Здравствуйте, друзья! В статье мы дадим советы ученикам 11 класса по подготовке к сочинению на ЕГЭ - по русскому языку и литературе. А также расскажем, как быстро подготовиться к итоговому сочинению для допуска к единому гос. экзамену.
Сочинения занимают особое место в системе ЕГЭ, так как проверяют не только знания ученика, но и умение мыслить и грамотно излагать мысли. В 2025 году каждому выпускнику предстоит написать сочинение по русскому языку на ЕГЭ (обязательное задание №27) и итоговое декабрьское сочинение (условие допуска к экзаменам).
Кроме того, по выбору можно сдавать ЕГЭ по литературе, где тоже требуется сочинение. Таким образом, навыки написания связного текста необходимы для успешной сдачи экзаменов и поступления в вуз.
Ниже мы подробно разберём два ключевых вида сочинений (итоговое и экзаменационное), типичные ошибки при их написании и подготовке, а также дадим советы для учеников (особенно с неуверенной базой знаний) и рекомендации для родителей, как поддержать ребёнка без лишнего давления.
Что это такое: Итоговое сочинение (также известное как декабрьское) проводится в начале декабря в 11 классе и служит допуском к ЕГЭ. Оценивается оно по системе «зачёт/незачёт» без баллов.
Основная цель – проверить кругозор выпускника, умение рассуждать на заданную тему и привлекать литературные аргументы. Получение зачёта обязательно для допуска к основным экзаменам, поэтому подготовку к итоговому сочинению нельзя оставлять на последний момент.
Темы и направления 2025: Ежегодно ФИПИ объявляет несколько тематических направлений, внутри которых формулируются конкретные темы сочинений.
В 2025 году предусмотрено 3 крупных направления для итогового сочинения:
Конкретные формулировки тем станут известны только в день проведения экзамена и будут относиться к одному из этих направлений. Чтобы успешно писать на любую из возможных тем, заранее подумай, какие примеры литературы подходят под каждое направление, и убедись, что понимаешь значение всех ключевых понятий (например, «честь», «подвиг», «предательство» и т.д.), чтобы не уйти от заданной темы.
Критерии оценивания: Несмотря на формальную систему «зачёт/незачёт», проверяющие ориентируются на пять основных критериев. Для получения зачёта нужно удовлетворить минимальные требования по ключевым из них.
Основные критерии итогового сочинения:
Соответствие теме. Твоя работа должна прямо отвечать на поставленный в теме вопрос или проблему. Нельзя подменять тему общими рассуждениями по направлению – важно раскрыть именно конкретную формулировку задания.
Аргументация литературой. Нужно привести как минимум один пример из литературного произведения, который подтверждает твои мысли. Лучше, если примеров будет два и более. Допускается использовать как русскую, так и зарубежную литературу (классическую или современную).
Исторические примеры, личный опыт, фильмы могут быть уместны в качестве дополнительных аргументов, но без опоры на литературу получить зачёт не выйдет.
Обрати внимание: пересказ содержания произведения без анализа не засчитывается как полноценный аргумент – важно показать, как данный пример иллюстрирует твою идею.
Композиция и логика рассуждения. Сочинение должно быть цельным и логически последовательным. Желательно соблюсти структуру: вступление (постановка проблемы), основная часть (тезисы и аргументы) и вывод. Следи, чтобы каждый тезис подкреплялся примерами, мысли были связаны, а текст в целом соответствовал заданному формату рассуждения.
Качество письменной речи. Речевые навыки тоже важны: оценивается богатство словарного запаса, уместность терминов, разнообразие грамматических конструкций. Допустимо использовать средства выразительности (метафоры, эпитеты и пр.) в меру.
Необходимо избегать грубых речевых ошибок, канцеляризмов, жаргона. Ясность и выразительность изложения помогут произвести хорошее впечатление на проверяющих.
Грамотность. Проверяются орфография, пунктуация и грамматика. Минимальный объём работы – 250 слов (меньше не проверяется и автоматически получает незачёт), рекомендуемый – от 350 слов и выше. Допускается совершить некоторый уровень ошибок, но их не должно быть слишком много.
По требованиям экспертов, на каждые 100 слов текста желательно иметь не более ~5 ошибок орфографии и пунктуации. Это значит, что в сочинении объёмом ~350 слов нужно стараться удержать количество ошибок в пределах 15–17 максимум. Старайся писать аккуратно и грамотно: если сочинение совсем неграмотно, его могут не засчитать, даже при верных аргументах.
Как подготовиться и написать на зачёт: Начинать подготовку к декабрьскому сочинению стоит заранее, параллельно с занятиями по литературе:
Прочитай (или перечитай) произведения из списка литературы по каждому направлению. Особое внимание обрати на те книги, которые обсуждаются на уроках литературы в 11 классе, а также на дополнительные книги из рекомендаций школы.
Не ограничивайся кратким пересказом – важно понимать идеи и проблемы, поднятые автором. Если у тебя слабая база по литературе, начни с нескольких доступных произведений (рассказов, повестей) по каждому направлению, постепенно расширяя круг чтения.
Обсуждай прочитанное. Попробуй проговорить с одноклассниками, учителем или родителями основные мысли книги: в чём конфликт, что хотел донести автор, какая основная идея? Обсуждение помогает лучше запомнить материал и формирует умение рассуждать.
Ознакомься с требованиями на официальном сайте ФИПИ. Найди документ с критериями оценивания и примерами тем. На сайте ФИПИ также публикуются методические материалы и разбор частых ошибок прошлых лет – это ценный ресурс, который поможет понять, чего избегать. Например, типичная ошибка – брать слишком широкую тему вместо конкретной или неправильно использовать литературный пример. Зная это заранее, тебе будет легче не допускать подобных промахов.
Просмотри несколько образцов успешных сочинений прошлых лет. ФИПИ и учебные пособия обычно приводят примеры работ, получивших зачёт (с комментариями экспертов). Разбери, как они построены: что в них во вступлении, как приведены аргументы, какой сделан вывод. Не пытайся выучить эти тексты наизусть – лучше отметь про себя удачные приёмы, которыми ты тоже можешь воспользоваться.
Тренируйся писать сочинения в формате итогового. Выбери темы из прошлых лет или придумай свои на основе направлений и попытайся написать работу целиком, соблюдая все требования (тему, аргументы, объём).
По возможности покажи черновик учителю или знакомому филологу, чтобы получить обратную связь и советы. Если такой возможности нет, хотя бы отложи своё сочинение на пару дней, а потом перечитай свежим взглядом: ты сразу заметишь некоторые недостатки и ошибки.
Следи за временем. На экзамене у тебя будет 3 часа 55 минут для написания итогового сочинения. Этого вполне достаточно, если ты заранее умеешь планировать текст. На тренировках засекай время: например, ~30 минут на обдумывание и план, ~3 часа на написание и ~20–25 минут на проверку и переписывание набело. Привыкнув к такому режиму, ты не растеряешься в день экзамена.
Помни, что подавляющее большинство выпускников благополучно получает зачёт по итоговому сочинению. Задача вполне посильная, если немного подготовиться и не паниковать.
Даже если вдруг не удастся с первого раза – будут ещё попытки пересдать (дополнительные даты обычно в феврале и мае). Но лучше постараться написать хорошо с первой попытки, чтобы спокойно сосредоточиться на предметах ЕГЭ.
Основной экзамен по русскому языку включает написание небольшого сочинения-рассуждения по прочитанному тексту – это задание №27, завершающее экзаменационную работу. От успешности его выполнения зависит значительная часть итоговых баллов, поэтому к этому сочинению предъявляются очень высокие требования.
В отличие от итогового декабрьского, здесь сочинение пишется строго на основе предложенного текста, проверяется по сложной системе баллов и оценивается не только содержательно, но и по множеству формальных критериев (языковых норм).
На ЕГЭ тебе выдадут текст (обычно 200–300 слов) публицистического или художественного стиля. После текста формулируется задание: написать сочинение, сформулировав одну из проблем, поднятых автором текста, и прокомментировать её с приведением примеров из прочитанного текста.
Также требуется указать позицию автора и выразить своё согласие или несогласие с ней, обосновав собственную позицию.
Объём экзаменационного сочинения – минимум 150 слов (рекомендуется ~200–250 для полноты ответа). Время на всю работу по русскому языку – 3,5 часа, из которых около 1,5–2 часов обычно отводят на сочинение (остальное время – на тестовую часть).
Чтобы выполнить все требования задания №27, придерживайся чёткой структуры.
Можно выстроить своё сочинение в 5 абзацев:
Начни с общего вступительного предложения по теме текста, затем чётко обозначь проблему, которую, по твоему мнению, поднял автор исходного текста. Проблема – это важный вопрос, над которым размышляет автор.
Например, это может быть проблема взаимоотношений родителей и детей, влияние памяти о войне на поколение, проявление человеческой доброты в современном мире и т.п.
Формулируя проблему, не пересказывай весь текст, а выдели главное: «Автор затрагивает проблему ... (чего?)». Важно выбрать одну конкретную проблему (если в тексте их несколько) и не ошибиться с ее сутью, иначе всё сочинение уйдёт «не туда».
Это самая объёмная часть. Тебе нужно прокомментировать выбранную проблему, опираясь на текст.
Что включает комментарий:
Пример 1: описываешь ситуацию или эпизод из данного текста, который иллюстрирует проблему. Укажи, как именно этот фрагмент демонстрирует рассматриваемый вопрос.
Пример 2: приводишь второй пример-иллюстрацию (ещё один эпизод или факт из текста), связанный с первым. Он может показывать проблему с другой стороны или дополнять первый случай.
Анализ связи: очень важно не просто перечислить два примера, но и показать смысловую связь между ними. Например, второй пример может подтверждать вывод из первого, противопоставляться ему или раскрывать развитие проблемы.
Связь можно пояснить фразой типа: «Таким образом, оба приведённых примера показывают, что ...», либо указать причино-следственную зависимость: «Причиной этого поступка стало ... что мы видим и в другом эпизоде ...».
Не подменяй комментарий простым пересказом исходного текста. Комментарий должен показать твое понимание проблематики: почему автор описал именно эти ситуации, как они иллюстрируют его мысли. Также не следует вводить примеры вне данного текста (из других источников) – комментарий строится только на основе предложенного материала.
Отдельно (обычно в 1–2 предложениях) сформулируй, какую позицию занимает автор по этой проблеме. По сути, ответь: каков вывод или основная мысль автора текста относительно обозначенной проблемы? Часто это можно выразить словами автора (перефразировать цитату из текста, которая содержит главную мысль).
Например: «Автор считает, что настоящий героизм проявляется в повседневном стоическом преодолении трудностей, а не в показных подвигах». Важно не перепутать позицию автора с собственными рассуждениями – покажи, что ты понял идею автора.
Затем укажи своё мнение: согласен ли ты с позицией автора или видишь проблему иначе? Чётко напиши фразу типа «Я полностью согласен с мнением автора о том, что ...» либо «Я частично не согласен, на мой взгляд ...». Аргументируй свою позицию 1–2 дополнительными примерами или рассуждениями.
Здесь уже допустимо привести свой аргумент вне текста – например, случай из жизни, исторический факт или литературный пример, подтверждающий твою точку зрения. Но обязательно свяжи этот аргумент с проблемой и поясни, как он подкрепляет твоё мнение. Собственная позиция не должна противоречить здравому смыслу и общей этике (не стоит оправдывать явно аморальные вещи) – пиши искренне, но корректно.
Кратко заключи своё сочинение общим выводом. Можно повторить основную мысль, сформулированную автором, подкрепив её значимостью: «Таким образом, проблема X по-прежнему актуальна, и автор прав – ...».
Либо подчеркни значение обсуждаемого: «Рассуждая над этим текстом, я ещё раз убедился, насколько важно ...». Заключение не должно вводить новых аргументов, а лишь подытоживает написанное, ставя логическую точку.
Соблюдай деловой, нейтральный стиль изложения. Обращайся в сочинении на вы (к читателю или обществу в целом) или безлично; не пиши от второго лица «ты» и не переключайся на разговорный тон. Например, неуместно вставлять реплики в духе: «Думаешь, это правильно? А вот и нет...». Лучше формулировать мысли строго и ясно.
При цитировании исходного текста или отдельных слов из него обязательно бери их в кавычки «…». Большие цитаты вставлять не нужно – достаточно кратко пересказать содержание эпизода своими словами. Разбей сочинение на абзацы по указанным выше частям, чтобы логическая структура была очевидна проверяющему.
Экзаменационное сочинение оценивается по 12 критериям, разделённым на содержательные и речевые:
Содержательные критерии: К1 (формулировка проблемы) – 1 балл; К2 (комментарий, наличие двух примеров и их связь) – максимум 3 балла; К3 (позиция автора) – 1 балл; К4 (собственное мнение и его обоснование) – 1 балл. Таким образом, за смысловую часть можно получить до 6 баллов.
Если ты не обозначил проблему или полностью не по теме написал – все остальные содержательные баллы обнуляются. Если комментария нет или он без примеров – также потеряешь основную часть баллов. Поэтому критически важно раскрыть проблему и написать развернутый комментарий с двумя примерами.
Композиция и логика (К5): проверяется связность твоего текста, аргументация, соблюдение структуры. За логичность и целостность дают до 2 баллов.
Качество речи: К6 – грамотность речи (лексические нормы, отсутствие речевых ошибок) до 2 баллов, К7 – точность и богатство словаря (до 2 баллов).
Грамотность: К8 орфография (до 3 баллов), К9 пунктуация (до 3 баллов), К10 грамматика (до 2 баллов). Эти критерии технические: количество ошибок соотносится с баллами. Например, чтобы получить максимальные 3 балла по орфографии, нельзя допустить более 1 ошибки; 2 балла – не более 3 ошибок; 1 балл – не более 4-5 ошибок, если больше – 0. Похожие пороги установлены для пунктуации и грамматики.
Фактические ошибки: К11 – учитываются фактические ошибки (например, исказил сведения о литературном герое или перепутал автора) – если их нет, ставят 1 балл, если есть хоть одна грубая фактическая ошибка по содержанию или литературному материалу, ставят 0 за этот критерий.
Этические нормы: К12 – соответствие этическим нормам (1 балл или 0). Здесь проверяется, чтобы в тексте не было неприемлемых высказываний – оскорблений, экстремизма и т.п. Если такое вдруг будет, работу вообще могут аннулировать. В норме у всех здесь 1 балл.
В сумме за сочинение на ЕГЭ по русскому языку можно получить 24 первичных балла (что составляет значительную долю от общего максимума за весь экзамен). Чтобы набрать высокий балл, важно не «провалить» ни один из ключевых содержательных критериев и написать работу грамотно.
Некоторые формальные критерии (К11, К12) обычно не вызывают проблем, если ты пишешь о привычных вещах и проверяешь факты. Основное внимание удели проблеме, комментарию и языку.
Подготовка к этому заданию во многом пересекается с подготовкой к экзамену в целом:
Изучи методические материалы ФИПИ. В демоверсии ЕГЭ и комментариях к ней подробно описаны требования к сочинению (структура, критерии с примерами). Найди эти материалы на официальном сайте и внимательно прочти пояснения экспертов, особенно об иллюстрациях в комментарии и типичных недочётах учеников.
Практикуй анализ текста. Регулярно тренируйся брать произвольный отрывок (например, из сборников заданий прошлых лет или из учебника) и определять, в чём его проблематика. Можешь кратко набросать: проблема – позиция автора – мои мысли. Эта тренировка научит тебя быстро видеть главную проблему в незнакомом тексте, что сэкономит время на экзамене.
Пиши черновики сочинений и сравнивай с образцами. Возьми тексты из открытого банка ФИПИ или из сборников и пиши по ним полноценные сочинения. Затем сверяй с разбором от экспертов или с примерами высокобалльных работ. Анализируй, где твоя работа не дотянула: может, ты привёл только один пример? Или забыл указать авторскую позицию? Постепенно ты выработаешь шаблон, как должно выглядеть идеальное решение.
Оттачивай грамотность. Параллельно не забывай повторять правила русского языка. Ведь можно прекрасно раскрыть тему, но из-за обилия ошибок потерять 8–10 баллов. Чуть ниже мы дадим чек-лист правил для повторения. Выполняй упражнения по сложным для тебя темам (например, если всегда путаешь запятую при причастном обороте или пишешь «не» слитно там, где раздельно – обрати на это особое внимание при повторении).
Учись укладываться в нужный объём. 150 слов – это минимум, но обычно качественные работы больше. Если у тебя сочинения получаются очень короткими, старайся развивать мысли полнее, приводить дополнительные пояснения. Однако и слишком длинный текст (более 350-400 слов) писать не стоит: во-первых, времени может не хватить, во-вторых, большой объём – больше шансов на ошибки. Оптимально целиться примерно в 200–250 слов осмысленного текста.
Планируй время на экзамене. Помни, что сначала идёт тестовая часть. Желательно не тратить на неё более 1,5 часов, чтобы оставалось достаточно времени на сочинение. Приучись на тренировках распределять силы: после выполнения тестовых заданий делать небольшую паузу, а затем сосредоточенно писать сочинение. Не откладывай сочинение на последние минуты – торопливость ведёт к ошибкам и упущению деталей.
При подготовке и написании сочинений ученики часто совершают одни и те же ошибки. Ниже мы рассмотрим самые типичные промахи – как в итоговом декабрьском сочинении, так и в сочинении на ЕГЭ – и способы их избежать.
Ошибки в итоговом сочинении:
Уход от конкретной темы. Некоторые выпускники рассуждают слишком общо, в рамках всего направления, и не отвечают на конкретный вопрос темы. Как избежать: внимательно читай формулировку темы в экзаменационный день. Выдели ключевые слова и требование темы (что именно нужно доказать или обсудить).
Сформулируй тезис-ответ и придерживайся его, не превращая работу просто в рассуждение «за жизнь». Если тема – вопрос, постарайся на него ответить в тексте; если цитата – раскрой её смысл применительно к человеку и миру, и т.д.
Недостаток литературных аргументов. Работа без примеров из литературы или с очень поверхностным упоминанием книги («Война – это плохо, как в романе “Война и мир”») не получает зачёт.
Как избежать: заранее подготовь подборку произведений по каждому направлению. В день экзамена, определившись с темой, вспомни хотя бы два произведения, которые подходят под неё.
Раскрой их примеры подробно: кто герои, какая ситуация, почему это иллюстрирует твою мысль. Один из примеров можно брать из классической школьной литературы, второй – при желании из современной или мировой (это не обязательно, но разнообразие приветствуется). Главное – качество аргументации, а не количество произведений.
Нарушение минимального объёма. Сочинение меньше 250 слов не проверяют вовсе. Иногда учащиеся, испугавшись, пишут очень коротко.
Как избежать: всегда расписывай план так, чтобы набиралось минимум три абзаца: вступление, 2–3 аргумента и вывод. Даже если мыслей немного, развивай каждую как можно полнее, задавай себе вопросы «почему? зачем? в чём проявляется?», чтобы расширить комментарий.
Если видишь, что черновик вышел коротким – добавь ещё один пример или подробность. Приведи дополнительный литературный пример, если время позволяет.
Грубые речевые или фактические ошибки. Например, неверное употребление слова (подмена смысла), путаница в фамилиях авторов или героях. Бывает, что школьник, пытаясь умно выразиться, делает логическую ошибку или противоречит сам себе.
Как избежать: используй в сочинении понятные слова в правильном значении. Если не уверен в значении какого-то умного слова, лучше замени простым. Следи за фактурой: если приводишь пример из литературы, точно укажи имя героя, фамилию автора и другие факты.
Не пиши о книге, содержание которой помни плохо – выбери то, в чём уверен. После написания перечитай работу и проверь себя: нет ли явных нелепостей, двусмысленностей или ошибок в именах.
Отсутствие логики, плохая структура. Например, ученик начал с одного тезиса, потом перескочил на другую мысль, вывод не вытекает из основной части. Как избежать: всегда делай краткий план перед написанием. Чётко определи, что у тебя в каждом абзаце.
Проверяй логическую связку: вступление соединяется с основными аргументами, а они – с выводом. Если время позволяет, дай почитать черновик кому-то (на подготовке) или сам себя проверь через некоторое время – легко ли следовать мысли? Если нет, работай над связками и планированием.
Ошибки в экзаменационном сочинении (ЕГЭ №27):
Неверно определена проблема текста. Это самая критическая ошибка, т.к. ведёт к обнулению К1 и снижению всех последующих баллов. Например, в тексте про конфликт поколений ученик сформулировал проблему экологии – очевидно мимо.
Как избежать: тщательно анализируй исходный текст. Определи, о чём размышляет автор, что его волнует. Если текст сложный, попробуй перефразировать его своими словами, выделяя главную мысль.
Не формулируй проблему шире, чем нужно, и не подменяй её смежной темой. Если сомневаешься, какую проблему выбрать (бывает несколько), выбери ту, которую сможешь лучше прокомментировать примерами.
Слабый комментарий – мало примеров или нет связи. Частая ситуация: школьник приводит только один пример из текста или два примера, но никак не связывает их между собой. За это автоматически снижается балл по К2.
Как избежать: помни, что нужно два иллюстрирующих фрагмента. Выбирая их, сразу подумай: как они соотносятся? Например, первый показывает проблему с позитивной стороны, второй – с негативной; или первый – причину, второй – следствие.
Ясно укажи эту связь фразой вроде: «Таким образом, сначала герой поступил так-то, в результате мы видим...». Не ленись пояснять то, что, казалось бы, и так понятно – для эксперта важно увидеть ваше умение логически связно комментировать, а не просто копировать содержание текста.
Отсутствует позиция автора или искажено её понимание. Иногда ученик вообще забывает написать, что думает сам автор (пропускает этот элемент), либо приписывает автору то, чего тот не утверждал.
Как избежать: после комментария всегда отдельным предложением вводи «Автор убеждён, что ...» или похожую фразу. Если в тексте авторская позиция не высказана явно, попробуй вывести её логически из повествования.
Проверяющие засчитывают даже неявно сформулированную позицию, если она верно отражает основную мысль текста. Поэтому пропускать этот пункт нельзя. Перечитывая текст, обрати внимание на концовку или на оценочные высказывания автора – обычно там скрыта его позиция.
Не обозначена собственная позиция. Некоторые пишут «Автор прав, и я с ним согласен.» одним предложением – этого мало. Другие вообще не упоминают своё мнение.
Как избежать: чётко отдели свой голос от авторского. Начни фразу с личного местоимения: «Я считаю...», «На мой взгляд...». Разверни свою точку зрения хотя бы на 2–3 предложения, добавив пример или объяснение. Помни, что за отсутствие собственного мнения или его нулевое обоснование ты потеряешь баллы по К4.
Нарушение композиции и логики изложения. Например, ученик начинает комментировать проблему, потом вдруг высказывает своё мнение, затем снова возвращается к автору – в итоге путаница.
Как избежать: придерживайся рекомендованной последовательности частей (проблема – комментарий – позиция автора – своё мнение – вывод). Не перемешивай эти элементы. Каждый новый смысловой шаг с новой строки. Проверяй связки между абзацами: используй вводные слова и фразы («во-первых», «во-вторых», «таким образом», «следовательно», «с другой стороны» и т.д.) для плавности.
Много языковых ошибок. Иногда хорошо написанное по содержанию сочинение теряет баллы из-за обилия ошибок – орфографических, пунктуационных, грамматических.
Как избежать: удели время языковой подготовке. Перед экзаменом освежи в памяти основные правила (см. чек-лист ниже). На самом экзамене не торопись переписывать набело, пока внимательно не вычитаешь черновик. Проверяй каждое предложение: нет ли опечаток, всех ли запятых, правильные ли падежи.
Особенно проверь цитаты и имена собственные – там часто случаются досадные ошибки (например, фамилии с маленькой буквы или неверное написание). Если знаешь, что какой-то оборот не уверенно оформляешь – перестрой фразу проще, чтобы не рисковать. Помни, что лучше написать чуть проще, но правильно, чем завернуть сложную конструкцию, в которой сделаешь ошибку.
Подготовка к итоговому сочинению и к сочинению на ЕГЭ по русскому во многом пересекается.
Вот несколько универсальных советов, которые помогут тебе уверенно чувствовать себя при встрече с любой темой:
Начни с повторения теории. Прежде чем писать, убедись, что ты освежил в памяти основные правила русского языка: орфографические нормы (написание слов), пунктуационные правила, речевые требования. Без теоретической базы трудно написать грамотный текст.
Если у тебя пробелы со школы, пройди экспресс-курс русского языка: например, пролистай справочник, реши несколько упражнений по тем темам, где часто ошибаешься. Удели особое внимание тем правилам, которые непосредственно влияют на письмо сочинений (см. наш чек-лист ниже).
Изучи критерии оценивания. Очень важно понимать, за что именно тебе ставят баллы или зачёт. Прочти критерии итогового сочинения и сочинения ЕГЭ (они есть в открытом доступе). Тогда при написании ты будешь помнить, что, скажем, без второго примера в комментарии потеряешь 2–3 балла, а без литературного аргумента в декабрьском сочинении вообще не получишь зачёт. Осознавая это, ты не забудешь включить все нужные элементы.
Составь план подготовки с упором на практику. Теория важна, но писать сочинения научишься только практикуясь. Распланируй время до экзамена: например, каждую неделю писать как минимум по одному сочинению каждого вида.
Можно чередовать: одну неделю – тренировка итогового (на темы прошлых лет), другую – сочинение по тексту. Или распределить дни в неделю. Главное – регулярность. После каждой работы проводи «разбор полётов»: оцени сам или попроси учителя проверить, учти замечания в следующей попытке.
Анализируй примеры успешных работ. Найди в интернете или учебниках сборники сочинений, которые получили высокие баллы. Внимательно их прочти: обрати внимание на структуру, на фразы, которые они используют для связи примеров, на стиль изложения.
Можно выписать себе полезные клише: например, фразы для формулировки проблемы («Автор поднимает проблему...», «В тексте затронут вопрос о ...»), для связи примеров («Оба примера дополняют друг друга: сначала..., затем...», «Противопоставляя эти ситуации, автор показывает, что...») или для начала собственного мнения («Трудно не согласиться с автором в том, что...», «Позиция автора мне близка, так как...», «На мой взгляд, ситуация не столь однозначна, потому что...») и так далее.
Важно: используйте клише умно, не делай все сочинение шаблонным – но пару заготовок иметь полезно, это сэкономит время и придаст уверенности.
Расширяй кругозор и словарный запас. Читай не только школьную программу, но и дополнительные материалы: публицистику, научно-популярные статьи, современные рассказы. Это поможет тебе лучше ориентироваться в разных темах и примерах. К тому же, богатый кругозор даёт тебе больше идей для собственного мнения в сочинении. Выписывай новые слова и фразы, учись правильно их употреблять. Хороший словарный запас и эрудированность выгодно отличат твою работу.
Отрабатывай навык проверки работы. На ЕГЭ у тебя будет только черновик и чистовик. Очень важно уметь грамотно проверить черновой вариант перед переписыванием. Тренируй в себе привычку перечитывать каждое написанное сочинение: найди и исправь ошибки, посмотри со стороны – всё ли понятно в аргументации? Возможно, что-то стоит перестроить. Навык самопроверки особенно важен, если у тебя нет рядом учителя или эксперта, готового указать на ошибки.
Поддерживай общий интеллектуальный тонус. В последние месяцы перед экзаменом старайся больше думать, анализировать, формулировать. Например, заведите с друзьями традицию обсуждать прочитанные книги или фильмы – это тоже тренирует аргументацию и умение высказывать мнение. Письмо – продолжение мышления: если научишься ясно мыслить и аргументировать устно, это отразится и на письме.
В целом, подготовка к сочинениям – это не разовая зубрёжка правил, а постепенный процесс развития твоих навыков мышления, письма и анализа текста. При правильном подходе эти навыки останутся с тобой и после ЕГЭ, пригодясь в вузе и жизни.
Для успешного сочинения важно уметь подкреплять рассуждения примерами из литературы. Выбор произведения часто определяет глубину и оригинальность твоей работы. Желательно иметь в запасе несколько «универсальных» произведений, которые можно привести в разных темах.
Ниже – подборка книг из школьной программы (и вне её), которые часто используют в сочинениях, с указанием, какие темы ими удобно иллюстрировать:
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского – классический роман о нравственном выборе, чувстве вины и пути к раскаянию. Универсально подходит для тем, связанных с моральными ориентирами, чувством совести, преступлением и возмездием, внутренней борьбой добра и зла.
«Война и мир» Л. Н. Толстого – эпопея, затрагивающая множество вопросов: патриотизм и долг перед Отечеством, ценность семьи и мира, честь и любовь. Этот роман часто используют как аргумент на темы о войне и героизме, о семейных ценностях, о роли личности в истории.
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина – повесть о чести, долге и любви на фоне исторических событий. Помогает раскрывать темы чести и бесчестия, верности своему слову («Береги честь смолоду» – главный завет повести), взаимоотношений отцов и детей, выбор стороны в конфликте (показано через Пугачёвщину).
«Гранатовый браслет» А. И. Куприна – трогательный рассказ о самоотверженной, идеальной любви. Универсален для тем, связанных с любовью и жертвой, ценностью искренних чувств, благородством души. Также можно вспомнить «Бедную Лизу» Н. М. Карамзина – для тем о трагической любви, сострадании.
«Старик и море» Э. Хемингуэя – повесть-притча о мужестве, стойкости и несгибаемой воле человека перед лицом судьбы и природы. Этот зарубежный пример хорошо иллюстрирует темы о силе духа, преодолении трудностей, смысле борьбы и жизненных испытаниях.
«Обломов» И. А. Гончарова – роман о конфликте пассивности и активности, мечты и реальности. Образ Обломова часто приводят в сочинениях на тему лени и трудолюбия, цели жизни, влияния общества на личность. Его противопоставление Штольцу показывает, к чему приводит бездействие и как важна решительность.
«Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера – зарубежный роман о внутреннем мире подростка, поиске себя и бунте против лицемерия общества. Может послужить аргументом в темах взросления, искренности, одиночества, противостояния личности и общества.
«Портрет Дориана Грея» О. Уайльда – роман, поднимающий проблему нравственного падения, влияния искусства и эстетизма на жизнь человека. Его можно использовать для тем о моральном выборе, о влиянии культуры/искусства, о цене вечной молодости и удовольствий.
Также из зарубежных примеров для морально-этических тем нередко упоминают «Гордость и предубеждение» Дж. Остин (о влиянии гордости на судьбу и о предрассудках в обществе) и «Старуха Изергиль» М. Горького (легенды о Ларре и Данко – о эгоизме и самопожертвовании).
При использовании литературных примеров обязательно свяжи их с тезисом темы. Просто назвать произведение недостаточно – нужно пояснить, как именно данный сюжет или герой подтверждает твою мысль. Старайся выбирать те книги, которые сам хорошо понимаешь: лучше привести менее известный рассказ, но рассказать о нём уверенно и уместно, чем взять знаменитый роман, перепутав в нём детали.
Также помни о разнообразии: если в сочинении требуется несколько аргументов, здорово, когда они из разных эпох или разного жанра – это показывает твою начитанность. Но даже один ярко разобранный пример ценнее, чем три названных вполголоса.
Для практики попробуй составить свой список произведений под каждое направление итогового сочинения и под возможные проблемы для ЕГЭ. Прочитай или просмотри кратко эти произведения, выпиши основные идеи и цитаты. Такие заготовки сильно выручат тебя на экзамене.
Дорогие родители! Ваша поддержка способна значительно повысить уверенность ребёнка перед важными экзаменами.
Вот несколько рекомендаций, как помочь выпускнику готовиться к сочинениям, не превращая обучение в стресс:
Проявляйте интерес и позитив. Покажите, что вам важно то, чем занимается ребёнок. Интересуйтесь, какую тему сочинения он сегодня писал, что получилось лучше, с чем возникли сложности. И обязательно хвалите за прогресс: даже небольшие улучшения заслуживают признания. Позитивная обратная связь мотивирует подростка продолжать стараться.
Избегайте сверхконтроля. Чрезмерное давление и постоянные напоминания об экзаменах могут только усилить тревожность. Не устраивайте ежедневных допросов в стиле «Ну, сколько правил выучил? Сколько слов написал?».
Доверьте ребёнку ответственность за свой график (при необходимости помогите его составить, но не командуйте каждым шагом). Контролируйте ситуацию мягко: например, раз в неделю интересуйтесь общим прогрессом, вместо того чтобы сидеть над душой каждый вечер.
Помогите создать комфортные условия. Убедитесь, что у сына или дочери есть удобное место для занятий, тишина в нужные часы. Возможно, стоит скорректировать режим дня: добавить небольшие перерывы, прогулки. Следите, чтобы ребёнок высыпался и не перегружался – свежая голова писать сочинения будет гораздо продуктивнее.
Будьте поддержкой, а не судьёй. Если у ученика что-то не выходит (например, пробное сочинение получили низкую оценку), постарайтесь приободрить, а не ругать. Напомните, что для того и нужна подготовка, чтобы учиться на ошибках. Вместе разберите, почему не получилось, и найдите решение (может, надо повторить правило или перечитать книгу). Дайте понять, что вы верите в его способности и итоговый успех, даже если сейчас имеются трудности.
Используйте доступные ресурсы вместе. Если чувствуете, что собственных знаний не хватает, чтобы проверить сочинение или подсказать по теме, помогите ребёнку найти внешнюю поддержку. Например, вместе изучите каталог курсов на «Учись Онлайн Ру», почитайте отзывы, выберите подходящую программу подготовки.
Обратите внимание на курсы, которые специально рассчитаны на учеников со слабой базой – там материал подаётся более простым языком, даётся больше практики «с нуля». Совместный выбор курса или репетитора покажет ребёнку, что вы на его стороне. Однако не заставляйте против воли: если сын/дочь пока хочет попробовать сам готовиться – не настаивайте, просто предложите такие варианты как возможную помощь.
Держите связь с учителем, будьте в курсе требований. По возможности, общайтесь с преподавателем русского языка: уточняйте, на что обратить внимание, какие пробелы есть у ребёнка. Следите за официальными новостями (расписание экзаменов, изменения в формате) – своевременно делясь этой информацией с ребёнком, вы покажете свою включённость и убережёте от слухов и лишних волнений.
Создайте дома атмосферу доверия. Дайте понять выпускнику, что оценка за ЕГЭ – это важно, но ваша любовь и поддержка не зависят от количества баллов. Когда подросток чувствует, что его ценят независимо от результатов, у него парадоксально повышаются и результаты, потому что уходит страх не оправдать ожидания. Спокойствие и уверенность родителей передаются и ребёнку.
Помогая таким образом, вы становитесь не контролёром, а партнёром в подготовке. Иногда просто быть рядом, угостить чаем в перерыве, поделиться своим опытом написания сочинений (если помните) – уже ценно. Главное – верьте в своего ребёнка. Ваше спокойствие, поддержка и уверенность вдохновят его стараться усерднее и не опускать руки.
Современные технологии позволяют подготовиться к ЕГЭ эффективно даже тем ученикам, у кого пока слабые исходные знания. Онлайн-курсы дают структурированную программу, помогают системно повторить правила и отработать навык написания сочинений с экспертной поддержкой.
Платформа «Учись Онлайн Ру» собрала на своем агрегаторе десятки проверенных курсов подготовки к ЕГЭ по русскому языку – можно сравнить цены, программы, почитать отзывы и выбрать оптимальный.
Ниже приведём несколько примеров онлайн-курсов, которые могут помочь подготовиться к сочинениям, особенно если стартовый уровень невысок:
Этот курс рассчитан на поэтапное и полное повторение всего материала, необходимого для высоких результатов. Под руководством опытного преподавателя ученики систематизируют знания по всем темам школьной программы: орфография, пунктуация, грамматика, анализ текста. Параллельно разбираются все типы заданий ЕГЭ, включая сочинение.
Большой плюс – регулярная практика написания сочинений, которые проверяют эксперты «Фоксфорда» с подробной обратной связью и разбором ошибок. Такой курс подойдёт тем, у кого есть время для основательной подготовки и цель – получить максимально высокие баллы: за 8 месяцев занятия последовательно подтягивают даже слабую базу до уверенного уровня.
Ускоренная программа для тех, кто начал готовиться поздновато или хочет быстро повторить все правила. Формат курса интенсивный: занятия проводятся несколько раз в неделю в режиме вебинаров по 2 академических часа. После каждого урока даются домашние задания, включая мини-сочинения или разбор типовых проблем, с последующим видеоразбором от преподавателя.
Ежемесячно проводятся пробные экзамены, в том числе с проверкой сочинений по критериям ЕГЭ – это позволяет отслеживать прогресс. Преимущества курса – концентрированная подача материала, акцент на самых частых темах и ошибках, а также доступ ко всем видеозаписям занятий (можно пересматривать трудные темы).
Подходит для мотивированных ребят, которым нужно в короткий срок структурировать знания. Кстати, у TutorOnline первые несколько занятий обычно бесплатны, что даёт возможность понять формат обучения.
Специально созданный курс для учеников, которым нужна подготовка с нуля или близкого к базовому уровня. Обучение начинается с самого фундамента: повторяются орфографические правила за 5–9 классы, основы синтаксиса и пунктуации. Постепенно сложность растёт до уровня ЕГЭ. В программе – около 12 онлайн-уроков в месяц, после каждого – домашние задания, большое количество практических упражнений на отработку правил.
За учеником закрепляется наставник, который помогает разбирать ошибки и при необходимости дополнительно поясняет трудные моменты. Особое внимание на курсе уделяется навыку решения сложных заданий и написания сочинения: ученики учатся определять проблему текста, составлять план, их работы проверяются экспертами Вебиум.
Формат гибкий – уроки можно смотреть в записи в удобное время, если пропустил онлайн. Этот курс – находка для тех, кто чувствует, что «ничего не знает», потому что даёт возможность подтянуть базу с любого уровня и постепенно выйти на требуемые результаты ЕГЭ.
Помимо указанных, на «Учись Онлайн Ру» есть и другие программы подготовки по русскому языку: от авторских курсов известных репетиторов до комплексных занятий в группах. При выборе курса обращайте внимание на: длительность и интенсивность (комфортно ли вам заниматься в предложенном темпе), опыт преподавателей, формат обратной связи (будут ли проверять ваши сочинения и давать комментарии), а также отзывы прошлых выпускников.
Для ученика со слабой базой часто оптимален курс длительностью 6–9 месяцев, где есть время устранить пробелы. Если же базовый уровень неплохой, но нужно отточить именно сочинение – можно подобрать краткосрочный специализированный курс или мастер-группу по сочинению.
Онлайн-обучение выгодно тем, что заниматься можно из дома, в комфортной обстановке, сочетая с школьным расписанием. Многие платформы дают доступ к материалам 24/7, что удобно для повторения правил. Также на курсах часто предоставляют дополнительные конспекты, сборники проверочных тестов, чек-листы – пользуйся этими материалами, они помогут быстрее повторить теорию.
И главное – хороший онлайн-курс не только объясняет тему, но и регулярно мотивирует тебя заниматься. Попадая в среду таких же ребят, готовящихся к ЕГЭ, видя свой прогресс в домашних заданиях, ученик преодолевает неуверенность.
Поэтому, если чувствуешь, что самостоятельно сложно организоваться или есть пробелы, которые никак не закрываются, рассмотри вариант с онлайн-обучением. Правильно выбранный курс способен заменить десятки часов самостоятельного блуждания по учебникам и направить твою подготовку в эффективное русло.
Перед экзаменом обязательно выдели время на экспресс-повторение самых важных правил русского языка, влияющих на качество сочинения.
Вот краткий чек-лист, на что обратить внимание:
Пунктуация: Проверь своё знание правил расстановки знаков препинания. Вспомни, где ставятся запятые в сложноподчинённых предложениях (перед союзами что, который, потому что и др.), при обособленных оборотах (причастных и деепричастных), в конструкциях с вводными словами.
Освежи правила оформления прямой речи и цитат: двоеточие перед цитатой после слов автора, оформление диалога, кавычки. Не забудь про случаи использования двоеточия и тире в бессоюзных предложениях (обобщение, причина-следствие, противопоставление и т.д.).
Орфография: Повтори написание самых распространённых орфограмм. Это прежде всего одна и две н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий (например, «воспитанный мальчик» – одна н, но «воспитанный кем-то» – две нн).
Освежи правила слитного, раздельного и дефисного написания частиц не и ни с разными частями речи («не менее» – раздельно, «невозможно» – слитно, «ни при чём» – раздельно и т.д.).
Пробежись по трудным случаям в корнях слов: чередующиеся гласные (гор/гар, раст/рост, кас/кос и пр.), безударные гласные в корне (подбери проверочные слова, где ударение падает на сомнительную гласную) и непроизносимые согласные («праздник» – слышим , пишем д). Эти орфографические мелочи часто становятся источником ошибок.
Речевые нормы: Напомни себе требования к стилю и лексике в экзаменационных сочинениях. Используй нейтральную лексику – никаких жаргонных слов, просторечий, сленга. Избегай слов-паразитов и лишних разговорных вставок («типа», «скажем так», «оказывается» в неподходящем месте).
Следи за точностью словоупотребления – употребляй слова в правильном значении, не путай паронимы (например, эффективный vs эффектный, предоставить vs представить). Старайся не повторять одно и то же слово много раз – замени синонимами или местоимениями, чтобы не было тавтологии.
И, конечно, соблюдай этикет и форму изложения: никакого панибратства, обращения к экзаменатору или читателю на «ты», никакой агрессии. Твой текст должен выглядеть как зрелое рассуждение старшеклассника, стремящегося к академическому стилю.
Используй этот список как финальный контроль: пробеги по каждому пункту и спроси себя – помню ли я это правило? Если какое-то вызывает сомнение, быстренько открой справочник или конспект курса и освежи его. Даже 15–20 минут, потраченных на повторение, помогут тебе избежать обидной ошибки, которая могла стоить потерянного балла.
Подготовка к сочинениям ЕГЭ – это путь, который требует времени и усилий, особенно если стартовые знания по русскому языку оставляют желать лучшего. Но каждый упорный шаг на этом пути окупается сторицей.
Регулярно тренируясь, повторяя правила, перечитывая литературу, ты обязательно заметишь прогресс: вчера не мог связно написать и страницы, а сегодня уже рассуждаешь на сложную тему, приводишь примеры, и получается всё лучше. Не сравнивай себя с другими – сравнивай себя сегодняшнего с собой вчерашним.
Верь в свои силы и не бойся ошибок: ошибки – это точки роста. Каждый раз, исправляя неточность или узнавая новое правило, ты становишься грамотнее и увереннее. И помни: ЕГЭ – хоть и важный, но всего лишь экзамен. Он проверяет твои умения на данный момент, но не определяет всю твою ценность или способности.
Если приложить старание сейчас, то в будущем экзаменационные навыки превратятся в полезный инструмент: умение ясно писать и аргументировать мысли очень пригодится в вузе, да и вообще в жизни.
Настройся решительно и позитивно. Представь, что ты уже сидишь на экзамене, тебе попалась понятная тема, в голове всплывают подходящие примеры, а рука уверенно выводит строчки сочинения. Эта картина может стать реальностью – стоит только как следует подготовиться. Ты не один: рядом твои учителя, друзья, родные, готовые поддержать. Используй все возможности, тренируйся и смотри в будущее с оптимизмом.
Пусть заключительный этап школьной жизни будет для тебя успешным стартом! Желаем тебе вдохновения при написании сочинений, стойкости в учёбе и высоких баллов на экзамене. Ты сможешь преодолеть все трудности, ведь теперь у тебя есть план и необходимые знания. Вперёд – к зачёту на итоговом сочинении и к уверенной победе на ЕГЭ! успехов!
Что, по вашему мнению, важно учесть при написании итогового сочинения?
Комментарии
Комментариев пока нет. :(
Написать комментарий
Задайте интересующий вопрос или напишите комментарий.
Зачастую ученики и представители школ на них отвечают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет