Как подготовиться к ЕГЭ по истории в 2025 году

Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Здравствуйте! Сегодня мы расскажем, как подготовиться к ЕГЭ по биологии максимально эффективно и быстро. Разберем возможность самостоятельной подготовки и с помощью занятий на курсах, разберем плюсы и минусы обоих вариантов, а также дадим несколько полезных советов.

1. Структура заданий ЕГЭ по истории в 2025 году

a. Общая информация

  • Количество заданий: 25.

  • Время выполнения: 180 минут (3 часа).

  • Максимальный балл: 100 (зачёт по 100-балльной шкале).

  • Минимальный балл для поступления в вуз: 40.

b. Часть 1: Задания с кратким ответом (№1–19)

Особенности: Проверяют знание фактов, дат, терминов, умение работать с источниками, картами и визуальными материалами.

Блок 1: Хронология и факты (№1–6)

Типы заданий:

  • Установление последовательности событий. Например: «Расположите в хронологическом порядке: а) Крымская война; б) Смута; в) Съезд КПСС 1985 года».
  • Соотнесение дат и событий. Например: «Какому веку соответствует 1721 год?».
  • Заполнение таблиц. Например: «Впишите в таблицу имена правителей и их реформы».

Совет: Используйте мобильные приложения с карточками (например, Quizlet) для запоминания дат.

Блок 2: Работа с источниками (№7–12)

Типы заданий:

  • Атрибуция документа (определить автора, эпоху, цель текста).
  • Анализ позиции автора. Например: «Какое название получила политика, описанная в отрывке из речи Хрущёва?».
  • Поиск противоречий между источниками. Например: «Мы отстояли Севастополь, но потеряли флот…» → Вопрос: «О каком событии Крымской войны идёт речь?».

Совет: Тренируйтесь на сборниках документов, например, «Хрестоматия по истории России» (изд. 2025).

Блок 3: Визуальные материалы (№13–19)

Типы заданий:

  • Анализ карт. Например: «Определите событие, изображённое на карте военных действий 1943 года».
  • Работа с инфографикой. Например: графики, диаграммы: «Сравните численность населения СССР и РФ в 1991 и 2024 гг.».
  • Анализ изображений. Например: плакаты, фото, карикатуры: «Какая идея передаётся на плакате «Родина-мать зовёт!»?».

c. Часть 2: Задания с развёрнутым ответом (№20–25)

Особенности: Требуют аргументации, анализа и исторического мышления.

№20: Историческое сочинение

Суть: Написать эссе об одном из трёх предложенных периодов. Например: «1917–1922 гг.», «1985–1991 гг.», «2000–2008 гг.».

Критерии (11 баллов):

    1. Указание двух значимых событий/явлений периода.

    2. Роль двух исторических личностей. Например, Ленин и Колчак для 1917–1922 гг.

    3. Причинно-следственные связи. Например: «Революция 1917 г. → Гражданская война».

    4. Историческая оценка периода. Например, используйте мнения учёных: «Согласно концепции Сахарова, распад СССР был неизбежен…»).

Совет: Заучите шаблон эссе и 5-7 «запасных» периодов на случай сложных вариантов.

№21–23: Анализ источников

  • №21: Задание на аргументацию.
    Пример: «Используя текст, приведите два доказательства, что автор описывает последствия Смуты».

  • №22: Задание на сравнение источников.
    Пример: «Чем позиция Солженицына в „Архипелаге ГУЛАГ“ отличается от позиции Сталина в докладе 1934 года?».

  • №23: Контекстуализация документа.
    Пример: «Объясните, почему в 1990-е годы возникли предпосылки для принятия Конституции РФ 1993 года».

№24: Дискуссионное задание

  • Суть: Проанализировать две противоположные точки зрения на событие и занять позицию.
    Пример:
    Тезис 1: «Присоединение Крыма в 2014 году укрепило суверенитет РФ».
    Тезис 2: «Это действие нарушило международное право».
    Ваша задача: Привести по 2 аргумента для каждой позиции + обосновать своё мнение.

Критерии (5 баллов):

  • Полнота аргументов.
  • Использование фактов.
  • Логичность выводов.

№25: Задание с визуальным источником

Суть: Проанализировать изображение (плакат, фото, карикатуру) в историческом контексте.

Пример:

«Рассмотрите карикатуру на Brexit. Укажите:

    1. Событие, которому она посвящена.

    2. Авторскую позицию.

    3. Причины, по которых это событие повлияло на отношения РФ и ЕС».

2. Ключевые изменения в ЕГЭ по истории на 2025 год

Акцент на XXI век:

В заданиях №13–19 и №20 могут встретиться темы:

  • Спецоперация на Украине (2022–2024 гг.).
  • Цифровизация госуправления (например, система «Госуслуги»).
  • Международные санкции против РФ.

Интеграция ИИ в проверку:

Для заданий №24–25 возможно использование AI-алгоритмов для оценки логики аргументов.

Подборка курсов Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ по истории в 2025 году
Посмотреть подборку

3. Какие методы подготовки к ЕГЭ по истории существуют в 2025 году?

a. Самостоятельное обучение

Описание метода:

Самостоятельное обучение подразумевает использование школьных учебников, дополнительных пособий, конспектов и интернет-ресурсов для изучения теоретического материала, составления хронологических таблиц и конспектов. Ученику приходится самостоятельно планировать время, искать дополнительную информацию и проверять свои знания с помощью тестовых заданий.

Преимущества:

  • Гибкость расписания: Вы можете учиться в удобное для себя время, что особенно полезно, если требуется совмещать занятия с другими делами или увлечениями.
  • Развитие самостоятельности: Этот метод помогает развить навыки самоорганизации, самоконтроля и критического мышления, что полезно не только для экзамена, но и для дальнейшего обучения.
  • Экономичность: Самостоятельное обучение не требует больших затрат на курсы или репетиторов.

Недостатки:

  • Сложность систематизации информации: История – предмет, насыщенный датами и фактами, и без помощи специалиста можно упустить важные нюансы или не увидеть взаимосвязей между событиями.
  • Отсутствие оперативной обратной связи: Ошибки могут оставаться незамеченными, что затрудняет корректировку знаний.
  • Низкая мотивация: Без внешнего контроля и поддержки легко отвлечься или потерять концентрацию.

По статистике, только 10% учеников получают на экзамене по истории 90-100 баллов. Это говорит, что школьных занятий и самостоятельной подготовки недостаточно для успешной сдачи ЕГЭ. Почему самоподготовка оказывается неэффективной:

  • Информации много – нужно разбираться в разных периодах отечественной и зарубежной истории, знать важные исторические даты (войны, смена власти и т. д.), биографию и достижения выдающихся личностей, уметь сопоставлять события с персонажами (царями, полководцами, деятелями культуры), анализировать факты, читать географические карты. Разобраться самому со всеми темами, которые встречаются в экзаменационных заданиях, сложно.
  • Эссе – часть единого гос. экзамена, к которой труднее всего готовиться. Во-первых, нет четкого понимания, какие требования нужно соблюдать при написании сочинения. Во-вторых, дать оценку тексту с точки зрения фактов и аргументов может только преподаватель.
  • Придется самостоятельно составлять график занятий, рассчитывать время, искать учебники, таблицы и тестовые задания.

Резюме:

Самостоятельное обучение подходит тем ученикам, кто обладает высокой степенью самодисциплины и уже имеет определённые базовые знания. Оно полезно для закрепления материала, но может оказаться неэффективным при отсутствии структурированного плана или при наличии пробелов в понимании сложных тем.

Важно комбинировать этот метод с периодической проверкой знаний с помощью тестов и консультаций с преподавателями.

b. Подготовка с репетитором

Описание метода:

Занятия с репетитором – это индивидуальный подход, когда ученик работает с опытным преподавателем, который подбирает персональную программу, объясняет сложные темы и регулярно проверяет уровень усвоения материала.

Преимущества:

  • Индивидуальный подход: Преподаватель учитывает особенности ученика, выявляет пробелы и работает над их устранением.
  • Оперативная обратная связь: В процессе занятий ошибки исправляются сразу, что помогает быстрее осваивать материал.
  • Мотивация и поддержка: Репетитор не только обучает, но и мотивирует, помогая сохранять концентрацию и дисциплину.

Недостатки:

  • Стоимость: Индивидуальные занятия зачастую требуют значительных финансовых затрат.
  • Зависимость от качества преподавателя: Эффективность метода напрямую зависит от квалификации и опыта репетитора.
  • Ограниченность времени: Расписание может быть менее гибким, чем при самостоятельном обучении.

Резюме:

Подготовка с репетитором особенно эффективна для учеников, испытывающих трудности с систематизацией большого объёма информации. Такой подход позволяет глубже разобраться в сложных темах и оперативно устранять пробелы.

Однако важно тщательно выбирать специалиста, чтобы подход репетитора совпадал с вашим стилем обучения и целями подготовки.

c. Онлайн-курсы и дистанционное обучение

Описание метода:

Онлайн-курсы представляют собой структурированные образовательные программы, где материал подаётся через видеолекции, интерактивные задания, тесты и вебинары. Эти курсы часто организованы образовательными платформами и могут включать возможность обратной связи с преподавателями.

Преимущества:

  • Структурированность материала: Программы разработаны экспертами, что позволяет последовательно изучать темы, начиная с базовых и переходя к более сложным.
  • Гибкость обучения: Можно выбирать удобное время занятий и повторять лекции в записи.
  • Интерактивность: Наличие тестовых заданий, викторин и интерактивных упражнений помогает лучше усваивать информацию.

Недостатки:

  • Требования к самоорганизации: Успех зависит от вашей способности самостоятельно планировать время и выполнять задания.
  • Зависимость от интернета: Для полноценного участия в курсах необходимо стабильное интернет-соединение.
  • Не всегда глубокая индивидуализация: Программы рассчитаны на широкую аудиторию и могут не учитывать все индивидуальные особенности.

Резюме:

Онлайн-курсы – один из самых популярных способов подготовки в 2025 году. Они сочетают в себе преимущества структурированного обучения и гибкости, позволяя ученикам самостоятельно выбирать темп освоения материала.

Особенно полезны для тех, кто предпочитает визуальное восприятие информации и ценит возможность повторения уроков.

d. Групповые занятия и вебинары

Описание метода:

Групповые занятия и вебинары проводятся в небольших группах, где участники совместно изучают материал, обсуждают сложные вопросы и решают тестовые задания под руководством преподавателя.

Преимущества:

  • Обмен опытом: В группе можно обсуждать трудные темы, обмениваться методиками и находить новые способы запоминания информации.
  • Коллективная мотивация: Совместное обучение способствует поддержке и стимулирует интерес, так как виден прогресс одногруппников.
  • Доступность: Занятия в группах часто дешевле индивидуальных репетиторских уроков.

Недостатки:

  • Менее индивидуальный подход: Преподаватель не всегда может уделить достаточно внимания каждому ученику.
  • Синхронность: Все участники должны быть доступны в одно и то же время, что может быть затруднительно при плотном графике.
  • Ограниченность по глубине: Групповые форматы зачастую ориентированы на общее усвоение материала, а не на индивидуальные проблемы каждого ученика.

Резюме:

Групповые занятия и вебинары являются отличным способом для обмена знаниями и совместного преодоления трудностей. Они подходят для тех, кто ценит коллективное обсуждение и может извлечь пользу из общения с другими учениками.

Однако если у вас есть специфические пробелы в знаниях, может понадобиться дополнительная индивидуальная работа.

e. Комбинированный подход

Описание метода:

Комбинированный подход подразумевает использование нескольких методов подготовки одновременно – самостоятельного изучения, онлайн-курсов, индивидуальных занятий с репетитором и групповых вебинаров.

Преимущества:

  • Максимальное покрытие материала: Каждый метод компенсирует слабые стороны другого, что помогает более полно освоить предмет.
  • Гибкость и адаптивность: Вы можете адаптировать программу подготовки под свои потребности, распределяя время в зависимости от текущего уровня знаний.
  • Разнообразие методов: Это снижает риск утомления и монотонности, так как используется множество форматов подачи материала.

Недостатки:

  • Требования к самоорганизации: Такой подход требует умения планировать и контролировать время, чтобы не распылить усилия.
  • Сложность интеграции: Может быть сложно синхронизировать различные форматы обучения и избежать повторения материала.
  • Необходимость дополнительных ресурсов: Иногда требуется больше времени и финансовых вложений для организации всех аспектов подготовки.

Резюме:

Комбинированный подход считается оптимальным для большинства учеников, так как он позволяет использовать сильные стороны каждого метода. При грамотном планировании он помогает не только запоминать факты, но и развивать аналитическое мышление, а также получать регулярную обратную связь.

Такой метод требует высокой самоорганизации, но результаты зачастую оправдывают затраченные усилия.

f. Использование интерактивных образовательных платформ и мобильных приложений

Описание метода:

Современные мобильные приложения и интерактивные платформы предлагают задания с элементами геймификации, помогают запоминать даты, факты и анализировать исторические события через короткие интерактивные тесты и карточки.

Преимущества:

  • Доступность и мобильность: Вы можете заниматься в любое время и в любом месте, что удобно для повторения материала в дороге или во время небольших перерывов.
  • Эффективное запоминание: Игровые элементы, баллы, рейтинги и челленджи повышают мотивацию и способствуют быстрому усвоению информации.
  • Немного «развлекательный» аспект: Благодаря геймификации обучение становится менее скучным и более вовлекающим.

Недостатки:

  • Ограниченная глубина материала: Такие приложения часто ориентированы на запоминание фактов, а не на глубокий анализ или развитие навыков критического мышления.
  • Не заменят полноценные курсы: Для сложных тем и аналитических заданий все же требуется более детальное изучение материала.
  • Возможные технические ограничения: Иногда функционал приложения может быть ограничен, что не всегда позволяет охватить весь объем нужных знаний.

Резюме:

Интерактивные платформы и мобильные приложения являются отличным дополнением к традиционным методам подготовки. Они помогают разнообразить процесс обучения, делая его более динамичным и интересным.

Особенно полезны они для регулярного повторения уже изученного материала и закрепления фактической базы. Однако для глубокого анализа и понимания сложных исторических процессов следует использовать их вместе с другими, более подробными методами.

Расскажем подробно, как подготовиться к ЕГЭ по истории, чтобы получить максимальное количество баллов.

4. Как эффективно подготовиться к ЕГЭ в домашних условиях

Подготовиться к единому гос. экзамену можно дистанционно – в онлайн-школах есть подготовительные программы по истории. Почему обучение на дистанционных курсах будет эффективным:

  • Занимайтесь в домашних условиях и по индивидуальному графику. Все занятия остаются в записи – их можно смотреть в удобное время.
  • Конспекты и учебные материалы сохраняются в личном кабинете — ничего дополнительно покупать или скачивать не нужно.
  • Занятия проходят в интерактивном формате: школьники пишут вопросы в чат, а учитель отвечает на них по ходу урока.
  • После каждого урока нужно выполнить домашнее задание в форме теста, а также в обучающую программу входят контрольные работы.
  • На онлайн-курсах разбирают с нуля все темы из экзаменов предыдущих лет. В школе преподают опытные репетиторы, которые хорошо знают структуру и специфику заданий из ЕГЭ, учат аргументировать свои ответы, внимательно читать вопросы и находить в них скрытый смысл.
  • Первый урок можно посмотреть бесплатно.

Посмотреть условия онлайн-курсов подготовки к ЕГЭ по истории, сравнить стоимость обучения и почитать отзывы учеников можно на нашем сайте.

5. Почему лучше начать повторять предмет за 1-2 года до экзамена

История – это самый объемный предмет: нужно знать важные исторические даты и выдающихся личностей, уметь работать с географическими картами. Если знания школьной программы слабые, но хочется получить на экзамене высокий балл, лучше начать готовиться к ЕГЭ по истории за год или два.

За этот период можно без спешки изучить:

  • Исторические периоды – Древняя Русь, раздробленность русских княжеств, татаро-монгольское иго, создание единого централизованного государства, Смутное время и т. д.
  • Основные исторические события – войны, смена царской власти, экономические и политические реформы и т. д.
  • Основы картографии, чтобы знать географию походов киевских князей, Невской битвы, Полтавской битвы, Русско-турецкой войны и др.

За 1-2 года можно подтянуть свои навыки в написании эссе, научиться анализировать исторические события, давать оценку деятельности правителей и аргументировать свою точку зрения.

6. Как быстро подготовиться к сдаче ЕГЭ по истории?

Три совета по быстрой подготовке к экзамену от экспертов:

  • Оцените ваш уровень знаний. В интернете можно найти пробники экзамена и тренировочные тесты. Пробный вариант ЕГЭ можно пройти и на онлайн-курсах: в этом случае вы выполните задания из двух частей экзамена, после чего узнаете результат по тестам и получите развернутый комментарий по эссе.
  • Найдите официальный кодификатор,1 изучите структуру экзаменационных заданий. Выясните, в каких темах по отечественной и зарубежной истории вы разбираетесь хуже всего и сделайте упор на них.
  • Обратитесь за помощью к специалисту, например, к школьному учителю или репетитору либо запишитесь на онлайн-курсы. Опытный педагог поможет составить план подготовки и даст рекомендации.

Ниже разберемся, как подготовиться к сдаче ЕГЭ по истории за короткое время.

7. Хватит ли 5-6 месяцев для подготовки к ЕГЭ по истории?

Если на подготовку к единому гос. экзамену остается немного времени, то можно пройти экспресс-курс по истории в онлайн-школе. За полгода вы вспомните школьную программу, потренируетесь выполнять тесты и писать сочинения.

За 4-5 месяцев интенсивных занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, преподаватель разберет основные периоды отечественной истории. На вводных уроках учитель расскажет, как организовать подготовку, разберет требования ЕГЭ в 2025 году, типы заданий, основные ошибки, а в конце курса даст рекомендации, как распределить время на экзамене, как составить план эссе, что делать, если не знаешь или не помнишь ответ.

8. Что можно успеть выучить за 1-2 месяца по истории?

Самая интенсивная подготовка к экзаменам начинается за 2-3 месяца до начала лета. На этом этапе преподаватели рекомендуют:

  • Составить сводную таблицу с датами, основными событиями, персонажами данного периода и регулярно повторять материал.
  • В свободное время читать историческую литературу, смотреть фильмы, слушать аудиокниги или обзорные лекции.
  • Писать эссе по любой из тем, указанных в кодификаторе.

Если в своих знаниях вы не уверены, то лучше пройти курс в онлайн-школе. Экспресс-программы рассчитаны на 3 месяца, но при желании их можно проходить быстрее: доступ к новому видеоуроку открывается после сдачи домашнего задания. Вы сможете подготовиться к ЕГЭ по истории за месяц или два, если будете заниматься до 3 раз в неделю.

9. Если до экзамена по истории осталась неделя?

Как готовиться за неделю до экзамена:

  • Сделайте самостоятельно или скачайте в интернете карточки по истории. На одной стороне нужно указать имя правителя, а на другой годы жизни, основные события того периода и краткое описание деятельности (войны, реформы и т. д.).
  • Потренируйтесь работать с географическими картами. В свободном доступе есть много учебных материалов: схемы, атласы, презентации.
  • Устройте для себя пробный экзамен. Онлайн-тесты можно найти в сети 1 4 5, а для сочинения взять любую тему из ЕГЭ прошлых лет. Проверьте, сколько времени вы тратите на каждый этап, успеваете ли сделать все задания за 3 часа.

10. Советы для тех, кто хочет сдать ЕГЭ по истории на 100 баллов

Пять советов для подготовки к ЕГЭ по истории для тех, кто хочет сдать экзамен на 100 баллов:

  1. Изучите кодификатор, структуру экзаменационных заданий.
  2. Составляйте конспекты по каждой теме, важную информацию (даты, имена, события) добавляйте в таблицу.
  3. Решайте тесты, которые есть на сайте ФИПИ.
  4. Пишите сочинение по каждому пройденному блоку.
  5. Сделайте расписание. Не стоит откладывать подготовку на последний момент, так как придется интенсивно учить несколько предметов параллельно. Лучше оптимально распределить время и заниматься историей 1 раз в неделю, чтобы в голове не возникло путаницы.

Удачи! Помните: ЕГЭ по истории — это не экзамен на память, а проверка умения мыслить исторически. 🎓

Источники:

Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.

Оцените статью
Ваша оценка 0 / 5
Юлия Соболева Главный редактор УчисьОнлайн.ру

А какой способ подготовки к ЕГЭ по истории вы считаете лучшим? Поделитесь советом, как вы готовитесь к экзаменам!

Комментарии

Дарья Захарова
26.02.2025
Я сдавал ЕГЭ по истории в прошлом году, и могу сказать, что самое важное — это системность. Я начал готовиться за год, каждый день учил по 2-3 темы и делал конспекты. Но больше всего помогли пробники — они реально показывают, где твои слабые места. А еще я использовал приложение Quizlet для запоминания дат — очень рекомендую!
Ответить

Написать комментарий

Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет