Как подготовиться к ЕГЭ по литературе в 2025 году

Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы посвятим нашу статью подготовке к ЕГЭ по литературе.

В этой статье мы расскажем, как тебе, ученику 10–11 класса, подготовиться к ЕГЭ по литературе 2025 года. Ты узнаешь структуру и актуальные изменения экзамена, разберешь виды заданий, получишь советы по запоминанию литературы и плану подготовки.

Отдельно мы приведем рекомендации для ваших родителей, как поддержать вас в учебном и психологическом плане. Настраивайся оптимистично: при правильном подходе подготовка может быть интересной и дать отличный результат!

Введение

Единый государственный экзамен по литературе традиционно считается одним из самых сложных и «творческих». Многие выпускники боятся его сдавать, думая, что нужно выучить наизусть бесконечное количество текстов и обладать писательским талантом.

На самом деле все не так пугающе: чтобы успешно сдать литературу, важно понимать структуру экзамена, знать требования и планомерно готовиться.

Часть 1. Структура ЕГЭ по литературе 2025 и типы заданий

Экзамен по литературе 2025 состоит из двух частей. В первой части – 10 заданий, из них 6 с кратким ответом и 4 в формате мини-сочинений, во второй части – одно большое сочинение на выбор из пяти тем. Максимально можно набрать 48 первичных баллов.1 На выполнение отводится почти 4 часа (235 минут).

1.1. Первая часть: анализ эпического/драматического и лирического текста

Первая часть экзамена делится на два смысловых блока – по одному на два разных произведения. Тебе дадут отрывки из художественных текстов и ряд вопросов к ним. В блоке 1 будет отрывок из эпического (проза) либо драматического произведения (пьеса) или лиро-эпического (например, поэма). В блоке 2 – стихотворение (лирическое произведение).

Вот какие задания тебя ждут в первой части:

Задания 1–3 (эпос/драма)

Короткие вопросы на понимание прочитанного отрывка. Нужно определить, например, род и жанр произведения, литературное направление, особенности композиции, характеры героев или указать литературные термины.1 Ответ – слово или фраза.

Пример: по отрывку из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» могут спросить, к какому роду литературы он относится, какой жанр (роман-эпопея), какое направление (реализм) и в чем особенность композиции.

Задания 4.1 и 4.2

Первые мини-сочинения. Нужно выбрать один из двух предложенных вопросов по тому же эпическому/драматическому фрагменту и написать небольшой разбор текста объёмом 5–10 предложений.1

Обычно один вопрос касается, например, темы или проблемы в отрывке, а второй – художественного своеобразия (образ героев, роль пейзажа, конфликт и т.д.). Ты выбираешь, на какой вопрос тебе проще ответить, и пишешь связный анализ отрывка.

Задание 5

Мини-сочинение на сопоставление. Здесь нужно сравнить прочитанный фрагмент с другим произведением, которое будет указано в самом задании.1

Важно: в 2025 году формат задания 5 изменился – теперь в условии прямо названо произведение для сравнения, причём из конкретного периода (например, литература XVIII – первой половины XIX века).1 То есть нельзя выбрать любой пример по желанию, как раньше, – придётся хорошо знать то произведение, которое указано.

В самом вопросе также обозначено направление анализа (например, сравнить образы двух героев, две кульминационные сцены и т.п.). Нужно написать небольшое сочинение, сопоставляя данный отрывок с указанным произведением по данному аспекту.

Задания 6–8 (лирика)

Короткие вопросы по стихотворению. Обычно спрашивают род литературы (лирика), жанр стихотворения (элегия, послание и т.д.), стихотворный размер (ямб, хорей и пр.), рифмовку, литературное направление (романтизм, реализм...) и различные тропы и художественные средства из текста.1

Например, могут попросить указать размер стихотворения (четырехстопный ямб), определить тип рифмовки, найти эпитет или метафору в строке. Эти вопросы требуют краткого ответа (одно-два слова или цифры).

Задания 9.1 и 9.2

Снова выбор из двух вопросов и написание мини-сочинения (5–10 предложений), но уже по лирическому произведению (данному стихотворению).1 Вопросы обычно связаны с раскрытием темы или образов в стихотворении.

Например, один вопрос может быть про тему любви в данном стихотворении, второй – про роль образа природы. Ты выбираешь один вопрос и пишешь небольшой анализ стихотворения, приводя примеры из текста.

Задание 10

Завершающее мини-сочинение на сопоставление произведений лирики. В отличие от задания 5, здесь второй текст для сравнения не дан в условии – его нужно вспомнить самостоятельно.1 Задание формулируется так: сравнить предложенное стихотворение с другим произведением (стихотворением), близким по заданному мотиву или теме.

Темы встречаются самые разнообразные: дружба, несчастная любовь, поэт и поэзия, гражданская позиция, тема природы (осень, звезды и т.д.) и многие другие.1 Твоя задача – вспомнить другое стихотворение, где есть такой же мотив, указать его и автора, и сопоставить с данным, пояснив сходство и различие в раскрытии этой темы.

Важно знать: в 2025 году сняли ранее действовавшие ограничения на выбор произведения – теперь можно брать стихотворения любого периода, даже современность. Но правила всё равно есть: нельзя выбирать другое стихотворение того же автора, а также произведения, которые официально не опубликованы или чья художественная ценность сомнительна (например, реп-тексты).1

За нарушение этого правила работа сразу оценивается в 0 баллов. Также, если в мини-сочинении сравнения не назвать автора и название выбранного произведения, то по критерию К2 тебе поставят не больше 1 балла.1 Таким образом, тщательно продумай второй пример для сопоставления и не забудь указать все необходимые сведения о нём.

После всех этих 10 заданий первой части, проверив себя, ты перейдешь ко второй части экзамена.

1.2. Вторая часть: большое сочинение

Вторая часть содержит 5 тем сочинений (задания 11.1–11.5), из которых нужно выбрать только одну тему и написать развёрнутое сочинение объёмом не менее 200 слов.1

Темы охватывают разные направления литературы: это могут быть вопросы по конкретному творчеству (например, образ героя или сравнение двух героев из разных произведений), по определенной теме или мотиву в литературе, по литературному направлению, сопоставление отечественной и зарубежной литературы и т.д.

С 2025 года одна из пяти тем будет иметь дискуссионный характер – предполагает рассуждение и выражение собственного мнения по проблеме литературы.1 Такая тема даёт больше свободы интерпретации, но и выше риск отклониться от требований, поэтому будь внимателен.

При написании большого сочинения требуется привлечь не менее двух литературных произведений (обычно из кодификатора/школьной программы) для аргументации своей позиции.

Обязательно раскрывай тему полностью и соблюдай структуру сочинения: введение с тезисом, основная часть с аргументами (примеры из литературы) и вывод. Объём должен быть 200 слов и более – если сочинение меньше 200 слов, его вообще не проверят и поставят 0 баллов.4

Критерии оценивания

Экзамен по литературе оценивается по ряду критериев, особенно сочинения. С 2024–2025 гг. критерии были обновлены.

Учти основные моменты:

  • В мини-сочинениях (задания 4–5, 9–10) теперь очень строго учитываются ошибки речи и логики. Допустимо не более одной речевой или грамматической ошибки, иначе снизят балл, а если ошибок две и более – поставят 0 за логичность/грамотность.1 Поэтому пиши внимательно и вычитывай, избегай речевых штампов и следи за грамотностью.

  • В большом сочинении (часть 2) по критериям грамотности теперь можно допустить до 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок без потери балла – требования чуть мягче, чем раньше, но лучше стремиться к идеальной грамотности.1

  • По критерию К3 большого сочинения засчитываются не только литературоведческие термины, но и термины из искусствоведения, если они уместны в теме.1 Например, если тема связана с живописью или музыкой, можно употребить соответствующие понятия.

  • За использование в заданиях 5 и 10 неуместного примера (тот же автор, неподходящее произведение) сразу ставят 0, как уже отмечалось.1 И за отсутствие указания автора/названия – ограничение по баллам.

Изменения 2025 года

В целом, структура ЕГЭ по литературе довольно стабильна, но знай, что новенького появилось именно в 2025 году:

  1. Изменение задания 5: Теперь даётся конкретное произведение для сравнения (определён исторический период) вместо свободного примера.1 Придётся знать наизусть больше произведений, особенно из литературы XVIII – первой половины XIX вв., которые раньше могли не спрашивать.

  2. Уточнение задания 8: В вопросах по стихотворению расширен перечень художественных средств, которые могут спросить: вместо 5 стало 7 терминов, то есть нужно быть готовым определять больше разных тропов и приёмов.1

  3. Уточнение задания 10: Сняты ограничения по хронологии второго стихотворения, но введены чёткие запреты (не брать того же автора, неопубликованное и т.д.).1

  4. Новая тема сочинения: Среди тем большого сочинения теперь одна дискуссионная, требующая аргументированного собственного мнения.1

Зная структуру и требования ЕГЭ, тебе будет легче составить план подготовки и сфокусироваться на том, что действительно нужно. Дальше поговорим о том, как запоминать большой объем литературы, какие приемы помогут выучить произведения, авторов и термины.

Подборка курсов Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ по литературе в 2025 году
Посмотреть подборку

Часть 2. Как запоминать произведения, авторов и литературные термины

Объем школьной литературы огромен, и запомнить все сразу непросто. Но есть эффективные подходы, которые помогут освежить прочитанное в памяти и выучить нужные сведения без скучного зубрежа.

Вот несколько полезных методов, которые сделают запоминание литературы более легким и даже веселым:

  1. Читай активно и обсуждай. Просто чтения может быть недостаточно – подключай активное запоминание. После прочтения каждого произведения обсуди его с кем-то (одноклассником, родителем) или хотя бы перескажи своими словами сюжет и главную идею.

Обсуждение помогает лучше понять и отложить в памяти содержание. Можно вести читательский дневник: кратко записывать сюжет, основных героев, проблемы и свои впечатления. Такие конспекты потом здорово выручают при повторении.

  1. Используй аудио- и видеоресурсы. Если времени мало, выручат экранизации произведений и аудиокниги. Фильмы по книгам передают сюжет и образы, что облегчает запоминание. Конечно, фильм не заменит полного чтения, но если ты не успел осилить «Войну и мир» или «Тихий Дон», качественная экранизация поможет понять основную идею и запомнить героев.3

Для стихотворений отличная идея – песни на стихи классиков. Многие поэтические тексты положены на музыку, и через песню учить стих куда легче: мелодия и эмоции исполнителя закрепляют слова в памяти.3 Составь плейлист песен на стихи, которые нужно знать, и слушай по дороге в школу – незаметно выучишь даже сложные тексты.

  1. Связки и ассоциации. Учить списки авторов или термины по отдельности трудно, поэтому создавай ассоциации. Визуализируй информацию – рисуй таблицы, диаграммы, карты памяти. Например, сделай таймлайн по литературе: на оси отметь основные периоды (классицизм, романтизм, реализм и т.д.) и расположи писателей с их произведениями по годам.

Наглядная хронология поможет запомнить, кто когда творил и какие эпохи смежны. Можно завести тетрадь, где на одну страницу приходится одно произведение: выпиши название, автора, жанр, основных героев, ключевые проблемы и 2–3 яркие цитаты. Дополнительно наклей маленький портрет автора рядом – зрительная память свяжет облик писателя с его книгами.3 Используй стикеры разного цвета, чтобы пометить, какие темы затрагивает произведение (например, зеленым – природа, красным – любовь, синим – война). Потом, глядя на цветные метки, ты легко вспомнишь, в каких книгах какая тема есть и сможешь их сопоставить.

  1. Учи стихи и цитаты постепенно. Цитаты очень пригодятся в сочинениях для аргументации, но учить их все подряд сложно. Поможет метод «визуального окружения»: выпиши трудные для запоминания строки стихотворений на стикеры и развесь их дома – над столом, на зеркале, на дверце холодильника.3

Мельком читая эти цитаты каждый день, ты начнешь запоминать их автоматически. Аналогично можно распечатать яркие крылатые фразы из прозы (например, фразы Чацкого или Онегина) и тоже разместить на видимых местах. Пусть глаз «цепляет» их постоянно – со временем вы будете цитировать их как ничуть не хуже заученных стихотворений.

  1. Играй с материалом. Преврати подготовку в игру. Например, сделай карточки: с одной стороны карточки напиши название произведения и героя, с другой – его автора. Перемешай колоду и тренируйся быстро называть автора, увидев героя, и наоборот.

Или выпиши цитаты на карточки, как советуют некоторые преподаватели, и на обратной стороне – откуда цитата.3 Тяни случайную карточку: вспомнил правильно источник цитаты – молодец, нет – откладывай в сторону, чтобы повторить снова.

Можно устраивать соревнования с друзьями: кто больше цитат отгадает за минуту, или кроссворды друг другу составлять по литературным персонажам. Такие викторины отлично прокачивают память и делают учебу веселее.

  1. Связывай классику с современностью. Порой трудные термины или образы запоминаются лучше, если найти им параллели в современной культуре. Например, попробуй найти метафоры и эпитеты в текстах любимых песен (да, рэп-исполнители и рок-поэты тоже используют тропы!).

Определяя, какой прием использован в строке Оксимирона или другого артиста, ты лучше разберешься в литературных терминах.3 А юмористические литературные мемы помогут запомнить характеры персонажей: шуточные картинки про Онегина и Татьяну или Печорина и Грушницкого дадут тебе ассоциацию, и на экзамене ты уже точно не перепутаешь героев между собой.3

Каждому подходят разные способы запоминания, поэтому используй те, которые нравятся тебе. Чередуй методы: сегодня смотри фильм по книге, завтра учи стихотворение под музыку, послезавтра повторяй термины с карточками.

Так и учиться интереснее, и память задействуется всесторонне. Главное – возвращайся к пройденному регулярно: интервальное повторение (например, перечитывать конспекты раз в неделю) закрепит знания надолго.

Часть 3. Пошаговый план подготовки к экзамену

Приступим к самому главному – планированию подготовки. Ниже приведен пошаговый план, которому ты можешь следовать, чтобы последовательно охватить все разделы ЕГЭ по литературе. Этот план рассчитан примерно на учебный год (10–11 класс), но его можно адаптировать под меньшие сроки, увеличив интенсивность.

3.1. Анализ своей базы знаний

Начни с оценки, что ты уже знаешь, а над чем предстоит поработать. Просмотри кодификатор ЕГЭ по литературе 2025 – список произведений, требований и терминов. Отметь галочками произведения, которые ты читал и помнишь хорошо, а рядом пометь те, которые нужно прочитать или повторить.

Выполни пробный вариант ЕГЭ (можно демоверсию ФИПИ) в начале подготовки, не для оценки, а чтобы понять свои слабые места. Например, ты можешь обнаружить, что путаешься в жанрах или не умеешь писать сопоставление – эти навыки войдут в фокус твоего дальнейшего плана.

3.2. Освой структуру и требования

(На самом деле, этот шаг ты уже сделал, читая предыдущий раздел 🙂). Ещё раз разберись, какие бывают задания, сколько их, какие критерии оценивания. Чёткое понимание формата избавит от лишних страхов.

Теперь ты знаешь, что, скажем, биографии авторов учить не нужно (в заданиях этого нет), а вот стихи наизусть – очень даже нужно для задания 10. Освоившись со структурой, тебе будет проще планировать, к чему готовиться в первую очередь.

3.3. Составь расписание и режим занятий

Готовиться лучше понемногу, но регулярно. Разработай личный график подготовки на недели и месяцы вперед. Например, запланируй, что каждый день будешь уделять литературе 1–2 часа (в зависимости от нагрузки по другим предметам), а в выходной – 3–4 часа.

Распиши, что именно будешь делать в каждый учебный блок: например, понедельник – читать и анализировать произведение, вторник – учить теорию (термины, размеры, направления), среда – писать одно мини-сочинение, четверг – разбирать ошибки и т.д. Не забывай чередовать виды деятельности, чтобы не перегружаться одним и тем же.

Разбей большие цели на конкретные задачи: не «выучить всю литературу», а «на этой неделе прочитать Чехова и написать по одному сочинению 4.1 и 9.1».

3.4. Прочитай или перечитай основную литературу

Основу экзамена составляют произведения из школьной программы. В 2024 году ФИПИ даже выделил 12 ключевых произведений, на которые чаще всего опираются вопросы (список можно найти в открытом банке ФИПИ). Начни с них.

Обязательно прочти (или перечитай, если было давно) все произведения из кодификатора, особенно крупные – романы, поэмы, драмы. Без знания содержания будет трудно выполнять задания. Но читай осознанно: после каждого произведения делай пометки, выписывай героев и главные темы, ключевые эпизоды. Если совсем нет времени читать полностью, используй сокращенные изложения и экранизации, но помни – экзаменаторы часто включают детали и нюансы, которых нет в кратком пересказе.

Поэтому полное чтение предпочтительнее. Параллельно со знакомством с произведениями повторяй теорию литературы: выучи наизусть все важные литературные термины (жанры, тропы, стихотворные размеры, виды рифмовки и пр.), тренируйся определять их на примерах из прочитанного.

3.5. Практикуй задания первой части по мере изучения литературы

Как только какое-то произведение прочитано и разобрано, сразу реши по нему типовые задания 1–3 и 4.1/4.2, если такие есть. Можно воспользоваться учебниками, сборниками ЕГЭ или открытым банком ФИПИ, где задания сгруппированы по произведениям.

Например, после пьесы Островского «Гроза» найди вопросы, которые обычно по ней задают, и ответь на них. Так ты научишься применять теорию: определять жанр, конфликт, род, и сразу запомнишь особенности этого произведения.

Постепенно пройдись по всем основным произведениям программы, решая задания к ним. Кстати, задания 6–8 по лирике тоже можно тренировать, читая сборники стихов: определяй размер и рифму ко всем стихотворениям, которые учишь, ищи эпитеты и метафоры – преврати это в привычку.

3.6. Отдельно отработай мини-сочинения (задания 4, 5, 9, 10)

Написание кратких аналитических ответов – навык, который шлифуется практикой. После чтения каждого крупного произведения попробуй написать мини-сочинение анализа фрагмента (представь, какой фрагмент могли бы дать) в 5–10 предложений.

Также потренируйся в сопоставлениях: возьми пару произведений с общими темами и напиши абзац о сходстве/различии. Хорошая идея – завести тетрадь для мини-сочинений и регулярно писать по 1–2 таких работы в неделю. Пиши вручную и засекать время (на реальном экзамене на одну мини-работу у тебя будет около 15–20 минут максимум).

Затем сверяй с критериями: сам себя проверяй, все ли элементы указал, нет ли лишнего. По возможности, давай свои работы учителю или репетитору на проверку – пусть укажут на ошибки. Учись сразу исправлять типичные недочеты: превышение объема (10 предложений – это примерно 150–200 слов, не больше), непоследовательность в мыслях, отсутствие примеров из текста, ошибки в речевом оформлении. Постепенно ты выработаешь шаблон, как четко укладываться в требуемый формат.

3.7. Учись писать большое сочинение

Когда базу литературы освоишь и мини-сочинения пойдут уверенно, переходи к второй части. Изучи типы тем, которые дают на ЕГЭ (посмотри темы из демоверсии 2025 и реальных прошлых вариантов).1 Попробуй составить для каждой темы небольшой план сочинения: введение (тезис), какие произведения возьмешь для аргументов и какие примеры приведешь, вывод.

Поначалу можно писать сочинение частями: сегодня введение и тезис, завтра основной аргумент, послезавтра другой аргумент и вывод. Но в итоге нужно научиться писать полное сочинение за один раз в рамках ~90 минут. Поэтому начиная с весны (или за 2–3 месяца до экзамена) планируй хотя бы раз в неделю устраивать себе тренировку по большому сочинению: выбирай тему и пиши от начала до конца, как на экзамене.

Потом вычитывай и оценивай сам или отдай на проверку преподавателю. Обращай внимание на все критерии: раскрытие темы, аргументацию (не меньше 2 произведений), композицию, логичность, качество речи, грамотность. Выявляй свои типичные ошибки: может, ты забываешь делать четкий вывод или у тебя часты ошибки в цитатах – тогда целенаправленно работай над этим на следующий раз.

3.8. Отработай управление временем и стрессом

Ближе к экзамену полезно провести полный пробный ЕГЭ дома или на курсах – то есть за один присест выполнить сразу всю работу (10 заданий + сочинение) за 3 часа 55 минут. Это поможет понять, как правильно распределять время между частями. Например, решив пробник, ты увидишь, хватило ли тебе времени на проверку или, может, слишком долго сидел над первой частью в ущерб сочинению.

Оптимальная тактика – на первую часть отвести ~2 часа, на вторую – ~2 часа (из них примерно 30 минут на обдумывание и план, 90 минут на написание и 10 минут на проверку текста). Потренируйся придерживаться этих рамок.

Кроме того, важно научиться справляться с волнением. Научись делать короткие перерывы-разгрузки: во время подготовки используй техники дыхания или физкультминутки, чтобы снять напряжение. Тогда и на самом экзамене ты сможешь при необходимости закрыть глаза на минуту, глубоко вздохнуть и успокоиться, не теряя концентрации.

3.9. Повторяй и закрепляй перед экзаменом

В последние недели перед ЕГЭ устрой себе финальный обзор. Пробегись по всему списку литературы: наверняка к этому моменту у тебя будут конспекты или хотя бы пометки – освежи их. Особое внимание удели поэзии: проверь, помнишь ли наизусть хотя бы по одному стихотворению основных поэтов (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок, Есенин, Ахматова, Маяковский и др.), чтобы было что сравнивать в задании 10.

Повтори цитаты (просмотри свои развешанные стикеры, перечитай выписанные ключевые фразы). Пролистай списки литературных терминов – всё ли помнишь чётко? Если какие-то слова забылись, повтори их определение и примеры.

Реши несколько вариантов тестов on-line или из сборников, чтобы убедиться, что мелкие вопросы больше не подводят. И конечно, следи за своим самочувствием: в последние дни важно хорошо высыпаться, правильно питаться и не переутомляться, чтобы подойти к экзамену в бодром и уверенном состоянии.

Этот план – ориентировочный. Ты можешь подстроить его под себя: например, если у тебя уже сильная литературная база, больше времени удели практике написания сочинений. Если же, напротив, много нечитанных книг – сперва ликвидируй пробелы в чтении. В любом случае старайся придерживаться системы: постепенно и регулярно готовься по всем аспектам экзамена. Так ты ничего не упустишь.

Часть 4. Тайм-менеджмент и организация самостоятельных занятий

Эффективная подготовка к ЕГЭ невозможна без грамотного распределения времени. Тебе предстоит сочетать учебу в школе, подготовку по другим предметам и отдых, поэтому важно организоваться, чтобы всё успеть и не выгореть.

Вот несколько советов по тайм-менеджменту специально для подготовки по литературе:

  1. Составь реалистичное расписание. Определи, в какие дни и часы тебе удобнее всего заниматься литературой. Кто-то лучше концентрируется рано утром, а кому-то продуктивнее заниматься вечером – учитывай свой биоритм. Запланируй конкретные окна времени для литературы в каждую неделю и постарайся придерживаться этого графика.

Например: понедельник, среда, пятница с 17:00 до 19:00 – занятия по литературе; воскресенье 14:00 – 18:00 – большой блок повторения и написания пробных работ. Повесь расписание на стену или отметь в электронном календаре. Так у тебя будет чёткое понимание, когда именно садиться за литературу, и меньше соблазна отложить на потом.

  1. Задавай цели на каждое занятие. Просто «готовиться» – неэффективно. Каждый раз, садясь за урок, формулируй конкретную цель: например, прочитать 20 страниц «Тихого Дона» и выписать характеристики героев или написать мини-сочинение по лирике и выучить 5 терминов.

Чёткие цели помогают не тратить время впустую. После занятия оцени: достиг ли цели? Если да – похвали себя галочкой в плане. Если нет – скорректируй цель на следующий раз (может, она была слишком объёмной).

  1. Делай короткие перерывы. Высокая концентрация внимания держится около 40–50 минут, потом ей необходим отдых. Поэтому, если занимаешься более часа подряд, обязательно устраивай перерывы 5–10 минут. Встань из-за стола, разомнись, выпей воды, глянь в окно.

Но не залипай в телефон надолго – это может затянуться. Перерыв нужен, чтобы мозг переварил информацию, а глаза отдохнули. Вернешься свежим и будешь воспринимать материал лучше. Также чередуй разные предметы: скажем, час литературных сочинений – потом час математики или другой деятельности, чтобы переключить мышление.

  1. Создай продуктивную обстановку. Организуй свое рабочее место так, чтобы ничто не отвлекало. Убери телефон или включи режим «не беспокоить» на время занятий. Подготовь все нужные материалы заранее: тексты произведений, тетради, словарь терминов, чтобы не тратить время на поиски по ходу дела.

Многие ребята любят заниматься в библиотеке или кофейне, чтобы сменить обстановку – можешь попробовать, если дома трудно сконцентрироваться. Главное правило – минимум отвлекающих факторов и комфорт (хорошее освещение, тишина или спокойная музыка, удобный стул).

  1. Воспользуйся техниками тайм-менеджмента. Популярный метод – «помодоро» (Pomodoro): делишь время на интервалы, скажем, 30 минут работаешь над задачей, 5 минут отдыхаешь, и так по циклу. Это дисциплинирует не отвлекаться в рабочий интервал, зная, что скоро будет короткий отдых. Можно завести таймер или специальные приложения для этого.

Также заведи привычку вести список задач (to-do list) на день: каждый вечер выписывай, что нужно сделать завтра (например: выучить стихотворение, прорешать тест, написать план сочинения). Отмечай галочками выполненное – это придаст ощущение прогресса и мотивирует продолжать.

  1. Не откладывай на последний момент. Регулярность – твой лучший друг. Готовься постепенно все месяцы, а не в режиме аврала в мае. Иначе материал просто не уложится толком в голове, и стресс зашкалит. Лучше заниматься понемногу, но часто, чем пытаться нагнать все за неделю.

Разумеется, в мае усиленный режим естественен, но он должен основываться на том, что ты уже сделал ранее. Избегай ночных зубрежек накануне экзамена – намного продуктивнее хорошенько выспаться перед важным днем.

  1. Тренируй распределение времени на экзамене. Помимо планирования своей учебы, потренируй и управление временем непосредственно на экзамене. Например, прорешивая пробные варианты дома, засекай время на каждую часть.

Научи себя не засиживаться слишком долго над одним сложным вопросом: если какой-то номер (скажем, 8 или 3) вызвал затруднения, пропусти и перейди дальше, вернешься к нему позже. Лучше набрать «легкие» баллы с тех задач, которые знаешь, а потом уже думать над трудными, чем потерять полчаса на один подвопрос.

При написании мини-сочинений следи, чтобы не писать больше 10 предложений – это лишняя трата времени (да и проверяющим не требуется больше). На большое сочинение оставь не менее 1,5–2 часов. Последние 5–10 минут экзамена выдели на проверку: пробегись по ответам 1–10, исправь, если заметил ошибку или опечатку, пересчитай слова в сочинении (их пишут на черновике на полях). Эти финальные штрихи могут спасти ценные баллы.

Организованность и рациональное использование времени помогут тебе охватить все необходимое и подойти к экзамену подготовленным и уверенным. Помни, что в расписании должна быть не только учеба, но и отдых: включай в план физическую активность, встречи с друзьями, хобби. Эмоциональная перезагрузка сделает подготовку эффективнее. Главное – держать баланс.

Часть 5. Типичные ошибки на ЕГЭ по литературе и как их избежать

При подготовке обрати внимание не только на то, что делать, но и на то, чего не делать. Экзамен по литературе имеет свои распространённые ловушки, в которые попадаются выпускники. Зная их заранее, ты сможешь их избежать и сберечь баллы.

Рассмотрим несколько типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ по литературе:

5.1. Не знать формат и требования

Одна из грубых ошибок – прийти на экзамен, не до конца понимая, что от тебя требуется. Например, некоторые ребята тратят время на заучивание биографий авторов, тогда как биографические вопросы в ЕГЭ не задают вообще. Другие не вчитываются в формулировки и, например, в задании 5 приводят другое произведение вместо требуемого. Решение простое: внимательно изучи каждый тип задания и критерии.

Понимай, что проверяют в номере 8 (умение видеть тропы), что важно в задании 9.1 (глубина анализа + примеры из текста), какие требования к сочинению (объём не менее 200 слов, минимум 2 произведения и т.д.). Чем чётче ты следуешь формату, тем меньше шансов потерять баллы по невнимательности.

5.2. Поверхностный анализ вместо глубокого

Экзаменаторы оценивают умение интерпретировать текст, а не просто пересказывать. Частая ошибка – ответить общими фразами, не проанализировав художественные детали. Например, в мини-сочинении ученик пересказывает сюжет отрывка вместо ответа на конкретный вопрос анализа, или в большом сочинении перечисляет события романа вместо разбора проблемы.

Чтобы этого избежать, тренируй аналитическое мышление: в каждом ответе старайся опираться на конкретные элементы текста – цитаты, эпизоды, образы, и объяснять их значение. Помни, что ЕГЭ по литературе – это не пересказ, а разбор.

Так, если тема сочинения – «тема судьбы человека в русской литературе», недостаточно рассказать сюжет «Шинели» и «Судьбы человека». Нужно выявить, как авторы раскрывают понятие судьбы: через какие испытания героев, какие символы, какая авторская позиция – и сравнить эти подходы. Чем глубже ты вникаешь, тем лучше результат.

5.3. Отход от темы или неполное раскрытие

Другая проблема – написать много, но «не в ту сторону». Например, выбрав тему сочинения, ученик уходит в рассуждения о своем понимании жизни, практически не обращаясь к литературе, или перепутал понятия (скажем, вместо раскрытия образа героя начинает описывать исторический контекст – подмена темы).

Всегда держи в фокусе конкретный вопрос задания. Полезный прием: перечитай свою работу и сверяй с темой – все ли аспекты освещены? Особенно это касается большого сочинения: убедись, что ты привел ровно то количество литературных примеров, которое нужно (минимум два; лучше три для подстраховки), и именно по заявленной теме.

Если тема формулируется как вопрос, ответь на него чётко в заключении. Если дано цитатное высказывание, соглашайся или спорь с ним аргументированно, а не просто «вокруг да около». За умение держаться темы тебе поставят высокие баллы, а за любое «размывание» снизят.

5.4. Фактические ошибки по содержанию произведений

Литература – гуманитарный предмет, но здесь тоже есть факты, и искажение фактов оценивается отрицательно. Распространённый случай – перепутать героя или автора. Например, назвать Чацкого лишним человеком (что неверно) или перепутать, кто из персонажей совершил тот или иной поступок.

В спешке могут вылететь из головы даты, имена, названия – и ученик придумывает или пишет неправильно. Чтобы избежать этого, перед экзаменом освежи в памяти ключевые детали: имена главных и второстепенных героев, название и жанр каждого произведения, чьим пером написано (не дай Бог перепутать Достоевского с Толстым!).

Если не помнишь точно – лучше не пиши вовсе, обойди общим описанием, чем напишешь неверно. Например, сомневаешься, в каком году написана пьеса – не пиши год. Однако лучше, конечно, постараться ничего не перепутать.

Тщательное чтение и повторение деталей поможет: вспоминай, кто кому приходится родственником, чем заканчивается сюжет, какие главные локации (город Калинов, имение Обломовки и т.п.). Проверяющие за фактические ошибки обычно снижают баллы по критерию логики/точности, так что будь внимателен.

5.5. Ошибки в употреблении теоретических терминов

Часть вопросов тестирует знание теории литературы, и тут опасно перепутать определения. Например, назвать рифму смежной вместо перекрестной, размер – хорей вместо ямба, или спутать эпитет с метафорой. Это типичная ошибка: понятия вроде размера стиха можно легко перепутать, если плохо выучил.

Решение одно – заранее довести теорию до автоматизма. Выучи определения так, чтобы ты без сомнений отличал ямб от хорея (напомним: ямб – ударение на 2-й слог, хорей – на 1-й). Отрабатывай это на практике: берешь стих – сразу определяешь размер.

То же с тропами: тренируйся на примерах, чем олицетворение отличается от метафоры (олиция – одушевление предмета, метафора – перенос значения). Если в задании 8 или 6 просят назвать термин, не торопись – прокрути в голове все похожие термины и выбери правильный. Лучше потратить лишних 10 секунд, чем написать наугад.

Еще момент: не употребляй термин, не будучи уверен в его значении в сочинении. Некоторые любят вставлять умные слова, но используют не к месту. Если не до конца понимаешь, что такое, например, синекдоха, – не пиши про нее. Ограничься теми понятиями, в которых уверен.

5.6. Нарушение ограничений в заданиях 5 и 10

Эту специфическую ошибку мы уже упоминали: если неправильно подобрать произведение для сравнения, можно обнулить весь ответ. Эксперты ЕГЭ отмечают, что ряд выпускников теряют бдительность и берут для сопоставления стихотворение того же автора (например, сравнивают стих Пушкина с другим стихом Пушкина, что запрещено) или не называют произведение вовсе (пишут что-то абстрактное типа «другое стихотворение про осень» без конкретики).

Помни, что формулировки заданий 5 и 10 коварны – внимательно читай их. Если сказано «сопоставьте с одним из произведений русской литературы XVIII – первой половины XIX века» – не вздумай брать пример из XX века, даже если очень хочется.

Соблюдай правила: разные авторы для сравнения, только классика (никаких самодельных стихов или малоизвестных песен), и обязательно название и автор должны быть прописаны. Относись к этим номерам особенно внимательно, чтобы не потерять баллы на ровном месте из-за формальностей.

5.7. Нехватка объёма и структуры в сочинении

Самые обидные ошибки происходят во второй части, ведь за сочинение даётся много баллов. Вот две классические проблемы: слишком короткое сочинение и плохая организация текста. Про объём уже сказано – меньше 200 слов не проверят вообще.4

Но и 210 слов – это очень мало, даже если формально проверят, в таком объеме трудно раскрыть тему полно, обычно это приносит низкие баллы. Старайся писать хотя бы 250–300 слов, тогда у тебя будет пространство раскрыть мысль. При этом не лей воду: объём должен идти от сути, за счёт примеров и анализа.

Вторая проблема – отсутствие чёткой структуры: когда сочинение – бессвязный поток мыслей, без абзацев, без логических связок, или, например, нет вывода. Эксперт, проверяющий работу, в каком-то смысле «робот», он смотрит на соответствие критерия.1

Поэтому выполняй требования как алгоритм: в первом абзаце введение и формулировка тезиса (ответ на вопрос темы), далее 2–3 абзаца – каждый с одним аргументом (примером из литературы) и его разбором, заключение – вывод по теме. Разбей текст на абзацы, используй связки («во-первых», «с другой стороны», «подводя итог» и т.д.) – так сочинение станет логичным. Не отходи от тезиса, каждую часть соотнеси с ним.

И, конечно, следи за речью: избегай разговорных слов, канцеляризмов, следи, чтобы не было повторов одного и того же слова много раз.4 Хороший лайфхак – после написания перечитать и отредактировать свой текст, убрав лишнее и исправив корявые места. В суете экзамена многие пренебрегают проверкой, а зря: всегда найдется, что улучшить.

5.8. Грамматические и речевые ошибки

Даже если содержательно твоя работа отличная, грубые речевые, грамматические или пунктуационные ошибки могут снизить балл. В маленьких сочинениях достаточно одной ошибки, чтобы потерять баллы, в большом сочинении несколько ошибок также повлияют на оценку.1

Типичные промахи: нарушение логики (например, не согласовано подлежащее и сказуемое), неправильно оформленная прямая речь или цитата, неточные цитаты (искажение текста, орфографические ошибки в фамилиях авторов или названиях.4

Что делать: оттачивай грамотность. При подготовке пиши работы в черновике и внимательно вычитывай, обращая внимание на каждую запятую. Повтори правила оформления цитат в тексте (в кавычках, с указанием героя, если диалог).

Учись приводить цитаты точно, без изменений – для этого нужно их правильно запомнить, либо перефразировать, если не уверен в дословности. Если сомневаешься в написании слова – замени синонимом, чтобы не рисковать. И обязательно тренируйся писать от руки – вспомни все эти случаи «жи-ши, ча-ща» и т.д., чтобы на автомате писать правильно.

На экзамене не торопись переписывать в чистовик – удели 5 минут проверки текста, это очень важно. Многие ошибки можно заметить и исправить, если перечитать свежим взглядом. Помни, твоя цель – не только блеснуть знаниями литературы, но и показать себя грамотным, культурным человеком.

Это лишь основные типичные ошибки. Избежать их поможет одна стратегия: решать побольше тренировочных вариантов и анализировать каждую свою ошибку. Если в процессе подготовки ты где-то споткнулся – например, неверно определил размер стиха или сделал фактическую ошибку по сюжету – сразу пометь это как зону внимания и устрани пробел в знании.

Научи себя быть внимательным к мелочам: перепроверяй формулировки заданий, перечитывай написанное. Тогда на самом экзамене твоя работа будет максимально чистой и точной.

Наконец, перейдем к тому, что может существенно облегчить тебе жизнь при подготовке – это специальные онлайн-курсы, где опытные преподаватели помогут освоить весь материал и избежать всех описанных ошибок.

Часть 6. Онлайн-курсы и школы для подготовки (платформа «Учись Онлайн Ру»)

Самостоятельная работа – это хорошо, но иногда без помощи профессионалов сложно выстроить оптимальную подготовку. На образовательной платформе УчисьОнлайн.ру собраны лучшие онлайн-школы и курсы для подготовки к ЕГЭ.

Вы можете найти программы на любой вкус: от длительных курсов с нуля до экспресс-подготовки. Преимущество онлайн-курсов – структурированная подача материала, регулярность занятий и обратная связь от экспертов.

Ниже приведем несколько популярных курсов по литературе, представленных на платформе (укажем формат занятий и особенности каждой программы):

  1. «Подготовка к ЕГЭ по литературе» от Фоксфорда – большой онлайн-курс длительностью 8 месяцев (учебный год) с опытным преподавателем. Занятия проходят в форме живых вебинаров (примерно 3 занятия в неделю) + доступны записи.

На курсе дают теорию по всем темам кодификатора и сразу закрепляют практикой. Вы будете решать задания обеих частей, писать мини-сочинения и пробные большие сочинения. Домашние задания проверяют эксперты с индивидуальной обратной связью.

Формат включает интервальное повторение пройденного, чтобы ничего не забыть. Курс в Фоксфорде подойдет, если тебе нужна комплексная подготовка «с нуля до 90+ баллов» и важна поддержка наставников. Есть бесплатный пробный урок и система скидок.

  1. «Литература. Основа. Подготовка к ЕГЭ 2025 с любого уровня» от Вебиум – 8-месячный курс подготовки в онлайн-школе Webium. Занятия идут еженедельно (от 12 уроков в месяц), можно смотреть в прямом эфире или в записи в любое время.

Школа предоставляет личного наставника каждому ученику: наставник проверяет домашки, объясняет сложные моменты и мотивирует не бросать учебу. В Вебиум также действует мотивирующая платформа: прогресс геймифицирован, что помогает регулярно заниматься.

Программа гибкая – есть разные тарифы и интенсивности подготовки, можно выбрать под свой темы. Курс отлично подходит тем, кто хочет учить теорию и сразу применять ее на практике под контролем наставника.

  1. Онлайн-курс подготовки в Лектариуме – программа от школы Lectarium длительностью 9 месяцев. Формат: ежемесячно 12 вебинаров по ~1,5 часа (3 в неделю), после каждого – домашнее задание, плюс регулярные *пробные тесты. Ученик получает личный кабинет с записями уроков, конспектами и может заниматься по своим часам.

Особенность Лектариума – личный наставник и чат для общения: можно в любой момент задать вопрос преподавателю или обсудить материал с одногруппникам. Курс построен на основе многолетнего опыта и продуман до мелочей. Есть бесплатный пробный урок и рассрочка оплаты. Подходит для тех, кому важна четкая структура занятий и поддержка кураторов, а также возможность общаться с единомышленниками.

  1. Индивидуальные и групповые занятия в Tetrika – платформа Тетрика предлагает иной формат: персональные онлайн-уроки с репетитором или мини-групповые занятия. Здесь нет фиксированного курса с вебинарами, вместо этого тебе подбирают преподавателя под твои цели.

Занятия в Tetrika проходят на интерактивной онлайн-доске, длительность одного урока ~55 минут. Можно заниматься хоть круглый год по своему графику. Индивидуальный подход позволяет сосредоточиться именно на твоих пробелах: репетитор составит персональный план подготовки.

Кроме того, первый урок бесплатный – можно оценить формат. Если ты предпочитаешь гибкость и адресную работу над своими трудностями (например, только сочинения или только разбор определенных книг), Tetrika – хороший вариант. Цены зависят от количества занятий в абонементе (в группе дешевле).

  1. Онлайн-школа «Сотка» – крупная школа подготовки к экзаменам, где есть курсы по всем предметам, в том числе литература. Формат обучения комбинирует еженедельные вебинары, тренажеры и пробники. Например, на курсах Сотки по литературе каждый месяц проходят порядка 10 вебинаров (по ~1.5–2 часа) плюс даются домашние задания, которые проверяются автоматически и кураторами.

У ученика есть личный кабинет, где собраны все материалы, теория, дополнительные видео. Преимущество Сотки – наставник-наставник, который ведет тебя до результата: разбирает с тобой домашку, если есть ошибки, и мотивирует. Также в Сотке сильное сообщество: можно общаться с другими учениками, соревноваться, поддерживать друг друга.

Бесплатные занятия и пробные периоды позволяют попробовать формат. Школа знаменита большим количеством стобалльников и высокими средними баллами учеников. Если тебе нужен современный подход и постоянный драйв, чтобы учиться было не скучно, обрати внимание на Сотку.

  1. Онлайн-школа «99 баллов» – еще одна популярная платформа, специализирующаяся на ЕГЭ. Подготовка по литературе здесь может проходить в формате групповых онлайн-курсов. В тариф «Стандарт», к примеру, входят 10 вебинаров в месяц + 2 уровня домашних заданий (базовые и повышенной сложности) + ежемесячные пробные экзамены.

Все домашние работы проверяются автоматически системой, результаты сразу видны ученику и куратору. За каждым учеником закреплен персональный куратор, который помогает с вопросами и следит за успеваемостью.

Также предоставляется персональный менеджер для организационных вопросов. «99 баллов» известна тем, что очень заботится о психологической поддержке: молодые преподаватели на одной волне с учащимися, много мотивационных активности. У них также можно начать с бесплатного вводного урока. Этот вариант подойдет, если тебе комфортно заниматься в динамичной молодой команде и хочется получать оперативную обратную связь на свои ответы.

Кроме перечисленных, на платформе УчисьОнлайн.ру представлены и другие курсы (например, экспресс-подготовки к сочинению, марафоны решения тестов, курсы от репетиторских центров). Полный список смотри в разделе «Подготовка к ЕГЭ по литературе» на сайте. Там же можно прочитать отзывы реальных учеников о каждом курсе и школе, сравнить рейтинги, цены и выбрать лучший вариант.

6.1. Как выбрать курс?

Ориентируйся на свои потребности. Если у тебя всё плохо и нужно системно проходить материал – бери годовой курс «с нуля» (Фоксфорд, Webium, Сотка и др.). Если нужна точечная доработка – можно взять индивидуальных занятий в Tetrika или короткий тематический курс (например, только по сочинениям).

Учитывай формат: самостоятельность vs. наставник, фиксированное расписание vs. гибкий график. И, конечно, финальный фактор – комфорт и доверие к преподавателям. Просмотри пробные уроки, оцените подачу материала. Хороший онлайн-курс не только даст знания, но и будет тебя поддерживать и мотивировать.

Используя возможности онлайн-школ, ты избавишься от многих проблем: тебе дадут структурированные конспекты, множество практики, разбор всех ошибок, актуальную информацию об экзамене. А главное – режим занятий, которого зачастую сложно придерживаться самостоятельно, будет поддерживаться извне.

Впрочем, даже посещая курсы, не забывай и про самостоятельную работу. Оптимально сочетание: уроки с преподавателем + твоя самостоятельная проработка материала. Тогда эффект будет максимальным.

Часть 7. Рекомендации для родителей: как помочь ребёнку подготовиться к ЕГЭ

Данная секция обращена к вам, уважаемые родители 10–11-классников, чей ребенок готовится к экзамену по литературе. Поддержка семьи в этот непростой период крайне важна. Вот несколько советов, как вы можете помочь вашему ребенку и повысить его шансы на успешную сдачу ЕГЭ – и при этом сохранить в семье спокойную, доброжелательную атмосферу.

7.1. Помогите с организацией подготовки, но не навязывайтесь

Ваша роль – скорее координатор и помощник, а не контролёр. Обсудите с ребенком план подготовки: спросите, нужна ли ему помощь с материалами, может, вы вместе составите расписание. При необходимости, помогите найти хорошие ресурсы: купить сборники ЕГЭ, оформить подписку на онлайн-курс, нанять репетитора – по запросу самого ученика.

Покажите готовность участвовать: «Если хочешь, давай проверим твоё знание по теме – я могу тебя поспрашивать», «Тебе нравится этот курс подготовки? Чувствуешь пользу?», *«Давай вместе подумаем, как оптимизировать твой график подготовки, если ты не успеваешь отдыхать.5 Такие фразы показывают ваше участие, но не давят.

Многие подростки сейчас выбирают онлайн-подготовку – предложите рассмотреть такой вариант, если еще не. Онлайн-курсы (например, на платформе УчисьОнлайн или в домашней школе Фоксфорда) экономят время и силы на дорогу и часто более интересны подросткам.5 Ваша задача – предоставить возможности и создать условия, а дальше пусть ребенок сам распоряжается своей учебой.

7.2. Не давите и не пуганите ЕГЭ

Давление – худший враг мотивации. К сожалению, некоторые родители (из лучших побуждений) начинают постоянно напоминать, какой важный экзамен, ругать за отдых, пророчить беды в случае неудачи. Такой подход только добавляет стресс.

Избегайте фраз вроде: «Не сдашь – пойдешь дворником!», «Будешь позорить нас, если провалишься». Это не мотивирует, а наоборот, может сломать веру в себя.5 Постарайтесь снизить градус значимости экзамена в разговорах. Да, ЕГЭ важен, но жизнь им не заканчивается.

Если чувствуете, что ребенок чрезмерно тревожится, скажите: «Даже если что-то пойдет не так, это не конец света, можно пересдать или выбрать другой путь». Пусть подросток знает, что вы любите и поддерживаете его независимо от баллов экзамена. Уверенность в том, что родители не разочаруются, придаст ему сил и спокойствия.

7.3. Контролируйте собственные эмоции

Ваши нервные переживания неизбежно передаются ребенку.5 Если вы сами постоянно в панике из-за предстоящего экзамена – остановитесь. Работайте со своим волнением, не показывайте его чрезмерно. Поддержите позитивный настрой дома.

Старайтесь говорить о ЕГЭ без трагедий и драм. Если у вас накопился страх – обсудите его с другими взрослыми (супругом, друзьями), но не вымещайте на ребенке. Ему сейчас нужна тихая уверенность от вас. Держитесь оптимистично: «У тебя всё получится, мы верим в тебя».

Даже если сами сомневаетесь – такая подбадривающая позиция намного продуктивнее. Помните: спокойный родитель – спокойный выпускник. А в спокойном состоянии и готовиться, и сдавать экзамен гораздо легче.

7.4. Обеспечьте дома комфорт и понимание

Создайте ребенку психологически безопасную атмосферу. Дом должен быть местом, где он может отдохнуть душой от стресса подготовки.5 Постарайтесь минимизировать конфликты и требования в этот период. Может, стоит временно меньше придираться к уборке комнаты или другим бытовым мелочам – пусть у подростка будет небольшая фора, пока он готовится к важному шагу.

Объясните остальным членам семьи, чтобы не мешали во время занятий: не шумели, не отвлекали пустяками. Организуйте уютное место для учебы. Также следите за режимом дня: напомните лечь вовремя спать, приготовьте здоровый ужин. Физическая поддержка (вкусная еда, фрукты, витамины) – тоже вклад.

И обязательно хвалите за усилия: отмечайте прогресс («Вижу, ты старался, уже лучше пишешь сочинения, молодец!»). Психологический комфорт дома – фундамент уверенности ребенка в своих силах.

7.5. Помогите освоиться с процедурой экзамена

Часто дети волнуются из-за неизвестности: как все пройдет технически. Развейте эти страхи, организовав «репетицию» ЕГЭ. Например, вместе с ребенком изучите расписание экзаменов, список того, что нужно взять с собой (паспорт, черные ручки, бутылка воды, шоколадка и т.д..5

В день пробного экзамена (или самостоятельно дома) проведите имитацию: выделите ~4 часа, посадите ребенка в отдельную комнату, отключите у него телефон, дайте распечатанный вариант ЕГЭ и бланк. Пусть попробует писать экзамен, как в боевых условиях.5

Вы можете играть роль наблюдателя. После этого обсудите с ним, где были сложности, уложился ли он во время. Такая тренировка снимет много напряжения перед реальным экзаменом – ведь он уже почувствует, как это.

Также убедитесь, что ребенок знает правила заполнения бланков (где писать заглавными буквами, как исправлять ошибки) – иногда техническая ошибка может стоить баллов. Предложите ему сходить на пробные ЕГЭ, которые устраивают некоторые центры и школы, если есть возможность.5 Чем более знакомой будет процедура, тем меньше стресса.

7.6. Поддерживайте здоровый образ жизни и позитивный настрой

Помогите ребенку рационально чередовать учебу и отдых. Следите, чтобы он не переутомлялся: напомните сделать паузу, погулять на свежем воздухе. Возможно, запишите вместе его небольшие достижения – это поднимет уверенность. Например, отмечайте, какие темы уже пройдены, какие пробники написаны хорошо. Хвалите искренне и часто.

Будьте на связи эмоционально: просто спрашивайте, «как ты себя чувствуешь?», «чем могу помочь?». Иногда подростку важно просто выговориться о своих страхах, и родитель – лучший слушатель. Сохраняйте оптимизм и юмор в общении.5 Пошутите вместе, вспомните случаи, когда вы сами переживали экзамены и всё прошло хорошо. Ваш позитив станет для сына или дочери опорой.

Ваша поддержка может существенно облегчить ребенку процесс подготовки. Даже если вы не сильны в литературе и не можете помочь по существу учебного материала, ваше участие и вера в ребенка – это то, что придаст ему сил. Помогите организовать, уберите лишний стресс, будьте рядом – и ваш выпускник обязательно справится!

Заключение

Подготовка к ЕГЭ по литературе – трудоемкий, но увлекательный путь. За время подготовки ты не только выучишь множество произведений, но и глубже проникнешь в мир литературы, разовьешь критическое мышление и навыки письма. Это большой вклад в твое образование.

Подходи к учебе творчески: ведь литература сама по себе предмет творческий, ищи в ней удовольствие и новые открытия. Следуя изложенным рекомендациям, планируя свои действия и избегая распространенных ошибок, ты обязательно повысишь свой уровень.

Помни, что дорогу осилит идущий: регулярность и упорство – твои главные союзники. И не забывай про отдых и веру в себя. Экзамен – это всего лишь проверка знаний, а не приговор. Настройся решительно, используй доступные ресурсы (учебники, интернет, онлайн-курсы), заручись поддержкой близких – и выходи на ЕГЭ уверенно.

Желаем тебе успехов в подготовке! Пусть книга станет другом, а экзаменационные сочинения даются легко. С правильным настроем и хорошей подготовкой ты сможешь раскрыть весь свой потенциал и блестяще сдать ЕГЭ по литературе. Ни пуха ни пера!

Источники:

  1. ЕГЭ по литературе — 2025: всё, что нужно знать об экзамене. MAXIMUM Блог.
  2. ЕГЭ по литературе 2025: структура, изменения, критерии. Синергия.
  3. 9 лайфхаков для подготовки к ЕГЭ по литературе: они помогут быстрее учить стихи и запоминать цитаты. Мел.
  4. Основные ошибки на ЕГЭ по литаруре. ZAO CHNIK-RU.
  5. Как поддержать ребенка перед ЕГЭ: советы психолога. Фоксфорд.
  6. Отзывы о курсе «Литература. Основа. Подготовка к ЕГЭ 2025 с любого уровня» в Вебиум + описание
Оцените статью
Ваша оценка 0 / 5
Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

А какой способ подготовки к ЕГЭ по литературе вы считаете лучшим? Поделитесь советом, как вы готовитесь к ЕГЭ!

Комментарии

Комментариев пока нет. :(

Написать комментарий

Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет