Здравствуйте, друзья! Сегодня мы расскажем, как подготовиться к ЕГЭ по химии быстро и эффективно. Разберем возможность самостоятельной подготовки и онлайн-курсы, разберем плюсы и минусы обоих вариантов, а также дадим несколько полезных советов.
ЕГЭ по химии — серьезное испытание, но при правильной подготовке ты сможешь успешно его сдать. В этой статье ты узнаешь, как эффективно подготовиться к экзамену: мы рассмотрим актуальную структуру и содержание ЕГЭ-2025, разберем все типы заданий и предложим пошаговый план подготовки.
Ты получишь советы по запоминанию теории, работе с таблицей Менделеева и формулами, узнаешь о типичных ошибках и способах их избежать. Также мы расскажем об онлайн-курсах на платформе «УчисьОнлайн.ру», которые помогут в учебе.
Для родителей в конце статьи приведены рекомендации, как поддержать ребенка в подготовке. Тон статьи — профессиональный, ободряющий: мы верим, что у тебя все получится!
Единый государственный экзамен по химии в 2025 году состоит из 34 заданий, разделенных на две части.1
Часть 1 включает 28 заданий с кратким ответом (число, формула или одно слово), за каждое из которых можно получить 1 или 2 первичных балла в зависимости от сложности.1
Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, требующих подробных решений, уравнений реакций и объяснений. Максимальный суммарный первичный балл за работу — 56 (что примерно соответствует 100 баллам в итоговой оценке).1 На весь экзамен отводится 3 часа 30 минут (210 минут), этого времени достаточно, если правильно распределить его между заданиями обеих частей.1
Распределение заданий по частям:
Ниже приведена краткая структура КИМ (контрольно-измерительных материалов) ЕГЭ по химии 2025 года:
Номера заданий: 1–28
Формат ответа: Краткий ответ (число, слово или последовательность символов)
Уровень сложности: Базовый и повышенный1
Максимальное количество баллов: 36 первичных1
Содержание: Теория (строение атома, периодический закон), неорганика, органика, расчеты основных величин и свойства веществ.
Номера заданий: 29–34
Формат ответа: Развернутый ответ (полное решение с пояснениями)
Уровень сложности: Высокий1
Максимальное количество баллов: 20 первичных1
Содержание: Сложные задачи: ОВР, электролиз и ионные равновесия, цепочки реакций (неорг. и орг.), вывод формул веществ, комплексные расчеты (в том числе на растворы).
Примечание: Все необходимые справочные материалы предоставляются на экзамене. Ты получишь таблицу Д.И. Менделеева, таблицу растворимости солей и ряд активности металлов, а также можешь пользоваться непрограммируемым калькулятором.2 3 Тем не менее, заранее потренируйся пользоваться таблицами и калькулятором, чтобы на ЕГЭ быстро находить нужную информацию.
ЕГЭ по химии охватывает все основные разделы школьного курса химии: теоретические основы, неорганическую химию, органическую химию, а также элементы общей химической деятельности. Экзамен проверяет, насколько хорошо ты знаешь современную модель строения атома, понимаешь периодический закон и умеешь объяснять свойства элементов на его основе.
Тебе нужно уметь классифицировать вещества (оксиды, кислоты, соли и др.), разбираться в химических свойствах металлов и неметаллов, понимать принципы химических реакций. Большой блок заданий посвящен органической химии: теория строения Бутлерова, классы органических соединений и их реакционные свойства (углеводороды, спирты, альдегиды, кислоты, сложные эфиры, амины и др.).
Наконец, проверяются навыки решения расчетных задач по формулам и уравнениям реакций.1 Иными словами, экзамен потребует знаний по всей школьной программе химии, поэтому важно не оставить без внимания ни один раздел.
В 2025 году структура КИМ по химии осталась прежней, но появились небольшие обновления в тематике некоторых заданий.1 Например, в задание №12 (органическая химия) добавлена тема «жиры» – теперь нужно знать основные свойства и состав жиров.1
В задание №21 (неорганика) включено понятие «ионное произведение воды» – пригодится для расчетов pH водных растворов.1 Также в задания №26 и №34 ввели термин «молярность» (молярная концентрация раствора).1
Формат некоторых задач немного изменился: например, задание №17 теперь требует установить соответствие вместо выбора нескольких вариантов ответа.4 В остальном же никаких кардинальных новшеств нет: если ты изучишь весь кодификатор ФИПИ и прорешаешь демоверсию 2025 года, то будешь точно знать, чего ожидать от экзамена.
Совет: Начни подготовку с ознакомления с кодификатором и демоверсией ЕГЭ по химии на сайте ФИПИ – там перечислены все темы, которые могут встретиться, и приведены примеры заданий. Это даст четкое понимание структуры и содержания экзамена.1 5 Знание структуры поможет тебе снизить стресс и правильно распределить усилия при подготовке и на самом экзамене.
На экзамене ты столкнешься с разнообразными вопросами. Давай разберем основные типы заданий и кратко обсудим, что они из себя представляют и как к ним готовиться:
Расчетные задачи проверяют умение применять количественные соотношения и формулы. Они требуют посчитать определенные величины: относительную молекулярную массу, количество вещества (в молях), массу или объем продукта реакции, концентрацию раствора, выход продукта реакции в процентах и т.п.
Расчетные задания встречаются как в первой части (например, задачи №8, №26, №28 и др. с кратким ответом), так и во второй (самая сложная расчетная задача обычно №34).6 Чтобы успешно решать такие задачи, тебе нужно выучить основные формулы по химии: расчеты по уравнениям реакций (через молярные отношения), формулы для растворов (массовая доля, молярная концентрация, MV = νRT для газов) и др.
Важна практика: регулярно решай задачи из сборников, особенно на темы растворы и смеси, выход реакции, примеси, электролиз, pH. Тренируйся обращать внимание на единицы измерения и переводы (граммы в килограммы, миллилитры в литры и т.д.), чтобы не допускать ошибок в расчетах.
Полезно составить для себя «формуляр» – список всех необходимых формул и законов (Авогадро, Менделеева-Клапейрона, расчеты концентраций), и регулярно его повторять.
Совет: Решая расчетную задачу, записывай дано и что найти. Выпиши уравнение реакции, если оно нужно, и обязательно проверь, все ли вещества учтены (например, если одно вещество в избытке или содержит примеси, учти это в расчете).
После получения результата подумай, реалистичен ли он (например, не получилось ли, что выход больше 100% или масса продукта больше исходной массы реагентов). Такая самопроверка поможет избежать нелепых ошибок.
Теоретические вопросы направлены на проверку понимания фундаментальных основ химии. Они обычно требуют применить знания о строении атома, периодической системе, закономерностях изменения свойств, типах химической связи, строении веществ.
К теоретическим можно отнести задания №1–4 (в них проверяется строение атома, периодический закон, химическая связь), а также некоторые другие в первой части, где нужно выбрать верные утверждения или определить понятия.6
Например, тебя могут спросить, какой тип кристаллической решетки у данного вещества, как изменяются свойства элементов в периоде, что такое электроотрицательность и т.д. Для подготовки пересмотри курс общей химии: состав атома, строение электронной оболочки, типы связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), кристаллические решетки, основные химические законы.
Здесь важно понимание, а не зубрежка. Старайся объяснять эти концепции своими словами. Проверяй себя: сможешь ли ты без подсказки рассказать, почему, скажем, радиус атома натрия больше, чем радиус атома хлора, или в чем суть правила октета. Если можешь — значит, тему понял.
Совет: При ответе на теоретические задания внимательно читай формулировку. Часто они сформулированы на знание определений или закономерностей. Например, может быть дан ряд веществ и спрошено: «Какое из перечисленных веществ является электролитом/окислителем/...?»
Если не помнишь сразу, попробуй исключить заведомо неподходящие варианты. Используй таблицу Менделеева, которая будет перед тобой: она поможет вспомнить валентности, относительные массы, строение атома элемента и т.д.
Много вопросов экзамена проверяют знание химических свойств веществ – неорганических и органических. Такие задания требуют предсказать, пойдет ли реакция, какие продукты образуются, какие качественные реакции характерны для вещества.
Примеры: «Выберите два вещества, с которыми алюминий будет реагировать» или «Какие продукты образуются при взаимодействии натрия с водой?». В органическом блоке могут спросить, например, чем отличается реакция горения алкана от горения алкоголя или какая реакция характерна для бензола.
Чтобы готовиться к этим вопросам, нужно понимать общую картину химических свойств: какие металлы реагируют с кислотами и водой, а какие нет; как ведут себя оксиды разных типов; что происходит при нагревании солей; какие реакции характерны для разных классов органических соединений (горение, замещение, присоединение, полимеризация и т.д.).
Рекомендуется составить сводные таблицы по неорганике: например, таблицу растворимости (она будет у тебя на экзамене, но лучше заранее ею попользоваться), ряд активности металлов, ряд напряжений (для ОВР), таблицу свойств веществ (кто с кем реагирует).
По органике можно составить схематичные карты реакций для каждого класса: например, для алкенов – с чем реагируют (водород, галогены, вода, полимеризация, горение, окисление).
Совет: Учись логически выводить возможность реакции. Если не помнишь напрямую, реагирует ли, скажем, медь с разбавленной серной кислотой — подумай: медь стоит после водорода в ряду активности, значит с обычными кислотами (неокислителями) не реагирует. Такие рассуждения на основе принципов (ряд активности, правила растворимости, класс вещества) выручат, когда память подводит.
Во второй части ЕГЭ тебе точно придется писать химические уравнения – без этого не решить задания №29–32. Но и в первой части бывают вопросы, где нужно дополнить уравнение или указать продукты. Уравнения реакций – это язык химии, поэтому экзамен проверит твое умение им пользоваться.
В заданиях могут просить: «Допишите уравнение реакции в ионном виде», «Приведите уравнения, соответствующие цепочке превращений», «Составьте уравнение реакции, с помощью которой можно осуществить превращение X в Y». Чтобы набить руку, регулярно тренируйся в написании уравнений: бери произвольные реагенты и пробуй писать, что получится.
Особое внимание удели темам:
Также повтори условия протекания реакций: например, что нитрат аммония при нагревании разлагается, а карбонат натрия нет; что при взаимодействии кислот с солями важно, чтобы образовался осадок или газ и т.д. На ЕГЭ помни про таблицу растворимости и ряд активности – они подскажут, идёт реакция или нет и какой осадок может выпасть.
Совет: Когда записываешь уравнение на экзамене, не забудь проверить баланс атомов и зарядов (для ОВР). Если задание требует именно уравнение, ответ оценивается только при правильных коэффициентах! Полезный прием при подготовке – составлять уравнения по описанию.
Например, прочитав в учебнике «при нагревании гидрокарбонат натрия разлагается», проверь себя: сможешь ли ты написать уравнение этой реакции и назвать продукты. Такой подход активизирует мышление и лучше готовит к экзамену, чем пассивное чтение.
Особый тип задач – это реакционные цепочки, где нужно проследить превращения одного вещества в другое через несколько стадий.
В первой части могут встретиться небольшие цепочки: например, последовательно указаны реакции, и надо определить неизвестный продукт или реагент на одном из этапов (часто такое бывает в заданиях №7 или №15).
Во второй части есть два больших задания-цепочки: №31 (генетическая связь неорганических веществ) и №32 (генетическая связь органических веществ).6 В них тебе дается несколько веществ из разных классов, связанных превращениями, и требуется написать все уравнения, показывающие переход одного в другое.
Например, цепочка в неорганике может быть: металл -> его оксид -> гидроксид -> соль. А в органике: алкан -> хлорпроизводное -> амин -> нитrosoоединение (условный пример). Готовясь к таким заданиям, важно понимать межразделные связи: как из одного класса веществ получить другой.
По неорганике выучи «круговорот» соединений: оксид -> гидроксид -> соль -> другой солью -> другой оксид и т.д. По органике – основные методы синтеза: из алкена получить спирт (гидратация), из спирта — альдегид (окисление) или алкен (дегидратация), из алкана — галогеналкан (хлорирование) и так далее.
Прорабатывай примеры цепочек. Хорошая практика – брать любое вещество и пытаться расписать, во что его можно превратить шагами (например: этан -> хлорэтан -> этанол -> этановая кислота -> соль этаната и т.д.).
Совет: Решая цепочку, внимательно следи за условиями реакций (температура, катализатор, среда). Иногда одно и то же превращение может идти разными путями, но указанное условие подскажет нужный.
Например, из спирта можно получить либо алкен (при нагревании с H₂SO₄ концентрированной), либо простой эфир (при нагревании с H₂SO₄ при более низкой температуре). На экзамене условия обычно даны, чтобы направить тебя по правильному пути.
Под конец экзамена, во второй части, тебе предстоит решить комплексные задачи с развернутым ответом. Их всего шесть (№29–34), и каждая проверяет несколько умений сразу.
Кратко опишем их характер:
№29: Окислительно-восстановительная реакция. Нужно составить уравнение ОВР, расставить коэффициенты (обычно метод электронного баланса) и, возможно, ответить на вопрос по этой реакции. Например, могут дать реагенты и спросить, какие продукты получатся в кислой/щелочной среде, либо дать схему ОВР и попросить найти коэффициенты.
Здесь важно знать признаки ОВР, сильные окислители и восстановители, уметь балансировать электроны. Не забывай про ряд активности металлов и степени окисления элементов.
№30: Вопрос по теории растворов и ионных равновесий. Как правило, задача на электролитическую диссоциацию: например, рассчитать pH раствора слабой кислоты/основания, степень диссоциации, или написать ионные уравнения реакций обмена.
Может попасться определение, в какой среде (кислой, нейтральной, щелочной) протекает реакция, или задача на гидролиз соли. Готовясь, повтори формулы pH, ионного произведения воды, понятия гидролиза и буферных систем на базовом уровне.
№31: Генетическая связь неорганических веществ. Это та самая цепочка из нескольких неорганических превращений. Нужно привести уравнения всех реакций, показать связь между классами веществ (металл → оксид → гидроксид → соль и др.). Полезно вспомнить классические цепочки из учебника, например «лабораторный способ получения металла из руды» или «свойства соединений одного элемента в разных степенях окисления».
№32: Генетическая связь органических веществ. Аналогично, несколько уравнений превращения одних органических соединений в другие. Часто цепочка строится вокруг определенного углеводорода: например, из этилена получить этанол, потом уксусный альдегид, затем уксусную кислоту и ее соль.
Либо могут быть совсем разные классы, связанные через несколько шагов. Главное — покажи все реакции и напиши структурные формулы, если требуется, чтобы показать, что понимаешь, какие именно вещества получаются.
№33: Идентификация вещества по данным. Здесь нужно найти молекулярную формулу органического вещества по описанию или результатам анализа, а затем, возможно, предложить структуру или подтвердить свойства.
Классический пример: «При сгорании вещества с формулой C_xH_yO_z образуется столько-то CO₂ и H₂O... определите формулу». Либо могут описать, что неизвестное органическое вещество реагирует с натрием, не реагирует с бромной водой, дает осадок с раствором AgNO₃ в аммиаке — нужно понять, что это, например, одноатомный ненасыщенный спирт и вывести его формулу.
Для таких задач надо знать качественные реакции на группы (например, с Ag₂O в аммиаке – на терминальные альдигиды, с Na – на спирты кислотности выше, чем у алканов), уметь делать расчеты по уравнениям сгорания (вывод формулы по массе CO₂ и H₂O). Тренируйся решать задачи на определение формулы по процентному составу и по продуктам сгорания.
№34: Расчетная задача высокого уровня. Это самая объемная задача, где обычно комбинируются несколько этапов расчета. Например, может быть такая ситуация: дано вещество с примесями, которое прореагировало с избытком другого реагента, и по количеству продукта нужно вычислить чистое содержание или выход реакции.
Либо задача на смеси: к раствору одного вещества добавили другой, произошла реакция, требуется найти концентрацию оставшегося вещества. Здесь важно владеть всеми темами расчетов. Чаще всего №34 связана с растворами, титрованием, выходом продукта, примесями.
Готовясь, решай много задач «на смеси и примеси», «на выход продукта», задачи, где несколько реакций подряд. Научись составлять уравнения реакций и выражать отношения количеств веществ через уравнения. Внимательно читай условие – в таких задачах много данных, рисуй схему, выписывай по шагам.
Как видно, часть этих задач требует не только знаний, но и умения грамотно изложить решение. На самом экзамене оформи решение понятно: выпиши уравнения, под ними расчеты с формулами, сделай пояснения, где нужно.
Эксперт, проверяющий работу, должен увидеть ход твоих мыслей. Если ответ требует обоснования, напиши коротко, но по делу, ссылайся на факты (например: «такой осадок не растворяется в избытке щелочи, поэтому это Mg(OH)_2»).
Важно: потренируйся решать полные варианты ЕГЭ, чтобы привыкнуть к формату второй части. Когда дома прорешиваешь вариант, обязательно пиши вторую часть вручную, полностью, как на экзамене, а потом сверяй с критериями оценивания (их публикуют для демоверсий и реальных экзаменов прошлых лет). Это поможет понять, где ты недорассказал или потерял баллы.
Теперь, когда понятно, что предстоит выучить и отработать, составим пошаговый план подготовки.
Этот план поможет тебе системно охватить все разделы химии и выйти на экзамен во всеоружии:
Для начала честно выясни, что ты уже знаешь, а где пробелы. Пройди пробный тест или реши демоверсию ЕГЭ по химии, не готовясь, как есть. Проанализируй результаты: какие темы вызывают затруднения?
Определи, на какой балл ты рассчитываешь (например, 80+ или 90+). Четкая цель и понимание слабых мест помогут спланировать учебу. Если база знаний средняя, как у большинства, ничего страшного — просто некоторые темы потребуют больше внимания.
Раздели весь материал на блоки: общая химия (теория), неорганическая химия, органическая химия, отдельным пунктом – расчетные задачи. Распиши, что и когда будешь изучать.
Например, первый месяц посвяти теоретическим основам: каждый день или каждую неделю бери одну подтему (строение атома, Периодический закон, химическая связь, термохимия и пр.) и глубоко прорабатывай.
Второй месяц – неорганика: проходишь блоками металлургия, свойства металлов, свойства неметаллов, их соединений (оксиды, кислоты, соли).
Третий месяц – органика: по функциональным группам (углеводороды -> спирты -> альдегиды/кетоны -> карбоновые кислоты -> и т.д.).
Четвертый месяц – усиленно тренируешь расчеты и решаешь пробники. Конечно, точный график зависит от того, сколько времени осталось до экзамена. Если времени мало, возможно, придется проходить несколько тем в неделю. Главное – каждый раздел химии должен быть охвачен. Отмечай в плане темы, которые освоил, это даст ощущение прогресса.
Эффективная стратегия: «теория + практика». Например, ты запланировал тему «Галогены и их свойства». Вначале прочитай конспект или учебник, выясни все непонятные моменты, посмотри видеоурок, если нужно. Затем сразу же реши задания, связанные с этой темой: реакции с галогенами, свойства их соединений, расчет по хлористому натрию и т.п.
Так знания лучше усвоятся. Делай краткие конспекты по каждой теме: выписывай основные факты, формулы, уравнения реакций. Твои конспекты станут незаменимыми для быстрого повторения перед экзаменом. После каждого крупного раздела (например, изучил неорганику металлов) — реши тренировочный тест по этому разделу, чтобы убедиться, что ничего не упустил.
Помимо изучения теории, выделяй время специально на нарешивание задач. Заведи сборник задач ЕГЭ (или используй онлайн-тренажеры) и решай задания по типам. Сегодня, к примеру, решаешь десяток расчетных задач разного уровня; завтра – десяток заданий на органические реакции.
Так выработается навык быстро узнавать тип задачи и применять нужный алгоритм решения. Обязательно разберите все типы заданий (мы их описали выше): и тестовую часть, и вторую. Можно, например, каждую неделю фокусироваться на определенном типе: неделя ОВР, неделя расчетов по растворам, неделя органических цепочек и т.д. Чем больше практики, тем увереннее ты будешь себя чувствовать.
Раз в пару недель возвращайся к пройденным темам, даже если тебе кажется, что ты их уже знаешь. Повторение – мать учения! Используй метод интервальных повторений: составь список всех тем и просматривай его периодически, уделяя больше внимания тому, что забывается.
Включи в расписание контрольные точки: например, в конце месяца решать пробный вариант ЕГЭ целиком на время. После пробника тщательно проанализируй ошибки: по каким темам они были? Вернись к этой теории, пересмотри конспект, разберись, почему допустил ошибку, и реши дополнительные задания на эту тему. Такой цикл «учеба → пробник → работа над ошибками» существенно повысит твой уровень.
За месяц до настоящего экзамена начни решать полные варианты ЕГЭ в условиях, приближенных к боевым. Засекай 3,5 часа, убери телефон, сядь и последовательно реши все 34 задания, затем проверь себя. Это приучит тебя к длительной концентрации и распределению времени.
Старайся каждую неделю (а лучше два раза в неделю) писать такой пробник. Отслеживай прогресс по баллам – это мотивирует. В последние недели перед экзаменом сконцентрируйся на повторении: пролистай все свои конспекты, пробеги взглядом основные реакции, правила, формулы.
Удели внимание мелочам, которые мог забыть (например, растворимость амфотерных гидроксидов в кислотах и щелочах, оттенки осадков, исключения в органических реакциях). Но при этом береги свои нервы: соблюдай здоровый режим дня, высыпайся. Накануне экзамена вечером лучше просто отдохнуть или легко повторить уже знакомый материал, чем хвататься за новые задачи.
Замечание: этот план примерный – ты можешь адаптировать его под себя. Главное, чтобы он помог охватить все разделы и сделал подготовку поэтапной и управляемой. Не откладывай все на последний момент; начав готовиться заранее и системно, ты избежишь паники и придешь на экзамен с уверенностью.
Объема информации по химии очень большой, и запомнить все подряд трудно.
Но есть приемы, облегчающие запоминание теории и химических фактов:
Понимай, а не зубри. Это главный принцип. Намного легче запомнить то, что осмысленно понял. Разбираясь в периодическом законе, не просто учи, что «свойства элементов изменяются по периодам», а пойми почему так происходит (радиусы атомов уменьшаются, заряд ядра растет и т.д.).
Если ты осознаешь причину, информация сама осядет в памяти. Поэтому если что-то не запоминается, попробуй найти дополнительное объяснение (в учебнике, интернете, у учителя) или спроси «А почему так?». Когда находишь ответ, тема закрепляется.
Используй ассоциации и мнемоники. Для чисто справочной информации (например, ряд активности металлов, ряд напряжений, некоторые исключения) придумывай ассоциативные запоминалки. Возможно, ты слышал смешные фразы для запоминания групп элементов (типичный пример: «Каждый Хороший Химик Просто Не Может Безобразно Флиртовать» – по первым буквам: K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Fe...).
Придумай свои фразы или изображения в голове, связывающие абстрактные химические данные с чем-то понятным. Это может показаться детским, но отлично работает и со сложными вещами.
Визуализируй информацию. Химия – наука визуальная. Таблицы, схемы, диаграммы помогут упорядочить знания. Таблица Менделеева сама по себе уже визуальная подсказка: расположение элемента в таблице многое рассказывает о его свойствах. Повесь таблицу периодическую на стену над столом – пусть всегда будет перед глазами.
Читая про элемент, смотри на его позицию: период, группа, относительная масса. Со временем ты начнешь мысленно видеть таблицу и будешь быстрее ориентироваться. Также рисуй схемы: например, схему классификации неорганических веществ (с разделением на оксиды, гидроксиды, кислоты, соли) или схему получения кислот из соответствующих оксидов. Такие опорные конспекты с диаграммами очень помогают на стадии повторения.
Применяй метод «смотри – закрывай – повторяй». Для запоминания формул веществ, уравнений реакций или определений работает старый способ: перепиши важный список (например, ряду активности металлов) на листок, несколько раз прочитай, пытаясь воспроизвести по памяти, закрывая часть, а потом проверь себя. Через некоторое время снова вернись и попробуй написать по памяти. Интервальное повторение (через день, через три, через неделю) надежно загрузит информацию в долгосрочную память.
Связывай теорию с практикой. Теория лучше запоминается через примеры. Сухое правило «металлы до водорода реагируют с кислотами, выделяя водород, а после – нет» сразу станет понятнее и памятнее, если ты сам напишешь пару уравнений: Zn + 2HCl -> ZnCl₂ + H₂↑ (реагирует), Cu + 2HCl -> реакция не идет. Каждый раз, изучая теоретический тезис, приводите конкретный пример реакции или расчета. Мозгу так проще: он сохраняет картинку примера, а вместе с ней и общий принцип.
Используй современные инструменты: карточки и приложения. Есть множество приложений для создания flash-cards (карточек) – Quizlet, Anki и др. Ты можешь сделать карточки по химии: с одной стороны вопрос («какой осадок выпадает при добавлении AgNO₃ к раствору хлорида натрия?»), с другой – ответ («AgCl, белый творожистый осадок»).
Периодически просматривай эти карточки, сортируй на «знаю» и «не знаю». Этот метод отлично подходит для запоминания именно фактов: цвета осадков, исключения, специфические реакции, названия реактивов, определения терминов.
Отдельно подчеркнем: периодическая таблица – твой лучший друг на экзамене. Её дают, но пользоваться ею нужно уметь. Потренируйся быстро находить любой элемент по номеру и предсказывать по положению его свойства.
Например, увидев элемент №20 (Ca), сразу скажи: это щелочноземельный металл, главная подгруппа II группы, высокий восстановитель, образует основание Ca(OH)₂, ожог которого не растворяется и т.д. Такая автоматизация придет, если при учебе ты будешь постоянно сверяться с таблицей.
Также выучи периодическую тенденцию: в группе сверху вниз увеличивается радиус, усиливаются металлические свойства, в периоде слева направо растет электроотрицательность и т.п. На задания по теоретической части этого уже хватит.
Запоминание формул веществ (особенно в органике) тоже важная часть. Советуем не просто зубрить формулы органических соединений, а рисовать их структурно. Когда рисуешь структуру, мозг лучше запоминает, чем если смотришь только на молекулярную формулу.
Например, нарисуй себе ряд алканов: метан, этан, пропан... до декана, подпиши формулы. Потренируйся быстро писать формулу по названию и наоборот, название по формуле (номенклатура). Так на экзамене не потратишь время, вспоминая, что такое, скажем, 2-метилпропанол.
Кроме того, будь внимателен с единицами измерения и формулами для расчетов — например, молярная масса (г/моль), молярный объем (22.4 л/моль при н.у.), формула связи массы, молей и молярной массы: ν=mM\nu = \frac{m}{M}, и т.п.
Эти вещи лучше довести до автоматизма, чтобы в задаче сразу видеть, что делать. Если какие-то формулы забываются, выпиши их на отдельный лист «ВАЖНО!» и периодически просматривай.
На ЕГЭ по химии есть ряд типичных ошибок, которые совершают выпускники. Зная о них заранее, ты сможешь быть начеку и постараться их не допустить.
Ниже мы перечислили распространенные промахи и дали рекомендации, как их обходить:
Типичная ошибка учащихся | Как избежать и что делать правильно |
---|---|
Неравномерное распределение времени на экзамене. Многие выпускники слишком долго «застревают» на сложном задании (обычно во второй части) и не успевают дорешать более простые вопросы первой части. В итоге недобирают легкие баллы. |
Следи за временем и используй черновик стратегии. Перед началом экзамена пробегись глазами по заданиям, прикинь, где могут быть трудности. Рекомендуется отвести ~1,5–2 часа на первую часть и ~1,5 часа на вторую. Если какое-то задание первой части не удается решить за пару минут – пропусти и вернись к нему в конце. На сложные задачи второй части планируй примерно по 15–20 минут каждая. Обязательно оставь 5–10 минут в конце на проверку ответов. Пользуйся часами (обычно в аудитории есть часы, либо возьми простые наручные), чтобы контролировать себя. |
Невнимательное чтение условий задач. В спешке можно пропустить важное слово («разбавленная кислота» vs «концентрированная», «нагревание» vs «без нагревания», «избыток реагента» и т.д.). Из-за этого решение пойдет по неверному пути. |
Читай задание дважды. Привыкай подчеркивать или отмечать ключевые моменты в условии (на черновике или даже в кимах карандашом). Например, обведи слово «избыток» или «концентрированный». При решении всегда сверяйся с условием: не придумал ли ты лишнего. Если задача комплексная, разбей условие на пункты и убеждайся, что каждый учтен. Также обращай внимание на формулировку вопроса: что именно требуется в ответе (перечислить вещества? назвать цифры? обосновать?). Ответ должен точно соответствовать вопросу. |
Ошибки в уравнениях реакций (коэффициенты, формулы). Например, забыли уравнять кислород, написали неверную формулу продукта (сульфат натрия как NaSO₄ вместо Na₂SO₄), перепутали валентности. Это распространено, когда пишут наспех или не проверяют. |
Тренируйся писать уравнения и проверяй их баланс. Во время экзамена после написания уравнения затрать 10 секунд: посчитай атомы каждого элемента слева и справа. Совпадают? Если нет – исправь до баланса. Если в реакции ОВР – посчитай суммарный заряд слева и справа, они должны быть равны. Чтобы не путать формулы, перед экзаменом повтори валентности и формулы основных веществ: какие металлы двувалентные, какие трехвалентные и т.д.; формулы полиатомных ионов (сульфат – SO₄²⁻, фосфат – PO₄³⁻, нитрат – NO₃⁻, аммоний – NH₄⁺ и т.д.). Тогда на экзамене сразу вспомнишь, что у сульфата индекс 4 и заряд 2-. |
Неуверенность в органической номенклатуре и структурных формулах. Иногда теряют баллы, неправильно назвав вещество или нарисовав не ту структуру. Например, путают изомеры (1-пропанол и 2-пропанол) или неправильно определяют главную цепь. |
Повтори правила номенклатуры и рисуй формулы. Заучивать все названия не нужно, достаточно усвоить принцип: главная цепь – самая длинная с функциональной группой, нумерация от конца ближе к группе, заместители в алфавитном порядке и т.д. Прорешивая задания, в которых надо назвать соединение или наоборот, написать формулу по названию, всегда перепроверяй себя: нет ли более длинной цепи, все ли заместители учтены. Если сомневаешься, лучше нарисовать структурную формулу – это точно принесет балл, чем написать неверное название. В задаче №33, если не уверен в названии структуры, просто изобрази формулу – обычно этого достаточно. |
Не проверяют часть 1 перед сдачей. Поскольку часть 1 – тестовая, некоторые ошибочно полагают, что если ответ найден, то он гарантированно верный. Однако из-за невнимательности можно вписать не ту цифру или букву. Бывает, что ученик знал правильный ответ, но случайно написал соседний номер варианта. |
Всегда перепроверяй тестовые ответы. Оставь время в конце и пробеги все 28 ответов. Сверься с условием: точно ли ответ соответствует вопросу? Например, если просили указать два верных утверждения, убедись, что ты написал два числа, а не три. Если требовалось вписать формулу вещества – правильно ли указал регистр (заглавные/строчные буквы элементов) и индексы? Мелочи, как неправильно написанный индекс, могут стоить балла, поэтому не поленись проверить. Также проверь бланк ответов: совпадают ли номера и ответы, не сдвинул ли ты случайно ответы (это особенно опасно, когда переносишь в бланк сразу пачку ответов – можно сместить строку). |
Паника и потеря концентрации. В условиях стресса некоторые начинают суетиться: перепрыгивать между заданиями бессистемно, несколько раз перерешивать уже сделанное вместо того, чтобы двигаться дальше. Это снижает эффективность, время уходит впустую. |
Держи психологический настрой. Помни, что легкие задания рядом с трудными – так задумано, и если что-то не можешь решить сразу, это нормально. Главное – не впадать в ступор. Если чувствуешь, что начинаешь паниковать, сделай пару глубоких вдохов, откинься на спинку стула на минуту, отпусти ручку, закрой глаза. Затем открой, снова возьми себя в руки и продолжай. Регулярная практика пробных экзаменов дома поможет натренировать выдержку. На самом экзамене не смотри на других – что кто-то уже заполнил бланк, а ты еще пишешь – это не важно. Сосредоточься на своей работе. Ты готовился, ты знаешь материал – так и скажи себе. Уверенность и спокойствие помогут не наделать глупых ошибок. |
Избежать ошибок помогает только тщательная подготовка и внимательность. Поэтому, тренируясь дома, воспитывай в себе аккуратность: проверяй ответы, работай над неточностями. Научись видеть типичные ловушки (например, похожие формулировки, лишние данные в задаче, очень похожие ответы среди вариантов) – тогда и на реальном ЕГЭ тебе будет проще.
И помни: лучше решить меньше заданий, но правильно и без «детских» ошибок, чем гнаться за количеством, но с потерей баллов на глупостях.
Подготовиться к ЕГЭ по химии можно самостоятельно, но многим ученикам требуется помощь профессионалов, структура занятий и дополнительная мотивация. В этом случае отличным решением станет обучение на онлайн-курсах.
Платформа «УчисьОнлайн.ру» – крупнейший агрегатор онлайн-школ и курсов в России. На ней собраны проверенные программы подготовки к ЕГЭ, есть рейтинги, отзывы учеников и актуальные цены, обновляемые ежедневно.
Ниже мы расскажем о нескольких популярных курсах и онлайн-школах, которые помогут тебе подготовиться к экзамену по химии в 2025 году (все они представлены на «УчисьОнлайн.ру»):
Один из самых известных образовательных проектов, работающий с 2009 года. В онлайн-школе Фоксфорд есть курсы подготовки к ЕГЭ для 10-го и 11-го класса. Занятия ведут опытные преподаватели, в том числе авторы учебников и эксперты ЕГЭ.
Обучение обычно идет в формате еженедельных вебинаров в небольших группах, с домашними заданиями и проверкой от учителей. Программы покрывают весь кодификатор ЕГЭ, включая разбор обеих частей экзамена.
Например, курс для 11 класса с Марией Володиной длится 8 месяцев, включает интервальное повторение пройденного и регулярные пробные экзамены, которые проверяют эксперты. Фоксфорд подходит тем, у кого уже есть базовые знания и кто хочет структурировать подготовку и получить высокий балл, занимаясь в комфортном режиме.
Образовательная платформа, предлагающая курсы с более интенсивной короткой программой. Курс подготовки к ЕГЭ по химии от TutorOnline рассчитан примерно на 3 месяца, занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа в режиме вебинара.
Небольшая группa занимается с преподавателем в реальном времени, можно задавать вопросы в чате. После каждого урока даются д/з, а первые два занятия часто бывают бесплатными – это пробный период.Такой курс удобен, если до экзамена осталось немного времени и нужно подтянуть определенные темы или систематизировать знания быстро.
Преподаватели TutorOnline – практикующие учителя и репетиторы с большим стажем (есть даже авторы научных публикаций и патентов).
Современная онлайн-школа, которая славится «нескучным» подходом к обучению. Курс «Химия. Основа. Подготовка к ЕГЭ 2025 с любого уровня» от Вебиума рассчитан на 8 месяцев и подойдет даже если ты начинаешь подготовку с нуля.
Вебиум предлагает насыщенную программу: примерно 12 занятий в месяц, к каждому уроку дается досье-конспект и обширная база задач для самостоятельного решения. Важно, что уроки можно смотреть в записи в любое время, если пропустил онлайн-трансляцию.
Платформа мотивирует к регулярности: у тебя будет наставник, который поможет держать темп, и прогрессивная система наград. По отзывам учеников, Вебиум помогает поддерживать интерес и ритм в учебе. Такой курс универсален — подойдет и тем, кому нужна база, и тем, кто хочет тренироваться на продвинутых задачах (программа адаптируется под твой уровень).
Еще одна онлайн-школа, специализирующаяся на подготовке к экзаменам. Курс подготовки к ЕГЭ по химии от Лектариума длится 9 месяцев и включает 12 вебинаров в месяц по 1,5 часа каждый. Программа курса тщательно продумана и основана на опыте предыдущих выпускников.
Каждый месяц ученики получают 12 домашних заданий и проходят пробное тестирование, что позволяет отслеживать прогресс. Заниматься можно как онлайн по расписанию, так и в записи — то есть, если тебе удобнее учиться поздно вечером или рано утром, всегда есть доступ к материалам. Лектариум подойдет тем, кто ценит структурированность и дисциплину: регулярные вебинары + постоянный контроль знаний через ДЗ и тесты.
Специализированная онлайн-школа, цель которой очевидна из названия: помочь набрать максимально высокий результат на ЕГЭ. В школе «99 баллов» есть программы подготовки по химии как для групповых занятий, так и индивидуальных, с гибкой продолжительностью.
Формат обычно включает около 8–10 вебинаров в месяц по ~1.5–2 часа каждый. После каждого занятия дают домашнее задание, которое проверяется автоматически на платформе, и результаты сразу доступны ученику. Курс ориентирован на сильную мотивацию: каждый месяц проводится полноценный пробный экзамен для учеников, есть личный куратор и менеджер, которые ведут тебя к цели.
Такой интенсив хорошо подойдет тем, кто нацелен на 90+ баллов: здесь много практики, повышенной сложности ДЗ и постоянный контроль. Стоимость часто рассчитывается помесячно, есть возможность рассрочки, и обычно предлагают бесплатный вводный урок, чтобы ты понял, подходит ли тебе этот формат.
Онлайн-школа и репетиторский сервис, известный своим индивидуальным подходом. В «Тетрике» можно готовиться как в группе, так и один-на-один с преподавателем. Индивидуальные занятия длятся 55 минут, их график и программа подгоняются под тебя.
Преподаватели Тетрики – эксперты ЕГЭ с опытом, они сразу составляют для ученика персональный план занятий, уделяя больше времени слабым местам. Школа обещает, что научит решать задачи любого уровня сложности, даже самые каверзные.
Плюс занятия проходят на интерактивной доске – это удобно для химии, где можно вместе с преподавателем писать уравнения, рисовать формулы. Если тебе нужна максимальная гибкость и внимание к твоим потребностям, индивидуальные занятия Тетрики – отличный выбор. Кстати, первый урок там обычно бесплатный, можно попробовать без риска.
Онлайн-платформа, также нацеленная на высокие результаты (название отсылает к 100 баллам). Она предлагает подготовку с любого уровня на нужный балл. Отличительные черты: очень много практики, тренажеры для отработки навыков, регулярные пробники и помощь наставника на каждом шагу.
Домашние задания имеют повышенный уровень сложности для тех, кто хочет углубиться. Вебинары проходят в удобное время, запись занятий тоже сохраняется. В «Сотке» делают упор на системность и дисциплину, поэтому этот курс подойдет мотивированным ребятам, стремящимся к максимальному баллу и готовым усиленно заниматься.
Обычно в таких школах есть пробные занятия или марафоны, где можно присоединиться бесплатно, чтобы ознакомиться с форматом.
Конечно, помимо перечисленных, на платформе «УчисьОнлайн.ру» представлены и другие курсы подготовки к ЕГЭ по химии: от крупных игроков вроде Умскул, Maximum Education, до нишевых авторских курсов. Выбирая онлайн-курс, обрати внимание на формат, продолжительность, стоимость и отзывы. Кому-то комфортнее учиться в динамичном марафоне за 3 месяца, а кому-то – в размеренном режиме весь учебный год.
Во-первых, у тебя появляется структура и расписание – это дисциплинирует. Во-вторых, доступ к материалам: конспекты, дополнительные задачи, пробники – все это уже собрано, не нужно искать самому.
В-третьих, поддержка наставников и обратная связь: ты можешь задать вопрос, разобрать ошибку с учителем, получить разбор своей работы. Также на курсах часто бывают мотивационные фишки: соревнования, рейтинги, поддержка единомышленников, что помогает не бросать начатое.
Для ученика со средней базой знаний онлайн-курс будет полезен тем, что объяснит сложные темы понятным языком, покажет лайфхаки решения типовых задач и научит избегать ловушек проверяющих (например, как правильно оформлять вторую часть под критерии). Многие платформы дают гарантии результата – вплоть до того, что вернут деньги, если ты выполнял все, но не улучшил балл. Хотя, конечно, все в итоге зависит от тебя 🙂
Зайди на сайт агрегатора и найди раздел Подготовка к ЕГЭ по химии. Ты увидишь список курсов с фильтрами по цене, рейтингу, формату. Можно сравнить несколько школ, почитать отзывы выпускников. Когда определишься – там же есть ссылки на сайты курсов для регистрации. Обратите внимание: на «УчисьОнлайн.ру» часто публикуют скидки и промокоды на обучение, так что можно сэкономить.
Если пока не готов записаться на платный курс, есть вариант бесплатной онлайн-подготовки: многие школы (тот же Фоксфорд, Умскул, Webium) ведут открытые вебинары на YouTube, делятся материалами в телеграм-каналах. Это, конечно, не заменит полноценную программу, но на начальном этапе тоже помощь. Главное – не стесняйся использовать все доступные ресурсы для своей цели.
Правильная организация учебного процесса не менее важна, чем содержание подготовки.
Вот несколько советов, как грамотно спланировать свое время и усилия при подготовке к ЕГЭ по химии:
Определи, сколько времени в неделю ты можешь посвятить химии. Лучше заниматься понемногу, но регулярно. Например, 1–2 часа каждый день или через день, и дополнительное время на выходных. Отведи конкретные дни/часы под химию и постарайся соблюдать этот график, как школьное расписание.
Включи в него как изучение теории, так и решение задач. Обязательно планируй перерывы и выходные для отдыха, чтобы не перегореть. Не надо заниматься химией каждый час – продуктивность падает. Найди баланс, при котором успеваешь и по другим предметам, ведь, скорее всего, ты готовишься не только по химии.
Возможно, у тебя какая-то часть химии получается хуже. Сделай акцент на ней в плане. Например, если плохо знаешь органику, увеличь долю времени на органику, но не убирай совсем другие разделы. Иногда полезно чередовать: день – сложная тема, следующий день – что-то полегче или любимое, чтобы мозг отдохнул, но дело продвигалось.
Приоретизация важна и при подготовке в ограниченное время: в идеале знать все, но если экзамен скоро, то лучше хорошо выучить основные и часто встречающиеся темы (периодический закон, свойства главных классов веществ, основные типы расчетов), чем пытаться охватить все и запутаться. Проанализируй статистику: какие задания ЕГЭ самые «дорогие» и посильные тебе, и отработай их в первую очередь.
Когда садишься учиться, убери телефон подальше (или хотя бы включи режим «Не беспокоить» на час). Предупреди родных, что в эти часы тебя лучше не отвлекать. Организуй стол: учебники, тетради, таблица Менделеева, калькулятор – все под рукой.
Если предпочитаешь учиться с музыкой, выбери ненавязчивый фон (например, инструментальную или ambient, чтобы не отвлекали слова). Комфортные физические условия тоже влияют: проветри комнату, удобный стул, хорошее освещение. Когда ничто не мешает, концентрация значительно выше, и час учебы пройдет продуктивнее.
Самостоятельное изучение – основа, но не стесняйся искать помощь, когда нужна. У тебя могут быть вопросы, которые самому не разобрать. Используй ресурсы: спроси учителя в школе или репетитора, напиши на образовательном форуме, посмотри разбор похожей задачи на YouTube.
Иногда 5 минут объяснений экономят час мучений. Главное – не оставляй непонятое без внимания. Также, если занимаешься на курсах или с репетитором, готовься к этим занятиям: читай тему заранее, составляй список вопросов. Тогда от совместной работы эффект будет больше.
Сам себе учитель – это здорово, но не забывай, что есть и профессионалы, готовые помочь. Правильно сочетая оба режима, ты быстрее закроешь пробелы.
Мы уже упоминали в плане подготовки о пробниках, и повторим: это критически важно. Не ограничивайся теми пробниками, что дают на курсах – проводи и самопроверку. Например, раз в месяц садись и пиши полный пробник.
Можно скачать открытый вариант ЕГЭ прошлых лет или вариант из сборника, поставить таймер и имитировать экзамен. Потом проверяешь по ответам (часть 1) и по решениям с критериями (часть 2). Так ты не только проверяешь свои знания, но и тренируешь тайм-менеджмент на экзамене.
Каждый следующий пробник старайся улучшить результат, работай над тем, что не получилось в предыдущем. Кстати, пробники полезно решать не только в конце, но и на этапе изучения больших разделов, чтобы понять, как усвоил материал в комплексе.
Полезная практика: записывать кратко, сколько заданий решил, сколько ошибок, какие темы уже прошел. Это и дисциплинирует, и мотивирует. Например: «На этой неделе решил 50 тестовых заданий, из них правильно 40 (80%). Ошибки были на электролизе и в органике – надо повторить».
Через пару недель глядишь: «уже 90% правильно». Видя свой прогресс, у тебя прибавится уверенности. А список ошибок поможет ничего не забыть: перечитывай его перед экзаменом, чтобы случайно не наступить на те же грабли.
Тайм-менеджмент — это прежде всего умение не откладывать на потом. Большая беда подготовки — прокрастинация: «Сегодня устал, начну завтра... ну ладно, с понедельника точно». Составив расписание, держись его.
Если очень тяжело заставить себя учиться, попробуй метод «Помидора»: скажи себе «посижу 25 минут и все, дальше свободен». Часто бывает, что начав, втягиваешься и занимаешься дольше. Но даже если нет – лучше 25 минут, чем ничего.
Также убирай возможные «лазейки» для прокрастинации: например, решил потренироваться на сайте решуЕГЭ, а там играешься с настройками теста или ушел читать комменты – такое бывает. Будь с собой честен: время на учебу – значит на учебу.
Парадоксально, но чтобы заниматься продуктивно, надо... хорошо отдыхать. Если чувствуешь сильную усталость, эффективность падает в ноль. Лучше сделать паузу: пройтись, поспать, заняться спортом, пообщаться с друзьями.
Возвращайся к занятиям в хорошем расположении духа – так материал пойдет быстрее. Следи за здоровьем: во время интенсивной подготовки легко подорвать сон или сидеть целыми днями без движения. А это напрямую влияет на мозг.
Спи 7-8 часов, делай упражнения или хотя бы разминку. Правильно питайся: мозгу нужны глюкоза и витамины. Это не пустые слова – на длинной дистанции подготовки такие вещи играют роль. Чем лучше себя чувствуешь, тем легче учиться.
Если ты будешь соблюдать режим и план, не оставлять все на последнюю ночь и относиться к учебе как к марафону (с распределением сил), а не спринту, то придешь на экзамен без чувства «я ничего не успел». Тайм-менеджмент – это про спокойствие и контроль. Ты контролируешь свою подготовку, а не она тебя. Тогда и на самом ЕГЭ ты будешь ощущать контроль над временем и задачами, вместо паники.
Помни: самостоятельная работа – ключевой фактор. Даже самый лучший курс или учитель не выучит за тебя. Поэтому организуй свой труд и следуй плану – результат обязательно будет.
Уважаемые родители! Ваша поддержка во время подготовки к ЕГЭ очень важна для ребенка.
Вот несколько рекомендаций, как вы можете помочь своему выпускнику морально, организационно и с ресурсами:
Дайте понять ребенку, что вы верите в него. Спрашивайте (ненавязчиво), как идут дела с подготовкой, какие темы прошел, что нового узнал. Хвалите за старания и небольшие успехи: например, улучшился результат пробника – отметьте это, похвалите.
Поддерживайте интерес к химии: можно вместе посмотреть научно-популярное видео или фильм, сходить на выставку, связанную с наукой (если есть возможность). Ваша позитивная вовлеченность мотивирует гораздо сильнее, чем постоянный контроль.
Очень важно создавать дома атмосферу уверенности: «У тебя получится, я вижу, как ты стараешься!».
Следите, чтобы у ребенка был комфортный уголок для занятий: удобный стол, тишина, необходимые материалы. По возможности ограничьте отвлекающие факторы: например, если дома шумно, договоритесь соблюдать «тихий час», когда ребенок готовится.
Контролируйте, чтобы подготовка не шла в ущерб сну и здоровью: мягко напоминайте ложиться вовремя, кормите полезной пищей. Может быть, стоит скорректировать распорядок дня всей семьи на период подготовки, чтобы выделить больше времени на учебу.
Помогайте с тайм-менеджментом, если видите, что ребенок не успевает: вместе составьте расписание, чередуя подготовку с отдыхом. Ваш житейский опыт тут ценен.
Узнайте, какие материалы нужны: возможно, хороший сборник задач, аккаунт на образовательной платформе или доступ к онлайн-курсу. Приобретите нужные учебники, распечатайте таблицу Менделеева, купите тетради, цветные маркеры для конспектов – любые мелочи, которые облегчат учебу.
Если ребенок учится на онлайн-курсе, убедитесь, что есть стабильный интернет, исправный компьютер, камера и микрофон при необходимости. Поговорите с ним, не нужно ли что-то еще – возможно, он сам стесняется попросить.
Финансовый вопрос тоже часто играет роль: инвестиции в образование окупаются, поэтому по возможности выделите средства на репетитора или курсы, если видите, что это необходимо и поможет ребенку достичь целей.
Подготовка к ЕГЭ – стрессовый период, старайтесь смягчить давление, а не усиливать его. Избегайте постоянных упреков и сравнения с другими («вот Петя уже 5 вариантов решил, а ты...» – это демотивирует). Вместо этого фокусируйтесь на конструктивной помощи.
Если видите, что ребенок расстроен из-за неудач (например, низкий балл на пробнике), поддержите эмоционально: «Ничего, пробники на то и нужны, чтобы ошибки сейчас сделать. Давай разберемся вместе, что было сложным, может, найдем дополнительный материал по этой теме?». Будьте партнером, а не надзирателем.
Подготовка – марафон, и эмоциональное выгорание может случиться. Признаки: апатия, частые фразы «ничего не успею», раздражительность или, наоборот, отстраненность. Если заметили подобное, стоит устроить разгрузочный день: отпустить от занятий, позволить встретиться с друзьями или заняться хобби.
Можно вместе заняться чем-то расслабляющим – прогуляться, приготовить что-то вкусное. Напомните ребенку, что экзамен – важен, но не конец света, и что вы любите и цените его независимо от оценок. Такая поддержка снимет лишнее напряжение, и потом с новыми силами он вернется к занятиям.
Если вы видите, что самостоятельных усилий недостаточно либо нужен дополнительный стимул, обсудите с ребенком возможность подключить профессиональную помощь. Возможно, стоит нанять репетитора, если нужна точечная работа по слабым темам. Или записаться на онлайн-курс, где дадут структуру и мотивацию.
Помогите изучить варианты – почитайте отзывы, вместе выберите удобный формат. Важно, чтобы решение исходило не только от вас, но и от самого ученика – тогда он будет учиться с желанием, а не из-под палки. Предложите, но не настаивайте. Если он согласится, возьмите на себя организационные моменты: оплата, расписание, технические настройки – пусть ребенок сосредоточится на учебе.
Конечно, вам небезразлично, как идет подготовка. Найдите баланс между контролем и доверием. Например, раз в неделю устраивайте небольшой семейный совет: спрашивайте, что пройдено, что получилось/не получилось.
Если ребенок ведет пробники, попросите поделиться результатами. Вместе отмечайте успехи. Если есть отставание от плана – не ругайте, а обсудите причины: может, слишком много взяли на неделю? Скорректируйте вместе план. Главное – дать понять, что вы на его стороне.
Иногда стоит установить ограничения на развлечения, если они отвлекают (например, лимит на видеоигры по будням), но это лучше делать, договорившись, объяснив, что это не наказание, а временная мера ради результата. Когда есть доверие, ребенок и сам сообщит вам о своих успехах и трудностях.
Все домашние – мама, папа, бабушки, дедушки – должны относиться с уважением к подготовке выпускника. Объясните младшим братьям и сестрам, что сейчас братику/сестричке нужно больше тишины и времени для учебы.
Перенесите при возможности семейные поездки или празднования, если они выпадают прямо накануне экзаменов, чтобы не выбивать ребенка из колеи. То есть, на этот период приоритет – учеба старшеклассника. Ребенок будет это ценить, даже если не скажет вслух, и постарается оправдать доверие.
Ваша роль как родителей – быть тылом, опорой. Подготовка к ЕГЭ – испытание не только для учеников, но и для мам и пап. Терпение, такт и вера в ребенка – ваш главный вклад. Помогайте планировать, поддерживайте психологически и будьте рядом.
В день экзамена проследите, чтобы он выспался, позавтракал, взял все нужные документы, пожелайте удачи – и ждите с улыбкой, независимо от результатов. С такой поддержкой ваш ребенок точно добьется успехов!
Используй этот чек-лист, чтобы убедиться, что ничего не упущено при подготовке:
Изучена структура ЕГЭ и требования ФИПИ. Ты знаком с форматом экзамена (части, типы заданий, баллы) и знаешь, какие темы входят в кодификатор.1 Посмотрел демоверсию и разборы изменений 2025 года.1
Составлен план подготовки и расписание. Ты распределил темы по неделям/месяцам, учитывая все разделы: теорию, неорганику, органику, расчеты. Запланировал время на повторение и пробные тесты. Закрепил регулярный график занятий и придерживаешься его.
Теоретические основы проработаны. Ты понимаешь периодический закон, строение атома, типы связей, законы химии. Знаешь, как изменяются свойства элементов по группам и периодам. Свободно пользуешься таблицей Менделеева и таблицей растворимости на практике.
Неорганическая химия освоена. Ты разобрал свойства основных классов неорганических веществ (металлы, неметаллы, оксиды, кислоты, основания, соли). Знаешь типы реакций (обмен, соединение, разложение, ОВР), умеешь предсказывать продукты. Практиковался в написании уравнений, включая ОВР и ионные реакции.
Органическая химия освоена. Ты изучил основные классы органических соединений, их номенклатуру и свойства: углеводороды (алканы, алкены, алкины, арен), спирты, фенолы, альдегиды, кислоты, сложные эфиры, амины и пр. Понимаешь, какие реакции характерны для каждого класса (замещение, присоединение, отщепление, окисление и т.д.). Умеешь составлять цепочки превращений в органике.
Решено много задач всех типов. Ты отработал расчетные задачи: на моли, массу, объем, выход продукта, примеси, смеси, молярную концентрацию, pH, эквиваленты. Решал задачи на генетические связи веществ (цепочки). Практиковался в качественных задачах (узнать вещество по описанию реакций). Все типы заданий (1–34) тебе знакомы и не вызывают страха.
Проведены пробные экзамены. Не менее 2–3 полных вариантов ЕГЭ прорешаны тобой в режиме, близком к реальному (с таймером 3.5 часа, без подсказок). Ты проанализировал результаты, выявил и устранил большинство ошибок. Теперь ты приблизительно представляешь свой уровень и видишь прогресс.
Улучшены слабые места. По итогам учебы и пробников ты знаешь, какие темы давались тяжелее. Ты уделил им дополнительное время: перечитал теорию, взял помощь учителя или ментора, прорешал extra-задания. На момент перед экзаменом у тебя нет «белых пятен», каждая тема хотя бы на базовом уровне понятна.
Подготовлено все необходимое для дня X. Ты заранее собрал допускаемые принадлежности: паспорт, пропуск на ЕГЭ, несколько черных гелевых ручек, простой калькулятор, воду и легкий перекус (если разрешено). Продумал, как добираться до пункта экзамена и во сколько выйти. Накануне хорошо выспался, утром позавтракал – чувствуешь себя бодро и уверенно.
Если в большинстве пунктов стоит галочка, поздравляем – ты максимально готов к экзамену! Теперь остается действовать спокойно и собрано. У тебя все знания уже есть, осталось их применить.
Помни, что ЕГЭ по химии – это испытание не только знаний, но и выдержки. Однако ты проделал большую работу, и это обязательно даст результат. Веря в себя, используя все советы и свой опыт, ты сможешь успешно решить все задания и набрать высокий балл. Желаем тебе удачи на экзамене – ни пуха ни пера!
А какой способ подготовки к ЕГЭ по химии вы считаете лучшим? Поделитесь советом, как вы готовитесь к экзаменам!
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет