Здравствуйте! Сегодня мы расскажем, как подготовиться к ЕГЭ по биологии максимально эффективно и быстро. Разберем возможность самостоятельной подготовки и с помощью занятий на курсах, разберем плюсы и минусы обоих вариантов, а также дадим несколько полезных советов.
a. Общая информация
-
Количество заданий: 25.
-
Время выполнения: 180 минут (3 часа).
-
Максимальный балл: 100 (зачёт по 100-балльной шкале).
-
Минимальный балл для поступления в вуз: 40.
b. Часть 1: Задания с кратким ответом (№1–19)
Особенности: Проверяют знание фактов, дат, терминов, умение работать с источниками, картами и визуальными материалами.
Блок 1: Хронология и факты (№1–6)
Типы заданий:
- Установление последовательности событий. Например: «Расположите в хронологическом порядке: а) Крымская война; б) Смута; в) Съезд КПСС 1985 года».
- Соотнесение дат и событий. Например: «Какому веку соответствует 1721 год?».
- Заполнение таблиц. Например: «Впишите в таблицу имена правителей и их реформы».
Совет: Используйте мобильные приложения с карточками (например, Quizlet) для запоминания дат.
Блок 2: Работа с источниками (№7–12)
Типы заданий:
- Атрибуция документа (определить автора, эпоху, цель текста).
- Анализ позиции автора. Например: «Какое название получила политика, описанная в отрывке из речи Хрущёва?».
- Поиск противоречий между источниками. Например: «Мы отстояли Севастополь, но потеряли флот…» → Вопрос: «О каком событии Крымской войны идёт речь?».
Совет: Тренируйтесь на сборниках документов, например, «Хрестоматия по истории России» (изд. 2025).
Блок 3: Визуальные материалы (№13–19)
Типы заданий:
- Анализ карт. Например: «Определите событие, изображённое на карте военных действий 1943 года».
- Работа с инфографикой. Например: графики, диаграммы: «Сравните численность населения СССР и РФ в 1991 и 2024 гг.».
- Анализ изображений. Например: плакаты, фото, карикатуры: «Какая идея передаётся на плакате «Родина-мать зовёт!»?».
c. Часть 2: Задания с развёрнутым ответом (№20–25)
Особенности: Требуют аргументации, анализа и исторического мышления.
№20: Историческое сочинение
Суть: Написать эссе об одном из трёх предложенных периодов. Например: «1917–1922 гг.», «1985–1991 гг.», «2000–2008 гг.».
Критерии (11 баллов):
-
-
Указание двух значимых событий/явлений периода.
-
Роль двух исторических личностей. Например, Ленин и Колчак для 1917–1922 гг.
-
Причинно-следственные связи. Например: «Революция 1917 г. → Гражданская война».
-
Историческая оценка периода. Например, используйте мнения учёных: «Согласно концепции Сахарова, распад СССР был неизбежен…»).
Совет: Заучите шаблон эссе и 5-7 «запасных» периодов на случай сложных вариантов.
№21–23: Анализ источников
-
№21: Задание на аргументацию.
Пример: «Используя текст, приведите два доказательства, что автор описывает последствия Смуты».
-
№22: Задание на сравнение источников.
Пример: «Чем позиция Солженицына в „Архипелаге ГУЛАГ“ отличается от позиции Сталина в докладе 1934 года?».
-
№23: Контекстуализация документа.
Пример: «Объясните, почему в 1990-е годы возникли предпосылки для принятия Конституции РФ 1993 года».
№24: Дискуссионное задание
Критерии (5 баллов):
- Полнота аргументов.
- Использование фактов.
- Логичность выводов.
№25: Задание с визуальным источником
Суть: Проанализировать изображение (плакат, фото, карикатуру) в историческом контексте.
Пример:
«Рассмотрите карикатуру на Brexit. Укажите:
-
-
Событие, которому она посвящена.
-
Авторскую позицию.
-
Причины, по которых это событие повлияло на отношения РФ и ЕС».
Акцент на XXI век:
В заданиях №13–19 и №20 могут встретиться темы:
- Спецоперация на Украине (2022–2024 гг.).
- Цифровизация госуправления (например, система «Госуслуги»).
- Международные санкции против РФ.
Интеграция ИИ в проверку:
Для заданий №24–25 возможно использование AI-алгоритмов для оценки логики аргументов.
Подборка курсов
Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ по истории в 2025 году
Посмотреть подборку
a. Самостоятельное обучение
Описание метода:
Самостоятельное обучение подразумевает использование школьных учебников, дополнительных пособий, конспектов и интернет-ресурсов для изучения теоретического материала, составления хронологических таблиц и конспектов. Ученику приходится самостоятельно планировать время, искать дополнительную информацию и проверять свои знания с помощью тестовых заданий.
Преимущества:
- Гибкость расписания: Вы можете учиться в удобное для себя время, что особенно полезно, если требуется совмещать занятия с другими делами или увлечениями.
- Развитие самостоятельности: Этот метод помогает развить навыки самоорганизации, самоконтроля и критического мышления, что полезно не только для экзамена, но и для дальнейшего обучения.
- Экономичность: Самостоятельное обучение не требует больших затрат на курсы или репетиторов.
Недостатки:
- Сложность систематизации информации: История – предмет, насыщенный датами и фактами, и без помощи специалиста можно упустить важные нюансы или не увидеть взаимосвязей между событиями.
- Отсутствие оперативной обратной связи: Ошибки могут оставаться незамеченными, что затрудняет корректировку знаний.
- Низкая мотивация: Без внешнего контроля и поддержки легко отвлечься или потерять концентрацию.
По статистике, только 10% учеников получают на экзамене по истории 90-100 баллов. Это говорит, что школьных занятий и самостоятельной подготовки недостаточно для успешной сдачи ЕГЭ. Почему самоподготовка оказывается неэффективной:
- Информации много – нужно разбираться в разных периодах отечественной и зарубежной истории, знать важные исторические даты (войны, смена власти и т. д.), биографию и достижения выдающихся личностей, уметь сопоставлять события с персонажами (царями, полководцами, деятелями культуры), анализировать факты, читать географические карты. Разобраться самому со всеми темами, которые встречаются в экзаменационных заданиях, сложно.
- Эссе – часть единого гос. экзамена, к которой труднее всего готовиться. Во-первых, нет четкого понимания, какие требования нужно соблюдать при написании сочинения. Во-вторых, дать оценку тексту с точки зрения фактов и аргументов может только преподаватель.
- Придется самостоятельно составлять график занятий, рассчитывать время, искать учебники, таблицы и тестовые задания.
Резюме:
Самостоятельное обучение подходит тем ученикам, кто обладает высокой степенью самодисциплины и уже имеет определённые базовые знания. Оно полезно для закрепления материала, но может оказаться неэффективным при отсутствии структурированного плана или при наличии пробелов в понимании сложных тем.
Важно комбинировать этот метод с периодической проверкой знаний с помощью тестов и консультаций с преподавателями.
b. Подготовка с репетитором
Описание метода:
Занятия с репетитором – это индивидуальный подход, когда ученик работает с опытным преподавателем, который подбирает персональную программу, объясняет сложные темы и регулярно проверяет уровень усвоения материала.
Преимущества:
- Индивидуальный подход: Преподаватель учитывает особенности ученика, выявляет пробелы и работает над их устранением.
- Оперативная обратная связь: В процессе занятий ошибки исправляются сразу, что помогает быстрее осваивать материал.
- Мотивация и поддержка: Репетитор не только обучает, но и мотивирует, помогая сохранять концентрацию и дисциплину.
Недостатки:
- Стоимость: Индивидуальные занятия зачастую требуют значительных финансовых затрат.
- Зависимость от качества преподавателя: Эффективность метода напрямую зависит от квалификации и опыта репетитора.
- Ограниченность времени: Расписание может быть менее гибким, чем при самостоятельном обучении.
Резюме:
Подготовка с репетитором особенно эффективна для учеников, испытывающих трудности с систематизацией большого объёма информации. Такой подход позволяет глубже разобраться в сложных темах и оперативно устранять пробелы.
Однако важно тщательно выбирать специалиста, чтобы подход репетитора совпадал с вашим стилем обучения и целями подготовки.
c. Онлайн-курсы и дистанционное обучение
Описание метода:
Онлайн-курсы представляют собой структурированные образовательные программы, где материал подаётся через видеолекции, интерактивные задания, тесты и вебинары. Эти курсы часто организованы образовательными платформами и могут включать возможность обратной связи с преподавателями.
Преимущества:
- Структурированность материала: Программы разработаны экспертами, что позволяет последовательно изучать темы, начиная с базовых и переходя к более сложным.
- Гибкость обучения: Можно выбирать удобное время занятий и повторять лекции в записи.
- Интерактивность: Наличие тестовых заданий, викторин и интерактивных упражнений помогает лучше усваивать информацию.
Недостатки:
- Требования к самоорганизации: Успех зависит от вашей способности самостоятельно планировать время и выполнять задания.
- Зависимость от интернета: Для полноценного участия в курсах необходимо стабильное интернет-соединение.
- Не всегда глубокая индивидуализация: Программы рассчитаны на широкую аудиторию и могут не учитывать все индивидуальные особенности.
Резюме:
Онлайн-курсы – один из самых популярных способов подготовки в 2025 году. Они сочетают в себе преимущества структурированного обучения и гибкости, позволяя ученикам самостоятельно выбирать темп освоения материала.
Особенно полезны для тех, кто предпочитает визуальное восприятие информации и ценит возможность повторения уроков.
d. Групповые занятия и вебинары
Описание метода:
Групповые занятия и вебинары проводятся в небольших группах, где участники совместно изучают материал, обсуждают сложные вопросы и решают тестовые задания под руководством преподавателя.
Преимущества:
- Обмен опытом: В группе можно обсуждать трудные темы, обмениваться методиками и находить новые способы запоминания информации.
- Коллективная мотивация: Совместное обучение способствует поддержке и стимулирует интерес, так как виден прогресс одногруппников.
- Доступность: Занятия в группах часто дешевле индивидуальных репетиторских уроков.
Недостатки:
- Менее индивидуальный подход: Преподаватель не всегда может уделить достаточно внимания каждому ученику.
- Синхронность: Все участники должны быть доступны в одно и то же время, что может быть затруднительно при плотном графике.
- Ограниченность по глубине: Групповые форматы зачастую ориентированы на общее усвоение материала, а не на индивидуальные проблемы каждого ученика.
Резюме:
Групповые занятия и вебинары являются отличным способом для обмена знаниями и совместного преодоления трудностей. Они подходят для тех, кто ценит коллективное обсуждение и может извлечь пользу из общения с другими учениками.
Однако если у вас есть специфические пробелы в знаниях, может понадобиться дополнительная индивидуальная работа.
e. Комбинированный подход
Описание метода:
Комбинированный подход подразумевает использование нескольких методов подготовки одновременно – самостоятельного изучения, онлайн-курсов, индивидуальных занятий с репетитором и групповых вебинаров.
Преимущества:
- Максимальное покрытие материала: Каждый метод компенсирует слабые стороны другого, что помогает более полно освоить предмет.
- Гибкость и адаптивность: Вы можете адаптировать программу подготовки под свои потребности, распределяя время в зависимости от текущего уровня знаний.
- Разнообразие методов: Это снижает риск утомления и монотонности, так как используется множество форматов подачи материала.
Недостатки:
- Требования к самоорганизации: Такой подход требует умения планировать и контролировать время, чтобы не распылить усилия.
- Сложность интеграции: Может быть сложно синхронизировать различные форматы обучения и избежать повторения материала.
- Необходимость дополнительных ресурсов: Иногда требуется больше времени и финансовых вложений для организации всех аспектов подготовки.
Резюме:
Комбинированный подход считается оптимальным для большинства учеников, так как он позволяет использовать сильные стороны каждого метода. При грамотном планировании он помогает не только запоминать факты, но и развивать аналитическое мышление, а также получать регулярную обратную связь.
Такой метод требует высокой самоорганизации, но результаты зачастую оправдывают затраченные усилия.
f. Использование интерактивных образовательных платформ и мобильных приложений
Описание метода:
Современные мобильные приложения и интерактивные платформы предлагают задания с элементами геймификации, помогают запоминать даты, факты и анализировать исторические события через короткие интерактивные тесты и карточки.
Преимущества:
- Доступность и мобильность: Вы можете заниматься в любое время и в любом месте, что удобно для повторения материала в дороге или во время небольших перерывов.
- Эффективное запоминание: Игровые элементы, баллы, рейтинги и челленджи повышают мотивацию и способствуют быстрому усвоению информации.
- Немного «развлекательный» аспект: Благодаря геймификации обучение становится менее скучным и более вовлекающим.
Недостатки:
- Ограниченная глубина материала: Такие приложения часто ориентированы на запоминание фактов, а не на глубокий анализ или развитие навыков критического мышления.
- Не заменят полноценные курсы: Для сложных тем и аналитических заданий все же требуется более детальное изучение материала.
- Возможные технические ограничения: Иногда функционал приложения может быть ограничен, что не всегда позволяет охватить весь объем нужных знаний.
Резюме:
Интерактивные платформы и мобильные приложения являются отличным дополнением к традиционным методам подготовки. Они помогают разнообразить процесс обучения, делая его более динамичным и интересным.
Особенно полезны они для регулярного повторения уже изученного материала и закрепления фактической базы. Однако для глубокого анализа и понимания сложных исторических процессов следует использовать их вместе с другими, более подробными методами.
Расскажем подробно, как подготовиться к ЕГЭ по истории, чтобы получить максимальное количество баллов.
Подготовиться к единому гос. экзамену можно дистанционно – в онлайн-школах есть подготовительные программы по истории. Почему обучение на дистанционных курсах будет эффективным:
- Занимайтесь в домашних условиях и по индивидуальному графику. Все занятия остаются в записи – их можно смотреть в удобное время.
- Конспекты и учебные материалы сохраняются в личном кабинете — ничего дополнительно покупать или скачивать не нужно.
- Занятия проходят в интерактивном формате: школьники пишут вопросы в чат, а учитель отвечает на них по ходу урока.
- После каждого урока нужно выполнить домашнее задание в форме теста, а также в обучающую программу входят контрольные работы.
- На онлайн-курсах разбирают с нуля все темы из экзаменов предыдущих лет. В школе преподают опытные репетиторы, которые хорошо знают структуру и специфику заданий из ЕГЭ, учат аргументировать свои ответы, внимательно читать вопросы и находить в них скрытый смысл.
- Первый урок можно посмотреть бесплатно.
История – это самый объемный предмет: нужно знать важные исторические даты и выдающихся личностей, уметь работать с географическими картами. Если знания школьной программы слабые, но хочется получить на экзамене высокий балл, лучше начать готовиться к ЕГЭ по истории за год или два.
За этот период можно без спешки изучить:
- Исторические периоды – Древняя Русь, раздробленность русских княжеств, татаро-монгольское иго, создание единого централизованного государства, Смутное время и т. д.
- Основные исторические события – войны, смена царской власти, экономические и политические реформы и т. д.
- Основы картографии, чтобы знать географию походов киевских князей, Невской битвы, Полтавской битвы, Русско-турецкой войны и др.
За 1-2 года можно подтянуть свои навыки в написании эссе, научиться анализировать исторические события, давать оценку деятельности правителей и аргументировать свою точку зрения.
Три совета по быстрой подготовке к экзамену от экспертов:
- Оцените ваш уровень знаний. В интернете можно найти пробники экзамена и тренировочные тесты. Пробный вариант ЕГЭ можно пройти и на онлайн-курсах: в этом случае вы выполните задания из двух частей экзамена, после чего узнаете результат по тестам и получите развернутый комментарий по эссе.
- Найдите официальный кодификатор,1 изучите структуру экзаменационных заданий. Выясните, в каких темах по отечественной и зарубежной истории вы разбираетесь хуже всего и сделайте упор на них.
- Обратитесь за помощью к специалисту, например, к школьному учителю или репетитору либо запишитесь на онлайн-курсы. Опытный педагог поможет составить план подготовки и даст рекомендации.
Ниже разберемся, как подготовиться к сдаче ЕГЭ по истории за короткое время.
Если на подготовку к единому гос. экзамену остается немного времени, то можно пройти экспресс-курс по истории в онлайн-школе. За полгода вы вспомните школьную программу, потренируетесь выполнять тесты и писать сочинения.
За 4-5 месяцев интенсивных занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, преподаватель разберет основные периоды отечественной истории. На вводных уроках учитель расскажет, как организовать подготовку, разберет требования ЕГЭ в 2025 году, типы заданий, основные ошибки, а в конце курса даст рекомендации, как распределить время на экзамене, как составить план эссе, что делать, если не знаешь или не помнишь ответ.
Самая интенсивная подготовка к экзаменам начинается за 2-3 месяца до начала лета. На этом этапе преподаватели рекомендуют:
- Составить сводную таблицу с датами, основными событиями, персонажами данного периода и регулярно повторять материал.
- В свободное время читать историческую литературу, смотреть фильмы, слушать аудиокниги или обзорные лекции.
- Писать эссе по любой из тем, указанных в кодификаторе.
Если в своих знаниях вы не уверены, то лучше пройти курс в онлайн-школе. Экспресс-программы рассчитаны на 3 месяца, но при желании их можно проходить быстрее: доступ к новому видеоуроку открывается после сдачи домашнего задания. Вы сможете подготовиться к ЕГЭ по истории за месяц или два, если будете заниматься до 3 раз в неделю.
Как готовиться за неделю до экзамена:
- Сделайте самостоятельно или скачайте в интернете карточки по истории. На одной стороне нужно указать имя правителя, а на другой годы жизни, основные события того периода и краткое описание деятельности (войны, реформы и т. д.).
- Потренируйтесь работать с географическими картами. В свободном доступе есть много учебных материалов: схемы, атласы, презентации.
- Устройте для себя пробный экзамен. Онлайн-тесты можно найти в сети 1 4 5, а для сочинения взять любую тему из ЕГЭ прошлых лет. Проверьте, сколько времени вы тратите на каждый этап, успеваете ли сделать все задания за 3 часа.
Пять советов для подготовки к ЕГЭ по истории для тех, кто хочет сдать экзамен на 100 баллов:
- Изучите кодификатор, структуру экзаменационных заданий.
- Составляйте конспекты по каждой теме, важную информацию (даты, имена, события) добавляйте в таблицу.
- Решайте тесты, которые есть на сайте ФИПИ.
- Пишите сочинение по каждому пройденному блоку.
- Сделайте расписание. Не стоит откладывать подготовку на последний момент, так как придется интенсивно учить несколько предметов параллельно. Лучше оптимально распределить время и заниматься историей 1 раз в неделю, чтобы в голове не возникло путаницы.
Удачи! Помните: ЕГЭ по истории — это не экзамен на память, а проверка умения мыслить исторически. 🎓
- ФИПИ.
- Минпросвещения.
- Архив исторических карт.
- История России. Подготовка к ЕГЭ: анализ исторического источника (задания С1-С3) 10-11 классы — Пазин Р.В.
- Я сдам ЕГЭ.
Страница может содержать рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на странице.
Комментарии
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет