.4 Эти темы часто встречаются в заданиях на преобразование слов. Отрабатывай упражнения на каждую тему, пока не добьёшься понимания.
Лексические навыки. Расширяй словарный запас по темам, которые часто фигурируют в заданиях ОГЭ: школа и образование, семья и друзья, погода и природа, здоровый образ жизни, увлечения, путешествия, техника и интернет и др. Читай тексты на эти темы и выписывай новые слова. Старайся учить не просто отдельные слова, а словосочетания (collocations) и клише. Например, по теме «Спорт»: go hiking, do karate, sports facilities, win a competition и т.д. Это пригодится и для понимания текстов, и для своего письма/монолога.
Словообразование. Обязательно потренируй образование разных частей речи. В задании 29–34 тебе нужно будет превращать слова, добавляя суффиксы/приставки. Выучи основные суффиксы существительных (-er, -ness, -ation, -ion, -ment, -ship и т.п.) и прилагательных (-ful, -less, -able, -ive, -ed, -ing и др.), а также отрицательную приставку un-.4 Тренируйся: из слова success сделать successful, из friend – friendship, из use – useful/useless и т.д. В открытом банке ФИПИ много таких упражнений – решай их.
На этом этапе полезно решать тематические тесты. Например, выучил тему Present Perfect – порешай 10 тестовых заданий только на это время (их можно найти в пособиях или онлайн-тренажерах). Так знания закрепляются точечно. Продвигайся системно, закрывая пробелы одну за другой.
Освоив большую часть тем, параллельно начинай регулярно практиковать реальные задания из ОГЭ. Очень полезен Открытый банк заданий ФИПИ: это сборник всех типовых задач, из которого составляют варианты экзамена.3 Банк доступен онлайн, и если каждый день прорешивать по нескольку задач оттуда, велика вероятность встретить похожие на экзамене.3
Составь расписание: например, каждый день решать 5-10 тестовых заданий (аудирование, чтение или грамматика с лексикой) из открытого банка. Сегодня – упражнения по аудированию (там есть скрипты и аудио), завтра – несколько текстов на чтение и вопросы к ним, послезавтра – блок грамматики/лексики. Так ты привыкнешь к формату и научишься применять свои знания в контексте экзамена.
Помимо открытого банка, раз в неделю пытайся делать полный пробный вариант ОГЭ целиком. Засеки 2 часа и пройди все разделы подряд, включая письмо (на черновике) и, если есть возможность, говорение (можно записать себя на телефон).
Затем проверь результаты: часть с выбором ответа – по ключам, письмо покажи учителю или знающему человеку для оценки. Такие тренировочные варианты помогут распределять время и снизят стресс перед настоящим экзаменом.
Новичкам обычно сложнее всего воспринять речь на слух и заговорить.
Поэтому удели особое внимание listening & speaking:
Цель – привыкнуть к звучанию английской речи, научиться выхватывать ключевые слова. На экзамене говорящие обычно дикторы, читают достаточно четко, так что тренируй внимание к деталям. Учись делать пометки во время аудирования (в черновике), особенно на задание с соответствиями: например, ставь номера говорящих и помечай тему каждого – это поможет затем соотнести с вариантами.
Затем перейди к ответам на вопросы – найди списки типичных вопросов (их полно в пособиях и на сайтах по ОГЭ) и тренируйся отвечать сразу, не готовясь, как в интервью. Например: What is your favourite school subject and why? – и ты отвечаешь на ходу 2-3 предложениями. Поначалу можно писать ответы, но постепенно научись говорить сходу.
И конечно, потренируй монологи. Возьми темы (их тоже можно найти списком, типичные темы монологов ОГЭ) и попробуй говорить по плану 1-2 минуты. Записывай себя, затем проверяй: уложился ли в 10-12 фраз, логично ли изложил мысли. Если есть возможность, практикуй разговор с кем-то, кто знает язык: с одноклассником (вместе готовиться веселее!), с репетитором или даже с носителем онлайн.
Когда знания подтянуты, важно понимать, как подходить к разным заданиям на экзамене:
Не хватайся за знакомые слова, а понимай суть высказывания. Во втором задании (соответствие мнений и утверждений) выпиши кратко ключевые темы каждого спикера, чтобы не запутаться. В третьем (True/False) внимательно слушай детали. Если не уверен – не трать время, угадай наиболее правдоподобный вариант и иди дальше.
После вписывания слова прочитай предложение целиком – звучит ли грамматически правильно? В заданиях 29–34 ищи подсказки в окончании предложения: может, там стоит артикль, значит дальше должно быть существительное; стоит very – значит дальше должно быть прилагательное, и т.д. Если не знаешь конкретного слова, попробуй образовать интуитивно – многие слова образуются по типичным моделям.
Начни письмо с благодарности за письмо, в конце – пару фраз типа “Sorry, I must go…” и пожелание. Помни про структуру: обращение, вводная фраза, основной блок ответов, вопросы, заключительная фраза, прощание и подпись. Следи за объемом: <90 слов = 0 баллов, >120 слов – проверяют только первые ~120 (лишнее отбрасывается).1 Лучше 100–110 слов. После написания перечитай и проверь на ошибки и на то, все ли вопросы/темы раскрыты.
В задании 2 (вопросы) внимательно слушай каждый вопрос. Если не расслышал, можно сказать “Sorry, could you repeat the question, please?” – тебе повторят (но злоупотреблять нельзя). Отвечай полным предложением, включай часть вопроса в ответ. Например, спросили: “What is your favourite sport?” – начинай: “My favourite sport is...”, а не просто “Football.” Старайся сразу дать ответ без долгих пауз – на каждый вопрос времени мало (буквально 1-2 минуты на все).
В задании 3 (монолог) воспользуйся 1.5 минутами подготовки: составь мысленно план высказывания по пунктам, придумай 1-2 фразы на каждый. Начни монолог с общей фразы, типа: “Now I’d like to talk about ...” или “Let me tell you about ...” – это даст тебе уверенный старт. Говори по плану: первый пункт – 2-3 предложения, второй – еще 3-4 предложения, третий – тоже.
В конце сделай вывод или заключительную фразу: “That's all I wanted to say.” Если вдруг запнулся, можно использовать клише: “Let me think... What else can I say... Well,...” – небольшая пауза не страшна. Главное – раскрыть все три пункта. И не волнуйся о небольших ошибках, говори уверенно – экзаменатор понимает, что ты не носитель.
Регулярно проверяя свои пробные работы, обращай внимание, где теряешь баллы. Например, если видишь, что постоянно ошибаешься в Past Perfect или путаешь much и many – вернись к этим темам, повтори правило, сделай дополнительные упражнения.
Аналогично с навыками: не понимаешь на слух определенный акцент – послушай больше материалов с таким акцентом; плохо укладываешься в время – потренируйся делать задания на скорость. Исправление ошибок – залог роста. Можно завести тетрадь ошибок, куда записывать все промахи и правильный вариант – и периодически ее просматривать.
С нуля учить язык интенсивно – задача непростая, важно не перегореть. Добавляй в свою подготовку элементы игры: смотри фильмы/сериалы с субтитрами (начни с чего-то простого и интересного лично тебе), слушай музыку на английском и разбирай слова, найди друга или одноклассника для совместных занятий, соревнуйтесь в тестах.
Каждый месяц отмечай свой прогресс – например, перечитай текст, который раньше был непонятен, и ты удивишься, сколько теперь понимаешь! Хвали себя за успехи, даже небольшие. Регулярность лучше, чем рывки: пусть английский будет каждый день по чуть-чуть в твоей жизни.
Следуя этому плану шаг за шагом, ты постепенно перейдешь от полного нуля к уверенным знаниям, достаточным для ОГЭ. Дальше — подробный чек-лист тем, чтобы ничего не забыть при подготовке.
Чтобы успешно выполнить раздел «Грамматика и лексика» и писать/говорить без критических ошибок, убедись, что владешь следующими темами:
Грамматика (что нужно знать и уметь применять):
Времена группы Simple: Present Simple, Past Simple, Future Simple – утверждения, вопросы, отрицания. Употребление временных маркеров (every day, often, yesterday, last year, tomorrow и т.д.).
Времена Continuous: Present Continuous, Past Continuous – образование (to be + V-ing), использование для действий в процессе (сейчас, в конкретный момент в прошлом). Отличия от Simple.
Времена Perfect: Present Perfect, Past Perfect – образование (have/has + V3), случаи употребления (опыт, результат, к моменту в прошлом и др.). Хотя Past Perfect реже нужен, понимать структуру полезно. Также Present Perfect Continuous на базовом уровне (для долгих действий с результатом к наст. моменту).4
Future forms: помимо Future Simple, знать конструкцию to be going to (собираться что-то сделать) и уметь различать, когда использовать will vs going to vs Present Continuous для будущего.4
Страдательный залог (Passive Voice): уметь образовывать Passive в основных временах (Present Simple: is done, Past Simple: was done, Present Perfect: has been done и т.д.) и понимать, когда он используется (когда важно не кто сделал, а что произошло).4
Модальные глаголы и их эквиваленты: can/could (уметь, мочь), be able to, must (должен), have to, should (следует), may/might (возможно), need (нужно).4 Уметь использовать их в разных временах (например, прошедшее от must – had to, прошедшее от can – could или was able to). Понимать оттенки: must vs have to, can vs may (разрешение).
Условные предложения: условия реального характера – Zero Conditional (общее утверждение: If Present, then Present) и First Conditional (If Present, will Future); условия нереального характера – Second Conditional (If Past Simple, would + V).4
Конструкция I wish… для выражения сожаления: I wish I had... (как жаль, что не...), I wish I could... и т.д..4
Простая косвенная речь: уметь превращать прямой вопрос/предложение в косвенное (He asked if..., She said that...). Знать, как меняются местоимения, время (согласование времен), особенно в рамках программ 9 класса: перенести Present в Past, Past в Past Perfect и т.д..4 А также косвенные вопросы (например, He asked me what time it was).
Структуры с -ing: герундий и инфинитив. Понимать, после каких слов используется to + V (decide to do) и где V-ing (enjoy doing, avoid doing).4 А также конструкции типа like doing sth / would like to do sth (разница привычки и желания сейчас).
There is / There are: уметь строить предложения с There is/are для описания наличия чего-то (это элементарно, но часто ошибки на согласование числа: There is many people – неверно).
Артикли: знать случаи употребления a/an, the и отсутствие артикля. Уметь применять к названиям учреждений (school, the school), страны (no article) vs групп стран (the USA), уникальным объектам (the Sun), и в выражениях типа in the morning, go to bed (no article).
Множественное число существительных: правила формирования (буква -s, -es, y→ies, и исключения типа child – children, person – people, mouse – mice). Особые случаи: неисчисляемые существительные (advice, money – только в единств.), слова, имеющие форму только множ. (jeans, scissors).4
Степени сравнения прилагательных и наречий: правила образования сравнительной и превосходной степени (+-er, more, most) и исключения (good – better – the best; little – less – least; quickly – more quickly – most quickly).4 Использование than после сравнительной степени.
Местоимения: личные (I/me, he/him и т.д.), притяжательные (my/mine), указательные (this/that, these/those), вопросительные (who, which, how much/many), отрицательные/неопределенные (some, any, no, every + body/thing).4 Частые ошибки: спутать his и him, yours и you и т.д., постарайся этого избежать.
Согласование подлежащего и сказуемого: единственное/множественное (he plays, they play). В том числе случаи с группами: family – единств., police – множеств., news – единств.
Орфография и пунктуация: письменно важно правильно писать часто употребимые слова (чтобы не потерять баллы на письме из-за орфографии). Повтори написание простых, но важных слов (которые часто делают ошибки): friend (не freind), lose/loose, advice/advise, и т.п. Также знаки препинания в письме: после обращения ставится запятая (Dear Tom, ...), в дате – запятая (December 15, 2025), и т.д.
Лексика (темы и ситуации, которые нужно освоить):
ОГЭ проверяет общий лексический запас уровня A2, то есть слова по широкому кругу тем, с которыми сталкивается подросток.
Убедись, что знаешь и умеешь употреблять слова и выражения по следующим тематическим блокам:
Личная информация, семья и друзья: умение рассказать о себе, своей семье (родственники, члены семьи), описание внешности и характера, дружба, домашние обязанности. (mother, cousin, best friend, outgoing, help with chores, get along with...).
Школа и образование: школьные предметы, расписание, учителя, домашние задания, экзамены. Лексика: lesson, subject, science, homework, grade, term, study for a test, take an exam, learn by heart. Уметь описать свою школу, любимый предмет, планы на дальнейшее обучение.
Хобби, отдых и увлечения: спорт, музыка, игры, интернет, чтение, путешествия. Слова: play football, do athletics, go swimming, musical instrument, band, social networks, video games, novel, sightseeing, camping. Уметь рассказать, как проводишь свободное время.
Город и дом: части города (park, library, mall), транспорт (bus, ride a bike, on foot), описание дома или квартиры (floor, kitchen, furniture), свой район. Мочь объяснить дорогу или рассказать, где ты живешь.
Природа, погода, окружающая среда: времена года, описание погоды (sunny, rainy, warm, chilly), природные объекты (forest, river, mountains), экология (recycle, pollution). Часто могут спросить про любимое время года или погоду сегодня.
Здоровье и образ жизни: части тела, распространенные болезни (headache, cold, flu), в больнице (doctor, medicine), спорт и питание (healthy food, exercise, sleep well). Например, написать другу совет как не заболеть или рассказать, что делаешь чтобы быть здоровым.
Покупки и услуги: магазин, продукты (bread, milk, vegetables), одежда (jeans, shirt, size, try on, buy online). Цены, валюта. Уметь описать поход по магазинам.
Путешествия и транспорт: страны, города, отпуск (vacation, trip), гостиница (hotel, book a room), самолет, поезд, аэропорт, вокзал. Вопросы могут касаться, где провел каникулы, любишь ли путешествовать.
Культура и медиа: кино (film, actor, genre), музыка (song, concert), книги (novel, writer), Интернет (website, app, chat). Мочь сказать, что нравится смотреть/слушать/читать.
Наука и технологии: компьютер, смартфон, интернет-гаджеты (download, screen, keyboard, social network). Простые технические термины: invent, modern, useful, online learning. Может быть тема о роли технологий в жизни.
Повседневная жизнь и быт: распорядок дня (wake up, have breakfast, go to school, walk the dog), праздники и традиции (New Year, birthday party, celebrate, gift). Описать типичный день или любимый праздник.
Это примерный перечень – конечно, весь словарь языка не выучить, но если пройдешься по этим темам, на экзамене тексты и вопросы не застанут тебя врасплох. Полезно просматривать кодификатор лексических тем ОГЭ (он обычно есть в спецификации ФИПИ) – там перечислены сферы общения.
Отрабатывай лексику тематически: например, выучи 20–30 слов по теме «Еда и кухня», затем прочитай текст рецепта и постарайся понять общий смысл. Выполняй упражнения на лексику – сейчас много сборников типа «Lexical minimum OGE» с заданиями.
Словосочетания и клише: Отдельно обрати внимание на устойчивые выражения: фразовые глаголы (их немного нужно на этом уровне: wake up, turn off, look for, etc.), стандартные фразы (например, to be interested in, to be good at, take part in, get along with,...). Такие вещи часто проверяются косвенно – в тексте или аудировании. Чем больше читаешь и слушаешь, тем больше их запоминаешь автоматически.
Идиомы и сленг учить не обязательно, они в ОГЭ практически не встречаются. Сосредоточься на нейтральной общеупотребительной лексике.
Итак, используя этот чек-лист, ты можешь отметить галочками, что уже знаешь, а что еще требует проработки. Когда по всем пунктам будешь чувствовать уверенность – считай, что львиная доля подготовки позади!
Даже хорошо подготовившись, можно потерять баллы из-за досадных мелочей.
Вот топ распространенных ошибок на ОГЭ по английскому и советы, как их предупредить:
Многие ребята, слушая аудио, пытаются зацепиться за знакомые слова и сразу отмечают ответ, услышав одно совпадение. В результате попадаются на уловку: в тексте прозвучало слово из варианта ответа, но контекст-то не тот! Чтобы избежать этого, слушай до конца, пытайся понять общий смысл.
Например, в задании с выбором правильного продолжения фразы все три варианта обычно упоминаются в записи, но только один соответствует главной идее.3 Прежде чем отметить, задай себе вопрос: это действительно то, что имелось в виду, или просто слова совпали? Тренируй аудирование и навык понимания контекста – тогда не попадешься.
Ошибки типа перепутать True/False/Not stated – классика. Например, утверждение звучит: «Боб никогда не был за границей», а в тексте: «Bob has hardly ever travelled abroad.» Некоторые поспешно ставят True, увидев «travelled abroad». Но hardly ever – это «почти никогда», значит утверждение True, но если бы было «never», нужно чутко уловить.
Советуем: когда отвечаешь True/False, найди конкретное предложение в тексте, на которое указывает утверждение, и переведи его. Только после этого принимай решение. С Not stated – если не нашел информации вовсе или она косвенная – ставь Not stated, не путай с False.
Это обиднейшее, потому что знание есть, а балл потерян из-за оформления.
Следи за мелочами:
В заданиях на соответствие (например, соотнести заголовки с абзацами) надо писать последовательность цифр/букв без лишних знаков (запятых, пробелов).1 Некоторые пишут через запятую и получают 0, хотя ответ верный. Пиши подряд: 132546 (просто цифры подряд, если так требуется).
Не путай цифры с буквами. В некоторых заданиях (на соответствие) ответ может быть, например, последовательность букв (AEBFC...). В бланке нужно писать именно буквы, не их порядковые номера.
Проверь, что не сдвинул строки. Если пропустил задание, не забудь оставить строку в бланке пустой, а не вписывать следующий ответ не в свою клетку.
Читаемость: пиши разборчиво. Особо это касается письменного задания – если эксперту трудно прочитать слово, он может посчитать это ошибкой или недочетом.
Многие теряют баллы на письме не из-за английского, а из-за неверного оформления.
Запомни структуру личного письма:
Еще ошибка – неформальный стиль: письмо другу должно быть дружеским, не нужно официальных фраз или излишней помпезности. И, конечно, объем: если написал слишком мало, ты автоматически не выполняешь задание (незачет по критерию содержания).1 Перечитывай свое письмо и сверяй с заданием: все ли выполнено?
На экзамене от волнения даже сильные ученики иногда делают глупые ошибки: забывают добавить окончание -s в Present Simple, путают he и she, используют неправильное время. Чтобы снизить такое, оставь 5-7 минут на проверку работы.
Особенно раздел 3 (грамматика) – там легко пропустить букву. Пробегись по всем ответам: согласуются ли подлежащие и сказуемые, верно ли написаны формы слов. В письме тоже проверь времена, артикли, предлоги. Эта самопроверка часто спасает 2-3 лишних балла.
В задании с вопросами некоторые отвечают одним-два словами. Например: “Do you have a pet?” – “Yes, I do.” – и пауза. Так делать не стоит: ответ засчитают, но балл будет минимальный, ведь ожидается развернутость. Лучше добавить: “Yes, I have a cat. Her name is Molly.” – уже полноценнее. Аналогично, в монологе говорить менее 10 фраз – очень рискованно.
Тренируйся расширять мысль: добавляй объяснение, причину, пример. На экзамене лишнего говорить не нужно, но и односложностью себя ограничивать нельзя. Помни, что экзаменатор не может тебе задавать наводящие вопросы в монологе – ты должен сам раскрыть тему, иначе снижает баллы.
Самый скрытый враг – нервы. Из-за волнения можно потерять концентрацию: пропустить кусок аудиотекста, неправильно переписать слово, забыть очевидное. Лучшее лекарство – хорошо знакомый формат и многократная практика. Когда ты десятки раз порешал похожие задания, на экзамене рука сама вспомнит, что делать.
А чтобы бороться с волнением в устной части, можно освоить техники дыхания, подумать позитивно. Например, перед началом скажи себе: «Я готов, я всё знаю, сейчас покажу свои навыки». Говори не слишком быстро, чтобы не захлебнуться в словах.
Если почувствовал панику – сделай вдох, улыбнись (да, даже если страшно – улыбка помогает расслабиться) и продолжай. Экзаменаторы – не монстры, они заинтересованы поставить тебе баллы, просто дай им повод это сделать.
Подводя итог: большинство ошибок происходит либо от недостатка внимания, либо от недостатка практики. Поэтому тренируйся, вырабатывай свои стратегии решения заданий и будь внимателен к деталям. Тогда ты минимизируешь риск потери баллов по глупости.
Чтобы звучать более уверенно на экзамене, стоит выучить и применять некоторые устойчивые фразы (клише). Они помогут и при устном ответе (монологе), и при написании письма. Ниже мы подготовили небольшие шпаргалки-фразы для двух частей экзамена.
Ситуация / Задача | Фразы (примеры на английском) | Перевод / пояснение |
---|---|---|
Начало монолога | I’d like to tell you about…Now I’m going to talk about… | «Я бы хотел рассказать о…»«Сейчас я расскажу о…» |
Выражение мнения | In my opinion,…I believe that…As far as I know,… | «По моему мнению,…»«Я считаю, что…»«Насколько мне известно,…» |
Связки, перечисление | First of all,…Besides,…Moreover,…Finally,… | «Во-первых,…»«Кроме того,…»«Более того,…»«Наконец,…» |
Приведение примера | For example,…For instance,… | «Например,…» |
Контраст, противопоставление | However,…On the other hand,… | «Однако,…»«С другой стороны,…» |
Заполнение паузы (когда думаешь) | Let me think…Well,…How can I put it… | «Дай подумать…»«Итак/ну…»«Как бы сказать…» (когда подбираешь слова) |
Попросить повторить | Sorry, could you repeat the question, please? | «Извините, не могли бы вы повторить вопрос?» (в задании 2, если не расслышал) |
Завершение монолога | All in all,…To sum up,…That’s all I wanted to say. | «В целом,…»«Подводя итог,…»«Это всё, что я хотел сказать». |
Эти выражения сделают твою речь связной и богатой. Конечно, не нужно вставлять их через каждое слово – используй к месту. Например, начиная монолог, вполне естественно сказать: “I’d like to tell you about my city…”, а завершая: “So, that’s all I wanted to say about it.”
Связки типа first of all, moreover помогут структурировать ответ по пунктам. Если забыл слово или нужно время подумать – лучше сказать “Well, let me think…”, чем молчать. Экзаменатор видит, что ты пытаешься говорить, и это хорошо.
При написании личного письма-ответа можно пользоваться заготовленными клише, чтобы соблюсти формат и вежливость.
Вот таблица фраз для письма:
Части письма | Клише / фразы (английский) | Примечание (русский) |
---|---|---|
Начало письма | Dear , | Обращение к другу (имя) + запятая. |
Вводное приветствие, благодарность | Thank you for your letter.It was great to hear from you! | «Спасибо за твое письмо.»«Было здорово получить от тебя весточку!» |
Извинения за задержку (если необходимо) | I’m sorry I haven’t written for so long. | «Прости, что так долго не писал.» (если в письме друга упомянуто долгое молчание) |
Переход к ответам на вопросы друга | You asked me about… Well, I can say that…In your letter you asked me some questions. Let me answer them. | «Ты спросил меня о… Что ж, могу сказать, что…»«В своем письме ты задал мне несколько вопросов. Позволь мне на них ответить.» |
Ответы на вопросы друга | (1) As for ... , ...(2) ... . By the way, ...(3) ... . | Здесь следует написать 2-3 предложения ответа на каждый из вопросов друга. Можно структурировать: (1), (2), (3) – по порядку. Используй связки: as for... (что касается ...), besides (кроме того), by the way (кстати). |
Задать свои вопросы | By the way, I’d like to ask you about…I have a couple of questions for you. First,…?Could you tell me…? | «Кстати, я хотел спросить тебя о…»«У меня есть парочка вопросов к тебе. Во-первых,…?»«Мог бы ты рассказать…?» – Важно сформулировать 3 вопроса по теме, обозначенной в задании (например, друг упомянул новый кружок – спроси про него). |
Объяснение, почему заканчиваешь письмо | Well, I’d better go now as I have to...I must finish now because ... | «Что ж, мне пора заканчивать, так как мне нужно…» (типичное завершение перед прощанием).5 Например: I’d better go now as I have to do my homework. |
Прощание | Write back soon!Hope to hear from you soon. | «Пиши поскорее!»«Надеюсь вскоре получить от тебя ответ.» – пожелание поддерживать связь. |
Заключительное прощание и подпись | Best wishes,All the best,Yours, | Вежливая финальная фраза (запятая!) и с новой строки – только имя (без фамилии). Например:Best wishes,Alex |
Используя такие клише, ты почти гарантированно получишь высокие баллы за организацию текста. Эксперты привыкли видеть эти фразы – они считаютcя нормой в дружеской переписке. Только не забудь подставить правильное имя друга в Dear ..., и свое имя в конце.
Совет: заучивать весь текст не нужно, но запомни структуру и ключевые выражения (Thank you for your letter, You asked me about..., I have to go now, Write back soon, Best wishes, ...). Тогда на экзамене письмо писать будет намного легче – у тебя уже будет «скелет» из фраз, который останется заполнить своими ответами по теме. Это экономит время и придает уверенности.
Уважаемые родители, если ваш ребенок решил сдавать ОГЭ по английскому, но у него почти нулевой уровень знаний, ваша поддержка может сыграть решающую роль.
Вот несколько рекомендаций, как вы можете помочь:
Ниже, в разделе подборки курсов, мы перечислили несколько вариантов с платформы «Учись Онлайн.ру», которые вам подойдут. Обратите внимание, что многие онлайн-школы предлагают первый пробный урок бесплатно – вы можете вместе с ребенком “сходить” на такой урок и посмотреть, комфортно ли ему заниматься, понятна ли подача материала.6 Если репетитор или курс не подходят – пробуйте другого, сейчас выбор большой.
Например, школа может присылать вам ежемесячно отчет, сколько тем пройдено, какие оценки за работы.6 Обсуждайте эти отчеты с ребенком позитивно: “Я вижу, у тебя проседает аудирование. Давай подумаем, как подтянуть: может, послушаем вместе английские песни или найдём дополнительные упражнения?” Таким образом вы проявляете участие, но не в форме допроса, а как партнер.
Также вы можете слушать его чтение вслух (текстов для задания 1 устной части) – пусть тренируется читать вам, а вы отметите, где спотыкается. Если владеете английским – замечательно, разговаривайте с ним, задавайте простые вопросы, исправляйте ошибки мягко. Если нет – все равно можно выучить вместе несколько дежурных фраз и практиковать диалоги (например, спросите: “How was your day at school?” – он отвечает). Ребенку будет веселее и полезно.
Повесьте дома яркие стикеры с английскими словами на предметы (на холодильник слово fridge, на дверь door и т.д.) – подключите чувство юмора. Если ребенок увлекается играми – поощряйте игры на английском (может, он и так в них играет, тогда попросите перевести для вас какие-то фразы оттуда – пусть почувствует себя экспертом). Важно, чтобы язык стал частью жизни, тогда страх перед экзаменом уменьшится.
Следите, чтобы он полноценно питался, делал зарядку или просто разминался – мозгу нужна энергия. В день перед экзаменом обеспечьте спокойную обстановку, напомните взять все необходимое (паспорт, ручки, воду). Ваше родительское внимание в такие моменты очень важно для уверенности подростка.
Подчеркните путь, который уже пройден: “Посмотри, еще месяц назад ты не знал алфавит, а теперь читаешь тексты – это прогресс!” На самом экзамене позвольте ему не думать о результате: скажите, что для вас главное – его старание и смелость, а баллы – дело наживное.
Помните, ваша задача – не выучить за него, а создать все условия, чтобы ребенок сам хотел и мог учиться. Терпение, поддержка, совместный интерес – и даже с нуля можно выйти на достойный результат. Английский – не самый простой предмет, но и не неподъемный, особенно если чувствовать, что близкие помогают.
Самостоятельно осилить весь объем материала трудно, поэтому стоит рассмотреть онлайн-курсы, где профессионалы помогут структурировать учебу.
Платформа «Учись Онлайн Ру» собрала множество курсов от разных онлайн-школ – мы выбрали несколько, которые подходят ученикам с низким уровнем подготовки:
Известная онлайн-школа с сильной программой. Курс ведут опытные преподаватели в формате вебинаров ~2 раза в неделю. Материал дают с нуля: сначала повторяют базовую грамматику, потом тренируют экзаменационные задания.
В курсе учитываются все изменения ОГЭ 2025, кураторы следят за прогрессом, после каждого занятия есть домашка с проверкой.6 Отлично подходит тем, кому нужен системный подход и дисциплина. Отзывы высокие, рейтинг 4.9. Цена ~26–30 тыс.₽ за весь курс (часто бывают скидки).
Специализированная платформа для подготовки к экзаменам. Предлагают тариф с 8 вебинарами в месяц по 1.5 часа каждый, еженедельные задания и ежемесячные пробные экзамены.6 Поддержка куратора и менеджера, которые помогут ученику с организацией.
Главный плюс – можно начинать с любого уровня: программа адаптирована и для новичков, лишь бы была готовность наверстывать. Цены демократичные (от ~2990₽ в месяц). Есть бесплатные вводные уроки для новых учеников – можно попробовать без риска.6 Хороший вариант, если нужна интенсивная прокачка и контроль.
Это проект от Skyeng для школьников. Занятия проходят один на один с преподавателем по 50 минут, график гибкий (можно 2-3 раза в неделю или чаще, как удобно).6 Программа подстраивается под ученика: если с нуля – сначала изучат основы, постепенно выйдут на уровень задач ОГЭ. Каждый месяц предоставляются отчеты для родителей и отслеживание результатов.6
Преподаватели проходят специальную аттестацию (заявлено, что даже сами сдают ОГЭ ежегодно, чтобы знать все нюансы).6 Стоимость от ~990₽ за урок (первый урок бесплатный). Подходит тем, кому нужен максимально персональный подход и кто готов интенсивно наверстывать знания с педагогом.
Еще одна платформа индивидуальных онлайн-занятий. Можно выбрать русского преподавателя или носителя (для начального уровня лучше русскоговорящего). Длительность урока 45 минут.6 Особенность: большой выбор учителей, можно подобрать того, кто специализируется на работе с начинающими.
Заявлены учителя с большим опытом подготовки к ОГЭ, нескучные уроки и индивидуальный план.6 Цены более доступные – от ~450₽ за урок.6 Первый урок тоже бесплатный для знакомства. Хороший вариант, если бюджет ограничен, но нужен личный наставник.
Онлайн-школа с высоким рейтингом. Предлагает и формат мини-групп, и персонально, продолжительность урока ~55 минут.6 Обещают фундаментальную проработку всех тем и индивидуальный план под каждого ученика.6
Преподаватели имеют опыт именно подготовки к ОГЭ, на уроках используют интерактивную доску, что делает занятия наглядными.6 В групповом формате цены от ~600₽ за урок, индивидуально – от ~1000₽.6 Для ученика с нуля можно начать с индивидуальных, потом перейти в группу, когда подтянется до общего уровня.
Все перечисленные курсы – проверенные и имеют положительные отзывы на «Учись Онлайн Ру». Выбирайте формат по потребностям ребенка: если нужна жесткая структура и много практики – подойдут Foxford или 99 баллов; если важна гибкость и личное внимание – Skysmart, TutorOnline или Тетрика.
Обратите внимание на бесплатные пробные занятия – пройдите их, это поможет оценить, комфортен ли преподаватель и программа. И не бойтесь менять тактику, если что-то не пошло: главная цель – найти такой формат обучения, где ученик с нулевого уровня почувствует прогресс и интерес к языку.
(Все цены указаны ориентировочно для 2025 года; актуальность и скидки можно проверить на сайте платформы.6)
Ты можешь это сделать. Даже если сейчас английский кажется сложным и незнакомым, помни: регулярные занятия творят чудеса. Начав с азов и планомерно двигаясь вперед, за месяцы подготовки можно догнать и перегнать тех, кто учил язык годами, но без системы. Ключ к успеху – не волшебный талант, а упорство и правильная стратегия.
Не сравнивай себя с другими, сравнивай с собой вчерашним. Каждый новый выученный десяток слов, каждый понятный текст или удачно написанное письмо – это шаг вверх. ОГЭ по английскому – экзамен вполне реальный, его ежегодно сдают тысячи девятиклассников, в том числе тех, кто в начале года знал лишь парочку слов. У тебя есть план, у тебя есть ресурсы, и у тебя есть поддержка (родителей, учителей, курсов) – а значит, нет причин сомневаться в успехе.
Представь день экзамена: ты заходишь в аудиторию подготовленным, дышишь глубоко и говоришь себе: “Я готов(а). Я столько работал(а) — теперь покажу все, что умею.” Именно так и будет! А после экзамена ты выйдешь с чувством гордости: «Не зря столько сил вложил(а), теперь английский больше не проблема!» И получишь заслуженную отметку в аттестат.
Верь в себя – и никакой нулевой уровень не помешает достичь цели. Желаем удачи на экзамене и уверены, что у тебя всё получится! 🎉
*Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.*
Как вы считаете, достаточно ли просто посещать уроки английского, чтобы сдать ОГЭ на 4 и 5?
Комментарии
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет